Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 24 марта 2005 г. N 94
Городская Программа
"Основные направления развития муниципального здравоохранения города
на 2005-2008 гг."
1. Паспорт Программы.
1.1. Наименование Программы:
Городская Программа "Основные направления развития муниципального здравоохранения города на 2005-2008 гг." (далее Программа).
1.2. Цели Программы:
- сохранение и развитие доступной, достаточной, качественной медицинской помощи населению в муниципальных учреждениях здравоохранения;
- усовершенствование взаимодействия служб муниципального здравоохранения и социального обеспечения населения;
- организация работы муниципальных учреждений здравоохранения в рамках принятого нового законодательства Российской Федерации и правового регулирования важнейших аспектов деятельности системы здравоохранения;
- обеспечение перехода отрасли здравоохранения на прогрессивные модели развития, отвечающие требованиям научно-технического прогресса, реализующие возможности современных медицинских и организационных технологий;
- внедрение принципа финансирования медицинских учреждений здравоохранения на основе муниципального заказа.
1.3. Задачи Программы:
- определение объемов предоставляемой населению медицинской помощи и установление баланса между уровнями потребления населением ресурсов здравоохранения и имеющимися экономическими возможностями (формирование муниципального заказа);
- дифференциация больничных коек по интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- перераспределение ресурсного обеспечения здравоохранения по видам помощи и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;
- поэтапный переход на систему общеврачебной практики;
- развитие стационарозамещающих форм медицинского обслуживания населения, альтернативных дорогостоящему стационарному;
- совершенствование работы городской станции скорой медицинской помощи;
- внедрение новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения;
- размещение муниципального заказа на медицинские услуги в муниципальных учреждениях здравоохранения города по принципу территориального зонирования.
1.4. Сроки Реализации Программы:
2005-2008 годы.
1.5. Заказчик Программы:
Администрация г. Барнаула.
Барнаульская городская Дума.
1.6. Основные разработчики Программы:
Комитет по делам здравоохранения администрации города.
Совет главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения.
1.7. Исполнители Программы:
Комитет по делам здравоохранения администрации г. Барнаула.
Администрации районов города.
Главные врачи лечебно-профилактических учреждений города.
Директора муниципальных аптечных предприятий.
1.8. Источники финансирования Программы:
- федеральный бюджет в части софинансирования объектов, включенных в федеральные программы;
- краевой бюджет в части субвенций на содержание краевых центров и межрайонных отделений;
- бюджет ТФОМС;
- бюджет города;
- привлеченные внебюджетные средства.
Мероприятия, финансируемые за счет средств бюджета города, подлежат уточнению в установленном порядке при формировании бюджета города на соответствующий год.
1.9. Ожидаемый результат и критерии их оценки:
- оптимизация расходов на здравоохранение и эффективное использование ресурсов отрасли;
- приведение структуры коечного фонда стационаров в соответствие с реальными потребностями;
- интенсивное использование коечного фонда стационаров за счет увеличения оборота больничной койки;
- улучшение материально-технической базы лечебных учреждений;
- повышение материальной заинтересованности медицинского персонала за выполняемую работу.
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы:
Контроль за реализацией Программы осуществляют администрация города, комитет по делам здравоохранения администрации города, комитет по социальной политике городской Думы.
Вопросы реализации Программы рассматриваются:
- у заместителя главы администрации города по социальным вопросам ежегодно утверждается план реализации Программы. В конце года заслушается отчет о выполнении утвержденного плана. Ход реализации Программы рассматривается - раз в квартал;
- в комитете по социальной политике городской Думы - раз в полгода;
- в комитете по делам здравоохранения - раз в месяц.
1.11. Рецензент Программы:
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Алтайского государственного медицинского университета.
2. Нормативно-правовое обеспечение Программы:
Конституция Российской Федерации.
Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.93 N 5487-1.
Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Постановление Правительства РФ "О Программе государственных гарантий гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" от 26.11.2004 N 690.
Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов "О законе Алтайского края "Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края" от 29.12.2004 N 552.
Постановление администрации Алтайского края "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Алтайского края бесплатной медицинской помощи на 2004 год" от 02.02.2004 N 48.
Стратегия развития Барнаула до 2010 года, утвержденная решением городской Думы от 21.10.2004 N 37.
3. Принятые сокращения:
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МУЗ - муниципальное учреждение здравоохранения;
МУП - муниципальное унитарное предприятие;
ССМП - станция скорой медицинской помощи;
СМП - скорая медицинская помощь;
ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
СМО - страховая медицинская организация.
4. Определения и основные понятия:
Прогрессивные модели медицинского обеспечения населения - наиболее эффективная организация лечебно-диагностического процесса, обеспечивающая наилучший конечный результат.
Медико-социальная помощь - вид помощи, который предоставляется хроническим больным, инвалидам и лицам пожилого и старческого возраста, обеспечивающий преимущественно медицинский уход силами среднего медицинского персонала.
Первичная медико-санитарная помощь - совокупность лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.
Больница или отделение сестринского ухода - учреждение медико-социального типа, где осуществляется интенсивное сестринское обслуживание и лечение хронических больных, инвалидов, лиц пожилого и старческого возраста.
Городская больница - больница, предназначенная для оказания основных видов квалифицированной медицинской помощи городскому населению, проживающему на территории, закрепленной за больницей.
Городская поликлиника - поликлиника, обслуживающая городское население по участковому принципу; входит в состав объединенной больницы или является самостоятельным учреждением.
5. Действующие городские комплексные и межведомственные Программы
по отрасли здравоохранения:
Городская целевая Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в г. Барнауле на 2004-2006 гг.", утвержденная решением Барнаульской городской Думы от 11.12.2003 N 431.
Комплексная Программа "По совершенствованию оказания скорой и неотложной медицинской помощи жителям города на 2003-2006 годы", утвержденная решением Барнаульской городской Думы от 20.02 2003 N 327.
Межведомственная Программа "Репродуктивное здоровье детей и подростков г. Барнаула" на 2003-2006 гг.", утвержденная решением Барнаульской городской Думы от 5.06.2003 N 376.
Городская целевая комплексная Программа "Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании. Лечение и реабилитация наркологических больных и борьба с незаконным оборотом наркотиков в г. Барнауле на 2004-2008 гг.", утвержденная решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2004 N 466.
Городская целевая межведомственная Программа "Пожилой человек" на 2002-2006 гг., утвержденная решением Барнаульской городской Думы от 6.06.2002 N 243.
6. Обоснование принятия Программы:
По состоянию на 01.01.2005 в городе функционирует 47 муниципальных учреждений здравоохранения для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края. На базе городских больниц функционирует 12 краевых специализированных центров и 11 межрайонных отделений.
Коечный фонд муниципальных больниц составляет 4985 коек. Показатель обеспеченности населения койками на 100 тыс. составляет 76,0, что является достаточным. Среди городов Сибири обеспеченность больничными койками в г. Барнауле выше, чем в городах Томске, Омске, Кемерово, но ниже чем в г. Новосибирске.
В лечебных учреждениях города работают более 13 тыс. сотрудников, в соотношении: врачи - 21,5% (2847 чел.), среднее звено - 41,1% (5429 чел.), младший персонал - 18,4% (2435 чел.).
Возрастная структура врачебных кадров выглядит следующим образом: лица до 45 лет составляют 76% врачей, в возрасте свыше 55 лет - около 22%. Такое возрастное соотношение специалистов обеспечивает условия для профессиональной преемственности между медицинским персоналом.
На протяжении последних пяти лет в городе сохраняется положительная тенденция к повышению рождаемости (в 2004 году рост на 4,9%). Показатель младенческой смертности по итогам прошедшего года составил 8,65 промилле, что на 9% ниже, чем в 2003 году. Данный показатель является самым низким среди муниципальных образований Сибирского Федерального округа. Стабильно высокими остаются показатели использования ресурсов отрасли - число посещений поликлиники на одного жителя составляет 10,4; количество посещений на одну врачебную должность выросло на 28,5%. Работа больничной койки в 2004 году составила 334,9, что на 2,6% больше, чем в 2003 году.
Противоречивость политических и социально-экономических реформ в России нашла зеркальное отражение в сложности проводимых преобразований в системе здравоохранения. Это обусловлено многими факторами, которые можно объединить в три основные группы:
- несовершенство принципов финансирования медицинской помощи, неэффективное использование выделенных ресурсов, господство административно-командных методов управления;
- появление новых проблем, связанных с переходом от государственной системы здравоохранения к бюджетно-страховой с качественно новыми экономическими отношениями;
- диспропорция между отдельными секторами здравоохранения, врачами первичного звена здравоохранения и врачами специалистами.
Остается достаточно большим процент медицинской помощи населению, оказываемой на затратном стационарном этапе лечения, и как следствие, распределение финансовых средств в отрасли в пользу стационарного звена. В такой ситуации материально-техническое состояние поликлиник ежегодно ухудшается, снижется# качество и доступность медицинской помощи для широких слоев населения.
В больничном секторе сохраняется нерациональное распределение больничных коек по уровням иерархии организации медицинской помощи и интенсивности лечения. Отсутствует организация системы долечивания больных и проведения восстановительного лечения в учреждениях (отделениях) соответствующего профиля. Недостаточно налажена интеграция в деятельности служб здравоохранения социального обеспечения в использовании маломощных стационаров для организации медико-социальной помощи населению. В силу неравномерной концентрации специализированных видов помощи, новейших технологий и современной медицинской аппаратуры в лечебных учреждениях города страдает доступность современной медицинской помощи для населения, проживающего в зоне обслуживания маломощных поликлиник.
Значительные ресурсы сосредоточены в службе скорой медицинской помощи. Однако, нагрузка на эту службу ежегодно возрастает. Достаточно высоким остается количество вызовов скорой помощи к хроническим больным, основное лечение которых должно осуществляться на уровне амбулаторно-поликлинического звена.
Организация медицинской помощи и управление ею должны носить комплексный характер, на основе системного подхода и этапности в реализации, принятия мер одновременно по нескольким направлениям:
- более широкое использование экономических методов в управлении здравоохранением города;
- оптимизация структуры муниципального здравоохранения, обеспечивающей более рациональное использование ресурсов;
- рациональное использование ресурсов;
- нормативно-правовое обеспечение преобразований;
- установление четкого взаимодействия между всеми субъектами системы здравоохранения;
- взаимодействие с общественными и иными организациями, имеющими отношение к здравоохранению;
- информационно-методическое обеспечение всех субъектов здравоохранения.
Среди перечисленных направлений приоритетным следует считать расширение использования экономических методов управления, как лечебно-профилактическими учреждениями, так и внутри них. Это обеспечит оптимизацию структуры и функционирования как отрасли в целом, так и отдельных учреждений. Желательным условием является работа лечебно-профилактического учреждения как самостоятельно хозяйствующего субъекта, несущего полную ответственность за свою деятельность. Такой статус лечебно-профилактического учреждения позволит ему более активно включаться в конкуренцию, которая просто необходима как фактор, стимулирующий совершенствование деятельности учреждения, функционирующего на рынке медицинских услуг. Решающее значение для успешной работы учреждений является материальная заинтересованность персонала, что обеспечивается использованием сдельной оплаты труда, в частности, получивших достаточно широкое распространение подрядных форм организации и оплаты труда. В современных условиях меняются принципы финансирования лечебных учреждений. Уже сегодня необходимо разработать методику формирования и расчет норматива финансовых затрат на предоставление муниципальных заказов за оказание медицинской помощи, где норматив будет являться основанием для защиты бюджета отрасли. Другим источником поступления финансовых средств должно стать привлечение всевозможных международных грантов.
Преобразования стационарной службы должны быть направлены на укрепление многопрофильных больниц мощностью от 400 до 800 коек, преимущество которых очевидно. Это - высокая степень специализации структурных подразделений и тесное взаимодействие в составе многопрофильного стационара, широкие диагностические и лечебные возможности.
Реорганизация амбулаторно-поликлинической службы должна предусматривать более полное удовлетворение основных потребностей населения:
- максимальное приближение основных видов медицинской помощи (терапевтической, педиатрической, акушерско-гинекологической, стоматологической) к месту жительства;
- обеспечение равных возможностей (диагностических, лечебно-реабилитационных) всем жителям районов города, независимо от мощности лечебного учреждения, к которому они территориально относятся.
Реализация указанных подходов наиболее вероятна через создание районных амбулаторно-поликлинических объединений, которые позволят сконцентрировать ресурсы, рационализировать их использование и на этой основе расширить возможности каждого лодразделения.
Сегодня одной из причин затянувшегося реформирования и неудовлетворительной реализации закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Без документов, регламентирующих работу здравоохранения в новых условиях, провести реорганизацию службы крайне тяжело.
Таким образом, в сложившихся социально-экономических условиях на современном этапе развития города есть необходимость в определенной структурной реорганизации системы муниципального здравоохранения. Эта реорганизация требует комплексного анализа и принятия конкретных мер, направленных на оптимизацию структуры здравоохранения, рационализацию его функционирования и использование ресурсов, которыми оно располагает для полного удовлетворения потребностей населения в медицинских услугах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.