Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия
социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года
(часть вторая - основные этапы и приоритеты деятельности администрации края)
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 30 января 2004 г. N 47)
Введение
Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года разработана с учетом основных направлений "Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)", утвержденных Правительством Российской Федерации 15 августа 2003 г., сценарных условий социально-экономического развития России на 2004 год и на период до 2006 года, Стратегии экономического развития Сибири на долгосрочную перспективу и других программных документов Правительства Российской Федерации и Алтайского края.
Сущность Стратегии, призванной сформулировать идеи, задачи, виды, величину ресурсов и политику их распределения с целью обеспечения эффективного развития социально-экономической системы края на планируемый период, сводится в основном к ответам на следующие вопросы:
- каково положение экономики Алтайского края на период разработки Стратегии, какое место занимают отрасли края на межрегиональном рынке ресурсов, а также на рынках производства продукции и услуг;
- какие цели мы ставим на планируемый период в области социального развития территории, и какие задачи должны быть решены в экономике края для обеспечения материального и финансового базиса планируемых преобразований;
- какие организационно-экономические мероприятия необходимо реализовать, где, когда и сколько ресурсов нужно вложить, чтобы достичь поставленных целей и задач.
Применительно к рассматриваемому периоду развития экономики Стратегия определяет основные приоритеты, ориентиры, характеристики, проблемы, ограничения, потенциал экономического и социального развития края, отдельных отраслей и секторов рынка и другие общеэкономические условия функционирования субъектов хозяйствования, информация о которых необходима руководителям территорий и предприятий для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.
Стратегия социально-экономического развития края предполагает дальнейшее развитие годового и индикативного среднесрочного территориального планирования как основу непрерывного поиска эффективных направлений, методов и механизмов развития экономики региона.
Авторы Стратегии при работе над ее основными положениями учитывали, что изменения политической и экономической ситуации в стране требуют адекватных подходов к определению стратегических целей, приоритетов и важнейших задач социально-экономического развития края, а также новых действенных путей и способов достижения поставленных целей в современных условиях.
При разработке Стратегии учитывалось, что сценарии развития экономики Алтайского края определяются не только внутренними, но и внешними факторами.
Внутренние факторы определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития хозяйствующих субъектов края, исходя из потенциала развития, учтенных проблем и ограничений, обусловленных существующим состоянием внутреннего и внешнего рынков, наличием собственных ресурсов и вероятным объемом доступных заемных средств.
Определяющим внешним фактором, формирующим компоненту неопределенности, является неустойчивая экономическая и социальная политика государства на рассматриваемый период времени.
При разработке Стратегии авторы опирались на "Умеренный вариант" социально-экономического развития страны,* рассчитанный из относительно устойчивой, но по сравнению с текущим периодом несколько менее благоприятной комбинации внешних для Российской Федерации (ухудшение конъюнктуры сырьевых рынков) и внутренних (сохранение достаточно высоких темпов инфляции) условий.
Определяющим критерием выбора методологической базы, формы изложения Стратегии стал программно-целевой подход, так как он предполагает возможность применения к вариантам социально-экономического развития пролонгированного и адаптированного во времени комплекса организационно-экономических действий, учитывающих объективные различия в скорости преобразований отдельных элементов социально-экономической системы, неодинаковую динамику воспроизводственных процессов, характерных для различных сфер и секторов экономики Алтайского края.
В ходе работы над Стратегией применялись системный подход к предмету исследования, факторный и диагностический анализы, экономико-статистический метод.
Основной целью Стратегии развития Алтайского края на период до 2010 года определен, как и в предыдущие годы, подъем благосостояния и улучшение качества жизни населения на основе многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества.
Реализация намеченных целей предполагает эффективное управление вышеперечисленными процессами на основе согласованных совместных действий органов власти, населения и хозяйствующих субъектов, а также организацию постоянного мониторинга и контроля хода решений, поставленных в Стратегии задач социально-экономического развития, и доведение их результатов до сведения населения края.
Она может служить долгосрочной основой социально-экономической политики края и тех программных установок, по которым могут выверять свои текущие и перспективные планы как отдельные муниципальные образования, так и хозяйствующие субъекты региона. Это позволяет рассматривать Стратегию как реальный инструмент программирования и координации развития экономики Алтайского края в рыночных условиях на планируемую перспективу.
Общий объем Стратегии составляет 120 условных печатных листов, включает в себя 12 разделов по всем отраслям и секторам социально-экономического развития Алтайского края и печатается отдельным изданием.
Настоящий документ является ее сокращенным вариантом, структурированным по трем основным признакам: этапы и индикаторы реализации Стратегии, основные приоритеты территориальных органов управления на каждом из обозначенных этапов и ресурсы, необходимые для их реализации.
_________________________
* Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года. Минэкономразвития, 15.04.2003 г., 1387-П
I. Первый этап. 2004-2005 годы.
1.1. Основные тенденции социально-экономического развития края
Последние пять лет (1999-2003 гг.) социально-экономического развития Алтайского края характеризуются повышенными в сравнении с большинством регионов Западно-Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом темпами роста промышленного и сельскохозяйственного производства.
рисунка 1.1. "Темпы роста промышленного производства субъектов РФ и Российской Федерации в целом за 1998-2003 гг."
Как видно из диаграммы, приведенной на рис. 1.1, 1.2, экономика Алтайского края смогла наиболее полно использовать возможности, сложившиеся в результате кризиса 1998 года.
Однако первый этап реализации Стратегии по-прежнему будет протекать в условиях доминирования негативных последствий общесистемного кризиса экономики страны, вызванных экономическими и социальными реформами 1991-1998 гг.
Сложившуюся на начало реализации первого этапа Стратегии ситуацию в реальном секторе экономики края в значительной степени предопределили следующие его структурные изменения, вызванные общесистемным кризисом экономики страны:
рисунка 1.2. "Темпы роста сельскохозяйственного производства субъектов РФ и РФ в целом за 1998-2003 гг."
- в промышленности: удельный вес продукции машиностроительного комплекса, химической и легкой промышленности края сократился по сравнению с 1991 годом в общем объеме промышленного производства с 60% до 29%;
- в сельском хозяйстве: близкое к оптимальному (с точки зрения оборачиваемости оборотных средств в агропромышленном комплексе) структурное равновесие сельскохозяйственного производства было нарушено в сторону падения объемов животноводства. Если в 1991 году на 1 рубль продукции растениеводства производилось 1,4 рубля продукции животноводства, то в 2003 году соотношение данных показателей характеризуется как 1 к 0,8.
Изменилась сама структура сельскохозяйственного производства. Произошло значительное уменьшение доли сельскохозяйственной продукции, произведенной в коллективных хозяйствах, и увеличение доли продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйствах населения в общем объеме производства. Если в 1991 г. соотношение долей продукции в коллективном и частном секторах сельского хозяйства составляло соответственно 74 и 26 процентов, то в 2003 г. эти показатели составили 36 и 64 процента. В 2003 году в хозяйствах населения было произведено 99 процентов картофеля, 86 процентов овощей, 69 процентов мяса в убойном весе, 53 процента молока и 47 процентов яиц от общего объема производства сельскохозяйственной продукции;
- в инвестиционной сфере принципиально изменилось соотношение источников инвестиций в сторону резкого сокращения бюджетного финансирования и увеличения финансирования строительства за счет собственных средств предприятий и населения;
- в бюджетной сфере усилилась диспропорция между удельным весом платежей в бюджеты всех уровней от промышленности, сельского хозяйства и отраслей по производству услуг в сравнении с их долей в структуре экономики Алтая. Например, почти половина населения края проживает в сельской местности. В сельском хозяйстве работает 23% занятых в экономике края (в России - 13%). Вместе с тем налоговые поступления в бюджеты всех уровней от сельскохозяйственного сектора составляют не более 4-5% от общего объема поступлений.
Наращивание диспропорций и инициализация коренных структурных изменений в экономике края были предопределены общими для всей экономики страны тенденциями. Это:
1. Более высокие темпы роста тарифов естественных монополий в сравнении с темпами инфляции, повлекшие снижение ценовой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности при росте издержек.
2. Возрастающая тенденция потребления домашних хозяйств (с 70,9% в 1998 году до 75,5% - в 2003*) в приросте конечного спроса с соответствующим сокращением доли накопления основного капитала.
------------------------
* Предварительная оценка
3. Дальнейший процесс сокращения в структуре инвестиций в основной капитал доли финансирования из бюджетов всех уровней с одновременным увеличением доли предприятий и сбережений населения.
4. Выбывание основных фондов, преимущественно за счет фондов производственных отраслей.
5. Высокая доля убыточно работающих предприятий (особенно крупных и средних предприятий с предметно-замкнутым циклом производства) в общем количестве хозяйствующих субъектов;
6. Недостаточная активность банковского капитала в развитии инвестиционных процессов в реальном секторе экономики.
7. Отсутствие действенного механизма межотраслевого перелива капитала.
8. Сокращение внутреннего спроса на собственную промышленную и сельскохозяйственную продукцию как итог непродуманной экспортно-импортной политики государства.
9. Сокращение оборотных средств как следствие непродуманной реструктуризации долгов предприятий.
10. Сохранение политики высокого налогообложения и высоких таможенных пошлин для обрабатывающего сектора при относительно щадящей фискальной нагрузке для предприятий добывающего сектора экономики страны.
В связи с этим первый этап реализации Стратегии (2004 - 2005 гг.) будет характеризоваться:
- завершением мероприятий по дальнейшей стабилизации положения в реальном секторе экономики в рамках уточненного Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998-2005 гг.;
- реализацией комплекса мер, направленных на структурную перестройку экономики и социальной сферы в соответствии с долгосрочными ориентирами Стратегии и созданием на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления глубоких последующих социальных и экономических преобразований.
Особенностями первого этапа реализации Стратегии будут являться:
- существенное воздействие сложившихся в результате системного экономического кризиса 1991-1998 гг. внешних и внутренних, присущих только Алтайскому краю, диспропорций, как на весь сектор реальной экономики, так и на всю область функционирования социальной инфраструктуры;
- воздействие первых последствий начавшихся реформ естественных монополий и ЖКХ;
- дальнейшая либерализация, глобализация экономики и подготовка страны к вступлению в ВТО;
- недостаточно развитая рыночная инфраструктура;
- усложняющаяся демографическая ситуация, характеризующаяся сокращением наличного и трудоспособного населения в крае;
- относительно неустойчивая социальная и экономическая политика государства.
В 2004-2005 году предстоит завершить преодоление проявившейся в 2002 году тенденции замедления темпов экономического роста в промышленности (см. рис. 1.1.), обострения проблем, связанных с финансовой устойчивостью промышленных предприятий и замедления на этой основе роста их инвестиционной активности.
Различия в подходах к реализации стратегических задач социально-экономического развития Алтайского края на период 2004-2005 гг. и 2006-2010 гг. будут определяться в основном следующими факторами:
- действием на воспроизводственные процессы в экономической и социальной сферах ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных), накопленных хозяйствующими субъектами за предыдущий период;
- воздействием внешнеэкономических факторов, концентрированным показателем которых может служить инфляция.
Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации предполагают, например, при развитии экономики страны по "умеренному варианту" снижение уровня инфляции с 15% в 2002 году до 5-7% в 2006.
Однако "оптимизация структуры цен и тарифов" в условиях реформирования естественных монополий, ЖКХ и сферы услуг, ликвидации "перекрестного субсидирования" в оплате за электричество, тепло, горячую воду и природный газ может дать так называемую "фоновую" инфляцию. По осторожным заключениям экспертов, например, в результате проводимых одновременно структурных реформ естественных монополий и ЖКХ размеры фоновой инфляции в первые два года оцениваются, как минимум, в 1,5-2% ежегодно с последующим затуханием фоновых инфляционных процессов на 0,5-0,7% в год.
Так как 2004-2005 годы будут являться годами реализации первых фаз названных реформ и предполагаемый среднегодовой уровень инфляции с учетом фоновой составляющей может достигнуть 10%, в дальнейшем при формировании положений Стратегии данный вариант будет рассматриваться как наиболее вероятный внешнеэкономический фактор, под воздействием которого экономика Алтайского края будет находиться весь данный период. Далее в тексте Стратегии он будет именоваться как умеренный (реалистичный) вариант.
Расчеты показывают, что рост валового регионального продукта (ВРП), обеспечивающий реализацию задач, поставленных Стратегией по умеренному (реалистичному) варианту, к 2010 году должен составить не менее 210% к уровню 2002 года. При этом в 2004 и 2005 гг. необходимо обеспечить ежегодный прирост ВРП не менее чем на 8,5% в год, а в последующие годы - не менее 10% ежегодно.
Динамика темпов роста ВРП будет формироваться под влиянием различных групп факторов, соотношение которых и степень воздействия на экономический рост на I и II этапах реализации Стратегии неоднозначны.
На первом этапе в 2004-2005 годах рост ВРП будет основываться на традиционных факторах увеличения производства добавленной стоимости в отраслях экономики: она будет возрастать почти пропорционально планируемому увеличению производства товаров и услуг. То есть планируемый в эти годы прирост ВРП на 18% к уровню 2003 г. должен будет обеспечиваться приростом объемов промышленного, сельскохозяйственного производства и инвестиций не менее чем на 14%, 8% и 27% соответственно.
Реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения более всего подверглись спаду в последнее десятилетие. В 2003 г. реальные денежные доходы населения составили к 1991 г. 31%. Поэтому в течение 2004-2005 гг. их динамика по-прежнему будет носить "догоняющий" характер и возрастать темпами, опережающими темпы развития реального сектора экономики края и аналогичные показатели по РФ в среднем соответственно на 3-4 и 1,0-1,5 процентных пункта.
Высокие темпы роста доходов населения на I этапе будут иметь определяющее значение в формировании динамики оборота розничной торговли и отраслей реального сектора экономики, ориентированных на потребительский спрос. Производство товаров народного потребления должно будет ежегодно расти до 2006 года не менее чем на 7-8%. В сфере торговли и услуг за два года рост объемов к 2003 г. должен составить не менее 20 и 12% соответственно.
Вместе с тем еще недостаточный уровень доходов основной массы населения в номинальном выражении и неравномерная структура распределения доходов будут несколько тормозить спрос со стороны населения на I этапе. Особенно сильно будет сдерживать спрос достаточно низкий уровень заработной платы в бюджетной сфере, составляющей примерно 60% средней заработной платы по промышленности в целом.
Тем не менее факторы, определяющие развитие экономики Алтайского края, особенно в 2004 году, будут по-прежнему носить динамичный характер и основываться на позитивных тенденциях, накопленных хозяйствующими субъектами в предыдущие годы.
В то же время 2004-2005 годы станут переходным периодом к действию новой группы факторов, т.к. именно на этот период приходятся важные государственные решения по реформированию экономики, направленные на ее модернизацию.
В этих условиях особое значение будет иметь дальнейшее развитие главного принципа управления краем, реализуемого органами исполнительной власти Алтая с 1997 года: "Создание оптимальных условий для действия рыночных механизмов в сочетании с государственным регулированием, подбором кадров и повышением их ответственности за порученный участок работы".
В общем виде индикаторы социально-экономического развития Алтайского края в 2004-2005 гг., достижение которых позволяет создать организационно-экономические и институциональные условия для реализации в последующий период долгосрочных целей Стратегии, представлены в таблице 1.1.
Основные показатели социально-экономического развития Алтайского края
за 1998-2003 гг. и плановые индикаторы развития социального и
экономического секторов Алтайского края в 2004-2005 годы
Таблица 1.1.
Показатели | Единицы измерения* |
1998-2003 годы | Плановые индикаторы |
||
Всего | в т.ч. 2003 г. оценка |
2004 г. | 2005 г. | ||
Численность населения (среднегодовая) Валовой региональный продукт Промышленность: Объем промышленной продукции (работ, услуг) - всего, в т. ч. по отраслям: Электроэнергетика Черная металлургия Химическая и нефтехимическая промышленность Машиностроение и металлообработка Лесная и деревообрабатывающая промышленность Промышленность строительных материалов Легкая промышленность Пищевая промышленность (вкл. мукомольно-крупяную) Производство продукции производств Электроэнергия, всего Кокс Шины Удобрения минеральные (в пересчете на 100% питательных веществ) Трактора (включая трелевочные машины) Вагоны Древесина деловая Пиломатериалы Цемент Материалы стеновые Конструкции и изделия сборные железобетонные Сельское хозяйство: Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств Производство основных видов сельскохозяйственной продукции: Зерно (в весе после доработки) Сахарная свекла Подсолнечник Скот и птица (в живом весе) Молоко Яйца Производство продукции перерабатывающей промышленности: Мясо, включая субпродукты 1 категории Масло животное Сыры жирные Сахар-песок из сахарной свеклы Масло растительное Мука Крупа Пассажирооборот всех видов транспорта в том числе: железнодорожного автомобильного водного Грузооборот всех видов транс- порта в том числе: железнодорожного автомобильного водного Численность занятых в экономике в том числе: в материальном производстве в непроизводственной сфере Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода Среднемесячная заработная плата - всего Оборот розничной торговли Объем платных услуг населению Ввод в эксплуатацию жилых домов Обеспеченность населения: Больничными койками Амбулаторно- поликлиническими учреждениями Домами-интернатами для престарелых и инвалидов и детей- инвалидов Объем сброса загрязненных сточных вод Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения Экспорт - всего Импорт - всего |
тыс.чел. в % к пред.году в % к пред.году в % к пред.году -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- нно-техничес млрд.кв/час тыс.т тыс.шт. тыс.т шт. шт. млн. куб.м -"- тыс.т млн. шт. усл.кирп тыс. куб.м в % к пред.году тыс.т -"- -"- -"- -"- млн. шт. тыс.т -"- -"- -"- -"- -"- -"- млрд. пасс. км -"- -"- -"- млрд. т/км -"- -"- -"- тыс. чел. -"- -"- тыс. чел. руб. в % к пред.году в % к пред.году тыс. кв. м общей площади коек на 10 тыс. жителей - пос./смену на 10 тыс. жителей мест на 10 тыс. жителей млн. куб. м тыс. т. млн. дол. США млн.дол. США |
- - 135,2 145,7 110,5 172,3 89,1 116,5 143,4 124 139,4 169,2 ого наз 30,4 17354,5 7939,2 83,4 8896 8814 2,99 2,3 497,5 822,6 815,3 145,2 22776,2 1520,6 634,9 1204,9 7489,3 4969,9 150,7 63,9 128,2 205,2 114,9 5178 684,4 18,71 8,27 10,39 0,05 159,9 154,8 3,8 1,3 - - - - - 158,6 158 2559,5 - - - 202,7 1504,6 1377,0 637,7 |
2596 98,6 108,7 108,4 105,3 112,5 90,4 118,1 107,4 113,4 79,8 106,1 ачения: 5,7 3550 760,4 16,3 1534 4560 0,66 0,5 51,2 145,3 167,2 100,2 3232,1 260,8 137,9 241,8 1373 908,2 30,1 10,8 30,4 46,4 19,5 1223 169 3,35 1,3 2,04 0,01 38,86 36,63 2,13 0,1 1098 768 330 43,5 3127 114,8 108,3 420,5 103 285 21,5 37,4 294 318 102,2 |
2584 99,5 108,5 105,6 104,4 105 106,5 107 104,5 106,5 100 105,3 5,8 3720 960 16,2 1800 4800 0,84 0,65 100 130 157,5 103,7 4000 320 140 235 1380 900 31 11 30 40 20 1350 165 3,35 1,24 2,10 0,01 28,8 28,0 0,45 0,31 1098 767 330 45,6 3746 110 105,5 417 99,0 287,0 22,0 36,5 290 320 130,0 |
2574 99,6 109 107,5 105,2 106 109 111,5 106 108 105 106 6,2 3980 1200 16,5 2480 5500 0,86 0,68 150 145 170 104 4500 350 150 240 1410 925 33 12 31 44 21 1390 170 3,43 1,26 2,16 0,01 29,1 28,3 0,48 0,31 1100 770 330 45,0 4335 109 106,5 430 95,0 290,0 22,0 35,0 285 325 140,0 |
* "в % к предыдущему году" - в сопоставимых ценах
1.2. Основные приоритеты социально-экономического развития
Алтайского края на 2004-2005 гг.
Приоритетными направлениями, позволяющими обеспечить максимальную эффективность бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов для достижения сформулированных Стратегией целей и задач преодоления массовой бедности и увеличения доходов населения на основе повышения эффективности производства, расширения круга хозяйствующих субъектов, снижения вынужденной безработицы и повышения оплаты труда в 2004-2005 гг., будут:
1.2.1. В агропромышленном комплексе:
- концентрация ресурсов, включая инновации, льготное краткосрочное и среднесрочное кредитование, лизинг, в быстро восстанавливаемых отраслях сельского хозяйства - зерновом хозяйстве, племенном хозяйстве, свиноводстве, птицеводстве, молочном животноводстве, развиваемых на базе эффективных сельхозтоваропроизводителей;
- поддержка хозяйств всех форм собственности, работающих в высокоэффективных отраслях сельского хозяйства: мараловодстве, пчеловодстве, пушном звероводстве;
- оказание государственной поддержки всем формам кооперации и интеграции сельхозтоваропроизводителей, включая создание и развитие агропромышленных объединений, холдингов и МТС, обеспечивающих повышение производительности труда и эффективности производства и вывод из экономического пространства неэффективных сельскохозяйственных предприятий;
- завершение, в основном, организационных и организационно-финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению проблемных сельскохозяйственных предприятий и введению процессов банкротства на предприятиях, систематически генерирующих долги;
- создание механизмов стимулирования применения современных инновационных технологий, в первую очередь - биотехнологий, для сокращения реальных издержек и резкого повышения качественных и количественных показателей производства сельхозпродукции;
- создание в крае инструмента по регулированию зернового рынка и рынка прочей сельскохозяйственной продукции на основе дальнейшего совершенствования системы госзаказа и товарно-сырьевых бирж;
- завершение формирования устойчивого сектора малого предпринимательства в отраслях сельскохозяйственного производства и обеспечивающей его инфраструктуры, а также в перерабатывающих отраслях и социальном секторе сельской местности;
- обеспечение (в рамках реализации краевой целевой программы "Сады Алтая") ежегодных посадок саженцев плодовых и ягодных культур не менее 450-500 гектаров в год;
- завершение в полном объеме "Программы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на 2001-2005 годы";
- формирование (в рамках выполнения краевой комплексной программы "Развитие личных подсобных хозяйств Алтайского края на 2004# 2008 годы") организационных и экономических условий, способствующих эффективному развитию личных подсобных хозяйств.
1.2.2. В промышленности:
- разработка и инициализация запуска хозяйственного механизма, обеспечивающего перераспределение ресурсов (включая трудовые ресурсы) с устаревших малоэффективных предприятий в новые хозяйствующие субъекты, способные обеспечить эффективность и конкурентоспособность в условиях неоформившихся внутренних рыночных отношений и жесткого прессинга внешних конкурентов;
- проведение работы (в рамках действующего законодательства) по реструктуризации и списанию долгов хозяйствующих субъектов, возникших в 1991-1998 гг., в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
- формирование новой промышленной политики, объектом которой будут являться вертикально-интегрированные межотраслевые промышленные комплексы, региональные промышленные комплексы, компании, предприятия малого и среднего бизнеса;
- формирование новой налоговой политики в отношении предприятий, осуществляющих промышленную деятельность и вкладывающих собственные оборотные и привлеченные средства в реализацию одобренных администрацией края инвестиционных проектов;
- концентрация ресурсов в точках экономического и инвестиционного роста, формирования производственно-технологических систем современного и нового укладов;
- разработка и внедрение системы государственного контроля над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления предприятий, частично или полностью контролируемых государством и муниципальными образованиями;
- формирование новой научно-технической и инновационной политики и разработка на ее основе регионального Перечня критических технологий как основы регионального заказа, инструмента их продвижения в государственный заказ на исследования и разработки, а также поддержку региональной инновационной деятельности, в том числе с активным привлечением научно-технического потенциала вузов и научных организаций края;
- поддержка формирования региональной и межрегиональной инновационной инфраструктуры, адекватной научно-техническому, производственному потенциалу края и задачам развития и укрепления экономического потенциала Алтайского края;
- разработка и внедрение системы координации и механизмов поддержки, развития и регулирования в крае инновационной и научно-технической деятельности;
- разработка механизма и осуществление постоянного мониторинга экономических и финансовых тенденций, складывающихся на промышленных предприятиях, с целью предупреждения возникающих на них кризисных явлений, вызванных некачественным менеджментом, перераспределением собственности и недружественным поглощением;
- разработка и реализация системы финансовых, организационных и институциональных мероприятий по продвижению на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции Алтайских предприятий по переводу их на инновационный путь развития, проведение ярмарок научно-технических разработок исследовательских центров и вузов края, создание и поддержка венчурных подразделений для формирования центров наукоемких разработок и технологий;
- возрождение горнодобывающей, камнеобрабатывающей промышленности, закладка основ цветной металлургии и добычи рудного золота, завершение работ по разведке нефти на территории Алтайского края;
- поддержка лесоперерабатывающей промышленности, ориентированной на глубокую переработку сырья и выпуск готовой продукции;
- создание, для ускорения переоснащения предприятий реального сектора экономики, краевого Промышленного лизингового фонда.
1.2.3. В инвестиционно-строительном комплексе:
- поддержка жилищного строительства, особенно индивидуального жилищного строительства на селе;
- создание благоприятной экономической и правовой среды для инвестиций юридических и физических лиц в основной капитал предприятий и недвижимость на территории Алтайского края;
- возрождение инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса;
- поддержка дорожного строительства и строительства объектов придорожного сервиса;
- концентрация бюджетных и внебюджетных средств на строительстве газового трубопроводного транспорта;
- вовлечение в экономический оборот несвязанных сбережений населения;
- ускоренные темпы формирования внутреннего спроса населения как источника роста перерабатывающей, легкой промышленности и сферы услуг.
1.2.4. В развитии рыночной инфраструктуры:
- поддержка создания и деятельности сибирских саморегулируемых организаций в области аудита, консалтинга, страховой деятельности и т.д.;
- поддержка и развитие потребительского кредитования, в том числе кредитования социальных проектов населения;
- укрепление региональных организаций (Алтайская торгово-промышленная палата, "Алтайская ярмарка", "Наукоград", Союз промышленников и предпринимателей и т.д.), обеспечивающих эффективную реализацию экономической, финансовой и инвестиционной политики администрации на территории края в интересах всех участников воспроизводственных процессов в экономической и социальной сферах края;
- оптимизация структуры управления краевой и муниципальной собственностью;
- инициализация и поддержка организации региональной и межрегиональной системы подготовки рабочих кадров, кадров среднего и высшего звена для реального сектора экономики края;
формирование информационной инфраструктуры края.
1.2.5. В развитии социальной инфраструктуры:
- оптимизация структуры и укрепление материальной базы здравоохранения Алтайского края на основе рационального использования бюджетных и внебюджетных средств в интересах всего населения Алтайского края;
- приведение структуры и материальной базы образовательных учреждений в соответствие с реальными потребностями социального и экономического развития населенных пунктов, районов и края в целом;
- завершение реконструкции основных краевых объектов культуры: Алтайского краевого театра драмы имени В.М.Шукшина, Государственной филармонии Алтайского края, Алтайского государственного театра музыкальной комедии и т.д.;
- поддержка формирования крупных и средних спортивно-оздоровительных и туристических комплексов в районе реки Катунь, озера Ая и Колыванской исторической зоны;
- разработка и внедрение в эксплуатацию единого процессингового центра по расчету и реализации адресной социальной помощи малоимущим слоям населения.
1.2.6. В области социальной политики:
- поддержка программ организации на базе организации малого и среднего бизнеса рабочих мест, а также иных мероприятий по увеличению занятости населения, особенно в сельской местности;
- развитие системы социального партнерства работодателей, трудовых коллективов и профсоюзных организаций;
- создание экономических, организационных и иных условий, позволяющих к концу первого этапа в основном погасить задолженность по оплате труда и сформировать предпосылки, обеспечивающие своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в организациях всех форм собственности в размере не ниже устанавливаемого действующим законодательством прожиточного минимума;
- снижение социального неравенства с одновременным предотвращением тенденций социального иждивенчества;
- повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим и социально уязвимым слоям населения на основе адресного принципа предоставления и контроля;
- поддержка организаций, пропагандирующих и внедряющих здоровый образ жизни, культурные и нравственные идеалы российского народа.
Названные выше приоритеты в целом обобщают основные направления работы территориальных органов управления в разрезе отдельных секторов экономики и социальной жизни края, которые должны быть реализованы в 2004-2005 гг., а частично, будучи скорректированными адекватно действующей государственной политике в области социально-экономического развития государства, и в последующие годы.
Более подробно приоритеты социально-экономического развития Алтайского края приведены в полном тексте Стратегии.
1.3. Ресурсное обеспечение реализации первого этапа Стратегии
Реализация первого этапа Стратегии социально-экономического развития Алтайского края будет происходить на фоне сокращения удельного веса участия бюджетов всех уровней в общем объеме инвестиций в реальный сектор экономики и все большей ориентации регионального и муниципальных бюджетов на решение социальных вопросов.
Однако это не только не означает утерю позиций государственного регулирования инвестиционных процессов в реальном секторе экономики, но и предполагает дальнейшую активизацию органов государственного и муниципального управления в вопросах организации, объединения и поддержки предприятий, стремящихся к развитию на качественно новой основе - инновационной.
Предполагается, что в период реализации настоящей стратегии будут в основном использоваться три базовых варианта участия бюджетных средств, при которых достигается максимальный эффект мультипликации бюджетных инвестиций:
- первый и основной вариант - компенсация части кредитной ставки коммерческих банков по инвестиционным кредитам, направляемым на инновационные проекты и проекты, снижающие социальную нагрузку на бюджет;
- второй - бюджетные ссуды, дотации и другие формы бюджетного финансирования, формирующие конкурентную среду в сферах действия естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства и обеспечивающие на этой основе освобождение бюджета от издержек их реформирования на последующих этапах;
- третий вариант - бюджетные гарантии по инвестиционным проектам хозяйствующих субъектов, способных производить конкурентоспособные товары инновационного назначения.
Высвобождающиеся при этом бюджетные средства должны направляться на увеличение положительной динамики заработной платы бюджетников как составной части роста конечного потребления населения края, т.е., в конечном счете, на увеличение потребительского спроса, формирующего в рыночных условиях необходимые темпы роста производства предприятий легкой, пищевой промышленности, сферы услуг и оборота в товаропроводящей сфере.
Размеры финансовых ресурсов, необходимых для реализации целей и задач первого этапа Стратегии, представлены в таблице 1.2.
Ресурсное обеспечение реализации 1 этапа Стратегии
социально-экономического развития Алтайского края (2004-2005 гг.)
Таблица 1.2.
(млн. руб. в ценах 2002 года)
Показатели | 2002 факт |
2003 оценка |
2004 | 2005 | Всего за 2004-2005 |
ВРП в % к предыдущему году Финансовые ресурсы предприятий и организаций - всего в % к предыдущему году в том числе по источникам: Собственные средства в % к предыдущему году Заемные и привлеченные средства в % к предыдущему году их них: а) кредиты банков в % к предыдущему году б) бюджетные средства в % к предыдущему году в том числе: из федерального бюджета в % к предыдущему году из бюджетов субъектов Федерации в % к предыдущему году в) прочие средства, в т.ч. иностранные в % к предыдущему году Из финансовых ресурсов - инвестиции в основной капитал в % к предыдущему году Из общего объема инвестиций по отраслям экономики: Промышленность в % к предыдущему году в т.ч. по отраслям Электроэнергетика в % к предыдущему году Черная металлургия в % к предыдущему году Химическая промышленность в % к предыдущему году Машиностроение в % к предыдущему году Лесная и деревообрабатывающая промышленность в % к предыдущему году Промышленность строительных материалов в % к предыдущему году Легкая промышленность в % к предыдущему году Пищевая (включая мукомольно- крупяную) в % к предыдущему году Сельское хозяйство в % к предыдущему году Лесное хозяйство в % к предыдущему году Строительство в % к предыдущему году Транспорт в % к предыдущему году Связь в % к предыдущему году Торговля и общественное питание в % к предыдущему году ЖКХ в % к предыдущему году Инвестиции по источникам финансирования: Собственные средства в % к предыдущему году Заемные и привлеченные средства в % к предыдущему году из них: а) кредиты банков в % к предыдущему году б) бюджетные средства в % к предыдущему году в том числе: из федерального бюджета в % к предыдущему году из бюджетов субъектов Федерации в % к предыдущему году в) прочие средства, в т.ч. иностранные в % к предыдущему году Денежные доходы населения Реальные денежные доходы в % к предыдущему году Использование денежных доходов: - на потребление доля, в % к объему доходов - на накопление доля, в % к объему доходов Трудовые ресурсы, тыс. чел. |
75384 104,2 22926 18397 4530 480 1780 920 860 2270 10486,1 113,2 1777,5 109,7 479,1 233,8 86,3 28,5 121,6 56,5 178,7 97,6 15,1 59,7 96,4 264 24 75,4 728,4 128 3298,6 121,7 48,2 81 101,3 38,7 1022,6 96,6 298,1 130,3 344,1 84 1445,5 108,8 6637 120 3849,1 102,3 232 185,5 1718 114,1 16,4 858 109,2 860 112,9 1899,1 68745,7 112,7 56141,2 81,6 12604,5 18,4 1614 |
81942 108,7 28053 122 21210 115 6843 151 1718 358 1870 105 1000 109 870 104 3255 143 12311 117,4 3022 170 719 150 119 138 108 89 518 290 9,8 65 44 46 14 57 1129 155 3365 102 49 101,5 116 115 1043 102 447 150 413 120 1597 110,5 6703 101 5607 145,7 777 335 1792 104,3 14,6 921 107,4 870 101,2 3038 160,0 78645 114,4 64017 81 14628 19 1615 |
88907 108,5 32551 116 24327 115 8224 120 2095 122 1961 105 1060 106 901 104 4168 128 13911 113 3303 109,3 791 110 137 115 119 110 549 106 10,5 107 55 125 16 120 1242 110 3836 114 50 102 128 109,5 1074 103 528 118 471 114 1821 114 7508 112 6403 114 894 115 1868 104 13,4 968 105 901 103,5 3641 119,8 87296 111,0 70710 81 16586 19 1617 |
96909 109 38467 118 28428 117 10039 122 2836 135 2056 105 1124 106 932 104 5147 123 15580 112 3633 110 885 112 160 117 137 115 593 108 11,4 109 72 130 21 125 1341 108 4315 112,5 51 103 139 109 1123 104,5 604 114,5 534 113,5 2167 119 8409 112 7172 112 1037 116 1943 104 12,5 1011 104,5 932 103,5 4191 115,1 95153 109,0 76122 80 19031 20 1617 |
118 137 134 147 165 110 112 108 157 127 120 123 135 127 114 117 163 150 119 128 105 119 108 135 129 136 125 128 133 108 110 107 138 121 |
Как видно из таблицы, для достижения поставленных Стратегией целей территориальным органам управления предстоит за два года:
- усилить работу по участию хозяйствующих субъектов и государственных структур в федеральных целевых программах, увеличить объем привлекаемых на эти цели из федерального бюджета средств не менее чем на 10 процентов к уровню 2003 года;
- создать экономические и финансовые предпосылки для ежегодного увеличения собственных инвестиций хозяйствующих субъектов в основной капитал не менее чем на 12%;
- не менее чем на 28 процентов увеличить привлечение в реальный сектор экономики и развитие рыночной инфраструктуры заемных средств и средств внешних инвесторов: кредитов коммерческих банков, накоплений граждан, в том числе и в форме накопительной части пенсионного фонда, прямых, портфельных и иных инвестиций.
Особое место как источнику ресурсной базы развития экономики края в ближайшие пять лет предстоит занять малому и среднему бизнесу. Для реализации потенциальных возможностей малого и среднего бизнеса будет необходимо разработать и приступить к реализации программы обеспечивающей:
- включение малого бизнеса на основе специализации и кооперации в орбиту крупного производства и обеспечение за счет этого максимального эффекта мультипликации экономического эффекта от средств, вложенных в оба сектора экономики;
- поддержку малого предпринимательства, ориентированного на работу в рискованных инновационных проектах;
- интеграцию предприятий малого бизнеса в реализацию социальных региональных и межрегиональных проектов;
- ускоренное развитие направлений малого бизнеса, обеспечивающих реальную конкуренцию внешним производителям, как на потребительском рынке, так и на рынке промышленных товаров и услуг.
Таким образом, задача создания устойчивой базы подъема реальных располагаемых денежных доходов населения края на основе высоких темпов развития экономики потребует от органов исполнительной власти субъекта РФ и муниципальных органов власти институционального перераспределения их функций.
Они должны будут все более и более уходить из области распределения ограниченных бюджетных средств между хозяйствующими субъектами в экономической и социальной сферах и переходить в область создания и организации реализации алгоритмов формирования и функционирования организационных, финансовых и экономических схем, призванных обеспечивать взаимовыгодную кооперацию предприятий, кредитных организаций и внешних инвесторов в реализации проектов, решающих экономические и социально значимые для края задачи.
При этом будет необходимо создать систему административных регламентов, описывающих структуру территориальных органов власти с закреплением сфер ответственности, порядка принятия решений и ответственности за них, а также обеспечивающих окончательное разделение бизнеса и власти.
II. Второй этап. 2006-2010 годы.
2.1. Основные тенденции социально-экономического развитии края
Второй этап - 2006-2010 гг. - период формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведения последовательной реструктуризации и модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики края в целом, т.е. период формирования ресурсного базиса, необходимого для полноценного функционирования социальной сферы Алтая.
Данный период будет характеризоваться преимущественным воздействием на темпы и условия развития экономики края внешних факторов, основными из которых будут макроэкономические факторы (уровень инфляции, налоговая, кредитная политика государства, мировые цены на основные виды сырьевых ресурсов, членство в ВТО, темпы реформы естественных монополий, ЖКХ и т.д.).
Наиболее ощутимое влияние окажет реформа налоговой системы. При этом в разные временные периоды ее влияние на различные макроэкономические показатели будет меняться (сначала, как это уже неоднократно было, следует ожидать повышения расходов на администрирование и снижения доходов бюджета; в середине планируемого периода - незначительного снижения налогового бремени и расходов на администрирование; рост доходов бюджета и снижение налогового бремени для предприятий возможны на последующих этапах, если реформа в ходе ее реализации не претерпит изменений).
Наибольший временной лаг, как правило, имеют реформы, направленные на инвестиции в человеческий фактор. Это реформы образования, пенсионной системы, здравоохранения, социальной защиты населения. Их влияние на экономический рост нарастает, как показывает международная практика, постепенно, по ходу проведения преобразований. По прогнозам экспертов, при современных темпах их проведения существенное влияние на развитие экономики Российской Федерации они будут оказывать, начиная именно с 2006-2008 гг.
К сожалению, "Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации", утвержденные Правительством Российской Федерации, заканчиваются 2006 годом, и дальнейший расчет макроэкономических показателей возможен только на основе анализа программ развития и реформирования отдельных секторов, структур и монопольных образований, имеющих более длительный период действия - 2010-2015 гг.
Все это формирует значительную компоненту неопределенности, которая затрудняет расчет индикаторов социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2010 гг.
В качестве вариантов для расчета основных индикаторов социально-экономического развития Алтая в 2006-2010 годах приняты следующие два:
Первый вариант (благоприятный) предполагает, что к 2006 году в основном завершатся:
- первый этап реформирования электроэнергетики, результатом которого станет "создание условий для функционирования конкурентного рынка электроэнергии, достижение финансовой прозрачности организаций электроэнергетики, оптимизация структуры энергоснабжающих организаций". При этом создание конкурентного оптового рынка должно обеспечить условия для снижения тарифов для конечных потребителей.*
- первый и второй этап реформирования жилищно-коммунального комплекса, в результате которых будет "прекращена практика перекрестного субсидирования на жилищно-коммунальные услуги, ликвидирована дотационность жилищно-коммунального комплекса, осуществлен переход к реальным договорным отношениям, основанным на конкуренции и системе регулирования естественных локальных монополий".**
Проводимая Правительством Российской Федерации налоговая реформа создаст благоприятные условия для инвестирования юридических и физических лиц в основной капитал и недвижимость.
Будет проведена реструктуризация, частичное или полное списание долгов хозяйствующих субъектов бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам, возникших во время экономических реформ 1991-1998 гг.
Центральный банк продолжит снижение учетных ставок, что создаст предпосылки для инвестиционного кредитования хозяйствующих субъектов, ипотечного кредитования физических лиц.
Данный вариант предполагает также благоприятное сочетание внешних факторов: мировые цены на нефть составят более 21-23 долларов США, соотношение рубля к доллару и рубля к евро будет способствовать экспорту и препятствовать импорту товаров и услуг, давление стран ВТО на отечественных товаропроизводителей будет сглаживаться протекционистскими действиями государства.
При наличии последовательной реализации тарифной политики государства в сфере регулирования цен естественных монополий среднегодовой вклад повышения цен на их продукцию (услуги) в прирост потребительских цен может составить в 2006-2010 годах 0,5-1%. В этом случае, при достижении обозначенных Правительством Российской Федерации показателей целевой инфляции, общий среднегодовой прирост индекса инфляции в первые три года этого периода составит примерно 5-5,5%.
Этот вариант создаст наиболее благоприятные внешние условия для реализации целей, поставленных в Стратегии, обеспечит более равномерную динамику экономического роста хозяйствующих субъектов Алтайского края.
Прогноз формирования основных показателей социально-экономического развития Алтайского края при благоприятном тренде развития экономики страны представлен в таблице 2.1.
Как видно из таблицы, в условиях благоприятного варианта развития экономики валовой региональный продукт 2010 года превысит уровень 2002 года в 2,2 раза. Это позволит увеличить реальные располагаемые денежные доходы к концу рассматриваемого периода более чем в 2 раза.
----------------------------
* Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации"
** Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Показатели социально-экономического развития Алтайского края
в 2006-2010 гг. (благоприятный вариант)
Таблица 2.1.
Наименование показателя |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006- 2010 |
2003- 2010 |
Инфляция (декабрь к декабрю), % ВРП, в % к предыдущему году Объем производства промышленной продукции, в % к предыдущему году Валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, в % к предыдущему году Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году Объем платных услуг, в % к предыдущему году Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году Реальная заработная плата, в % к предыдущему году |
105,5 111 109,5 107 112 109,5 109 110 109 |
105 112 110 108 111 109 111 109 110 |
105 111 110 110 111 109 112 108 110,5 |
104 110,5 109 109 108,5 107 111 108 111 |
104 110 108 108 108 105 110 107 112 |
126 168 156 150 162 146 168 150 165 |
163 220 195 171 245 205 206 210 211 |
Ресурсное обеспечение реализации второго этапа Стратегии социально-экономического развития Алтайского края в условиях благоприятного варианта развития экономики страны представлено в таблице 2.2.
Ресурсное обеспечение реализации II этапа Стратегии социально-экономического
развития Алтайского края (2006-2010 гг.) (благоприятный вариант)
Таблица 2.2.
(млн. руб. в ценах 2002 года)
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006- 2010 |
2003- 2010 |
ВРП в % к предыдущему году Финансовые ресурсы предприятий и организаций - всего в % к предыдущему году в том числе по источникам: Собственные средства в % к предыдущему году Заемные и привлеченные средства в % к предыдущему году их них: а) кредиты банков в % к предыдущему году б) бюджетные средства в % к предыдущему году в том числе: из федерального бюджета в % к предыдущему году из бюджетов субъектов Федерации в % к предыдущему году в) прочие средства, в т.ч. иностранные в % к предыдущему году Из финансовых ресурсов - инвестиции в основной капитал в % к предыдущему году в т.ч. по отраслям экономики: Производящим товары: в % к предыдущему году Промышленность в % к предыдущему году Сельское хозяйство в % к предыдущему году Строительство в % к предыдущему году Оказывающим услуги: в % к предыдущему году Транспорт и дорожное хозяйство в % к предыдущему году Связь в % к предыдущему году Торговля и общ. питание в % к предыдущему году Валовая продукция сельско- го хозяйства в хозяйствах всех категорий, в % к предыдущему году Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году Объем платных услуг, в % к предыдущему году Реальные располагаемые денежные доходы, в % к предыдущему году Реальная заработная плата, в % к предыдущему году |
109556 111 44950 117 33153 116 11797 120 3791 130 2180 105 1205 107 974 104 5826 120 17762 112 9360 112,1 4077 111 4941 113 155 110 8402 111,9 1207 107 710 115 617 113 106 111 109 108 108,5 107,5 |
122703 112 52501 117 38322 116 14180 120 5088 134 2301 106 1288 107 1013 104 6790 117 19715 111 10388 111,0 4525 111 5484 111 171 110 9328 111,0 1292 107 781 110 697 113 108 110 108 110 108 108,5 |
136200 111 60308 115 43406 113 16902 119 6658 131 2408 105 1364 106 1044 103 7835 115 21884 111 11267 108,5 4933 109 5923 108 186 109 10617 113,8 1369 106 859 110 788 113 110 109,5 107 111 107,5 109 |
150501 110,5 69018 114 48637 112 20381 121 8576 129 2521 105 1446 106 1075 103 9284 118 23744 108,5 11997 106,5 5278 107 6278 106 201 108 11747 110,6 1451 106 945 110 883 112 109 108 106 110,5 107 110 |
165552 110 78282 113 53869 111 24413 120 10857 127 2622 104 1520 105 1102 103 10941 118 25644 108 12657 105,5 5595 106 6592 105 217 108 12987 110,6 1524 105 1039 110 988 112 108 107 105 110 107 112 |
168 204 188 248 372 127 134 118 225 162 152 152 151 154 173 135 168 181 148 155 140 160 144 157 |
220 341 293 539 2261 147 165 128 482 245 241 315 200 214 248 149 349 287 160 230 193 195 200 193 |
В условиях умеренного варианта развития экономики страны валовой региональный продукт края имеет потенциал роста по отношению к 2002 году 210%. В этом случае рост реальных располагаемых денежных доходов населения составит к уровню 2002 года 200%.
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации второго этапа Стратегии социально-экономического развития Алтайского края в условиях умеренного варианта развития экономики страны, представлено в таблице 2.4.
Ресурсное обеспечение реализации II этапа Стратегии социально-экономического
развития Алтайского края (2006-2010 гг.) (умеренный вариант)
Таблица 2.4.
(млн. руб. в ценах 2002 года)
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006- 2010 |
2003- 2010 |
ВРП в % к предыдущему году Финансовые ресурсы предприятий и организаций - всего в % к предыдущему году в том числе по источникам: Собственные средства в % к предыдущему году Заемные и привлеченные средства в % к предыдущему году их них: а) кредиты банков в % к предыдущему году б) бюджетные средства в % к предыдущему году в том числе: из федерального бюджета в % к предыдущему году из бюджетов субъектов Федерации в % к предыдущему году в) прочие средства, в т.ч. иностранные в % к предыдущему году Из финансовых ресурсов - инвестиции в основной капитал в % к предыдущему году в т.ч. по отраслям экономики: Производящим товары: в % к предыдущему году Промышленность в % к предыдущему году Сельское хозяйство в % к предыдущему году Строительство в % к предыдущему году Оказывающим услуги: в % к предыдущему году Транспорт и дорожное хозяйство в % к предыдущему году Связь в % к предыдущему году Торговля и общ. питание в % к предыдущему году Жилищное и коммунальное хозяйство в % к предыдущему году Инвестиции по источникам финансирования: Собственные средства в % к предыдущему году Заемные и привлеченные средства в % к предыдущему году их них: а) кредиты банков в % к предыдущему году б) бюджетные средства в % к предыдущему году в том числе: из федерального бюджета в % к предыдущему году из бюджетов субъектов Федерации в % к предыдущему году в) прочие средства, в т.ч. иностранные в % к предыдущему году Денежные доходы Реальные денежные доходы,% Использование денежных доходов: на потребление доля, % к объему доходов на накопление доля, % к объему доходов Трудовые ресурсы, тыс. чел. |
106600 110 44950 117 32797 115 12153 121 3640 128 2151 105 1186 106 965 104 6361 124 17294 111 9164 111,0 3996 110 4833 112 152 109 8130 110,9 1190 106 689 114 601 112,5 2557 118 9334 111,0 7961 111 1213 117 2016 104 1052 104,0 965 103,5 4731 113 103241 108,5 81560 79 21681 21 1617 |
118326 111 52501 117 37750 115 14751 121 4838 133 2244 104 1251 105 994 103 7669 121 19024 110 10057 109,7 4376 109,5 5316 110 164 108 8967 110,3 1261 106 758 110 673 112 3017 118 10174 109,0 8850 111 1431 118 2082 103 1088 103,5 994 103 5336 113 111500 108 86970 78 24530 22 1613 |
130750 110,5 60308 115 42515 113 17793 121 6247 129 2330 104 1311 105 1019 103 9216 120 20831 109,5 10830 107,7 4748 108,5 5688 107 177 108 10001 111,5 1331 105,5 833 110 754 112 3440 114 10988 108,0 9843 111 1689 118 2140 103 1121 103,0 1019 102,5 6015 113 119862 107,5 92294 77 27568 23 1609 |
143825 110 69018 114 47647 112 21371 120 8010 128 2410 103 1371 105 1039 102 10951 119 22497 108 11472 105,9 5080 107 5973 105 189 107 11026 110,2 1397 105 913 109,5 837 111 3852 112 11647 106,0 10851 110 2010 119 2188 102 1149 102,5 1039 102,0 6652 111 128253 107 97472 76 30781 24 1605 |
158208 110,0 78282 113 52958 111 25324 118 10060 126 2482 103 1427 104 1055 102 12781 117 24072 107,0 11988 104,5 5334 105 6212 104 202 107 12084 109,6 1453 104 995 109 929 111 4199 109 12113 104,0 11959 110 2402 119,5 2227 102 1172 102,0 1055 101,5 7331 110 137230 107 102923 75 34308 25 1600 |
163 204 186 252 355 121 127 113 248 155 145 147 144 146 165 129 165 174 194 144 167 232 115 116 113 175 144 |
210 341 288 559 2097 139 155 123 563 230 228 300 188 200 231 142 334 270 290 183 311 1035 130 137 123 386 200 |
2.2. Основные приоритеты социально-экономического развития
Алтайского края на 2006-2010 гг.
Как видно из показателей таблиц 2.1. и 2.3., превышение ВРП, а значит и реальных денежных доходов населения края в два и более раза возможно как при условии благоприятного, так и при условии умеренного вариантов развития экономики страны.
В связи с этим, как и в первый, во второй период реализации Стратегии наибольшим приоритетом в деятельности территориальных органов управления Алтайского края будут пользоваться:
- во-первых, меры, направленные на выход экономики края на темпы, объемы и качество производства, реально обеспечивающие устойчивое расширенное воспроизводство, а также создание макроэкономических условий, позволяющих подавляющему большинству населения обеспечить возрастающий уровень социального потребления за счет собственных доходов;
- во-вторых, действия, повышающие эффективность работы органов исполнительной власти, во многом определяющей качество повседневной жизни граждан, комфортность предпринимательского климата, снижение административных барьеров для ведения бизнеса, эффективность, своевременность и социальную направленность экономических реформ;
- в-третьих, решение проблем укрепления России как единого федеративного государства с единой сильной, оптимально структурированной и диверсифицированной экономикой, обладающей инвестиционной привлекательностью и устойчивостью к воздействию внешних, негативных факторов.
В целом весь период, обозначенный в Стратегии, будет характеризоваться также и реализацией ряда крупных инвестиционных проектов, призванных обеспечить не только прирост валовых показателей в экономике, но и значительно повысить привлекательность Алтайского края как для внешних капиталовложений, так и для жизни на его территории.
Наибольшее значение будет придаваться следующим проектам:
- проект строительства магистрального газопровода Барнаул-Бийск-Белокуриха;
- проекты газификации жилья и котельных в городах Барнауле, Бийске, Белокурихе, Новоалтайске и районах: Первомайском, Косихинском, Зональном, Троицком, Смоленском, Советском, Павловском, Тальменском;
- проекты строительства и реконструкции дорог на территории края;
- проект строительства и запуска в эксплуатацию рудников полиметаллических руд, горно-обогатительных и, на их основе, металлургического комбинатов в Рубцовском и Змеиногорском районах;
- проекты строительства спортивно-оздоровительного комплекса "Бирюзовая Катунь" на 3,5 тыс. отдыхающих в Алтайском районе и туристическо-оздоровительной местности в Змеиногорском районе;
- доразведка и разработка месторождений рудного золота в Чарышском, Краснощековском, Курьинском, Солонешенском районах;
- доразведка и увеличение добычи качественной питьевой воды во всех районах края, особенно таких, как Родинский, Мамонтовский, Завьяловский, Змеиногорский, Михайловский, Кулундинский, Первомайский, Бурлинский, Павловский, Чарышский, Троицкий, Ключевский, Косихинский и Курьинский;
- проекты глубокой переработки древесины и лекарственного сырья;
- проекты строительства предприятий по газификации и переработке бурых углей в Солтонском районе, бытовых отходов - в г. Барнауле;
- проект организации и развития Наукограда в Бийске и университетского округа - в Барнауле.
Более подробно приоритеты в деятельности администрации в разрезе отдельных секторов социальной и экономической жизни края представлены в полном тексте Стратегии социально-экономического развития края до 2010 года.
Реализация поставленных в Стратегии задач в рамках умеренного варианта развития экономики страны позволит Алтайскому краю к 2010 году обеспечить выход на следующие показатели, характеризующие реальные учитываемые денежные доходы и реальное благосостояние населения Алтайского края:
- реальные располагаемые денежные доходы населения, учитываемые статистикой, вырастут к 2010 году в 2 раза и составят в номинальном выражении 8300 рублей;
- реальная заработная плата увеличится не менее чем в 1,9 раза и достигнет в номинальном выражении 9100 рублей;
- несмотря на почти двукратное увеличение в сопоставимых ценах продажи товаров и услуг населению, доля накопления в общих доходах жителей края вырастет с 20% в 2003 г. до 25% - в 2010 г.
Алтайский край выйдет к 2008 году на средние показатели по Российской Федерации по потреблению продовольственной продукции (мясопродукты, сахар, масло растительное, овощи, фрукты и рыбная продукция) и наличию на 1000 семей телевидеотехники, компьютерной техники.
В следующие семь лет Алтайский край закрепит лидирующее положение по Сибири в части наличия на 1000 семей телевизоров - 2000 штук в 2010 г. против 1210 штук в 2002 г. (по Сибирскому федеральному округу, соответственно, 2000 и 1230), холодильников - 1500 против 1190 (по Сибирскому федеральному округу соответственно 1500 и 1270), стиральных машин - 1100 против 1060 (по Сибирскому федеральному округу соответственно 1020 и 980), легковых автомобилей - 800 против 410 (по Сибирскому федеральному округу соответственно 680 и 320) и т.д.
Следствием улучшения благосостояния населения края будет являться дальнейший рост индекса ожидаемой продолжительности жизни с 66,5 года на начало 2003 г. (по России - 65,5 года) до 67,8 года на конец 2010 г. за счет снижения смертности населения, что в совокупности с ростом рождаемости окажет позитивное влияние на демографическую ситуацию в целом по краю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.