Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Алтайского края от 14 июня 2007 г. N 52-ЗС в настоящую Программу внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
Приложение
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевой
целевой программы "Улучшение
жилищных условий населения в Алтайском
крае на период до 2010 года"
Краевая целевая программа
"Улучшение жилищных условий населения
в Алтайском крае на период до 2010 года"
14 июня 2007 г.
Паспорт краевой целевой программы
"Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае
на период до 2010 года"
Наименование краевая целевая программа "Улучшение жилищных условий
программы населения в Алтайском крае на период до 2010 года" (далее -
программа)
Подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае
на 2005-2010 годы";
"Реализация основных положений Градостроительного кодекса
Российской Федерации, оказывающих влияние на увеличение
объемов жилищного строительства"
Основание для послание Президента Российской Федерации Федеральному
разработки Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года "О
программы положении в стране и основных направлениях внутренней и
внешней политики государства";
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О
введении в действие Градостроительного кодекса Российской
Федерации";
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных
жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации";
постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов
от 1 декабря 2004 года N 450 "О мерах по увеличению
строительства жилья в Алтайском крае"
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы
Государствен- Администрация Алтайского края
ный заказчик
программы
Основные управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
разработчики
программы Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
ОАО "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию";
"Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк" ООО
Цель программы увеличение объемов жилищного строительства; формирование
условий для введения в жилищные отношения рыночных механизмов
с использованием системы финансирования приобретения и
строительства жилья, позволяющей консолидировать бюджетные,
внебюджетные средства и личные сбережения граждан;
развитие ипотечного жилищного кредитования населения;
привлечение в жилищную сферу долгосрочных финансовых
ресурсов;
развитие, реконструкция и модернизация производственной базы
строительства
Исполнители управление Алтайского края по строительству и архитектуре;
программы Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой
и кредитной политике;
управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству;
"Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк" ООО;
АКГУП "Алтайстройзаказчик";
ОАО "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию";
ООО "Алтайская ипотечная корпорация" (по согласованию);
Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов
Алтайского края" (по согласованию);
органы местного самоуправления (по согласованию)
Срок 2005-2010 годы
реализации
программы
Основные создание конкурентных условий для жилищного строительства;
задачи упрощение процедуры получения и согласования разрешений на
программы строительство жилья;
приведение в соответствие с Жилищным кодексом Российской
Федерации порядка предоставления социального жилья;
создание условий для увеличения доли инвестиций в
строительство жилья не менее 50 процентов от общего объема
финансовых средств, используемых для строительства и
приобретения жилья, что составит около 54044 млн. рублей;
привлечение внебюджетных средств для осуществления
строительства жилых домов;
формирование финансовых механизмов, обеспечивающих
доступность кредитов для населения;
создание эффективных механизмов привлечения частных
инвестиций в сферу ипотечного жилищного кредитования с
использованием рефинансирования ипотечных кредитов;
совершенствование форм и методов государственной поддержки
населения в области улучшения жилищных условий;
реализация комплекса мер по обновлению основных фондов
предприятий строительного комплекса;
обеспечение строительного рынка высококачественными
строительными материалами и конструкциями
обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в
целях жилищного строительства
Объем и объем финансирования программы составляет 108087,0 млн.
источники рублей, в том числе:
финансирования средства федерального бюджета - 3006,5 млн. рублей
программы (привлекаются в рамках реализации федеральных целевых
программ на территории Алтайского края);
средства федерального бюджета на возмещение части затрат на
уплату процентов по привлекаемым для реализации программы
банковским кредитам - 737,52 млн. рублей;
объемы государственных гарантий Российской Федерации по
привлекаемым для реализации программы банковским кредитам -
1756,0 млн. рублей;
средства краевого бюджета - 1260,3 млн. рублей;
средства краевого бюджета на возмещение части затрат на
уплату процентов по привлекаемым для реализации программы
банковским кредитам - 368,76 млн. рублей;
объемы государственных гарантий Алтайского края по
привлекаемым для реализации программы банковским кредитам -
878,0 млн. рублей;
средства местных бюджетов муниципальных районов, городских
округов, поселений (по согласованию) - 523,22 млн. рублей;
внебюджетные средства - 103296,98 млн. рублей;
Ожидаемые рост объема ввода жилья с 354,1 тысячи квадратных метров
результаты общей площади в 2004 году до 710 тысяч квадратных метров в
реализации 2010 году;
программы ввод в эксплуатацию в 2005-2010 годах 3535 тысяч квадратных
метров общей площади жилых домов;
рост расчетного темпа ввода в эксплуатацию жилых домов за
период с 2005 по 2010 год по сравнению с уровнем 2004 года на
200 процентов;
обеспечение жильем около 60 тысяч семей;
создание условий для повышения доступности приобретения и
строительства жилья;
увеличение среднегодового количества долгосрочных жилищных и
жилищно - ипотечных кредитов с 4 тысяч в 2004 году до 30
тысяч в 2010 году;
создание условий для увеличения объемов жилищного
строительства через внедрение открытых конкурсных процедур
предоставления застройщикам прав на сформированные земельные
участки;
улучшение жилищных условий социально незащищенных категорий
граждан и обеспечение доступности жилья гражданам со средним
уровнем денежных доходов;
установление прозрачных и эффективных процедур финансирования
развития инженерной инфраструктуры объектов нового жилищного
строительства;
обеспечение потребностей населения и строительного комплекса
Алтайского края современными строительными материалами,
способствующими снижению затрат при строительстве и
эксплуатации домов;
обновление основных фондов организаций строительного
комплекса Алтайского края
Контроль за контроль за реализацией программы осуществляет Администрация
реализацией Алтайского края
программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Жилищный фонд Алтайского края в настоящее время составляет около 50 миллионов квадратных метров общей площади жилых домов, из них 2 миллиона квадратных метров введены в эксплуатацию в 2000-2004 годах, в том числе на продажу - 154,8 тысячи квадратных метров. Наиболее интенсивно строительство жилья ведется в городе Барнауле. В 2000-2004 годах здесь введено в эксплуатацию 952,6 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, или 48 процентов от общего ввода по Алтайскому краю.
Высокий спрос населения на жилье обусловлен двумя факторами:
1) ежегодно в Алтайском крае в среднем регистрируется более 18 тысяч новых семей, для удовлетворения жилищных потребностей которых по социальным нормам ежегодно требуется более 750 тысяч квадратных метров жилья;
2) более 65 тысяч семей зарегистрированы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, для удовлетворения их жилищных потребностей требуется около 3,8 миллиона квадратных метров жилья.
Коренным образом по сравнению с дореформенным периодом изменились источники формирования предложения жилья и удовлетворения жилищных потребностей людей.
Первым источником удовлетворения потребности населения в жилье является строительство индивидуальных жилых домов. До 1990 года доля индивидуального жилищного строительства составляла 10 процентов от общего ввода площади жилых домов по Алтайскому краю. К 2005 году этот показатель вырос в 6,5 раза и составил 64,4 процента введенного в эксплуатацию жилья, что в 1,6 раза выше, чем в среднем по России.
По состоянию на 1 января 2005 года в Алтайском крае в стадии незавершенного строительства находилось более 8 тысяч индивидуальных и около 100 многоэтажных жилых домов. Ввод их позволит обеспечить жильем 16 тысяч семей.
Каждый второй индивидуальный дом строится в сельской местности.
Ежегодно в Алтайском крае выдается порядка трех тысяч разрешений на строительство жилых домов.
С целью увеличения строительства жилья и организации производства новых строительных материалов на основе научно-технических разработок администрацией Алтайского края осуществляется стимулирование инвестиционно-строительного комплекса Алтайского края путем субсидирования банковской процентной ставки.
Вторым источником удовлетворения потребности населения в жилье являются реализуемые на территории Алтайского края федеральные и региональные жилищные программы, подпрограммы и направления строительства жилых домов, в рамках которых за счет средств бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий ежегодно в среднем направляется (в основном на вторичный рынок) около 400 миллионов рублей. В то же время среднегодовой ввод жилья за счет бюджетов всех уровней составил 4 процента от общего ввода по Алтайскому краю.
Проводимая в Алтайском крае последовательная и целенаправленная работа по реализации программы внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2000-2005 годы, утвержденной постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 4 февраля 2000 года N 46, дала положительные результаты.
Развивается система долгосрочного жилищного кредитования, представленная на сложившемся рынке жилья:
открытым акционерным обществом "Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию" (далее - ОАО "АЖИК") - региональный оператор ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (город Москва);
обществом с ограниченной ответственностью "Алтайская ипотечная корпорация" (далее - ООО "АИК"), являющееся сервисным агентом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (город Москва) и работающее по его стандартам;#
кредитными организациями, среди которых лидирующее положение занимает Алтайский банк Сберегательного банка России.
За 2003-2004 годы населению Алтайского края на улучшение жилищных условий выдано более 7,5 тысячи# жилищных и ипотечных жилищных кредитов на сумму около 1,7 млрд. рублей.
В Алтайском крае созданы необходимые условия для развития рынка жилья.
Ежегодно, по экспертным оценкам, около трех процентов общей площади жилых домов, что составляет 1,5 миллиона квадратных метров жилья, меняет собственника.
Производственные мощности строительного комплекса Алтайского края имеют значительный резерв и способны в короткие сроки удвоить объем ввода жилья по сравнению с достигнутым уровнем.
Однако отрицательное влияние на темпы и объемы жилищного строительства оказывают следующие обстоятельства:
градостроительная документация большинства городских и сельских поселений устарела, требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства;
сроки согласования строительства объектов составляют в городах Алтайского края до 15 месяцев, что влечет значительные финансовые расходы застройщиков.
Для обеспечения прозрачности процедур землепользования и застройки, упрощения получения прав на земельные участки под жилищное строительство и формирования предложений на рынке жилья необходимо привести нормативные правовые акты Алтайского края в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающими коренное изменение процедуры подготовки разрешительной документации для строительства объектов. Это значительно упростит работу застройщика, инвестора и повысит ответственность органов местного самоуправления, обеспечит формирование предложений на рынке жилья путем заблаговременной подготовки пакета документов, устанавливающих правовые основы использования земельных участков, позволит инвесторам иметь полную информацию об условиях строительства и оперативно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка, а органам местного самоуправления - осуществлять аукционную продажу земельных участков с установленными регламентами их использования.
Существенное негативное влияние на рост объемов жилищного строительства оказывает значительное отставание в развитии коммунальной инфраструктуры. Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей и подготовки территории в городе Барнауле, где осуществляется интенсивное строительство жилья. Доля стоимости инженерных сетей в стоимости квартир в жилых домах, построенных в центральной части города, достигает тридцати пяти процентов.
В городах и районах Алтайского края необходимо провести анализ состояния и использования земельных участков, разработать и реализовать мероприятия по строительству первоочередных объектов коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства.
В целом по Алтайскому краю для приведения развития инженерных сетей в соответствие с потребностями жилищного строительства необходимо ежегодно вкладывать в строительство и реконструкцию около 250 миллионов рублей.
Среди мероприятий, направленных на развитие жилищного строительства в Алтайском крае, наиболее важным является реализация инвестиционных проектов по модернизации производственной базы жилищного строительства, развитию промышленности строительных материалов и строительной индустрии.
В состав промышленности строительных материалов и строительной индустрии Алтайского края входят 157 организаций, из которых 20 относятся к группе крупных и средних. Мощности организаций позволяют обеспечить потребности капитального строительства и ремонтно-эксплуатационных нужд основными видами строительных материалов, изделий и конструкций. Вместе с тем ассортимент и качество отдельных видов строительных материалов не удовлетворяют потребностям современного строительства. Высокая степень физического и морального износа основных фондов негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции.
Совершенствование структуры производства строительных конструкций и материалов прежде всего связано с реализацией новых проектов строительства жилых домов, переходом к монолитным, комбинированным и каркасным системам домостроения.
Требуется привлечение значительных инвестиций для обновления парка машин и механизмов организаций строительного комплекса.
Организации строительного комплекса испытывают дефицит квалифицированных специалистов строительных профессий.
Значительная часть населения имеет недостаточную платежеспособность, не позволяющую только за счет собственных средств улучшить жилищные условия.
Для устранения вышеназванных недостатков в декабре 2004 года были приняты федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного для работающего населения жилья, в целях реализации которых требуется комплексный программный подход к созданию в Алтайском крае:
механизмов участия органов государственной власти края и местного самоуправления в поддержке развития и функционирования рынка жилья в целом и повышения его доступности для определенных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
стабильного потока финансовых ресурсов, поступающих на рынок готового и строящегося жилья;
финансовых условий для реализации требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;
финансовых условий для разработки и совершенствования территориальной сметно-нормативной базы 2001 года, применение которой обеспечит достоверную оценку стоимости строительства жилья в Алтайском крае;
финансовых условий выполнения мероприятий по уточнению сейсмоактивности районов края, что обеспечит экономический эффект от снижения затрат на выполнение работ по сейсмозащите при строительстве объектов на сумму 150-200 миллионов рублей ежегодно;
условий экономического и организационного характера для развития долгосрочного жилищного кредитования как основного инструмента решения жилищных проблем населения и увеличения жилищного строительства в Алтайском крае.
В этих целях разработана краевая целевая программа "Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года".
Программа определяет стратегию Администрации Алтайского края по созданию благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере, увеличению объемов строительства доступного жилья для населения с различным уровнем доходов, совершенствованию системы ипотечного жилищного кредитования при строительстве, достройке и приобретении жилья.
2. Цель, основные задачи и срок реализации программы
Целью программы является увеличение объемов жилищного строительства; формирование условий для введения в жилищные отношения рыночных механизмов, позволяющих консолидировать бюджетные, внебюджетные средства и личные сбережения граждан; развитие ипотечного жилищного кредитования населения; привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в жилищную сферу; развитие, реконструкция и модернизация производственной базы строительства.
Основными задачами программы являются:
создание конкурентных условий для жилищного строительства;
создание условий для существенного увеличения доли инвестиций в строительство жилья - до 50 процентов от общего объема финансовых средств, используемых для строительства и приобретения жилья;
привлечение внебюджетных средств для осуществления строительства жилых домов;
формирование финансовых механизмов, обеспечивающих доступность кредитов для населения;
создание эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ипотечного жилищного кредитования с использованием рефинансирования ипотечных кредитов;
приведение в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации порядка предоставления социального жилья;
совершенствование форм и методов государственной поддержки населения в улучшении жилищных условий;
развитие индивидуального жилищного строительства в районах и городах Алтайского края;
обеспечение разнообразия форм финансирования затрат по улучшению жилищных условий граждан;
повышение платежеспособности населения за счет ипотечного жилищного кредитования в сочетании с различными формами государственной поддержки приобретения и строительства жилья;
создание условий для расширения участия организаций Алтайского края в финансировании строительства и приобретения жилья сотрудниками с привлечением ипотечных кредитов;
создание условий для увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурсных процедур предоставления права собственности на сформированные земельные участки застройщикам;
упрощение процедур получения разрешений на строительство жилых домов для физических и юридических лиц, оформления земельных участков под строительство жилья и согласования всех необходимых документов;
установление эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры объектов жилищного строительства;
внедрение механизмов долевого финансирования развития коммунальной инфраструктуры при комплексной застройке территорий жилыми домами и объектами социально-культурного назначения из государственных, муниципальных и внебюджетных источников;
привлечение средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований для пополнения уставного капитала ОАО "АЖИК";
привлечение средств частных инвесторов в жилищное строительство путем размещения между ними ценных бумаг (корпоративных облигаций) ОАО "АЖИК" под гарантии Алтайского края;
увеличение объема кредитования граждан на приобретение и строительство жилья через ОАО "АЖИК" и ООО "АИК";
обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами и конструкциями;
реализация комплекса мер по обновлению основных фондов организаций строительного комплекса;
организация подготовки квалифицированных кадров и переподготовки отраслевых специалистов всех уровней.
Срок реализации программы - 2005-2010 годы.
3. Мероприятия по созданию условий для увеличения объемов жилищного строительства
и улучшения жилищных условий населения в Алтайском крае
Таблица 1
N | Наименование мероприятий | Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Мониторинг состояния рынка жилья в городах и районах края |
ежеквартально | управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
2 | Подготовка нормативного правового акта, устанавливающего упрощенную процедуру получения разрешений на строительство жилых домов в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края |
III квартал 2006 год |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
3 | Сбор, анализ и обобщение практики работы по перепрофилированию, модернизации организаций стройиндустрии, направленных на внедрение новых архитектурно-строительных систем с учетом требований по теплозащите зданий |
ежегодно | управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
4 | Формирование государственного заказа на подготовку кадров строительных профессий для организаций строительного комплекса Алтайского края |
ежегодно | управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
5 | Подготовка проекта закона о внесении изменений в закон Алтайского края от 6 мая 1999 года N 17-ЗС "О поддержке лизинговой деятельности в промышленности и агропромышленном комплексе Алтайского края" в части развития лизинга в строительной отрасли Алтайского края |
II квартал 2006 года |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
6 | Формирование предложений для определения объема средств, предусматриваемых в краевом бюджете для поддержки лизинговой деятельности организаций строительного комплекса, направленной на увеличение мощности и модернизацию строительной индустрии и промышленности строительных материалов |
ежегодно при формировании краевого бюджета |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
7 | Разработка балансов спроса и предложения строительных материалов, изделий и конструкций, необходимых для осуществления планируемых объемов строительства жилья до 2010 года в Алтайском крае |
II квартал 2006 года |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию) |
8 | Формирование портфеля инвестиционных проектов развития организаций промышленности строительных материалов по следующим направлениям: стеновые материалы, кровля, утеплитель, облицовочные фасады |
III квартал ежегодно |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию) |
9 | Изучение состояния и перспективы развития рынка строительных материалов и внесение в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение" и некоммерческую организацию "Союз строителей Сибири" предложений о кооперативном строительстве на территории Алтайского края организаций по производству строительных материалов, экономически выгодных для межрегиональных поставок производимой ими продукции |
II квартал 2006 год |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию) |
10 | Создание условий для участия организаций строительного комплекса Алтайского края в межрегиональных выставках по строительной тематике |
ежегодно | управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию) |
11 | Создание информационной базы проектов индивидуальных жилых домов для предложения их жителям Алтайского края |
2005-2007 годы |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
12 | Разработка территориальной сметно-нормативной базы 2001 года для обеспечения достоверной оценки стоимости строительства жилья |
2005-2007 годы |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
13 | Уточнение исходного балла сейсмического районирования равнинной и предгорной частей Алтайского края для снижения затрат на выполнение работ по сейсмической защите при строительстве объектов |
2006 год | управление Алтайского края по строительству и архитектуре, АКГУП "Алтайстройзаказчик " |
14 | Составление реестра земель, предназначенных для размещения индивидуального жилищного строительства, определение землепользователей |
2005-2007 годы |
органы местного самоуправления (по согласованию) |
15 | Отработка пилотной схемы формирования земельных участков с готовой инженерной инфраструктурой для реализации их застройщикам на конкурсной и затратно-возвратной основе |
2006 год | органы местного самоуправления (по согласованию), управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
16 | Формирование предложений для определения объема средств, предусматриваемых в краевом бюджете для поддержки предприятий реального сектора экономики в виде компенсации части банковской процентной ставки по кредитам, выдаваемым банками организациям строительного комплекса Алтайского края на реализацию инвестиционных проектов, направленных на снижение энерго- и материалоемкости производства строительных материалов, их стоимости и улучшение качества, а также внедрение передовых технологий строительства |
ежегодно при формировании адресных инвестицион- ных программ |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
17 | Осуществление разработки программ развития инженерной инфраструктуры земель, предназначенных для размещения индивидуальных и многоэтажных жилых домов на период до 2010 года |
2006 год | органы местного самоуправления (по согласованию) |
18 | Создание в муниципальных образованиях организаций малого бизнеса по производству эффективных строительных материалов, производимых на местном сырье |
2006-2010 годы |
органы местного самоуправления (по согласованию), управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию) |
19 | Подготовка проектов нормативных правовых актов Алтайского края по исполнению Жилищного кодекса Российской Федерации: 1) об утверждении порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 2) об определении категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда краевой собственности; 3) об определении порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом Алтайского края категориям граждан жилых помещений жилищного фонда краевой собственности |
IV квартал 2005 года IV квартал 2005 года |
управление Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству |
20 -- 21 |
Определение объемов бюджетного финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий населения и созданию условий для увеличения объемов жилищного строительства в Алтайском крае |
ежегодно при формировании адресных инвестицион- ных программ |
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Формирование перечня инвестиционных проектов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, реализация которых будет осуществляться с привлечением кредитных ресурсов под государственные гарантии Российской Федерации, Алтайского края, муниципальные гарантии с возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам. Подготовка в установленном порядке бюджетных заявок на эти цели и заявок на участие в конкурсах, проводимых Росстроем |
Ежегодно | Управление края по Алтайского строительству и архитектуре |
4. Подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования
в Алтайском крае на 2005-2010 годы"
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" определено, что удовлетворение жилищных потребностей основной части работающего населения должно осуществляться на рыночных принципах за счет собственных и привлеченных финансовых средств. При этом основным источником финансирования строительства и приобретения жилья должно являться ипотечное жилищное кредитование.
Подпрограмма предусматривает развитие в Алтайском крае следующих направлений ипотечного кредитования:
привлечение средств общефедеральной системы ипотечного жилищного кредитования через ОАО "АЖИК" и ООО "АИК";
использование средств коммерческих организаций для улучшения жилищных условий штатных сотрудников, молодых специалистов с использованием механизма ипотечного кредитования, в том числе через ОАО "АЖИК";
кредитование участников долевого строительства жилья под залог имущественных прав;
наращивание объемов долевого участия операторов ипотечного жилищного кредитования на первичном рынке жилья в Алтайском крае.
Программа ориентирована на интеграцию краевых организаций в общероссийский вторичный рынок ипотечных ценных бумаг и корпоративных бумаг, обеспеченных пулами закладных.
Мероприятия подпрограммы
"Развитие ипотечного жилищного кредитования
в Алтайском крае на 2005-2010 годы"
Таблица 2
N | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
Ответственный исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организация поддержки строительных организаций, осуществляющих долевое строительство жилых домов за счет привлекаемых дольщиками жилищных ипотечных кредитов |
2006-2010 годы |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре, ОАО "АЖИК", органы местного самоуправления (по согласованию) |
2 | Увеличение уставного капитала ОАО "АЖИК" за счет средств краевого бюджета |
ежегодно | Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
3 | Оказание адресной помощи участникам федеральных целевых программ и подпрограмм в Алтайском крае |
ежегодно | ОАО "АЖИК", Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, органы местного самоуправления (по согласованию) |
4 | Привлечение средств частных инвесторов путем размещения ценных бумаг ОАО "АЖИК" |
ежегодно | ОАО "АЖИК", Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края |
5 | Обеспечение поступления средств в рамках унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов |
ежегодно | ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию) |
6 | Согласование с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (город Москва) внесения изменений в стандарты вышеназванного Агентства, направленных на снижение размера первоначального взноса для заемщиков |
IV квартал 2005 года |
ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию) |
7 | Разработка и согласование с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (город Москва) механизма кредитования населения при долевом строительстве жилья |
IV квартал 2005 года |
ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию) |
8 | Формирование портфелей инвестиционных проектов развития ипотечного кредитования в Алтайском крае |
ежегодно | ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию) |
9 | Работа с организациями Алтайского края по вопросу долевого участия в финансировании строительства и приобретения жилья штатными сотрудниками с привлечением ипотечных кредитов |
ежегодно | ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию) |
10 | Взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу развития ипотечного жилищного кредитования, организации работы региональных представителей ОАО "АЖИК" |
ежегодно | ОАО "АЖИК", органы местного самоуправления (по согласованию) |
11 | Обеспечение достройки и ввода в эксплуатацию домов ЖСК, строящихся с участием средств краевого бюджета, с привлечением ипотечных жилищных кредитов |
2005-2007 годы |
АКГУП "Алтайстройзаказчик" |
12 | Разработка и внедрение системы накопительных вкладов для аккумулирования денежных средств населения на внесение первоначальных взносов при ипотечном жилищном кредитовании |
IV квартал 2005 года |
"Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк" ООО |
13 | Оказание поддержки за счет средств местного бюджета гражданам - участникам строительства жилых домов при привлечении ими жилищных ипотечных кредитов, выдаваемых в рамках деятельности ОАО "АЖИК", в виде: безвозмездной субсидии на погашение части процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту, ссуды на внесение первоначального |
ежегодно | органы местного самоуправления (по согласованию) |
14 | Взаимодействие с общественностью и СМИ по вопросам информирования и консультирования жителей Алтайского края о возможностях ипотечного жилищного кредитования |
ежегодно | ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию) |
15 | Организация и проведение ярмарки-выставки "Недвижимость. Строительство. Ипотека" |
ежегодно | управление Алтайского края по строительству и архитектуре, ОАО "АЖИК" |
5. Подпрограмма "Реализация основных положений
Градостроительного кодекса Российской Федерации,
оказывающих влияние на увеличение объемов жилищного строительства"
В целях создания условий для развития жилищного строительства органам государственной власти Алтайского края и органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо обеспечить на подведомственных территориях разработку и утверждение нормативных правовых актов и документов территориального планирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и в сроки, установленные Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (таблица 3).
Мероприятия подпрограммы
"Реализация основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации,
оказывающих влияние на увеличение объемов жилищного строительства"
Таблица 3
N | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
Ответственный исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Разработка нормативных правовых актов: о составе и порядке подготовки документов территориального планирования Алтайского края; о составе и порядке подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки и внесения изменений в такие документы; о составе и порядке подготовки планов реализации документов территориального планирования муниципальных образований; о составе и порядке деятельности согласительных комиссий по реализации документов территориального планирования муниципальных образований; о составе и содержании проектов планировки территорий, подготавливаемых на основе документов территориального планирования Алтайского края; о порядке подготовки документации по планировке территорий для размещения объектов капитального строительства краевого значения |
I квартал 2006 года II квартал 2006 года II квартал 2006 года III квартал 2006 года II квартал 2007 года III квартал 2007 года |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
2 | Организация разработки и утверждения: территориальных нормативов градостроительного проектирования; документов территориального планирования Алтайского края; документации по планировке территорий для размещения объектов капитального строительства краевого значения; документов территориального планирования муниципальных районов; нормативов градостроительного проектирования городских округов, городских и сельских поселений; генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений, в том числе разработка пилотного проекта генерального плана городского округа, поселения; документов по планировке территории городских округов, городских и сельских поселений; правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений |
I квартал 2007 года III квартал 2007 года II квартал 2009 года IV квартал 2007 года I квартал 2008 года IV квартал 2008 года II квартал 2009 года IV квартал 2009 года |
управление Алтайского края по строительству и архитектуре органы местного самоуправления муниципальных районов (по согласованию) органы местного самоуправления городских округов, поселений (по согласованию) органы местного самоуправления городских округов, поселений (по согласованию), управление Алтайского края по строительству и архитектуре органы местного самоуправления городских округов, поселений (по согласованию) органы местного самоуправления городских округов, поселений (по согласованию), управление Алтайского края по строительству и архитектуре |
6. Ресурсное обеспечение программы
С целью достижения расчетных объемов ввода жилья в эксплуатацию в Алтайском крае в 2005-2010 годах необходима концентрация и значительное увеличение инвестиционных вложений в жилищное строительство за счет всех источников финансирования. На развитие жилищного строительства предполагается направить 54 млрд. рублей, что позволит обеспечить ввод жилых домов площадью 3,181 миллиона квадратных метров, или 6,4 процента от имеющегося жилищного фонда. Это создаст предпосылки для положительного влияния на стабилизацию цен и позволит обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке жилья. Годовой объем вводимого в эксплуатацию жилья в 2010 году должен достигнуть 710 тысяч квадратных метров.
Используемые в программе рыночные механизмы финансирования строительства и приобретения жилья позволят объединить бюджетные, внебюджетные средства и личные сбережения граждан, а также совершенствовать механизмы ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае.
Средства, привлекаемые в рамках реализации федеральных и краевых целевых программ, банковские кредиты, выданные по федеральным стандартам, инвестиционные ресурсы под гарантии Алтайского края предполагается инвестировать в строительство жилья с привлечением ипотечных жилищных кредитов с последующим их рефинансированием через вторичный рынок ипотечных кредитов, в том числе через ОАО "АЖИК".
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства планируется осуществлять за счет средств кредитных ресурсов, получаемых под государственные гарантии Российской Федерации, Алтайского края, муниципальные гарантии, а также за счет возмещения из средств федерального и краевого бюджетов части затрат на уплату процентов по кредитам. Возврат кредитов будет осуществляться за счет средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, или жилья, построенного в последующие периоды.
Увеличению объемов инвестиционных вложений в первичный рынок жилья будет способствовать привлечение средств негосударственных пенсионных фондов, особенностью которых является долгосрочное кредитование.
Объемы и источники финансирования программы
Таблица 5
млн. рублей
N п/п |
Источники финансирования |
2005 год |
2006 год |
2007 год | 2008 год |
2009 год |
2010 год |
2005-20 10 годы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Всего | 10141,7 8 |
14555,8 3 |
18177,98 | 20028,2 | 21646,3 9 |
23536,8 2 |
108087, 0 |
|
из них | ||||||||
1 | федеральный бюджет* | 287 | 527,5 | 457 | 550 | 585 | 600 | 3006,5 |
2 | краевой бюджет** | 110,4 | 159,7 | 228,2 | 237 | 255 | 270 | 1260,3 |
в том числе | ||||||||
2.1 | реализация мероприятий адресной инвестиционной программы |
94,2 | 153 | 218,2 | 237 | 255 | 270 | 1227,4 |
2.2 | увеличение уставного капитала ОАО "АЖИК" |
10 | - | - | - | - | 10 | |
2.3 | реализация основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации |
6,2 | 6,7 | 10 | - | - | - | 22,9 |
3 | местные бюджеты муниципальных районов, городских округов, поселений (по согласованию) |
27,3 | 43,05 | 77,55 | 155,4 | 122,52 | 97,4 | 523,22 |
в том числе | ||||||||
3.1 | софинансирование федеральных и краевых целевых программ |
27,3 | 30,5 | 53,5 | 62,1 | 71,12 | 72 | 316,52 |
3.2 | реализация основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации |
- | 12,55 | 24,05 | 93,3 | 51,4 | 25,4 | 206,7 |
4 | внебюджетные источники (прогноз) |
9717,08 | 13825,5 8 |
17415,23 | 19085,8 | 20683,8 7 |
22569,4 2 |
103296, 98 |
в том числе | ||||||||
4.1 | реализация основных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации |
12 | 15,6 | 15,8 | 15,3 | 12,25 | 70,95 | |
4.2 | средства ОАО "АЖИК", привлекаемые путем рефинансирования |
628,8 | 2794,8 | 5000 | 5830 | 6700 | 7500 | 28453,6 |
в том числе | ||||||||
инвестиционное кредитование, в том числе |
44,8 | 290 | 380 | 500 | 600 | 1814,8 | ||
инвестиции, привлеченные от размещения облигаций и прочих средств инвесторов*** |
- | 44,8 | 250 | 300 | 400 | 500 | 1494,8 | |
инвестиции, привлеченные в жилищное строительство от негосударственных пенсионных фондов |
- | - | 40 | 80 | 100 | 120 | 340 | |
банковские кредиты, выданные по федеральным стандартам (приобретение) |
628,8 | 2750 | 4710 | 5450 | 6200 | 6900 | 26638,8 | |
4.3 | средства коммерческих банков на жилищное и ипотечное кредитование |
1324 | 2174,5 | 3178,2 | 3300 | 3500 | 3700 | 17176,7 |
4.4 | средства организаций | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 600 |
4.5 | средства населения**** | 7664,28 | 8744,28 | 9121,43 | 9840 | 10368,5 7 |
11257,1 7 |
56995,7 3 |
в том числе | ||||||||
по собственным программам банков (тридцатипроцентный первоначальный взнос) |
385,71 | 428,57 | 497,14 | 591,43 | 711,43 | 884,31 | 3498,59 | |
по инвестиционному кредитованию (тридцатипроцентный первоначальный взнос) |
47,14 | 115,71 | 124,29 | 248,57 | 257,14 | 372,86 | 1165,71 | |
при кредитовании через систему рефинансирования (тридцатипроцентный первоначальный взнос) |
231,43 | 1200 | 1500 | 2000 | 2400 | 3000 | 10331,4 3 |
|
при покупке жилья за полную стоимость (сто процентов) |
7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 42000 | |
5 | на реализацию подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы |
|||||||
в том числе | ||||||||
5.1 | объем государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым для реализации подпрограммы |
- | 300,0 | 951,0 | 1383,0 | - | - | 2634,0 |
в том числе | ||||||||
Российской Федерации (ожидаемый объем) |
- | 200,0 | 634,0 | 922,0 | - | - | 1756,0 | |
Алтайского края | - | 100,0 | 317,0 | 461,0 | - | - | 878,0 | |
5.2 | средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым на реализацию подпрограммы***** |
- | 3,57 | 175,14 | 368,76 | 365,19 | 193,62 | 1106,28 |
в том числе | ||||||||
федеральный бюджет (ожидаемый объем) |
- | 2,38 | 116,76 | 245,84 | 243,46 | 129,08 | 737,52 | |
краевой бюджет | - | 1,19 | 58,38 | 122,92 | 121,73 | 64,54 | 368,76 |
* средства привлекаются в рамках реализации федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы на территории Алтайского края;
** объем финансирования корректируется в соответствии с законом Алтайского края "О краевом бюджете" на соответствующий год;
*** при предоставлении гарантий Алтайского края для привлечения на строительство жилья потенциальных инвесторов, располагающих кредитными ресурсами с пониженной процентной ставкой относительно действующих ставок;
**** уровень ежегодного общего объема финансовых средств, используемых для строительства и приобретения жилья на первичном и вторичном рынках, определен расчетно;
***** возмещение части затрат на уплату процентов производится по кредитам, предоставленным по процентной ставке, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не более чем на 3 процента.
Реализация настоящей программы позволит ввести в эксплуатацию в течение 2005-2010 годов за счет всех источников финансирования 3181 тысячу квадратных метров общей площади жилых домов (таблица 6).
Прогнозируемый объем ввода общей площади жилых домов в 2005-2010 годах
Таблица 6
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010 к 2004 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов (тыс. кв. м) |
354,1 | 398,4 | 440,6 | 478,7 | 536,1 | 617,4 | 710 | 200% |
Процент по отношению к предыдущему году |
112,5 | 110,6 | 112,6 | 112 | 115 | 115 | ||
в том числе федеральный бюджет (тыс. кв. м) |
8,6 | 15,0 | 15,5 | 16 | 16,5 | 18 | 22 | в 2,6 раза |
Краевой и местные бюджеты, включая строительство жилья социального использования (тыс. кв. м) |
2,2 | 2,5 | 8,0 | 10,6 | 13,4 | 15,0 | 16,4 | в 7,5 раза |
Средства индивидуальных застройщиков (тыс. кв. м) |
228 | 238,4 | 306 | 360,1 | 403,4 | 487,9 | 506,8 | 222% |
Прочие источники (тыс. кв. м) |
115,3 | 142,5 | 95,5 | 137,4 | 172,9 | 183,5 | 219,8 | 190,6% |
Рост расчетных объемов вводимой в эксплуатацию общей площади жилых домов за период 2005 - 2010 годов составит по отношению к уровню 2004 года 200 процентов и позволит обеспечить жильем около 60 тысяч семей (исходя из среднестатистического состава семьи в 3 человека).
7. Механизм реализации программы
С целью реализации программы управление Алтайского края по строительству и архитектуре:
ежегодно разрабатывает план мероприятий по реализации основных направлений Градостроительного кодекса Российской Федерации и в установленном порядке оформляет бюджетные заявки для финансирования предусмотренных работ;
формирует перечень инвестиционных проектов предприятий для определения объема государственной поддержки за счет средств краевого бюджета в следующем финансовом году, формирует перечень инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для определения объема государственных гарантий по привлекаемым на их реализацию кредитам и бюджетных субсидий на возмещение части затрат на уплату процентной ставки по ним, вносит в установленном порядке бюджетные заявки на следующий финансовый год;
формирует предложения по государственной поддержке организаций, осваивающих новые технологии и производство конкурентоспособной продукции, оказывает содействие в разработке бизнес-планов;
осуществляет мониторинг основных показателей настоящей программы, предлагает при необходимости меры по ее корректировке и представляет ежеквартальный и годовой отчет в Администрацию Алтайского края;
оказывает методическую помощь органам местного самоуправления в разработке документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
организует и проводит информационно-разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций, семинаров и "круглых столов".
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края:
осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти Алтайского края по реализации федеральных целевых программ для привлечения инвестиционных ресурсов из федерального бюджета в строительство и приобретение жилья;
координирует деятельность участников настоящей программы по разработке бизнес-планов организациями, претендующими на государственную поддержку;
формирует сводный перечень организаций, претендующих на государственную поддержку, для внесения их на рассмотрение краевой инвестиционной комиссии;
разрабатывает проект адресной инвестиционной программы по разделу "Жилищное строительство" и вносит в установленном порядке бюджетные заявки на следующий финансовый год.
Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике осуществляет финансирование мероприятий программы в рамках исполнения краевого бюджета.
Органы местного самоуправления:
содействуют созданию условий для удовлетворения потребностей граждан в жилье, используя для этих целей бюджетные и внебюджетные источники: муниципальные облигационные займы, земельные залоговые фонды;
разрабатывают Правила землепользования и застройки;
осуществляют формирование земельных участков для строительства жилья, включая подготовку плана границ участка, технических условий подключения к инженерным объектам;
организуют подготовку и проведение аукционов на предоставление земельных участков застройщикам (инвесторам).
Отношения между исполнителями программы, коммерческими банками, подрядными организациями, заемщиками, продавцами жилья, организациями, осуществляющими риэлторскую, страховую, оценочную деятельность, другими участниками рынка жилья регулируются на договорной основе и соответствуют нормам и положениям действующего законодательства.
8. Организация управления реализацией программы
и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком программы является Администрация Алтайского края. После утверждения программы и начала ее финансирования государственный заказчик контролирует ход выполнения мероприятий исполнителями программы.
Исполнителями программы являются управление Алтайского края по строительству и архитектуре, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, "Краевой Коммерческий Сибирский социальный банк" ООО, АКГУП "Алтайстройзаказчик", ОАО "АЖИК", ООО "АИК" (по согласованию), Некоммерческая организация "Союз строителей и инвесторов Алтайского края" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию), которые обеспечивают:
выполнение мероприятий программы;
подготовку предложений по корректировке программы на соответствующий год в разрезе объемов финансирования и предлагаемых к реализации мероприятий, уточнение возможных объемов финансирования из других источников;
информационно-разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения конференций, семинаров и круглых столов;
формирование бюджетных заявок на финансирование объектов и мероприятий программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках программы на очередной год.
Вышеуказанные исполнители программы ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам очередного финансового года - в срок до 1 апреля следующего года представляют в управление Алтайского края по строительству и архитектуре сводную информацию о результатах выполнения мероприятий программы.
управление Алтайского края по строительству и архитектуре на основании вышеуказанной информации:
анализирует ход выполнения мероприятий программы и на его основе вносит предложения по совершенствованию механизма реализации программы;
представляет ежеквартальный и годовой отчет в Администрацию Алтайского края.
9. Оценка эффективности, социально-экономических результатов
реализации программы
В ходе реализации программы предполагается в 2005-2010 годах направить на развитие жилищного строительства 54 млрд. рублей, что позволит обеспечить ввод жилья в объеме 3535 тысяч квадратных метров.
Реализация программы позволит:
создать благоприятные условия на территории Алтайского края для ежегодного наращивания объемов жилищного строительства;
увеличить платежеспособность жителей Алтайского края и сделать более доступным для них приобретение и строительство жилья;
расширить использование средств населения и других внебюджетных финансовых ресурсов в жилищном строительстве;
увеличить к 2008 году объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования до 536,1 тысяч квадратных метров и к 2010 году выйти на уровень 710 тысяч квадратных метров жилья в год, что превысит уровень ввода жилья в 2004 году в 2 раза;
обеспечить жильем около 60 тысяч семей (исходя из среднестатистического состава семьи в 3 человека);
увеличить объемы реализации продукции предприятий промышленности строительных материалов и обеспечить за счет этого поступление средств на модернизацию производства;
увеличить доходы от деятельности строительного комплекса Алтайского края и смежных отраслей экономики и поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы производится ежеквартально, а также по итогам очередного финансового года.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Алтайского края от 9 декабря 2005 г. N 119-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Улучшение жилищных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.