Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27.10.2015 N 1150-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 03.12.2019 N 826-п
Прогноз
социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов
I. Прогноз 1 социально-экономического развития Ярославской области на период 2020 и 2021 годов
II. Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на период 2022 - 2024 годов
III. Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на период 2025 - 2027 годов
1 Экспертную оценку показателей прогноза социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период представляют органы исполнительной власти Ярославской области в соответствии с компетенцией:
- органы исполнительной власти, курирующие инвестиционные проекты, - показателя пункта 6.2 подраздела 6 разделов I - III;
- департамент экономики и стратегического планирования Ярославской области - показателей подраздела 1, пунктов 4.2, 4.3 подраздела 4, пунктов 6.1, 6.3, 6.4 подраздела 6, пункта 9.3 подраздела 9, пункта 10.1 подраздела 10, подразделов 11 - 13 разделов I - III;
- департамент инвестиций и промышленности Ярославской области - показателей пункта 2.1 подраздела 2, подразделов 5, 8 разделов I - III;
- департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - показателя пункта 2.2 подраздела 2 разделов I - III;
- департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области - показателей подраздела 3, пунктов 9.1, 9.2 подраздела 9 разделов I - III;
- департамент дорожного хозяйства Ярославской области - показателя пункта 4.1 подраздела 4 разделов I - III;
- департамент строительства Ярославской области - показателей подраздела 7 разделов I - III.
2 Оценка.
3 Данные предварительные.
4 Под недвижимым имуществом следует понимать здания и сооружения.
5 С учетом единовременной денежной выплаты, произведенной в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 года N 385-ФЗ "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию", в размере 5 тыс. рублей.
IV. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов
Введение
Прогноз социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 - 2027 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с требованиями:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- постановления Правительства области от 16.05.2017 N 404-п "О порядках разработки прогнозов социально-экономического развития Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
Прогноз разработан в двух вариантах.
Первый вариант - консервативный - по данному варианту ожидается существенное замедление роста экономики региона на фоне снижения инвестиционного и потребительского спроса при растущем инфляционном давлении и снижении реальных денежных доходов населения.
Второй вариант - благоприятный - предполагает развитие российской экономики в условиях сохранения основных текущих благоприятных тенденций изменения внешних факторов. Последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила, снижение ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации обеспечат низкую зависимость курса рубля от динамики цен на нефть. В результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в прогнозном периоде ожидаются мультипликационный эффект в экономике (прирост по всем видам экономической деятельности, прирост инвестиционного спроса), замедление инфляции.
При подготовке прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, данные структурных подразделений Правительства области и органов исполнительной власти Ярославской области, а также учитывались оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций различных секторов экономики региона, а также социально-демографических процессов, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Ярославской области.
В прогнозный период будут реализовываться два этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года" (далее - Стратегия СЭР ЯО).
Исходя из основных положений Стратегии СЭР ЯО в период 2016 - 2020 годов необходимо обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста, что позволит с 2016 года превысить среднероссийский показатель прироста валового внутреннего продукта. В период 2021 - 2025 годов экономический рост области должен находиться в зоне опережающего роста относительно среднероссийских значений.
1. Валовой региональный продукт
Согласно отчетным данным преодоление кризисных явлений в экономике страны позволило валовому региональному продукту области (далее - ВРП) в 2017 году вырасти на существенную величину - 2,3 процента, составив 510,6 млрд. рублей.
Наибольший вклад в формирование ВРП был внесен организациями обрабатывающих производств (27,4 процента), оптовой и розничной торговли (15,9 процента), осуществляющими деятельность по транспортировке и хранению (12,4 процента).
Благодаря развитому промышленному потенциалу области удалось преодолеть кризисные явления быстрее, чем в целом по Российской Федерации. Несмотря на сокращение инвестиционного спроса, снижение потребительского спроса на товары и услуги (в том числе из-за эффекта от девальвации рубля), поддержку приросту ВРП оказала политика импортозамещения, в том числе расширение оборонного заказа.
Предполагается, что по итогам 2018 года экономика области показала уверенный рост, составивший, по прогнозной оценке, 2,5 процента. В текущем году прирост сохранится на уровне, близком к умеренным темпам, - 1,1 процента (замедление прироста ВРП произойдет в силу понижения темпа прироста в промышленности области).
По-прежнему наибольший вклад в прирост ВРП внесет промышленное производство.
Во-первых, данная тенденция сохранится благодаря вводу ряда новых предприятий и приросту инвестиционного спроса на промышленные изделия гражданского назначения, ориентированные на рынок Российской Федерации и ряда стран Таможенного союза.
Во-вторых, значительный вклад в рост промышленного производства внесут предприятия оборонно-промышленного комплекса, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, а также промышленные предприятия высокотехнологичных видов экономической деятельности (авиастроение и двигателестроение, энергетическое машиностроение, химическое производство).
В-третьих, отдельным существенным фактором будет выход на запланированные мощности по объему производства продукции перспективных фармацевтических предприятий области.
В итоге прирост производства в промышленности области (а также прирост, наблюдаемый сейчас в сельском хозяйстве и сфере услуг) обеспечит устойчивое развитие экономики на протяжении всего прогнозного периода до 2027 года.
В прогнозный период по благоприятному варианту предполагается плавное ускорение темпов прироста ВРП до 4,5 процента в 2027 году.
Согласно консервативному варианту прогноза ожидается сохранение положительного прироста ВРП, который будет сдерживаться менее благоприятной конъюнктурой экономической деятельности в целом по Российской Федерации. По этому варианту прирост ВРП в прогнозном периоде будет составлять не более 3,1 процента.
2. Промышленное производство
По итогам 2018 года индекс промышленного производства в Ярославской области составил 109,9 процента, что на 7 процентных пунктов выше, чем в целом по Российской Федерации. Фактором, позволившим сохранить положительную динамику промышленного производства на территории региона, являлось открытие целого ряда проектов в области промышленности.
За 2018 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг предприятиями промышленности составил 436,6 млрд. рублей, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 9,6 процента в стоимостном выражении.
Значительный рост промышленного производства в 2018 году способствовал возникновению эффекта высокой базы для 2019 года. Учитывая данное обстоятельство, а также оперативную информацию о текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятий, к концу 2019 года темпы прироста промышленного производства несколько снизятся, но сохранятся в области положительных значений.
На итоги 2019 года повлияют невысокие показатели роста экономики Российской Федерации (являющейся основным рынком для сбыта продукции промышленности области) и текущая динамика индекса промышленного производства в области. В результате совокупный прирост составит 1,3 процента.
Основной вклад в промышленное производство внесут предприятия высокотехнологичных видов промышленной деятельности (авиастроение и двигателестроение, энергетическое машиностроение, фармацевтика, химическое производство), в том числе предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа.
В настоящее время в Ярославской области на разной стадии реализации находится более 60 проектов в сфере промышленного производства, которые позволят наращивать объем промышленного производства на протяжении прогнозного периода.
В целях формирования благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности промышленного сектора экономики региона, создания высокопроизводительных рабочих мест реализуется областная целевая программа "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2017 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 17.03.2017 N 217-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2017 - 2020 годы".
В рамках реализации областной целевой программы "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2017 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 17.03.2017 N 217-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие промышленности Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2017 - 2020 годы", в 2017, 2018 годах одиннадцати субъектам деятельности в сфере промышленности предоставлены субсидии на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования по договорам лизинга в целях модернизации производства, а также на проведение такими субъектами ряда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на общую сумму 29,5 млн. рублей.
Ожидаемое постепенное улучшение экономической ситуации в стране в период до 2027 года предполагает сохранение уверенного прироста промышленного производства в Ярославской области на протяжении всего прогнозного периода.
До 2025 года в рамках реализации Стратегии СЭР ЯО продолжится положительный прирост промышленного производства, в частности за счет начала полномасштабной работы новых производств и постепенного возобновления активного спроса на продукцию большинства обрабатывающих предприятий области со стороны рынка Российской Федерации.
Согласно благоприятному варианту прогноза предполагается прирост промышленного производства на уровне 5,1 процента в 2027 году. Согласно консервативному варианту прогноза данные темпы будут несколько ниже: 3 процента в 2027 году.
3. Сельское хозяйство
В настоящее время сельское хозяйство области при благоприятных погодных условиях имеет высокие либо средние темпы роста производства, обусловленные стабильным расширением внутреннего спроса на ряд отечественной сельскохозяйственной продукции.
В 2017 году в связи со сложными погодными условиями индекс производства продукции сельского хозяйства составил 96,8 процента к уровню предыдущего года, а за 2018 год (при благоприятных погодных условиях) он вырос на 5,7 процента.
По итогам 9 месяцев текущего года имеет место положительная динамика сельскохозяйственного производства области, индекс вырос на 4,6 процента. По итогам 2019 года ожидаемый прирост производства составит 6,1 процента.
Прирост производства продукции сельского хозяйства с 2020 года по 2027 год включительно будет достигаться за счет увеличения эффективности и производительности труда в крупных хозяйствах. Для достижения данного результата запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы, внедрению в производство прогрессивных технологий в сфере сельскохозяйственной продукции, поддержки модернизации объектов агропромышленного комплекса.
Согласно благоприятному варианту прогноза развитие сельского хозяйства области будет характеризоваться стабильным ростом внутреннего спроса со стороны населения области, устойчивой тенденцией прироста производства в животноводстве и птицеводстве, достигнутой как за счет ввода новых мощностей, так и за счет прироста производства существующих сельскохозяйственных организаций благодаря мерам государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.
Согласно консервативному варианту прогноза главным негативным фактором выступают вероятные неблагоприятные погодные условия, а также возможные менее комфортные финансовые условия функционирования большинства предприятий сельского хозяйства.
Для содействия достижению устойчивого роста производства в сельском хозяйстве запланированы мероприятия по улучшению племенных качеств животных и птицы, созданию прочной кормовой базы животноводства, внедрению в производство прогрессивных технологий в сфере выпуска сельскохозяйственной продукции, поддержке модернизации объектов агропромышленного комплекса области.
Мероприятия реализуются в рамках государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.06.2014 N 592-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие сельского хозяйства в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы".
4. Транспорт и связь
Оценка протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием произведена с учетом планируемого ввода в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 25.06.2015 N 695-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области" на 2016 - 2022 годы", и региональной программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры объединенной дорожной сети Ярославской области и городской агломерации "Ярославская" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 11.04.2019 N 283-п "Об утверждении региональной программы "Комплексное развитие транспортной инфраструктуры объединенной дорожной сети Ярославской области и городской агломерации "Ярославская" на 2019 - 2024 годы", а также с учетом предоставления Ярославской области иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
По данным управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, в 2018 году автомобильный парк области сократился на 0,1 процента, или 295 автомобилей, что связано с введением в действие Правил государственной регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26.06.2018 N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России". В соответствии с указанными Правилами по инициативе регистрационного подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области регистрация транспортного средства прекращается в случае наличия сведений о смерти физического лица либо сведений о прекращении деятельности юридического лица или физического лица, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за которым зарегистрировано транспортное средство.
Дальнейшая автомобилизация региона будет проходить умеренными темпами. Согласно консервативному варианту прогноза предусматриваются более низкие темпы роста автомобилизации в большей степени ввиду удовлетворения потребностей платежеспособной части населения и организаций в транспортных средствах.
По благоприятному варианту прогноза до 2027 года прогнозируются более высокие темпы роста автомобилизации региона в связи с более высокими темпами роста доходов населения и ростом объемов автокредитования.
5. Инвестиции
По предварительной оценке, объем инвестиций в основной капитал в 2018 году по полному кругу организаций с учетом инвестиций, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами, составил 80 251,5 млн. рублей (91,5 процента к 2017 году в сопоставимых ценах).
На общую величину объема инвестиционных затрат, помимо осуществляемых находящимися на территории области хозяйствующими субъектами капитальных вложений в модернизацию, техническое перевооружение и замену устаревших объектов основных средств, существенно влияют инвестиции в создание новых производств. При формировании вариантов прогноза учитывалась целенаправленная работа Правительства области по формированию инвестиционной инфраструктуры.
С начала 2019 года в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестр инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков (21 проект на 61,9 млрд. рублей) включены два проекта с общим плановым объемом капитальных вложений 4 млрд. рублей:
- проект "Строительство объектов инженерной инфраструктуры индустриального парка "Новоселки" акционерного общества "Корпорация развития Ярославской области";
- проект "Строительство парогазовой установки - теплоэнергостанции 52 МВт в городе Тутаеве Ярославской области" акционерного общества "Тутаевская парогазовая установка".
В настоящее время в трех моногородах Ярославской области - Тутаеве, Гаврилов-Яме и Ростове - созданы территории опережающего социально-экономического развития. В реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития включены 16 предприятий. Итогом реализации инвестиционных проектов на данных предприятиях станет создание более 1 800 рабочих мест. Объем инвестиций составит более 2 млрд. рублей.
Оценка значения индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 году дана с учетом эффекта высокой базы, сложившегося в связи с переносом отчетных данных с IV квартала 2017 года на I квартал 2018 года.
Консервативный вариант прогноза сформирован на основе сложившегося понижающего тренда в последние два отчетных периода, а также возможного негативного развития тенденций в экономике. Неблагоприятные внешнеэкономические условия (снижение цен на экспортные товары, сохранение санкций) будут сдерживать общее развитие экономики страны, снижая инвестиционный спрос на оборудование и машины. Превышение уровня инфляции в прогнозном периоде над целевым для Центрального банка Российской Федерации уровнем в 104 процента может привести к повышению процентной ставки и, как следствие, повышению ставок по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций. Такое явление будет негативно сказываться на склонности предпринимателей к инвестированию в основной капитал.
Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом следующих факторов:
- эффект низкой базы, сложившийся в 2017 - 2019 годах;
- снижение инфляции до целевого уровня - не выше 104 процентов - будет способствовать снижению стоимости инвестиций в силу снижения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и ставок по кредитам коммерческих банков;
- реализация национальных проектов будет способствовать не только значительному увеличению инвестиций, но и вызовет мультипликационный эффект в экономике;
- ускорение экономического роста будет способствовать росту краткосрочных инвестиций с целью удовлетворения конъюнктурного платежеспособного спроса.
При формировании обоих вариантов прогноза на период 2025 - 2027 годов учитывались как накопленная динамика в предыдущие годы, так и эффект высокой базы от реализации национальных проектов.
6. Основные фонды
По утвержденным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, полная учетная стоимость основных фондов в Ярославской области по итогам 2018 года составляла 1 393,2 млрд. рублей. При этом степень износа основных фондов составляла 47,6 процента и снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2017 года на 1 процентный пункт. Наиболее изношены основные фонды в обрабатывающих производствах, их износ составляет 56,6 процента. Максимальная сумма ввода основных фондов была зафиксирована в виде деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - более 26 млрд. рублей, что в большей степени обусловлено вводом теплоэнергоцентрали общества с ограниченной ответственностью "Хуадянь-Тенинская ТЭЦ".
В прогнозном периоде по благоприятному варианту ожидается увеличение ввода основных фондов практически по всем видам деятельности в результате реализации национальных проектов, направленных на решение задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также с учетом строительства объектов, включенных в адресную инвестиционную программу Ярославской области.
По консервативному варианту прогноза предполагается замедление обновления основных фондов: снижение ввода и сокращение ликвидации, что в основном связано с более медленным темпом роста прибыли прибыльных предприятий и организаций, индекса промышленного производства, торговли и сельского хозяйства, относительно благоприятного варианта.
7. Строительство
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в январе - сентябре 2019 года составил 22 875,2 млн. рублей, или 57,1 процента в сопоставимых ценах к январю - сентябрю 2018 года. Прогноз показателя на 2020 - 2024 годы произведен на основе анализа статистических данных прошлых периодов и тенденций развития экономики, а также с учетом эффекта высокой базы в начале 2018 года, вызванного переносом отчетных данных с IV квартала 2017 года на I квартал 2018 года, и ожидаемых невысоких результатов 2019 года.
В настоящее время основными проблемами в строительстве остаются сокращение денежных доходов населения, формирующего спрос на строительные услуги, высокая стоимость строительных материалов, конструкций и изделий, высокий уровень налогообложения, переход на новую нормативную базу в строительстве.
В период продолжительного спада большинство строительных организаций не обновляло собственных основных фондов и закупок строительных машин и механизмов по лизингу. В первой половине года произошла череда процедур банкротства подрядных организаций.
Высокие значения темпа роста выполненных работ по виду деятельности "Строительство" по благоприятному варианту прогноза сформированы с учетом значительного эффекта низкой базы, который возникнет в 2019 году при сочетании двух факторов: переноса части отчетных данных в предыдущие периоды и снижения инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Строительство" в отчетные периоды. С другой стороны, необходимо учитывать положительный эффект, который окажет достижение высоких плановых значений по жилищному строительству на деятельность организаций-подрядчиков.
По итогам 2018 года на территории Ярославской области введено в эксплуатацию 767,5 тыс. квадратных метров жилья, в том числе:
- ввод индивидуальных жилых домов составил 401,8 тыс. квадратных метров;
- ввод многоквартирных жилых домов составил 365,7 тыс. квадратных метров.
Плановый показатель ввода жилья в 2018 году, установленный для Ярославской области, выполнен на 111 процентов. По отношению к уровню 2017 года рост объемов построенного жилья составил около 102 процентов.
Удельный вес жилых домов, построенных населением, в общем количестве введенного в эксплуатацию жилья в 2018 году составил 52 процента, многоквартирных жилых домов - 48 процентов.
Ввод жилой площади на одного жителя в среднем по области в 2018 году составил 0,608 квадратного метра.
Стратегическими направлениями в жилищном строительстве на ближайшие годы являются в том числе:
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
- увеличение ввода стандартного жилья и малоэтажного жилья;
- градостроительное регулирование развития территорий.
Ожидаемый рост многоквартирного жилищного строительства в 2019 году связан с запланированным вводом в эксплуатацию в IV квартале текущего года жилых комплексов в Кировском и Красноперекопском районах г. Ярославля общей площадью 60 тыс. квадратных метров, а также с вводом в эксплуатацию проблемных жилых домов общей площадью 53 тыс. квадратных метров.
Благоприятный вариант прогноза сформирован с учетом плановых показателей ввода жилья, установленных для Ярославской области. Факторами, способствующими росту ввода жилья в прогнозном периоде, будут реализация региональных проектов, а также снижение инфляции, снижение учетной ставки Центрального банка Российской Федерации и снижение кредитных ставок банков.
Консервативный вариант прогноза составлен с учетом снижения реальных доходов населения, а также того, что на 2019 год придется весь эффект от упрощенного оформления объектов недвижимости. Декларирование ранее построенного жилья гражданами в 2019 году создаст эффект высокой базы для прогнозных значений ввода жилья населением за счет собственных средств в прогнозном периоде.
Факторами, существенно влияющими на развитие жилищного строительства в регионе, являются:
- реализация воздействующих на спрос жилищных программ с привлечением ресурсов федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;
- развитие в регионе промышленности строительных материалов;
- наличие сформированной системы градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки и проекты планировки отдельных территорий;
- планомерное обеспечение площадок под жилищное строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Для выполнения целевых показателей и решения стратегических задач по развитию жилищного строительства в регионе разработан комплекс мер, реализуемых в рамках государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2014 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.05.2014 N 515-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области" на 2014 - 2021 годы", а также в рамках региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26.01.2011 N 9-п "Об утверждении региональной программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области" на 2011 - 2021 годы", включающей в себя комплекс задач и мероприятий, являющихся отдельными механизмами реализации общей политики стимулирования жилищного строительства, вектор которой задан на федеральном уровне.
8. Малое и среднее предпринимательство
Развитие малого и среднего предпринимательства в Ярославской области осуществляется в рамках государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 27.03.2014 N 257-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы", и областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области" на 2019 - 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 04.02.2019 N 54-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области" на 2019 - 2021 годы".
Одной из основных целей государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 27.03.2014 N 257-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области" на 2014 - 2020 годы", является формирование благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, способствующих увеличению вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ярославской области.
Основные задачи государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства заключаются в формировании благоприятного предпринимательского климата, устранении нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, расширении доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам, системном развитии инфраструктуры для предоставления малым и средним предприятиям комплексной финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки.
Ключевыми проблемами, которые препятствуют развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, являются:
- высокая налоговая нагрузка;
- дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда;
- недостаток собственных финансовых ресурсов для ведения предпринимательской деятельности и развития бизнеса;
- низкая доступность заемных средств;
- административное давление на предпринимателей со стороны контрольно-надзорных органов и органов государственной власти разных уровней;
- низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных, технологий;
- недостаточный уровень внутреннего спроса на производственную продукцию малых предприятий, слабое продвижение такой продукции на внутренний, межрегиональный и международный рынки;
- недостаточное развитие кооперационных связей субъектов малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом;
- низкий уровень участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации государственного и муниципального заказа;
- высокие тарифы на энергетические ресурсы.
Также негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в прогнозном периоде может оказать изменение федерального законодательства, направленное на увеличение налоговой нагрузки.
Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и обуславливают друг друга, поэтому для их решения необходим комплексный подход как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества. Инструментом такого подхода является национальный проект, включающий в себя следующие федеральные проекты:
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию;
- акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;
- популяризация предпринимательства.
Региональная составляющая национального проекта отвечает ключевым задачам по обеспечению достижения показателя увеличения численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства, показателя увеличения средней продолжительности жизни предприятий малого и среднего бизнеса с 5 лет в настоящее время до 6 - 7 лет в 2024 году. Также необходимо вовлекать в предпринимательскую деятельность как можно большее количество граждан с соответствующими компетенциями.
Именно такой подход к развитию сектора малого и среднего предпринимательства, с одной стороны комплексный, а с другой - клиентоориентированный, позволит обеспечить благоприятные условия для развития сферы малого бизнеса.
9. Рынок товаров и услуг
В 2018 году оборот розничной торговли области составил 235 688,6 млн. рублей и вырос по сравнению с 2017 годом на 2,7 процента в сопоставимых ценах. Обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов в среднем по области в 2018 году составила 1 298 квадратных метров на 1 тыс. жителей, что в 2,3 раза выше минимального нормативного стандарта и на 2,7 процента превышает значение 2017 года. Во всех городских округах и муниципальных районах области фактическая обеспеченность стационарных торговых объектов торговыми площадями превышает минимальный нормативный стандарт.
В 2019 году ожидается замедление роста розничного товарооборота до 100,8 процента, которое связано с такими факторами, как адаптация населения к повышению налога на добавленную стоимость с 01 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", замедление роста заработных плат и потребительского кредитования, отрицательная динамика реальных располагаемых доходов населения.
В прогнозном периоде по благоприятному варианту по мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы населения ожидается восстановление потребительской активности и постепенное наращивание платежеспособного спроса населения. Консервативный вариант прогноза учитывает высокие темпы инфляции, а также замедление роста заработной платы и реальных располагаемых доходов населения.
Аналогичная тенденция будет прослеживаться в развитии рынков общественного питания, а также платных услуг населению в прогнозном периоде до 2027 года.
10. Индексы потребительских цен
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги по итогам 2018 года составил 105,1 процента относительно декабря предыдущего года (по Российской Федерации - 104,3 процента), в том числе на продовольственные товары - 105,6 процента (по Российской Федерации - 104,7 процента), на непродовольственные товары - 105,4 процента (по Российской Федерации - 104,1 процента), на платные услуги - 104,1 процента (по Российской Федерации - 103,9 процента). Во многом это было обусловлено всплеском инфляционных ожиданий населения в связи с ростом с 01 января 2019 года ставки налога на добавленную стоимость.
В октябре текущего года по отношению к декабрю 2018 года индекс потребительских цен составил 103,1 процента, что выше значения 2018 года (103,3 процента в октябре 2018 года к декабрю 2017 года). По итогам года инфляция ожидается в размере 104,5 процента к декабрю 2018 года.
Существенное снижение инфляционного давления будет отмечаться в течение всего прогнозного периода и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза. Данная тенденция аналогична среднероссийскому тренду снижения инфляции на среднесрочный период до 2024 года и предполагает стремление Центрального банка Российской Федерации к сохранению инфляции на уровне 4 процентов. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий также снизит инфляционные ожидания в среднесрочной перспективе.
Вместе с тем большая инфляция по консервативному варианту прогноза обусловлена колебаниями валютных курсов, ожидаемыми при изменении ситуации на товарно-сырьевых рынках и ситуации с санкциями. Снижение курса рубля, в свою очередь, подтолкнет рост цен, в частности на импортные товары. Поскольку консервативный вариант прогноза предполагает неблагоприятные погодные условия, свой вклад в инфляционную составляющую внесет и рост цен на сельскохозяйственную продукцию.
Благоприятный вариант прогноза предполагает незначительное повышение цен, вызванное улучшением качества продукции, а также изменением общественных потребностей.
11. Финансовые результаты деятельности организаций
По итогам разработки годовой бухгалтерской отчетности организаций области (без учета филиалов, бюджетных организаций, страховых компаний и банков) за 2018 год прибыль прибыльных организаций составила 49 182,3 млн. рублей.
С убытками общим объемом 31 385 млн. рублей завершили 2018 год 35,1 процента организаций области. Около половины суммы убытков (48,6 процента) приходится на две организации, осуществляющие финансовую деятельность по вложениям в ценные бумаги. Это организации в сфере финансовой деятельности и деятельности по операциям с недвижимостью (9 825,4 и 2 569,7 млн. рублей соответственно). Значительные убытки сложились также в организациях, осуществляющих деятельность по обеспечению электрической энергией, газом и паром (5 040,9 млн. рублей).
По благоприятному варианту прогноза предполагается увеличение полученной прибыли и поступательного снижения убытков, что в большей степени обусловлено увеличением предпринимательской активности, стабилизацией инфляции, реализацией инвестиционных проектов и ростом платежеспособного потребительского спроса.
По консервативному варианту ожидается, что прибыль будет расти более медленными темпами и в больше степени за счет более высокой инфляции. Экономическая нестабильность, выраженная в предполагаемой волатильности курса рубля, может отразиться на увеличении убытков организаций.
12. Денежные доходы населения
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций области в 2018 году составила 33 473,7 рубля, темп роста по отношению к 2017 году составил 109 процентов, реальная заработная плата выросла на 5,9 процента.
Ожидается, что по итогам 2019 года среднемесячная начисленная заработная плата работников в области составит 35 623,6 рубля, что на 6,4 процента выше значений 2018 года. Вместе с тем, на фоне высоких прогнозных значений инфляции на 2019 год ожидается сохранение реальной заработной платы на уровне 2018 года.
В прогнозном периоде 2020 - 2027 годов ожидается рост номинальной начисленной заработной платы в диапазоне 104,5 - 107,8 процента в год в зависимости от варианта прогноза.
В 2018 году по предварительным данным номинальные среднедушевые денежные доходы снизились на 1,4 процента, а по итогам 2019 года ожидается рост денежных доходов на 1,9 процента. Несмотря на это в условиях высокого оценочного значения инфляции в 2019 году, реальные располагаемые доходы населения по итогам текущего года составят 95,8 процента.
В прогнозном периоде в связи с замедлением темпов инфляции, а также на фоне стабилизации ситуации с номинальными денежными доходами населения ожидается постепенный переход со снижения на рост реальных располагаемых доходов.
13. Демография, труд и занятость
Динамика развития демографических процессов прошлых десятилетий обусловила тот факт, что в текущем прогнозном периоде и как минимум до конца следующего десятилетия в Ярославской области будет продолжаться процесс снижения численности населения.
Однако за прогнозируемый период механически возрастет (благодаря повышению пенсионного возраста) население области, находящееся в трудоспособном возрасте. В результате развития этой тенденции возобновится прирост занятости по экономике в целом, а также число лиц, работающих в организациях.
В связи с относительно высокими темпами экономического роста, которые будут сохраняться в области до конца прогнозного периода, снижение занятости на крупных и средних предприятиях прекратится, и занятость даже возрастет в связи с сохранением части квалифицированных кадров ввиду повышения пенсионного возраста.
В прогнозном периоде прирост экономики области будет одновременно происходить как за счет повышения эффективности производства по всем основным видам экономической деятельности и роста производительности труда в экономике, так и за счет увеличения занятости населения.
Среднесписочная численность работников организаций области по благоприятному варианту прогноза в 2027 году поднимется до уровня 423,6 тыс. человек, по консервативному варианту прогноза - до 410,1 тыс. человек.
Вместе с тем, общая численность лиц, занятых в экономике области, к 2027 году составит 636,7 тыс. человек по благоприятному варианту прогноза и 610,4 тыс. человек - по консервативному.
В Ярославской области до 2016 года наблюдался стабильный миграционный прирост населения, который практически компенсировал сохраняющуюся высокую естественную убыль населения.
В 2017, 2018 годах произошло изменение тенденции, выразившееся в стабильном снижении показателей миграционного прироста, который в 2017 году сократился до минимального уровня. В итоге естественная убыль населения за этот год не была покрыта миграцией, и средняя численность населения снизилась до 1 268,2 тыс. человек.
В 2018 году в связи с существенным сокращением притока мигрантов и ускорившимся процессом снижения рождаемости население области уменьшилось, составив в среднем за год 1 262,6 тыс. человек.
В прогнозном периоде и по консервативному, и по благоприятному вариантам прогноза сохранится тенденция к отрицательной динамике численности населения. Данный процесс будет обусловлен двумя основными факторами:
- влиянием демографических показателей предыдущих десятилетий (постепенное снижения общего количества женщин детородного возраста, что в дальнейшем обусловит снижение общего числа рождений);
- недостаточным притоком мигрантов из-за пределов области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ярославской области от 3 декабря 2019 г. N 826-п "О внесении изменения в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.