Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Организационные мероприятия по оказанию медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста и подготовке кадров
32. Одним из приоритетов в здравоохранении Костромской области является развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, которая осуществляется в фельдшерских здравпунктах (далее - ФЗ), фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП), отделениях общей врачебной практики (далее - ВОП), врачебных амбулаториях и участковых больницах.
33. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается:
1) населению муниципальных образований Костромской области, за исключением городского округа город Кострома, в условиях окружных, центральных районных и районных больниц, кроме того, вышеуказанные медицинские организации включают в себя 37 врачебных амбулаторий, 155 фельдшерских пунктов и 161 ФАП;
2) населению городского округа город Кострома Костромской области в условиях 3 стоматологических поликлиник, 7 поликлинических отделений для взрослых и 9 поликлинических отделений для детей.
34. В целях достижения максимальной доступности сельскому населению малонаселенных пунктов, где отсутствуют ФАП, проведена работа по организации домовых хозяйств. В области организовано 80 домовых хозяйств с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь).
35. В целях организации медицинского обслуживания жителей в отдаленных районах Костромской области в 2018 году закуплено и введено в эксплуатацию 4 мобильных передвижных комплекса - фельдшерско-акушерских пункта (ФАП) и один цифровой передвижной маммографический комплекс "ОМИКРОН". ФАП закреплены за ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.", ОГБУЗ "Галичская окружная больница", ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница", ОГБУЗ "Мантуровская окружная больница" и предназначены для обследования граждан в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек. Передвижной цифровой маммографический комплекс закреплен за ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер" для оказания выездной формы обследования по всей Костромской области. В целях выявления заболеваний органов грудной клетки на территории Костромской области организована работа передвижного флюорографа, закрепленного за ОГБУЗ "Костромской противотуберкулезный диспансер".
36. При наличии показаний пациентов из сельской местности направляют для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи в специализированные медицинские организации здравоохранения Костромской области.
Стационарная помощь (лица старше трудоспособного возраста)
Таблица N 17
Человек
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||||
выписано пациентов старше трудоспособного возраста |
умерло |
выписано пациентов старше трудоспособного возраста |
умерло |
выписано пациентов старше трудоспособного возраста |
умерло |
выписано пациентов старше трудоспособного возраста |
умерло |
выписано пациентов старше трудоспособного возраста |
умерло |
44 958 |
1 690 |
46 395 |
1 935 |
45 588 |
2 033 |
47 586 |
2 052 |
49 240 |
2 042 |
Стационарная помощь (лица старше трудоспособного возраста) городское население
Таблица N 18
Человек
N п/п |
Год |
Женщины старше 55 лет |
Мужчины старше 60 лет |
Всего |
1. |
2014 |
28 630 |
10 464 |
39 094 |
2. |
2015 |
31 093 |
11 050 |
42 143 |
3. |
2016 |
31 589 |
11 667 |
43 256 |
4. |
2017 |
30 549 |
11 126 |
41 675 |
5. |
2018 |
31 439 |
11 950 |
43 389 |
Информация об объемах оказания стационарной помощи лицам старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет, мужчины 60 лет), принятых к оплате за 2014 - 2018 годы
Таблица N 19
Условия оказания медицинской помощи |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
принято к оплате |
в том числе умерло, человек |
принято к оплате |
в том числе умерло, человек |
принято к оплате |
в том числе умерло, человек |
|
Круглосуточный стационар, законченных случаев |
42 345 |
1 191 |
48 019 |
1 433 |
46 697 |
1 226 |
Дневной стационар, случаев лечения |
25 354 |
6 |
30 963 |
1 |
22 033 |
0 |
Продолжение таблицы N 19
Условия оказания медицинской помощи |
2017 год |
2018 год |
||
принято к оплате |
в том числе умерло, человек |
принято к оплате |
в том числе умерло, человек |
|
Круглосуточный стационар, законченных случаев |
47 110 |
1 186 |
50 293 |
1 333 |
Дневной стационар, случаев лечения |
22 218 |
1 |
23 333 |
2 |
37. Преемственность между медицинскими организациями первичного звена и специализированными учреждениями достигается путем соблюдения маршрутизации пациентов и применения информационных технологий. В Костромской области создана региональная медицинская информационная система, обеспечивающая взаимодействие медицинских организаций и предоставляющая возможность изучения медицинской документации, созданной в другом учреждении.
38. С целью повышения доступности медицинской помощи сельским жителям врачи-специалисты межрайонных лечебно-диагностических центров, центральных районных больниц по графику выезжают в структурные подразделения медицинских организаций (ФАПы) для осуществления диспансерных осмотров больных и проведения профилактических осмотров населения. Для проведения профилактических мероприятий принимают участие 9 мобильных бригад.
39. В 2019 году продолжена работа по оснащению региона передвижными медицинскими комплексами для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек. В настоящее время заключены Государственные контракты на поставку 11 единиц передвижных комплексов ФАП, 1 единицы передвижного флюорографа и 1 передвижного цифрового маммографического комплекса.
40. С целью приобретения 2 единиц передвижных медицинских комплексов в настоящее время определен поставщик, контракт на стадии подписания.
41. В 2019 году установлены модульные конструкции в с. Буяково, д. Меленки, д. Григорово Сусанинского района. В настоящее время ведутся работы по установке модульной конструкции в д. Веселово Красносельского района.
42. В городе Костроме скорую медицинскую помощь населению оказывает областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф", которое имеет в своем составе 19 круглосуточных выездных бригад. Из них 1 психиатрическая бригада, 1 врачебная педиатрическая бригада, 3 усиленные врачебные бригады, 2 общепрофильные врачебные бригады. Остальные бригады фельдшерские.
43. ОГБУЗ "Костромская областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф" оказывает скорую медицинскую помощь также жителям Костромского района. Имеются 1 филиал и 1 пункт доезда.
44. В Костромской области также имеются 24 отделения скорой медицинской помощи.
45. Таким образом, служба скорой медицинской помощи Костромской области представлена 67 круглосуточными бригадами, из которых 1 психиатрическая, 2 врачебные педиатрические, 3 усиленные врачебные, 3 общепрофильные врачебные, 58 общепрофильные фельдшерские бригады.
46. В Костромской области открыты 1 отделение и 42 кабинета неотложной помощи в 20 медицинских учреждениях.
Частота вызовов скорой медицинской помощи к лицам старше трудоспособного возраста (на 1000 населения) в Костромской области 2014 - 2018 годы <*>
Таблица N 20
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
577 |
564 |
548 |
521 |
526 |
_____________
<*> Не включая безрезультатные вызовы.
Основные показатели
Таблица N 21
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Число лиц, которым оказана помощь при выездах, всего, человек, |
203 347 |
209 336 |
205 198 |
195 821 |
200 492 |
из них: сельских жителей, человек |
нет данных |
43 326 |
38 638 |
39 549 |
41 748 |
в том числе дети 0 - 17 лет включительно, человек |
31 874 |
32 268 |
35 379 |
31 836 |
31 746 |
взрослые (18 лет и старше), человек |
171 473 |
177 068 |
169 819 |
163 985 |
168 746 |
из них: женщины (55 лет и старше), человек |
71 088 (41,5%) |
70 359 (39,7%) |
69 760 (41,1%) |
66 784 (40,7%) |
67 903 (40,2%) |
мужчины (60 лет и старше), человек |
27 258 |
27 670 |
27 109 |
26 529 |
27 359 |
47. В Костромской области организована дистанционная передача ЭКГ для своевременной диагностики и выбора правильной тактики ведения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. С декабря 2016 года внедрены в практику и продолжаются ежедневные телемедицинские консультации главных специалистов для решения вопроса о тактике ведения тяжелых пациентов в районах. В целях снижения непрофильной госпитализации пациентов с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения на базе Регионального сосудистого центра ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И." создана единая диспетчерская служба врачей.
48. Одним из важнейших направлений работы департамента здравоохранения Костромской области является развитие высокотехнологичной помощи в регионе.
49. За последние годы в здравоохранении Костромской области проведена большая работа, направленная на повышение доступности и качества высокотехнологичной помощи для жителей региона.
50. До 2014 года в медицинских организациях Костромской области высокотехнологичная помощь не оказывалась. Этот вид помощи граждане получали только в федеральных клиниках и других регионах. Сегодня ВМП на территории Костромской области оказывают 6 медицинских организаций, в том числе 4 государственные (ОГБУЗ "Костромская областная клиническая больница им. Королева Е.И.", ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы", ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер", ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1").
51. В рамках совершенствования оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС, медицинские организации Костромской области получили лицензию и успешно осуществляют работу по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи по следующим профилям:
с 2014 года:
1) сердечно-сосудистая хирургия
2) онкология
с 2015 года:
1) травматология и ортопедия,
2) офтальмология,
3) нейрохирургия.
с 2016 года:
1) офтальмология,
2) оториноларингология,
3) челюстно-лицевая хирургия,
4) урология
5) ревматология.
с 2017 года:
1) гастроэнтерология,
2) урология,
3) хирургия (абдоминальная),
4) хирургия челюстно-лицевая,
5) хирургия торакальная,
6) ревматология,
7) акушерство и гинекология
52. В настоящее время высокотехнологичная помощь оказывается по 17 профилям, их число увеличивается ежегодно.
53. На территории Костромской области с 2019 года реализуются 7 региональных проектов национального проекта "Здравоохранение", которые направлены на улучшение качества и доступности медицинской помощи: "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Костромской области)", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (Костромской области)", "Борьба с онкологическими заболеваниями (Костромской области)", "Развитие детского здравоохранения включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям (Костромской области)", "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (Костромской области)", "Создание единого цифрового контура в здравоохранении Кировской области на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) (Костромской области)", "Развитие экспорта медицинских услуг (Костромской области)" и 2 региональных проекта национального проекта "Демография": "Старшее поколение" и "Укрепление общественного здоровья".
54. Необходимо отметить, что с 2019 года медицинскими организациями Костромской области активизированы мероприятия по привлечению пожилых граждан для диспансерного наблюдения, включая проведение подворовых обходов, доставку пожилых граждан автотранспортом в медицинские организации, выезды в отдаленные населенные пункты медицинских бригад.
55. В целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации и организации работы (междисциплинарных) бригад организаций социального обслуживания в Костромской области в 2019 году приобретены 14 легковых отечественных автомобиля.
56. В 2019 году не менее 46,9% лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, будут находиться под диспансерным наблюдением:
в 2020 году - не менее 54,7% лиц старше трудоспособного возраста;
в 2021 году - не менее 62,1% лиц старше трудоспособного возраста;
в 2022 году - не менее 68,9% лиц старше трудоспособного возраста;
в 2023 году - не менее 80% лиц старше трудоспособного возраста;
в 2024 году - не менее 90% лиц старше трудоспособного возраста.
57. С целью снижения смертности населения, увеличения продолжительности жизни в Костромской области с 2019 года по 2024 год запланировано проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания.
58. В рамках регионального проекта "Старшее поколение" в 2019 году проведена вакцинация против пневмококковой инфекции гражданам старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, на сумму 1 601,9 тыс. руб. (средства федерального бюджета). Вакцинация против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в организациях социального обслуживания Костромской области, на 1 августа 2019 года выполнена на 100% в соответствии с планом.
Гериатрическая помощь
59. Медицинская помощь по профилю "гериатрия" представляет собой систему мер по оказанию медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста при наличии старческой астении с целью сохранения или восстановления их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.
60. В настоящее время функционирует: 5 гериатрических кабинетов (на базе ОГБУЗ "Костромской областной госпиталь для ветеранов войн", ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 2", ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы", ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1"), 31 гериатрическая койка, гериатрический центр на базе ОГБУЗ "Костромской областной госпиталь ветеранов войн", что соответствует рекомендациям "дорожной карты" развития гериатрической помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации.
61. Обучено 11 врачей по специальности "гериатрия" на цикле первичной переподготовки, на циклах тематического усовершенствования 12 врачей и 77 медицинских сестер. Обучено 33 волонтера из числа студентов 1 - 4 курса медицинского колледжа на цикле "Оказание первой помощи" и 21 волонтер-медик на базе отделения дополнительного образования в ОГОБУ СПО "Костромской областной медицинский колледж им. С.А. Богомолова". В 2019 году обучение прошли 74 социальных работника по теме "Основы социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста" и 116 помощников по уходу.
62. До конца 2021 года в Костромской области будут функционировать 41 гериатрическая койка (ОГБУЗ "Костромской госпиталь ветеранов войн" - 31 койка и ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница" - 10 коек), 10 гериатрических кабинетов (ОГБУЗ "Госпиталь ветеранов войн", "Окружная больница Костромского округа N 1", "Окружная больница Костромского округа N 2", "Городская больница г. Костромы", "Шарьинская окружная больница", "Галичская окружная больница", "Мантуровская окружная больница", "Нерехтская ЦРБ", "Островская РБ", "Нейская РБ"). Планируется продолжать ежегодное обучение врачей (30 человек), медицинских сестер (60 человек) и социальных работников (60 человек) на ежегодных тематических циклах по специальности "гериатрия".
Создание системы долговременного ухода
63. Вне зависимости от возраста или уровня индивидуальной жизнеспособности, пожилые люди имеют право на достойную и полноценную жизнь. Для людей со значительной потерей индивидуальной жизнеспособности такая жизнь возможна только при условии помощи, поддержки и содействия со стороны других лиц.
64. Во исполнение подпункта "в" пункта 3 поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23 августа 2017 года N Пр-1650: "в) разработать комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода" в 2018 году Костромская область вошла в пилотный проект системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на 2018 - 2021 годы.
65. Основные направления реализации проекта заключаются в организации межведомственного взаимодействия с органами социальной защиты, совершенствование гериатрической, паллиативной и реабилитационной помощи населению Костромской области.
66. В пилотный проект 2018 года вошли три медицинские организации: ОГБУЗ "Костромской областной госпиталь ветеранов войн", ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 2", ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" (численность прикрепленного населения составляет 189 496 человек). Задачи, поставленные в 2018 году перед медицинскими учреждениями, выполнены.
67. С 2019 года к реализации проекта присоединились медицинские организации: ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1", ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.", ОГБУЗ "Галичская окружная больница", ОГБУЗ "Островская районная больница". С 2020 года к реализации проекта подключаются все остальные медицинские организации, имеющие прикрепленное население.
68. Мероприятия по реализации пилотного проекта проводятся в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах с привлечением патронажной службы и службы сиделок, а также поддержку семейного ухода, в Костромской области на 2019 - 2021 годы".
69. В рамках реализации в регионе пилотного проекта запланированы мероприятия, в том числе:
1) повышение квалификации работников организаций социального обслуживания и медицинских организаций по программам, включающим основы долговременного ухода, мультидисциплинарного подхода при оказании медицинских и социальных услуг;
2) выявление граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) обмен между организациями социального обслуживания и медицинскими организациями сведениями о гражданах пожилого возраста и инвалидах, нуждающихся в постоянной посторонней помощи;
4) социальный и медицинский патронаж граждан пожилого возраста и инвалидов на дому;
5) поддержка семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию (обучение родственников навыкам ухода за тяжелобольными, создание возможности для лиц, осуществляющих уход "отпуск по уходу", привлечение волонтеров и др.);
6) совершенствование гериатрической, паллиативной медицинской помощи и системы медицинской реабилитации для пожилых в соответствии с порядками, клиническими рекомендациями, стандартами.
70. К целевой группе системы долговременного ухода относятся граждане пожилого возраста и инвалиды, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
71. Система долговременного ухода имеет две основные составляющие: социальная защита и медицинская помощь.
72. Участники системы долговременного ухода:
1) врачи-терапевты участковые, медицинские сестры врача-терапевта участкового, врачи общей практики (семейные врачи), медицинские сестры врача общей практики (семейного врача);
2) врачи-специалисты (врачи-гериатры, врачи по паллиативной медицине, врачи, осуществляющие медицинскую реабилитацию (врачи-неврологи, врачи-кардиологи, врачи-травматологи-ортопеды) и др.);
3) специалисты по социальной работе, в том числе социальные координаторы;
4) специалист по уходу;
5) семья;
6) волонтеры;
7) окружающее сообщество.
73. Для системы долговременного ухода необходимо взаимодействие перечисленных участников, а также развитие инфраструктуры (гериатрической службы, службы паллиативной помощи, медицинской реабилитации, первичной медико-санитарной помощи (патронаж)).
74. Развитие паллиативной медицинской помощи пожилым пациентам в регионе осуществляется в соответствии с совместным приказом Минздрава России, Минтруда России от 31 мая 2019 года N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья".
75. На 1 января 2018 года в Костромской области функционировало 76 паллиативных коек, из которых 40 находятся на базе ОГБУЗ "Костромская областная психиатрическая больница", 10 - в ОГБУЗ "Солигаличская районная больница" и 20 - в Рождественском отделении ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.", 6 - в ОГБУЗ "Красносельская районная больница". В настоящее время в Костромской области функционирует 66 паллиативных коек: 64 взрослых и 2 детских. 30 врачей и 60 медицинских сестер имеют удостоверение о прохождении тематического усовершенствования по вопросам паллиативной медицинской помощи. 12 медицинских сестер прошли обучение по теме "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи на базе ОГОБУ СПО "Костромской областной медицинский колледж им. С.А. Богомолова".
76. В модуле региональной медицинской информационной системы Костромской области реализован регистр пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, в целях повышения доступности и качества оказания паллиативной медицинской помощи населению Костромской области. В настоящее время в данном регистре около 800 паллиативных пациентов.
77. Согласно разработанной программы в 2019 году департаментом здравоохранения Костромской области организуется выездная патронажная служба для оказания паллиативной медицинской помощи жителям г. Костромы и Костромского района на базе ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы", ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1", а также на базе окружных больниц (ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 2", ОГБУЗ "Галичская окружная больница", ОГБУЗ "Мантуровская окружная больница", ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф."). В настоящий момент учреждения проходят процедуру лицензирования на оказание услуги по данному виду помощи, а также закупку необходимого медицинского оборудования.
78. В 2019 году продолжено приобретение медицинского оборудования для развития службы паллиативной медицинской помощи в Костромской области. С целью оказания паллиативной медицинской помощи и создания условий для обеспечения оптимального качества жизни больных, нуждающихся в оказании паллиативной помощи, в том числе на дому, департаментом здравоохранения Костромской области сформирован перечень закупки необходимого оборудования, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому". Всего запланировано приобрести 143 единицы медицинского оборудования, в том числе на дому - 75 единиц. В настоящее время ведутся конкурентные процедуры на поставку медицинского оборудования. Срок поставки данного оборудования - до конца 2019 года.
79. Департаментом здравоохранения Костромской области разработана региональная программа "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи в Костромской области на 2019 - 2024 годы" и направлена в Министерство здравоохранения Российской Федерации на согласование.
80. Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 8 апреля 2019 года N 174 "Об организации медицинской помощи населению Костромской области по профилю "паллиативная медицинская помощь взрослому населению" обозначена маршрутизация больных, правила признания пациента нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, организация работы врачебной комиссии (подкомиссии) по паллиативной медицинской помощи.
81. В 2019 году с целью улучшения качества жизни больных, получающих паллиативную помощь в амбулаторных условиях, будут организованы в г. Костроме и в Костромской области кабинеты паллиативной медицинской помощи в Костроме:
1) в поликлинике N 1 ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" (район обслуживания - Свердловский, население - около 80 тыс. человек);
2) в поликлинике N 4 ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы" (район обслуживания - Дмитровский, население - около 40 тыс. человек);
3) в поликлинике N 3 ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1" (район обслуживания - Фабричный, население - около 70 тыс. человек);
4) в поликлинике ОГБУЗ "Костромской онкологический диспансер" (население города Костромы с онкопатологией);
5) в поликлинике ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 2" (район обслуживания - Костромской район, население - 43 тыс. человек).
82. Выездные патронажные службы паллиативной медицинской помощи:
1) в поликлинике N 1 ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы";
2) в поликлинике N 4 ОГБУЗ "Городская больница г. Костромы";
3) в поликлинике N 3 ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1";
4) в поликлинике ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа N 1";
5) в поликлинике ОГБУЗ "Галичская окружная больница";
6) в поликлинике ОГБУЗ "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.".
Организация обезболивающей терапии
83. В 2016 и 2015 годах по сравнению с 2014 годом значительно увеличилось использование пролонгированных форм наркотических средств (трансдермальная терапевтическая система (далее - ТТС) и капсулы морфина). Из общего количества больных, получивших в 2016 году наркотические лекарственные средства, пролонгированные формы получили 40%.
84. В 2015 году ТТС заказано 350 упаковок, МСТ континус 100 мг. - 100 упаковок, выборка составила 100%. В 2016 году ТТС - 400 упаковок, выборка составила 90%; капсулы морфина сульфата 30 мг - 100 упаковок, выборка составила 100%.
85. На 2017 год заказано более 700 упаковок ТТС и около 500 упаковок морфина сульфата различных дозировок. Выборка за 2017 год составила 98%.
86. На 2018 год заказано более 700 упаковок ТТС, около 500 упаковок пролонгированного морфина различных дозировок и 200 упаковок нового пролонгированного, комбинированного препарата "Таргин" различных дозировок (содержащий налоксон и оксикодон).
87. Контрольные показатели применения пролонгированных форм наркотических препаратов достигнуты и составили 70% от получающих наркотические препараты.
Структура потребления наркотических и психотропных лекарственных препаратов с учетом частоты назначения инвазивных и неинвазивных лекарственных форм, видов и этапов оказания медицинской помощи
88. С 2015 года в области внедрены неинвазивные трансдермальные и пролонгированные формы обезболивающих препаратов, рекомендуемые к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации.
89. По состоянию на 12 декабря 2017 года лечение наркотическими лекарственными препаратами получили 293 пациента, из них 134 пациента получили лечение неинвазивными формами наркотических анальгетиков (45,73%), в том числе:
1) лечение пролонгированными формами (ТТС с фентанилом) получил 81 инкурабельный пациент;
2) лечение пролонгированными таблетированными формами (таблетки и капсулы морфина различных дозировок) получили 53 пациента.
90. В 2018 году наркотические лекарственные препараты получали 264 пациента, из них 178 пациентов получали лечение неинвазивными формами наркотических анальгетиков (что составляет 68%), из них лечение ТТС с фентанилом получали 89 пациентов, пролонгированными формами капсул и таблеток морфина получали 89 пациентов, остальные 76 человек обезболивались инъекционными формами наркотических анальгетиков.
91. В 2019 году наркотические лекарственные препараты получал 101 пациент, из них 88 пациентов получали лечение неинвазивными формами наркотических анальгетиков (что составляет 88%), из них лечение ТТС с фентанилом получали 47 пациентов (9 больных дополнительно получали инъекции морфина гидрохлорид при прорывах боли), пролонгированными формами капсул морфина сульфата и таблеток таргина получал 41 пациент, остальные 13 человек обезболивались инъекционными формами наркотических анальгетиков.
92. Организация медицинской реабилитации для пациентов пожилого и старческого возраста осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 1705н "О Порядке организации медицинской реабилитации", в соответствии с профилем заболевания пациента с целью определения индивидуальной программы реабилитации пациента, осуществления текущего медицинского наблюдения и проведения комплекса реабилитационных мероприятий.
93. По состоянию на 1 января 2018 года в 46 медицинских организациях области функционировало 12 отделений и 60 кабинетов физиотерапии, 25 кабинетов и 1 отделение ЛФК; 29 кабинетов лечебного массажа, в том числе 5 детских, 2 кабинета психотерапии, 11 кабинетов логопедии.
94. В настоящее время коечный фонд по медицинской реабилитации представлен: 94 койки дневного стационара ОГБУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей", 5 коек неврологического отделения ОГБУЗ "Костромская областная детская больница", 90 коек круглосуточного стационара отделение реабилитации ЛПУ "Санаторий "Колос", 20 коек по типу дневного стационара ОГБУЗ "Специализированный дом ребенка с органическими поражениями ЦНС с нарушением психики"; многопрофильный медицинский центр "Мирт".
95. В рамках программы "Активное долголетие" специалистами МДБ Центра медицинской реабилитации 2-го уровня ЛПУ "Санаторий Колос" проведено обследование организованных групп граждан центров социального обслуживания в г. Костроме для определения реабилитационного потенциала и отбора пациентов на медицинскую реабилитацию в соответствии с региональными клиническими рекомендациями. В результате обследования выявлено более 400 граждан, имеющих показания для проведения круглосуточной медицинской реабилитации (степенью функциональной недостаточности по ШРМ-3 или 4), сохранивших реабилитационных потенциал, из которых 314 пациентов прошли курсы медицинской реабилитации с хорошим клиническим эффектом. Планируется (при достаточном финансировании) расширить данную практику на областные организации, подведомственные департаменту по труду и социальной защиты населения Костромской области, и на лиц, находящихся в неорганизованных группах.
96. Кроме того, на базе ЛПУ "Санаторий "Колос" организован маршрутный центр (в лице главного специалиста по медицинской реабилитации), выездная мультидисциплинарная бригада. В течение 2018 года бригадой отобраны и прошли курс медицинской реабилитации 106 пациентов пилотных стационарных учреждений соцзащиты.
Межведомственное взаимодействие
97. Медицинские организации являются ключевыми в выявлении пациентов, нуждающихся в социальном сопровождении. Поэтому с целью взаимодействия и передачи данных в центр социального обслуживания населения внесены изменения в приказ департамента здравоохранения Костромской области от 26 января 2016 года N 52 "Об утверждении методических рекомендаций по обеспечению прав граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от него", где берется разрешение о передаче информации в органы соцзащиты. Кроме того, разработан приказ департамента здравоохранения и социальной защиты Костромской области о межведомственном взаимодействии в рамках пилотного проекта от 30 июля 2018 года N 386/576 "О межведомственном взаимодействии медицинских организаций, организаций социального обслуживания населения при оказании медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста в Костромской области и реализации пилотного проекта система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Костромской области, который регламентирует маршрутизацию пациентов, порядок обмена данными", приказ департамента здравоохранения Костромской области от 17 августа 2018 года N 426/1 "О межведомственном взаимодействии медицинских организаций, стационарных учреждений социального обслуживания населения при оказании паллиативной медицинской помощи лицам пожилого и старческого возраста в Костромской области". В медицинские организации приняты для работы специалисты по социальной работе.
98. Во исполнение приказа департамента здравоохранения Костромской области и департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области от 2 августа 2019 года N 536/396/1 организована доставка лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе для проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, включая проведение дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний.
99. В целях организации предоставления помощи в рамках долговременного ухода с 2018 года проведены мероприятия по выработке механизмов выявления граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг исходя из способности человека функционировать, то есть самостоятельно жить, устанавливать и поддерживать контакты, адекватно воспринимать окружающую среду, отвечать за свою безопасность и некоторых других функций (типизация).
100. Все граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании и вновь признаваемые нуждающимися в пилотных районах, проходят процедуру типизации.
101. Изменился порядок определения индивидуальной потребности в социальных услугах у граждан пожилого возраста и инвалидов.
102. По результатам проведенной типизации четко и объективно определяется степень функциональных ограничений, степень зависимости и, соответственно, объем помощи, которая необходима человеку.
103. Оценка индивидуальной потребности в социальных услугах включает:
1) изучение возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности;
2) определение степени индивидуальной потребности в социальных услугах, а в случае необходимости предоставления социальных услуг в рамках системы долговременного ухода - определения группы функционирования;
3) определение продолжительности (постоянное, временное), условий оплаты (бесплатное, с частичной оплатой, с полной оплатой) предоставления социального обслуживания, формы социального обслуживания;
4) определение перечня социальных услуг и установление рекомендуемого объема социального обслуживания.
104. При определении индивидуальной потребности в социальных услугах в рамках системы долговременного ухода используется акт оценки условий жизнедеятельности гражданина и обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, по форме.
105. Оценка индивидуальной потребности в социальных услугах осуществляется в отношении граждан, обратившихся с заявлением и документами о признании нуждающимися в социальном обслуживании в областное государственное бюджетное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г. Костроме" (для граждан, проживающих в г. Костроме) либо в организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Костромской области, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания, по месту жительства гражданина (далее - комплексные центры).
106. По результатам проведенной оценки граждане распределяются по следующим группам индивидуальной потребности в постороннем уходе:
группа 0 - граждане, полностью сохранившие способность к самообслуживанию и самостоятельность в повседневных действиях;
группа 1 - граждане без нарушения когнитивных функций, частично утратившие способность к самообслуживанию, нуждающиеся в незначительной помощи для соблюдения личной гигиены;
группа 2 - граждане без нарушения когнитивных функций, частично утратившие способность к самообслуживанию, пользующиеся техническими средствами реабилитации, нуждающиеся в оказании помощи в передвижении по дому, одевании и соблюдении личной гигиены, в том числе купании, в приготовлении пищи и проведении уборки;
группа 3 - граждане, частично утратившие способность к самообслуживанию вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой, возрастом или наличием инвалидности, приводящим к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию, но чаще всего сохранившие психическую самостоятельность, нуждающиеся в значительной помощи для выполнения действий повседневной жизни;
группа 4 - граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию и выполнению инструментальных бытовых действий без посторонней помощи, с частичным расстройством психических функций, нуждающиеся в значительной помощи в самообслуживании с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
группа 5 - граждане, полностью утратившие способность к самообслуживанию и выполнению инструментальных бытовых действий без посторонней помощи, с сильно нарушенными психическими функциями, нуждающиеся ежедневно и неоднократно в значительной помощи в самообслуживании с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц, и (или) нуждающиеся в паллиативной помощи и ежедневном присутствии помощников.
107. Не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина и соответствующих документов проводится заседание комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг (далее - Комиссия), на котором рассматриваются материалы оценки индивидуальной потребности в социальных услугах, а также документы, необходимые для предоставления социальных услуг, и в указанный срок принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в соответствующей форме социального обслуживания либо об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.
108. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в следующих формах социального обслуживания:
граждане, отнесенные к 0, 1 группам индивидуальной потребности в постороннем уходе, признаются нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания;
граждане, отнесенные к 1 - 4 группам индивидуальной потребности в постороннем уходе, признаются нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому;
граждане, отнесенные к 4, 5 группам индивидуальной потребности в постороннем уходе, признаются нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому с использованием стационарно-замещающих технологий либо в стационарной форме социального обслуживания.
109. Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания предоставляется также гражданам, отнесенным к 2, 3 группам индивидуальной потребности в постороннем уходе, при наличии следующего фактора риска:
отсутствие родственников или наличие причин, обусловливающих невозможность ухода со стороны родственников, что подтверждается актом обследования условий жизнедеятельности гражданина, наличие причин, обусловливающих невозможность ухода со стороны родственников.
110. Решение Комиссии оформляется приказом о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании).
111. Таким образом, в регионе будет сформирована двусторонняя система междисциплинарного взаимодействия медицинских организаций и организаций социального обслуживания, система обмена информацией по гражданам, нуждающимся в различных видах социальной и медицинской помощи: передача данных в информационных системах, совместная работа медико-социальной бригады (участковый терапевт и социальный работник) с принятием решения о виде помощи, разработки индивидуального плана как со стороны медицинской организации, так и со стороны органов соцзащиты, динамический контроль исполнения программы с ее корректировкой при необходимости.
Нормативная правовая база
112. Межведомственное взаимодействие организаций социального обслуживания и медицинских организаций осуществляется в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
113. Обеспечение защиты информации при обмене данными осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
114. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" первичная медико-санитарной помощь гражданам оказывается амбулаторно, в том числе на дому, при вызове медицинского работника. При необходимости осуществляется медицинский патронаж врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами по территориально-участковому принципу, также при наличии медицинских показаний организуется "стационар на дому".
115. Медицинский патронаж лиц старших возрастных групп - профилактическое посещение на дому граждан пожилого и старческого возраста с целью наблюдения за состоянием здоровья пожилых пациентов, поддержание и его сохранение, проведение анализа условий жизни. Осуществляется в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи медицинскими сестрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами патронажными, фельдшерами ФАП. Патронажу подлежат лица старше трудоспособного возраста, одиноко проживающие, проживающие в населенных пунктах на значительном удалении от медицинской организации, и (или) имеющих плохую транспортную доступность, имеющие ограничение самообслуживания. Профилактическим посещениям также подлежат пациенты со старческой астенией, включая осмотр пациента на дому не реже 1 посещения в 3 месяца для медицинской сестры участковой и 1 посещения в 6 месяцев для врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача).
116. Социально-медицинский патронаж осуществляется в рамках социально-медицинских услуг, заключается в систематическом наблюдении за пациентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания необходимой социальной и медицинской помощи, организации мероприятий по уходу. Во время проведения патронажа также могут быть выявлены признаки угрозы насилия или применения насилия, или другого незаконного действия в отношении пожилых людей, с последующим оказанием необходимой медицинской и социально-правовой помощи.
117. При проведении патронажа медицинский работник осуществляет уход и наблюдение за состоянием пациента, условиями жизни, контролирует личную гигиену, прием пищи, прием лекарственных препаратов, наличие и использование средств ухода.
118. В Костромской области создаются условия для развития поддержки неформального ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В организациях социального обслуживания "Школы ухода" лица, осуществляющие уход, могут пройти обучение навыкам общего ухода за инвалидами и гражданами пожилого возраста, методам контроля за состоянием здоровья, профилактике осложнений заболеваний, как на дому, так и в полустационарной форме социального обслуживания (в индивидуальной, групповой форме).
119. Большое значение имеет повышение квалификации по гериатрии для врачей первичного звена здравоохранения, врачей-специалистов, вовлеченных в оказание медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста, а также для среднего медицинского персонала, подготовке кадров для системы долговременного ухода, включая специалистов по социальной работе, социальных работников и специалистов по уходу. Указанные мероприятия усилят междисциплинарное взаимодействие в системе здравоохранения, в том числе между первичной медико-санитарной помощью, гериатрической помощью, паллиативной помощью и медицинской реабилитацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.