Постановление Администрации Алтайского края от 8 декабря 2003 г. N 624
"О Комплексном плане мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алтайском крае на 2004-2006 годы"
Постановлением Администрации Алтайского края от 16 августа 2007 г. N 359 настоящее Постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 110 Трудового кодекса РФ и статьей 6 закона Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" постановляю:
1. Утвердить Комплексный план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алтайском крае на 2004-2006 годы (прилагается).
2. Комитету администрации края по труду (А.К.Мишин), отраслевым комитетам и управлениям администрации края совместно с органами государственного надзора и контроля, местного самоуправления, работодателями и их объединениями и профессиональными союзами организовать исполнение названного Комплексного плана, обеспечить реализацию государственной политики в сфере охраны труда, последовательное улучшение условий и охраны труда в крае.
3. Комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике (В.Г.Притупов) предусмотреть в краевом бюджете на 2004 и последующие годы ассигнования на реализацию мероприятий Комплексного плана.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Г.П.Зырянова.
Глава администрации края |
А.А.Суриков |
Комплексный план
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алтайском крае
на 2004-2006 годы
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 8 декабря 2003 г. N 624)
1. Паспорт
Комплексного плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда
в Алтайском крае на 2004-2006 годы
Наименование Комплексный план мероприятий по улучшению
Комплексного плана: условий и охраны труда в Алтайском крае на 2004
- 2006 годы.
Законодательная Трудовой кодекс РФ, закон Алтайского края "Об
основа разработки охране труда в Алтайском крае".
Комплексного плана:
Заказчик Комплексного Комитет администрации края по труду.
плана:
Разработчики Комитет администрации края по труду, отраслевые
Комплексного плана: управления и комитеты администрации края,
федеральные органы надзора и контроля,
Алтайский крайсовпроф.
Основные исполнители Комитет администрации края по труду, отраслевые
Комплексного плана: управления, комитеты администрации края;
комитет администрации края по финансам,
налоговой и кредитной политике;
органы местного самоуправления;*
краевой совет профсоюзов;*
Союз промышленников Алтайского края;*
Государственная инспекция труда в Алтайском
крае;*
Алтайский краевой центр
Госсанэпиднадзора России;*
Управление Алтайского округа Госгортехнадзора
России;*
Алтайский центр стандартизации, метрологии и
сертификации;*
Алтайское региональное отделение Фонда
социального страхования РФ;*
руководители организаций (работодатели).*
Сроки реализации 2004-2006 годы.
Комплексного плана:
Основные задачи: Правовое и нормативное, организационное и
техническое, кадровое и научное, лечебно-
профилактическое и реабилитационное обеспечение
охраны труда; обучение руководителей,
специалистов и работников, профессиональная
подготовка специалистов по охране труда;
профилактика травматизма и профессиональной
заболеваемости, обеспечение работников
средствами защиты.
Источники и объемы Средства краевого бюджета - 4280 тыс. рублей;
финансирования средства Фонда социального страхования РФ -
Комплексного плана: 112804 тыс. рублей;
средства организаций - 29325 тыс. рублей;
итого по программе - 146409 тыс. рублей,
в том числе: 2004 - 46243 тыс. руб.;
2005 - 50358 тыс. руб.;
2006 - 49808 тыс. руб.
Потребность в средствах краевого бюджета
подлежит ежегодному уточнению.
Финансирование мероприятий Комплексного плана
из Фонда социального страхования РФ
осуществляется после принятия соответствующих
нормативных правовых актов.
Объем средств муниципальных бюджетов
устанавливают органы местного самоуправления.
Ожидаемые конечные Снижение производственного травматизма,
результаты реализации профессиональной заболеваемости, улучшение
Комплексного плана: условий труда и социального положения
работников, рост производительности и качества
труда, снижение непроизводительных потерь
производства.
Организация контроля Государственный заказчик Комплексного плана
за исполнением осуществляет непосредственный контроль за его
Комплексного плана: исполнением. Информация о ходе выполнения
Комплексного плана и использовании средств
представляется ежегодно.
_________________________________
* по согласованию
2. Введение
Комплексный план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алтайском крае на 2004-2006 годы (далее - Комплексный план) разработана комитетом администрации края по труду с участием отраслевых управлений и комитетов администрации края, федеральных органов государственного надзора и контроля, краевых объединений работодателей и профессиональных союзов, ученых вузов края.
Правовой основой Комплексного плана являются Трудовой кодекс РФ, федеральные законы об основах охраны труда в РФ, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о промышленной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, закон Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае" и ряд других.
Комплексный план представляет собой перечень мероприятий, работ комитетов и управлений администрации края, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзов и ученых и их взаимодействия по улучшению условий и охраны труда в отраслях и организациях края. Организационно-правовой особенностью Комплексного плана является участие в нем органов управления различных уровней (федерального, регионального и территориального), различных сфер деятельности (санитарного, промышленного, энергетического надзора, Фонда социального страхования и др.), профсоюзов и работодателей, что придает ему форму многостороннего соглашения.
Мероприятия и работы базируются на анализе состояния государственного и муниципального управления охраной труда в крае, динамики процессов и состояния условий труда, профессиональной заболеваемости и травматизма по отраслям и территориям края. Количество, содержание и объемы мероприятий увязаны с материальными и финансовыми возможностями.
Комплексное планирование работ по реализации государственной политики в сфере охраны труда обусловлено многогранностью решаемых задач, необходимостью координации и взаимодействия различных органов власти и управления, государственных и негосударственных организаций.
3. Влияние экономических процессов и рынка труда на состояние охраны труда
Состояние и эффективность системы государственного управления охраной труда, условия труда и организация его охраны в существенной мере зависят от процессов, происходящих в экономике края. В последнее пятилетие это влияние носило преимущественно позитивный характер, что обусловлено ростом экономики. Это расширяло возможности отраслей и организаций по финансированию мероприятий по улучшению условий труда, внедрению современных технологий, безопасного оборудования и станков, подготовки персонала по этим проблемам, обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты. Только за последние два года затраты в крае на охрану труда по данным органов статистики выросли на 41% и достигли 394,4 млн. рублей. Эта тенденция носит устойчивый характер.
Условия и охрана труда также оказывают существенное влияние на экономику края, во многом определяя производительность труда, его качество, прибыльность производства, уровень непроизводительных потерь. Это характерно как для каждой отдельной организации, так и для экономики края в целом.
Вместе с тем негативное влияние на процессы охраны труда оказывает не устоявшийся рынок труда. Ежегодно на него выходит до 300 тыс. человек (меняют место работы или выходят впервые). Среди ищущих работу возрастает доля тех, кто имеет лишь общее среднее образование (около 30%) и тех, кто не имеет среднего общего образования (более 16%). Молодежь в возрасте 16-29 лет в среднем по краю составляет треть всех безработных. Все это требует более полного учета субъективных факторов охраны труда в системе "человек-машина", усиления внимания к обучению персонала, контролю за соблюдением норм и правил охраны труда.
4. Анализ состояния систем государственного и муниципального
управления охраной труда
Реализация двух предыдущих программ в период с 1998 по 2003 год позволила в основном завершить формирование в крае системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим, социальным и правовым условиям и нормам. Созданы и наделены полномочиями органы управления на региональном и территориальном уровнях, налажено взаимодействие федеральных, региональных и территориальных органов управления, надзора и контроля. По актуальным направлениям работы такое взаимодействие осуществляется на основе двусторонних и многосторонних соглашений, а также в рамках систематически действующих краевых трехсторонней и межведомственной комиссий.
В процесс управления охраной труда внедрены принципиально новые технологии:
- социальное партнерство. Сегодня соглашения по широкому кругу социально-трудовых вопросов заключены на уровне края, в ведущих отраслях, во всех территориях, более чем в 600 селах и поселках. Коллективные договоры заключены в 4600 коллективах;
- аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда (подробный анализ дан в специальном разделе);
- государственная экспертиза условий труда. Укрепленная численно в 2001-2003 годах, она осуществляет экспертизу проектов строительства и реконструкции производственных объектов, контроль за ходом аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда и соблюдением прав работников в сфере охраны труда;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Начиная с 2000 года, все граждане (более 11 тыс.), получившие на производстве увечье или профессиональное заболевание, семьи, потерявшие кормильца, получают средства по возмещению вреда. Осваивается механизм формирования материальной заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда посредством установления скидок и надбавок к страховым тарифам на этот вид страхования, выделение средств на проведение предупредительных мер по охране труда.
Органы Госгортехнадзора и санитарного надзора в соответствии с нормами федеральных законов осуществляют производственный контроль за эксплуатацией объектов повышенной опасности, соблюдением санитарных и гигиенических нормативов, организуют и контролируют страхование гражданской ответственности.
За последние годы создана сеть организаций инфраструктурного характера, оказывающих услуги отраслям и организациям в сфере охраны труда. Они производят и реализуют специальную одежду и другие средства защиты, ведут обучение по охране труда руководителей, специалистов и общественников, издают нормативную и методическую литературу, ведут измерения факторов производственной среды для аттестации рабочих мест, сертификацию работ по охране труда, диагностику и испытания оборудования на объектах повышенной опасности.
В городах и районах края действуют территориальные системы управления охраной труда. По вопросам охраны труда приняты специальные постановления глав администраций, утверждены территориальные планы улучшения трудоохранной работы. Повсеместно действуют трехсторонние и межведомственные комиссии, в 51 органе местного самоуправления работают штатные специалисты по охране труда.
Показатели производственного травматизма в крае приведены на следующей диаграмме:
См. диаграмму показателей производственного травматизма
Травмы на производстве (по группе обследованных организаций) в 2000 году получили 4065 человек. В 2002 году этот показатель составил - 3482. Число смертельных травм в 2001 году - 105, в 2002 - 93, в 2003 (10 мес.) - 50. Важно, что эти показатели достигнуты в условиях роста экономики и увеличения количества живого труда.
Наиболее успешно решаются проблемы охраны труда в отраслях (подотраслях), сохранивших единые органы управления. Это железнодорожный транспорт, коммунальная энергетика, предприятия по хранению и переработке зерна, лесное, газовое, дорожное хозяйство.
Вместе с тем в системе государственного управления охраной труда сохраняются нерешенные проблемы, возникают новые задачи.
Недостаток нормативного регулирования, несовершенство организационных механизмов по-прежнему приводят к тому, что многие проекты строительства и реконструкции производственных объектов, технологических процессов и машин вводятся в действие, минуя государственную экспертизу условий труда. Это приводит к тому, что названные проекты, как правило, не учитывают мер, необходимых для обеспечения безопасного производства работ и эксплуатации машин и механизмов. Об этом свидетельствует, в частности, то, что практически во все проекты, рассмотренные государственной экспертизой в последние годы, были внесены значительные дополнения, связанные с охраной труда. Для решения этой проблемы необходимо принятие положения, утвержденного постановлением администрации края.
Существенного расширения масштабов требует реализация норм Федерального закона "Об обязательном социальном страховании ..." в плане формирования материальной заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда. Сегодня из почти 40 тыс. страхователей (организаций) не более 200 получают скидки или надбавки к страховым тарифам по этому виду страхования. Также только десятки из них имеют возможность использовать часть средств на проведение предупредительных мер по охране труда.
Данные статистики, обследования отраслей, территорий и организаций обнаруживают нарушения в строительном производстве, сельском хозяйстве, на автомобильном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в малом предпринимательстве.
5. Состояние правового и нормативно-методического обеспечения охраны труда
Становление системы государственного управления охраной труда в крае определялось федеральными законами и принятым в 1997 году законом Алтайского края "Об охране труда в Алтайском крае". С принятием и введением в действие Трудового кодекса РФ завершен важный этап в формировании правового пространства для этой сферы. В соответствии с его нормами в 2002 году принята новая редакция названного краевого закона. На его основе комитетом администрации края по труду разработан ряд нормативных и нормативно-методических документов. В том числе:
- Типовое положение о системе муниципального управления охраной труда в городе (районе) Алтайского края;
- Положение о центре по обучению и проверке знаний руководителей и специалистов по охране труда.
Разработанные комитетом рекомендации, по управлению охраной труда в организациях ориентируют работодателей на системную работу посредством принятия стандартов (положений) организаций (СТО БТ) по ведущим направлениям деятельности, в том числе: о функциональных обязанностях должностных лиц по охране труда, о системе контроля за состоянием условий и охраны труда, о планировании работ по охране труда, об обеспечении работников средствами защиты, санитарно-бытовом обслуживании работников, материальном стимулировании безопасного труда, оснащении и оборудовании кабинета охраны труда, организации работ повышенной опасности, оказании первой помощи пострадавшим на производстве. В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ разработаны макеты трудового договора, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка. Названные рекомендации и макеты изданы отдельной книгой, распространяются бесплатно на электронных носителях. Сегодня можно говорить о завершении в основном формирования нормативно-методической базы охраны труда на уровне организации.
Однако только в этом году Правительством России, Минтрудом России и другими федеральными министерствами принято большое количество новых нормативных документов. Новые, часто более сложные, задачи установлены в областях обучения по охране труда, расследования несчастных случаев, разработки инструкций и правил по охране труда, социального страхования, учета затрат на охрану труда, обеспечения работников специальным питанием и молоком, смывающими и обезвреживающими средствами и т.д. Все это требует овладения органами по труду, службами охраны труда организаций современными информационными технологиями. Сегодня на базе Интернет действует Российская информационная система охраны труда - "РИСОТ", однако выход в эту сеть имеет достаточно ограниченное число абонентов. Из-за отсутствия современного оборудования (компьютеров, модемов и др.) органы по труду края, территорий не могут воспользоваться этими возможностями. Такое оборудование и оргтехника требуется и для создания автоматизированных рабочих мест экспертов по охране труда, т.к. для проведения качественной экспертизы необходимо руководствоваться большим количеством нормативных документов.
Ряд сложных задач предстоит в ближайшие годы решать в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ, предусматривающем разработку технических регламентов, нацеленных на обеспечение безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, устраняющих риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
6. Информационное обеспечение охраны труда
В предыдущие годы улучшено информационное обеспечение охраны труда. В частности, ежегодно краевая межведомственная комиссия по охране труда и безопасности производства рассматривает доклад о состоянии условий и охраны труда в крае, который затем вместе с решением комиссии рассылается руководителям администрации края, комитетам и управлениям администрации края, органам местного самоуправления и другим организациям. Помимо этого администрацией края при участии органов надзора и контроля, статистики осуществляется мониторинг условий и охраны труда, позволяющий отслеживать динамику процессов в сферах охраны и гигиены труда, промышленной, пожарной и электробезопасности. Итоги мониторинга также направляются заинтересованным органам и организациям.
Оперативная информация по рассматриваемой проблеме доводится до органов управления, надзора и контроля посредством ежеквартального издания информационного бюллетеня комитета администрации края по труду, а также ежемесячной краевой газеты "Вестник охраны труда". Данная проблематика систематически освещается в средствах массовой информации, в т.ч. краевых, городских и районных газетах, на телевидении. Традиционными стали краевые и территориальные Дни охраны труда, в которых принимают участие специалисты по охране труда отраслей и организаций.
С учетом задач и требований охраны труда в крае и многих территориях проходят смотры, конкурсы, трудовое соревнование коллективов. Очевидно, что эту работу надо продолжать и совершенствовать на качественно новой основе.
7. Кадровое обеспечение охраны труда, обучение и профессиональная
подготовка руководителей и специалистов
К 1996 году в части производственных коллективов были ликвидированы или существенно сокращены штатные службы или специалисты по охране труда. Их восстановление стало одним из наиболее сложных практических дел в предшествующем периоде. В связи с новыми функциями органов местного самоуправления не менее важно было создать полноценные (самостоятельные) комитеты (отделы) по труду со штатными специалистами по охране труда. Без решения этой задачи серьезно говорить о системе управления охраной труда невозможно. Она еще до конца не решена.
К настоящему времени службы (специалисты) работают в 1750 коллективах, в т.ч. за последние три года они восстановлены более чем в 500 организациях. Решению этой проблемы в значительной мере способствовало введение в Закон "Об основах охраны труда в РФ" нормы прямого действия, в соответствии с которой в производственных коллективах с численностью работников более 100 человек вводится штатная должность такого специалиста. Вместе с тем сегодня еще нельзя говорить о завершении этой работы. Штатные специалисты по охране труда отсутствуют в отдельных организациях строительства, автомобильного транспорта, сельского и жилищно-коммунального хозяйства. Не обеспечены такими специалистами крупные учреждения народного образования, здравоохранения. Многие из работающих специалистов по охране труда не имеют базового специального образования, а часть из них работают как совместители.
Сегодня экономике края, по нашим оценкам, требуется 2-3 тыс. инженеров по охране труда, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Безопасность технологических процессов и производств", "Охрана труда". Учебные заведения края никогда прежде не готовили таких специалистов. В последние годы сделаны первые шаги в этом направлении. На факультетах переподготовки кадров АлтГТУ и АГАУ на базе высшего образования подготовлено 50 таких специалистов. С 2001 на дневном отделении АлтГУ открыта специальность "Безопасность технологических процессов и производств", по которой обучается 90 студентов. Сегодня, на наш взгляд, необходимо существенно расширить подготовку специалистов такого профиля, в т.ч. в АлтГТУ и сельхозтехникумах.
В соответствии с действующими нормативными документами все руководители и специалисты организаций обязаны 1 раз в 3 года проходить (периодическое) обучение и аттестацию по охране труда по 40-часовой программе, утвержденной Минтрудом России. Для реализации этой задачи в крае создано 56 обучающих организаций, имеющих соответствующие разрешения комитета администрации края по труду. Они максимально приближенны к сельским территориям. Ежегодно в них проходят обучение 8-9 тыс. человек.
С 2001 года, на базе лучших обучающих организаций (избираемых по конкурсу), в крае ведется обучение отдельных категорий застрахованных - за счет средств Фонда социального страхования РФ. За это время обучено 7,7 тыс. специалистов по охране труда, руководителей бюджетных организаций, членов комитетов (комиссий), уполномоченных коллективов по охране труда.
Наиболее слабым в системе непрерывного обучения по охране труда остается низовое звено - производственные организации, где должны проходить качественное обучение руководители структурных подразделений, а также, на основе нового постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03. N 1/29, весь производственный персонал, включая рабочих. На решение этой задачи должна быть нацелена организаторская работа комитетов (отделов) по труду, работодателей и профсоюзов.
Задачи обучения руководителей и специалистов на основе своих нормативных документов также решают органы Госгортехнадзора, Госэнергонадзора. Госпожнадзора, санитарные службы. В большинстве случаев такое обучение и получение соответствующего удостоверения являются подтверждением права руководителя или специалиста заниматься эксплуатацией поднадзорного объекта или вести определенный вид работ.
8. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация работ по охране труда
Главным направлением практического улучшения условий и организации охраны труда в организациях края в последние годы стала аттестация рабочих мест по условиям труда, проводимая по методике, определенной постановлением Минтруда России от 14.03.97. N 12. Эти работы проведены на рабочих местах, на которых трудится более 13% занятых в экономике. Полностью завершили аттестацию организации железнодорожного транспорта, коммунальной энергетики, телефонной связи, лесного, газового хозяйства. Включились в эту работу организации дорожного хозяйства, зернопереработки, полиграфии, фармации, учреждения здравоохранения, образования. Наиболее активно ведутся эти работы в городах Барнауле, Бийске, Новоалтайске, Славгороде, Камне-на-Оби, ряде районов. Так, в Благовещенском районе ее завершили или ведут более 50 организаций, в Топчихинском - 40, в Немецком национальном провели аттестацию все сельскохозяйственные организации. Очевидно, что сегодня в качестве главной задачи в сфере охраны труда следует предусмотреть расширение масштабов этой работы.
С принятием в 2002 году нормативных документов и введением в действие в России Системы сертификации работ по охране труда (ССОТ) созданы предпосылки для расширения масштабов и этой работы. Опыт работы 200 лучших коллективов края, получивших Государственные сертификаты безопасности труда, убеждает в ее эффективности.
9. Анализ состояния условий и охраны труда, производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости
В последние годы по основным показателям условий и охраны труда в крае достигнута стабилизация, по некоторым (в т.ч. по общему травматизму и травматизму со смертельным исходом, числу работников, занятых в неблагоприятных условиях) - сокращение. Вместе с тем они (по ряду показателей) несколько хуже общероссийских и Сибирского федерального округа (приведены в таблицах 1 и 2).
Таблица 1.
Территории | Численность пострадавших в расчете на 1000 работ |
Из них со смертельным исходом в расчете на 1000 работ |
Число дней нетрудоспособности в расчете на 1 пострадавшего |
Израсходовано средств на охрану труда 1 работника, руб. |
||
Всего | Из них женщин |
Всего | В т.ч. женщин |
|||
Российская Федерация Сибирский федеральный округ Алтайский край Красноярский край Иркутская область Кемеровская область Новосибирская область |
4,5 5,6 6,7 4,9 4,5 8,4 6,1 |
2,5 3,0 4,2 2,7 2,2 3,2 3,7 |
0,138 0,167 0,153 0,200 0,164 0,192 0,137 |
0,020 0,024 0,009 0,049 0,033 0,016 0,017 |
28,8 29,5 25,0 29,4 31,2 35,0 26,1 |
1683,4 2261,8 762,7 4945,8 1921,3 2661,2 1401,6 |
Примечание: по данным национального доклада за 2002 год
Таблица 2.
О пострадавших на производстве по ведущим отраслям экономики края за 2002 год
(относительные данные)
Численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 раб. день и более в расчете на 1000 работающих |
Из них со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих |
Число дней нетрудо- способнос- ти у пострадав- ших в расчете на 1 пострадав- шего |
Израсходовано на охрану труда одного работника, руб. |
|||
всего | в т.ч. женщин |
всего | в т.ч. женщин |
|||
Всего по краю Промышленность электроэнергетика черная металлургия химическая и нефтехимическая машиностроение и металлообработка лесная, деревообрабаты- вающая и целлю- лозно-бумажная промышленность строительных материалов легкая пищевая мукомольно- крупяная и комбикормовая полиграфическая Сельское хозяйство Лесное хозяйство Транспорт в т.ч.: железнодорожный трамвайный шоссейный троллейбусный автомобильное хозяйство Связь Строительство Жилищно- коммунальное хозяйство Здравоохранение |
6,7 5,7 2,9 3,2 4,2 7,0 5,3 5,6 3,7 7,5 3,9 6,4 0,6 2,5 4,8 1,5 5,5 1,2 3,3 2,3 1,7 7,2 4,3 3,1 |
4,2 3,9 1,9 2,9 3,0 3,7 1,4 1,5 3,5 7,2 2,3 9,9 7,5 - 2,3 1,9 5,0 4,0 11,4 3,6 2,0 2,7 2,1 2,5 |
0,153 0,108 0,344 0,399 0,151 0,052 0,240 0,393 - - - - 0,206 0,247 0,062 - - - - - - 0,592 0,166 - |
0,009 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,080 - |
25,0 28,4 31,6 28,4 24,1 27,6 23,8 39,2 38,8 26,2 53,1 18,2 22,1 48,9 27,9 40,6 23,4 25,7 6,5 26,2 20,8 32,0 27,7 23,8 |
762,7 1162 1796 1742 1892 866 923 1116 571 935 704 663 333 1348 1543 2178 323 576 479 405 770 1362 599 406 |
Из приведенных данных следует, что, несмотря на положительную динамику последних лет, уровень общего травматизма, травматизма среди женщин в крае остается высоким. Мало выделяется средств на охрану труда. На этот показатель существенно влияет структура экономики края с преобладанием сельскохозяйственного производства, испытывающего известные экономические трудности. Вместе с тем краевые показатели травматизма со смертельным исходом, в т.ч. среди женщин, и тяжести общего травматизма ниже, чем в Сибирском федеральном округе.
Состояние производственного травматизма (как показано в таблице 2) в определяющей мере формируют сельскохозяйственное производство, автомобильный и городской транспорт, строительство, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность. По итогам 2002 года наибольший уровень производственного травматизма отмечен в Шелаболихинском (20,2), Табунском (16,0), Алтайском (16,1), Родинском (14,5), Краснощековском (14,3), Шипуновском (13,6), Тюменцевском (12,8), Романовском (12,5) районах, еще в 14 территориях этот показатель превышает среднекраевой. Наиболее травмоопасными профессиями длительное время остаются: тракторист-машинист, шофер, электрик, сварщик, слесарь, работники строительных профессий. В последние годы появился производственный травматизм (до 10 случаев ежегодно с тяжелыми последствиями), имеющий криминальный характер и связанный с посягательствами на собственность.
По результатам расследований несчастных случаев основными их причинами являются: неудовлетворительная организация производства работ, необученность персонала, отсутствие средств индивидуальной защиты, низкий уровень производственной дисциплины. Более 30 процентов травм происходит с работниками, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.
Таблица 3
Основные показатели, характеризующие состояние условий труда
в обследованных отраслях экономики Алтайского края
человек, на конец года
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Занятые в неблагоприятных условиях труда: Занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам: |
83798 36120 |
84431 34611 |
85024 34839 |
81442 35161 |
75563 31226 |
Таблица 4
Общее количество зарегистрированных профессиональных заболеваний
Годы | Всего случаев по краю |
В том числе женщин |
Сельское хозяйство | Показатель на 10 тыс. работающих |
||
всего случаев |
в т.ч. женщин |
по РФ | по краю | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1998 1999 2000 2001 2002 |
187 126 144 153 149 |
59 23 32 43 32 |
62 62 51 46 49 |
2 4 1 4 1 |
1,85 1,78 1,81 2,24 2,23 |
1,9 1,62 1,85 1,95 1,92 |
В целом условия труда в крае улучшаются, что определяет уровень профессиональной заболеваемости. В 1998 году в неблагоприятных условиях труда было занято 83,7 тыс. человек, а в 2002 - 75,5 тыс. человек. Сокращается число рабочих мест, находящихся под воздействием вредных производственных факторов, в т.ч. по шуму и вибрации, запыленности и загазованности, различным видам излучений. В то же время не сокращается число рабочих мест с тяжелым физическим трудом. Профессиональная заболеваемость в расчете на 10 тыс. работников ниже российской (в 2002 г. 1,92 против 2,23). За последние пять лет она (с определенными колебаниями) сокращена (в случаях) со 187 до 149, в т.ч. в сельском хозяйстве с 62 до 49.
В структуре профессиональных заболеваний наибольший удельный вес занимают вибрационная болезнь (42,9%) и пылевые заболевания органов дыхания (37,6%). В последние годы регистрируется как профессиональное заболевание медицинского персонала - туберкулез (19 случаев за 1998-2002 гг. из 26 - всего по отрасли). В крае появились также онкологические профессиональные заболевания у работников, длительное время подвергавшихся воздействию канцерогенных химических веществ на предприятиях машиностроения и нефтехимической отрасли (с 1998 г. 16 случаев).
Удельный вес профзаболеваний по территориям выглядит следующим образом: г. Барнаул - 30,2%, Рубцовск - 26,2%. В целом по городам - 71% и 29% - по сельским районам.
В профилактике профессиональной заболеваемости ведущее место занимают, как известно, профилактические медицинские осмотры работников. Количественные и качественные показатели таких осмотров в последние годы существенно улучшены. Ежегодно снижается удельный вес запущенных форм профзаболеваний (с 50,8% в 1999 году до 30,9% в 2002).
Низкий охват работников медосмотрами сложился в Кытмановском, Топчихинском, Троицком, Завьяловском, Быстроистокском, Алтайском и Бурлинском районах. Эффективность проведения медицинских осмотров существенно снижается из-за того, что рекомендации, изложенные в актах заключительных комиссий в организациях часто не выполняются. Вследствие этого значительная часть работников не проходит профилактическое лечение при первых признаках заболеваний, не переводится на другую работу с учетом рекомендаций, на рабочих местах не проводятся оздоровительные мероприятия.
10. Основные направления совершенствования работы по охране труда
Приведенный анализ показывает, что созданная в крае система государственного управления охраной труда способна обеспечить реализацию государственной политики в этой сфере и активно влиять на состояние условий и организацию охраны труда в экономике. Вместе с тем повышение эффективности трудоохранной работы, новые задачи по обеспечению безопасности производства, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, другими законодательными актами и нормативными документами, требуют дополнительных усилий, совершенствования форм и методов работы по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Среди главных задач можно выделить следующие:
1. На основе совершенствования социального партнерства, качественной подготовки соглашений и коллективных договоров, повышения ответственности сторон за их исполнение добиваться соблюдения прав работников в области охраны труда, в т.ч. по выплатам компенсаций, связанных с условиями труда, обеспечению средствами защиты, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию.
2. Повышение эффективности систем муниципального управления охраной труда на основе территориальных программ, контроля за деятельностью должностных лиц в области охраны труда, постоянного взаимодействия с работодателями, специалистами по охране труда, оказания им помощи в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, обучении персонала, обеспечении нормативной и методической литературой.
3. Проведение комплекса мероприятий по внедрению в практику управления организациями системного подхода к охране труда на основе ГОСТ Р 12.0.006.2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации", разработка и введение в организациях собственных стандартов (СТО БТ) по основным направлениям организации охраны труда.
4. Совершенствование отраслевого организационно-методического обеспечения охраны труда на основе отраслевых нормативных документов (особенно в отраслях социальной сферы и сельского хозяйства), систематического анализа происходящих в них процессов, рассмотрения проблем охраны труда на заседаниях коллегий, кадрового и нормативного обеспечения этой работы.
5. Проведение организациями аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, в том числе в бюджетной сфере, малом предпринимательстве, сельском хозяйстве, укрепление материальной и лабораторной базы для измерений факторов производственной среды, создание муниципальных лабораторий в городах и районах края.
6. Кадровое обеспечение охраны труда за счет подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях, создание (восстановление) штатных служб охраны труда в органах управления и организациях в соответствии с государственными нормативами, обучение по охране труда руководителей, специалистов и общественников по программе Минтруда России в учебных центрах, укрепление материальной базы служб охраны труда, создание кабинетов, уголков по охране труда. Организация обучения и инструктирования кадров рабочих профессий в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03. N 1/29 и обеспечение их инструкциями по охране труда по профессиям и видам работ.
7. Реализация норм Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части установления скидок и надбавок к страховым тарифам, связанных с условиями и охраной труда, осуществление за счет средств Фонда предупредительных мер по охране труда, медицинской и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве и возвращение их к активной трудовой деятельности.
8. Оснащение органов по труду современной компьютерной техникой, овладение современными информационными технологиями, практикой работы в "РИСОТ", и, на этой основе, качественное улучшение нормативного и информационного обеспечения охраны труда, ее пропаганды.
11. Мероприятия комплексного плана
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей в ценах 2003 г.) |
||||
2004-2006 годы, всего |
В том числе* | |||||||
2004 | 2005 | 2006 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 2.12 2.13 2.14 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.1.6 2.1.7 2.1.8 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.2.6 2.2.7 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 6.10 6.11 6.12 6.13 6.14 7.1 7.2 8.1 8.2 8.3 8.4 |
I. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда Разработать проект закона |Комитет администрации |2004 | - Алтайского края "О |края по труду | | наделении органов местного | | | самоуправления отдельными | | | государственными | | | полномочиями края в сфере | | | охраны труда" | | | Разработать проект |Комитет администрации |2004 | - постановления |края по труду | | администрации края "О | | | порядке осуществления | | | государственной экспертизы | | | условий труда в проектах | | | строительства и | | | реконструкции | | | производственных объектов | | | и машин" | | | Привести в соответствие с |Комитет администрации |2004- | - новыми федеральными |края по труду |2006 | законодательными актами и | | | нормативными документами | | | постановления | | | администрации Алтайского | | | края и нормативно- | | | методические документы | | | края (по специальному | | | плану) | | | Разработать методические |Комитет администрации |2004- | - рекомендации: |края по труду |2005 | - по организации работ по | | | охране труда на малых | | | предприятиях; - о порядке | | | оказания услуг в сфере | | | охраны труда. | | | Разработать практическое |Комитет администрации |2005 |- пособие по применению |края по труду | | труда женщин и подростков | | | в соответствии с | | | законодательными актами и | | | нормативными документами | | | В рамках реализации норм |Комитет администрации |2005- | - Федерального закона "О |края по труду, ЦСМС, |2006 | техническом регулировании" |Госгортехнадзор (по | | подготовить предложения по |согласованию) | | техническим регламентам по | | | охране труда | | | II. Организационное и техническое обеспечение охраны тру Провести межрегиональную |Комитет администрации |2006 |Краевой научно - практическую |края по труду, органы | |бюджет конференцию по современным |надзора и контроля, | | проблемам управления |Союз промышленников | | охраной труда и безопасной |края, крайсовпроф, | | жизнедеятельностью |ученые вузов (по | | |согласованию) | | Провести краевое совещание |Администрация края |2005 | - глав местного | | | самоуправления, | | | руководителей органов | | | надзора и контроля, | | | объединений работодателей | | | и профсоюзов по вопросам | | | государственного | | | управления охраной труда | | | В соответствии с нормами |Объединения |Весь | - законодательства РФ |работодателей, |период | продолжить комплектование |работодатели (по | | штатными специалистами по |согласованию) | | охране труда организаций | | | края, обеспечить их | | | современной оргтехникой, | | | нормативной литературой | | | Продолжить аттестацию |Комитет администрации |Весь |Средства рабочих мест по условиям |края по труду, |период |работодателей труда и сертификацию работ |отраслевые комитеты и | | по охране труда в отраслях |управления, ГУ "АКЦОТ", | | и организациях края, в том |центры ГСЭН, отраслевые | | числе: |объединения | | во внебюджетной сфере; |работодателей (по | | |согласованию) | | в краевых учреждениях | | |Краевой здравоохранения; | | |бюджет, | | |всего - 1390 в краевых учреждениях | | | культуры; в краевых | | | учреждениях социальной | | | защиты; в краевых | | | учреждениях образования | | | | | | | | | Для совершенствования |Комитет администрации |2004- | - работы испытательных |края по труду, краевой |2006 | (измерительных санитарно- |Центр стандартизации, | | промышленных лабораторий: |метрологии и | | - создать информационную |сертификации (ЦСМС), | | базу данных по средствам |работодатели (по | | измерения; - осуществить |согласованию) | | аккредитацию лабораторий; | | | осуществить проверки | | | средств измерения и | | | соблюдения метрологических | | | Правил | | | Осуществить комплекс |Комитет администрации |Весь |- мероприятий по внедрению |края по труду, |период | системного подхода к |объединения | | управлению охраной труда в |работодателей, учебные | | организациях края на |центры по охране труда | | основе ГОСТ Р |(по согласованию) | | 12.0.006.2002 | | | Приобрести лабораторно- |Комитет администрации |2005 |Краевой инструментальное |края по труду | |бюджет оборудование для | | | исследования полиметаллов | | | в воздухе рабочей зоны | | | "Флюорат-02" | | | Продолжить практику |Комитет администрации |Весь | - проведения комплексных |края по труду, |период | проверок организаций |региональные отделения | | городов и районов по |федеральных органов | | вопросам охраны труда и |надзора и контроля (по | | безопасности производства. |согласованию) | | Провести такие проверки в | | | 24 территориях | | | Продолжить организаторскую |Комитет администрации |Весь | - работу по формированию |края по труду, |период | добровольческого |региональные отделения | | (волонтерского) движения |федеральных органов | | по обеспечению |надзора и контроля, | | безопасности детей и |администрации городов и | | подростков в городах и |районов края (по | | районах края |согласованию) | | В региональных, |Комитет администрации |Весь | - территориальных, |края по труду, другие |период | отраслевых тарифных |комитеты и управления | | соглашениях и коллективных |администрации края, | | договорах предусматривать |администрации городов и | | взаимные обязательства |районов, объединения | | сторон по: - улучшению |работодателей, | | организации охраны труда, |крайсовпроф и | | профилактике |отраслевые профсоюзы, | | производственного |работодатели, | | травматизма, |профсоюзные организации | | профессиональной |(по согласованию) | | заболеваемости; | | | - финансированию работ по | | | улучшению условий труда; | | | - определению | | | компенсационных, | | | профилактических и | | | защитных мероприятий; | | | - аттестации рабочих мест | | | по условиям труда и | | | сертификации работ по | | | охране труда | | | Завершить в организациях |Комитет администрации |Весь |- края работу по |края по труду, |период | формированию комитетов |администрации городов и | | (комиссий), уполномоченных |районов края, | | (доверенных) лиц по охране |объединения | | труда |работодателей, | | |крайсовпроф и | | |отраслевые профсоюзы | | |(по согласованию) | | В целях оказания помощи |Комитет администрации |Весь |- предприятиям в обеспечении |края по труду, ГУ |период | работников средствами |"АКЦОТ" | | индивидуальной защиты | | | вести реестр организаций, | | | производящих и торгующих | | | средствами индивидуальной | | | защиты (СИЗ) в крае, базу | | | данных всех видов | | | (номенклатуру) средств | | | индивидуальной защиты | | | Осуществить сертификацию |АЦСМС, органы по |Постоянно |- специальной одежды, |сертификации, | | выпускаемой организациями |производители СИЗ (по | | края |согласованию) | | Организовать проведение |Комитет администрации |Ежегодно |- выставок-продаж средств |края по труду, ГУ | | индивидуальной защиты и |"АКЦОТ", руководители | | приборов контроля за |организаций (по | | условиями труда |согласованию) | | | II.1 В организациях АПК Обеспечить внедрение |Главное управление |2004- |За счет "Положения об отраслевой |сельского хозяйства |2006 |основной системе управления охраной |администрации края, рай-| |деятельности труда в АПК Российской |сельхозуправления, | | Федерации", утвержденной |Агропромсоюз, профсоюз | | постановлением Минсельхоза |работников АПК (по | | России от 06.02.2001 |согласованию) | | Принимать участие в |Главное управление |Ежегодно |За счет проводимом Минсельхозом |сельского хозяйства | |основной России смотре-конкурсе на |администрации края, | |деятельности лучшую организацию охраны |райсельхозуправления | | труда и пожарной |(по согласованию) | | безопасности. Обеспечить | | | обобщение и | | | распространение опыта | | | победителей конкурса | | | Принять меры по сохранению |Организации сельского |Весь |Средства и укреплению материальной |хозяйства и пищевой |период |организаций базы, обеспечению |промышленности (по | | современным оборудованием |согласованию) | | диагностики и лечения, | | | медикаментами, подготовки | | | и переподготовки кадров | | | медицинских учреждений, | | | стоящих на балансе | | | организаций АПК | | | Оказать финансовую |Организации сельского |Весь |Средства поддержку сельским |хозяйства (по |период |организаций санаториям ОАО |согласованию) | | "Алтайколхозздравница", | | | частично компенсировать | | | затраты на приобретение | | | путевок работникам, | | | занятым во вредных и | | | тяжелых условиях труда | | | Направлять на |Главное управление |Ежегодно |Средства переподготовку в Центр |сельского хозяйства | |организаций дополнительного |администрации края, | | образования АГАУ |райсельхозуправления, | | специалистов по охране |АГАУ, местные органы по | | труда организаций на |труду, работодатели (по | | двухгодичное очно-заочное |согласованию) | | обучение по специальности | | | "Охрана труда" | | | Включить в программы |Главное управление |С 2004 |За счет переподготовки |сельского хозяйства |г. |основной руководителей и |администрации края, | |деятельности специалистов организаций |комитет администрации | | сельского хозяйства, глав |края по труду, ИПК АПК | | крестьянских (фермерских) |(по согласованию) | | хозяйств вопросы | | | организации охраны труда, | | | безопасности производства | | | Организовать смотры |Органы Гостехнадзора |Ежегодно |За счет готовности техники и |администрации края, | |основной производственных объектов |администрации сельских | |деятельности (механизированных токов, |районов края (по | | силосохранилищ, полевых |согласованию) | | станов и др.) к проведению | | | осенних полевых работ с | | | позиций обеспечения норм | | | охраны труда, | | | инструктирования | | | трактористов-машинистов, | | | комбайнеров по безопасному | | | ведению работ | | | Осуществлять постоянный |Органы Гостехнадзора, |Постоянно |За счет контроль за оснащением |райсельхозуправления, | |основной сельскохозяйственной |работодатели (по | |деятельности техники блокирующими, |согласованию) | | защитными и сигнальными | | | устройствами, табельными | | | приспособлениями, | | | инструментами и | | | устройствами при ремонте и | | | очистке техники в полевых | | | условиях, а также | | | обеспечением инструкциями | | | по охране труда | | | трактористов-машинистов и | | | комбайнеров | | | II.2 В организациях социальной сферы (народное образование, здравоо культура, социальная защита) | Обеспечить внедрение в |Комитеты администрации |2004- |За счет отраслях и учреждениях |края по образованию, |2005 |основной социальной сферы края |здравоохранению, | |деятельности отраслевых стандартов |культуре, социальной | | управления охраной труда в |защите | | соответствии с приказами | | | отраслевых министерств, в | | | том числе: | | | Организовать обучение и |Комитеты администрации |2004- |Средства проверку знаний |края по образованию, |2006 |Фонда руководителей органов |здравоохранению, | |социального управления и организаций |культуре, социальной | |страхования** отраслей социальной сферы |защите, труду, ГУ РО | | |ФСС РФ, обучающие | | |организации (по | | |согласованию) | | Завершить работу по |Комитеты администрации |2004- |В пределах созданию служб охраны |края по образованию, |2005 |выделенных труда в органах управления|здравоохранению, | |ассигнований всех уровней, введению в |культуре, социальной | | штатное расписание крупных |защите | | учреждений специалистов по | | | охране труда в | | | соответствии с отраслевыми | | | нормативами | | | Создать компьютерные базы |Комитеты администрации |2004 |За счет данных отраслевых |края по образованию, | |основной нормативных документов и |здравоохранению, | |деятельности на электронных носителях |культуре, социальной | | (бесплатно) обеспечить ими |защите | | учреждения края | | | Оборудовать отраслевые |Комитеты администрации |2005- |Краевой кабинеты охраны труда |края по образованию, |2006 |бюджет |здравоохранению, | | |культуре, социальной | | |защите | | Организовать проведение |Комитеты администрации |2004- |За счет технического |края по образованию, |2006 |основной освидетельствования зданий |здравоохранению, | |деятельности и сооружений учреждений на |культуре, социальной | | их соответствие |защите | | строительным нормам и | | | правилам, пожарной и | | | электробезопасности | | | Привести в соответствие с |Комитеты администрации |С 2004 г. |За счет государственными |края по образованию, | |основной требованиями обеспечение |здравоохранению, | |деятельности работников социальной |культуре, социальной | | сферы специальной и |защите | | санитарной одеждой, | | | средствами гигиены | | | III. Совершенствование муниципального управления охраной т Разработать и принять |Администрации городов и |Апрель- |Местные территориальные |районов (по |май 2004 |бюджеты *** комплексные планы |согласованию) | | улучшения условий и охраны | | | труда на предстоящий | | | период | | | Предусматривать в |Администрации городов и |Ежегодно |Местные районных, городских |районов (по | |бюджеты бюджетах средства на |согласованию) | | улучшение условий и | | | организацию охраны труда в | | | учреждениях социальной | | | сферы в объеме не менее 2% | | | от фонда оплаты труда. | | | Направлять эти средства на | | | обеспечение работников | | | средствами защиты, | | | медицинские осмотры, | | | проведение аттестации | | | рабочих мест | | | Продолжить проведение |Администрации городов и |Ежегодно |Местные конкурсов среди |районов (по | |бюджеты организаций на лучшую |согласованию) | | организацию охраны труда | | | города, района | | | Завершить укомплектование |Администрации городов и |2004 |Местные специалистами по охране |районов (по | |бюджеты труда органов по труду |согласованию) | | местных администраций и | | | провести их | | | профессиональную | | | подготовку (Алтайский, | | | Егорьевский, Завьяловский, | | | Заринский, Змеиногорский, | | | Калманский, | | | Краснощековский, | | | Кулундинский, | | | Кытмановский, | | | Петропавловский, | | | Третьяковский, Хабарский | | | районы) | | | Создать в каждом городе, |Администрации городов и |2005 |Средства районе базовые организации |районов (по | |работодателей по охране труда из числа |согласованию) | | получивших Государственные | | | сертификаты безопасности | | | труда, осуществлять на их | | | базе обучение | | | руководителей и | | | специалистов | | | Ввести в практику |Администрации городов и |Ежегодно |За счет рассмотрение на сессии |районов (по | |основной представительного органа |согласованию) | |деятельности доклада о состоянии | | | условий и охраны труда в | | | организациях города | | | района) | | | Оказать сельским учебным |Администрации городов и |Весь |За счет центрам по охране труда |районов, работодатели, |период |основной помощь в укреплении учебно-|обучающие организации | |деятельности материальной базы, |(по согласованию) | | обеспечении нормативными | | | документами, своевременном | | | обучении руководителей и | | | специалистов организаций и | | | в первую очередь | | | представителей малого | | | предпринимательства, глав | | | фермерских хозяйств | | | При расчете стоимости |Администрации городов и |Ежегодно |Местные услуг муниципальных |районов края (по | |бюджеты организаций ЖКХ учитывать |согласованию) | | потребности по обеспечению | | | охраны труда | | | Оборудовать (восстановить) |Комитет администрации |2004- |Средства в отраслях и организациях |края по труду, |2006 |работодателей кабинеты охраны труда |администрации городов и | | |районов, работодатели | | |(по согласованию) | | Провести организаторскую |Администрации городов и |2004- |Средства работу по созданию |районов края, |2006 |работодателей территориальных |работодатели (по | | (городских, районных, |согласованию) | | межрайонных) центров | | | (лабораторий) по | | | аттестации рабочих мест | | | IV. Лечебно-профилактические и реабилитационные меропр Обеспечить проведение в |Центр ГСЭН, комитеты |Ежегодно |Средства полном объеме |администрации края по | |организаций предварительных и |здравоохранению и по | | периодических медицинских |труду, администрации | | осмотров работающих, |городов и районов края, | | занятых во вредных и |работодатели, лечебные | | тяжелых условиях труда, |учреждения (по | | осуществить контроль за |согласованию) | | выполнением актов | | | заключительных комиссий | | | Осуществить финансирование |ГУ - Региональное |Ежегодно |Бюджет ФСС предупредительных мер по |отделение ФСС РФ по | | сокращению |представлению | | производственного |организаций (по | | травматизма и |согласованию) | | профессиональных | | | заболеваний | | | Осуществить лечебно- |ГУ - Региональное |Ежегодно |Бюджет ФСС профилактические и |отделение ФСС РФ (по | | реабилитационные |согласованию) | | мероприятия для | | | пострадавших на | | | производстве | | | . Подготовка специалистов по охране труда, обучение и аттестация руководителей специалистов и работников | | Организовать обучение и | | | аттестацию по охране | | | труда: | | | Государственных экспертов |Комитет администрации |Ежегодно |Краевой по условиям труда |края по труду | |бюджет Руководителей и |Работодатели (по |Ежегодно |Средства специалистов организаций |согласованию) | |организаций Отдельных категорий |Органы по труду всех |Ежегодно |Бюджет ФСС застрахованных |уровней, ГУ | | (специалистов по охране |Региональное отделение | | труда организаций, членов |ФСС РФ, обучающие | | комитетов, уполномоченных, |организации, | | руководителей бюджетных |работодатели, профсоюзы | | организаций) |по согласованию) | | Преподавателей учебных |Комитет администрации |2004, |Средства центров по охране труда и |края по труду, |2006 |учебных безопасной |обучающие организации. | |центров жизнедеятельности |ФПК при АлтГТУ (по | | |согласованию) | | Подготовить и провести |Комитет администрации |2004 |Средства месячник по обучению |края по труду, | |организаций руководителей малых |администрации городов и | | предприятий, глав |районов, обучающие | | крестьянских (фермерских) |организации (по | | хозяйств. Обеспечить |согласованию) | | обучающихся специальными | | | нормативными и | | | методическими документами | | | Организовать |АлтГТУ, АлтГУ, АГАУ |2004- |Федеральный профессиональную |(по согласованию) |2006 |бюджет подготовку специалистов | | | высшей квалификации в | | | вузах края | | | Продолжить работу |Комитет администрации |2004- |Средства постоянно действующего |края по труду, ГУ |2006 |организаций семинара по аттестации |"АКЦОТ" | | рабочих мест по условиям | | | труда | | | Организовать обучение |Федеральные органы |2004- |Средства ответственных лиц |государственного |2006 |организаций организаций за: |надзора и контроля, | | - обеспечение пожарной |учебные центры, | | безопасности; |работодатели (по | | - промышленную безопасность|согласованию) | | (по видам надзора); | | | - электротехнического и | | | теплотехнического | | | персонала. | | | VI. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труд В соответствии с решением |Комитет администрации |Ежегодно |За счет Международной Организации |края по труду, |28 |основной Труда (МОТ) принимать |администрации городов и |апреля |деятельности участие в организации |районов, работодатели | | "Всемирного дня охраны |(по согласованию) | | труда" | | | Продолжить проведение |Комитет администрации |2004- |За счет краевых Дней специалиста |края по труду |2006 |основной по охране труда, | | |деятельности оперативно информировать | | | администрации городов и | | | районов и специалистов | | | организаций о новых | | | нормативных документах, | | | передовом опыте охраны | | | труда | | | Осуществлять мониторинг |Комитет администрации |2004- |Краевой состояния условий и охраны |края по труду, органы |2006 |бюджет труда в крае |надзора и контроля, | | |госстатистики, | | |администрации городов и | | |районов края (по | | |согласованию) | | Подготовка ежегодного |Комитет администрации |Ежегодно | За счет доклада о состоянии |края по труду, | |основной условий и охраны труда в |управления и комитеты | |деятельности крае |администрации края, | | |органы надзора и | | |статистки (по | | |согласованию) | | Создание и сопровождение |Комитет администрации |С 2004 г. |Краевой сайта комитета |края по труду | |бюджет администрации края по | | | труду "Охрана труда в | | | Алтайском крае" | | | Организационно - |Комитет администрации |С 2004 |Краевой техническое обеспечение |края по труду | |бюджет единой информационной | | | системы в области охраны | | | труда (РИСОТ) в Алтайском | | | крае | | | Организовать выпуск |ГУ "АКЦОТ", ЦНТИ, |2004- |Средства средств пропаганды охраны |органы надзора и |2006 |организаций труда: плакатов и знаков |контроля, АЦСМС, ООО | | безопасности, типовых, |"АТТЭКС" (по | | инструкций и справочно- |согласованию) | | нормативной литературы | | | Разработать мультимедиа- |ГУ "АКЦОТ" |2005 |Средства систему обучения и | | |организаций проверки знаний по охране | | | труда в организации | | | Обеспечить комитеты |Комитет администрации |2005- |Краевой (отделы) по труду |края по труду, |2006 |бюджет администраций городов и |администрации городов и | | районов современной |районов края (по | | компьютерной техникой |согласованию) | | Оснастить государственную |Комитет администрации |2004- |Краевой экспертизу условий труда |края по труду |2006 |бюджет автоматизированными | | | рабочими местами с | | | программным обеспечением | | | "Труд-эксперт" V 2.0 for | | | Windows | | | Изучение передового опыта |Комитет администрации |Ежегодно |Краевой работы по улучшению |края по труду | |бюджет условий и охране труда в | | | субъектах Российской | | | Федерации, участие в | | | конференциях, выставках по | | | охране труда | | | Освещать и средствах |Комитет администрации |Постоянно |За счет массовой информации |края по труду, органы | |основной проблемные вопросы охраны |надзора, | |деятельности и гигиены труда, |профессиональные союзы | | промышленной, пожарной и |(по согласованию) | | электробезопасности | | | Для информационно- |Комитет администрации |Постоянно |За счет методического обеспечения |края по труду, ГУ | |основной организаций края |"АКЦОТ" | |деятельности продолжить: - выпуск | | | информационных бюллетеней | | | комитета администрации | | | края по труду; | | | - ежемесячной газеты | | | "Вестник охраны труда"; | | | Провести оснащение |Комитет администрации |2005- |Краевой типографии ГУ "АКЦОТ" |края по труду, ГУ |2006 |бюджет современным |"АКЦОТ" | | полиграфическим | | | оборудованием | | | VII. Реализация крупных проектов по охране и безопасности тру Реконструкция складов |Управление Алтайского |2004- |Средства хлора и хлорных веществ |округа Госгортехнадзора |2006 |организаций МУП: "Водоканал" г. |РФ, организации (по | | Барнаула |согласованию) | | "Каменьводоканал" | | | г. Камня-на-Оби | | | Приведение в соответствие |Комитет администрации |2004- |Средства с действующими нормативами |края по печати и |2006 |организаций микроклимата на |информации, организации | | производственных участках |(по согласованию) | | государственных типографий | | | | VIII. Научное обеспечение охраны труда Создать в 2004 г. кафедру |АлтГУ (по согласованию) |2004 |За счет БЖД в Алтайском | | |основной государственном | | |деятельности университете | | | Провести исследования |Главное управление |2005- |Краевой эргономических параметров |сельского хозяйства |2006 |бюджет тракторов |администрации края, | | сельскохозяйственного |АГАУ, Алтайская МИС(по | | назначения с целью |согласованию) | | выявления вредных факторов | | | для оператора и | | | определения путей создании | | | оптимальных условий, | | | снижающих утомляемость и | | | обеспечивающих | | | производительный труд | | | Провести исследования по |Управление Алтайского |2004- |Средства разработке безопасных |округа Гостортехнадзора |2006 |инвестора технологий, исключающих |РФ, проектные | | применение цианидов при |организации (по | | обогащении руд Рубцовского |согласованию) | | месторождения | | | Разработать научные |Главное управление |2005 |Краевой рекомендации по оснащению |сельского хозяйства | |бюджет рабочих мест женщин- |администрации края, | | животноводов средствами |АГАУ (по согласованию) | | малой механизации | | | |
- - - - - - а 50 - - - 600 300 400 90 - - 600 - - - - - - - - - - - - - - - ранение, - 1200 - - 200 - - уда - - - - - - - - - - ятия 22420 82800 120 7500 7500 100 - - - - - - 60 - 60 30 - 150 1200 180 80 - - 130 а 5000 7000 - - 100 12000 40 |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 400 - - - - - - -. - - - - - - - - 7473 27600 40 2500 2500 50 - - - - - - 20 - 20 10 - - - 60 20 - - - 1600 2300 - - - 2000 - |
- - - - - - - - - - 300 150 200 45 - - 600 - - - - - - - - - - - - - - - - 400 - - 100 - - - - - - - - - - - - 7473 27600 40 2500 2500 - - - - - - - 20 - 20 10 - - 600 60 30 - - 70 1600 2300 - - 50 4000 40 |
- - - - - - 50 - - - 300 150 200 45 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 400 - - 100 - - - - - - - - - 7474 27600 40 2500 2500 50 - - - - - - 20 - 20 10 - - 600 60 30 - - 60 1800 2400 - - 50 4000 - |
* Потребность в средствах подлежит ежегодному уточнению при составлении и утверждении краевого бюджета.
** Финансирование мероприятий за счет средств Федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов происходит только после принятия по этим вопросам соответствующих нормативных правовых актов.
*** Финансирование мероприятий из местных бюджетов происходит только после принятия по этим вопросам решений органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 8 декабря 2003 г. N 624 "О Комплексном плане мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Алтайском крае на 2004-2006 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 20 декабря 2003 г. N 353-354, Сборнике законодательства Алтайского края, декабрь 2003 г. N 92, ч.6, с.18
Постановлением Администрации Алтайского края от 16 августа 2007 г. N 359 настоящее постановление признано утратившим силу