Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
(справочное)
Организация центров управления кризисными ситуациями и размещение аппаратуры Е/Е/РЕ СБЗС-систем
Д.1 Основные понятия и общие положения
На особо опасных, технически сложных и уникальных объектах управление кризисными ситуациями должно осуществляться из центров управления кризисными ситуациями (ЦУКС).
На других объектах по требованию заказчика управление кризисными ситуациями также может осуществляться из ЦУКС.
Настоящее приложение содержит общие положения по организации ЦУКС и принципам размещения в них аппаратуры контроля и управления Е/Е/РЕ СБЗС-систем.
Д.2 Принципы организации ЦУКС и общие требования
Д.2.1 ЦУКС должен быть организован на базе комплекта помещений управления, в которых размещается основное оборудование контроля и управления Е/Е/РЕ СБЗС-систем, дополнительное, вспомогательное оборудование и персонал для обеспечения централизованного управления системами, связанными с безопасностью.
Д.2.2 Помещения комплекта помещений безопасности, представляющие собой отдельные функциональные единицы, должны быть расположены в непосредственной близости от аппаратной управления и соответствовать их функциональному назначению.
Д.2.3 На стадии разработки концепции ЦУКС должны быть определены функциональные зоны, составляющие комплект помещений управления; оценены и установлены требования к пространству каждой функциональной зоны (например, зоны управления, зоны администрации, зоны отдыха, зоны приема посетителей и т.п.); оценена пригодность запланированного участка (с учетом пространственных ограничений, местных опасностей, окружающей среды).
При этом должны быть предусмотрены помещения и участки следующего функционального назначения (см. рисунок Д.1):
- комната для собраний;
- комната со средствами обучения (тренинга);
- техническая аппаратная (с оборудованием);
- помещение технического обслуживания;
- комната отдыха персонала;
- участок приема пищи;
- кухня;
- раздевалки и туалеты;
- библиотека руководств и технической документации;
- инструментальная (участок с инструментами);
- комната для приема посетителей.
Примечание - В зданиях и сооружениях, в которых предусмотрена служба физической защиты или другие внутренние службы защиты, в составе ЦУКС должны быть предусмотрены дополнительные помещения соответствующего функционального назначения, например, оружейная комната, склад средств химической защиты, пожарной защиты и т.п.
Д.2.4 При проектировании ЦУКС в зависимости от особенностей защищаемого здания и сооружения, характера предполагаемых угроз должны быть учтены:
- пригодность места расположения ЦУКС в здании, сооружении для обеспечения выполнения его задач;
- состав и численность персонала, режим работы;
- цели приема посетителей и максимальное возможное число посетителей;
- маршруты перемещения персонала и посетителей на территории ЦУКС, возможные ограничения доступа.
Дополнительно должны быть предусмотрены возможности:
- организации обучения и тренинга персонала;
- организации технического обслуживания;
- смены дежурного персонала без перерыва в работе;
- изменения режимов работы;
- контактов персонала вне аппаратной управления.
Д.2.5 Для управления безопасностью зданий и сооружений и обеспечения внешней поддержки должен быть предусмотрен двухсторонний обмен данными между ЦУКС и локальными пунктами контроля и управления объектом, а также между ЦУКС и постами внешних служб поддержки и администрирования: муниципальных и/или территориальных медицинских служб, служб МЧС, МВД, ФСБ, администрации.
Рисунок Д.1 - Пример структуры ЦУКС
Д.3 Требования к организации аппаратной управления
Д.3.1 При проектировании аппаратной управления должны быть определены:
- место, пригодное для размещения аппаратной;
- мебель и оборудование, которые должны быть размещены в аппаратной управления;
- эксплуатационные связи, которые должны быть обеспечены между позициями размещения аппаратуры и средств в аппаратной управления, включая позиции размещения персонала;
- требования к перемещению персонала и посетителей в пределах аппаратной управления;
- требования доступа к оборудованию и коммуникациям при техническом обслуживании.
Д.3.2 С учетом разных сроков службы оборудования, линий связи Е/Е/РЕ СБЗС-систем и системы конструкций зданий и сооружений при проектировании объекта должны быть выполнены следующие требования:
- каналы для прокладки линий связи и места доступа к ним должны быть устроены таким образом, чтобы была обеспечена возможность прокладки новых линий связи без извлечения существующих линий связи и прерывания работы существующего оборудования Е/Е/РЕ СБЗС-систем;
- должны быть предусмотрены пространства для размещения и ввода в действие нового оборудования Е/Е/РЕ СБЗС-систем без прерывания работы существующего оборудования, подлежащего замене в связи с завершением срока его эксплуатации.
Д.3.3 При планировании аппаратной управления должно быть учтено взаимное расположение как минимум следующих единиц оборудования и средств:
- АРМ;
- стоек с оборудованием;
- полок и стеллажей на АРМ и вне них;
- досок для объявлений и оперативных заметок;
- столов, картотечных блоков, информационных CD/DVD-блоков, книжных шкафов и т.п.;
- стендов (подставок) для принтера и других устройств оргтехники;
- входов в помещение и выходов из него.
Д.3.4 Планируемое расположение оборудования и элементов должно обеспечить возможность:
- поддержания предусмотренной оперативной визуальной и вербальной связи между операторами (лицом к лицу);
- распределения оборудования между персоналом;
- индивидуальной работы операторов и работы группой (командой).
Д.3.5 В аппаратной управления должны быть предусмотрены свободные проходы к входам и выходам, необходимые в случае эвакуации персонала.
Д.4 Требования к размещению оборудования и организации автоматизированного рабочего места
Д.4.1 Размещение оборудования контроля и управления и организация АРМ с элементами контроля и управления (см. рисунок Д.2) должны осуществляться на основе эргономического проектирования.
1 - внешний дисплей; 2 - настенная панель управления; 3 - пульт контроля и управления; 4 - дисплей АРМ; 5 - панель управления; 6 - АРМ (включает в себя 3, 4 и 5)
Рисунок Д.2 - Пример размещения средств контроля и управления на АРМ и вне него
Д.4.2 При проектировании должны быть:
- проанализированы все задачи, которые должны выполняться оператором на АРМ при эксплуатации оборудования в обычном режиме, в критических ситуациях и при техническом обслуживании;
- идентифицированы необходимые функциональные элементы АРМ;
- определены необходимые размеры и положение АРМ.
При этом должны быть учтены все эргономические требования к следующим элементам:
- дисплеям;
- органам управления;
- рабочей области;
- устройствам связи;
- креслу;
- подлокотникам, подставке для ног.
Д.4.3 В дополнение к основным эргономическим требованиям [оптимальные углы обзора экрана а, рабочей зоны экрана b (см. рисунок Д.3), подходящее устройство для действий по управлению и т.д.] особое в
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.