Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 26 ноября 2019 г. N 383-р
"Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" и распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2019 года N 65-р "О мерах по реализации Соглашения между Главой Республики Северная Осетия-Алания и Министерством финансов Российской Федерации от 14 февраля 2019 года N 01-01-06/06-50 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания":
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления долговой политики).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания с целью проведения единой долговой политики на территории Республики Северная Осетия-Алания при формировании местных бюджетов на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов учитывать Основные направления долговой политики.
3. Признать утратившим силу пункт 1 распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 октября 2018 года N 383-р "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" с 1 января 2020 года.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Т. Тускаев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 26 ноября 2019 г. N 383-р
Основные направления
государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
I. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии с Рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 15 февраля 2016 года (далее - Рекомендации Минфина России по долговой политике), основными направлениями государственной долговой политики Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 6 февраля 2017 года (далее - основные направления долговой политики Российской Федерации).
Под государственной долговой политикой понимается деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, направленная на поддержание объема государственного долга Республики Северная Осетия-Алания (далее - государственный долг) на оптимальном уровне, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение платежей, связанных с его погашением и обслуживанием.
II. Реализация государственной долговой политики по итогам 2015 - 2018 годов и анализ текущего состояния государственного долга
В 2015 году долговая нагрузка на бюджет республики достигла своего наивысшего значения и на 1 января 2016 года составила 119,1 процента к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2015 год, при этом государственный долг составил 9063,7 млн рублей.
В результате проведения мероприятий по сокращению долговой нагрузки на бюджет республики в 2016, 2017 и 2018 годах долговая нагрузка на бюджет республики, по состоянию на 1 января 2019 года, сократилась на 39,6 процентных пункта и составила 79,5 процента к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, объем государственного долга республики составил 9068,9 млн рублей.
Основным фактором, повлиявшим на снижение долговой нагрузки на бюджет республики, стал рост доходов республиканского бюджета.
Долговая нагрузка на бюджет Республики Северная Осетия-Алания в 2016 - 2019 годах приведена в таблице 1.
Таблица 1
Долговая нагрузка на бюджет Республики Северная Осетия-Алания
Дата |
Государственный долг республики, млн руб. |
Налоговые и неналоговые доходы республики, млн руб. |
Долговая нагрузка, % |
на 01.01.2019 |
9 068,9 |
11 411,9 |
79,5 |
на 01.01.2018 |
9 290,9 |
10 386,4 |
89,4 |
на 01.01.2017 |
9 223,1 |
10 124,4 |
91,1 |
на 01.01.2016 |
9 063,7 |
7 607,6 |
119,1 |
Кроме того, в результате проведения мероприятий по сокращению долговой нагрузки на бюджет республики впервые с 2007 года сократился объем госдолга республики в абсолютном выражении на 222 млн рублей.
В 2019 году планируется проведение мероприятий по сокращению государственного долга еще на 224,0 млн рублей. По состоянию на 1 января 2020 года он составит 8844,9 млн рублей, или 77,6 процента к утвержденному на 2019 год общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Динамика показателей государственного долга в 2016 - 2019 годах приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей государственного долга в 2016 - 2019 годах
N |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
838,0 |
9,2 |
1014,7 |
11,0 |
1220,0 |
13,1 |
1400,0 |
15,4 |
2. |
Кредиты из федерального бюджета |
8156,7 |
90,0 |
8156,7 |
88,4 |
8036,3 |
86,5 |
7651,7 |
84,4 |
3. |
Государственные гарантии |
69,0 |
0,8 |
51,8 |
0,6 |
34,5 |
0,4 |
17,2 |
0,2 |
Основными направлениями долговой политики Российской Федерации установлены показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам заемщиков по уровням долговой устойчивости. Показатели долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания в 2016 - 2019 годах представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания по итогам 2016 - 2019 годов в соответствии с Рекомендациями Минфина России по долговой политике
(процентов) | |||||
N |
Наименование показателя |
Исполнение республиканского бюджета |
Утверждено Законом Республики Северная Осетия-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"* |
||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений |
91,1 |
89,4 |
79,5 |
77,6 |
2. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
3. |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
11,0 |
13,1 |
15,4 |
15,8 |
4. |
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга** к общему объему налоговых, неналоговых доходов республиканского бюджета и дотаций из федерального бюджета |
11,8 |
12,8 |
8,0 |
8,4 |
* Закон Республики Северная Осетия-Алания от 26.12.2018 N 99-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (ред. от 01.07.2019);
** По госдолгу, накопленному по состоянию на начало года.
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений по итогам 2018 года составило 79,5 процента, в 2019 году запланировано на уровне 77,6 процента, что соответствует группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости (не более 50,0 процентов - соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости).
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета без учета объема расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, по итогам 2018 года составила 0,4 процента, в 2019 году запланирована на уровне 0,3 процента, что соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (не более 5,0 процентов).
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга составила 15,4 процента, что соответствует группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости (не более 15,0 процентов).
Отношение годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов республиканского бюджета и дотаций из федерального бюджета по итогам 2018 года составило 8 процентов, в 2019 году запланировано на уровне 8,4 процента, что соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (не более 13,0 процентов).
На 1 января 2020 года планируется сохранить средний уровень долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания.
Особое внимание в 2016 - 2018 годах уделено оптимизации расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга. Для этого проведены следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета под 0,1 процента годовых;
привлечены и в дальнейшем реструктуризированы на 7 лет бюджетные кредиты из федерального бюджета на общую сумму 7693,5 млн рублей под 0,1 процента годовых;
с целью привлечения в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, осуществлялся постоянный мониторинг результатов аукционов, проводимых субъектами Российской Федерации в целях финансирования дефицита бюджета и долговых обязательств, что позволило выявить тенденцию к снижению процентных ставок по кредитам кредитных организаций. Вновь объявленные аукционы позволили снизить процентные ставки по кредитам с 13 процентов до 7,95875 процента годовых.
Проведенные в 2016 - 2018 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов более чем 400,0 млн рублей, а также равномерно распределить погашение долговых обязательств по годам и создать безопасные условия для планового финансового обеспечения расходов республиканского бюджета и своевременного обслуживания государственного долга.
Кроме того, участие республики в 2017 году в программе реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам позволило снизить долговую нагрузку по возврату бюджетных кредитов путем продления срока возврата бюджетных кредитов, предоставленных в 2015 - 2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018 - 2022 годах, при этом предусмотрено погашение бюджетных кредитов в 2018 - 2019 годах в объеме 5 процентов от суммы основного долга, в 2020 году - 10 процентов от суммы основного долга, в 2021 - 2024 годах - равными долями (по 20 процентов). Объем бюджетных кредитов, полученных республикой из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, по которым проведена реструктуризация, составил 7 693,5 млн рублей.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
рост расходных обязательств республики вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
необходимость ежегодной индексации расходов республиканского бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
выполнение условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении республиканскому бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета, утвержденных Законом Республики Северная Осетия-Алания "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Северная Осетия-Алания из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Северная Осетия-Алания".
IV. Цели и задачи государственной долговой политики
Целями долговой политики являются:
сокращение объема государственного долга до уровня, обеспечивающего сохранение Республики Северная Осетия-Алания в группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости с целью дальнейшего отнесения Республики Северная Осетия-Алания к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (далее - оптимальный уровень);
абсолютное исключение условий для невыполнения долговых обязательств республики;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных программой оздоровления государственных финансов республики;
минимизация расходов республиканского бюджета по обслуживанию государственного долга.
Задачами долговой политики являются:
обеспечение размера дефицита республиканского бюджета в 2020 - 2022 годах на уровне не более 10,0 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств республиканского бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Северная Осетия-Алания);
обеспечение доли объема государственного долга в объеме доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 46,0 процентов, по состоянию на 1 января 2023 года;
обеспечение доли объема долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания по государственным ценным бумагам Республики Северная Осетия-Алания и кредитам, полученным Республикой Северная Осетия-Алания от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в объеме доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 19,0 процентов по состоянию на 1 января 2023 года.
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1. Сокращение объема государственного долга до оптимального уровня за счет:
проведения мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части республиканского бюджета;
осуществления мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и уменьшения объема заимствований при исполнении республиканского бюджета;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов (в том числе доходов от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания);
осуществление контроля и оценки рисков, возникающих в сфере долговых обязательств республики;
направление остатков средств на едином счете республиканского бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении республиканского бюджета на сокращение дефицита республиканского бюджета в целях снижения объема государственного долга.
2. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств республиканского бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
проведение анализа процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов республиканского бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга;
обеспечение информационной открытости и поддержание кредитного рейтинга республики на должном уровне.
3. Равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного долга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в целях равномерного распределения долговой нагрузки на республиканский бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания;
продолжения политики сокращения государственного долга.
V. Инструменты государственной долговой политики
Инструментами долговой политики являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
VI. Основные риски, связанные с реализацией государственной долговой политики
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств республики;
риск снижения ликвидности рынка заимствований;
риск роста процентных ставок.
Риск рефинансирования долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Снижение данного риска возможно в случае продления Республике Северная Осетия-Алания периода реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета с 7 до 12 лет, до 2029 года включительно, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам". Продление периода реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета позволит сократить годовые объемы погашения долговых обязательств. Исключение риска рефинансирования возможно и при полном отказе от краткосрочных заимствований.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований связан с неполучением денежных средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств республики в случае отказа кредитных организаций от предоставления заемных средств. Снижение данного риска возможно в случае замещения средств, не полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета, либо путем сокращения расходов республиканского бюджета на такую же сумму.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов республиканского бюджета. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств республиканского бюджета в пользу расходов по обслуживанию государственного долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных законом Республики Северная Осетия-Алания о республиканском бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 ноября 2019 г. N 383-р "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов"
Вступает в силу с 26 ноября 2019 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2019 г.
На официальном портале Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2020 г. N 531-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.