Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к решению городской Думы
от 28 сентября 2005 г. N 183
Временные правила
организации транспортного обслуживания населения на территории города Барнаула
1. Цели, основные задачи и сферы применения
Временных правил организации транспортного обслуживания населения
на территории города Барнаула
1.1. Цели и основные задачи Правил
Настоящие Временные правила организации транспортного обслуживания населения на территории города Барнаула (далее - Правила) регламентируют основные положения организации транспортного обслуживания населения в городском и пригородном сообщении на территории города Барнаула.
Цели Правил:
- повышение уровня обслуживания населения услугами пассажирского транспорта для обеспечения удовлетворения социально обусловленных и жизненно необходимых потребностей граждан;
- обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования на территории городского округа всех видов наземного пассажирского транспорта (автобусов, трамваев и троллейбусов, маршрутных и легковых такси);
- создание условий для эффективной координации работы наземного пассажирского транспорта и гармоничного функционирования на рынке транспортных услуг всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- создание благоприятных условий для снижения транспортных издержек и сдерживания необоснованного (по сравнению с экономически оправданным) роста тарифов, рационального использования бюджетных средств.
Основными задачами, на решение которых направлены Правила, являются: совершенствование транспортных связей между районами в границах территории муниципального образования г. Барнаула, обеспечение регулярности обслуживания и повышение качества услуг, создание безопасных условий перевозки и эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, поддержание высокой профессиональной надежности водительского состава.
Правила предусматривают создание условий, гарантирующих гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг деятельности предприятий всех видов и форм собственности и индивидуальных предпринимателей (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), добросовестную конкуренцию между перевозчиками, экономию затрат финансовых и других ресурсов, поддержание уровня тарифов на социально и экономически обоснованном уровне.
1.2. Сферы применения Правил
Организация транспортного обслуживания включает следующие основные элементы и сферы деятельности:
- разработка оптимальных комплексных маршрутных схем и расписаний движения транспортных средств (далее - ТС) с выделением социально-значимых маршрутов с низким пассажиропотоком, не обеспечивающим рентабельную работу пассажирских автопредприятий, и определением типа и предельно допустимого количества подвижного состава, обеспечивающего безопасность дорожного движения и охрану окружающей среды от вредного влияния работы пассажирского транспорта;
- обеспечение маршрутов объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров (автовокзалы, автостанции, остановочные пункты, разворотные площадки и др.);
- отбор перевозчиков для работы на маршрутной сети, проводимый организатором перевозок на конкурсной основе согласно Положения "О проведении конкурсов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутной сети г. Барнаула", утвержденного постановлением главы администрации города;
- закрепление перевозчиков для работы на маршрутной сети, проводимое организатором перевозок без конкурса;
- контроль за выполнением перевозчиками требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию пассажирских перевозок;
- реализация мер по обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды от вредного влияния работы пассажирского транспорта;
- разработка проектов и планов развития пассажирского транспорта в соответствии с перспективами социально-экономического развития г. Барнаула.
Правила действуют на всей территории города Барнаула и должны исполняться работниками всех транспортных предприятий, как относящихся к транспорту общего пользования, так и привлекаемых для перевозок пассажиров на постоянных и временных маршрутах, других видах перевозок по муниципальному заказу.
Контроль за соблюдением Правил осуществляет комитет администрации г. Барнаула по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи (далее Комитет по транспорту).
Нарушение Правил влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Определения используемых в Правилах терминов и понятий приведены в приложении 1 к Правилам.
2. Основные задачи и принципы организации обслуживания населения
пассажирскими перевозками в г. Барнауле
2.1. Организация транспортного обслуживания населения города Барнаула
В организации и осуществлении транспортного обслуживания населения участвуют:
- органы местного самоуправления;
- перевозчики;
- коммерческие организации, созданные для выполнения функций контроля за транспортным обслуживанием населения.
Администрация г. Барнаула, исходя из транспортных потребностей населения, формирует маршрутную сеть, открывает регулярные маршруты, организует введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры маршрутной сети, необходимых для осуществления перевозок, в т.ч. и легковыми такси.
Организация обслуживания населения на маршрутах, предусмотренных транспортной схемой г. Барнаула, осуществляется посредством формирования и размещения муниципального заказа либо с использованием иных форм, если таковые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Муниципальный заказ формируется Комитетом по транспорту на основании потребностей в перевозках транспортом общего пользования и спроса, устанавливаемых в результате изучения пассажиропотоков, обследований и анкетного опроса.
Объем муниципального заказа на осуществление пассажирских перевозок на нерентабельных маршрутах определяется с учетом финансовых ресурсов, которыми располагает местный бюджет. Финансирование муниципального заказа должно обеспечивать компенсацию перевозчику убытков, возникающих от работы на социально- значимых маршрутах с низким пассажиропотоком.
Муниципальные заказы на субсидируемые (дотируемые) перевозки пассажирским транспортом размещаются на конкурсной основе среди предприятий (предпринимателей), способных обеспечить требуемые безопасность и регулярность перевозок по установленным расписаниям с наименьшими бюджетными затратами.
Муниципальные заказы на осуществление перевозок пассажирским транспортом без бюджетного финансирования размещаются на конкурсной основе среди предприятий (предпринимателей), способных обеспечить требуемые безопасность и регулярность перевозок по установленным расписаниям только в случае превышения количества поданных от предприятий (предпринимателей) заявок на право осуществления перевозок по конкретному маршруту предельному количеству подвижного состава, обеспечивающему безопасность перевозок.
С победителями конкурса, а также с предпринимателями (предприятиями), допущенными к осуществлению перевозок пассажиров без проведения конкурсов, заключается договор.
Перевозчик обязан:
- согласовать маршрут, график и расписание движения транспортных средств с Комитетом по транспорту;
- заключить договор с уполномоченным юридическим лицом на диспетчерское обслуживание и использование объектов инфраструктуры обустройства маршрутной сети, обеспечивать поступление своевременных и достоверных данных о выполненном объеме транспортной работы, регулярности выполнения расписания.
Пассажирские перевозки по прочим (например, нерегулярным) маршрутам, а также легковыми такси организуются в порядке, предусмотренном Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.1981 N 200.
Маршрутные и прочие пассажирские перевозки автомобильным транспортом подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством о лицензировании.
Перевозки городским электрическим транспортом лицензирования не требуют.
2.2. Функции организатора транспортного обслуживания населения в городе Барнауле
Организатором транспортного обслуживания населения в г. Барнауле является администрация города в лице Комитета по транспорту.
В перечень функций по организации транспортного обслуживания, выполняемых исключительно Комитетом по транспорту, входят:
- организация разработки проектов и планов развития пассажирского транспорта г. Барнаула в соответствии с перспективами социально-экономического развития и демографических изменений в городе;
- внесение предложений в администрацию г. Барнаула о создании транспортных предприятий и учреждений с участием муниципального образования;
- разработка конкурсной документации для проведения конкурсов на обслуживание маршрутов, информирование перевозчиков о проведении конкурсов;
- финансирование перевозчиков в соответствии с условиями договоров;
- изучение платежеспособности и потребности населения в пассажирских перевозках, основных мест концентрации пассажиров;
- учет и рассмотрение предложений населения и организаций по формированию маршрутной сети и графиков движения, жалоб на качество транспортного обслуживания, принятие мер по устранению недостатков;
- формирование оптимальной маршрутной сети, открытие новых и закрытие ранее действовавших маршрутов;
- определение требований к вместимости и интервалам движения транспортных средств на каждом маршруте, а также к их количеству;
- осуществление прогнозных расчетов по величинам затрат, необходимых для обслуживания маршрута (на основе действующих норм и нормативов), доходов от сбора платы за проезд и размера требуемых бюджетных субвенций;
- утверждение предельно-допустимого# количества подвижного состава, обеспечивающего безопасность пассажирских перевозок;
- ежегодное формирование предложений в администрацию города о величине тарифа и требуемых в следующем финансовом году бюджетных субвенциях для обеспечения льготных перевозок;
- внесение предложений в администрацию города об освобождении перевозчиков, осуществляющих обслуживание пассажиров на социально-значимых# маршрутах, от всех или части налогов, поступающих в местный бюджет;
- формирование в соответствии с фактически выделяемыми бюджетными субвенциями и установленными величинами тарифа объемов и параметров (по типажу, интервалам движения транспортных средств и др.) годового муниципального заказа, как обеспеченного бюджетными субвенциями, так и не требующего бюджетного финансирования (например, перевозки маршрутными такси и др.);
- внесение, при необходимости, изменений в транспортную схему города;
- размещение между перевозчиком муниципального заказа на конкурсной основе с определением для каждого маршрута количественных и качественных показателей транспортных услуг;
- осуществление маршрутного (линейного) контроля работы перевозчиков по показателям регулярности движения, технического и санитарного состояния транспортных средств, соблюдения Правил дорожного движения и требований к водителям, правильности выдачи проездных документов и учета выручки, ведения учета дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием перевозчиков;
- информирование населения об изменениях в работе пассажирского транспорта, а также представление иных сведений, необходимых потребителям транспортных услуг;
- контроль за выполнением перевозчиками договорных обязательств;
- применение к перевозчикам санкций, предусмотренных условиями договоров;
- внесение, по согласованию с перевозчиками, изменений в условия договоров;
- согласование работы перевозчиков на маршрутах, выходящих за пределы г. Барнаула, с соответствующими органами других муниципальных образований;
- сбор данных о наличии и состоянии пассажирских транспортных средств, а также составе кадров у перевозчиков, которые осуществляют транспортное обслуживание населения;
- мониторинг пропускной способности уличной и дорожной сети, их загруженности, состояния дорожного покрытия и сооружений на пути следования транспортных средств (мостов, путепроводов, железнодорожных переездов и др.), условий, характеризующих безопасность дорожного движения, определение на основе полученных данных предельно допустимого количества и типа подвижного состава, обеспечивающего безопасность дорожного движения;
- паспортизация маршрутов и нормирование (совместно с перевозчиками) продолжительности рейса транспортных средств;
- согласование расписания движения ТС перевозчиков с целью координации их работы между собой, а также с другими видами транспорта;
- обеспечение поддержания в надлежащем состоянии дорожного покрытия (путем предъявления соответствующих требований к дорожным службам);
- прекращение движения ТС на маршрутах, не соответствующих требованиям безопасности перевозок, а так же# временное прекращение в установленном порядке движения пассажирских ТС в случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий;
- принятие мер и оказание содействия перевозчикам в улучшении финансово-экономических показателей их работы.
При организации пассажирских перевозок легковыми такси Комитет по транспорту выполняет следующие функции:
- изучает потребности населения на перевозки легковыми такси;
- изучает основные места скопления пассажиров;
- формирует оптимальную сеть стоянок легковых такси;
- осуществляет подбор перевозчиков на право осуществления пассажирских перевозок легковыми такси на конкурсной основе;
- определяет необходимое количество легковых такси, исходя из статистических данных о населении города;
- учитывает и рассматривает жалобы на качество транспортного обслуживания легковыми такси;
- осуществляет линейный контроль работы перевозчиков по показателям технического и санитарного состояния транспортных средств, соблюдению Правил дорожного движения и требований к водителям, правильности учета выручки, ведет учет дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием перевозчиков;
- информирует население об изменениях в работе легковых такси, предоставляет иные сведения, необходимые потребителям транспортных услуг.
2.3. Требования к перевозчикам
2.3.1. Требования к квалификации должностных лиц перевозчика и к водителям
Лица, занимающие должности руководителей и специалистов предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, должны проходить аттестацию в соответствии с приложением 1 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 07.06.1983 N 341/к "Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов".
Специалисты перевозчиков, осуществляющих обслуживание населения автомобильным транспортом, должны соответствовать "Квалификационным требованиям" к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 22.06.1998 N 75.
Водители пассажирских транспортных средств должны:
- иметь право на управление транспортным средством соответствующей категории;
- водители автобусов, троллейбусов, трамваев, а также маршрутных такси с числом мест более 8 должны быть не моложе 20-ти лет, водители легковых, а также маршрутных такси с числом мест менее 8 - не моложе 18-ти лет;
- иметь допуск на осуществление перевозок пассажиров ТС определенных типов и по определенным маршрутам, заключение о допуске выдается по результатам стажировки, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196 ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Дополнительно перевозчик обязан:
- вести учет данных о квалификации водителей, их профессиональной пригодности;
- организовывать занятия по повышению профессионального мастерства водителей;
- обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте (пути следования), проводя предрейсовые инструктажи; вести учет прохождения водителями инструктажей в специальном журнале с кратким указанием их содержания; делать соответствующие отметки о проведении инструктажа в путевом листе ТС;
- представлять организатору перевозок полную достоверную оперативную информацию об объеме выполняемой работы и регулярности движения транспортных средств, принадлежащих перевозчику по комплексной транспортной схеме (далее - КТС).
2.3.2. Требования к состоянию здоровья, режиму труда и отдыха водителей
К управлению пассажирскими транспортными средствами допускаются водители, состояние здоровья которых обеспечивает безопасность перевозок. Водители, находящиеся в болезненном или утомленном состоянии, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, к управлению ГС не допускаются.
Водители пассажирских транспортных средств проходят предварительные (при поступлении на работу), а также периодические медицинские осмотры в лечебно-профилактических организациях в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
Перед началом работы на линии водители проходят предрейсовый медицинский осмотр. Осмотр водителей автотранспортных средств производят в соответствии с Инструкцией "О проведении медицинских осмотров водителей автотранспортных средств", утвержденной Приказом Минздрава СССР от 20.09.1989 N 555. Медосмотр водителей трамваев и троллейбусов, до принятия специального документа, проводят в соответствии с этой же инструкцией.
Документами, подтверждающими способность водителя по состоянию здоровья управлять пассажирским транспортным средством, являются медицинское заключение, выдаваемое после прохождения предварительного или периодического осмотра в лечебно-профилактическом учреждении, а также путевой лист транспортного средства с отметкой (штампом) о прохождении водителем предрейсового медосмотра.
Режим труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (Постановление Минтруда РФ от 25.06.1999 N 16). С учетом этих норм перевозчик составляет графики работы водителей, контролирует соблюдение установленного режима работы, ведет учет времени их труда и отдыха.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 ноября 2004 г. N 285 Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 признано утратившим силу
См. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15
2.3.3. Требования к техническому состоянию и содержанию транспортных средств
Перевозчик обеспечивает исправное состояние транспортных средств.
На линию не допускаются транспортные средства, не прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр, а также имеющие неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Не допускается использование в качестве легковых такси автомобилей со специальным управлением (например, ручным).
Перевозчик обеспечивает:
- проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и с периодичностью, определенными действующим законодательством и документацией изготовителей ТС;
- надлежащее санитарное состояние транспортных средств; уборку салонов от мусора и посторонних предметов не реже 2-х раз за смену, влажную уборку с применением моющих средств - 1 раз;
- межсменное хранение транспортных средств на охраняемой стоянке, исключающее их порчу и разукомплектование.
2.3.4. Требования по качеству услуг, предоставляемых перевозчиком
Перевозчик обязан оказывать качественные услуги населению. Основными показателями качества услуг по перевозке пассажиров являются:
- регулярность перевозок;
- отсутствие жалоб со стороны населения.
Показатели качества перевозок определяются организатором перевозок и доводятся до перевозчиков.
Перевозчик обязан оказывать услуги населению в объеме, определяемом расписанием движения, утвержденным Комитетом по транспорту.
Систематическое невыполнение перевозчиком качественных показателей является грубейшим нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности и может явиться причиной приостановления действия или отзыва лицензии на право осуществления пассажирских автоперевозок.
2.4. Виды маршрутов и перевозок
Перевозки пассажиров классифицируются:
- по способу (технологии) организации;
- по назначению;
- по виду заказа на перевозку.
По способу (технологии) организации перевозки пассажиров подразделяются на маршрутные и внемаршрутные. К первым относят перевозки по установленным КТС маршрутам и утвержденным расписаниям движения. Они выполняются автобусами, маршрутными такси, трамваями и троллейбусами.
Маршрутные перевозки организуются по заказу администрации города с целью удовлетворения потребностей населения в транспортном обслуживании (муниципальный заказ), а также выполняются по заказу юридических и физических лиц с целью удовлетворения определенных транспортных потребностей этих лиц (доставки сотрудников предприятий и организаций к местам работы, в случае их удаленности от регулярных маршрутов пассажирского транспорта, обслуживания гостиничных и торговых комплексов и т.д.).
Внемаршрутные перевозки выполняются, как правило, автобусами и легковыми автомобилями вне маршрутной сети, предусмотренной КТС, по заказу юридических и физических лиц с целью удовлетворения их разовых транспортных потребностей.
Разновидностью внемаршрутных перевозок являются перевозки легковыми такси с оплатой их стоимости за наличный расчет и, как правило, с заключением в устной форме договора на перевозку в месте посадки пассажира.
По назначению перевозки пассажиров подразделяются на перевозки общего назначения, туристско-экскурсионные и специальные:
- к перевозкам общего назначения относятся перевозки любого гражданина транспортом общего пользования, выполняемые по заказу администрации г. Барнаула и других органов местного самоуправления, а также иных юридических лиц. К этим перевозкам также относятся перевозки легковыми такси;
- к туристско-экскурсионным относят перевозки, осуществляемые в целях туристического и экскурсионного обслуживания населения при обязательном сопровождении пассажиров экскурсоводом или руководителем туристской группы; могут осуществляться по маршрутам, а также вне их;
- к специальным относят перевозки, осуществляемые в целях доставки работников предприятий на производственные объекты, удаленные от общих линий городского транспорта, в т.ч. вахтовые перевозки, перевозки детей в школы и дошкольные учреждения, перевозки инвалидов и т.п. Специальные перевозки могут осуществляться по маршрутам, а также вне маршрутной сети по заказам юридических и физических лиц.
По виду заказа перевозки классифицируются следующим образом:
- заказ на маршрутные перевозки, обеспечиваемый бюджетными субвенциями, формируется администрацией города Барнаула с целью удовлетворения социально обусловленных потребностей населения в передвижении по тарифам, устанавливаемым администрацией и обеспечивающим доступность транспортных услуг для всех слоев населения. Эти перевозки гарантируют реализацию прав на льготный (или бесплатный) проезд без ограничений для всех граждан, имеющих это право; администрация города обеспечивает из бюджетных средств компенсацию затрат перевозчиков за перевозки пассажиров льготных категорий, а также выпадающих доходов, возникающих в случаях превышения себестоимости перевозки над величиной тарифа;
- заказ на маршрутные перевозки, на которые не предусмотрены бюджетные субвенции, формируется администрацией города с целью удовлетворения платежеспособного спроса населения на пассажирские перевозки и выполняется на основе самофинансирования перевозчиков;
- заказ юридических или физических лиц на маршрутные перевозки, формируемый этими лицами для удовлетворения потребностей на массовые регулярные перевозки пассажиров (доставка сотрудников предприятий и организаций к местам работы и обратно, покупателей - на территории торговых предприятий, обслуживание спортивных и гостиничных комплексов и др.);
- заказ на нерегулярные (разовые) перевозки формируется заинтересованными юридическими и физическими лицами с целью удовлетворения их транспортных потребностей, которые невозможно или невыгодно реализовать в рамках маршрутных перевозок; осуществление заказа производится на договорной коммерческой основе.
Пассажирские маршруты подразделяются:
по территориальному признаку:
- городские, проходящие в пределах черты города;
- пригородные, выходящие за пределы черты города на расстояние не более 50 км;
- междугородные, выходящие за пределы черты города на расстояние свыше 50 км;
по территориально-административному признаку:
- внутримуниципальные, не выходящие за пределы муниципального образования городского округа (города);
- межмуниципальные маршруты, по которым осуществляется сообщение между двумя и более муниципальными образованиями;
- внутрикраевые - маршруты, проходящие в пределах Алтайского края по территории нескольких муниципальных образований;
- по режиму работы:
- регулярные, действующие ежедневно в течение продолжительного срока (полгода и более);
- регулярные, действующие в течение продолжительного срока только в определенные периоды (дни, недели, месяцы или сезоны);
- временные, вводимые на период менее полугода.
В соответствии с пассажиропотоками и другими условиями организуются маршруты: с обычным режимом движения, а также с полуэкспрессным (скоростные) и экспрессным режимами движения.
2.5. Порядок организации маршрутных пассажирских перевозок,
осуществляемых по муниципальному заказу
Размещение муниципального заказа на маршрутные перевозки осуществляются на конкурсной основе в соответствии с "Положением о муниципальном заказе в г. Барнауле", утвержденным решением городской Думы.
Организация новых или изменение существующих маршрутов производится исходя из потребности населения в перевозках, при этом обязательно соблюдение требований безопасности движения. Предложения об открытии новых или изменении существующих маршрутов рассматриваются Комитетом по транспорту и выносятся на рассмотрение транспортной комиссии по маршрутной сети г. Барнаула. При положительном решении вопроса об открытии нового или изменении существующего маршрута, последний выставляется на конкурс.
Организованные перевозки пассажиров выполняются на основе договоров, заключаемых между перевозчиком и администрацией города в лице Комитета по транспорту.
Расписание движения транспортных средств утверждается Комитетом по транспорту. Согласно утвержденной общей маршрутной сети и графиков движения Комитет по транспорту обеспечивает организацию обслуживания пассажиров на регулярных и временных маршрутах.
Перевозчик, осуществляющий обслуживание пассажиров маршрутными такси или автобусами по собственной инициативе или по заказу юридического лица вне КТС, обязан согласовать маршрут, время выхода на линию и окончание работы с Комитетом по транспорту.
2.6. Порядок организации и открытия городских и пригородных маршрутов
пассажирского транспорта общего пользования
Новый маршрут организуется по инициативе органов местного самоуправления на основании предложений населения, общественных организаций и других структур. Инициаторами могут быть как юридические, так и физические лица.
Комитет по транспорту обязан постоянно следить и контролировать качество обслуживания, соответствие маршрутной сети и расписаний потребностям населения и при возникновении несоответствий нормам и Правилам принимать меры к их устранению, прежде всего путем организации и открытия новых маршрутов, изменения существующих или закрытия невостребованных.
Организация новых маршрутов осуществляется с целью обеспечения транспортных связей для наибольшего количества пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пассажирообразующими пунктами на новом маршруте.
Так как открытие нового маршрута приведет к перераспределению пассажиропотоков, их изменениям в часы "пик", Комитет по транспорту на основании изучения (сплошного или выборочного) пассажиропотоков, материалов социологических опросов и предложений граждан:
- определяет (прогнозирует) ожидаемые объемы перевозок, величины устойчивых пассажиропотоков между вновь образованными местами концентрации пассажиров;
- выявляет наличие финансовых и материальных ресурсов и возможности привлечения перевозчиков (муниципальных или других предприятий, индивидуальных предпринимателей) для обслуживания вновь организуемых маршрутов; разрабатывает технико-экономическое обоснование целесообразности организации и открытия маршрута;
- выбирает оптимальную трассу движения и обследует дорожные условия, устанавливает их соответствие требованиям безопасности дорожного движения (техническое состояние и уровень содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерное оборудование, наличие необходимых объектов инфраструктуры и т.д.). Выбор трассы маршрута для автобусных перевозок производится в соответствии с требованиями положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, а также основных требований к параметрам дорог и дорожной обстановки для безопасного функционирования автобусных маршрутов; троллейбусные и трамвайные линии должны удовлетворять требованиям СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии"; общий вес (с максимальным наполнением) транспортного средства, выбранного для работы на маршруте, должен соответствовать допустимой нагрузке на мосты и путепроводы, расположенные на маршруте; размещение, параметры и оборудование остановочных пунктов пассажирского транспорта должны удовлетворять регламентированным требованиям (Приложение 4 к настоящим Правилам);
- осуществляет (совместно с перевозчиком) контрольные замеры и проводит нормирование скоростей движения ТС на трассе маршрута, предварительно определив расположение начальных и конечных пунктов в достаточно крупных пассажирообразующих местах, а также выбирает промежуточные остановочные пункты на всем протяжении маршрута так, чтобы расстояние для подхода к ним пассажиров не превышало 600 метров; расстояние между остановочными пунктами, особенно в зонах, где формируются наиболее крупные пассажиропотоки, выбирается в пределах 400-500 м, в исключительных случаях - не более 800 м; по результатам нормирования устанавливаются оптимальные нормы времени движения ТС между остановочными пунктами и на всем маршруте;
- определяет, какое количество транспортных средств и какого типа необходимо использовать для обслуживания маршрута, устанавливает интервалы их движения;
- утверждает паспорт маршрута пассажирского транспорта общего пользования согласно установленной форме (приложение 2 к настоящим Правилам), устанавливает методику нормирования продолжительности рейса, а также форму акта замера протяженности маршрута, карты хронометрирования рейса и таблицы хронометрирования маршрута;
- организует обеспечение координированного движения на вновь открываемом маршруте с движением ТС на других маршрутах; определяет средства контроля регулярности движения;
- разрабатывает мероприятия по обустройству маршрута линейными сооружениями, остановочными пунктами.
На вновь организованном маршруте нормирование скоростей ТС производят перед открытием движения по нему, на существующих маршрутах - не реже одного раза в два года, а также в случаях переноса трассы маршрута или остановочных пунктов, изменения марочного состава используемых ТС, условий дорожного движения (ширины и состояния дорожного полотна, появления или ликвидации различных стационарных объектов, влияющих на скорость движения: светофоров, пешеходных переходов, перекрестков, переездов железнодорожных путей, дорожных развязок и др.).
Контроль за регулярностью движения ТС на маршрутах осуществляется при помощи автоматических систем диспетчерского управления (далее - АСДУ), а при их отсутствии - при помощи диспетчерских пунктов на маршруте. При отсутствии АСДУ (а также при необходимости, например, на маршрутах большой протяженности и сложности - при ее наличии) трасса маршрута должна иметь не менее двух стационарных диспетчерских пунктов по контролю за регулярностью движения транспортных средств, расположенных, как правило, в начальных и конечных пунктах маршрута. При относительно небольших пассажиропотоках на маршруте и больших (свыше 15 мин.) интервалах движения ТС достаточно иметь диспетчерский пункт только на одном начальном (конечном) пункте маршрута.
В зависимости от величины пассажиропотока, количества ТС, которые предполагается привлечь к работе на маршруте, дорожных условий, при обустройстве маршрута необходимо предусматривать наличие площадок для разворота и отстоя транспортных средств в начальных и конечных пунктах маршрута.
Не позднее, чем за 10 дней до открытия маршрута и связанной с этим возможной корректировкой других маршрутов или расписаний движения, Комитет по транспорту обязан оповестить об этом население через средства массовой информации, специальными объявлениями, помещаемыми на остановочных пунктах, в транспортных средствах и других местах на маршрутах, в первую очередь там, где образуются наибольшие пассажиропотоки.#
2.7. Порядок и особенности организации перевозок легковыми такси
Перевозки легковыми такси выполняют юридические и физические лица, имеющие лицензию на осуществление перевозок пассажиров.
Транспортные средства предоставляются клиентам на специальных стоянках, вне стоянок при подаче пассажиром сигнала о желании воспользоваться услугой перевозчика, а также по заказам.
Оплата проезда осуществляется пассажирами на основании показаний таксометра с учетом дальности поездки и времени, затраченного водителем заказанного транспортного средства на ожидание пассажира или по тарифу за одну поездку при маршрутных перевозках.
Стоянки легковых такси могут быть организованы на территории города уполномоченным на то структурным подразделением - Комитетом по транспорту, а также перевозчиками на условиях, определяемых органами местного самоуправления; кроме того, стоянки могут быть организованы различными организациями, в первую очередь теми, которые обуславливают повышенный спрос на перевозки легковыми такси (например, стадионы, вокзалы, аэропорты, рынки и т.д.), в пределах своей территории без согласования с органами местного самоуправления, с соблюдением действующего законодательства, строительных норм и правил.
Стоянки такси, находящиеся на территории города, должны иметь паспорт, в котором указываются: адрес (местоположение), владелец, дата организации, основные геометрические размеры, емкость (число автомобилемест), время работы и перечень оборудования.
Стоянки должны быть оборудованы соответствующими указателями, в темное время суток должны быть освещены.
Порядок и условия доступа перевозчиков различных форм и видов собственности на стоянку определяется на основании договора и в соответствии с настоящими Правилами.
Существуют следующие основные виды доступа перевозчиков к стоянкам: свободный для всех перевозчиков; свободный для определенных перевозчиков; платный доступ на договорной основе.
Прием заказов на обслуживание легковыми такси организуется службами перевозчика, а также специализированными организациями, в т.ч. муниципальными, на договорной основе.
При приеме заказа, клиент, по его желанию, оповещается о стоимости перевозки.
Перевозчики, а также специализированные организации, в т.ч. муниципальные, для улучшения финансовых показателей могут создавать диспетчерские службы для организации работы такси по заказам, а также для оперативной ликвидации дефицита предложения услуг по перевозкам в наиболее пассажиронапряженных местах.
Взаимоотношения диспетчерской службы и перевозчика, не являющихся подразделениями одного и того же юридического лица, строятся на договорной основе.
2.8. Организация привлечения перевозчиков (юридических лиц
и предпринимателей) к транспортному обслуживанию населения
Наряду с дотируемыми из бюджетов маршрутными перевозками, осуществляемыми ТС любого типа, кроме особо малого класса, по установленным маршрутам, утверждаемым тарифам, при наличии оборудованных остановочных пунктов и расписаний движения, с предоставлением всех льгот на проезд, определенных действующим законодательством, Комитет по транспорту имеет право на введение регулярных маршрутных перевозок, осуществляемых пассажирскими ТС любого типа (кроме трамваев и троллейбусов) с сохранением тех же условий, как и для социально значимых маршрутов, но без предоставления льгот на оплату проезда и без выделения бюджетных ассигнований.
Перевозки маршрутными такси выполняются автобусами малого и особо малого классов, и, в виде исключения, на особо напряженных городских маршрутах - автобусами средней или большой вместимости, с остановками по требованию пассажиров, по тарифам, установленным для данного вида перевозок, без предоставления права бесплатного (льготного) проезда.
Перевозки на городских и пригородных маршрутах, не обеспеченных муниципальным заказом, осуществляются на принципах самоокупаемости, без выделения бюджетных ассигнований.
На городских, пригородных и междугородных маршрутах на любых видах пассажирских перевозок допускается использование только тех транспортных средств, которые в соответствии с паспортом предприятия-изготовителя предназначены для перевозки пассажиров.
Перевозчики, обслуживающие любые маршруты, несут ответственность за безопасность и качество предоставляемых услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Алтайского края.
2.9. Диспетчерское управление перевозками
пассажирского транспорта общего пользования
Для решения задач применяются автоматические системы диспетчерского управления пассажирским транспортом, а также телекоммуникационные системы управления движением транспортных средств.
Лицом, обеспечивающим регулярность движения транспортных средств, является муниципальное унитарное предприятие "Служба управления наземным пассажирским транспортом" (МУП "СУНПТ").
МУП "СУНПТ" вправе давать указания перевозчику при возникновении на маршрутах аварийных ситуаций, больших отклонений от расписаний движения ТС, других случаев нарушения качества транспортного обслуживания. Указания МУП "СУПНТ" по данным вопросам обязательны для выполнения перевозчиками всех форм собственности. При угрозах возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций МУП "СУПНТ" обязано незамедлительно информировать администрацию города и предпринимать меры, способствующие предотвращению чрезвычайных ситуаций.
2.10. Линейный контроль
Комитет по транспорту осуществляет регулярный контроль за работой транспорта и проверку выполнения требований настоящих Правил в части:
- качества и полноты подготовки транспортных средств, их внутреннего и внешнего оформления и экипировки;
- соблюдения графиков движения ТС на маршрутах;
- правильности оформления путевой документации;
- выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками должностных инструкций;
- состояния линейных (инфраструктурных) сооружений.
О всех выявленных нарушениях Комитет по транспорту обязан сообщить перевозчику и добиться устранения недостатков, а в случае необходимости - принять решение о продлении или прекращении договорных отношений.
2.11. Организация работы пассажирского транспорта
общего пользования в чрезвычайных ситуациях
Организацию работы пассажирского транспорта в периоды возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, а также другие органы в соответствии с действующим законодательством.
Эти органы разрабатывают и доводят до сведения всех транспортных организаций планы работы пассажирского транспорта в наиболее вероятных чрезвычайных ситуациях, создают аварийные запасы необходимых ресурсов.
2.12. Основные функции автовокзалов (автостанций)
Автовокзал (автостанция) - хозяйствующий субъект (организация любой формы собственности и организационно-правовой формы) или структурное подразделение хозяйствующего субъекта, созданное в целях оказания пассажирам услуг, предусмотренных договором перевозки, дополнительных и сопутствующих перевозке услуг, а также работ, связанных с организацией технологического процесса перевозки. Для оказания услуг автовокзал (автостанция) имеет в своем распоряжении комплекс соответствующих зданий и сооружений. Деятельность автовокзала (автостанции) связана с обслуживанием пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах.
Услуги пассажирам и перевозчикам могут оказываться службами автостанции, а также организациями и предпринимателями, осуществляющими на территории автовокзала (автостанции) на договорной основе свою деятельность; в последнем случае автовокзал (автостанция) выполняет функции организатора их работы.
Услуги, связанные с организацией технологического процесса перевозки, оказываются перевозчикам на договорной основе. Автовокзалы (автостанции) не могут оказывать услуги и заключать договоры с перевозчиками, не имеющими лицензий на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а также в случае, если маршруты перевозки и расписания движения не утверждены службой организатора пассажирских перевозок (единого заказчика).
Автовокзалы и автостанции создаются в местах концентрации пассажиропотоков в пригородном и междугородном сообщениях.
Автовокзалы и автостанции являются одной из важных структур, обеспечивающих повышение качества и культуры обслуживания пассажиров, в первую очередь совершающих междугородные и пригородные поездки. С этой целью они должны предоставлять весь комплекс сопутствующих услуг, необходимых пассажиру, ожидающему автобус.
В состав функций, выполняемых автовокзалами (автостанциями) в обязательном порядке, входят следующие:
- организация предварительной продажи билетов в пригородном и междугородном сообщениях;
- предоставление пассажирам, ожидающим отправления автобусов, залов ожидания и санитарно-гигиенических услуг;
- информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся осуществления перевозок;
- организация хранения ручной клади и багажа;
- информирование водителей о неблагоприятных изменениях условий движения на маршруте;
- предоставление охраняемой стоянки для автобусов в период между рейсами;
- принятие мер к прекращению движения в случаях несоответствия дорожных условий требованиям обеспечения безопасности дорожного движения.
К функциям по обслуживанию пассажиров, которые могут выполняться автовокзалами и автостанциями, но не входят в обязательный перечень# относятся:
- организация приема заказов на приобретение билетов от физических и юридических лиц по телефону и другими способами, доставки заказанных билетов по указанному адресу;
- организация пункта первой медицинской помощи;
- организация пунктов почтовой, телеграфной, телефонной и другой связи;
- организация пунктов общественного питания, розничной торговли предметами первой необходимости, медикаментами и т.п., предоставления культурных и бытовых услуг;
- предоставление пассажирам, имеющим билеты, услуг по кратковременному проживанию до отправления автобуса (не более 2-3-х суток);
- другие функции.
К функциям по организации технологического процесса перевозки, не входящим в обязательный перечень, и выполняемым автовокзалами и автостанциями на основе договоров с перевозчиками, относятся:
- диспетчерское обеспечение процесса перевозки пассажиров; обеспечение регулирования движения автобусов и своевременного отправления их в рейс;
- контроль за выполнением расписаний и графиков движения;
- реализация билетов; контроль за посадкой пассажиров, проверка проездных документов в пределах территории автовокзалов (автостанций);
- оформление путевой документации;
- проведение предрейсовых медицинских осмотра водителей, технического, санитарного осмотра и проверки экипировки транспортных средств;
- контроль за соблюдением режимов труда и отдыха, водителей;
- уборка салонов автобусов;
- техническое обслуживание и текущий ремонт автобусов;
- предоставление водителям помещений для отдыха, в т.ч. спальных мест;
- другие функции.
Предварительная продажа билетов обязательно организуется для тех пригородных и междугородных маршрутов, где посадка в автобусы осуществляется в соответствии с нумерацией мест, а также на тех маршрутах, на которых характерны длительные интервалы движения.
Предоставление пассажирам, ожидающим отправления автобусов, залов ожидания и санитарно-гигиенических услуг обязательно осуществляется в случае, если автовокзал (автостанция) обслуживает маршруты, интервал движения автобусов на которых превышает 3-4 часа. Пользование залами ожидания и туалетами для пассажиров является бесплатным.
Залы ожидания должны быть отапливаемыми в холодное время года и вентилируемыми - в теплые периоды.
Информирование пассажиров осуществляется посредством организации визуального, звукового информирования, а также организации работы справочного бюро.
Информация, представляемая в визуальном виде (в виде схем, таблиц, табло и т.п.), включает:
- расписания движения (или интервалы движения) автобусов через автовокзал (автостанцию);
- схему маршрутов, обслуживаемых автовокзалом (автостанцией);
- информацию о стоимости проезда и провоза багажа на этих маршрутах;
- схему городских и пригородных маршрутов, имеющихся в населенном пункте, на территории которого находится автовокзал (автостанция); расписания движения железнодорожного, воздушного и водного транспорта с вокзалов (станций) этого населенного пункта;
- перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, а также на право приобретения билетов вне очереди;
- Правила перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте;
- сведения о порядке обязательного личного страхования пассажиров;
- сведения о расположении и режиме работы касс, камер хранения и иных служб автовокзала (автостанции) и хозяйствующих субъектов, предоставляющих на территории автовокзала (автостанции) услуги пассажирам;
- табло с указанием времени и места отправления автобусов ближайших рейсов, а также о задержке или переносе времени отправления;
- указатели посадочных площадок различных маршрутов.
Звуковое информирование пассажиров осуществляется на территории автовокзала (автостанции) при помощи громкоговорящих установок и включает:
- оповещение о начале посадки в автобус и расположении посадочного пункта (перрона);
- оповещение о прибытии и отправлении автобусов, задержке или отмене рейса, назначении рейса, не предусмотренного расписанием;
- предоставление другой информации.
Справочное бюро на бесплатной основе предоставляет пассажирам следующую информацию:
- прибытие и отправление автобусов, задержка или отмена рейса;
- расписание движения автобусов через автовокзал (автостанцию);
- информация о стоимости проезда и провоза багажа на маршрутах, проходящих через автовокзал (автостанцию);
- перечень услуг, предоставляемых пассажирам на территории автовокзала (автостанции) ее службами, а также различными хозяйствующими субъектами.
На территории автовокзала (автостанции) на договорной основе может быть организована работа подразделений службы организатора пассажирских перевозок (единого заказчика), правоохранительных органов, транспортной инспекции.
3. Информационное обеспечение организации транспортного обслуживания
Организуя транспортное обслуживание населения, Комитет по транспорту и перевозчики должны использовать достоверную информацию о потребности населения в транспортных услугах, в первую очередь - о требуемом количестве и качестве услуг каждого вида транспорта; платежеспособном спросе населения на эти услуги, предельных уровнях тарифов, в том числе и для наименее обеспеченных категорий жителей. Важнейшими сведениями являются распределение пассажиропотоков по часам суток, особенно в периоды пиковых нагрузок и по сезонам.
Главными источниками информации о потребностях населения в транспортных услугах и пассажиропотоках являются социологические опросы населения, обследования пассажиропотоков (сплошные и выборочные) и данные их оперативного мониторинга.
Пользователи услуг пассажирского транспорта должны иметь возможность получать всю необходимую для них информацию о работе транспорта (интервалах движения ТС, времени работы маршрута и др.).
3.1. Социологические опросы населения
Социологические опросы населения проводят органы местного самоуправления, в т.ч. Комитет по транспорту.
Целями проведения опросов является выявление:
- потребностей населения в транспортном обслуживании (услугах);
- уровня удовлетворения населения объемом и качеством услуг, маршрутной сетью;
- величины платежеспособного спроса на транспортные услуги при различном уровне тарифов на перевозки;
- уровня тарифов на транспортные услуги, предельного для малообеспеченных слоев населения с точки зрения социальной доступности транспорта;
- оценки населением изменений, произошедших в работе пассажирского транспорта за предшествующие опросу 2-3 года.
Социологические опросы желательно проводить не реже одного раза в 3-4 года в анкетной форме, обеспечивая охват, в соответствии с имеющимися рекомендациями, не менее 2,5-3% населения и представительство жителей, относящихся к основным социально-демографическим группам, пропорциональное их фактической доле численности в составе всего населения территории.
С использованием данных опросов определяют основные направления развития пассажирского транспортного комплекса территории, включая развитие маршрутной сети, социального и коммерческого секторов перевозок, политику тарифообразования и предоставления транспортных субвенций перевозчикам, другие вопросы.
3.2. Обследования пассажиропотоков и их оперативный мониторинг
Обследования пассажиропотоков на маршрутах проводят Комитет по транспорту и (или) перевозчик.
Главными целями обследований являются:
- определение объемов перевозок пассажиров, в т.ч. льготных категорий;
- установление средней дальности поездки пассажиров;
- необходимость или целесообразность изменения маршрутной схемы пассажирского транспорта;
- выбор типажа и графиков движения ТС на маршрутах, обеспечивающих заданный уровень качества транспортного обслуживания;
- определение нормативных величин сбора платы за проезд (выручки) перевозчиками.
По уровню охвата маршрутов обследования пассажиропотоков подразделяются на сплошные и выборочные, по методу проведения - на отчетно-статистические и натурные. В свою очередь, натурные обследования по технологии проведения подразделяются на анкетные, талонные, счетно-табличные, таблично-опросные и глазомерные.
Сплошное обследование осуществляют одновременно на всех маршрутах города, выборочное - на отдельных маршрутах или рейсах.
Отчетно-статистический метод применяют при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров и проданных билетах, а также данных, поступающих от автоматических пропускных устройств (турникетов). В первом случае обследование охватывает только пассажиров, обязанных оплачивать свой проезд, во втором случае - всех пассажиров, включая и льготные категории.
Результаты обследований пассажиропотоков используют:
- Комитет по транспорту - для определения условий конкурса на обслуживание маршрута в части выбора типажа и графиков движения ТС, а также нормативов сбора платы за проезд и выплаты субвенций;
- перевозчик - для учета выполненных объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота.
Оперативный мониторинг текущих величин пассажиропотоков проводят водитель или кондуктор пассажирского транспортного средства или специально выделенные лица.
Целью оперативного мониторинга является выявление на маршруте изменений по величине и во времени пиковых пассажиропотоков для недопущения систематических случаев нарушения норм вместимости, т.е. переполнения транспортных средств. Обычно он осуществляется путем глазомерной оценки величины максимального наполнения салона ТС в часы "пик" на наиболее напряженных участках маршрута.
После выполнения рейса водитель или кондуктор сообщает диспетчеру о случаях переполнения ТС с указанием участков маршрута, на которых оно имело место. Диспетчер систематизирует полученные данные и передает их в Комитет по транспорту. В случае систематических нарушений норм вместимости Комитетом по транспорту принимаются меры по изменению расписаний движения и типа транспортных средств, используемых на перевозках, внесению соответствующих коррективов в договоры с перевозчиками.
3.3. Учет транспортной работы, эксплуатационных
и финансовых показателей работы перевозчиков
Учет транспортной работы и показателей качества транспортного обслуживания осуществляет МУП "СУНПТ", а также перевозчик.
Показатели работы каждого перевозчика и качества обслуживания на различных обслуживаемых им маршрутах учитывают раздельно по каждому маршруту, а также в целом по всем маршрутам, обслуживаемым перевозчиком, и заносят в журнал учета его работы (или в соответствующий раздел электронной базы данных).
Учет работы перевозчика на маршрутах диспетчерская служба ведет по следующим показателям:
- общее количество выполненных рейсов, предусмотренных расписанием;
- число рейсов, выполненных с нарушением расписания;
- количество сорванных рейсов, связанных с невыпуском перевозчиком транспортных средств на линию; с прекращением уже начатой перевозки на маршруте из-за возникшей технической неисправности, резкого ухудшения состояния здоровья водителя, снятия ТС или водителя с маршрута в результате выявленных нарушений в ходе проверки на линии органами ГИБДД, регионального отделения автодорожного надзора, Комитетом по транспорту, а также по другим причинам;
- число рейсов, выполненных с нарушением предусмотренных контрактом (договором) требований к типу транспортных средств с указанием состава и причин нарушения;
- количество случаев переполнения транспортных средств сверх установленной вместимости с указанием рейса и участков маршрута;
- количество проданных билетов на разовую поездку, а также реализованных проездных абонементных билетов.
При отсутствии АСДУ пассажирскими перевозками, по требованию Комитета по транспорту перевозчик обязан предоставить данные в объеме, необходимом для учета транспортной работы и показателей качества транспортного обслуживания населения.
Учет финансовых показателей работы осуществляет перевозчик в соответствии с действующими нормативными документами.
В случае необходимости, в договор на транспортное обслуживание маршрута Комитет по транспорту может включить положение, обязывающее перевозчика вести учет затрат по отдельным маршрутам, постатейно выделяя переменные затраты, предоставлять заказчику данные этого учета и возможность контролировать правильность его ведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.