Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Алтайского краевого
Совета народных депутатов
от 4 марта 2005 г. N 84
Отчет
о работе постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов
по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности
за 2004 год
В 2004 году комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности в своей деятельности основными задачами ставил дальнейшее совершенствование процесса законотворчества, контроля за исполнением нормативных правовых актов Алтайского края в сфере реализации программ социально-экономического развития края, практической поддержки реального сектора экономики края.
Основными направлениями работы комитета являются вопросы правового регулирования:
1) экономической политики, промышленности, строительства, жилищных отношений;
2) предпринимательства, торгового и бытового обслуживания населения, внешнеэкономических связей;
3) приватизации государственной собственности, управления и распоряжения объектами права собственности Алтайского края, арендных отношений;
4) энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, газификации края, тарифной политики.
В составе комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности, сформированного в апреле 2004 года, работают 14 депутатов.
Реализуя План правотворческой деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов, комитет провел в 2004 году 10 заседаний, из них 2 выездных, на которых обсуждено 72 правовых акта, в том числе 34 закона Алтайского края.
Законодательное обеспечение экономической политики в Алтайском крае было нацелено на создание предпосылок для завершения структурной перестройки основных отраслей народного хозяйства края и их устойчивого развития.
Промышленность является одной из ведущих отраслей экономики Алтайского края: на ее долю приходится более 20 процентов занятых в народном хозяйстве края, более 20 процентов валового регионального продукта и почти половина всех налоговых отчислений в консолидированный бюджет края.
В крае действуют около 2,5 тысяч промышленных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе, из них около 400 - крупных и средних предприятий, на долю которых приходится около 80 процентов всего объема промышленного производства.
По итогам прошедшего года объем промышленной продукции в фактических ценах составил 78,4 миллиарда рублей, индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года составил 103,2 процента.
Развитие промышленности к началу 2004 года характеризовалось противоречивыми тенденциями. С одной стороны, имел место более высокий прирост объема промышленной продукции, с другой, - финансовое положение промышленных предприятий ухудшилось, произошло сокращение численности промышленно-производственного персонала (на 5,7 процента), что сказалось на падении уровня занятости в целом по Алтайскому краю.
Несмотря на сокращение числа убыточных предприятий, а также просроченной задолженности, сальдированный финансовый результат в целом по промышленности сложился отрицательным.
Динамика индекса промышленного производства в 2004 году
(нарастающим итогом; в процентах к соответствующему периоду прошлого года)
Развитие промышленности Алтайского края встречает ряд ограничений, среди которых высокий износ основных фондов, низкие технологические возможности ряда предприятий, обусловленные устаревшим оборудованием, усиление конкуренции на традиционных рынках сбыта продукции промышленных предприятий края.
На реальную поддержку промышленных предприятий ориентирован закон Алтайского края "Об установлении стоимости земельных участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
В соответствии с данным Законом стоимость находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, продаваемых в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена с 1 января 2005 года за земельные участки, расположенные в черте городов Алтайского края: Алейска, Барнаула, Бийска, Заринска, Змеиногорска, Камня-на-Оби, Новоалтайска, Рубцовска, Славгорода, Яровое - в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, за земельные участки других городских и сельских поселений, а также за пределами черты поселений - в размере восьмикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Принятие данного Закона позволяет крупным и средним промышленным предприятиям приступить к реальному выкупу земельных участков, исключив необходимость одновременного изъятия оборотных средств и ухудшения их финансового состояния. Продажа земельных участков станет дополнительным источником доходов бюджетов всех уровней.
Снижение выкупной стоимости земельных участков также позволит повысить инвестиционный рейтинг Алтайского края и будет способствовать привлечению российского и иностранного капитала в экономику края.
Для промышленности края обновление основных производственных фондов, ориентированных на применение инновационных технологий и переход к современному технологическому укладу, является крайне актуальной задачей.
Обеспечение конкурентоспособности экономики посредством проведения инновационной политики наталкивается на ряд серьезных ограничений, среди которых высокая стоимость заемных и привлеченных средств при незначительном финансировании со стороны краевого бюджета.
В целях максимально возможного увеличения количества инновационно активных предприятий по инициативе комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности были внесены изменения в закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае".
Внесение изменений в данный Закон обусловлено необходимостью создания более благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Алтайского края и обеспечения на основе технического и технологического перевооружения предприятий роста производственных мощностей и увеличения поступлений доходов в бюджеты всех уровней.
В 2003 году стоимость основных фондов в народном хозяйстве края составила 153,3 миллиарда рублей, в том числе в промышленности - 56,2 миллиарда рублей.
При общем объеме инвестиций производственного назначения в основной капитал в 2003 году 8,6 миллиарда рублей и в 2004 году 8,8 миллиарда рублей коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов) составил в 2003-2004 годах всего 3,9 процента.
Такие низкие темпы обновления основных фондов и внедрения современных технологий в условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию заранее делают предприятия Алтайского края неконкурентоспособными.
В 2004 году инвестиции в основной капитал составили 16 миллиардов 200 миллионов рублей, в том числе в машины и оборудование около 4 миллиардов рублей, индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 2004 год по сравнению с 2003 годом составил 105,4 процента. Объем инвестиций в основной капитал в Алтайском крае значительно ниже, чем в других субъектах Сибирского федерального округа (Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, Красноярского края).#
В соответствии с законом Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" в качестве одной из мер поддержки инвестиционной деятельности было предусмотрено предоставление льготы по налогам и сборам в виде снижения ставки налога на прибыль с 17,5 процента до 13,5 процента по прибыли, полученной от деятельности на вновь созданном производстве на период фактической его окупаемости, но не свыше трех лет.
По данным Государственной налоговой инспекции по Алтайскому краю, указанной льготой предприятия края практически не пользовались: в 2003 году сумма предоставленных налоговых льгот составила всего 365 тысяч рублей.
Вместе с тем в соответствии со статьей 372 главы 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Льготы по налогу на имущество организаций предусмотрены законодательством об инвестиционной деятельности подавляющего числа субъектов Российской Федерации.
Внесенными изменениями установлено в качестве одной из мер стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае предоставление из краевого бюджета субсидии для компенсации затрат организациям всех форм собственности в отношении имущества, созданного или приобретенного для технологических нужд, участвующего в производственном процессе в рамках инвестиционного проекта и не входившего в состав налогооблагаемого имущества до начала реализации инвестиционного проекта.
По данным Союза промышленников Алтайского края, 38 крупнейших промышленных предприятий края в 2004 году инвестировали в основной капитал более 800 миллионов рублей.
При сохранении и даже росте инвестиций сумма льгот по налогу на имущество на вновь введенное технологическое оборудование при условии его полного включения в состав зарегистрированных краевой инвестиционной комиссией краевого реестра инвестиционных проектов не превысит 20 миллионов рублей. Однако это позволит после окупаемости инвестиционных проектов получить значительную сумму доходов в краевой бюджет в виде налоговых платежей.
Например, в соответствии с бизнес-планом ОАО "Кучуксульфат" по реконструкции отделения выпаривания сульфата натрия с увеличением мощности на 80 тысяч тонн (срок окупаемости проекта - 12 месяцев) при объеме капитальных вложений в 2004 году в сумме 53,7 миллиона рублей позволит в 2005 году увеличить платежи в бюджеты всех уровней и отчисления на социальные нужды на 20 миллионов рублей, чистая прибыль в третий год реализации проекта составит 20,7 миллиона рублей, ко второму году реализации проекта будет создано 25 новых рабочих мест.
Бизнес-план ООО "Рики" по расширению, реконструкции и техническому перевооружению действующего предприятия при инвестициях в оборудование в сумме 80 миллионов рублей и сроке окупаемости проекта 36 месяцев позволит обеспечить объем платежей в бюджеты во втором и последующих годах свыше 45 миллионов рублей и создать 210 новых рабочих мест.
Стимулирующую роль в привлечении инвестиций в форме лизинга для промышленных предприятий должны сыграть изменения в закон Алтайского края "О поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена ошибка. Следует читать: "закон Алтайского края "О поддержке лизинговой деятельности в промышленности и агропромышленном комплексе Алтайского края"
По предложению комитета действие закона было распространено на предприятия по переработке сельхозпродукции и промышленность края. Лизинг продукции производственно-технического назначения позволит предприятиям получить на условиях рассрочки оплаты в пользование, а затем и в собственность современное оборудование, необходимое для модернизации основных фондов.
В работе комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности уделяется огромное внимание развитию предпринимательской инициативы в крае. Учитывая исторически сложившееся положение региона, отсутствие мощных сырьевых ресурсов и энергодобывающих производств, край в большей степени должен рассчитывать на сохраненный промышленный потенциал, аграрный сектор, перерабатывающие производства, систему услуг во всех сферах хозяйственной деятельности. Сегодня этому способствуют предпринимательские структуры.
Депутаты комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности активно взаимодействуют с предпринимательскими объединениями по проблемам развития производственного сектора и сферы услуг, в которых занято более третьей части работающих в крае.
Особую роль в развитии предпринимательства занимает сектор малого бизнеса. В 2004 году предприятиями малого бизнеса собственными силами произведено товаров и услуг на сумму более 20 миллиардов рублей.
В ходе принятия закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год" депутаты комитета настояли на выделении 20 миллионов рублей на поддержку малого бизнеса в форме субсидирования части банковской процентной ставки.
Также в краевом бюджете заложены средства в сумме 1,035 миллиона рублей на финансирование мероприятий в сфере малого предпринимательства.
В связи с тем, что в последнее время дальнейшее развитие сферы предпринимательства сталкивается с рядом серьезных проблем, наметилась тенденция сокращения его производственного сектора, в августе 2004 года постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов утверждена комиссия Алтайского краевого Совета народных депутатов по предпринимательству.
В настоящее время депутаты активно работают в составе рабочей группы по разработке и продвижению Программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Алтайском крае на 2005-2007 годы.
Кроме того, с участием депутатов в тесном контакте с Алтайским Союзом предпринимателей проводится ряд мероприятий по созданию организационных структур в сфере малого бизнеса, особенно в сельской местности.
Проблемы занятости, повышения уровня доходов населения, наполняемости бюджетов всех уровней, формирование "среднего" класса собственников считаются приоритетными в комитете.
Одной из стратегических задач развития строительства в Алтайском крае остается создание условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство, повышение доступности жилья для населения с использованием рыночных механизмов.
Комитет по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности в декабре 2004 года провел выездное заседание на базе ОАО "Стройгаз". В заседании комитета приняли участие глава и заместители главы администрации Алтайского края, руководители структурных подразделений администрации Алтайского края и администрации города Барнаула, руководители строительных организаций, финансовых и банковских структур. На заседании были рассмотрены вопросы привлечения инвестиций в жилищное строительство в условиях значительного сокращения доли государственных средств на эти цели, упрощения процедуры оформления разрешительных документов на строительство жилья, внедрения современных технологий в строительном комплексе края.
Алтайский краевой Совет народных депутатов постоянно контролировал работу по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. По инициативе комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательства# и собственности было принято постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов "Об обращении Алтайского краевого Совета народных депутатов к главе администрации Алтайского края Евдокимову М.С. "О подготовке жилищно-коммунального хозяйства края к отопительному сезону 2004-2005 годов", трижды на сессиях Алтайского краевого Совета народных депутатов рассмотрена информация о ходе выполнения этого постановления. Проведено выездное заседание в городе Рубцовске по изучению проблем подготовки энергетического и коммунального хозяйства города к работе в зимних условиях, выработан ряд предложений по улучшению ситуации.
Законодательное обеспечение региональной экономической политики неразрывно связано с совершенствованием бюджетно-налоговой политики, направленной на повышение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы края, повышение эффективности расходов консолидированного бюджета края.
Комитет значительное внимание уделил подготовке и принятию главного финансового документа края - закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год". Депутаты комитета приняли самое активное участие в заседаниях рабочей группы по рассмотрению методики формирования краевого бюджета на 2005 год, внесли конкретные предложения по формированию доходной части бюджета.
Целенаправленная работа депутатов комитета при формировании краевого бюджета на 2005 год дала возможность определить в законе Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год" средства на поддержку реального сектора экономики края в сумме 729,9 миллиона рублей, в том числе:
на субсидирование части банковской процентной ставки - 200 миллионов рублей;
на субсидирование налога на имущество промышленным предприятиям - 20 миллионов рублей;
на лизинг промышленного оборудования - 50 миллионов рублей.
Активная работа велась депутатами комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности при разработке проекта постановления "О распределении средств краевого бюджета, предусмотренных адресной инвестиционной программой на 2005 год, по объектам и направлениям социального развития".
Несмотря на крайний дефицит средств, заложенных в адресной инвестиционной программе на 2005 год, удалось сохранить ее социальную направленность. Программой предусмотрено выделение 10 миллионов рублей - на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", 10 миллионов рублей - на увеличение уставного капитала ОАО "Краевое агентство по ипотечному жилищному кредитованию", 7 миллионов рублей - на подпрограмму "Об улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае на 2001-2005 годы".
Впервые в адресной инвестиционной программе предусмотрено выделение 5 миллионов рублей на капитальный ремонт общежитий, переданных в муниципальную собственность.
Одним из источников пополнения доходной части бюджета является эффективное использование государственной собственности Алтайского края. Алтайский краевой Совет народных депутатов предпринял реальные шаги по усилению контроля за эффективным управлением и распоряжением государственной собственностью.
Комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности постоянно уделяет внимание вопросам повышения эффективности управления и распоряжения объектами государственной собственности Алтайского края.
В этих целях по инициативе комитета Алтайским краевым Советом народных депутатов был принят закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О порядке управления объектами права собственности Алтайского края".
Необходимость внесения изменений в данный Закон была вызвана тем, что действующие нормы указанного Закона, регламентирующие разграничение функций государственных органов по осуществлению управления объектами права собственности Алтайского края, порядок и условия представления интересов Алтайского края в органах управления хозяйственных обществ (товариществ), акции или доли которых находятся в собственности Алтайского края, не в полной мере отражают интересы края при осуществлении управления и распоряжения объектами права собственности.
В принятом Законе расширена компетенция краевого Совета народных депутатов. Так, к полномочиям Алтайского краевого Совета народных депутатов, наравне с администрацией Алтайского края, относится участие в назначении представителей края в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, рассмотрение и утверждение отчета о деятельности этих представителей, согласование решений о внесении объектов права собственности края в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, согласование решений о распоряжении акциями (долями), находящимися в собственности края, согласование решений о создании, ликвидации и реорганизации государственных унитарных предприятий и краевых государственных учреждений.
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 30 августа 2004 года N 279 утвержден новый состав Согласительной комиссии по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами права собственности Алтайского края. Заседания комиссии проводятся регулярно, на них предварительно рассматриваются проекты постановлений Алтайского краевого Совета народных депутатов по передаче объектов из одного уровня собственности в другой, другие проблемы управления объектами краевой собственности. Согласительной комиссией согласован Прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Алтайского края на 2005 год, рассмотрены кандидатуры представителей края в органах управления хозяйственных обществ.
Осуществляемые в стране реформы, связанные с "монетизацией льгот", переходом к 100-процентной оплате жилищно-коммунальных услуг, сказались на тематике письменных и устных обращений граждан, поступивших в течение года в комитет по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности.
За 2004 год в комитет поступило более 250 письменных обращений граждан по жилищным проблемам, проблемам предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установке телефонов, предоставлению услуг по отоплению, водоснабжению.
География поступивших обращений охватывает практически все города и районы края, однако наибольшее количество жалоб и обращений поступило из городов Барнаула, Рубцовска, Яровое, Благовещенского, Волчихинского, Зонального, Петропавловского районов края.
Обращения руководителей районов, представительных органов муниципальных образований, трудовых коллективов в подавляющем большинстве содержали предложения по включению объектов для финансирования в краевую адресную инвестиционную программу на 2005 год, о передаче объектов.
Председателем комитета ежемесячно осуществлялся личный прием граждан.
Большинство письменных и устных обращений, разрешение которых возможно в рамках действующего федерального законодательства и законодательства Алтайского края, удалось решить положительно.
В комитет по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности в течение года поступило на рассмотрение более 30 проектов федеральных законов.
Комитет подготовил положительные заключения на ряд важных проектов федеральных законов: "О внесении изменений в статьи 220 и 234 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий изменение механизма предоставления имущественного налогового вычета при приобретении гражданами жилья; "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья"; "Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания"; "О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан".
Проект Жилищного кодекса Российской Федерации был поддержан при условии внесения в него соответствующих изменений, направленных на сохранение существующих до введения в действие нового Жилищного кодекса правоотношений, направленных на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации.
Не был поддержан федеральный закон "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как законопроектом не установлены полномочия субъектов Российской Федерации.
В рамках приведения законодательства Алтайского края в соответствие с федеральным законодательством комитетом по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности были подготовлены и внесены на утверждение Алтайского краевого Совета народных депутатов проекты законов Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае" и "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об энергетической системе и государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Алтайского края", рассмотрено представление прокурора Алтайского края об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Кроме участия в подготовке и рассмотрении вопросов на заседаниях комитета и сессиях Алтайского краевого Совета народных депутатов, депутаты, входящие в состав комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности, активно и плодотворно работают в составе постоянных депутатских объединений Алтайского краевого Совета народных депутатов, на избирательных округах: ведут прием населения, оказывают всевозможную помощь в решении личных проблем граждан, хозяйственных вопросов организаций, выступают в средствах массовой информации и т.д.
Среди проблем, которые не удалось решить в 2004 году, следует отметить в первую очередь проблемы реализации законодательства о банкротстве, использования его положений не для фактического уничтожения предприятий, находящихся в стадии банкротства, а для их финансового оздоровления.
Другой серьезной проблемой, на которой необходимо сконцентрировать усилия депутатов комитета, является проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства края, осуществления ценовой политики в сфере энергетики, связи, жилищно-коммунального хозяйства. Особую тревогу вызывает механизм реализации гражданами прав на достойную жизнь в условиях резкого повышения тарифов на основные услуги жизнеобеспечения.
Над этими проблемами комитет Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности планирует активно работать в 2005 году. Кроме того, в соответствии с Планом правотворческой, организационной и контрольной деятельности Алтайского краевого Совета народных депутатов на первое полугодие 2005 года комитет запланировал внести на утверждение Алтайского краевого Совета народных депутатов новую редакцию программы внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае, Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации краевых государственных учреждений, а также провести выездное заседание комитета по рассмотрению проблем развития сельскохозяйственного машиностроения в Алтайском крае.
Подводя итоги работы комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности в 2004 году необходимо отметить, что, несмотря на нерешенные проблемы, депутаты комитета по экономической политике, промышленности, предпринимательству и собственности проявили высокую активность и компетентность при формировании законодательной базы края по поддержке отраслей реального сектора экономики и социальной сферы края. Депутаты комитета в дальнейшем настроены на активную работу по защите экономических и социальных интересов края и своих избирателей.
Председатель комитета Алтайского краевого Совета
народных депутатов по экономической политике, промышленности,
предпринимательству и собственности |
Ю.В.Шамков |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 4 марта 2005 г. N 84 "Об отчете о работе постоянного комитета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.