Приказ Министра экономики и финансов Московской области
от 16 октября 2019 г. N 25П-193
"Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономики и финансов Московской области"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения приказываю:
1. Утвердить Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономики и финансов Московской области.
2. Определить заместителя министра экономики и финансов Московской области Мыльцеву Елену Станиславовну уполномоченным должностным лицом, ответственным за организацию функционирования системы внутреннего обеспечения соответствия требования антимонопольного законодательства в Министерстве экономики и финансов Московской области (далее - Министерство, уполномоченное лицо).
3. Возложить функции коллегиального органа на Общественный совет при Министерстве.
4. Структурным подразделениям Министерства в течение 10 рабочих дней со дня подписания приказа представить уполномоченному лицу нормативно правовые акты за предыдущие три года для анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
5. Признать утратившим силу приказ министра экономики и финансов Московской области от 27.12.2018 N 23П-179 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономики и финансов Московской области".
6. Организационно-аналитическому управлению Министерства обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия настоящего приказа.
7. Контроль за выполнением настоящего приказа остается за министром экономики и финансов Московской области.
Министр экономики и финансов |
Е.В. Мухтиярова |
Утверждено
приказом Министра
экономики и финансов
Московской области
от 16.10.2019 N 25П-193
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономики и финансов Московской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Министерства экономики и финансов Московской области (далее - антимонопольный комплаенс, Министерство).
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (далее - НПА) о защите конкуренции.
3. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральным органом исполнительной власти;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное должностное лицо" - сотрудник Министерства, осуществляющий внедрение и контроль за исполнением в Министерстве антимонопольного комплаенса.
4. Целями антимонопольного комплаенса являются:
обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
5. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
контроль соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации в Министерстве антимонопольного комплаенса.
6. Принципы антимонопольного комплаенса:
1) законность;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) информационная открытость действующего в Министерстве антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Уполномоченное должностное лицо
7. Уполномоченное должностное лицо (далее - должностное лицо), ответственное за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве, действует на основании следующих принципов:
7.1. подотчетность уполномоченного лица непосредственно министру экономики и финансов Московской области (далее - министр);
7.2. достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным лицом.
8. Уполномоченное лицо осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными структурными подразделениями Министерства.
К функциям уполномоченного лица относятся:
1) организация разработки и представления на утверждение министру правовых актов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
3) выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих (работников) и подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению (во взаимодействии с отделом государственной гражданской службы и кадрового учета, отделом мобилизационной работы);
4) консультирование и организация обучения государственных гражданских служащих (работников) Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
5) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
6) разработка процедур внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса (во взаимодействии с отделом государственной гражданской службы и кадрового учета Министерства экономики и финансов Московской области);
7) организация внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участия в них (во взаимодействии с отделом государственной гражданской службы и кадрового учета);
8) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;
9) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу (во взаимодействии с Правовым и Организационно-аналитическим управлением);
10) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Министерства
9. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства является неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Министерством антимонопольного законодательства.
10. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Министерством на регулярной основе проводятся:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ действующих НПА Министерства, в том числе с участием представителей бизнес - сообщества;
3) анализ проектов НПА Министерства, в том числе с участием представителей бизнес - сообщества;
4) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
5) разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства;
6) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;
7) проведение регулярных проверок для выявления в деятельности Министерства остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
11. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) Министерством реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составляется перечень выявленных нарушений антимонопольного законодательства, который должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать классификацию по сферам деятельности Министерства.
Указанный анализ проводится Министерством не реже одного раза в год.
12. При проведении анализа действующих НПА Министерства, в том числе с участием представителей бизнес - сообщества, Министерством реализуются следующие мероприятия:
1) разрабатывается исчерпывающий перечень действующих НПА Министерства, затрагивающих вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством (далее - Перечень актов), с приложением текстов таких актов;
2) перечень актов размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в свободном доступе;
3) на официальном сайте Министерства размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по Перечню актов;
4) обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан по Перечню актов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
5) перечень актов направляется на рассмотрение представителям бизнес-объединений;
6) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений;
7) проводится совещание с представителями Министерства и бизнес-сообществ по обсуждению представленных предложений и замечаний к Перечню актов;
8) по итогам проведения указанного совещания составляется протокол совещания, а также таблица по пересмотру НПА Министерства с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений.
Анализ действующих НПА проводится один раз в год.
13. При проведении анализа проектов НПА Министерства, затрагивающих вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством, в том числе с участием представителей бизнес - сообщества, Министерством реализуются следующие мероприятия:
1) проект НПА размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт) в свободном доступе с включением в обосновывающие материалы информации, содержащей сведения о соответствии проекта НПА требованиям антимонопольного законодательства;
2) обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
3) организуется сбор и оценка поступивших предложений и замечаний;
4) по итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту НПА уполномоченным лицом подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте НПА положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
14. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным лицом реализуются следующие мероприятия:
1) на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о правоприменительной практике в Министерстве;
2) по итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения;
3) один раз в полугодие проводятся рабочие совещания с представителями Министерства с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения.
15. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Организация систематического обучения государственных гражданских служащих и работников Министерства требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
16. Формы организации обучения:
1) вводный (первичный) инструктаж;
2) целевой (внеплановый) инструктаж;
3) повышение квалификации.
17. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих (работников) Министерства на государственную службу (работу), в том числе при переводе государственного гражданского служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
18. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
19. Повышение квалификации государственных гражданских служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется с периодичностью не реже одного раза в три года.
20. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Порядок взаимодействия уполномоченного лица и структурных подразделений Министерства
21. Для выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства и осуществления внутреннего контроля соблюдения Министерством антимонопольного законодательства, структурные подразделения Министерства обязаны представлять на экспертизу уполномоченном лицу внутренние проекты НПА.
22. Структурные подразделения направляют НПА в адрес уполномоченного лица посредством Межведомственной системы электронного документооборота (далее - МСЭД).
23. По результатам экспертизы уполномоченное лицо в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта НПА в МСЭД согласовывает или возвращает на доработку с приложением протокола выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства (далее - Протокол).
24. Протоколы к проектам НПА хранятся в бумажном виде в хронологическом порядке в Организационно-аналитическом управлении.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
25. Доклад об антимонопольном комплаенсе содержит следующую информацию:
1) о результатах проведения выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
2) об утверждении и исполнении планов мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) о проведении ознакомления государственных гражданских служащих (работников) Министерства с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий.
26. Доклад об антимонопольном комплаенсе Министерства представляется 1 раз в год и направляется уполномоченным лицом в адрес Общественного совета при Министерстве экономики и финансов Московской области (далее - Общественный совет).
27. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом, размещается на сайте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра экономики и финансов Московской области от 16 октября 2019 г. N 25П-193 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве экономики и финансов Московской области"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства экономики и финансов Московской области (http://mef.mosreg.ru) 16 октября 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министра экономики и финансов Московской области от 20 мая 2024 г. N 24П-30
Приказ Министра экономики и финансов Московской области от 25 марта 2022 г. N 24П-24