Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 22 апреля 2004 г. N 480
Городская целевая Программа "Дети Барнаула"
на 2004-2008 годы
I. Паспорт Программы
1. Наименование Программы:
Городская целевая Программа "Дети Барнаула" на 2004-2008 годы.
2. Нормативно-правовое обеспечение Программы:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. N 292-р;
- постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы";
- постановление администрации Алтайского края от 13 декабря 2000 г. N 936 "Об утверждении краевой комплексной Программы "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года";
- постановление администрации Алтайского края от 19.05.2003 N 255 "О краевой целевой программе "Дети Алтая" на 2003-2006 годы";
- Стратегия развития Барнаула до 2010 года.
3. Основные разработчики:
комитет по образованию администрации города, комитет по делам здравоохранения, комитет по социальной защите населения, комитет по делам молодежи, комитет по культуре, комитет по физической культуре и спорту, Алтайский краевой врачебно-физкультурный диспансер, краевой центр профориентации молодежи и психологической подготовки населения, отдел по профилактике правонарушений, охране прав детей администрации Железнодорожного района.
4. Перечень подпрограмм:
- "Дети-сироты" (координатор - комитет по образованию администрации города);
- "Дети-инвалиды" (координатор - комитет по социальной защите населения администрации города);
- "Здоровый ребенок" (координатор - комитет по делам здравоохранения администрации города);
- "Воспитание школьников" (координатор - комитет по образованию администрации города);
- "Одаренные дети" (координатор - комитет по образованию администрации города).
5. Цели Программы:
- достижение более эффективного взаимодействия, интеграции межведомственных усилий, направленных на образование и воспитание детей, сохранение их здоровья, адаптацию в сложных социальных условиях;
- обеспечение защиты прав, жизненной реализации и самореализации всех категорий детей;
- обеспечение повышения качества образования и воспитания детей школьного возраста;
- усиление социально-преобразующих функций образования, профилактики негативных социально-личностных проявлений;
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в г. Барнауле.
6. Задачи Программы:
- формирование системы социальной защиты и интеграции с обществом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- поддержка семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения;
- обеспечение реабилитационных мер для получения детьми-инвалидами адекватного образования;
- укрепление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, обеспечение условий для рождения здоровых детей, профилактика детской заболеваемости и инвалидизации;
- осуществление адресной поддержки одаренных детей, а также учреждений, творческих коллективов, педагогов, работающих с одаренными детьми.
7. Срок реализации Программы:
2004-2008 годы.
8. Источники финансирования Программы:
общие затраты на реализацию Программы "Дети Барнаула" за счет всех источников финансирования будут определяться ежегодно при формировании бюджетов всех уровней, а также с учетом привлечения внебюджетных средств и благотворительных взносов.
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- повышение уровня здоровья детей;
- улучшение положения детей, в том числе одаренных детей, детей- инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышение охвата внеурочной занятостью детей по интересам;
- сохранение и развитие единого образовательно-воспитательного и коррекционно-реабилитационного пространства в городе;
- воспитание инициативной, творческой и социально-ответственной личности;
- формирование в сознании детей и подростков культа здоровья и здорового образа жизни;
- объединение усилий специалистов и учреждений различной ведомственной принадлежности в работе с детьми.
10. Система контроля за исполнением Программы:
контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном администрацией города порядке совместно с координаторами подпрограмм и с участием управления администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, комитета по социальной политике городской Думы.
Введение
Городская целевая Программа "Дети Барнаула" на 2004-2008 годы (далее именуемая - Программа), разработанная в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 292-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 732 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы", постановлениями администрации Алтайского края от 13 декабря 2000 г. N 936 "Об утверждении краевой комплексной Программы "Сохранение и развитие системы образования в Алтайском крае до 2005 года" и от 19 мая 2003 г. N 255 "О краевой целевой программе "Дети Алтая" на 2003-2006 годы", включает в себя 5 подпрограмм: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Здоровый ребенок", "Воспитание школьника" и "Одаренные дети".
Учитывая, что ранее принятые городские целевые Программы: "Патриотическое воспитание молодежи г. Барнаула на 2002-2005 г.", "Программа мер по спортивно-оздоровительной работе со школьниками на 2002-2006 гг.", "Программа мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Барнаула на 2002-2006 гг.", "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании. Лечение и реабилитация наркологических больных и борьба с незаконным оборотом наркотиков в г. Барнауле на 2004-2008 г.г.", "Репродуктивное здоровье детей и подростков г. Барнаула на 2003-2006 гг.", "Развитие системы дошкольного образования г. Барнаула на 2003-2007 годы" действуют до 2006-2008 годов, они в городскую целевую Программу "Дети Барнаула" не входят.
Результаты анализа выполнения мероприятий по реализации в городе целевых Программ, наличие нерешенных проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей, совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Для создания благоприятных условий жизнедеятельности, полноценного обучения и развития, сохранения здоровья, социальной адаптации детей в городе необходима комплексная Программа, интегрирующая усилия здравоохранения, семьи, системы образования, социальной защиты, комитетов по культуре, физической культуре и спорту, средств массовой информации, общественных организацией, всех организаций, ведомств и учреждений, участвующих в формировании личности ребенка.
Программа "Дети Барнаула" на 2004-2008 годы поможет в решении комплекса проблем, связанных с развитием и защитой подрастающего поколения.
II. Обоснование принятия городской целевой Программы "Дети Барнаула"
на 2004-2008 годы
В городе Барнауле за последние десять лет создана сеть инновационных образовательных учреждений, составляющих 28% от числа общеобразовательных школ.
Именно на их базе ведется работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, по повышению профессионального уровня педагогических кадров, решаются задачи развития творческих способностей и интеллекта учащихся, осуществляется профильная подготовка по отдельным предметам, формируется нравственный, гражданский облик выпускника.
В инновационных школах широко развернута научно-исследовательская, экспериментальная работа педагогов и учащихся в рамках региональных, всероссийских и международных программ.
Разработаны и успешно используются авторские учебные программы, учебники, учебно-методические пособия. Свыше 300 преподавателей высшей школы ведут учебную, консультационную, научно-исследовательскую работу в этих учебных заведениях.
Такая совместная деятельность дает положительный результат: свыше 53% учеников инновационных школ учится на "хорошо" и "отлично", более 50% призовых мест на краевых олимпиадах школьников принадлежит городским учащимся.
Из 40 школьных стипендиатов города 30 воспитанников инновационных школ стали обладателями муниципальной стипендии.
Вместе с тем, в деятельности инновационных школ по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей имеются проблемы: отсутствует система психолого-педагогической диагностики одаренных детей, адресная поддержка педагогических коллективов, работающих в данном направлении. Для обеспечения эффективности в работе со способными и одаренными детьми необходим банк данных. Требуют совершенствования система повышения квалификации педагогов и укрепление материально-технической базы учреждений, работающих с одаренными детьми.
В сложившихся социально-экономических условиях здоровье детей и подростков является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической межведомственной политики государства.
В настоящее время сформирован системный подход к решению этих вопросов на самых различных управленческих уровнях.
Целенаправленная работа в данном направлении позволила добиться положительных сдвигов в демографических показателях. Из года в год устойчиво растет рождаемость. На протяжении последних 5-ти лет стабильно низким остается показатель младенческой смертности.
Уменьшается количество детей и подростков, пораженных хроническими заболеваниями органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы.
В то же время, только 30% родившихся детей могут быть признаны здоровыми, возрастает количество детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы.
Недостаток современной наркозно-дыхательной аппаратуры, сурфактанта не позволяет оказывать квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме новорожденным в учреждениях родовспоможения.
Дополнительное финансирование требуется для организации пренатальной (внутриутробной) диагностики состояния плода, в т. ч. врожденных пороков развития и внутриутробных инфекций.
Необходимо повышать роль амбулаторно-поликлинической сети в деле организации реабилитационно-оздоровительных мероприятий с детьми и подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, путем укрепления материально-технической базы поликлинических учреждений.
Продолжает оставаться крайне напряженной обстановка, связанная с употреблением несовершеннолетними спиртных напитков и наркотических веществ.
Социальная значимость этих проблем обуславливает необходимость их решения программными методами.
Не снижается детская инвалидность. В городе Барнауле 3,5 тысячи детей-инвалидов до 18 лет, 800 из них посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения и школы-интернаты, в общеобразовательных школах обучается около 2 тысяч детей. Организована работа районных центров помощи семье и детям, работают отделения социального обслуживания детей-инвалидов на дому.
Вместе с тем, увеличилось количество детей со сложной многоуровневой патологией, которые выпадают из образовательного пространства из-за отсутствия реабилитационных учреждений соответствующего вида. В связи с изменением законодательства Российской Федерации увеличился объем работы реабилитационных учреждений, финансовые затраты на их содержание. Остается нерешенной проблема переподготовки специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами.
Комплексное решение этих проблем позволит существенно поддержать семьи с детьми-инвалидами, повысить эффективность реабилитационных мероприятий.
В городе увеличивается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 10-ти детских домах, школах-интернатах и Доме ребенка воспитываются 735 таких детей. Формами семейного воспитания охвачено 1700 детей и подростков; на содержание 887 подопечных и 12 патронатных воспитанников выплачивается денежное пособие.
На постоянном контроле находится работа по защите имущественных, жилищных прав и интересов детей-сирот.
Однако остаются нерешенными вопросы профилактики семейного неблагополучия, работы с "кровной семьей", совершенствования семейных форм устройства детей, оставшихся без родителей, установления более тесного сотрудничества и взаимодействия служб и ведомств по трудоустройству детей-сирот.
В воспитательной работе учреждений образования города определены приоритетные направления - нравственное, художественно-эстетическое, гражданско-правовое.
Для воспитания активной гражданской позиции подростков в городе создано и действует 113 общественных организаций. Успешно функционирует городской школьный парламент. Активизировалась работа школьных тематических музеев, военно-патриотических клубов. Более 9 тыс. учащихся активно занимаются спортом. В рамках курса "Барнауловедение" учащиеся изучают историю и культуру своей малой Родины. Охват внеурочной занятостью учащихся по интересам составляет 83%.
Вместе с тем, остается высокой детская подростковая преступность, снижается роль семьи в воспитании детей. Слабая материальная база учреждений дополнительного образования приводит к сокращению детских объединений, занятых техническим творчеством.
Вот почему для решения обозначенного комплекса проблем, связанных с охраной жизни и здоровья детей, организацией учебно-воспитательного процесса с детьми-сиротами и инвалидами, одаренными детьми, а также совершенствования воспитательной работы с детьми и подростками и создания единого образовательно-воспитательного пространства необходима городская целевая программа "Дети Барнаула".
В городе уже действует ряд Программ по вопросам здоровья и воспитания детей, рассчитанных на 2004-2008 гг.: "Патриотическое воспитание молодежи г. Барнаула на 2002-2005 г.", "Программа мер по спортивно-оздоровительной работе со школьниками на 2002-2006 гг.", "Программа мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Барнаула на 2002-2006 гг.", "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании. Лечение и реабилитация наркологических больных и борьба с незаконным оборотом наркотиков в г. Барнауле на 2004-2008 г.г.", "Репродуктивное здоровье детей и подростков г. Барнаула на 2003-2006 гг.", "Развитие системы дошкольного образования г. Барнаула на 2003-2007 годы". Поэтому Программа "Дети Барнаула" не включает их, а состоит из дополнительных подпрограмм:
- "Дети-сироты" (координатор - комитет по образованию администрации города);
- "Дети-инвалиды" (координатор - комитет по социальной защите населения администрации города);
- "Здоровый ребенок" (координатор - комитет по делам здравоохранения администрации города);
- "Воспитание школьников" (координатор - комитет по образованию администрации города);
- "Одаренные дети" (координатор - комитет по образованию администрации города).
Сводная таблица потребности финансирования Программы "Дети Барнаула"
N п/п |
Программа "Дети Барнаула" | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Итого (2004-2008 гг.) |
1. | Подпрограмма "Дети-сироты" | 40488,6 | 44390,0 | 47760,0 | 53190,0 | 57165,0 | 242993,6 |
2. | Подпрограмма "Дети-инвалиды" |
4404,6 | 2574,6 | 1364,6 | 1524,6 | 1214,6 | 11083,0 |
3. | Подпрограмма "Здоровый ребенок" |
20085,0 | 8355,0 | 20885,0 | 7035,0 | 19885,0 | 76245,0 |
4. | Подпрограмма "Воспитание школьников" |
7040,8 | 7131,5 | 7290,4 | 7577,1 | 7577,1 | 36616,9 |
5. | Подпрограмма "Одаренные дети" |
1283,7 | 1035,0 | 997,0 | 955,0 | 977,0 | 5247,7 |
Всего: | 73302,7 | 63486,1 | 78297,0 | 70281,7 | 86818,7 | 372186,2 |
<< Назад |
>> III. Разделы Программы |
|
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 22 апреля 2004 г. N 480 "Об утверждении городской целевой Программы "Дети... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.