Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Главного контрольного
управления города Москвы
от 14 февраля 2019 г. N 8
Методические рекомендации
по созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2. Термины, используемые в настоящих методических рекомендациях:
"акт об антимонопольном комплаенсе" - положение о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы, принятое на основании Типового положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы, утвержденного приказом Главного контрольного управления города Москвы от "14" февраля 2019 г. N 9;
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в органе исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
"координирующий орган" - функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы по созданию антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) органа исполнительной власти" - создаваемое (назначаемое) в каждом органе исполнительной власти города Москвы структурное подразделение (должностное лицо), обеспечивающее непосредственную организацию и функционирование антимонопольного комплаенса;
"уполномоченный орган" функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции по содействию развитию конкуренции в городе Москве.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности органов исполнительной власти города Москвы требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органов исполнительной власти города Москвы.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности органов исполнительной власти города Москвы требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в органах исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса.
2.3. При организации антимонопольного комплаенса органы исполнительной власти города Москвы руководствуются следующими принципами:
а) заинтересованность руководства органа исполнительной власти города Москвы в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти города Москвы;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти города Москвы;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Организация антимонопольного комплаенса
3.1. Общий контроль и координацию создания и организации антимонопольного комплаенса органами исполнительной власти города Москвы осуществляют уполномоченный и координирующий органы.
3.2. Контроль за организацией и функционированием в органе исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем органа исполнительной власти, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) в пределах компетенции применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими органа исполнительной власти города Москвы акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает карту рисков нарушения антимонопольного законодательства органа исполнительной власти города Москвы;
е) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
ж) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
з) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
3.3. В целях непосредственной организации и обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти города Москвы определяется уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо), состав которого определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью, характером деятельности органа исполнительной власти города Москвы.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо):
а) подотчетно непосредственно руководителю органа исполнительной власти города Москвы;
б) действует на принципе достаточности полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения возложенных задач.
3.4. К компетенции уполномоченного структурного подразделения (должностного лица) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление руководителю органа исполнительной власти города Москвы акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в данный акт), а также документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти города Москвы;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) подготовка и представление для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы карты рисков нарушения антимонопольного законодательства;
г) определение и представление для утверждения руководителю органа исполнительной власти города Москвы ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
д) ежегодная оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
е) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений органа исполнительной власти города Москвы, разработка предложений по их исключению:
ж) консультирование должностных лиц органа исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
з) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями органа исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
и) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
к) информирование руководителя органа исполнительной власти города Москвы о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
л) разработка и внесение на утверждение руководителю органа исполнительной власти города Москвы плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
м) подготовка для подписания руководителем органа исполнительной власти города Москвы и утверждения коллегиальным органом доклада об антимонопольном комплаенсе;
н) организация совместно со структурным подразделением органа исполнительной власти города Москвы, курирующим вопросы государственной службы и кадров, систематического обучения должностных лиц органа исполнительной власти города Москвы требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
3.5. В каждом органе исполнительной власти города Москвы должен быть принят правовой акт об антимонопольном комплаенсе, содержащий:
а) сведения об уполномоченном структурном подразделении (должностном лице) органа исполнительной власти;
б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении органом исполнительной власти города Москвы своей деятельности;
в) порядок ознакомления сотрудников органа исполнительной власти города Москвы с актом об организации антимонопольного комплаенса;
г) меры, направленные на осуществление контроля за функционированием антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти города Москвы;
д) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в органе исполнительной власти города Москвы.
3.6. Акт об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.7. Функции коллегиального органа выполняет Экспертный совет при Штабе по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве.
3.8. К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
IV. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы совместно с правовым (юридическим) управлением (отделом) органа ежегодно в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, проводятся:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти города Москвы за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ правовых актов органа исполнительной власти города Москвы;
в) анализ проектов правовых актов органа исполнительной власти города Москвы;
г) мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. При проведении мероприятий, предусмотренных пунктом 4.1 настоящих методических рекомендаций, уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) осуществляет сбор сведений в структурных подразделениях органа исполнительной власти города Москвы и в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает:
а) аналитическую справку, содержащую результаты проведенного анализа;
б) проект карты рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями, установленными разделом V настоящих методических рекомендаций;
в) проект плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями, установленными разделом VI настоящих методических рекомендаций;
г) проект ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса, разработанных в соответствии с разделом VII настоящих методических рекомендаций;
д) проект доклада об антимонопольном комплаенсе в соответствии с требованиями, установленными разделом IX настоящих методических рекомендаций.
4.3. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти города Москвы за предыдущий год реализуются следующие мероприятия:
а) сбор в структурных подразделениях органа исполнительной власти города Москвы сведений о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства и результатах рассмотрения материалов, содержащих информацию об указанных нарушениях;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в органе исполнительной власти города Москвы, который содержит классифицированные по сферам деятельности сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения), позицию уполномоченного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, сведения о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
4.4. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы анализа правовых актов органа исполнительной власти города Москвы реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исчерпывающего перечня правовых актов органа исполнительной власти города Москвы (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (в срок не позднее мая отчетного года);
б) размещение на официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
г) представление руководителю органа исполнительной власти города Москвы сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты органа исполнительной власти города Москвы (в срок не позднее сентября отчетного года).
4.5. При проведении уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы анализа проектов правовых актов органа исполнительной власти города Москвы реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту правового акта.
4.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в структурных подразделениях органа исполнительной власти города Москвы;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в органе исполнительной власти города Москвы.
4.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы должна проводиться оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа исполнительной власти города Москвы;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
4.8. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям.
4.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
4.10. Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства отражаются уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы в карте рисков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с разделом V настоящих методических рекомендаций в порядке убывания уровня рисков.
4.11. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства и присвоение каждому риску соответствующего уровня риска осуществляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы по результатам оценки таких рисков, включающей следующие этапы: идентификация, анализ, сравнительная оценка рисков.
4.12. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В карту рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
5.2. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы и размещается на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 1 апреля отчетного года.
VI. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
6.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) органа исполнительной власти города Москвы ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме согласно приложению 3 к настоящим методическим рекомендациям, подлежащая пересмотру при внесении изменений в карту рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.2. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должен содержать в разрезе каждого риска (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства) конкретные мероприятия, необходимые для устранения выявленных рисков.
В плане мероприятий ("дорожной карте") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименование мероприятий по минимизации и устранению рисков (согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства);
- описание конкретных действий, направленных на минимизацию и устранение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- ответственное должностное лицо (структурное подразделение);
- показатели выполнения мероприятия;
- срок исполнения мероприятия и представления отчета о достигнутых результатах руководителю органа исполнительной власти города Москвы.
6.3. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем органа исполнительной власти города Москвы.
6.4. Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) органа исполнительной власти города Москвы на постоянной основе осуществляет мониторинг выполнения мероприятий плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.5. Информация об исполнении плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Ключевые показатели и оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства, которые могут быть выражены как в абсолютных (единицы, штуки), так и в относительных (проценты, коэффициенты) значениях.
7.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса согласно приложению 4 к настоящим методическим рекомендациям и утверждаются правовым актом органа исполнительной власти города Москвы ежегодно. Ключевые показатели должны быть определены как для органа исполнительной власти города Москвы в целом, так и для уполномоченного структурного подразделения (должностного лица).
7.3. Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) органа исполнительной власти города Москвы ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7.4. Оценка эффективности организации и функционирования в органах исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе, согласованный с правовым (юридическим) управлением (отделом) органа, представляется уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) на подпись руководителю органа исполнительной власти города Москвы в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) обеспечивает подписание проекта доклада руководителем органа исполнительной власти города Москвы в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Подписанный доклад в течение семи дней с момента его подписания представляется в коллегиальный орган в порядке, установленном правовым актом координирующего органа.
8.2. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте органа исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения коллегиальным органом.
IX. Ознакомление должностных лиц органа исполнительной власти города Москвы с антимонопольным комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
9.1. При поступлении на государственную гражданскую службу города Москвы, а также при приеме на работу в орган исполнительной власти города Москвы на должность, не относящуюся к государственной службе, уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) органа исполнительной власти совместно со структурным подразделением, курирующим вопросы государственной службы и кадров, обеспечивают ознакомление гражданина Российской Федерации с настоящими методическими рекомендациями, правовым актом органа исполнительной власти города Москвы об антимонопольном комплаенсе.
9.2. Уполномоченное структурное подразделение (должностное лицо) органа исполнительной власти города Москвы совместно со структурным подразделением, курирующим вопросы государственной службы и кадров, организуют систематическое обучение сотрудников органов исполнительной власти города Москвы требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- иные обучающие мероприятия.
9.3. Вводный (первичный) инструктаж проводится при приеме на работу в орган исполнительной власти города Москвы, в частности, при переводе на другую должность, если она предполагает другие служебные (трудовые) функции.
9.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящих методических рекомендаций, правового акта органа исполнительной власти города Москвы об антимонопольном комплаенсе, при выявлении признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти.
9.5. Информация о проведении ознакомления сотрудников органа исполнительной власти города Москвы с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
X. Ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса
10. Сотрудники органа исполнительной власти города Москвы несут дисциплинарную ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.