Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к распоряжению
администрации Советского района
от 26.11.2019 N 400-р/НПА
Методика проведения публичных консультаций
1. Общие положения
1.1. Настоящая методика проведения публичных консультаций (далее Методика) разработана в целях распространения общих унифицированных требований и процедур при проведении публичных консультаций в отношении проектов нормативных правовых актов Советского района, нормативных правовых актов Советского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее проект НПА, НПА), а также концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования и формирования у участников публичных консультаций необходимого опыта участия в указанной процедуре вне зависимости от субъекта их проведения.
1.2. Методика содержит порядок действий регулирующего органа по организации и проведению публичных консультаций в ходе проведения оценки регулирующего воздействия проектов НПА (далее ОРВ проектов НПА), экспертизы НПА(далее экспертизы НПА), оценке фактического воздействия НПА (далее ОФВ НПА).
1.3. Мнение участника публичных консультаций - оформленная в виде связного текста позиция по проекту НПА или НПА, позволяющая установить, от кого она поступила (фамилия, имя, отчество, (должность, название организации, юридический адрес - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), телефон) и относящаяся к предмету предлагаемого правового регулирования независимо от способа подачи:
1) на официальном бланке организации или индивидуального предпринимателя, подписанном руководителем организации или лицом, его замещающим;
2) по электронной почте;
3) с использованием программных средств портала проектов НПА.
1.4. Позиция следующего содержания: "Замечания и предложения к проекту НПА или НПА акту отсутствуют", позволяющая установить, от кого она поступила, независимо от указанных в пункте 1.3. настоящего раздела способов подачи, также является мнением участника публичных консультаций, и учитывается в своде предложений как отдельное мнение по проекту НПА или НПА.
1.5. Отсутствие мнения участника публичных консультаций - не поступление в адрес регулирующего органа оформленной в виде связного текста позиции по проекту НПА или НПА.
1.6. Целями проведения публичных консультаций являются:
1) учет мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности регулирующим органом при проведении ОРВ проектов НПА, экспертизы НПА и ОФВ НПА;
2) выработка мнения относительно того, достигаются ли в процессе действия НПА заявленные цели правового регулирования, а также о целесообразности отмены или изменения указанного НПА или его отдельных положений при экспертизе НПА и ОФВ НПА.
1.7. Задачами проведения публичных консультаций являются:
1) консультирование с участниками публичных консультаций, интересы которых затрагиваются вводимым или действующим правовым регулированием в целях уточнения масштаба, причин и негативных эффектов проблемы, требующей вмешательства путем принятия НПА, поиску возможных способов и альтернатив ее решения, а также определению оптимальных способов и альтернатив (далее регуляторное решение, предлагаемое правовое регулирование);
2) соблюдение баланса интересов при принятии регуляторного решения;
3) сокращение возможных негативных последствий и усиление положительных последствий принятого регуляторного решения;
4) информирование широкого круга заинтересованных лиц о начале обсуждения разработанных проектов НПА и действующих НПА.
1.8. При проведении публичных консультаций рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
1) обеспечение максимального вовлечения в процесс публичных консультаций всех заинтересованных лиц;
2) обеспечение максимального учета интересов заинтересованных лиц;
3) обеспечение прозрачности и ясности процедур, подотчетности, объективности и независимости выбора участников публичных консультаций из числа заинтересованных лиц;
4) своевременное информирование о проведении публичных консультаций;
5) соблюдение сроков проведения публичных консультаций.
1.9. В целях получения наиболее своевременной, полной и достоверной информации при проведении публичных консультаций, увеличения числа участников публичных консультаций, регулирующий орган:
1) заключает соглашения о взаимодействии с организациями, представляющими интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, при проведении ОРВ проекта НПА, экспертизы НПА и ОФВ НПА (приложение 2 к распоряжению);
2) проводит открытые заседания общественно-консультативных и научно-технических советов, иных совещательных органов, созданных при администрации Советского района, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, специально сформированных администрацией Советского района, экспертных групп, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными лицами, включая обсуждение на независимых интернет-площадках.
2. Рекомендации по проведению публичных консультаций
2.1. Проведение публичных консультаций осуществляется на стадии ОРВ проекта НПА, экспертизы НПА и ОФВ НПА, в сроки и последовательности, установленные Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Советского района, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Советского района", утвержденным постановлением администрации Советского района (далее Порядок) и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Советского района, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Советского района.
2.2. Регулирующий орган проводит публичные консультации с заинтересованными лицами по обсуждению текста проекта НПА, НПА, в отношении которого проводится процедура ОРВ проекта НПА, экспертизы НПА или ОФВ НПА.
2.3. Организация проведения публичных консультаций состоит из следующих этапов:
1) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым или действующим правовым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
2) составление перечня вопросов, которые регулирующий орган считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
3) размещение уведомления о проведении публичных консультаций (приложения 1, 2, 6 к Методике) в информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://regulation.admhmao.ru, предназначенной для размещения информации о проведении публичных консультаций при проведении процедур ОРВ проектов НПА, экспертизы НПА и ОФВ НПА (далее портал проектов НПА);
4) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
5) подведение регулирующим органом итогов проведения публичных консультаций, составление свода предложений.
2.4. С целью конкретизации групп заинтересованных лиц регулирующему органу необходимо определить сферы деятельности, затрагиваемые предлагаемым (действующим) правовым регулированием, а также количество субъектов соответствующих общественных отношений.
2.5. Круг участников публичных консультаций определяется регулирующим органом с учетом необходимости максимального вовлечения заинтересованных лиц в процесс подготовки и принятия решения о целесообразности введения предлагаемого или действующего правового регулирования.
2.6. Для проведения публичных консультаций регулирующему органу рекомендуется использовать перечень вопросов, которые он считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций, или опросный лист (приложения 3, 4, 7 к Методике).
2.7. Регулирующий орган вправе включать в перечень вопросов дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им правового регулирования (действующего правового регулирования).
2.8. В целях проведения публичных консультаций регулирующий орган размещает на портале проектов НПА:
1) в случае проведения ОРВ проектов НПА и экспертизы НПА - уведомление о проведении публичных консультаций, перечень вопросов, предполагаемых к обсуждению в ходе публичных консультаций, или опросный лист, а также иные материалы, являющиеся обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, либо позволяющие оценить эффективность действующего правового регулирования. К уведомлению о проведении публичных консультаций также прилагается проект НПА, в отношении которого проводится процедура ОРВ проекта НПА, или НПА, в отношении которого проводится экспертиза НПА, а также пояснительная записка (приложение 10 к Методике) и сводный отчет (приложение 3, 4 к распоряжению);
2) в случае проведения ОФВ НПА - текст НПА (в редакции, действующей на день размещения), сводный отчет об ОФВ НПА, перечень вопросов для участников публичных консультаций, а также пояснительная записка.
2.9. Одновременно с размещением уведомления о проведении публичных консультаций регулирующий орган информирует об их проведении:
1) в случае проведения ОРВ проектов НПА и экспертизы НПА - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов предпринимательского и инвестиционного сообщества, с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ проектов НПА, экспертизе НПА и ОФВ НПА, а также заинтересованных лиц, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования;
2) отсутствие у регулирующего органа исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых затронуты или могут быть затронуты предлагаемым или действующим правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки уведомлений о проведении публичных консультаций;
3) в случае проведения ОФВ НПА - те же органы, организации и лица, которые ранее информировались о проведении публичных консультаций в рамках ОРВ проекта НПА.
2.10. Регулирующему органу рекомендуется использовать дополнительные способы оповещения заинтересованных лиц о проведении публичных консультаций, в том числе направлять соответствующую информацию в электронном виде и (или) на бумажном носителе, и (или) с использованием программных средств в адрес заинтересованных лиц.
2.11. Регулирующему органу рекомендуется устанавливать срок проведения публичных консультаций, превышающий минимальный срок, предусмотренный Порядком, в случае если предлагаемое или действующие правовое регулирование, по мнению регулирующего органа, может оказать значительное влияние на соответствующие общественные отношения.
2.12. При установлении срока проведения публичных консультаций, равного минимальному сроку, предусмотренному Порядком, регулирующему органу рекомендуется приводить мотивированное обоснование принятия такого решения.
2.13. В случае если по итогам проведения публичных консультаций регулирующим органом будет принято решение о выборе варианта правового регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он должен провести повторное обсуждение такого варианта правового регулирования как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.
2.14. В случае отсутствия по итогам публичных консультаций предложений от заинтересованных лиц регулирующий орган продляет сроки проведения публичных консультаций. Регулирующий орган оповещает заинтересованных лиц о принятии решения в соответствии с пунктом 2.9. настоящего раздела.
2.15. В случае принятия решения о проведении повторных публичных консультаций такие публичные консультации проводятся в соответствии с требованиями Методики, с обязательным извещением об их начале участников проведенных публичных консультаций.
2.16. Регулирующий орган рассматривает все поступившие от участников публичных консультаций предложения по результатам их проведения в различных формах, а также позволяющие установить, от кого они поступили, и относящиеся к предмету предлагаемого или действующего правового регулирования независимо от способа подачи участниками публичных консультаций своих предложений.
2.17. Регулирующему органу рекомендуется предоставить возможность направления предложений участников публичных консультаций посредством размещения на официальном сайте Советского района, а также в электронном виде или на бумажном носителе, в том числе в форме писем, протоколов заседаний общественно-консультативных органов и совещаний, анкет и опросных форм.
2.18. По итогам публичных консультаций регулирующий орган систематизирует (структурирует) полученную информацию, в целях ее последующего анализа и обработки.
2.19. Результаты публичных консультаций оформляются сводом предложений (приложение 5 к Методике), содержащим информацию об учете либо отклонении мнения участников публичных консультаций и аргументированную позицию регулирующего органа по всем полученным мнениям участников публичных консультаций.
2.20. В своде предложений указывается автор предложения и его содержание и результат рассмотрения (предполагается ли использовать предложение при разработке проекта НПА либо к действующему НПА; в случае отказа от использования предложения указываются причины принятого решения).
2.21. Также в своде предложений указывается перечень заинтересованных лиц, которым были направлены уведомления о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 2.9. Методики.
2.22. К своду предложений прикладываются текст скорректированного по итогам публичных консультаций проекта НПА, копии отзывов участников публичных консультаций и копии писем, направленных в адрес участников публичных консультаций, о результатах рассмотрения их мнений.
2.23. По результатам рассмотрения замечаний и (или) предложений участников публичных консультаций к проекту НПА, НПА и (или) сводному отчету регулирующий орган принимает одно из следующих решений:
1) учесть замечание и (или) предложение участника публичных консультаций;
2) отклонить замечание и (или) предложение участника публичных консультаций (с обоснованием принятия решения).
3. Общественный контроль за исполнением порядка проведения публичных консультаций
3.1. Общественный контроль за исполнением регулирующим органом порядка проведения публичных консультаций выражается в общественной оценке эффективности регулирующего органа по организации и проведению публичных консультаций, а также учету их результатов (далее общественная оценка).
3.2. Общественную оценку осуществляет экспертный совет при органе местного самоуправления Советского района в целях выявления нарушений проведения процедур публичных консультаций со стороны регулирующего органа выделения основных проблем, с которыми он сталкивается в процессе их проведения, для их минимизации и дальнейшего устранения.
3.3. Состав, положение об экспертном совета при органе местного самоуправления Советского района утверждается муниципальным правовым актом Советского района.
4. Рекомендации по заполнению формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту НПА
4.1. В форме уведомления приводятся краткие сведения о предлагаемом правовом регулировании, о наличии проблемы, выявленной регулирующим органом в определенной сфере деятельности, целях предлагаемого правового регулирования, вариантах решения проблемы, потенциальных адресатах правового регулирования.
4.2. В целях обоснования необходимости разработки проекта НПА регулирующий орган при заполнении формы уведомления отражает информацию об:
1) оценке количества субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных заинтересованных лиц, включая органы местного самоуправления Советского района, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
2) описании новых обязанностей, (запретов, ограничений) для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений;
3) оценке расходов (доходов) субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с предлагаемым правовым регулированием;
4) планируемом сроке вступления в силу предлагаемого правового регулирования.
5. Публичные консультации на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования
5.1. В целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, регулирующий орган может проводить публичные консультации на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания имеющейся проблемы, определения вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у заинтересованных лиц необоснованных издержек в связи с его введением.
5.2. Решение о необходимости проведения публичных консультаций на этапе формирования концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования принимает регулирующий орган.
5.3. В случае принятия регулирующим органом решения о необходимости проведения публичных консультаций по обсуждению концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования регулирующий орган размещает на портале проектов НПА уведомление о публичных консультациях и опросный лист (приложение 8, 9 к Методике).
5.4. Срок проведения публичных консультаций по обсуждению концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования не может быть менее 10 рабочих дней со дня размещения уведомления о публичных консультациях на портале проектов НПА.
5.5. Одновременно с размещением уведомления о публичных консультациях по обсуждению концепции (идеи) предлагаемого правового регулирования на портале проектов НПА регулирующий орган извещает об их проведении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов предпринимательского и инвестиционного сообщества, с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ проектов НПА, экспертизе НПА и ОФВ НПА, а также заинтересованных лиц, исходя из содержания проблемы, цели и предмета правового регулирования.
5.6. Позиции органов, организаций и лиц, указанных в пункте 5.5. настоящего раздела, могут быть получены регулирующим органом также посредством проведения совещаний, заседаний экспертных групп, общественных советов и других совещательных и консультационных органов, проведения опросов представителей групп заинтересованных лиц, а также с использованием иных форм публичного обсуждения.
5.7. По результатам рассмотрения предложений и (или) замечаний, поступивших в ходе публичных консультаций, регулирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций принимает решение о подготовке проекта НПА либо об отказе введения предлагаемого правового регулирования.
5.8. Регулирующий орган размещает информацию о принятом решении, указанном в пункте 5.7. настоящего раздела на портале проектов НПА в течение 5 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций, а также извещает органы, организации и лиц, указанных в пункте 5.5 настоящего раздела, которые ранее извещались о проведении публичных консультаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.