Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению городской Думы
от 28 сентября 2005 г. N 183
Основные направления развития пассажирского транспорта
на территории города Барнаула до 2010 года
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Основными инструментами контроля над рынком транспортных услуг в г. Барнауле в настоящее время являются:
- регулирование тарифов на перевозку пассажиров;
- утверждение маршрутной сети и заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок по ней.
Косвенным инструментом контроля над рынком транспортных услуг является компенсация выпадающих доходов от перевозки льготных категорий пассажиров со стороны бюджетов различных уровней.
Совокупность основных и косвенных рычагов влияния организатора перевозок (администрации г. Барнаула) на рынок транспортных услуг позволяли в течение длительного времени сдерживать негативные тенденции развития рынка транспортных услуг.
Вступившие в силу с января 2005 года изменения в ряде законодательных актов, призванные заменить натуральные льготы денежными выплатами, лишают организатора перевозок одного из действенных инструментов по контролю над рынком транспортных услуг - компенсационных выплат за перевозку льготных категорий пассажиров.
Прекращение действия одного из наиболее эффективных факторов влияния организатора перевозок на рынок транспортных услуг в городском округе привело к тому, что город столкнулся с негативными последствиями слабо управляемого развития рынка транспортных услуг, а именно:
- ухудшением условий финансово-хозяйственной деятельности крупных перевозчиков, вызванных недобросовестной конкуренцией со стороны малых пассажирских перевозчиков и, как следствие, сокращением налоговых поступлений в бюджет и резким снижением качества транспортного обслуживания населения;
- вытеснением автобусов большой и особо большой вместимости микроавтобусами и автобусами малой вместимости, влекущим за собой резкое увеличение числа подвижного состава на улицах города при уменьшении провозной способности парка автобусов;
- перегруженностью транспортных магистралей города Барнаула;
- снижением безопасности дорожного движения и, как следствие этого, увеличением аварийности на пассажирском автотранспорте.
Учитывая большое социально-экономическое значение пассажирского транспорта общего пользования для развития городского округа, настоящие Основные направления развития пассажирского транспорта на территории муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее по тексту - Основные направления) предусматривают создание системы мер, позволяющих администрации г. Барнаула в рамках выполнения функций организатора перевозок путем использования экономических и нормативных рычагов осуществлять контроль над становлением и развитием рынка пассажирских автоперевозок.
2. Основные цели
Целями Основных направлений являются:
- создание условий для динамичного и сбалансированного развития рынка транспортных услуг г. Барнаула;
- предотвращение негативных последствий слабо контролируемого развития рынка транспортных услуг путем создания действенного механизма, позволяющего организатору перевозок - администрации г. Барнаула осуществлять контроль и, при необходимости, в рамках действующего законодательства оказывать оперативное воздействие на процессы формирования и развития рынка транспортных услуг.
3. Анализ достоинств и недостатков существующих систем
организации транспортного обслуживания населения
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации рынка транспортных услуг, показал, что данные системы включают в себя:
- создание механизмов допуска к предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок;
- принятие Временных правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
- введение в региональное законодательство об административных правонарушениях ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом без разрешительных документов.
3.1. Создание механизмов допуска к предпринимательской деятельности
в области пассажирских перевозок
Основным методом контроля и организации предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, применяемым в большинстве регионов России, является проведение конкурсного отбора перевозчиков, допускаемых к осуществлению маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Достоинством данного метода воздействия на рынок транспортных услуг является простота достижения целей при решении вопроса распределения маршрутной сети среди перевозчиков в условиях превышения числа желающих осуществлять пассажирские автоперевозки над экономически обоснованной потребностью муниципального образования.
К проблемам осуществления данного метода необходимо отнести:
1. Отсутствие достаточной законодательной базы в сфере пассажирских перевозок на федеральном и региональном уровнях.
Действующее законодательство о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках устанавливает жесткие требования к органам местного самоуправления, которые должны быть соблюдены при регулировании деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, в том числе транспортных организаций.
Учитывая изложенное, введение конкурсного отбора перевозчиков, допускаемых к осуществлению маршрутных пассажирских перевозок, может осуществляться только в случаях, если целью конкурсного отбора является:
- осуществление контроля соответствия подвижного состава перевозчика требованиям ФЗ от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения";
- проведение конкурсного отбора перевозчиков в случае превышения количества заявок, поданных хозяйствующими субъектами на получение разрешительных документов на право осуществления перевозок по утвержденной маршрутной сети, предельно допустимому количеству подвижного состава. При этом предельно допустимое количество подвижного состава и его тип определяются, исходя из возможности обеспечения выполнения ФЗ от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения" и других нормативных правовых актов РФ, регулирующих организацию пассажирских автоперевозок на городских и пригородных маршрутах;
- проведение конкурсного отбора перевозчиков для выполнения муниципального заказа на осуществление перевозок по социально-значимым# маршрутам с пассажиропотоком, не обеспечивающим безубыточную работу транспортных предприятий, частично оплачиваемым за счет средств местного бюджета;
- отбор претендентов на эксплуатацию принадлежащих заказчику имущественных и неимущественных прав.
2. Отсутствие в период действия разрешительных документов на право осуществления пассажирских перевозок системы контроля со стороны организатора перевозок за выполнением перевозчиками, допущенными для обслуживания маршрута, лицензионных требований. Вследствие этого, организаторы перевозок до минимума сокращают период действия разрешительной документации, что является серьезным сдерживающим фактором развития транспортных предприятий.
3.2. Принятие Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом
В настоящее время основными федеральными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила организации пассажирских перевозок являются: Закон Российской Федерации от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения", Приказ Министерства транспорта РСФСР (далее Минтранс) от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", Приказ Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 "Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР".
Однако,# применение данных документов в качестве руководства по организации транспортного обслуживания населения затруднено следующим:
- данные документы принимались в период, когда на рынке транспортных услуг отсутствовали коммерческие перевозчики, а весь транспорт, осуществляющий маршрутные перевозки, находился в государственной собственности;
- в связи с принятием ряда законодательных актов РФ, затрагивающих те или иные сферы хозяйственной деятельности транспортных предприятий, многие положения данных документов утратили силу.
Учитывая это, во многих регионах и крупных муниципальных образованиях до принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов введены временные положения, регламентирующие порядок предоставления транспортных услуг населению и являющиеся нормативными документами, регулирующими деятельность как организатора перевозок, так и транспортных предприятий, осуществляющих транспортное обслуживание населения.
Достоинством принятия "Временных правил организации пассажирских перевозок" является наличие единого документа, определяющего правила работы на рынке транспортных услуг.
3.3. Соблюдение правил перевозки пассажиров
Незаконная деятельность предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров с нарушением правил предоставления услуг населению в области пассажирских перевозок, наносит значительный материальный ущерб транспортным предприятиям, осуществляющим регулярные маршрутные перевозки пассажиров и создает угрозу для жизни и здоровья граждан. Учитывая это, в ряде регионов Российской Федерации введена административная ответственность за осуществление перевозок без соответствующих разрешительных документов. Установление штрафов за осуществление перевозок без соблюдения правит организации пассажирских перевозок, соразмерных доходам, получаемым от незаконной предпринимательской деятельности, позволяет администрации региона более эффективно осуществлять функции организатора перевозок.
Учитывая отсутствие компетенции органов местного самоуправления в сфере привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности в рамках Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, администрация города вправе в соответствии с действующим законодательством требовать соблюдения следующих условий деятельности перевозчиков:
- выполнения расписания движения автобуса (пп. 51, 52 Приказа Минтранса РФ от 31.12.1981 N 200 и п. 5 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 N 176);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена ошибка. Следует читать:"п. 5 Приказа Минтранса РФ от 24 декабря 1987 г. N 176"
- наличия резервных автобусов, необходимых для безусловного обеспечения установленной для предприятия регулярности движения (п. 75 Приказа Минтранса РФ от 31.12.1981 N 200);
- обеспечения водителей, выполняющих регулярные автобусные перевозки, необходимыми путевыми документами (путевыми и маршрутными листами, графиками движения и т.д.) (Устав автомобильного транспорта РСФСР, Приказы Минтранса РФ от 31.12.1981 N 200, от 24.12.1987 N 176, от 09.03.1995 N 27, от 30.03.1994 N 15, от 08.01.1997 N 2);
- предоставления информации о выполнении рейсов, предусмотренных расписанием движения (Приказы Минтранса РФ от 31.12.1981 N 200, от 24.12.1987 N 176).
Однако,# необходимо свести в единый документ разрозненные нормативные правовые акты, регламентирующие правила организации пассажирских перевозок, и создать систему контроля выполнения перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров на регулярных маршрутах, условий лицензии.
4. Система организации предоставления транспортных услуг населению
на территории муниципального образования г. Барнаула
Предлагаемая к реализации система организации предоставления транспортных услуг населению на территории г. Барнаула основывается на обобщении положительного опыта, накопленного в различных субъектах Российской Федерации, и основывается на необходимости:
- защиты интересов и безопасности населения городского округа;
- обеспечения доступности услуг, предоставляемых перевозчиками всех форм собственности населению г. Барнаула;
- сохранения маршрутной (сети с низким пассажиропотоком, обеспечивающей сообщение между населенными пунктами муниципального образования г. Барнаула;
- защиты интересов предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки населения на территории городского округа от недобросовестной конкуренции.
Ограниченность нормативной базы не позволяет эффективно организовывать транспортный процесс в новых экономических условиях и требует выработки общих правил пассажирских перевозок на территории муниципального образования, которые обеспечат реализацию предоставления транспортных услуг г. Барнаула за счет:
1. Утверждения организатором перевозок - администрацией г. Барнаула:
1.1 маршрутной сети с выделением социально-значимых# маршрутов с пассажиропотоком, не обеспечивающим безубыточную работу транспортных предприятий;
1.2 предельно допустимого количества подвижного состава и его типа, используемого на утвержденной маршрутной сети для перевозки пассажиров, при котором обеспечивается выполнение ФЗ от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения" и других нормативных актов, регулирующих организацию пассажирских автоперевозок на городских и пригородных маршрутах.
2. Установления порядка допуска юридических и физических лиц к осуществлению перевозок на утвержденной маршрутной сети по территории городского округа - города Барнаула, предусматривающего:
2.1 осуществление контроля соответствия подвижного состава перевозчика требованиям ФЗ от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения";
2.2 проведение конкурсного отбора перевозчиков в случае превышения количества заявок, поданных хозяйствующими субъектами, на получение разрешительных документов на право осуществления перевозок по утвержденной маршрутной сети предельно допустимому количеству подвижного состава;
2.3 проведение конкурсного отбора перевозчиков для выполнения муниципального заказа на осуществление перевозок по социально-значимым# маршрутам с пассажиропотоком, не обеспечивающим безубыточную работу транспортных предприятий, частично оплачиваемым за счет средств местного бюджета;
2.4 заключение договоров на использование объектов инфраструктуры маршрутной сети, находящихся в собственности г. Барнаула (за исключением случаев, когда перевозчик обустраивает маршрутную сеть за собственный счет).
3. Тарифного регулирования цен на проезд в общественном транспорте.
4. Осуществления контроля над выполнением перевозчиками условий, предусмотренных полученными ими специальными разрешениями (лицензиями) на право осуществления пассажирских перевозок.
5. Мероприятия по предоставлению транспортных услуг населению на территории г. Барнаула
N п/п | Наименование мероприятий | Способ реализации | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Допуск юридических и физических лиц к осуществлению маршрутных пассажирских перевозок на территории муниципального образования г. Барнаула |
1. Контроль за соответствием перевозчика требованиям ФЗ от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения". 2. Конкурсный отбор перевозчиков на право использования инфраструктуры дорожной сети, обустроенной и находящейся в собственности муниципального образования г. Барнаула. 3. Конкурсный отбор перевозчиков в случае превышения количества заявок, поданных хозяйствующими субъектами на получение разрешительных документов на право осуществления перевозок по утвержденной маршрутной сети предельно допустимому количеству подвижного состава. 4. Конкурсный отбор перевозчиков на заключение муниципального заказа на осуществление перевозок по социально-значимым# маршрутам с низким пассажиропотоком, частично оплачиваемым за счет средств местного бюджета. |
МО ГТОиР АМТС при ГУВД Алтайского края* Управление государственного автодорожного надзора* Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи Комитет по муниципальному заказу и энергосбережению администрации города |
2. | Обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта для населения |
Тарифное регулирование стоимости проезда. | Координационный совет по ценообразованию |
3. | Установление условий осуществления перевозок |
1. Договор аренды инфраструктуры дорожной сети, обустроенной и находящейся в собственности Алтайского края и г. Барнаула. 2. Договор на выполнение муниципального заказа на осуществление перевозок по социально-значимым# маршрутам с низким пассажиропотоком, частично оплачиваемым за счет средств местного бюджета. |
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула Комитет по муниципальному заказу и энергосбережению |
4. | Пресечение незаконных пассажирских автоперевозок |
Наложение административных взысканий на перевозчиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность без разрешительных документов. |
МО ГТОиР АМТС при ГУВД Алтайского края* Управление государственного автодорожного надзора* |
* Для исполнителей, не являющихся органами местного самоуправления и муниципальными организациями, выполнение данных мероприятий носит рекомендательный характер
МО ГТОиР АМТС - межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств
6. Мероприятия в сфере нормативного правового обеспечения предоставления
транспортных услуг населению на территории города Барнаула
6.1. В развитие Основных направлений необходимо разработать и утвердить решением городской Думы:
6.1.1. Временные правила организации пассажирских автоперевозок на территории муниципального образования г. Барнаула;
6.1.2. Порядок утверждения муниципальной маршрутной сети, предельно допустимого количества подвижного состава и его типа, используемого на утвержденной маршрутной сети, при котором обеспечивается выполнение ФЗ от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения" и других нормативных актов, регулирующих организацию пассажирских автоперевозок на городских и пригородных маршрутах;
6.1.3. Порядок определения объема муниципального заказа на социально-значимые# пассажирские перевозки, финансирующиеся за счет средств местного бюджета.
7. Мероприятия в сфере обеспечения предоставления
транспортных услуг населению на территории города Барнаула
7.1. Провести инвентаризацию объектов обустройства маршрутной сети пассажирского транспорта, построенных за счет бюджетных средств.
7.2. Провести обследование маршрутной сети пассажирского транспорта с целью выявления маршрутов с низким пассажиропотоком, не обеспечивающим рентабельную работу перевозчиков.
7.3. Определить количественный и качественный (по вместимости) состав транспорта общего пользования, исходя из муниципального социально-значимого# стандарта транспортного обслуживания населения городского округа, пропускной способности дорожной сети и остановочных пунктов.
7.4. Определить объем дотаций, необходимых для обеспечения пассажирских перевозок на социально-значимых маршрутах с низким пассажиропотоком. Предусмотреть в проекте бюджета города выделение средств, необходимых на содержание социально-значимой маршрутной сети с низкими пассажиропотоками.#
7.5. Провести конкурс среди юридических и физических лиц на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальному заказу на территории городского округа.
7.6. В случае превышения количества заявок, поданных хозяйствующими субъектами на получение разрешительных документов на право осуществления перевозок по утвержденной маршрутной сети предельно допустимому количеству подвижного состава, провести конкурс среди юридических и физических лиц на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
7.7. Определить перечень перегруженных транспортных магистралей города и разработать мероприятия по выделению на них специальных полос движения маршрутного пассажирского транспорта общего пользования, обеспечивающего бесперебойную его работу.
7.8. Определить порядок привлечения средств на обновление подвижного состава, обеспечивающий необходимое количество пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с муниципальным социальным стандартом в сфере транспортного обслуживания г. Барнаула.
7.9. Определить необходимое количество мест стоянок легковых таксомоторов, места их размещения и обустройство.
8. Механизм реализации Основных направлений развития
пассажирского транспорта на территории города Барнаула
8.1. Инвентаризация объектов обустройства маршрутной сети пассажирского транспорта, построенных за счет бюджетных средств.
Администрация г. Барнаула проводит инвентаризацию объектов обустройства маршрутной сети пассажирского транспорта, построенных за счет бюджетных средств.
Объекты обустройства маршрутной сети пассажирского транспорта, такие как автостанции, диспетчерские пункты, остановки маршрутного пассажирского транспорта, разворотные площадки и прочие выделяются как объекты недвижимого имущества и включаются в реестры объектов государственной или муниципальной собственности.
При этом, в реестр объектов муниципальной собственности включаются:
- объекты обустройства городских маршрутов;
- объекты обустройства маршрутной сети, такие как остановки и разворотные площадки, используемые как для городских, так и для междугородных маршрутов.
Расходы по регистрации права муниципальной собственности осуществляются за счет бюджета города.
8.2. Обследование маршрутной сети пассажирского транспорта с целью выявления маршрутов с низким пассажиропотоком, не обеспечивающим рентабельную работу перевозчиков.
На основании данных транспортных предприятий о наличии маршрутов с низким пассажиропотоком, не обеспечивающем рентабельную работу пассажирского автотранспорта, организатором перевозок проводится изучение пассажиропотока на данных маршрутах. На основании полученных данных обследования пассажиропотоков, утвержденного расписания движения и нормативных показателей финансово-хозяйственной деятельности транспортных предприятий определяется дефицит средств транспортных предприятий по осуществлению перевозок на маршрутах с низким пассажиропотоком.
По результатам проверки данных транспортных предприятий о наличии маршрутов с низким пассажиропотоком организатором перевозок и заказчиком, в пределах своей компетенции, принимается одно из следующих решений по маршрутной сети с низким пассажиропотоком:
- прекращение пассажирского сообщения;
- сокращение транспортной работы;
- замена типа подвижного состава, используемого на данном маршруте;
- формирование объема муниципального заказа на социально-значимые# пассажирские перевозки, финансируемые за счет средств местного бюджета.
В случае принятия решения о формировании муниципального заказа на социально-значимые# пассажирские перевозки дефицит средств транспортных предприятий по осуществлению перевозок на данных маршрутах должен компенсироваться за счет средств местного бюджета.
Размещение муниципального заказа на социально-значимые пассажирские перевозки, финансирующиеся за счет средств местного бюджета осуществляется в порядке, предусмотренном "Положением о муниципальном заказе в г. Барнауле".#
Финансирование работ по изучению пассажиропотоков осуществляется за счет средств местного бюджета.
9. Ресурсное обеспечение Основных направлений развития пассажирского транспорта
на территории муниципального образования города Барнаула
N п/п |
Наименование мероприятия | Источник финансирования |
1 | 2 | 3 |
1. | Инвентаризация объектов инфраструктуры маршрутной сети г. Барнаула |
Местный бюджет |
2. | Изучение пассажиропотоков по социально значимой маршрутной сети с низким пассажиропотоком |
Местный бюджет |
3. | Дотирование убытков транспортных предприятий по работе на социально-значимой# маршрутной сети с низким пассажиропотоком |
Местный бюджет |
4. | Обновление подвижного состава пассажирского транспорта |
Местный бюджет Инвестиции |
10. Сроки и этапы реализации Основных направлений
N п\п |
Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный | |
Начало | Окончание | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Инвентаризация объектов инфраструктуры маршрутной сети г. Барнаула |
01.01.06 г. | 30.06.06 г. | Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула |
2. | Изучение пассажиропотоков по социально-значимой маршрутной сети с низким пассажиропотоком |
01.07.05 г. | 30.07.05 г. | Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, МУП ТТП, МУП АТП, перевозчики |
3. | Утверждение муниципальной маршрутной сети с выделением социально- значимых маршрутов и предельно допустимого количества подвижного состава и его типа |
01.08.05 г. | 30.08.05 г. | Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи |
4. | Определение объема муниципального заказа на социально- значимые пассажирские перевозки, финансирующиеся за счет средств местного бюджета |
01.07.05 г. | 10.09.05 г. | Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города |
5. | Создание единой системы оперативного контроля за маршрутными пассажирскими перевозками на территории г. Барнаула |
01.03.06 г. | 01.12.06 г. | Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи |
6. | Разработка мероприятий по выделению специальных полос на транспортных магистралях города для движения маршрутного пассажирского транспорта общего пользования |
01.10.05 г. | 01.11.05 г. | Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, Департамент по обеспечению БДД г. Барнаула |
7. | Обновление подвижного состава транспорта общего пользования |
01.07.05 г. | 30.12.10 г. | Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города |
8. | Создание и обустройство объектов инфраструктуры маршрутных и легковых такси |
01.09.05 г. | 30.12.07 г. | Комитет по экономике и инвестициям администрации города |
11. Контроль над ходом выполнения Основных направлений развития
пассажирского транспорта на территории города Барнаула
Контроль над ходом выполнения Основных направлений осуществляет комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации г. Барнаула, который ежегодно до 20 февраля получает от исполнителей информацию о выполнении запланированных ими или разработанных совместно с организатором перевозок мероприятий. Комитет анализирует, обобщает полученную информацию и в срок до 10 марта ежегодно информирует администрацию г. Барнаула и комитет по экономической политике и собственности городской Думы о проделанной работе за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.