Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
администрации Советского района
от 26.11.2019 N 400-р/НПА
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Советского района, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Советского района
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Советского района, экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Советского района, утвержденным постановлением администрации Советского района от 01.10.2015 N 2563/НПА (далее Порядок), в целях методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Советского района (далее НПА, ОРВ, ОРВ проектов НПА), а также экспертизы и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Советского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее экспертиза НПА, ОФВ, ОФВ НПА).
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования регулирующим органом, уполномоченным органом при проведении ОРВ проектов НПА, экспертизы НПА, ОФВ НПА.
1.3. Процедура ОРВ проектов НПА осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого правового регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения заинтересованных лиц.
1.4. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ проектов НПА правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.5. В ходе проведения процедуры ОРВ проектов НПА и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
1.6. Процедура экспертизы НПА проводится в целях оценки достижения заявленных в ходе их разработки и принятия целей правового регулирования, эффективности предложенного способа правового регулирования, оценки фактических положительных и отрицательных последствий предложенного способа правового регулирования посредством анализа правоприменительной практики.
1.7. Процедура ОФВ НПА, в отношении проектов которых проводилась ОРВ, проводится в целях контроля качества процедуры ОРВ проектов НПА, а также мониторинга достижения заявленных целей правового регулирования, после их введения в действие.
1.8. Целью процедуры ОРВ проектов НПА, экспертизы НПА и ОФВ НПА является повышение качества правового регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установление баланса интересов, как на стадии подготовки проекта НПА, так и на стадиях экспертизы НПА и ОФВ НПА, действующего правового регулирования, посредством анализа последствий и эффектов правового регулирования и определения наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности варианта правового регулирования на основе сопоставления выгод и издержек участников правоотношений.
1.9. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, установленных Порядком.
2. ОРВ проектов НПА
2.1. Проекты НПА, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные НПА обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат ОРВ.
2.2. Согласование проектов НПА на предмет необходимости проведения ОРВ проектов НПА осуществляется уполномоченным органом в порядке и сроки, установленные Порядком внесения проектов муниципальных правовых актов Советского района, утвержденным постановлением администрации Советского района, настоящим Порядком.
2.3. Регулирующий орган направляет в уполномоченный орган проект НПА, лист согласования к которому содержит все визы согласования, в том числе визу начальника юридического управления администрации Советского района, содержащую запись "Проект НПА коррупциогенных факторов не содержит".
2.4. В случае отсутствия необходимости проведения ОРВ проекта НПА начальник уполномоченного органа проставляет в листе согласования к проекту НПА визу согласования проекта НПА, содержащую запись "Отсутствует необходимость проведения ОРВ".
2.5. При необходимости проведения ОРВ проекта НПА начальник уполномоченного органа проставляет в листе согласования к проекту НПА визу согласования проекта НПА, содержащую запись "Необходимо проведение ОРВ. Срок публичных консультаций___ рабочих дней".
2.6. В случае проведения ОРВ проекта НПА начальник уполномоченного органа в листе согласования к проекту НПА проставляет:
1) при наличии заключения об ОРВ проекта НПА без замечаний - визу согласования проекта НПА, содержащую запись "Процедура ОРВ проведена" ;
2) при наличии заключения об ОРВ проекта НПА с замечаниями - визу согласования проекта НПА, содержащую запись "не согласовано".
Проведение ОРВ проекта НПА осуществляется после процедуры согласования проекта НПА в порядке, указанном в пункте 2.2. настоящего раздела.
2.7. Процедура ОРВ проекта НПА проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Советского района.
2.8. При проведении процедуры ОРВ проекта НПА и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
2.9. Процедура ОРВ проекта НПА проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном регулирующим органом проекте НПА:
1) высокая степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, устанавливающие новые обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
2) средняя степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные НПА обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
3) низкая степень регулирующего воздействия - проект НПА содержит положения, отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2.10. ОРВ проектов НПА не проводится в отношении проектов НПА, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, а также административных регламентов предоставления муниципальных услуг (осуществления муниципального контроля) Советского района, а также в отношении проектов НПА Думы Советского района, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы, а также регулирующих бюджетные правоотношения Советского района.
3. Подготовка сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта НПА
3.1. Сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта НПА (далее сводный отчет об ОРВ проекта НПА) формируется регулирующим органом (далее разработчик) и подписывается руководителем регулирующего органа (приложение 3 к распоряжению).
3.2. В сводном отчете об ОРВ проекта НПА приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета об ОРВ проекта НПА, приводятся в приложении к нему.
3.3. Информация об источниках данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету об ОРВ проекта НПА в полном объеме.
3.4. В разделе 1 сводного отчета об ОРВ проекта НПА должны быть приведены сведения о разработчике, вид и наименование проекта НПА, краткое описание содержания предлагаемого правового регулирования, основание для разработки НПА, а также контактная информация исполнителей разработчика.
3.5. Если основанием для разработки проекта НПА являются положения нормативного правового акта большей юридической силы, то такие положения указываются разработчиком в сводном отчете об ОРВ проекта НПА со ссылкой на статьи и пункты соответствующего нормативного правового акта.
3.6. В случае если разработка проекта НПА производится по инициативе разработчика, это также указывается в сводном отчете об ОРВ проекта НПА.
3.7. В разделе 2 сводного отчета об ОРВ проекта НПА указывается информация о степени регулирующего воздействия проекта НПА согласно пункту 2.9. настоящих Методических рекомендаций. При этом разработчик представляет пояснения, по каким основаниям проект НПА отнесен к той или иной степени регулирующего воздействия.
3.8. Для проектов НПА с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта НПА, которые устанавливают ранее не предусмотренные действующим законодательством обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствуют их установлению и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных действующим законодательством расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц в данной сфере.
3.9. Для проектов НПА, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующим законодательством, изменяемых проектом НПА, обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности и (или) положений проекта НПА, способствующих их увеличению, со ссылкой на соответствующие положения действующих нормативных правовых актов.
3.10. Проекты НПА, не устанавливающих новых обязанностей, запретов, ограничений, а также не изменяющих содержания существующих обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, но подпадающих под предметную область ОРВ, имеют низкую степень регулирующего воздействия.
3.11. В разделе 3 сводного отчета об ОРВ проекта НПА формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
3.12. Наличие поручений по разработке тех или иных НПА не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
3.13. По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие правового регулирования в определенной сфере.
3.14. По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного правового регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
3.15. Для выявления и оценки масштаба проблем в различных сферах общественных отношений могут быть использованы, в том числе следующие источники информации:
1) обращения участников общественных отношений в органы местного самоуправления Советского района, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
2) данные органов муниципального контроля Советского района, статистические данные (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба бюджету Советского района);
3) данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ;
4) результаты ОФВ НПА, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих НПА фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения.
3.16. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в разделе 3 сводного отчета об ОРВ проекта НПА необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы (пункт 3.2 раздела 3 сводного отчета об ОРВ проекта НПА), которые могут проявляться в следующем:
1) наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, причинения экономического ущерба, в том числе бюджету Советского района (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
2) наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, а также анализа обращений граждан и организаций);
3) недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
4) наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия.
3.17. В пункте 3.3 раздела 3 сводного отчета об ОРВ проекта НПА приводится информация о времени возникновения и выявления проблемы. Разработчику необходимо определить, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению были безрезультатными. Если проблема существует в течение длительного времени, и предпринимались меры, направленные на ее решение, то необходимо указать, какие именно меры и когда были предприняты, а также какой был результат и почему предпринятые меры не привели к достижению поставленной цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов, в том числе бюджетных, затраченных ранее на решение данной проблемы.
3.18. В ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства органов местного самоуправления Советского района) разработчику в пункте 3.4 раздела 3 сводного отчета об ОРВ проекта НПА необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
3.19. При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
3.20. В пункте 3.6 раздела 3 сводного отчета об ОРВ проекта НПА приводится любая дополнительная информация, позволяющая более точно охарактеризовать проблему с количественной и качественной сторон, оценить масштаб негативных последствий, а также наличие возможных взаимосвязанных проблем и последствий для участников рассматриваемых общественных отношений.
3.21. В разделе 4 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком приводится описание и анализ примеров правового регулирования в соответствующих сферах деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, других субъектах Российской Федерации, международный опыт с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного правового регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено правовое регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и бюджета Советского района, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм правового регулирования.
3.22. В разделе 5 сводного отчета об ОРВ проекта НПА при определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного правового регулирования.
3.23. Описание цели должно включать формулировку качественного результата правового регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанное описание необходимо для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
3.24. Соответствие заявленной цели правового регулирования характеру проблемы, описанной в разделе 5 сводного отчета об ОРВ проекта НПА, является одним из важных условий выбора наиболее эффективного решения для правового регулирования указанной проблемы.
3.25. При формулировании цели правового регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
1) формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
2) цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
3) формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
4) формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
5) формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
6) в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
7) ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
3.26. Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее автономный округ), Правительства автономного округа, органов местного самоуправления Советского района (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных правовых актов.
3.27. В разделе 6 сводного отчета об ОРВ проекта НПА в процессе выбора наилучшего способа правового регулирования общественных отношений для устранения имеющейся проблемы разработчику необходимо рассмотреть все возможные с его точки зрения способы такого правового регулирования, принимая во внимание также возможность отказа от любого вмешательства.
3.28. Выбор наилучшего из возможных способов правового регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3.29. В отсутствие возможности произвести сопоставление возможных способов правового регулирования на основе сравнения выгод и издержек каждого из таких способов разработчиком должны быть приведены иные обоснования, доказывающие сравнительные преимущества выбранного способа.
3.30. При заполнении раздела 6 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчику необходимо описать, в чем состоят предлагаемый им способ правового регулирования и иные возможные способы решения проблемы, а также аргументировать выбор предлагаемого им способа решения проблемы.
3.31. Наиболее детальные обоснования выбора способа правового регулирования необходимы для положений, обладающих высокой степенью регулирующего воздействия. При этом разработчику необходимо также обосновать, что требуемый результат не может быть достигнут посредством принятия НПА с меньшей степенью регулирующего воздействия.
3.32. В разделе 7 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым правового регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым правовым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
3.33. Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
3.34. В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов правового регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им правового регулирования.
3.35. Результатом анализа групп потенциальных адресатов правового регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект НПА законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в Советском районе.
3.36. В пункте 7.1.1. раздела 7 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком приводится оценка структуры регулируемых субъектов малого и среднего предпринимательства по категориям (микропредприятия, малые и средние предприятия). Также оценка структуры регулируемых субъектов приводится для крупных предприятий в целях сопоставления с нагрузкой на субъекты малого и среднего предпринимательства.
3.37. Источниками информации о субъектах малого, среднего и крупного предпринимательства могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с раскрытием методов их получения.
3.38. На основе количественной оценки регулируемых субъектов по категориям (микропредприятий, малых, средних и крупных предприятий) разработчиком высчитывается их удельный вес в общем количестве субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием.
3.39. Данное значение приводится в процентном выражении (например, указывается, что количество микропредприятий в сфере розничной торговли определенным видом продукции составляет 30 процентов от общего числа субъектов, осуществляющих розничную торговлю данным видом продукции).
3.40. В пункте 7.1.3. раздела 7.1. сводного отчета об ОРВ проекта НПА должна быть представлена оценка влияния проекта НПА на достижение целевых ориентиров стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Советском районе.
3.41. В пункте 7.1.4. раздела 7.1. сводного отчета об ОРВ проекта НПА должны быть описаны следующие возможные социально-экономические последствия реализации проекта НПА на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) содержательные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в приобретении (установке и обслуживании) оборудования, найме дополнительного персонала, заказе (представлении) услуг, выполнении работ, обучении персонала, создании новых рабочих мест);
2) информационные издержки субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в представлении информации (документов и их копий, уведомлений), формировании и хранении информации, необходимой для представления по запросу со стороны органов местного самоуправления Советского района и (или) уполномоченных представителей;
3) преимущества и (или) иные выгоды субъектов малого и среднего предпринимательства (могут быть выражены, например, в предоставлении налоговых льгот, субсидий либо иных выгод и (или) преимуществ).
3.42. Разработчиком приводится оценка расходов субъектов малого и среднего предпринимательства и оценка возможных преимуществ и (или) иных выгод, вызванных реализацией проекта НПА.
3.43. В пункте 7.1.5. раздела 7.1. сводного отчета об ОРВ проекта НПА приводится количественная оценка описываемых в пункте 7.1.4. раздела 7.1. сводного отчета об ОРВ проекта НПА социально-экономических последствий реализации проекта НПА на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
3.44. При характеристике издержек (содержательных и (или) информационных), преимуществ и (или) иных выгод выделяются единовременные и периодические издержки (содержательные и (или) информационные), преимущества и (или) иные выгоды. Периодические издержки (содержательные и (или) информационные), преимущества и (или) иные выгоды приводятся с указанием периода их осуществления (возникновения).
3.45. На основе оценки издержек (содержательных и (или) информационных), преимуществ и (или) иных выгод по каждому предполагаемому социально-экономическому последствию формируется итоговая оценка издержек (содержательных и информационных), преимуществ и (или) иных выгод, в том числе единовременных и периодических.
3.46. В пункте 7.1.9. раздела 7.1. сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчик указывает прогноз количественной динамики структуры субъектов малого и среднего предпринимательства при введении предлагаемого правового регулирования.
3.47. В разделе 8 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления Советского района, которые вводятся, отменяются или изменяются проектом НПА.
3.48. Разработчику также необходимо указать, каким органом местного самоуправления Советского района данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого правового регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
3.49. Если проектом НПА предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых или отмена существующих функций) органов местного самоуправления Советского района, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам местного самоуправления Советского района, органам администрации Советского района, реализующим соответствующие функции.
3.50. Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
3.51. При отмене существующих функций разработчику следует рассчитать возможные поступления в бюджет Советского района.
3.52. В разделе 8 сводного отчета об ОРВ проекта НПА указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов местного самоуправления Советского района, органов администрации Советского района. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
3.53. В разделе 9 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком дается оценка расходов бюджета Советского района, оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов, указанных в разделе 8 сводного отчета об ОРВ проекта НПА.
3.54. Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Советского района.
3.55. При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
3.56. Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов бюджета Советского района.
3.57. В пункте 9.9. раздела 9 сводного отчета об ОРВ проекта НПА приводятся иные имеющиеся сведения о расходах (возможных поступлениях) бюджета Советского района. В частности, в данном пункте рекомендуется указывать соотношение расходов и возможных поступлений в течение периода действия НПА (в случае, если потоки указанных расходов и поступлений неравномерны во времени).
3.58. В разделе 10 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком приводятся новые преимущества, а также обязанности и ограничения или изменения существующих преимуществ, обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом НПА в отношении каждой из групп участников отношений указанных в разделе 7 сводного отчета об ОРВ проекта НПА.
3.59. Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам местного самоуправления Советского района или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим НПА, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
3.60. В разделе 10 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком также указывается оценка влияния проекта НПА на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
3.61. Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым правовым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
3.62. Указанная оценка проводится в разрезе групп, в том числе косвенно затронутых правовым регулированием, выделенных в разделе 7 сводного отчета об ОРВ проекта НПА. Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Советского района.
3.63. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
3.64. При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
3.65. При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных лиц, социологических опросов, независимых исследований и других источников.
3.66. Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
3.67. При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
3.68. В разделе 11 сводного отчета об ОРВ проекта НПА в целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта НПА разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели правового регулирования не будут достигнуты, риска нежелательных последствий для адресатов правового регулирования, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
3.69. При подготовке сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком производится:
1) оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей правового регулирования);
2) оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа правового регулирования на сферы, которые не являются предметом данного правового регулирования).
3.70. При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
1) риски несоответствия между способом правового регулирования и заявленными целями правового регулирования;
2) риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы;
3) риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым правового регулированием;
4) риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов;
5) риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
3.71. Риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, а также положениями международных договоров, ограничивающими возможность выбора методов или нивелирующих результаты предлагаемого правового регулирования, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта правового регулирования в данной отрасли.
3.72. Реализация рисков несоответствия между способом правового регулирования и заявленными целями правового регулирования возможна, если предлагаемый проект НПА направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком). К методам контроля данного вида рисков можно отнести мероприятия по улучшению контроля за сбором и верификацией данных, изучение опыта решения проблемы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, других субъектах Российской Федерации, международный опыт, "пилотное" внедрение проекта НПА, правовой эксперимент.
3.73. Меры по минимизации рисков недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие НПА) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации НПА.
3.74. Риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым правового регулированием, могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований органами местного самоуправления Советского района и населением Советского района.
3.75. При оценке вероятности реализации рисков недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как органами местного самоуправления Советского района, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения муниципальных служащих Советского района и представителей хозяйствующих субъектов.
3.76. В связи с неизбежностью присутствия риска несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий при правовом регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового правового регулирования.
3.77. В случае выявления, разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
3.78. При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта НПА разработчиком должны приниматься во внимание, в том числе следующие виды рисков:
1) риски для инвестиционного климата, связанные, в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
2) риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные, прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
3) риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
4) риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
5) риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
6) социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием правового регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
3.79. В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер правового регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе: макроэкономические (влияние предлагаемых мер правового регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию), производственные (влияние на развитие техники и технологий), последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
3.80. В разделе 12 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей правового регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели, а также способ их расчета и источники получения информации. В случае если показатель не представляется возможным рассчитать, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.
3.81. В разделе 13 сводного отчета об ОРВ проекта НПА разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта НПА, наличие и сроки переходного периода, а также обоснование необходимости установления и сроки проведения эксперимента.
3.82. Если отдельные положения проекта НПА вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
3.83. Если проектом НПА установлен переходный период, приводится обоснование необходимости такого переходного периода. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы местного самоуправления Советского района, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого правового регулирования.
3.84. В отношении проекта НПА может быть предусмотрена необходимость проведения правового эксперимента. Такая необходимость может возникнуть в целях апробации правового регулирования в ограниченном масштабе на ограниченный промежуток времени для повышения будущей эффективности вводимого правового регулирования, дальнейшей корректировки тех или иных предписаний, предотвращения нормотворческих ошибок и нейтрализации возможных негативных последствий правового регулирования.
3.85. Сводный отчет об ОРВ проекта НПА для проектов НПА с высокой и средней степенью регулирующего воздействия должен содержать сведения, предусмотренные разделами 1-13 сводного отчета об ОРВ проекта НПА.
3.86. Сводный отчет об ОРВ проекта НПА для проектов НПА с низкой степенью регулирующего воздействия должен содержать сведения, предусмотренные разделами 1-3, 5-7, 11, 13 сводного отчета об ОРВ проекта НПА.
4. Экспертиза НПА
4.1. Экспертиза НПА проводится в отношении НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.2. Экспертиза НПА осуществляется в соответствии с Планом проведения экспертизы НПА (приложение 11 к распоряжению), который ежегодно не позднее 25 января текущего года, утверждается распоряжением администрации Советского района (далее План экспертизы НПА).
4.3. НПА включаются в План экспертизы НПА при наличии в них положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также сведений, полученных от регулирующих органов в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы НПА, или самостоятельно выявленных уполномоченным органом, указывающих, что положения НПА необоснованно затрудняют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.4. Уполномоченным органом обобщается, анализируется и оценивается практика проведения ОРВ проектов НПА для выявления НПА, в отношении которых необходимо проведение экспертизы.
4.5. Отбор НПА для включения в План экспертизы НПА проводится уполномоченным органом по следующим критериям:
1) принятие НПА без учета замечаний, представленных в заключении об ОРВ проекта НПА;
2) количество субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, интересы которых затронуты действующим правовым регулированием;
3) общественная значимость проблемы, на решение которой направлено установленное правовое регулирование.
4.6. Количество НПА, включаемых в План экспертизы НПА, определяется уполномоченным органом, с учетом оценки необходимых трудозатрат и иных необходимых для реализации Плана экспертизы НПА ресурсов, а также исходя из объективных возможностей участников процедур экспертизы НПА.
4.7. Уполномоченный орган размещает проект Плана экспертизы НПА в информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://regulation.admhmao.ru, предназначенная для размещения информации о проведении публичных консультаций при проведении процедур ОРВ проектов НПА, экспертизы НПА и ОФВ НПА (далее портал проектов НПА), и указывает срок его обсуждения, который составляет 10 рабочих дней.
4.8. Предложения в проект Плана экспертизы НПА подлежат включению, в том числе, посредством:
1) обсуждения вопросов, связанных с формированием проекта Плана экспертизы НПА на круглых столах, экспертных и рабочих группах, советах и иных координационных и совещательных органах;
2) опросов представителей заинтересованных лиц (групп заинтересованных лиц).
4.9. План экспертизы НПА утвержденный распоряжением администрации Советского района размещается уполномоченным органом на портале проектов НПА в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу распоряжения администрации Советского района.
4.10. Регулирующий орган в сроки, установленные Планом экспертизы НПА, проводит процедуры, предусмотренные Порядком и настоящими Методическими рекомендациями, на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.11. Срок проведения экспертизы НПА, осуществляемой в соответствии с Планом экспертизы НПА, не должен превышать 3 месяцев со дня, установленного для начала проведения экспертизы НПА.
4.12. Экспертиза НПА проводится также при разработке изменений в НПА, в случае если ранее экспертиза этих НПА или ОРВ проектов НПА не проводилась.
4.13. Экспертиза НПА, проводимая в соответствии с пунктом 4.12. настоящего раздела, проводится одновременно с ОРВ проекта НПА, вносящего изменения в действующий НПА.
5. Подготовка сводного отчета о результатах проведения экспертизы НПА
5.1. В целях организации публичных консультаций по НПА регулирующий орган готовит сводный отчет о результатах проведения экспертизы НПА (приложение 4 к распоряжению).
5.2. При заполнении формы сводного отчета о результатах проведения экспертизы НПА регулирующий орган учитывает рекомендации по заполнению соответствующих разделов сводного отчета об ОРВ проекта НПА, приведенные в разделе 3 настоящих Методических рекомендаций.
5.3. При подготовке сводного отчета о результатах проведения экспертизы НПА регулирующим органом заполняются все разделы, предусмотренные формой сводного отчета о результатах проведения экспертизы НПА, и обеспечивается представление информации, необходимой для подготовки заключения об экспертизе НПА уполномоченным органом.
6. Подготовка заключения об ОРВ (экспертизе) НПА
6.1. После получения от регулирующего органа сводного отчета об ОРВ проекта НПА или сводного отчета о результатах проведения экспертизы НПА (далее сводный отчет об экспертизе НПА), а также свода предложений, содержащего результаты публичных консультаций проекта НПА (НПА) и пояснительной записки к нему, уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней подготавливается заключение об ОРВ проекта НПА или заключение об экспертизе НПА (приложения 5, 6 к распоряжению), включающее оценку:
1) соответствия процедур ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА) и их качества, проведенных регулирующим органом требованиям Порядка;
2) проекта НПА на предмет наличия (отсутствия) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Советского района;
3) подготовки сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА) на предмет оценки качества его подготовки, а также установления обоснованности содержащихся в сводном отчете выводов регулирующего органа относительно вводимого правового регулирования, а также учета замечаний и (или) предложений участников публичных консультаций к проекту НПА и (или) сводному отчету об ОРВ проекта НПА (сводному отчету об экспертизе НПА).
6.2. При отсутствии замечаний к проведению процедур ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА) и качеству сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА) уполномоченный орган направляет в регулирующий орган заключение об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА) без замечаний.
6.3. В случае выявления замечаний к качеству подготовки сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА), проведенных процедур ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА) соответствию Порядка, уполномоченный орган дает заключение об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА), в котором должен содержаться вывод о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА) и НПА для подготовки заключения об ОРВ проекта НПА (заключения об экспертизе НПА).
6.4. Выявленные в проекте НПА положения, вводящие (содержащие) избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов (предусматривающие необоснованные расходы) указанных субъектов и бюджета Советского района, перечисляются в заключении об ОРВ проекта НПА (заключении об экспертизе НПА).
6.5. В заключении об ОРВ проекта НПА (заключении об экспертизе НПА) указывается мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования, либо действующего правового регулирования, содержащихся в соответствующих разделах сводного отчета об ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА), а также собственные оценки и иные замечания уполномоченного органа.
6.6. В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта НПА (НПА), они также включаются в заключение об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА).
6.7. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования регулирующим органом выявленной проблемы, представленных в сводном отчете об ОРВ проекта НПА (сводном отчете об экспертизы НПА). При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого либо действующего правового регулирования, отраженные в своде предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.
6.8. В случае отсутствия по итогам публичных консультаций мнений их участников, в заключении об ОРВ проекта НПА (заключении об экспертизе НПА) указывается о том, что публичные консультации были организованы некачественно, при этом уполномоченный орган возвращает проект НПА (НПА) регулирующему органу для проведения дополнительных публичных консультаций.
6.9. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования или действующего правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА):
1) точность формулировки выявленной проблемы;
2) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого или действующего правового регулирования и динамики их численности;
3) адекватность определения целей предлагаемого или действующего правового регулирования;
4) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого или действующего правового регулирования;
5) верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого или действующего правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
6) корректность оценки регулирующим органом расходов и доходов потенциальных адресатов предлагаемого или действующего правового регулирования и бюджета Советского района, связанных с введением предлагаемого правового регулирования или действующим правовым регулированием;
7) степень выявления регулирующим органом всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования или введенного правового регулирования.
6.10. Заключение об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА) структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
6.11. Во вводной части заключения об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА) указывается наименование проекта НПА (НПА) и его разработчика, приводятся краткие сведения о проведенных в рамках процедуры об ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА) мероприятиях и их сроках.
6.12. В описательной части заключения об ОРВ проекта НПА (заключения об экспертизе НПА) указываются основные положения предлагаемого (действующего) правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете об ОРВ проекта НПА (сводном отчете об экспертизе НПА), выводы регулирующего органа обоснованности предлагаемого (действующего) правового регулирования и результаты публичных консультаций.
6.13. В мотивировочной части заключения указывается позиция уполномоченного органа относительно предлагаемого (действующего) правового регулирования и соблюдения регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры об ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА) с учетом положений Порядка и настоящих Методических рекомендаций.
6.14. В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных регулирующим органом в соответствующих разделах сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА), обобщение и оценка результатов публичных консультаций, предложения уполномоченного органа, направленные на улучшение качества проекта НПА (НПА).
6.15. В заключительной части указываются выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) установленного порядка проведения процедуры ОРВ проекта НПА (экспертизы НПА) и о достаточности оснований для принятия решения о предлагаемом регулирующим органом варианте правового регулирования (решения о сохранении действующего правового регулирования).
6.16. Регулирующий орган устраняет замечания и учитывает выводы, указанные в заключении об ОРВ проекта НПА (заключении об экспертизе НПА) уполномоченного органа, при доработке проекта НПА (НПА) и сводного отчета об ОРВ проекта НПА (сводного отчета об экспертизе НПА). По итогам доработки регулирующий орган повторно направляет проект НПА (НПА), пояснительную записку к нему, сводный отчет об ОРВ проекта НПА (сводный отчет об экспертизе НПА) и свод предложений, содержащий результаты публичных консультаций, в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА).
6.17. В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении об ОРВ проекта НПА (заключении об экспертизе НПА), регулирующий орган считает необоснованными, проводятся дополнительные согласительные процедуры в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляются протоколом.
6.18. Заключение об ОРВ проекта НПА (заключение об экспертизе НПА) размещается уполномоченным органом на портале проектов НПА.
7. Оценка фактического воздействия НПА
7.1. Оценке фактического воздействия подвергаются НПА, в отношении которых была проведена ОРВ проектов НПА, после их введения в действие.
7.2. Целью оценки фактического воздействия НПА (далее ОФВ НПА) является анализ достижения целей правового регулирования, заявленных в сводном отчете об ОРВ проекта НПА, определение и оценка фактических положительных и отрицательных последствий принятия проекта НПА, а также выявление в них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Советского района.
7.3. Перечень НПА, подлежащих оценке фактического воздействия, определяется планом (приложение 12 к распоряжению), утверждаемым в порядке, предусмотренном пунктами 4.2. - 4.11. раздела 4 настоящих Методических рекомендаций.
7.4. ОФВ НПА проводится не ранее чем через 2 года после вступления в силу НПА, в отношении которого была проведена ОРВ проектов НПА.
7.5. ОФВ НПА проводит регулирующий орган.
7.6. Регулирующий орган, осуществляющий ОФВ НПА, в сроки, установленные планом, проводит ОФВ НПА и процедуры, предусмотренные Порядком и настоящими Методическими рекомендациями, в соответствии с целями ОФВ НПА.
7.7. Порядок проведения ОФВ НПА и представления полученных результатов должен обеспечивать предоставление объективной информации о последствиях введенного правового регулирования.
7.8. Процедура ОФВ НПА должна основываться преимущественно на опубликованных в открытых источниках данных, которые могут быть верифицированы любыми заинтересованными лицами.
7.9. Для проведения ОФВ НПА используется количественная оценка издержек и выгод введенного правового регулирования, рассчитываются фактические значения показателей (индикаторов) достижения целей регулирующего воздействия НПА, а также оцениваются фактические положительные и отрицательные последствия установленного правового регулирования.
7.10. В случае невозможности оценки издержек и выгод введенного правового регулирования соответствующая информация об этом должна быть приведена в сводном отчете об ОФВ НПА.
7.11. В отношении каждого НПА, подлежащего ОФВ НПА, подготавливается в установленные планом сроки сводный отчет об оценке фактического воздействия НПА (далее сводный отчет об ОФВ НПА) (приложение 9 к распоряжению).
7.12. Отсутствие сведений, предусмотренных формой сводного отчета об ОФВ НПА, является основанием для возвращения сводного отчета об ОФВ НПА на доработку при его рассмотрении уполномоченным органом.
7.13. В сводном отчете об ОФВ НПА приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета об ОФВ НПА, приводятся в приложении к нему.
7.14. Информация об источниках использованных данных и методах расчетов должна обеспечивать возможность их верификации. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету об ОФВ НПА в полном объеме.
7.15. К моменту размещения сводного отчета об ОФВ НПА на портале проектов НПА для проведения публичного обсуждения регулирующим органом должны быть заполнены все разделы сводного отчета об ОФВ НПА за исключением раздела 10 сводного отчета об ОФВ НПА, в который сведения вносятся после завершения публичных консультаций.
7.16. В случае если заявленные цели правового регулирования не достигаются и (или) фактические отрицательные последствия установленного правового регулирования существенно превышают прогнозные значения, это отмечается в сводном отчете об ОФВ НПА. В этом случае также проводится анализ причин указанной ситуации, что является основанием для формирования предложений об отмене или изменении НПА или его отдельных положений.
7.17. По результатам публичных консультаций регулирующий орган дорабатывает сводный отчет об ОФВ НПА.
7.18. При этом в сводный отчет об ОФВ НПА включаются:
1) сведения о проведении публичных консультаций по сводному отчету об ОФВ НПА и сроках их проведения;
2) результаты рассмотрения свода предложений;
3) подготовленные на основе полученных выводов предложения об отмене или изменении НПА, а также о принятии иных мер.
7.19. Доработанный сводный отчета об ОФВ НПА подписывается руководителем или заместителем регулирующего органа и направляется в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОФВ НПА.
7.20. По результатам рассмотрения сводного отчета об ОФВ НПА уполномоченный орган готовит заключение об ОФВ НПА (приложение 10) в течение 15 рабочих дней со дня поступления сводного отчета об ОФВ НПА.
7.21. В заключении об ОФВ НПА делаются выводы о достижении или недостижении заявленных целей правового регулирования НПА, фактических положительных и отрицательных последствиях принятия НПА, а также о выявлении или невыявлении в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджета Советского района.
7.22. В случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что регулирующим органом при подготовке отчета об ОФВ НПА не соблюдены требования Порядка и при наличии замечаний к качеству подготовки сводного отчета об ОФВ НПА, регулирующий орган, повторно проводит процедуры, предусмотренные Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой сводного отчета об ОФВ НПА по их результатам, после чего направляет его в уполномоченный орган.
7.23. Заключение об ОФВ НПА размещается уполномоченным органом на портале проектов НПА.
7.24. В случае если заключение об ОФВ НПА содержит предложения об отмене или изменении НПА или его отдельных положений, заключение об ОФВ НПА направляется на рассмотрение регулирующему органу для отмены либо внесения изменений в соответствующий НПА.
7.25. Регулирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения об ОФВ НПА уполномоченного органа обеспечивает принятие решения об отмене либо о внесении изменений в НПА и сообщает уполномоченному органу о принятом решении.
7.26. В случае если предложение об отмене или изменении НПА или его отдельных положений, представленное уполномоченным органом в заключении об ОФВ НПА, регулирующий орган считает необоснованным, проводятся дополнительные согласительные процедуры в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляются протоколом.
7.27. Сведения о принятом решении, указанном пункте 7.25. настоящих Методических рекомендаций, регулирующий орган направляет в уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
8. Подготовка сводного отчета об ОФВ НПА
8.1. Сводный отчет об ОФВ НПА формируется регулирующим органом.
8.2. В разделе 1 "Общая информация" сводного отчета об ОФВ НПА приводятся сведения об НПА.
8.3. В пункте 1.4 раздела 1 сводного отчета об ОФВ НПА указываются сведения о дате вступления в силу НПА и (или) его отдельных положений. Если положения НПА введены в действие в разное время, то указывается дата введения каждого из положений.
8.4. В пункте 1.6 раздела 1 отчета об ОФВ НПА отражается информация о НПА, в отношении которого проводилась ОРВ проектов НПА, а именно:
1) дата проведения публичных консультаций;
2) дата и номер заключения уполномоченного органа об ОРВ проекта НПА.
8.5. Информация в соответствующих полях сводного отчета об ОФВ НПА должна быть идентична информации, приведенной в сводном отчете об ОРВ проекта НПА.
8.6. В разделе 2 "Основные группы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, иные заинтересованные лица, включая органы администрации Советского района, интересы которых затрагиваются правовым регулированием, установленным нормативным правовым актом Советского района, оценка количества таких субъектов на день подготовки сводного отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта Советского района, изменение численности и состава таких групп по сравнению со сведениями, представленными регулирующим органом при проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Советского района" сводного отчета об ОФВ НПА указываются группы заинтересованных лиц, интересы которых затронуты правовым регулированием, установленным НПА.
8.7. К таким группам могут быть отнесены:
1) субъекты предпринимательской деятельности либо группы таких субъектов (в зависимости от содержания правового регулирования рассматриваются предприятия отдельных секторов экономики и организации социальной сферы; отрасли или рынки; организации, ориентированные на экспорт или внутренний спрос; юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие определенные виды деятельности (например, из числа лицензируемой);
2) органы местного самоуправления Советского района, органы администрации Советского района (могут быть разделены, например, по исполняемым муниципальным функциям и предоставляемым муниципальным услугам; по функциональным обязанностям отдельных групп должностных лиц и другим основаниям);
3) некоммерческие организации (в целом либо отдельные их группы);
4) население либо отдельные группы населения (например, специфическим экологическим рискам может быть подвергнуто население части городов либо сельских поселений, конкретных территорий; в зоне влияния негативных факторов могут находиться работники организаций определенной сферы либо их часть; при выявлении негативных факторов, усугубляющих социальное неравенство и проблемы бедности, могут быть выделены граждане с низким уровнем доходов, безработные, домохозяйства, доходы которых близки к уровню бедности).
8.8. В пункте 2.2. раздела 2 сводного отчета об ОФВ НПА для каждой группы заинтересованных лиц приводится количественная оценка числа ее участников на момент проведения ОФВ НПА, а также данные об изменении числа участников с момента принятия НПА в пункте 2.3. раздела 2 сводного отчета об ОФВ НПА, в том числе:
1) направления изменений: возросло, снизилось, осталось неизменным;
2) количественная оценка изменений (на сколько возросло/снизилось число участников соответствующей группы в абсолютных величинах и в процентном выражении).
8.9. Источники использованных данных, на основе которых определен количественный состав группы заинтересованных лиц, приводятся в пункте 2.4 раздела 2 отчета с разделением источников для каждой отдельной группы.
8.10. Источником могут быть статистические данные о количестве организаций (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений. Возможно использование результатов исследований рынков (иных независимых исследований). При невозможности точной однозначной оценки количества заинтересованных лиц, возможно приводить интервальные оценки, обосновывая методы получения таких оценок.
8.11. В разделе 3 "Изменение бюджетных расходов и доходов от реализации предусмотренных нормативным правовым актом Советского района функций, полномочий, обязанностей и прав органов местного самоуправления Советского района, органов администрации Советского района" сводного отчета об ОФВ НПА необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления Советского района, органов администрации Советского района которые реализуются во исполнение оцениваемого НПА.
8.12. Кратко описывается порядок реализации соответствующих функций, какими именно органами местного самоуправления Советского района, органами администрации Советского района они реализуются.
8.13. По каждой реализуемой функции приводятся данные о расходах, связанных с ее реализацией.
8.14. При определении расходов используются фактические данные о расходах в контексте выполняемых функций. Если в системе учета органа местного самоуправления Советского района, органа администрации Советского района расходы на выполнение конкретной функции отдельно не выделяются, они должны быть определены как доля общих затрат органа местного самоуправления Советского района, органа администрации Советского района. Должно быть приведено обоснование, почему именно такая доля общих затрат относится на выполнение данной функции (например, исходя из общего объема трудозатрат).
8.15. При оценке доходов учитываются:
1) прямые доходы бюджета (связанные, например, с повышением налоговых ставок, пошлин, либо неналоговые доходы, например, от приватизации имущества, платы за оказание муниципальных услуг);
2) косвенные доходы бюджета (связанные, например, с ростом налоговой базы, если вследствие либерализации правового регулирования произошел дополнительный рост промышленного производства, и данный рост сопровождался дополнительными доходами бюджетов по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ);
3) выпадающие доходы (связанные, например, со снижением налоговых ставок, введением льгот).
8.16. На основе оценки доходов и расходов относительно каждой функции органов местного самоуправления Советского района, органов администрации Советского района, органа администрации Советского района формируется итоговая оценка расходов и доходов за год. Единовременные расходы и доходы делятся на количество лет действия правового регулирования с учетом индекса-дефлятора. При формировании сумм учитываются все виды влияния на доходы и расходы (например, итоговый объем доходов равен объему доходов, уменьшенному на объем выпадающих доходов).
8.17. В сводном отчете об ОФВ НПА также указываются совокупные расходы и доходы, а также иные сведения о расходах и доходах. В частности, в разделе 3 сводного отчета об ОФВ НПА может быть указано итоговое соотношение расходов и доходов, их соотношение по времени реализации НПА (если указанные расходы и доходы неравномерны во времени; так, при высоких единовременных расходах первого года реализации проекта акта объем дополнительных доходов за трехлетний период может не превышать планируемый объем расходов).
8.18. Все данные о периодических расходах и доходах в разделе 3 сводного отчета об ОФВ НПА заполняются в расчете за один календарный год.
8.19. В разделе 4 "Оценка фактических расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных нормативным правовым актом Советского района обязанностей или ограничений" сводного отчета об ОФВ НПА указываются обязанности и ограничения, которые возложены на участников отношений НПА.
8.20. Внесение сведений следует начинать с групп заинтересованных лиц, которые непосредственно являются объектом правового регулирования (у которых возникли новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
8.21. В пункте 4.3. раздела 4 сводного отчета об ОФВ НПА дается количественное описание расходов и выгод различных групп, затронутых правового регулированием.
8.22. При характеристике расходов выделяют:
1) единовременные расходы (например, расходы, связанные с капитальными вложениями, разработкой информационных систем, разработкой внутренней нормативной документации, обучением) (приводятся с указанием времени их возникновения);
2) периодические расходы (например, расходы на наем дополнительного персонала, на содержание и обслуживание техники) (приводятся за год).
8.23. При определении расходов могут быть использованы официальные статистические данные (данные о зарплатах, численности работников, объемах производства и реализации определенных видов продукции), данные опросов представителей соответствующих групп (в том числе информация, полученная в ходе публичных консультаций), социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, а также иная релевантная информация.
8.24. Для оценки расходов по каждой группе участников отношений и каждой категории требований определяются расходы репрезентативного участника (то есть представительного или являющегося типичным представителем большого количества), которые умножаются на число участников группы.
8.25. Также дается количественная оценка числа участников групп, получающих выгоды от правового регулирования, и оценка выгод репрезентативного участника группы.
8.26. Выгоды могут быть разделены на единовременные и периодические. Для тех выгод, которые не могут быть определены количественно, дается их качественное описание.
8.27. Для периодических расходов и выгод принимается во внимание изменение числа участников группы за период действия правового регулирования.
8.28. Разработчики могут применять и иные методы расчетов с соответствующим обоснованием.
8.29. В пункте 4.5. раздела 4 сводного отчета об ОФВ НПА необходимо дать описание издержек, для которых невозможно на основании имеющихся данных дать достоверную количественную оценку, но которые, по мнению разработчика, являются существенными.
8.30. В пункте 4.6. раздела 4 сводного отчета об ОФВ НПА приводится количественное сопоставление выгод и издержек для всех групп, затронутых правового регулированием. При невозможности корректного количественного сопоставления выгод и издержек (наличие значимых, не оцененных количественно, выгод и/или издержек) приводится качественная оценка баланса выгод и издержек для каждой группы.
8.31. В разделе 5 "Оценка фактических положительных и отрицательных последствий установленного правового регулирования" сводного отчета об ОФВ НПА приводится перечень фактических учтенных и не учтенных на стадии ОРВ проекта НПА положительных и отрицательных последствий правового регулирования.
8.32. Должны быть учтены как последствия, связанные с преодолением негативных эффектов от существования проблем, так и иные последствия. Необходимо указать, какие последствия были учтены на стадии проведения ОРВ проекта НПА, а какие не были.
8.33. Для каждого последствия от введенного правового регулирования приводятся группы заинтересованных лиц, для которых они являются значимыми. Описание групп должно совпадать с выделением групп в разделе 2 сводного отчета об ОФВ НПА.
8.34. Необходимо привести количественные оценки как положительных, так и отрицательных последствий.
8.35. В разделе 6 "Сведения о реализации методов контроля эффективности достижения цели правового регулирования, установленных нормативным правовым актом Советского района, а также организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий с указанием соответствующих расходов бюджета Советского района" сводного отчета об ОФВ НПА должна быть указана характеристика реализованных методов контроля эффективности достижения целей правового регулирования, а также необходимые для достижения целей правового регулирования мероприятия.
8.36. Должно быть приведено описание результатов реализации методов контроля эффективности достижения целей и необходимых для достижения целей мероприятий, приведена оценка расходов бюджета Советского района.
8.37. В разделе 7 "Оценка эффективности достижения заявленных целей правового регулирования и сравнительный анализ установленных в сводном отчете о результатах проведения ОРВ проекта НПА индикативных показателей достижения целей" сводного отчета об ОФВ НПА должны быть указаны количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют достижение целей правового регулирования.
8.38. Показатели (индикаторы) должны быть указаны относительно каждой цели, и совпадать с показателями, указанными в разделе 5 сводного отчета об ОРВ проекта НПА.
8.39. По каждому показателю должны быть указаны значения, указанные в сводном отчете об ОРВ проекта НПА, и фактическое значение.
8.40. Приводятся также методы расчета индикаторов, оценка затрат на проведение мониторинга достижения целей правового регулирования и источники использованных данных.
8.41. Для оценки фактических значений показателей используются официальные статистические данные, экспертные оценки, данные социологических опросов и другие источники информации. Рекомендуется, чтобы методики и источники данных для расчета фактических значений установленных показателей соответствовали тем, которые использовались при расчете целевых индикаторов в рамках ОРВ проектов НПА.
8.42. В разделе 8 "Сведения о привлечении к ответственности за нарушение установленных нормативным правовым актом Советского района требований, в случае если нормативным правовым актом Советского района установлена такая ответственность" сводного отчета об ОФВ НПА для каждого вида ответственности приводится количественная оценка числа привлеченных к ответственности субъектов, а также иные количественные оценки, которые, по мнению разработчика, позволяют сделать вывод с фактическом воздействии введенного правового регулирования.
8.43. В случае если НПА не предусматривает ответственность за нарушение закрепленных им требований, то в пустых полях раздела делается соответствующая отметка.
8.44. В разделе 9 "Иные сведения, которые, по мнению разработчика, позволяют оценить фактическое воздействие нормативного правового акта Советского района" сводного отчета об ОФВ НПА разработчик может привести любые дополнительные сведения, которые, по его мнению, позволяют оценить фактическое воздействие введенного правового регулирования со ссылками на источники информации и методы расчетов.
8.45. В разделе 10 "Подготовленные на основе полученных выводов предложения об отмене или изменений нормативного правового акта Советского района или его отдельных положений, а также о принятии иных мер" сводного отчета об ОФВ НПА приводятся предложения об отмене или изменении НПА или его отдельных положений, а также об изменениях, которые предлагается внести в иные НПА для достижения поставленных целей правового регулирования. Могут быть приведены и иные предложения, направленные на достижение поставленных целей правового регулирования (например, применение мер организационно-технического информационного характера).
8.46. Предложения должны быть аргументированными и основываться на материалах сводного отчета об ОФВ НПА.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.