Постановление Администрации Алтайского края от 17 мая 2005 г. N 286
"Об Основных направлениях развития потребительского рынка товаров и услуг
в Алтайском крае на 2005-2008 годы"
Постановлением Правительства Алтайского края от 8 ноября 2017 г. N 398 настоящее постановление признано утратившим силу с 10 ноября 2017 г.
В соответствии с п. 12 ст. 80 Устава (Основного Закона) Алтайского края и в целях определения концептуальных перспектив развития торговли, общественного питания и бытовых услуг в крае на период 2005-2008 годов с учетом совершенствования развития инфраструктуры, насыщения рынка качественными товарами и услугами ценовой и территориальной доступности, создания максимально комфортных условий и высокого уровня обслуживания населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг в Алтайском крае на 2005-2008 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг на среднесрочную перспективу с учетом подбора приемлемой модели и специфики развития торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг территорий края.
3. Предложить органам местного самоуправления в решении вопросов рационального размещения предприятий общественного питания, расположенных на автомагистралях федерального и краевого значения, использовать карту-схему размещения действующих и рекомендуемых предприятий дорожного сервиса (приложение 1).
4. Предложить органам местного самоуправления при рассмотрении вопросов профессиональной подготовки и переподготовки кадров для потребительского рынка использовать карты-схемы расположения учебных заведений и организаций края (приложения 2, 3, 4).
5. Признать утратившими силу следующие постановления администрации края:
от 25.09.2000 г. N 723 "Об утверждении Основных направлений развития торговли и общественного питания на 2000-2005 годы";
от 07.02.2000 г. N 98 "О мероприятиях по развитию сферы бытовых услуг населению края на 2000-2005 годы".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края, начальника Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края С.И.Тена.
Заместитель главы
администрации края |
М.С.Козлов |
Основные направления развития
потребительского рынка товаров и услуг
в Алтайском крае на 2005-2008 годы
(утв. постановлением администрации Алтайского края от 17 мая 2005 г. N 286)
I. Общие положения
Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг определяют концептуальные перспективы развития торговли, общественного питания и бытовых услуг в крае на период 2005-2008 гг. с учетом политики краевой администрации, определенной ранее постановлениями администрации края от 25.09.2000 г. N 723 "Об утверждении Основных направлений развития торговли и общественного питания на 2000-2005 годы" и от 07.02.2000 г. N 98 "О мероприятиях по развитию сферы бытовых услуг населению края на 2000-2005 годы".
Период 2005-2008 гг. следует рассматривать как этап качественных преобразований потребительского рынка, направленных на повышение жизненного уровня населения путем создания органами местного самоуправления необходимых условий для развития отрасли, выстраивания гибкой системы взаимоотношений органов государственной власти, предпринимателей и потребителей.
II. Современное состояние и проблемы развития потребительского рынка
В настоящее время в Алтайском крае потребительский рынок в его различных проявлениях становится сферой, имеющей важное значение для преобразований в целом и повышения жизненного уровня населения в частности. Сфера потребительского рынка тесно связана с деятельностью всех отраслей экономики и выступает ориентиром, связующим звеном при выборе направлений развития производства и в доведении товаров и услуг до потребителя.
За период 2000-2004 гг. потребительский рынок товаров и услуг претерпел коренные изменения.
На сегодняшний день это крупнейшее хозяйственное образование, насчитывающее более 21 тыс. объектов торговли, 3,8 тыс. предприятий общественного питания, в пределах 7 тыс. субъектов сферы бытовых услуг, в которых трудится от 200 до 250 тыс. человек, или каждый пятый житель края, работающий в сфере экономики.
Только в 2004 году введено в строй 363 новых предприятия, в том числе 255 объектов торговли, 33 - общественного питания, 75 - бытового обслуживания населения; реконструировано 756 предприятий потребительского рынка.
С вводом новых объектов значительно повысились показатели эффективности потребительского рынка: в торговле - обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей (с 218 до 309 кв. м), в общественном питании - обеспеченность посадочными местами (с 54% до 90%), в сфере бытовых услуг - среднедушевой объем оказанных услуг (с 274 до 866 руб.).
На протяжении 2000-2004 гг. сохранялась положительная динамика основных экономических показателей. В 2004 году оборот розничной торговли достиг 65,8 млрд. руб. против 24,4 млрд. руб. в 2000 году, общественного питания - 1,8 млрд. руб. против 652 млн. руб., объем бытовых услуг соответственно 2,2 млрд. руб. против 834 млн. руб. в 2000 году. При этом ежегодно обеспечивался прирост физических объемов от 11 до 16%.
По сравнению с предыдущими годами значительно улучшилось финансовое положение организаций потребительского рынка: в торговле и общественном питании до 82% организаций закончили финансовый год с прибылью. Финансовая стабильность организаций торговли обеспечила в 2004 году 13% (в 2003 году - 11%, в 2002 году - 9,5%) всех налоговых платежей и сборов, поступивших в бюджеты всех уровней.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка края свидетельствуют также о наличии ряда серьезных проблем, требующих своего решения в рассматриваемой перспективе (2005-2008 гг.).
Обладая насыщенной инфраструктурой, материально-технической базой и квалифицированными кадрами, потребительский рынок в городах края оказался наиболее развитым и приспособленным к условиям высокой конкуренции, которая диктует применение современных технологий и форм обслуживания.
Параметры инфраструктуры, формы и методы организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности основываются на принципах уровневого развития и отраслевой специфики хозяйственной деятельности муниципального образования с учетом финансовых и профессиональных возможностей хозяйствующих субъектов.
По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения территориального размещения объектов потребительского рынка в крае, которое в настоящий момент не всегда отвечает запросам населения. В городах ощущается дефицит стационарных торговых объектов в новых микрорайонах, в сельской местности - стационарных мелкорозничных объектов в отдаленных селах и населенных пунктах с малочисленным населением.
Имеет место существенная (до 20-25%) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по районам и городам края.
Рост потребительских цен во многом обусловлен факторами несовершенной сбытовой политики в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В их числе высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, высокая зависимость от импортной продукции по отдельным видам потребительских товаров, недостаточная конкуренция между предприятиями на локальном уровне при условии низкой насыщенности торговой сети и др.
Одной из главных проблем развития потребительского рынка в рассматриваемой перспективе является обеспечение экономической (ценовой) доступности товаров и услуг для малообеспеченных групп населения, в отношении которых не применяется система дисконтного обслуживания в продовольственной торговой сети, а также слабо реализуются меры прямой адресной поддержки.
Общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка является обеспечение качества и безопасности товаров и услуг. Наиболее остро она стоит в сфере неорганизованной торговли: на рынках и в мелкорозничной сети реализуется основная масса фальсифицированной и некачественной продукции, доля которой достигает по отдельным группам товаров 75-90%. Существование теневых каналов товародвижения, тесно связанных с неорганизованной торговлей, выводит за пределы системы контроля качества и безопасности, а также налогового контроля значительные объемы потребительских товаров.
В целом для решения проблем развития потребительского рынка края требуются новые методы и концептуальные приоритеты развития торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг на среднесрочную перспективу.
III. Определение задач для совершенствования потребительского рынка
В целях дальнейшего совершенствования краевой системы регулирования потребительского рынка предстоит решить следующие задачи:
конструктивное взаимодействие муниципальных органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг, алтайских товаропроизводителей, общественных объединений предпринимателей в области развития инфраструктуры потребительского рынка, современных форм и методов обслуживания, территориальной доступности, обеспечения широкого ассортимента товаров и оказания услуг с соблюдением интересов и защитой прав потребителей;
разработка основных форм муниципальной поддержки и стимулирования торговой деятельности, сферы общественного питания и бытовых услуг;
насыщение потребительского рынка края качественными алтайскими товарами на основе действия системы оценки качества продукции "Алтай-качество";
создание благоприятных условий для развития эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
содействие развитию сетевых и франчайзинговых форм ведения бизнеса на территории края;
развитие межтерриториальных и интеграционных связей организаций оптовой и розничной торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности для реализации совместных проектов, способствующих развитию потребительского рынка в крае;
укрепление нормативной правовой базы потребительского рынка;
разработка оптимизированного плана размещения объектов потребительского рынка на территории муниципальных образований;
создание условий для установления прямых связей с товаропроизводителями и оптимизация системы товародвижения на предприятиях края по обеспечению населения товарами местного производства;
содействие повышению экономической эффективности субъектов потребительского рынка и увеличение на этой основе поступлений финансовых средств в местные бюджеты;
формирование единой информационной системы учета хозяйствующих субъектов потребительского рынка;
контроль за соблюдением правил и норм торговли, регламентированных законодательством Российской Федерации;
проведение мероприятий по вопросам подготовки и переподготовки кадров через механизмы взаимодействия с хозяйствующими субъектами и общественными объединениями предпринимателей районов и городов края.
В соответствии с поставленными задачами муниципальным образованиям края предлагается самостоятельно оценить уровень развития потребительского рынка их территории с последующим определением направлений развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения на среднесрочную перспективу:
1-й уровень развития - территории с динамично развивающейся потребительской сферой, где происходят качественные преобразования инфраструктуры, совершенствуются формы и методы обслуживания, внедряются прогрессивные производственные технологии и т.д.
2-й уровень развития - территории с наиболее высоким уровнем развития потребительского сектора, имеющие потенциал для совершенствования форм и методов обслуживания, повышения покупательской способности населения.
3-й уровень развития - территории, где на фоне относительной стабилизации рынка товаров и услуг требуется разработка комплекса мероприятий по укреплению системообразующего звена потребительского рынка, созданию благоприятного инвестиционного климата.
4-й уровень развития - территории со слаборазвитой инфраструктурой потребительского рынка, устаревшими технологиями и низким качеством обслуживания. На данных территориях требуется объединение усилий органов местного самоуправления, системы потребительской кооперации и субъектов малого бизнеса по преобразованию отрасли в действенный механизм с проведением мероприятий финансового оздоровления и привлечением сопряженных отраслей экономики.
IV. Концептуальные приоритеты развития потребительского рынка
Торговая сфера
Развитие торговой сферы в 2005-2008 гг. предусматривает реализацию современных торговых градостроительных стандартов и требований, насыщение рынка качественными товарами ценовой доступности, в том числе за счет продукции местного производства, создание максимально комфортных условий и высокого уровня обслуживания покупателей, с учетом активного содействия органов местного самоуправления субъектам торговли, общественным объединениям предпринимателей, способствующим процессам развития торговли.
В соответствии с основными задачами развития потребительского рынка на 2005-2008 годы требуется определение концептуальных приоритетов для торговой сферы края и решение органами местного самоуправления следующих задач:
обеспечение в торговой сфере баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов на основе совершенствования нормативных правовых отношений, методов координации и контроля органов местного самоуправления за качеством реализации товаров и предоставления услуг на территории, а также развития механизмов саморегулирования рынка;
рациональное размещение торговой сети, обеспечивающей территориальную доступность товаров во всех районах края, в том числе в городских микрорайонах - на уровне не ниже принятых градостроительных стандартов и требований, в соответствии с планами развития территорий;
развитие современной торговой инфраструктуры за счет нового строительства, реконструкции и модернизации объектов в соответствии с градостроительными схемами, планировками и новейшими научно-техническими достижениями, в том числе с учетом принципов логистики;
развитие современных торговых форматов, работающих по методу самообслуживания, применяющих сетевые и франчайзинговые формы ведения деятельности; развитие фирменной и специализированной торговли;
совершенствование форм торгового обслуживания с применением элементов прогрессивных методов продаж, современного торгово-технологического оборудования, автоматизации торгового процесса, информационных технологий и корпоративного обучения персонала;
насыщение ассортимента продовольственных товаров и сохранение его стабильности за счет развития в торговой сети собственного мини-производства и расширения ассортимента продукции местных товаропроизводителей;
формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей экономическую (ценовую) доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения посредством развития дисконтных программ, организации аккредитованных социальных магазинов и оказания адресной помощи населению с уровнем дохода ниже прожиточного минимума;
повышение уровня качества торгового обслуживания на рынках, систематизация мероприятий, контролирующих их деятельность; преобразование рынков в современные многопрофильные торговые комплексы, в том числе с концентрацией торговых объектов из быстровозводимых конструкций; ликвидация наиболее мелких рынков, не подлежащих преобразованию; развитие сельскохозяйственных рынков;
упорядочение мелкорозничной сети посредством установки остановочных павильонов и киосков с современным дизайном, а также путем ликвидации несанкционированной торговли; развитие мелкорозничной торговли преимущественно в условиях недостатка стационарных торговых объектов.
В целях реализации концептуальных приоритетов развития торговой сферы органам местного самоуправления края предлагается создать необходимые условия хозяйствующим субъектам, обеспечивающим процессы развития отрасли на территории.
Для того чтобы система регулирования торговли муниципального образования была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с широким кругом негосударственных структур, общественных объединений, ассоциаций, строиться на достижении межведомственных соглашений, способствующих развитию торговли.
При этом система координации и регулирования муниципальных структур, курирующих вопросы потребительского рынка, предполагает прямое конструктивное сотрудничество с торговыми субъектами, оказание им образовательной, консультационной, информационной помощи, создание условий для инвестирования предпринимательских проектов и программ развития отрасли.
Для реализации поставленных задач муниципальным образованиям края рекомендовано сформировать среднесрочные планы развития потребительского рынка, разработать и утвердить на местном уровне перспективные схемы дислоцирования объектов с учетом специфики и степени развития сферы торговли.
Для территорий с 1-ым или 2-ым уровнем развития, обеспечивающим современные стандарты в развитии инфраструктуры и форм торгового обслуживания, приоритетным направлением является создание условий для эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка.
В соответствии с принципом уровневой принадлежности данным муниципальным образованиям рекомендуется решить следующие задачи:
качественное и количественное развитие современных торговых форматов, работающих по методу самообслуживания (гипер- и супермаркеты, минимаркеты "шаг-маг", дискаунтеры);
совершенствование каналов товародвижения посредством создания современных распределительных центров, магазинов-складов, торговых домов;
ускоренное развитие розничных сетевых структур с организацией системы логистики и франчайзинговых схем торговли;
расширение сети магазинов фирменной торговли, развитие ярмарочной торговли;
сокращение удельного веса форм неорганизованной торговли (мелкорозничная, рыночная) в суммарной емкости торговой сети;
развитие на торговых предприятиях собственного мини-производства полуфабрикатной продукции высокой степени готовности;
формирование социально ориентированной торговли за счет развития сети магазинов эконом-класса, комиссионной торговли и активизации хозяйствующих субъектов в области реализации социальных программ;
переход на уровень качественного торгового обслуживания за счет использования корпоративного обучения персонала, повышения квалификации, подготовки и переподготовки торговых работников массовых профессий;
развитие прогрессивных технологий с учетом современных стандартов и принципов организации торгового процесса, внедрения средств автоматизации и электронной торговли.
Муниципальным образованиям с 1-ым или 2-ым уровнем развития предлагается в рамках сотрудничества оказывать содействие предпринимательским структурам в развитии единой торговой политики на их территории по следующим вопросам:
достижение внутренней пропорциональности размещения торговых объектов, отвечающих запросам населения и ориентированных на конкретного потребителя, посредством развития современных торговых форматов, преимущественно работающих по методу самообслуживания;
развитие сетевых форм торговли, создание новых сетевых структур, в том числе за счет объединения предприятий с одинаковой концепцией торговли, одной и той же специализацией, одинаковыми формами обслуживания;
расширение масштабов применения франчайзинга как средства повышения устойчивости и конкурентоспособности торговых предприятий, улучшения качества обслуживания, сокращения производственных затрат;
расширение сети фирменной торговли посредством выделения свободных муниципальных помещений хозяйствующим субъектам, ориентированным на продвижение на внутренний потребительский рынок продукции местного производства;
поддержка процессов расширения ассортимента товаров в соответствии с критерием "цена - качество", позволяющим покупателям оптимизировать свой потребительский выбор: приобретать товар необходимого им качества по доступным ценам, в требуемых объемах и ассортименте, в том числе за счет выработки на собственных мини-производствах качественных мясных, рыбных полуфабрикатов высокой степени готовности, кулинарной, салатной и кондитерской продукции;
реализация в полном объеме комплекса мер, направленных на сдерживание роста потребительских цен, прежде всего на товары первой необходимости, за счет перестройки каналов товародвижения, сокращения лишних посреднических звеньев, развития прогрессивных технологий организации торговли и логистики;
принятие мер по сокращению мелкорозничной торговли и ее развитию преимущественно в условиях недостатка стационарных торговых предприятий с приведением в соответствие ассортимента реализуемых товаров и функционального назначения объектов (продажа мороженого, прохладительных напитков, печатной, табачной и другой продукции); повышение уровня торгового обслуживания;
последовательное осуществление мероприятий по трансформации рынков в торговые комплексы на основе проведения капитального и текущего ремонта, обеспечивающего их приведение в надлежащее санитарно-техническое и эстетическое состояние, с созданием отдельных зон для реализации продукции сельскохозяйственного назначения;
разработка мер по развитию социально значимых магазинов (отделов), ориентированных, в первую очередь, на обслуживание малообеспеченных граждан, с использованием форм аккредитации и (или) с заключением соглашений на обслуживание населения по сниженным ценам; реализация мер по переходу крупных сетевых продовольственных компаний на дисконтное обслуживание пенсионеров и малообеспеченных категорий граждан, оказание им прямой адресной помощи и других видов поддержки;
повышение культуры и качества торгового обслуживания за счет внедрения прогрессивных форм и методов организации торговли, расширения дополнительных сервисных услуг, применения новых технологий торговли и логистики.
Для муниципальных образований с 3-им или 4-ым уровнем развития, имеющих потенциал для совершенствования торговой инфраструктуры, форм и методов обслуживания, приоритетным направлением является оказание поддержки субъектам, независимо от форм собственности, удовлетворяющим возрастающий спрос сельского населения на специализированные товары и оказание ряда дополнительных услуг.
В соответствии с принципом уровневой принадлежности данным муниципальным образованиям рекомендуется решить следующие задачи:
совершенствование материально-технической базы торговой сферы за счет строительства новых объектов, реконструкции и технического перевооружения предприятий торговли, в том числе предприятий системы потребкооперации;
развитие разноформатных предприятий торговли: торговых центров, универсальных магазинов, в том числе работающих по методу самообслуживания, а также специализированных и фирменных магазинов;
развитие стационарной мелкорозничной торговли универсальными товарами в малых селах; организация приема предварительных заказов и доставки товаров первой необходимости, выездной торговли в удаленных населенных пунктах;
организация стационарной и мелкорозничной торговли на территориях, где развивается туризм, отдых и санаторно-курортное лечение;
создание эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка;
насыщение торговой сети продовольственными товарами, в том числе за счет расширения ассортимента продукции местных товаропроизводителей;
использование невостребованных, неэффективно используемых муниципальных площадей для организации социально ориентированной торговли;
развитие форм потребительского кредитования в специализированных отделах (магазинах) на покупку товаров длительного пользования;
развитие торговых услуг посредством организации и совершенствования работы комплексов дорожного сервиса;
повышение уровня торгового обслуживания за счет оказания дополнительных сервисных услуг;
развитие средств автоматизации торгового процесса за счет внедрения электронно-весового оборудования, технологий штрихового кодирования, сканирования и маркировки товаров.
Муниципальным образованиям с 3-им или 4-ым уровнем развития предлагается в рамках сотрудничества оказывать содействие предпринимательским структурам в развитии единой торговой политики на их территории по следующим вопросам:
развитие разноформатных торговых объектов (универсальных магазинов самообслуживания, специализированных, фирменных, комиссионных магазинов), многопрофильных объектов торговли (торговых комплексов) преимущественно за счет нового строительства и (или) проведения реконструкции и технического перевооружения уже существующих торговых объектов, при условии соблюдения современных архитектурно-проектных стандартов и современных форм обслуживания;
разработка мероприятий по обеспечению малонаселенных и неперспективных сел торговым обслуживанием посредством организации мелкорозничной торговли, магазинов "на дому", организации приема предварительных заказов и доставки товаров первой необходимости, оказания выездной торговли с первоочередным привлечением предприятий потребкооперации и субъектов малого бизнеса;
организация стационарной и мелкорозничной торговой сети на территориях, где развивается туризм, отдых и санаторно-курортное лечение, их насыщение сопутствующими товарами и товарами первой необходимости, с изучением потенциальной емкости, ассортимента и сезонной потребности в организации торговли и с последующим привлечением малого бизнеса;
расширение ассортимента товаров в торговой сети за счет продвижения продукции местных товаропроизводителей, развития собственного мини-производства полуфабрикатной продукции, развития франчайзинговой формы торговли с инициированием сотрудничества с наиболее крупными сетевиками со стороны администраций районов;
проведение инвентаризации невостребованных и неэффективно используемых муниципальных площадей с последующим проведением аккредитирующего конкурса на получение бесплатного или льготного права их аренды с целью торгового обслуживания населения по сниженным ценам и (или) с использованием различных скидок;
внедрение форм потребительского кредитования населения для покупки товаров длительного пользования (бытовой техники, мебели, ковров и ковровых изделий, верхней одежды, строительных материалов и др.) с привлечением кредитных организаций района, края;
привлечение хозяйствующих субъектов района к организации торгового обслуживания в составе комплексов дорожного сервиса (продаже прохладительных напитков, мороженого, печатной, табачной продукции) в весенне-летний период;
расширение перечня дополнительных сервисных услуг на торговых предприятиях (установка банкоматов; вендинговых автоматов с жевательной резинкой, конфетами "Чупа-чупс", игрушками для детей; праздничная упаковка товаров; обслуживание по предварительному заказу населения; продажа печатной продукции; оказание швейных услуг и услуг по ремонту одежды, раскрою и сметке изделий; доставка товаров на дом и др.);
развитие современных технологий торгового процесса посредством использования электронного весоизмерительного оборудования, технологий штрихового кодирования, сканирования и маркировки товаров и др.
Общественное питание
Приоритетные направления развития услуг общественного питания предусматривают создание разноформатной индустрии питания с учетом максимального удовлетворения потребностей населения края в безопасных и качественных услугах по доступным ценам, рациональное размещение объектов, организацию питания вне дома: по месту работы, учебы, в дороге, на отдыхе, а также организацию комфортных условий для потребления пищи, с проведением развлекательных мероприятий.
В соответствии с основными задачами развития общественного питания края концептуальными приоритетами на 2005-2008 годы являются:
1. Реализация градостроительной политики территориального образования, предусматривающей рациональное размещение предприятий за счет:
нового строительства, реконструкции и совершенствования материально-технической базы действующих объектов, нежилых помещений, нижних этажей жилых и административных зданий, площадей предприятий потребкооперации, с учетом нормативной обеспеченности посадочными местами;
развития сети предприятий общественного питания на основе кооперирования с предприятиями оптовой, розничной торговли и бытового обслуживания, с учетом сохранения индивидуальности услуг каждого участника объединения и взаимного продвижения товаров и услуг на потребительский рынок;
развития сетевых технологий для усиления реальной конкуренции, увеличения объема продаж качественной продукции, формирования ценовой политики предприятия;
совершенствования инфраструктуры отрасли с учетом развития автономных классических (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая) и комплексных функциональных форматов, ориентированных на потребителей различных категорий и уровня достатка;
формирования общедоступного сегмента специализированных предприятий, ориентированных на определенный контингент потребителей: в составе развлекательных центров, клубов, спортивно-оздоровительных комплексов, дворцов культуры, туристических и гостиничных комплексов, оздоровительных центров и зон отдыха с учетом динамичного развития санаторно-курортной сферы и туризма;
расширения сети магазинов и отделов кулинарии, потребность в которых обусловлена ускорением ритма жизни населения и изменением структуры питания;
создания и качественного развития предприятий общественного питания в составе автономных зон торгового обслуживания, комплексов дорожного сервиса, на автозаправках и в автосервисных мастерских, расположенных на автомагистралях федерального и краевого значения. Предлагается карта-схема размещения действующих и рекомендуемых предприятий дорожного сервиса (приложение 1);
осуществления комплекса мер по поддержке предприятий, обеспечивающих питание учащихся и студентов по месту учебы, рабочих и служащих по месту работы.
2. Оказание организационной, консультативной и методической помощи предприятиям общественного питания:
использующим индустриальные методы приготовления пищи и имеющим цеха по производству полуфабрикатов высокой степени готовности;
организующим на профессиональной основе (как основной вид деятельности) кейтеринговые услуги: выездное обслуживание в офисе (корпоративные вечеринки, совещания, семинары), на пикнике, на торжественных мероприятиях во дворцах и домах культуры, спортивно-зрелищных комплексах и т.п.;
внедряющим востребованные дополнительные услуги: проведение торжественных мероприятий; формирование заказов на блюда и полуфабрикаты; приготовление блюд в банкетном исполнении из продуктов, предоставленных заказчиком, с доставкой их по месту требования; предоставление услуг проката столового белья, приборов и посуды, услуг повара и официанта на дому заказчика и т.п.
3. Инвестиционная поддержка предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест, развитие материально-технической базы, с использованием передовых форм и методов организации производства и обеспечением высокого уровня оказания услуг, а также на снижение затрат как одного из основных факторов сдерживания роста цен на выпускаемую продукцию.
4. Содействие органов местного самоуправления в проведении мероприятий по повышению уровня обслуживания и качества продукции на предприятиях общественного питания посредством:
активизации процесса сертификации услуг как элемента системы контроля качества производства и услуг;
формирования профессионального кадрового состава отрасли путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов как в специальных учебных учреждениях, так и в корпоративных обучающих центрах, а также проведения семинаров по обобщению и распространению положительного опыта, возрождения шефства-наставничества над молодыми специалистами, привлечения к учебному процессу профессионалов.
Муниципальным образованиям с 1-ым или 2-ым уровнем развития рекомендуется при взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными объединениями предпринимателей и руководителями хозяйствующих субъектов решить следующие задачи:
1. Разработка и утверждение на муниципальном уровне перспективных схем дислоцирования объектов общественного питания в соответствии с концепцией развития и планом застройки территории, с учетом нормативной обеспеченности посадочными местами и востребованности услуг общественного питания.
2. Формирование инфраструктуры общественного питания за счет развития классических форматов общественного питания (ресторан, кафе, бар, закусочная, столовая) и специализированных предприятий (семейный ресторан, молодежное и детское кафе, предприятие "быстрого питания", предприятие с национальной кухней, кофейня, пивной бар и ресторан, телебар, интернет-кафе) в зависимости от места их расположения:
в развлекательном центре - предприятия классического или комплексного формата различной специализации, тематики и ценовой категории;
в торговом центре, гипер-, супермаркете с постоянным потоком посетителей - фут-корт ("ресторанный дворик"), предприятие "быстрого питания", кофейня, кафе-мороженое;
в деловом центре города - ресторан и кафе "быстрого питания" с предоставлением услуги "бизнес-ланч", городское кафе с оказанием дополнительных и кейтеринговых услуг по организации и обслуживанию совещаний, конференций, корпоративных вечеринок, доставке "бизнес-ланча", кулинарной продукции в офис, организация столов-заказов, выездного обслуживания на пикнике и т.п.;
в районах жилой застройки - автономные классические предприятия или комплексы предприятий общественного питания, расположенные на территории развлекательного центра, дворца культуры, клуба; специализированные предприятия с национальной кухней, семейные рестораны, детские и молодежные кафе, кулинарные магазины и домовые кухни с организацией столов-заказов;
в студенческих городках, общежитиях - предприятие "быстрого питания", кофейня, телебар, интернет-кафе, молодежное кафе, танцпол с барной стойкой и музыкальной программой;
на предприятиях оптовой, розничной торговли и на рынках - кафе доступной ценовой категории, предприятия "быстрого питания", кафетерии, кофейни с расширенным ассортиментом блюд и кулинарных изделий, оказывающие услуги питания как сотрудникам фирмы, так и посетителям;
на автозаправках и автомойках - формат закусочной "быстрого питания", барная (буфетная) стойка, установка кофе-автоматов, оказание услуг по формированию заказов на вынос;
в составе комплексов дорожного сервиса, с учетом повышенного внимания к трассам федерального значения, - развитие современных форм и направлений организации горячего питания автопассажиров ("быстрое питание", организация "шведского стола", с предоставлением услуг по формированию дорожных продуктовых наборов, кулинарных блюд и полуфабрикатов на вынос), установка кофе-автоматов, предоставление комплексных обедов организованным группам отдыхающих и туристов на пути их следования к месту отдыха, летние кафе и торговые площадки;
в туристических и санаторно-курортных зонах - предприятия общественного питания различных форматов с учетом их востребованности отдыхающими, предоставлением дополнительных и кейтеринговых услуг, летние кафе и торговые площадки;
в местах недостаточно развитой сети стационарных предприятий питания, местах массового отдыха, парковых зонах - летние кафе и торговые площадки как альтернативный и мобильный вариант обслуживания потребителей.
3. Формирование системы, обеспечивающей качественное функционирование сети предприятий, организующих питание учащихся, студентов, рабочих и служащих посредством следующих мероприятий:
заключение органами местного самоуправления межведомственных соглашений с руководителями промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий потребкооперации и иных хозяйствующих субъектов; аккредитация предприятий на право организации горячего питания, в том числе диетического;
организация конкурсных торгов на поставку сырья и продовольственных товаров на предприятия питания социальной сферы (школьные, студенческие, рабочие столовые);
оказание организационной поддержки хозяйствующим субъектам, имеющим намерение внедрить индустриальные методы производства продукции (заготовочные предприятия по производству полуфабрикатов высокой степени готовности), с последующим их использованием при приготовлении блюд в школьных, студенческих и иных предприятиях питания.
4. Оказание организационной поддержки предприятиям, деятельность которых направлена на обеспечение качественного уровня оказания услуг общественного питания, с учетом:
сертификации услуг общественного питания;
внедрения на предприятии системы качества, обеспечивающей контроль всех стадий технологического процесса изготовления кулинарной продукции и оказания услуг;
распространения новых форм организации производства и потребления кулинарных блюд и изделий (использование высокотехнологичного и функционального оборудования, принципа "открытой кухни", приготовления блюд в присутствии потребителя, предоставление возможности самостоятельно сформировать блюдо из имеющихся ингредиентов, оказание услуг сомелье и т.п.);
формирования профессионального кадрового состава специалистов с использованием мотивации труда и возможности карьерного роста;
внедрения на предприятиях систем поощрения клиентов заведения (бонусы, гостевые карты, организация дня постоянного клиента).
Муниципальным образованиям с 3-им или 4-ым уровнем развития с учетом предоставления населению услуг общественного питания доступной ценовой категории и высокого уровня качества рекомендуется:
1. Поэтапное формирование с привлечением малого бизнеса сети предприятий массового питания, учитывая востребованность предоставляемых ими услуг, преимущественно за счет нового строительства и реконструкции объектов, использования пустующих, сданных в аренду или неэффективно используемых площадей предприятий потребкооперации, сельхозпредприятий и иных структур; разработка и утверждение перспективной схемы размещения объектов общественного питания в селах района, предусматривающей:
наличие предприятий общественного питания классических форматов (кафе, бар, закусочная, столовая) доступной ценовой категории с организацией развлекательных мероприятий, рассчитанных на все возрастные категории населения (дискотека, музыкальная программа, организация игровых зон - бильярд, игровые автоматы), рациональное комбинирование различных форматов в разное время суток (столовая, закусочная, танцпол с барной стойкой, кафе);
активное использование площадей розничной торговли, системы потребкооперации, сельхозпредприятий для организации объектов общественного питания - кафе, предприятий "быстрого питания", закусочных, барных (буфетных) стоек, кулинарных магазинов (отделов);
открытие в селах летних кафе и торговых площадок в весенне-летний период как альтернативный вариант при отсутствии стационарных предприятий питания в местах наибольшего скопления людей (центр села, вокзал, автостанция), в зонах массового отдыха;
организация буфетов с выносной торговлей кулинарной продукцией в организациях, учреждениях, больницах;
организация и развитие в составе комплексов дорожного сервиса, с учетом реконструкции действующих предприятий, закусочных доступной ценовой категории, предприятий "быстрого питания", летних кафе, торговых площадок с предоставлением дополнительных услуг по формированию дорожных наборов, отпуску на вынос готовой продукции;
развитие в туристических зонах предприятий общественного питания любого востребованного формата с предоставлением дополнительных услуг (формирование заказов на блюда и полуфабрикаты с доставкой по месту требования, приготовление блюд из продуктов, предоставляемых заказчиком, выездное обслуживание, предоставление услуг проката столового белья, приборов и посуды, мелкий ремонт одежды и т.п.) и организацией досуговых мероприятий.
2. Совершенствование материально-технической базы действующих предприятий, их технологическая модернизация при условии максимального использования площадей и многоотраслевой деятельности системы потребкооперации с привлечением денежных и материальных средств сельхозпереработчиков, предприятий кооперации и иных субъектов на основе кооперирования или иных партнерских отношений.
3. Развитие мини-производств на площадях действующих предприятий общественного питания и (или) создание нового предприятия по изготовлению мучных, мясных, рыбных полуфабрикатов, хлебобулочных и кондитерских изделий с последующей поставкой их в розничную сеть, предприятия социальной сферы (школы, больницы), комплексы дорожного сервиса.
4. Восстановление оптимальной системы товародвижения сырья и продовольственных товаров как одного из факторов, определяющих ценовую политику предприятия общественного питания и качество выпускаемой продукции, путем привлечения к партнерским отношениям с предприятиями отрасли заготовительных организаций и перерабатывающих предприятий муниципальной территории.
5. Проведение комплекса мер по поддержке органами местного самоуправления предприятий, ориентированных на организацию горячего питания учащихся с использованием практики заключения договоров (соглашений) на взаимовыгодных условиях с предприятиями системы потребкооперации, сельхозпереработчиков, малым бизнесом и иными структурами. Учитывать фактор муниципального заказа при проведении конкурсных торгов на поставку продукции предприятиям социальной сферы.
Сфера бытовых услуг
В современных экономических условиях, с учетом локального характера службы быта, повышается роль муниципальных образований в формировании рынка бытовых услуг, поскольку одной из функций местного самоуправления является обеспечение потребности населения в бытовых услугах. В настоящее время исполнительные органы власти заинтересованы в улучшении состояния существующих предприятий, стимулировании создания профильных, специализированных рабочих мест, повышении качества и расширении количества услуг, обеспечении территориальной и ценовой доступности услуг, оказываемых населению, и в первую очередь сельским жителям края.
Продолжая реализацию долгосрочной политики по дальнейшему развитию сферы бытового обслуживания населения, сохранению положительных тенденций роста физических объемов бытовых услуг, созданию благоприятных организационно-экономических условий для функционирования субъектов, ведущих деятельность в данной сфере, с учетом специфики территорий, в период 2005-2008 годов рекомендуется решение органами местного самоуправления следующих задач:
формирование развитой инфраструктуры рынка бытовых услуг;
обеспечение доступности для большинства населения рынка бытовых услуг в современных формах его организации;
восстановление оптимального соотношения стационарных и выездных форм оказания населению бытовых услуг;
обеспечение прав граждан на безопасность и качество бытовых услуг;
повышение уровня квалификации персонала предприятий сферы бытового обслуживания.
Муниципальным образованиям с 1-ым или 2-ым уровнем развития, имеющим наиболее высокий показатель объемов бытовых услуг на душу населения, развитую инфраструктуру рынка бытовых услуг, рекомендуется:
оказание помощи хозяйствующим субъектам в развитии сети комплексных предприятий бытового обслуживания типа "Мультисервис", предоставляющих три и более видов услуг повседневного спроса, создание и модернизация объектов бытового обслуживания (павильонов, палаток, киосков) в районах массового проживания населения и интенсивных пассажиропотоков, т.е. обеспечение шаговой доступности бытовых услуг;
содействие ускоренному развитию предприятий бытового обслуживания населения в районах массовых застроек, с учетом оказания социально значимых услуг, в том числе ремонта и пошива одежды, обуви, услуг парикмахерских средней ценовой доступности, мастерских по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, в том числе передвижных либо в составе торгово-бытовых комплексов;
проведение работы с предпринимателями с целью формирования структуры ассортимента услуг, отвечающих требованиям рынка, и расширению видов бытовых услуг, пользующихся спросом у потребителей: развитие клининговых услуг (профессиональная уборка помещений), услуг по присмотру за детьми и больными, организация и проведение торжеств и праздников, услуги службы знакомств, информационно-справочной службы, услуг прачечных, работающих по методу самообслуживания (в целях поддержки молодых семей, учащихся и студентов)# развитие сети небольших саун и душевых и т.д.;
содействие внедрению новых технологий в бытовое обслуживание населения, развитию услуг по приему заказов на обслуживание по телефону и через Интернет, по месту проживания (на дому, в общежитиях, гостиницах), по месту работы, в местах интенсивных пассажиропотоков;
рассмотрение вопросов об использовании помещений в торговых центрах, супермаркетах, на территориях стационарных рынков под объекты бытового обслуживания;
инициирование приоритетного развития крупных технических центров, имеющих разветвленную структуру филиалов и приемных пунктов, в части оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронных приборов;
проведение разъяснительной работы с предпринимателями по внедрению добровольной сертификации бытовых услуг в целях подтверждения соответствия разряду предприятия, требованиям нормативных документов, а также для повышения их конкурентоспособности;
взаимодействие с предприятиями службы быта с целью проведения капитального ремонта и реконструкции зданий и помещений предприятий бытового обслуживания в соответствии с современными требованиями дизайна, оборудование помещений по приему и выдаче заказов населению;
выявление и оказание базовыми бытовыми предприятиями райцентров востребованных сельским населением бытовых услуг путем выездного обслуживания по заявкам населения через сельские Советы;
инициирование создания системы бытовых услуг в туристических зонах с учетом их востребованности отдыхающими;
оказание содействия в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов бытового обслуживания специальными учебными заведениями, проведение практических семинаров на базе специализированных отраслевых предприятий, а также организация конкурсов профессионального мастерства и других мероприятий, способствующих повышению престижности и эффективности труда работников бытового обслуживания;
определение механизма оказания социально значимых видов бытовых услуг малообеспеченным категориям граждан.
Муниципальным образованиям с 3-им или 4-ым уровнем развития, имеющим потенциал для развития бытовых услуг, с учетом возрастающего спроса населения на данные услуги доступной ценовой категории при высоком уровне качества, рекомендуется:
проведение ревизии имеющихся площадей муниципального сектора с целью предоставления предпринимателям на льготных условиях помещений для оказания социально значимых бытовых услуг, выявление и оказание базовыми бытовыми предприятиями райцентров востребованных сельским населением бытовых услуг путем выездного обслуживания по заявкам населения через сельские Советы;
содействие предпринимательским структурам в создании системы бытовых услуг сельскому населению в магазинах, на рынках районных центров (система торгово-бытовых комплексов с обеспечением населения основными продуктами питания и предоставлением ряда бытовых услуг и услуг общественного питания);
дальнейшее развитие пунктов бытового обслуживания в центрах социальной защиты населения, предоставляющих малообеспеченным категориям граждан по сниженным ценам услуги по ремонту обуви и одежды, услуги парикмахерских и т.д.;
оперативное решение вопросов, связанных с улучшением состояния существующих районных предприятий бытового обслуживания, стимулирование создания профильных, специализированных рабочих мест на новых предприятиях;
проведение мероприятий по легализации исполнителей бытовых услуг в сельской местности;
инициирование создания системы бытовых услуг в туристических зонах с учетом их востребованности отдыхающими;
взаимодействие с предпринимателями с целью проведения реконструкции предприятий, обновления оборудования, ремонта помещений, фасадов, обновления вывесок, рекламы, благоустройства прилегающих территорий;
рассмотрение вопросов о предоставлении льгот на арендную плату и другие платежи в местные бюджеты в целях поддержки и стабилизации работы муниципальных и базовых предприятий бытового обслуживания, имеющих социальную значимость;
содействие техническому переоснащению ранее закрытых предприятий потребкооперации, возобновление работы и оказания ими услуг бытового характера;
определение механизма оказания социально значимых видов бытовых услуг малообеспеченным категориям граждан;
проведение разъяснительной работы с предпринимателями по поводу повышения квалификации специалистов сферы бытовых услуг путем организации и проведения практически ориентированных образовательных семинаров на базе учебных заведений края, специализированных отраслевых предприятий и выездного обучения.
Для реализации поставленных задач муниципальным образованиям края предстоит разработать и утвердить план комплексных мероприятий по поддержке и развитию бытового обслуживания населения на своих территориях на среднесрочную перспективу.
V. Обеспечение качества и безопасности товаров и услуг
Перспективный уровень развития потребительского рынка предполагает конструктивное взаимодействие краевой администрации и муниципальных органов власти с контролирующими и надзорными органами, хозяйствующими субъектами, общественностью в рамках формирования системы качества и безопасности товаров и услуг.
Формирование эффективной системы контроля должно обеспечить гарантированное качество и безопасность товаров на всех этапах товародвижения с учетом разработки механизмов по их оперативному отслеживанию.
На этапе производства продукции главная роль в обеспечении качества и безопасности отводится соблюдению технологий производства и хранения, которое достигается созданием систем управления качеством. Инструментом решения данной задачи должны стать подтверждение соответствия качества продукции установленным требованиям с последующим контролем состояния производства, а также внедрение системы оценки качества продукции "Алтай-качество" на территории края.
На этапе формирования договорных отношений продавца и потребителя необходимо обеспечивать эффективный контроль допуска хозяйствующих субъектов к оказанию рыночных услуг (услуг реализации). Инструментом повышения процессов качества должна стать добровольная сертификация услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В решении задач обеспечения качества и безопасности товаров и услуг краевые власти опираются на взаимодействие с органами Роспотребнадзора, Госветнадзора и Ростехрегулирования, таможенными органами, которые обеспечивают соответствующий контроль и доведение до органов исполнительной власти информации по вопросам обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер.
Обеспечение качества и безопасности товаров и услуг со стороны органов местного самоуправления предполагает реализацию следующих мер:
взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов, контролирующими потребительский рынок;
осуществление мониторинга потребительского рынка в целях определения приоритетных направлений муниципальной политики в области качества и безопасности реализуемых товаров и услуг на территории района, города;
создание необходимых продовольственных запасов на территории муниципального образования посредством протекционистской политики создания и развития крупных организаций оптовой и розничной торговли;
изучение потребности и оказание содействия хозяйствующим субъектам в обучении, переподготовке и повышении квалификации работников торговой сферы, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Стратегическим направлением в развитии потребительского рынка и одной из первоочередных задач повышения уровня обслуживания и качества услуг является обеспечение отраслей потребительского рынка края квалифицированными кадрами, отвечающими современным требованиям бизнеса.
При высоких темпах развития потребительского рынка недостаток квалифицированных кадров - одна из главных проблем, из-за которой уровень обслуживания не в полной мере соответствует возрастающим потребностям населения в услугах, особенно в сельской местности.
Система подготовки кадров для предприятий потребительского рынка формирует последовательность получения образования в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях, а также образовательных центрах, на курсах, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
В крае имеются возможности для целевой подготовки специалистов и работников торговой сферы, общественного питания и бытового обслуживания населения. Кадры высшего звена готовят 4 вуза, среднего - 3 учебных учреждения среднего профессионального образования, работников массовых профессий - 60 учебных заведений системы профтехобразования. На всех уровнях существует система переподготовки и повышения квалификации. Наряду с государственными образовательными учреждениями вопросами подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов потребительского рынка занимаются 26 негосударственных учреждений.
На сегодняшнем этапе повышение качества обслуживания населения во многом зависит от сложившегося взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами по вопросам кадровой подготовки и переподготовки.
В целях качественного развития потребительского рынка территорий края, создания условий профессионального роста работников в рамках Концепции кадрового обеспечения предприятий потребительского рынка края на 2004-2010 годы органам местного самоуправления рекомендуется рассматривать следующие вопросы:
подготовка и переподготовка кадров при взаимодействии с предпринимателями и советами (союзами) предпринимателей районов и городов края;
формирование заявок на подготовку и переподготовку кадров потребительского рынка территории, с учетом использования базы учебных заведений края, специализированных отраслевых предприятий, в форме практических семинаров, мастер-классов, выездных форм обучения, а также индивидуального обучения. Приоритетными при этом должны стать разделы обучающих программ и практических занятий, позволяющих получить качественные знания в области психологии и этики общения с потребителями, потребительских свойств, установленных стандартов и требований по выкладке товаров, новых технологий, а также повысить индивидуальное мастерство исполнителей услуг.
В связи с этим органам местного самоуправления предлагается использовать в практической работе разработанные и сформированные управлением потребительского рынка материалы:
справочник учебных заведений и организаций профессиональной подготовки и переподготовки кадров для потребительского рынка края, который размещен на сайте администрации края (www.altairegion.ru);
карты-схемы расположения учебных заведений и организаций профессиональной подготовки и переподготовки кадров для потребительского рынка края (приложение 2, 3, 4).
Кроме того, управлением потребительского рынка будет оказываться организационная и методическая помощь в проведении зональных выездных практических семинаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 17 мая 2005 г. N 286 "Об Основных направлениях развития потребительского рынка товаров и услуг в Алтайском крае на 2005-2008 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 26 мая 2005 г. N 148-149, Сборнике законодательства Алтайского края, май 2005 г. N 109, стр.124
Постановлением Правительства Алтайского края от 8 ноября 2017 г. N 398 настоящее постановление признано утратившим силу с 10 ноября 2017 г.