Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(обязательное)
Приемы работы - регулировка переменных параметров
Г.1 Зависимость степени сжатия от показаний ручного маховика
Степень сжатия в установке для определения цетанового числа зависит от положения регулируемого плунжера переменной степени сжатия в предкамере головки блока цилиндра. Плунжер переменной степени сжатия устанавливают ручным маховиков по шкале нониуса. Значения шкалы от 0,500 до 3,000 обратно пропорциональны степени сжатия. Низкие показания шкалы ручного маховика соответствуют высокой степени сжатия, а высокие - низкой степени сжатия.
Г.1.1 При тщательной градуировке ручного маховика степень сжатия CR двигателя установки при любом положении регулируемого плунжера переменной степени сжатия вычисляют по формуле
,
(Г1.1)
где VS - объем поршня в цилиндре;
VCC - объем в основной камере сгорания над поршнем в ВМТ, включая углубление в клапане и зазор гребня поршня над канавкой верхнего поршневого кольца;
VТР - объем канала для завихрения воздуха между камерой сгорания и предкамерой;
VPU - объем резьбового отверстия с установленным датчиком;
VPC - объем предкамеры.
Г.1.2 Объемы VCC, VТР и VPU не зависят от диаметра цилиндра и основаны на размерах головки блока цилиндра. Вычисленная на основании измерений сумма этих объемов составляет 0,659 кубических дюймов (10,8 см3). Формула определения степени сжатия при выражении объемов в кубических дюймах будет иметь следующий вид
.
(Г1.2)
Г.2 Регулирование степени сжатия с помощью ручного маховика
Для определения цетанового числа методом настоящего стандарта требуется регулировка степени сжатия (CR) с целью обеспечения надлежащих условий задержки воспламенения для дизельного или контрольного топлива. Изменение настройки ручного маховика изменяет задержку воспламенения. Топлива с низким цетановым числом имеют большую задержку воспламенения, чем топлива с высоким цетановым числом. При определении цетанового числа испытание всех видов топлив необходимо проводить с установленными для них периодами задержки воспламенения и, следовательно, необходимо изменять настройки ручного маховика.
Г.2.1 Регулировка ручного маховика
Г.2.1.1 Ослабляют малое стопорное колесо ручного маховика, вращая его против часовой стрелки, если смотреть с передней части двигателя. Это освобождает механизм и позволяет повернуть больший ручной маховик так, что плунжер переменной степени сжатия будет должным образом перемещен внутрь предкамеры или из нее.
Г.2.1.2 Регулируют больший ручной маховик для установки необходимого периода задержки воспламенения, как указывается датчиком задержки воспламенения. Вращение ручного маховика по часовой стрелке (если смотреть с передней части двигателя) увеличивает CR и уменьшает значение угла поворота коленчатого вала (задержку воспламенения).
Г.2.1.3 Регулировку ручного маховика всегда завершают по часовой стрелке для устранения неизбежного люфта механизма ручного маховика и уменьшения ошибки при снятии показаний.
Г.2.1.4 Блокируют механизм, затягивая вручную стопорное колесо по часовой стрелке до упора. (Предупреждение - Затягивание стопорного колеса вручную свидетельствует о том, что механизм ручного маховика находится в рабочем состоянии. Необходимость применения дополнительного рычага для затягивания колеса указывает на целесообразность проведения технического обслуживания узла.)
Г.3 Работа топливной системы
Топливная система, схема которой приведена на рисунке Г.3.1, состоит из трех топливных баков, каждый из которых имеет сливной клапан перед селекторным клапаном. Селекторный клапан устанавливают так, чтобы подавать топливо из конкретного топливного бака при переключении клапана на отметку этого бака. Выбранное топливо подается во впускной патрубок топливного насоса и заполняет топливный отстойник или топливный канал. Топливный канал насоса соединен с расходомерной бюреткой через воздухоуловитель, оснащенный сливным клапаном. Уровень топлива в расходомерной бюретке будет таким же, как и в топливном баке. Когда указатель селекторного клапана расположен между отметками топливных баков, подача топлива из бака прекращается. В этом режиме двигатель будет продолжать работать на топливе, поступающем из топливного канала и линии от расходомерной бюретки. Таким образом, расход топлива измеряют, заполняя расходомерную бюретку из бака при положении селекторного клапана, переключенного на отметку бака, затем, переключают клапан в положение между отметками топливных баков так, что в топливный насос попадает только топливо из расходомерной бюретки.
1 - селекторный клапан; 2 - топливные баки; 3 - форсунка; 4 - байпасная линия к сливу; 5 - расходомерная бюретка; 6 - воздухоуловитель; 7 - корпус и поршень насоса
Рисунок Г.3.1 - Схема топливной системы
Г.3.1 Устанавливают расходомерную бюретку так, чтобы вентиляционное отверстие бюретки располагалось немного выше уровня верхней части топливных баков для предотвращения утечки топлива из бюретки при заполненном баке. Бюретка градуирована с ценой деления 1 см3 и позволяет измерить расход топлива двигателем по времени расходования определенного объема топлива.
Г.3.2 Переход на новое топливо
При использовании нового дизельного топлива необходимо заполнить топливный бак, продуть расходомерную бюретку и воздухоуловитель и вытеснить старое топливо из топливной линии от насоса к форсунке. (Предупреждение - Дизельное топливо - огнеопасное вещество. Пары вредны. См. приложение А) Соблюдают следующую последовательность действий при выполнении данной процедуры.
Г.3.2.1 Проверяют наличие достаточного количество топлива в бюретке для работы двигателя во время заполнения бака новым топливом. (Предупреждение - Не допускается работа топливного насоса без топлива за исключением периодов мгновенного переключения с одного вида топлива на другой, так как смазывание топливного насоса частично происходит за счет топлива.)
Г.3.2.2 Переключают селекторный клапан так, чтобы указатель располагался между отметками топливных баков, но рядом с отметкой бака, в который будет залито новое топливо.
Г.3.2.3 Открыв сливной кран бака убеждаются, что выбранный топливный бак пустой.
Г.3.2.4 Заливают топливо в топливный бак, оставляя сливной кран открытым на возможно короткое время, а затем несколько раз поочередно закрывают и открывают кран для удаления воздуха из линий и затем закрывают сливной кран.
Г.3.2.5 Серией быстрых процедур опорожняют бюретку, переключают селекторный клапан на подачу нового топлива, и когда топливо начнет поступать в бюретку, переключают селекторный клапан в положение между отметками баков, в результате чего двигатель работает только на топливе из бюретки. Эта процедура промывает топливную систему за исключением линии от насоса к форсунке. Когда топливо закончилось, повторяют процедуру промывки до полного вытеснения топлива из линии от топливного насоса к форсунке.
Примечание Г.3.1 - При использовании высоковязких или окрашенных дизельных топлив может потребоваться более тщательное промывание расходомерной бюретки.
Г.3.3 Измерение расхода топлива
Г.3.3.1 Заполняют расходомерную бюретку и переключают селекторный клапан в положение между отметками баков.
Г.3.3.2 С помощью секундомера измеряют расход топлива, запуская секундомер при прохождении мениском деления на бюретке ценой 1 см3 и останавливая при прохождении мениском деления выбранного количества топлива (как правило на 13 см3 ниже исходного деления). Затем переключают селекторный клапан на отметку для подачи топлива из соответствующего бака.
Г.3.3.3 Если зарегистрированное время не соответствует (60 1) с для 13 см3 топлива, регулируют микрометр расхода топлива для изменения положения рейки насоса и тем самым количества топлива, подаваемого в двигатель (см. рисунок Г.3.2). Для увеличения расхода топлива или сокращения времени на единицу объема поворачивают микрометр расхода по часовой стрелке (если смотреть с передней части двигателя). Как правило, 0,005 делений микрометра вызывает изменение на 1 с для 13 см3 израсходованного топлива.
1 - регулировка момента впрыска; 2 - расход топлива
Рисунок Г.3.2 - Микрометры расхода топлива и регулировки момента впрыска
Г.3.3.4 Повторяют измерение расхода топлива до достижения установленного значения.
Г.3.3.5 При снижении уровня топлива в топливном баке уровень в расходомерной бюретке может быть недостаточным для измерения расхода. В таком случае к верхнему вентиляционному отверстию бюретки присоединяют отсасывающую грушу. Переключают селекторный клапан на отметку бака и подсасывают топливо из канала насоса до желаемого уровня. Перед удалением отсасывающей груши, быстро переключают селекторный клапан в положение между отметками баков. Сразу начинают измерять расход топлива, так как двигатель расходует топливо из бюретки и уровень топлива в ней падает.
Г.3.3.6 Расход топлива определяют методом проб и ошибок. Первоначально можно провести проверку в течение 10 с, за которую расходуется приблизительно 2 см3 топлива. Окончательное измерение расхода проводят за полный интервал времени (60 1) с.
Г.3.4 Регулировка момента впрыска топлива
На работающем двигателе с установленным расходом топлива и селекторным клапаном на отметке бака с оцениваемым топливом, регистрируют значение момента впрыска (опережения впрыска). Регулируют микрометр момента впрыска топлива до достижения установленного градуса опережения впрыска (см. рисунок Г.3.2). Для уменьшения значения угла опережения впрыска поворачивают микрометр опережения впрыска по часовой стрелке (если смотреть с передней части двигателя).
Г.4 Проверка задержки воспламенения в зависимости от чувствительности цетанового числа
Характеристика чувствительности (рисунок Г.4.1) иллюстрирует удовлетворительную работу форсунки и, особенно, ее распылителя. Выполнение данной проверки занимает приблизительно 1 ч, но ее следует выполнять при оценке распылителя форсунки, при нестабильной работе двигателя после очистки и повторной настройки.
Г.4.1 Настраивают все переменные параметры двигателя для стандартных условий эксплуатации с тщательно установленным периодом задержки воспламенения 13,0°, используя вторичную эталонную топливную смесь с цетановым числом приблизительно 35.
Г.4.2 Готовят еще не менее четырех эталонных топливных смесей с более высокими значениями цетановых чисел с шагом приблизительно 4 цетановых единицы.
Рисунок Г.4.1 - Зависимость угла задержки воспламенения от цетанового числа
Г.4.3 Запускают двигатель на каждой последующей смеси без изменения показания ручного маховика, установленного для смеси с цетановым числом 35, но устанавливают расход топлива 13 см3/мин и момент впрыска - 13°. Регистрируют получаемое значение задержки воспламенения для каждой эталонной топливной смеси.
Г.4.4 Строят график зависимости полученных значений, аналогичный приведенному на рисунке Г.4.1, для получения характеристики чувствительности. Работа распылителя форсунки вызывает сомнение, если точки на графике не образуют гладкую кривую (возможно необходима очистка или замена распылителя форсунки). Неустойчивая работа и разброс результатов на ранних этапах вышеописанной процедуры свидетельствует о неисправности распылителя форсунки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.