Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Барнаульской городской Думы от 22 декабря 2006 г. N 483 в настоящую Концепцию внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного Решения
Приложение
к решению городской Думы
от 24 марта 2005 г. N 93
Концепция
развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года
22 декабря 2006 г., 30 ноября 2007 г.
Настоящая Концепция развития потребительского рынка города до 2010 года (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стратегией развития Барнаула до 2010 года.
Дальнейшее развитие потребительского рынка является важнейшим фактором обеспечения экономической стабильности города, улучшения условий и качества жизни барнаульцев.
В последние годы проведена большая работа по реконструкции и созданию новых современных предприятий потребительского рынка, наращиванию объемов выпускаемой продукции местными пищевыми и перерабатывающими предприятиями, насыщению рынка продовольственными и другими социально-значимыми# товарами. Главный итог этой работы - обилие самых разнообразных товаров, ликвидация дефицита и очередей, возрастающая культура обслуживания.
I. Роль торговли и общественного питания в экономике города.
Факторы, определяющие их развитие
Торговля, как процесс купли-продажи, является основополагающим экономическим механизмом. В рыночных условиях с помощью торговли осуществляется регулирование спроса и предложения, происходит "перетекание" капитала из одной отрасли в другую, что влияет на инвестиционную привлекательность как организаций торговли, так и организаций пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности, формирующих адекватное товарное предложение для отрасли торговли и общественного питания.
Торговля выполняет важную социальную функцию, обеспечивая процессы жизнедеятельности населения. Дефицит и недостаточная доступность (в том числе и территориальная) для населения товаров и услуг повседневного спроса способны создать социальную напряженность, привести к конфликтам. Поэтому создание и обеспечение функционирования соответствующего рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя является важнейшей задачей органов местного самоуправления.
Розничная торговля - ведущее звено всей системы товародвижения, так как непосредственно затрагивает интересы населения. Важную роль в обслуживании городского населения играют организации общественного питания, являющиеся частью отрасли торговли города. Оптовая торговля обеспечивает потребности полноценной торговой деятельности организаций розничной торговли и общественного питания.
Промышленные предприятия, производящие товары потребительского назначения, влияют на развитие торговой системы, являясь, с одной стороны, поставщиками товаров, а с другой стороны, зачастую - владельцами организаций оптовой либо розничной торговли, что оказывает заметное влияние на состояние торговой системы территории. Организации непосредственно формируют каналы распределения собственного товара, устанавливают отношения с организациями торговли (дилерами, дистрибьюторами, посредниками и т.д.) и создают тем самым рыночные возможности для развития оптовых и розничных торговых организаций.
В целом, можно говорить о возрастающем значении торговой отрасли в экономике России и, в частности, города Барнаула. На сегодняшний день сферу торговли можно рассматривать как одну из самых потенциально мощных бюджетообразующих сфер хозяйственной деятельности, создающую мотивационные условия для развития легкой, пищевой, перерабатывающей и других отраслей промышленности, а также строительства и транспорта.
Важнейшими факторами, оказывающими влияние на развитие торговли и общественного питания, являются: благосостояние проживающего населения, наличие необходимой инфраструктуры, прозрачный и достаточно простой механизм административного регулирования контроля.
При этом уровень жизни городского населения и темпы его изменения в значительной степени определяют структуру, количество и темпы развития организаций торговли и общественного питания. Кроме этого, на развитие отрасли в городе влияет привлекательность территории как объекта инвестиций для местных и иногородних предпринимателей и торговых организаций, которая определяется следующими факторами:
число и качественный состав организаций торговли и общественного питания, уровень производительности труда, достигнутое качество обслуживания потребителей, а также существующая степень конкуренции между ними;
обеспеченность населения товарами местного производства и степень развития промышленности в городе;
существующая в городе торговая инфраструктура, необходимая для деятельности торговых организаций и масштабные перспективы ее развития;
возможность получения необходимых торговых и складских площадей при соответствующих финансовых затратах и минимальных административных барьерах для их получения;
наличие на рынке труда специалистов необходимой квалификации;
степень развития и прозрачность местного законодательства, влияющего на отношения в отрасли и распределение ресурсов;
возможность снижения административных барьеров со стороны органов государственного контроля и регулирования деятельности торговых организаций.
На развитие потребительского рынка большое влияние оказывают собственники торговых площадей, на которых размещаются организации розничной, оптовой торговли и общественного питания. Эти собственники могут либо самостоятельно создавать организации торговли, либо предоставлять принадлежащие им площади и земельные участки в аренду организациям торговли и общественного питания.
Для более динамичного развития оптовой торговли важным фактором является развитие сети транспортных магистралей и эффективное их функционирование.
Важнейшим условием для развития частной инициативы являются системные меры по созданию инфраструктуры.
II. Анализ состояния потребительского рынка города
Существующая структура розничной торговли города сложилась в результате рыночных преобразований, которые привели к появлению большого количества частных предпринимателей и разнообразных торговых организаций.
На 01.01.2005 года сложилась следующая структура предприятий потребительского рынка города.
Предприятия | Количество |
Пищевые и перерабатывающие предприятия |
184 |
Оптовые организации | 590 |
Магазины, всего | 1294 |
в том числе: | |
продовольственные | 631 |
промышленные | 615 |
смешанные | 48 |
Предприятия общественного питания | 554 |
Рынки | 34 |
Отдельно стоящие павильоны | 195 |
Отдельно стоящие киоски | 1087 |
Кроме того, в летнее время товаропроводящая сеть увеличивается на 574 точки, в том числе: летние кафе - 116, точки по продаже мороженного# - 290 и точки по реализации кваса - 168.
Анализ предприятий потребительского рынка по формам собственности показывает, что основной формой собственности является частная. В период 1998-2004 годов значительных изменений в структуре распределения предприятий по формам собственности не наблюдалось, что позволяет сделать вывод о ее стабильности.
Согласно статистическим данным в 2003-2004 годах заметно увеличился товарооборот крупных и средних предприятий розничной торговли, при незначительном увеличении товарооборота субъектов малого предпринимательства.
Изменение оборота розничной торговли по формам проявления, %
2000 год в % к 1999 году |
2001 год в % к 2000 году |
2002 год в % к 2001 году |
2003 год в % к 2002 году |
2004 год в % к 2003 году |
|
Оборот розничной торговли |
114,4 | 113,1 | 116,4 | 115,0 | 114,1 |
в том числе оборот организован- ного сектора |
113,2 | 124,3 | 127,5 | 115,9 | 115,5 |
из него: | |||||
оборот розничной торговли субъектов малого предпринима- тельства |
116,8 | 119,4 | 132,8 | 112,2 | 104,2 |
оборот розничной торговли крупных и средних предприятий |
76,3 | 102,1 | 90,0 | 157,2 | 210,0 |
оборот розничной торговли на вещевых, смешанных и продовольст- венных рынках |
119,3 | 90,1 | 95,5 | 111,3 | Нет учета в органах статис- тики |
Современные тенденции развития розничной торговли определяются, прежде всего, соотношением магазинных и немагазинных форм продажи товаров. При этом развитие магазинных форм продажи товаров должно приводить к разнообразию типов и видов розничных торговых организаций. В перспективе формы немагазинной торговли должны остаться в виде ярмарок сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств в продовольственной торговле, реализации изделий кустарного промысла в непродовольственной торговле. Принципиально новым видом немагазинной формы торговли становится сетевой маркетинг, посылочная торговля и различные модели электронной коммерции.
Анализ дислокации предприятий торговли показывает неравномерность размещения предприятий торговли по районам города.
Лидирующее место занимает Центральный район, где сосредоточено 28,3% объектов розничной торговли.
Соотношение размещения предприятий торговли по районам города
Район | Количество предприятий (магазинов) торговли |
|
шт. | % | |
Центральный | 367 | 28,3 |
Железнодорожный | 320 | 24,7 |
Октябрьский | 277 | 21,4 |
Ленинский | 162 | 12,5 |
Индустриальный | 168 | 13,1 |
Всего | 1294 | 100 |
Распределение торговых площадей по районам города
Торговая площадь магазинов по состоянию на 01.01.2005 составляет 220,8 тыс. кв. м, обеспеченность торговыми площадями в целом по городу составила 119,0% от норматива.
Обеспеченность торговыми площадями на 01.01.2005 по районам
Район | Кол-во магази- нов |
Торговая площадь |
% обеспе- ченности |
% в общем объеме |
Центральный | 367 | 67,1 | 196,9 | 30,4 |
Железнодо- рожный |
320 | 55,2 | 161,9 | 25,0 |
Октябрьский | 277 | 38,8 | 132,3 | 17,3 |
Ленинский | 161 | 29,3 | 68,9 | 13,2 |
Индустриа- льный |
168 | 30,3 | 66,8 | 13,7 |
Всего по городу |
1294 | 220,8 | 119,0 | 100 |
Обеспеченность торговыми площадями за период с 1998 по 2004 год
Годы/Вид | Количес- тво по городу |
Темп рос- та, % |
Торго- вая площадь тыс. кв. м |
Обеспечен- ность,% |
2000 год | 1094 | 3 | 164,1 | 91,7 |
продо- вольств. |
610 | 0,2 | 76,0 | 118,9 |
непродо- вольств. |
455 | 6,8 | 82,5 | 76,6 |
2001 год | 1161 | 6,1 | 175,2 | 98,0 |
продо- вольств. |
611 | 0,2 | 79,6 | 124,5 |
непродо- вольств. |
516 | 13,6 | 89,3 | 83,0 |
2002 год | 1201 | 3,4 | 192,5 | 111,9 |
продо- вольств. |
613 | 0,3 | 84,4 | 112,8 |
непродо- вольств. |
551 | 7,1 | 100,8 | 98,0 |
2003 год | 1239 | 3,2 | 204,3 | 114,8 |
продо- вольств. |
630 | 2,3 | 89,5 | 140,8 |
непродо- вольств. |
564 | 3,5 | 105,7 | 100,4 |
2004 год | 1294 | 1,04 | 220,8 | 119,0 |
продо- вольств. |
1631 | 0,1 | 72,2 | 108,9 |
непродо- вольств. |
615 | 1,09 | 136,0 | 124,8 |
Анализ структуры предприятий, обслуживающих потребительский рынок, выявил следующие тенденции:
1. Увеличение количества продовольственных и непродовольственных магазинов (в основном за счет реконструкции жилого фонда на 1-х этажах).
2. Введение дополнительных видов услуг, всего их 468 от общего количества магазинов, что составляет 36,2%, в том числе: самообслуживание - 146, обслуживание по дисконтным картам - 42, круглосуточные - 107, предоставление кредита - 118, доставка на дом - 49.
Вместе с тем, в развитии и размещении торговой сети существуют нерешенные вопросы:
недостаточное развитие торговых центров с высоким уровнем торгового обслуживания и сервиса: 46 торговых центров, что составляет 3,5% от общего количества магазинов;
недостаточно развито самообслуживание (11,2%) и внедрение инновационных технологий.
Структура розничной торговли за 1998-2004 годы
Год | Магазины | Из них | ||||||
Кол-во | торг. площ. (тыс. кв. м) |
продовольственные | непродовольст- венные |
смешанные | ||||
Кол-во | торг. площ. (тыс. кв. м) |
Кол-во | торг. площ. (тыс. кв. м) |
Кол-во | торг. площ. (тыс. кв. м) |
|||
1998 | 1010 | 120,6 | 569 | 61,8 | 419 | 53,0 | 72 | 5,8 |
1999 | 1062 | 130,0 | 609 | 63,8 | 424 | 61,7 | 29 | 4,5 |
2000 | 1094 | 164,1 | 610 | 76,0 | 455 | 88,5 | 29 | 5,6 |
2001 | 1161 | 175,2 | 611 | 79,6 | 516 | 89,3 | 34 | 6,3 |
2002 | 1201 | 192,5 | 613 | 84,4 | 551 | 100,8 | 37 | 7,3 |
2003 | 1239 | 204,3 | 630 | 89,5 | 564 | 105,7 | 45 | 9,1 |
2004 | 1294 | 220,8 | 631 | 72,2 | 615 | 136,0 | 48 | 12,6 |
Оборот розничной торговли и общественного питания
Оборот розничной торговли и общественного питания за 2000-2004 годы
Год | Оборот розничной торговли |
Доля рынков |
Общественное питание | ||||
всего млн. руб. |
на душу населе- ния в год (руб.) |
в % к предыду- щему году в сопост. ценах |
в обороте рознич- ной торгов- ли, % |
всего, млн. руб. |
на душу населе- ния в год (руб.) |
в % к предыду- щему году в сопост. ценах |
|
2000 | 12465 | 19275 | 114,4 | 32,9 | 211 | 322 | 101,7 |
2001 | 16479 | 25580 | 113,1 | 26,2 | 301 | 467 | 112,0 |
2002 | 21686 | 33911 | 116,4 | 19,3 | 421 | 658 | 112,9 |
2003 | 27897 | 41988 | 115,0 | 18,5 | 546 | 822 | 111,9 |
2004 | 34813 | 52390 | 114,1 | 17,5 | 691 | 1040 | 111,3 |
Анализ товарооборота показывает:
устойчивый ежегодный рост оборота предприятий торговли и общественного питания (с 2000 по 2004 годы товарооборот увеличился в 2,8 раза в действующих ценах);
сокращение удельного веса продаж товаров на рынках города (с 32,9% до 17,5% в общем обороте розничной торговли).
Оптовая торговля
Для налаживания рациональных связей между производителями и потребителями на рыночных началах вопросы развития оптовой торговли в настоящее время приобретают особую важность.
Оптовая торговля обеспечивает потребности предприятий розничной торговли и общественного питания. Если их развитие определяет платежеспособный покупательский спрос, то инфраструктуру городской оптовой торговли формируют потребности розничных торговых организаций и сетей.
Оптовая торговля города Барнаула обеспечивает снабжение продовольственными и непродовольственными товарами 1848 предприятий торговли и общественного питания. Конечными потребителями поставляемых товаров являются жители города Барнаула.
По состоянию на 01.01.2005 на территории города имеются следующие предприятия по хранению товаров различных форм собственности:
12 плодоовощных баз;
17 предприятий оптовой торговли, имеющих камеры глубокой заморозки продукции;
47 крупных баз, имеющих от 1000 кв. м до 3400 кв. м общей площади.
На потребительском рынке города работают 590 оптовых предприятий и организаций, где занято около 6500 человек.
В последние годы прослеживались следующие тенденции развития оптовой торговли:
сокращение количества оптовых организаций за счет их укрупнения, ликвидации мелких оптовых предприятий;
универсализация деятельности оптовых организаций.
Вместе с тем, в организации оптовой торговли в городе имеется немало проблем:
наличие большого количества посредников, что значительно повышает цены на товары;
значительные объемы продовольственных товаров хранятся в неприспособленных помещениях, что отрицательно сказывается на их качестве;
трудности налогового контроля.
Общественное питание
Общественное питание, как и торговля, - сектор услуг для населения, который кардинально преобразился за последние годы. Сеть организаций общественного питания продолжает развиваться и представлена в городе разнообразными формами: столовые, рестораны, кафе, закусочные, бары, буфеты и другие. Оборот общественного питания в 2004 году составил 691 млн. рублей, что на 26,5% больше, чем в 2003 году. Тенденции развития общественного питания характеризуются:
развитием общедоступной сети организаций общественного питания, включая сеть быстрого питания, ориентированных на различные слои населения, в том числе: в местах массового отдыха населения, парковых зонах, вдоль автомагистралей, в аэропорту и на вокзалах;
восстановлением и расширением сети социально ориентированных организаций, обеспечивающих питанием различные группы потребителей: рабочих, служащих, студентов, учащихся. Развитие этих объектов возможно либо в составе организаций, учреждений и промышленных организаций, в качестве их структурных подразделений, либо они могут функционировать самостоятельно, осуществляя обслуживание на договорной основе, то есть являться самостоятельным бизнесом;
По состоянию на 01.01.2005 в городе работает# 546 предприятий общественного питания, структура которых представлена следующими видами:
Наименование типа предприятия | Количество |
Рестораны | 20 |
Кафе | 123 |
Закусочные | 101 |
Столовые | 9 |
Бары | 28 |
Столовые при: | |
промышленных предприятиях и учреждениях |
123 |
образовательных учреждениях (высшие, среднеспециальные) |
21 |
учреждениях начального профессионального образования |
13 |
муниципальных образовательных учреждениях (школах) |
100 |
Иные | 8 |
В городе сохранена сеть школьных и студенческих столовых, все они имеют сертификаты на услугу питания. Охват питанием студентов и сотрудников учебных заведений составляет 65%.
Действуют 123 столовых, которые охватывают,# горячим питанием 50% рабочих и служащих промышленных предприятий и организаций.
Развиваются дополнительные формы обслуживания: буфеты, магазины "Кулинария", столы заказов, разнос продукции по цехам. Возобновляется на предприятиях организация диетического питания.
Общими тенденциями развития торговли и общественного питания города являются:
универсализация продовольственных магазинов и сетей;
развитие сетей фирменных организаций торговли, работающих под единой торговой маркой;
формирование сетей объектов местного значения, расположенных в радиусе пешеходной доступности;
выделение в самостоятельный бизнес торговых организаций либо сетей, принадлежащих производителям или оптовым компаниям (позиционирование во внутренних бюджетах компаний в качестве центров прибыли), для увеличения объема продаж, стимулирования мотивации к развитию, оптимизаций ценовой и ассортиментной политики.
Перечисленные тенденции обусловливают появление в городе новых видов организаций торговли и общественного питания, рост конкуренции между ними, поглощение неконкурентоспособных организаций, возрастание спроса на выгодно расположенные торговые площади и земельные участки.
Вместе с тем, ситуация в сфере торговли и общественного питания остается сложной. К факторам, сдерживающим их развитие, относятся: несовершенство системы налогообложения, недостаточный платежеспособный спрос населения, нехватка торговых и складских площадей, недостаток у хозяйствующих субъектов собственных оборотных средств, неприемлемая система кредитования, ослабленность роли оптового звена, нарушение технологических связей товародвижения, наличие большого количества мелкооптовых посредников (приводит к увеличению розничных цен), нерешенность общесистемных проблем развития торговой инфраструктуры.
К последним относятся:
действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы торговой деятельности, требует доработки и разработки дополнительных нормативных актов в соответствии с современными требованиями рынка;
отсутствует информация о состоянии отрасли, необходимая для принятия решений.
Состояние рынка торговли и общественного питания характеризуется наличием ряда проблем, относящихся к компетенции субъектов рынка и являющихся вопросами саморегуляции торгового бизнеса:
недостаток, низкая квалификация и мотивация персонала, занятого в отрасли;
недостаточно высокий уровень развития материально-технической базы торговли и общественного питания, требуемый для новых технологических решений.
Ресурсное обеспечение потребительского рынка
Большой вклад в обеспечение продовольственной безопасности вносят коллективные садоводческие товарищества и приусадебные хозяйства.
Производство продуктов питания в коллективных садоводствах
Наименование показателя | 2004 год |
Количество коллективных садов, шт | 84 |
Количество участков в коллективных садах, шт |
48435 |
Общая площадь коллективных садов, га |
3657 |
в том числе в черте города: | |
- количество коллективных садов, шт |
15 |
- количество участков в коллективных садах, шт |
5484 |
- общая площадь коллективных садов, га |
390 |
Произведено продукции в коллективных садах: |
|
Картофель, тн | 11000 |
Овощи, тн | 19000 |
в т.ч. закрытого грунта | 2000 |
Плодовые, тн | 12000 |
в т.ч. - семечковые | 10000 |
- косточковые | 2000 |
Ягоды, тн | 8000 |
в т.ч., земляника | 2000 |
Вместе с тем, потребление продуктов питания с 2000 года на душу населения значительно изменилось: из основных продуктов питания наблюдается снижение по потреблению хлеба и хлебобулочных изделий на 6,3%, в то же время выросло потребление мяса, картофеля, молочных продуктов, яиц, сахара, овощей, рыбы.
Потребление основных продуктов питания на душу населения в год
Наимено- вание |
Сложившееся потребление в кг, годы | |||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2004 к 2000, в % |
|
Мясо и мясопро- дукты |
38,6 | 38,8 | 43,4 | 45,0 | 43,5 | 112,7 |
Молоко и молочные продукты |
195,6 | 196,6 | 197,7 | 198,5 | 233,8 | 119,5 |
Яйца, шт |
208,1 | 205 | 236,9 | 237,0 | 243,1 | 116,8 |
Сахар | 19,7 | 20,3 | 21,0 | 20,6 | 21,7 | 110,1 |
Растите- льное масло |
11,0 | 11,2 | 11,3 | 11,3 | 12,1 | 110,0 |
Карто- фель |
167,3 | 182,7 | 194,8 | 187,3 | 188,8 | 113,0 |
Овощи и бахчевые культуры |
70,7 | 74,5 | 65,2 | 79,4 | 82,0 | 116,0 |
Хлебные продукты |
72,3 | 72,5 | 69,4 | 65,7 | 67,8 | 93,7 |
Рыба и рыбопро- дукты |
2,7 | 4,8 | 6,0 | 6,1 | 6,8 | В 2,5р |
Кадровое обеспечение потребительского рынка
На развитие потребительского рынка большое влияние оказывает уровень подготовленности кадров. На сегодняшний день актуальной стала
проблема единой системы подготовки и переподготовки кадров,# как управленческого персонала, так и кадров массовых профессий. В период перестройки, в условиях спада промышленного производства, недостаточного финансирования бюджетных учреждений произошел отток кадров в сферу услуг, как правило, это лица, не имеющие профессионального образования.
Некомпетентность является основной причиной многочисленных нарушений установленных правил и норм. Для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в городе имеется достаточное количество учебных заведений - 13, на базе которых организована подготовка и переподготовка кадров.
В 2004 году на курсах повышения квалификации прошли обучение 1164 человека. Повышению уровня профессиональной подготовки способствовали конкурсы профессионального мастерства продавцов, поваров, кондитеров, официантов, барменов, менеджеров.
Анализ кадровой обеспеченности квалифицированными специалистами сферы торговли и общественного питания позволяет сделать следующие выводы:
потребительский рынок обеспечен в количественном отношении работниками руководящего состава и специалистами;
уровень образования среди работников сферы торговли и общественного питания невысок:
в торговле высшее неспециальное образование имеют 47% работников, среднее специальное - 30%, начальное профессиональное - 20%;
в общественном питании - высшее специальное образование имеют 10%, среднее специальное - 25%, начальное профессиональное - 40%;
показатель текучести кадров по состоянию на 01.01.2005 в целом по предприятиям потребительского рынка высок и составляет 50%.Основными причинами текучести являются: низкая заработная плата, правовая незащищенность наемных работников и практическое отсутствие социальных гарантий. Заработная плата занимает одно из последних мест среди отраслей экономики города. Коллективные договоры заключаются не на всех предприятиях и носят, зачастую, формальный характер;
отсутствует системность и периодичность повышения квалифицированных руководителей, специалистов массовых профессий для предприятий потребительского рынка.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 ноября 2007 г. N 672 в Раздел III настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного Решения
III. Основные направления развития потребительского рынка
Главная цель Концепции - повышение качества жизненного уровня населения города Барнаула путем предоставления доступных, качественных услуг в сфере потребительского рынка, развитие его инфраструктуры в соответствии с нормативами обеспеченности торговыми площадями. Повышение эффективности и социальной направленности экономики г. Барнаула путем развития малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение для всех категорий населения территориальной и ценовой доступности предприятий потребительского рынка;
- обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, на защиту прав потребителей;
- развитие конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг;
- совершенствование правового регулирования в сфере потребительского рынка;
- обеспечение пропорционального развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка;
- создание благоприятного экономического и инвестиционного климата для развития предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка.
Средством решения данных задач является развитие такого стратегически важного направления, как расширение и совершенствование инфраструктуры торговли. Одной из основных проблем является недостаток соответствующих площадей в различных административных районах города для формирования и развития альтернативных магазинных торговых зон и комплексов с целью перемещения торговли "с улицы" в крытые помещения.
Основная задача органов местного самоуправления - создание условий для развития необходимой современной инфраструктуры торговли.
Для более эффективного использования торговых площадей в существующей структуре муниципальных нежилых помещений необходимо проработать комплекс единовременных и дополняющих друг друга мероприятий:
увеличение сроков действия договоров аренды муниципальных объектов. Краткосрочность действия договоров аренды (как правило, на один год) снижает инвестиционную привлекательность для долговременной хозяйственной деятельности на муниципальных площадях и, как следствие, слабо развивается необходимая инфраструктура территорий, прилегающих к торговым объектам, не уделяется должного внимания капитальному ремонту помещений, ремонту фасадов зданий, благоустройству территорий, ремонту тротуаров, вывозу мусора, организации зон парковок автомобилей за счет собственных средств торговых организаций. Увеличение сроков аренды будет гарантировать предпринимателю возможность использования этих площадей в течение достаточно длительного времени, необходимого для возврата инвестиций, стабильного получения прибыли, а значит, и дальнейшего развития;
разработка иных мер, стимулирующих развитие "эффективного арендатора" муниципальных объектов.
Для расширения торговой инфраструктуры на базе новых капитальных сооружений необходимо отдавать предпочтение проектам с запланированным размещением нежилых помещений на первых этажах проектируемых зданий. Существует большая потребность для размещения на первых этажах не только объектов торговли и общественного питания, но и других объектов потребительского рынка (парикмахерские, химчистки, прачечные и другие).
Одним из направлений развития торговой инфраструктуры является реформирование инфраструктуры существующих городских рынков и торговых зон (в том числе муниципальных) путем поэтапного (поблочного) замещения их магазинными формами торговых организаций.
Для доведения товарной массы до конечного потребителя с наибольшей эффективностью требуется:
модернизация существующей инфраструктуры и создание принципиально новых предприятий оптовой торговли (например, распределительные центры и другие);
создание схемы размещения крупных оптовых и розничных структур с учетом современных градостроительных концепций, интересов и возможностей предпринимателей, исходя из интересов города и учитывая необходимость снижения напряженности транспортных потоков на городских автомагистралях;
организация сети мощных узловых организаций оптового звена в соответствии с потребностью розничной городской торговли;
организация ярмарок и выставочных бизнес-центров, как важного средства повышения инвестиционной привлекательности города и региона, позволяющего местным товаропроизводителям выходить на городской рынок и рынки других регионов, что позволит усилить интеграцию и кооперацию как в сфере торговли и общественного питания, так и в производстве;
развитие различных видов кредитования торговли, страхования и других финансовых инструментов.
Стимулирование развития интеграционных процессов
Поддержка процессов интеграции, начавшихся в торговле, активное внедрение современных сетевых технологий, формирование позитивного общественного мнения с целью повышения степени доверия магазинным формам торговли, в том числе поддержка предпринимателей, открывающих торговые центры и комплексы, магазины и сети нового типа (дискаунтеры, супермаркеты и магазины-склады).
Развитие городского рынка товаров и услуг в интересах потребителя предполагает соответствующие динамичные и структурные изменения в
производстве, распределении и обмене в экономическом комплексе города. Необходимо создавать условия для:
обеспечения конкурентоспособности продукции барнаульских предприятий, освоения и внедрения новых видов продукции;
проведения эффективной инвестиционной политики;
развития конструктивной демонополизации;
обеспечения мотивационных условий развития фермерства;
развития экономических межрегиональных связей с поставщиками и смежниками.
Совершенствование управления, рационализация системы
регулирования торговой деятельности
Это направление определяет необходимость:
выработки согласованной политики контролирующих и регулирующих органов муниципального и федерального уровня по отношению к организациям торговли и общественного питания;
дальнейшей оптимизации процедуры перевода помещений из жилого в нежилой фонд при размещении организаций торговли, общественного питания и сферы платных услуг населению на первых этажах жилых домов;
выделения площадок для размещения объектов на базе капитальных сооружений, сооружений павильонного типа. Объекты треллерного# типа, являясь передвижными торговыми объектами, могут эффективно использоваться для организации торгового обслуживания горожан при проведении общегородских мероприятий;
реорганизации существующей системы предоставления муниципальных объектов недвижимости (земля и помещения) в аренду по вновь заключаемым договорам, а именно:
конкурсного распределения городских площадок, определенных для организации торговли;
рассмотрения возможности введения сбора за право участия в конкурсе, что позволит отсечь предпринимателей, резервирующих за собой торговые и другие муниципальные площади без намерения развивать на этих площадях торговлю;
разработки системы мониторинга рынка торговых площадей для периодической корректировки базовой ставки аренды недвижимости, системы корректирующих коэффициентов;
реализации принципа информационной открытости проведения конкурсов, корректировка правил (положений) проведения конкурсов;
увязки мероприятий по реорганизации инфраструктуры потребительского рынка со Стратегией развития Барнаула до 2010 года.
Повышение уровня профессиональной подготовки кадров
Повышение уровня профессиональной подготовки кадров позволит
повысить качество обслуживания потребителей, ввести новые способы управления процессами торговли, расширить виды услуг. Специфика управления современным магазином предполагает наличие дополнительных возможностей по увеличению занятости населения в торговле за счет появления новых профессий.
К числу таких профессий относятся: промоутер, мерчендайзер, супервайзер, продавец-консультант, товаровед-маркетолог и другие. Эти профессии престижнее и перспективнее, чем профессия продавец, и потому привлекательнее для современной молодежи. Создание новых специальностей, повышение спроса на них на рынке труда города позволит гарантировать удержание квалифицированной и высоко мотивированной молодежи в городе, и тем самым повысить его экономическую стабильность.
Как только предприниматели сформируют спрос на квалифицированных специалистов в торговой отрасли, со стороны рынка образовательных услуг возникнет предложение.
Тем самым, активизируется образовательный рынок города, повысится привлекательность местных образовательных учреждений, появится возможность создания новых специализированных учебных структур.
Формирование позитивного имиджа сферы торговли
и общественного питания у населения
Современные организации торговли и общественного питания должны предоставлять покупателям комфортные условия выбора и покупки товара посредством:
наличия широкого и устойчивого ассортимента, гарантирующего покупателям постоянную возможность совершения покупки;
применения прогрессивных методов продажи товаров, обеспечивающих наибольшие удобства и минимизацию затрат времени на совершение покупок;
предоставления покупателям дополнительных торговых услуг, связанных со спецификой реализуемых товаров (услуг, сопровождающих процесс покупки товара, послепродажное обслуживание, гарантийное обслуживание);
внедрения социальной карты для малообеспеченных слоев населения;
высокой профессиональной квалификации персонала, непосредственно осуществляющего процесс обслуживания покупателей в торговом зале;
полного соблюдения установленных правил продажи товаров и порядка осуществления торговли.
Создание этих условий значительно повысит уровень качества и культуры обслуживания населения, степень защиты потребителя.
Обеспечение безопасности потребительского рынка
Обеспечение безопасности потребительского рынка со стороны органов местного самоуправления должно реализовываться в следующих формах:
координация деятельности территориальных подразделений федеральных органов, контролирующих потребительский рынок;
осуществление мониторинга потребительского рынка в целях определения приоритетных направлений муниципальной политики в области качества и безопасности реализуемых товаров и услуг на территории города;
создание необходимых продовольственных запасов на территории города посредством создания и развития крупных организаций оптового звена торговли и протекционистской политики в отношении местных производителей.
Совершенствование нормативно-правовой базы
Достижение нового качества развития торговли и общественного питания в городе должно обеспечиваться соответствующей нормативно-правовой базой.
Необходима разработка комплекса мер для обеспечения правового регулирования основных процессов в современной торговле и общественном питании, отношений с производителями, органами власти и местного самоуправления и контролирующими органами с целью формирования условий для развития организаций отрасли.
Совершенствование нормативно-правовой базы должно осуществляться через инвентаризацию действующих нормативных актов, внесение соответствующих изменений и принятие новых.
В случае отсутствия полномочий для принятия необходимых нормативных актов следует использовать право выхода с законодательной инициативой в законодательные органы Алтайского края и Российской Федерации.
IV. Основные параметры развития потребительского рынка г. Барнаула
Решением Барнаульской городской Думы от 30 ноября 2007 г. N 672 в настоящий Подраздел внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного Решения
Торговля
При складывающихся тенденциях развития потребительского рынка и дальнейшей стабилизации экономической ситуации прогнозируется увеличение потребительского спроса и, соответственно, увеличение товарооборота розничной торговли и общественного питания.
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Оборот розничной торговли (с учетом рынков) в действующих ценах каждого года (млн. руб.) |
42116 | 54375 | 66800 | 82180 | 94990 | 108150 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей (кв. м) |
392 | 450 | 490 | 507 | 522 | 560 |
Оборот общественного питания в действующих ценах каждого года (млн. руб.) |
934 | 1370 | 1820 | 2220 | 2610 | 2930 |
Обеспеченность услугами предприятий общественного питания на 1000 жителей (посадочных мест) |
33,8 | 37 | 39 | 40 | 41 | 42 |
Дальнейшее развитие получат торговые сети, способные выдержать возрастающую конкуренцию, предложить широкий ассортимент товаров по умеренным ценам, расширить дополнительные виды услуг.
В течение всего периода произойдет дальнейшая специализация магазинов продовольственной и непродовольственной торговли. Активное развитие получит "салонный метод" продаж непродовольственной торговли (одежда, обувь, парфюмерия, оргтехника, мебель и другие виды товаров).
Особая роль в торговле будет отводиться внедрению прогрессивных форм обслуживания покупателей - это самообслуживание с применением автоматизированной системы учета товародвижения и электронной защиты товаров.
Завершится процесс упорядочения уличной торговли и активизируется создание рыночных комплексов.
С учетом социально-экономического развития города приоритетным направлением розничной торговли остается открытие магазинов местного значения.
Планируемый результат:
Строительство более 28 крупных торговых центров.
Увеличение доли продуктов питания местных товаропроизводителей на потребительском рынке города до 70%.
Достижение равномерной обеспеченности торговыми площадями по районам города.
Расширение числа магазинов, предоставляющих дополнительные виды услуг:
обслуживание по дисконтным картам;
услуги дизайнера;
продажа товаров в кредит;
расчет по пластиковым картам;
установка банкоматов и другие.
Реконструкция существующих рынков и преобразование их в торговые центры.
Оптовая торговля
Рынок оптовых торговых услуг города сформировался из независимых оптовых организаций и оптово-розничных предприятий.
На первом этапе реализации Концепции будет решаться проблема создания соответствующей материально-технической базы совершенствования технологических процессов хранения, подсортировки, доставки товаров, методов обслуживания покупателей и т.д.
На втором этапе:
формирование эффективной, отвечающей современным требованиям многоканальной системы товародвижения товаров на основе реформирования существующего оптового звена городской торговли;
создание специализированных распределительных центров с полным комплексом услуг и постоянно действующего информационно-выставочного центра.
Планируемый результат:
Создание единого реестра оптовых предприятий, расположенных на территории города.
Общественное питание
Восстановление и развитие общественного питания города должно осуществляться за счет приоритетного развития общедоступной сети, в т.ч. сети быстрого питания.
Одним из основных финансовых источников роста сети будут средства частного капитала. Наиболее интенсивное развитие получат предприятия общественного питания для среднего класса, так называемые семейные, молодежные кафе, предприятия быстрого питания при торгово-развлекательных центрах.
Вырастет количество специализированных цехов по выработке кулинарной продукции, полуфабрикатов высокой степени готовности: овощных цехов по приготовлению овощных салатов и полуфабрикатов, производству мучных и кондитерских изделий.
Увеличится охват организованным горячим питанием учащихся общеобразовательных школ на основе модернизации системы школьного питания.
Произойдет дальнейшее развитие и восстановление сети предприятий общественного питания при производственных предприятиях, создание оптимальных условий для организации питания рабочих за счет внедрения новых прогрессивных форм обслуживания, современных форм расчетов за питание.
Организация питания малоимущих слоев населения, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних будет проводиться в соответствии с Программой социальной защиты населения города.
Планируемый результат:
Увеличение оборота общественного питания в 2,5 раза;
Увеличение охвата организованным питанием учащихся общеобразовательных школ до 95%.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 ноября 2007 г. N 672 Раздел V настоящей Концепции изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного Решения
V. Перспективный план по развитию потребительского рынка
г. Барнаула до 2010 года
Наименование мероприятия |
Срок исполнения | Ответственные | |
1 | 2 | 3 | |
1. Обеспечение доступности для населения города объектов потребительского рынка |
|||
1. Оказывать содействие в открытии крупных торгово-развлека- тельных центров |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам, по архитектуре и развитию города, администрации районов города |
|
2. Способствовать созданию крупных торговых сетей |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам, по архитектуре и развитию города |
|
3. Содействовать внедрению новых технологий продаж |
весь период | Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, руководители предприятий торговли и общественного питания |
|
4. Оказывать содействие местным товаропроизводителям в реализации выпускаемых продовольственных и непродовольственных товаров предприятиями розничной торговли |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам, по управлению муниципальной собственностью, по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации города, комитет по архитектуре и развитию города |
|
5. Оказывать содействие в заключении договоров о взаимном сотрудничестве между сельскохозяйственны- ми производителями, предприятиями переработки и предприятиями розничной торговли |
ежегодно | Комитеты по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации города, руководители промышленных предприятий |
|
6. Развивать сеть социальных магазинов, оказывать им содействие по заключению договоров долгосрочной аренды, предоставлению компенсационных мер |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, по социальной поддержке населения администрации города, руководители предприятий |
|
7. Систематически изучать возможность изменения скидок по социальным картам в социальных магазинах города |
ежегодно | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города, районов города, руководители предприятий |
|
8. Оказывать содействие в организации сети магазинов-дискаунтов |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
9. Оказывать содействие предприятиям потребительского рынка в обустройстве автостоянками, парковками и пандусами |
весь период | Комитеты по архитектуре и развитию города, по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, руководители предприятий |
|
10. Вносить предложения об обслуживании горожан в предприятиях потребительского рынка с использованием пластиковых карт через банкоматы и терминалы |
весь период | Комитеты по экономике и инвестициям, по потребительскому рынку и услугам администрации города, районов города, банки города |
|
11. Содействовать открытию специализированных предприятий быстрого питания (пиццерии, кофейни, чайные, кафе семейные, детские, молодежные) |
весь период | Руководители предприятий общественного питания, комитеты по потребительскому рынку и услугам, по архитектуре и развитию города, администрации районов города |
|
12. Оказывать содействие предпринимателям по организации мелкорозничной сети в весенне-летний период |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, руководители предприятий перерабатывающей промышленности, предприятий общественного питания |
|
13. Содействовать развитию кейтеринговых услуг как формы организации питания |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
14. Оказывать помощь в создании распределительных центров крупных сетевых магазинов и оптовых предприятий |
весь период | Комитеты по архитектуре и развитию города, по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
15. Создавать усло- вия для использова- ния муниципального нежилого фонда первых этажей зданий для организации работы социально ориентированных предприятий потребительского рынка |
весь период | Комитеты по управлению муниципальной собственностью, по архитектуре и развитию города, по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
16. Оказывать содействие предпринимателям по открытию предприятий общественного питания в торговых и развлекательных центрах и по внедрению новых форм быстрого питания (фуд-корты) |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, руководители торговых центров |
|
2. Обеспечение качества и безопасности услуг и товаров, повышение культуры обслуживания |
|||
1. Содействовать предприятиям общественного питания и розничной торговли в проведении добровольной сертификации услуг путем проведения семинаров и круглых столов |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, органы по сертификации продукции и услуг |
|
2. Организовывать проведение конкурсов профессионального мастерства по основным профессиям |
не реже 2 раз в год |
Комитеты по потребительскому рынку и услугам, по образованию администраций города и районов города, руководители предприятий, профсоюзные организации |
|
3. Осуществлять контроль за соблюдением качества и ассортимента продовольственных товаров в предприятиях торговли |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
4. Способствовать повышению качества услуг, оказываемых предприятиями общественного питания, входящими в состав дорожного сервиса |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
5. Способствовать повышению охвата организованным горячим питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях города |
весь период | Комитет по потребительскому рынку и услугам, МУП "КШП" г. Барнаула, комитеты по образованию администраций города и районов города, руководители образовательных учреждений |
|
6. Осуществлять постоянный мониторинг качества товаров и услуг потребительского рынка на основе устных и письменных обращений горожан |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города, районов города |
|
7. Способствовать пресечению оборота контрафактной продукции на потребительском рынке города |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города, районов города, УВД по г. Барнаулу |
|
3. Формирование развитой системы товародвижения, защиты и поддержки местных товаропроизводителей |
|||
1. Организовывать проведение ярмарок выходного дня, социальных акций "Продукция Барнаула - горожанам" |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
2. Содействовать реконструкции розничных рынков и комплексов мелкорозничной торговли |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, руководители рынков |
|
3. Обеспечивать поддержку местных товаропроизводителей на территории города |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, по промышленности, предпринимательству и вопросам труда, руководители предприятий перерабатывающей промышленности |
|
4. Создавать условия для открытия распределительных центров, крупных розничных торговых сетей и оптовых компаний |
весь период | Комитеты по архитектуре и развитию города, по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
5. Создавать условия для развития сети магазинов-складов непродовольственных товаров |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администраций города и районов города |
|
4. Организация системы подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка |
|||
1. Способствовать заключению договоров о сотрудничестве предприятий потребительского рынка с учебными заведениями для профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров |
весь период | Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, руководители образовательных учреждений |
|
2. Организовывать обучающие и практические семинары для руководителей предприятий потребительского рынка |
весь период | Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, образовательные учреждения, федеральные органы надзора и контроля, органы по сертификации продукции и услуг |
|
3. Вносить предложения по корректировке учебных планов образовательных учреждений с учетом современных тенденций развития потребительского рынка |
по мере необходимости |
Комитеты по образованию, по потребительскому рынку и услугам администрации города, Совет ректоров ВУЗов Алтая |
|
5. Упорядочение системы управления потребительским рынком и услугами |
|||
1. Осуществлять администрирование реестра предприятий потребительского рынка |
весь период | Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, руководители предприятий города |
|
2. Осуществлять обмен информацией с контролирующими организациями города по вопросам работы потребительского рынка |
весь период | Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, федеральные органы надзора и контроля |
|
3. Осуществлять мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях торговли, обслуживающих льготные категории граждан |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам, экономического анализа и ценового регулирования администрации города |
|
4. Оказывать содействие предпринимателям в получении инвестиционных кредитов |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города, комитет по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации города |
|
5. Информировать о сдаваемом в аренду муниципальном имуществе и об аукционах по продаже муниципального имущества |
весь период | Комитет по управлению муниципальной собственностью города |
|
6. Способствовать созданию эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка |
весь период | Комитеты по экономике и инвестициям, по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации города |
|
7. Способствовать переводу уличной торговли с территории рынков в капитальные сооружения |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
8. Способствовать сохранению и развитию сельскохозяйственных рынков |
весь период | Комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
|
6. Создание нормативной правовой базы для развития потребительского рынка |
|||
1. Разрабатывать нормативные правовые акты по вопросам потребительского рынка для рассмотрения на заседаниях коллегии администрации города, Барнаульской городской Думы |
по мере необходимости |
Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
VI. Основные направления развития бытового обслуживания в г. Барнауле до 2010 года
Общие положения
С целью удовлетворения растущего спроса населения города на бытовые услуги необходимо обеспечить в 2007-2010 гг. развитие отрасли путем обеспечения территориальной и ценовой доступности услуг для всех категорий населения, достижения высокого уровня развития сферы услуг.
В качестве основных задач развития бытового обслуживания города необходимо выделить:
- обеспечение ускоренного развития отрасли;
- взаимодействие органов власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, созданными по отраслевому принципу, в целях стабильного обеспечения населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента;
- обеспечение территориальной доступности услуг, повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг за счет создания условий и инвестиционной привлекательности для строительства новых и реконструкции существующих предприятий бытового обслуживания;
- сохранение доступных тарифов на бытовые услуги льготным категориям граждан;
- создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания; проведение конкурсов, семинаров, выставок.
Ожидаемые результаты от реализации Основных направлений развития бытового обслуживания в г. Барнауле до 2010 года:
- расширение рынка бытовых услуг;
- увеличение объема бытовых услуг, в том числе на душу населения;
- создание новых рабочих мест;
- организация элементов инфраструктуры, оказывающих информационную, консультационную, финансовую и другие виды поддержек исполнителям бытовых услуг.
Раздел 1. Анализ состояния сети предприятий бытового
обслуживания на потребительском рынке города
Бытовое обслуживание населения, как отрасль, одна из первых подверглась реформированию в период перехода к рынку, и традиционно несет большую социальную нагрузку, а также является сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий.
К 2005 году в сфере бытового обслуживания сложились многоукладные экономические отношения. Оформились три основные группы хозяйствующих субъектов:
- индивидуальные предприниматели (наиболее многочисленная группа);
- малые предприятия (с численностью работающих до 30 человек);
- крупные и средние предприятия.
По состоянию на 01.11.2006 в городе действует 1597 предприятий различных форм собственности в сфере бытового обслуживания населения, оказывающих более 30 видов услуг, в сфере обслуживания занято 6630 человек (таблица N 1).
Таблица N 1
Динамика развития сети предприятий бытового обслуживания
на территории г. Барнаула
Район города | Количество предприятий, единиц | Количество работающих, человек | ||||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. 10 мес. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. 10 мес. |
|
Железнодорож- ный |
261 | 316 | 369 | 417 | 1289 | 1784 | 1856 | 1955 |
Индустриаль- ный |
178 | 216 | 242 | 314 | 626 | 710 | 767 | 1172 |
Ленинский | 170 | 197 | 247 | 274 | 720 | 843 | 1016 | 1183 |
Октябрьский | 190 | 223 | 257 | 271 | 749 | 864 | 1051 | 1109 |
Центральный | 152 | 224 | 298 | 321 | 705 | 970 | 1202 | 1211 |
Итого: | 951 | 1176 | 1413 | 1597 | 4089 | 5171 | 5892 | 6630 |
В общей структуре бытовых услуг, оказываемых населению, наибольший удельный вес занимают:
- парикмахерские услуги - 23,7%;
- услуги ателье и мастерские по ремонту и пошиву обуви - 13,5%;
- услуги по ремонту автотранспорта - 18,4%;
- услуги по пошиву одежды - 9,6%.
Согласно нормативу рабочих мест на 1 тысячу человек самым обеспеченным районом города по 15 видам основных услуг является Железнодорожный район -144,0%.
Обеспеченность других районов составляет:
Октябрьский район - 91,0%;
Центральный район - 90,0%;
Ленинский район - 84,0%;
Индустриальный район - 74,2%.
В целом по городу этот показатель составляет 96,6%.
В настоящее время в городе общая ситуация в сфере оказания бытовых услуг населению характеризуется как стабильно устойчивая.
Положительная динамика основных показателей развития отрасли говорит о позитивных изменениях в сфере бытовых услуг (таблицы NN 2, 3).
Таблица N 2
Структура и динамика развития бытовых услуг населению
Январь - сентябрь 2006 г., млн. рублей |
В % к январю - сентябрю 2005 г., в фактических ценах |
В % к январю - сентябрю 2005 г., в сопоставимых ценах |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем бытовых услуг, всего: |
1361,5 | 127,0 | 109,3 |
в том числе: | |||
ремонт, окраска и пошив обуви |
38,1 | 127,6 | 113,1 |
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, пошив и вязание трикотажных изделий |
310,8 | 117,6 | 100,3 |
ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
79,3 | 115,3 | 111,2 |
ремонт и изготовление мебели |
59,6 | 131,2 | * |
химическая чистка и крашение |
13,2 | 269,5 | 100,9 |
услуги прачечных | 12,2 | 268,7 | 100,6 |
ремонт и строительство жилья и других построек |
182,2 | 138,8 | 118,9 |
ремонт и техобслуживание транспортных средств, машин и оборудования |
267,5 | 142,0 | 117,6 |
услуги фотоателье | 41,1 | 109,0 | 109,1 |
услуги бань и душевых | 26,9 | 212,3 | 101,5 |
услуги парикмахерских | 124,1 | 115,9 | 105,1 |
услуги предприятий по прокату |
9,5 | 123,6 | * |
ритуальные услуги | 94,5 | 114,1 | 114,7 |
прочие виды бытовых услуг | 102,5 | 117,9 | * |
* Индекс цен не рассчитывается
Таблица N 3
Качественная характеристика рынка бытовых услуг за 2003-2005 годы
N п/ п |
Наименование показателей | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1. | Объем бытовых услуг, всего (млн. руб.) | 919,4 | 1187,6 | 1505,3 |
2. | Индекс физического объема платных услуг, в сопоставимых ценах (%) |
117,2 | 110,3 | 114,0 |
3. | Объем бытовых услуг на душу населения (руб.) | 1378,0 | 1793,4 | 2287,7 |
4. | Количество хозяйствующих субъектов на конец периода (ед.) |
951 | 1176 | 1413 |
5. | Численность занятых в бытовом обслуживании населения (чел.) |
4019 | 5171 | 5892 |
Вместе с позитивными тенденциями развития сферы бытового обслуживания населения имеется ряд серьезных негативных проявлений.
Качество услуг является одним из важнейших факторов состояния отрасли, а рост сети предприятий бытового обслуживания не всегда способствует улучшению качества услуг.
Согласно анализу структуры обращений граждан к специалистам по защите прав потребителей отмечается увеличение числа жалоб на качество оказываемых бытовых услуг населению (таблица N 4).
Таблица N 4
Структура обращений потребителей
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||
всего | % | всего | % | всего | % | всего | % | всего | % | |
Количество обращений, всего: | 498 | 447 | 589 | 678 | 835 | |||||
в том числе: | ||||||||||
ремонт радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники |
72 | 15 | 58 | 13 | 40 | 7 | 46 | 7 | 82 | 10 |
химическая чистка и крашение одежды | 43 | 9 | 38 | 9 | 30 | 5 | 31 | 5 | 40 | 5 |
пошив, ремонт одежды | 37 | 7 | 31 | 7 | 52 | 9 | 22 | 3 | 21 | 3 |
пошив, ремонт изделий из меха | 27 | 5 | 17 | 4 | 18 | 3 | 7 | 1 | 13 | 2 |
изготовление и установка железных дверей, остекление, установка столярных изделий |
84 | 17 | 88 | 19 | 137 | 23 | 163 | 24 | 209 | 25 |
услуги по ремонту автотранспорта | 13 | 3 | 14 | 3 | 23 | 4 | 33 | 5 | 10 | 1 |
изготовление и ремонт мебели | 46 | 9 | 86 | 19 | 107 | 18 | 217 | 32 | 287 | 34 |
пошив и ремонт обуви | 41 | 8 | 43 | 10 | 35 | 6 | 24 | 4 | 27 | 3 |
услуги фотоателье | 4 | 1 | 12 | 3 | 11 | 2 | 4 | 1 | 2 | 0,2 |
прочие услуги | 131 | 26 | 60 | 13 | 136 | 23 | 131 | 19 | 144 | 17 |
Процессы, происходящие в сфере бытового обслуживания населения, непосредственно связаны с состоянием потребительского рынка, уровнем доходов и платежеспособностью населения. Сохраняется "неформальный" и "теневой" бизнес, например таких услуг, как: ремонт и изготовление мебели, ремонт автомобилей, ремонт радиоэлектронной и сложнобытовой техники, пошив одежды. Названные виды услуг оказываются на дому, лицами, незарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при этом цены на оказываемые услуги значительно ниже, а отсюда, как правило, ниже и качество. Соответственно встают проблемы учета объемов бытовых услуг в статистических органах. Кроме того, бюджет города недополучает денежные средства из-за неуплаты такими предприятиями налогов.
Результаты проверок контролирующих органов и участившиеся жалобы населения свидетельствуют о наличии серьезных проблем в профессиональном образовании работников, занятых в сфере обслуживания. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование труда работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.
Причина отсутствия на предприятиях стабильных профессиональных коллективов связана не только с утратой системы подготовки кадров, но еще и с непрестижностью соответствующих профессий, а также с негативным отношением молодежи к работе в сфере сервиса.
Кроме того, недостаточно высокие доходы предприятий не дают возможности предложить своим сотрудникам социальный пакет.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений развития бытового обслуживания должно стать дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых в сфере бытового обслуживания, а также создание позитивного имиджа профессий этой отрасли.
Еще один важный аспект развития бытового обслуживания - это создание условий труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия.
Негативные процессы в экономике, боязнь потерять работу вынуждают людей работать в опасных условиях. Все это происходит на фоне износа оборудования, его несоответствия стандартам безопасности труда, несоблюдения требований трудового законодательства.
Мероприятия развития бытового обслуживания в г. Барнауле направлены на уменьшение травматизма и повышение безопасности труда.
Одним из способов снижения травматизма является специальное обучение персонала: руководителей и специалистов, работников предприятий мерам по охране труда.
В настоящее время существующая структура сферы бытового обслуживания сложилась в результате рыночных преобразований. Являясь составной частью потребительского рынка, она представляет собой социально-значимый# сектор экономики, который нуждается в регулировании.
Рынок услуг насыщен различными видами бытовых услуг, возрастает культура обслуживания.
Дальнейшее планомерное развитие станет важнейшим фактором обеспечения экономической стабильности города, повысит качество жизни барнаульцев.
В этих условиях администрации города необходимо разработать механизмы регулирования, направленные на:
- создание благоприятного климата и условий для привлечения инвестиций в сферу бытового обслуживания;
- усиление социальной направленности работы предприятий бытового обслуживания населения;
- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения.
Главным инструментом развития отрасли станут Основные направления развития бытового обслуживания населения в г. Барнауле до 2010 года, которые представляют собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития бытового обслуживания населения.
При складывающихся тенденциях развития сферы услуг и дальнейшей стабилизации экономической ситуации прогнозируется как увеличение объема бытовых услуг в целом, так и увеличение объема бытовых услуг на душу населения (таблица N 5).
Таблица N 5
Основные параметры развития рынка бытовых услуг в г. Барнауле
N п/ п |
Наименование показателей | 2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. | Объем бытовых услуг, всего (млн. руб.): |
1810 | 2080 | 2195 | 2400 | 2650 |
2. | Объем бытовых услуг на душу населения (руб.) |
2772 | 3185 | 3361 | 3675 | 4058 |
Раздел 2. Мероприятия по развитию бытового обслуживания
в г. Барнауле до 2010 года
N п/п |
Наименование мероприятия | Результаты исполнения |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Информационное обеспечение
1.1. | Координация и регулирование деятельности предприятий по предоставлению бытовых услуг населению на территории города |
улучшение качества предоставляе- мых услуг |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
Барнаула, мониторинг деятельности по предоставлению бытовых услуг населению |
||||
1.2. | Анализ развития сети бытового обслуживания в территориальном и отраслевом разрезе |
обеспечение стратегическо- го прогнозирова- ния и планирования потребностей в бытовых услугах |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
1.3. | Ведение реестра предприятий бытового обслуживания |
обеспечение стратегическо- го прогнозирова- ния и планирования потребностей в бытовых услугах |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
1.4. | Проведение специализированных информационных семинаров по вопросам поддержки и развития предприятий бытового обслуживания населения |
ознакомление с изменениями в законодательс- тве, регулирующим# деятельность сферы бытовых услуг, обмен передовыми методами работы |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
2007-2010 г.г. |
1.5. | Организация консультационной помощи предприятиям и частным предпринимателям, оказывающим бытовые услуги населению |
помощь в организации собственного дела |
комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
2007-2010 г.г. |
2. Развитие инфраструктуры сферы бытовых услуг
2.1. | Содействие в создании отраслевых союзов (гильдий) |
объединение предприятий бытового обслуживания с целью оказания взаимопомощи, содействие экономическому развитию отрасли |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города, крайком профсоюза "Торговое единство" |
2007-2010 г.г. |
2.2. | Организация и проведение конкурсов среди предприятий бытового обслуживания |
развитие отрасли бытового обслуживания населения |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
2.3. | Создание условий для развития комплексных центров по оказанию бытовых услуг на крупных промышленных предприятиях города |
обеспечение территориаль- ной доступности услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города; руководители предприятий промышленности и сферы бытового обслуживания населения |
2007-2010 г.г. |
3. Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1. | Организация работы по предоставлению льгот по налогам и арендной плате предприятиям, оказывающим бытовые услуги социально незащищенным слоям населения |
создание экономических условий для развития предприятий сферы услуг и повышение их инвестиционной привлекатель- ности |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
2007-2010 г.г |
3.2. | Содействие в разработке инвестиционных проектов предприятий и индивидуальных предпринимателей бытового обслуживания |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
4. Повышение культуры и улучшение качества обслуживания
4.1. | Организация работы по исполнению предприятиями бытового обслуживания Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил бытового обслуживания населения РФ |
повышение качества обслуживания покупателей |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов |
2007-2010 г.г |
4.2. | Популяризация в средствах массовой информации успешно работающих предприятий бытового обслуживания населения |
пропаганда сферы бытовых услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда, информационной политике; администраций районов города |
2007-2010 г.г |
4.3. | Обеспечение взаимодействия предприятий бытового обслуживания с аккредитованными центрами по сертификации бытовых услуг |
улучшение качества предоставляе- мых бытовых услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда, информационной политики; администраций районов города |
2007-2010 г.г |
4.4. | Организация работы по повышению заработной платы и ее легализации |
улучшение качества предоставляе- мых бытовых услуг |
комитет по потребительскому рынку и услугам, комитет по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда |
2007-2010 г.г |
4.5. | Разработка и реализация механизма вывода из "тени" предприятий бытового обслуживания |
легализация заработной платы, увеличение доходной части бюджета города, улучшение качества бытовых услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда |
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение
5.1. | Содействие организации повышения квалификации и обучение кадров для предприятий бытового обслуживания |
повышение квалификации работников сферы услуг |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, руководители образовательных учреждений |
2007-2010 г.г |
5.2. | Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников бытового обслуживания |
обмен опытом, повышение престижа профессии |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, крайком профсоюза "Торговое единство" |
2007-2010 г.г. |
5.3. | Содействие в подготовке и проведении краевых и городских учебно-методических семинаров и совещаний по развитию службы быта |
повышение квалификации работников управления сферой бытового обслуживания населения |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города |
2007-2010 г.г |
5.4. | Проведение семинаров по обмену опытом среди предприятий бытового обслуживания населения |
распростране- ние положительного опыта в работе предприятий службы быта |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
2007-2010 г.г |
6. Охрана труда
6.1 | Организация информационной поддержки сферы услуг в области охраны труда (проведение семинаров, "круглых столов"), размещение информации на официальном сайте города Барнаула |
оказание методической помощи предприятиям сферы услуг |
комитет по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда администрации города |
2007-2010 г.г |
6.2 | Организация сотрудничества между предприятиями бытового обслуживания и лизинговыми компаниями |
повышение безопасности и снижение производствен- ного травматизма, улучшение качества предоставляе- мых услуг |
комитет по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда администрации города |
2007-2010 г.г |
VII. Контроль за ходом реализации Концепции
Информация о ходе выполнения Концепции рассматривается ежегодно на совещаниях у главы администрации города Барнаула, ежеквартально - у заместителя главы администрации города или у председателя комитета по развитию потребительского рынка, с участием заместителей глав администраций районов, курирующих потребительский рынок, и руководителей предприятий торговли, питания, пищевых и перерабатывающих предприятий.
Комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города вправе в рамках Концепции корректировать планы реализации отдельных мероприятий, исходя из конкретной экономической, финансовой и социальной ситуации в городе.
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 24 марта 2005 г. N 93 "О Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.