Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 23 декабря 2005 г. N 261
Концепция санитарной очистки г. Барнаула
1. Паспорт Концепции
Наименование Концепции
Концепция санитарной очистки г. Барнаула (далее Концепция).
Основные разработчики Концепции
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Чистый город".
Исполнители Концепции
- администрации районов города;
- подразделения администрации города;
- ТУ Роспотребнадзора в Алтайском крае;
- Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору;
- ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае;
- Департамент охраны окружающей среды администрации Алтайского края;
- специализированные предприятия в области обращения с отходами;
- производители отходов (население, организации и предприятия).
Для исполнителей, не являющихся органами местного самоуправления и муниципальными организациями, реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, носит рекомендательный характер.
Цели и задачи Концепции
Улучшение санитарного состояния территории города, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье жителей г. Барнаула и окружающую природную среду.
Сроки реализации мероприятий Концепции
2005-2007 годы.
Контроль за выполнением Концепции
Контроль осуществляют администрация города, комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи, комитет жилищно-коммунального хозяйства, комитет по экономической политике и собственности городской Думы.
2. Нормативное правовое обеспечение Концепции
Конституция Российской Федерации;
Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1;
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 "Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов";
Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов";
Постановление Правительства РФ от 23.05.2002 N 340 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами";
Постановление Правительства РФ от 23.07.2002 N 552 "Об утверждении Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов";
Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
Закон Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края";
Приказ Министерства природных ресурсов (МПР) РФ от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода";
Приказ МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
Приказ МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды";
Приказ МПР РФ от 11.03.2002 N 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
Методические рекомендации по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденные Госстроем РФ;
Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ, утвержденная постановлением коллегии Госстроя от 22.12.1999 N 17;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 34.1328-03";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена ошибка. Следует читать: "Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.1328-03"
иные нормативные правовые акты.
3. Основные понятия
В целях настоящей Концепции применяются следующие основные понятия:
Биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Медицинские отходы - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях.
Несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Норматив образования отходов - экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Опасные отходы - отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.
Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Санитарная очистка - виды деятельности, связанные со сбором, транспортировкой, обработкой и утилизацией отходов жизнедеятельности человека, предприятий и организаций; уборкой городских территорий.
Сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.
Специализированные предприятия в области обращения с отходами (далее - специализированные предприятия) - предприятия, обеспечивающие транспортировку и утилизацию отходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения.
4. Основные положения Концепции
4.1. Современное состояние санитарной очистки в г. Барнауле
Проблемы экологической опасности промышленных и бытовых отходов в г. Барнауле очень актуальны. Опасность представляют собой все стадии обращения с отходами.
Одной из основных задач органов местного самоуправления является организация регулярной уборки уличных, дворовых, внутриквартальных и других территорий от мусора, снега, технических и технологических загрязнений, сбора, вывоза и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Действующий вариант схемы санитарной очистки города был разработан в 1978 году и требует корректировки.
Вывоз бытовых отходов осуществляют: ООО "Чистый город", ООО "Жилкомуслуга+", МУП "ЖЭУ-40", Управление внутренних дел г. Барнаула, воинские части, исправительные учреждения и другие предприятия и организации.
В летний период при уборке территории города образуется смет, ветки, листва. Парковый смет и древесные отходы вывозятся на полигон твердых бытовых отходов. После новогодних праздников горожане выбрасывают десятки тысяч елок.
В зимний период осуществляется вывоз снега с территории города. Поскольку вывозимый снег загрязнен песчано-соляной смесью, бытовым мусором, для его вывоза существуют специально отведенные места - снежные свалки.
Организацией санитарного содержания домовладений и придомовых территорий в г. Барнауле, в основном, занимается комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Барнаула, в введении которого находятся ПЖЭТы, жилищно-эксплуатационные организации.
В г. Барнауле действует около 16 тыс. предприятий и организаций. Из них около 2700 заключили договоры на вывоз твердых бытовых отходов (далее ТБО) со специализированными предприятиями, занимающимися вывозом отходов.
Одной из задач, требующих внимания со стороны органов местного самоуправления, является вывоз жидких бытовых отходов. Вывоз их осуществляют индивидуальные предприниматели, которые часто производят слив в неустановленных для этого местах, ухудшая санитарно-гигиеническое состояние города.
В настоящее время около 80 тыс. населения г. Барнаула проживает в неблагоустроенных жилых домах, из них планово-регулярной системой вывоза отходов в 2004 году было охвачено около 50%.
Немалую проблему представляют собой и отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспорта. По состоянию на 01.01.2005 г. в г. Барнауле было зарегистрировано более 160 тыс. автомобилей, в связи с чем возрос объем отходов от эксплуатации автотранспортных средств, которые в настоящий момент нигде не перерабатываются.
В г. Барнауле насчитывается около 100 лечебно-профилактических учреждений. Отходы здравоохранения (медицинские отходы) требуют особого подхода в силу их инфекционных и токсичных свойств. Однако, недостаток финансовых средств у лечебных учреждений и отсутствие технологических мощностей ведут к тому, что медицинские отходы зачастую уничтожаются как обычные бытовые, что противоречит санитарным правилам. Из общей массы медицинских отходов в настоящий момент отдельно утилизируются только одноразовые шприцы и системы, да и то иногда их можно обнаружить в контейнерах для мусора.
Особую проблему представляют отходы промышленного производства. Токсичность, пожаро- и взрывоопасность промышленных отходов создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла их обращения и размещения на полигоне ОАО ПО "Алтайский моторный завод". Недостаток финансовых средств и отсутствие мощностей для переработки отходов у предприятий, слабый контроль со стороны государственных и муниципальных органов приводят к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов, образованию свалок на берегах водоемов и в пригородных лесах.
Система обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Барнауле основана на захоронении их на полигоне в Льняном логу, который ежегодно принимает более 900 тыс. куб. м ТБО. Полигон существует с 1974 года, его площадь составляет 10 га. В настоящее время толщина слоя уплотненных отходов в некоторых местах достигает 50 м. Всего за период эксплуатации, который по прогнозам продлится еще около 10 лет, общая толщина слоя уплотненных ТБО достигнет 55-60 м. При таких параметрах эксплуатация полигона сопряжена с определенными трудностями и требует тщательного соблюдения регламента и решения достаточно сложных технических проблем. Велика экологическая опасность и от возникающих на свалках пожаров.
В настоящее время не представляется возможным оценить объемы отходов, образующихся на предприятиях города. Так же# невозможно отследить, где они утилизируются. Статистическая отчетность не дает полную картину. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с действующим законодательством разработаны у малого числа предприятий.
В г. Барнауле нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов. Отсутствует также система раздельного сбора отходов.
Низкий уровень экологической культуры населения способствует появлению самовольных свалок в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т.д. Кроме того, в нарушение действующего законодательства, жители сжигают опавшие листья и смет, поджигают мусор в уличных урнах и контейнерах.
Анализ существующей в настоящее время ситуации в сфере санитарной очистки на территории г. Барнаула показывает недостаточную эффективность системы управления в этой сфере, нехватку мощностей по переработке различных видов отходов. Необходима разработка новой модели управления в системе санитарной очистки на территории г. Барнаула, которая позволяла бы прослеживать технологические циклы каждого типа отходов, а также обеспечить создание современной городской инфраструктуры по сбору, переработке и утилизации отходов, позволяющей регулировать работу с учетом обеспечения экологической безопасности и ресурсосбережения.
4.2. Основные принципы санитарной очистки
При организации санитарной очистки г. Барнаула приоритетными являются мероприятия по сокращению количества образующихся отходов, их повторному использованию и переработке.
Основные принципы санитарной очистки:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экономических, экологических и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
- стимулирование и поощрение сбора и рационального использования вторичных ресурсов, снижение объема не утилизируемых отходов;
- прогнозирование перспективных направлений развития предприятий по обращению с отходами, содействие внедрению прогрессивных, высокоэкологичных технологий обращения с отходами;
- планирование и контроль за образованием и перемещением отходов;
- экологический контроль за соблюдением юридическими и физическими типами норм экологической безопасности при обращении с отходами.
Для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами на территории г. Барнаула все участники Концепции осуществляют работу по следующим направлениям:
- снижение объема (массы) отходов;
- внедрение безотходных и малоотходных технологий;
- восстановление земель, загрязненных отходами (подвергшихся негативному воздействию отходов);
- организация раздельного сбора и переработки отходов производства и потребления;
- внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки отходов;
- организация контроля возникновения несанкционированных свалок и их ликвидация;
- разработка организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий аварийного загрязнения опасными отходами;
- организация муниципального экологического контроля в сфере обращения с отходами.
4.3. Санитарная очистка и обращение с отходами
4.3.1. Отходы потребления
Отходы потребления по способу сбора и утилизации можно разделить на следующие группы:
- твердые и жидкие бытовые отходы;
- древесные отходы и смет;
- снег;
- строительные отходы;
- медицинские отходы;
- биологические отходы;
- отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспортных средств;
- крупногабаритные отходы;
- садово-дачные отходы;
- отходы, представляющие опасность для здоровья человека.
Твердые и жидкие бытовые отходы
Основными направлениями работы органов местного самоуправления в сфере организации обращения твердых и жидких бытовых отходов являются:
- внедрение комплексной механизации санитарной очистки города, повышение ее технического уровня и надежности;
- использование двухэтапной системы транспортировки отходов;
- организация раздельного сбора фракций ТБО, подлежащих рециклингу;
- обеспечение экологически безопасной переработки и захоронения оставшейся после сортировки части отходов;
- развитие рынка вторичного сырья и вторичной продукции;
- разработка системы экономического стимулирования в области обращения с ТБО;
- разработка и внедрение системы учета и контроля сбора, транспортирования, обезвреживания и складирования ТБО;
- оптимизация тарифов на сбор, транспортировку и утилизацию ТБО;
- организация вывоза жидких бытовых отходов только специальным транспортом на сливные станции.
Древесные отходы и смет
Древесные отходы (обрезь, листва), образующиеся в городе, должны поступать на переработку в компостный центр, который планируется открыть на территории полигона ТБО в 2006 году. По мере готовности компост будет использоваться для рекультивации и озеленения откосов полигона и городских территорий.
Вывоз смета с городских территорий должен производиться регулярно. Не допускается сжигание листьев и древесных остатков во дворах и на уличных территориях.
Снег
Вывозом снега с территории г. Барнаула в зимний период занимаются дорожно-эксплуатационные службы города. Снег, собираемый на территории города, характеризуется значительной загрязненностью мусором и химическими веществами - сульфатами, соединениями азота, фенолами, тяжелыми металлами, а также нефтепродуктами. Вследствие этого снежные свалки являются объектами повышенной экологической опасности и требуют обустройства инженерными сооружениями.
Для снижения негативного воздействия веществ, загрязняющих снег, в процессе его уборки с городских территорий возможно применение системы снегоудаления на базе снегоплавильных установок, использующих тепло канализационных стоков. Растаявший снег в таком случае оказывается в канализации, и стоки не попадают непосредственно на рельеф местности. Такой способ позволяет очищать талые воды и не допускать попадания токсичных веществ в водоемы и грунтовые воды.
Строительные отходы
Строительные отходы должны преимущественно направляться на переработку и последующее использование.
Строительные отходы, переработка которых по причине отсутствия в городе соответствующих мощностей временно невозможна, должны использоваться для засыпки отработанных карьеров и полигонов.
Вывоз строительных отходов с объектов образования и мест хранения осуществляется самим производителем отходов либо перевозчиком на договорной основе с соблюдением установленных законодательством правил и норм.
Медицинские отходы
Все медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности на пять классов опасности, исходя из чего к ним предъявляются различные требования по сбору, хранению и транспортированию.
Для снижения негативного влияния медицинских отходов на состояние здоровья людей руководителям лечебно-профилактических, фармацевтических и аптечных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы, необходимо:
- провести инвентаризацию образующихся отходов, ввести учет объемов образования, накопления и вывоза отходов, обеспечить размещение отходов в установленных местах;
- согласовать с органами Роспотребнадзора условия временного накопления опасных медицинских отходов в зависимости от возможностей каждого лечебного учреждения;
- заключать договоры на размещение и транспортировку отходов только со специализированными организациями;
- осуществлять уничтожение отходов, содержащих фармацевтическую продукцию, только на полигонах города с оформлением соответствующей документации по согласованию с органами Роспотребнадзора и специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды;
- обеспечить постоянное применение средств индивидуальной защиты работникам, занимающимся сбором и складированием медицинских отходов.
Вывоз медицинских отходов в соответствии с действующими нормами должен осуществляться специальным транспортом. Необходимо разработать маршруты и графики по обеспечению кольцевого забора и вывоза медицинских отходов, обеспечить специальную обработку транспорта.
В обязательном порядке должно быть разработано и утверждено органами местного самоуправления положение о порядке сбора, временного хранения, транспортировки, обезвреживания и размещения медицинских отходов.
Биологические отходы
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами биологические отходы подлежат утилизации путем:
- переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах);
- обеззараживания в биотермических ямах;
- уничтожения сжиганием;
- захоронения в специально отведенных местах (в исключительных случаях).
Для обеспечения безопасного обращения с биологическими отходами на территории г. Барнаула необходим строгий учет образующихся биологических отходов и контроль за деятельностью предприятий - отходопроизводителей.
Отходы, образующиеся при эксплуатации автотранспортных средств
С целью снижения вредного воздействия отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, на экологическую обстановку в г. Барнауле органам местного самоуправления необходимо принять ряд мер:
- утвердить порядок обращения с отходами, образующимися при эксплуатации автотранспортных средств;
- рассмотреть совместно с промышленными предприятиями города возможность создания на их базе технологических линий по переработке подлежащих утилизации автотранспортных средств.
Выявление и сбор брошенных отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, целесообразно осуществлять администрациям районов города совместно с органами ГИБДД.
Крупногабаритные отходы
Для сбора крупногабаритных отходов отводятся специальные места на контейнерных площадках. Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется по заявкам.
Крупногабаритные отходы могут временно размещаться на тех же площадках, что и отходы, образующихся# при эксплуатации автотранспортных средств. В дальнейшем эти смешанные по составу отходы подлежат разборке, сортировке и утилизации. К деятельности по сортировке и переработке отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, и крупногабаритных отходов следует привлекать предприятия малого бизнеса.
Садово-дачные отходы
В настоящее время сбор и вывоз отходов из садово-дачных кооперативов практически не осуществляется, за исключением некоторых коттеджных поселков. Проблемы заключаются в том, что, во-первых, установка контейнеров и вывоз мусора требуют финансовых затрат со стороны дачных кооперативов, во-вторых, установка контейнеров для сбора отходов вследствие узких проездов внутри массивов дач возможна только у въездов на их территорию.
ТБО в садово-дачных кооперативах имеют определенную специфику:
- многие дачники на своих участках устраивают компостные ямы для получения органических удобрений, поэтому пищевые отходы они утилизируют прямо на своей территории;
- древесные отходы (обрезь, листва) дачниками сжигаются с целью получения минеральной подкормки в виде золы;
- в составе дачных отходов значительный объем занимает пластик - различная тара, укрывные пленки и т.д.
Особую опасность составляют остатки химикатов (удобрений, пестицидов) и тара из-под них, а также остатки красок и растворителей. Не допускается смешивать эти отходы с бытовыми отходами. Подобные отходы зачастую выбрасываются рядом с территориями дачных массивов, образуют самовольные свалки, их разносит ветром и размывает осадками, они попадают в почву и грунтовые воды.
Для улучшения ситуации необходимо:
- систематически проводить разъяснительную работу с владельцами дач и руководствами садово-дачных кооперативов о недопустимости бесконтрольного обращения с отходами и о необходимости централизованного сбора и вывоза отходов с их территорий;
- организовать муниципальный контроль за санитарным состоянием садово-дачных кооперативов;
- устанавливать отдельные контейнеры для сбора опасных отходов - пестицидов, удобрений и т.д.
Отходы, представляющие опасность для здоровья человека
Ртуть и ртутьсодержащие приборы
Ртуть и значительная часть ее соединений являются чрезвычайно токсичными веществами. По современной классификации они относятся к первому классу опасности.
Экологические и токсикологические последствия бесконтрольного обращения ртути очень опасны. Выполнение любых действий, связанных с переработкой ртутьсодержащих отходов (маркетинг, хранение, очистка, сепарация, утилизация), а также паспортизация и сертификация ртутьсодержащих отходов должны осуществляться в соответствии с ГОСТ Р51768-2001.
Запрещается вывоз ртути, а также ртутьсодержащих приборов на свалку и в другие несогласованные места. Прием от предприятий, организаций, учреждений и граждан неисправных люминесцентных и дугоразрядных ламп, других ртутьсодержащих приборов и материалов и их утилизация, а также демеркуризация (полная очистка поверхностей и воздушной среды в помещении от паров и капель ртути) загрязненных ртутью помещений и территорий в черте города осуществляется ООО "Терек". Однако, существующий участок демеркуризации не принимает ртуть металлическую и ее необходимо вывозить в г. Новосибирск.
Органы местного самоуправления должны осуществлять контроль за процессами утилизации, демеркуризации и вывоза ртути и отходов ртутьсодержащих приборов.
Пестициды и агрохимикаты
Пестициды и агрохимикаты довольно широко используются на территории города - на элеваторах и продуктовых складах, в теплицах и парниках, в торговых точках и жилом секторе для борьбы с грызунами, насекомыми и т.д.
Пестициды и агрохимикаты являются токсичными веществами 1-го и 2-го класса опасности и требуют особых мер предосторожности при работе с ними.
Бесконтрольное использование пестицидов и агрохимикатов населением в быту, дачниками, а также частными предпринимателями ведет к негативным экологическим и санитарно-гигиеническим последствиям.
Для предотвращения ситуаций, связанных с недопустимым обращением с токсичными веществами, необходимо:
- систематически проводить разъяснительную и просветительскую работу с населением;
- при создании на территории г. Барнаула системы комплексных приемных пунктов для сбора вторичных ресурсов предусмотреть возможность приема ими пестицидов и агрохимикатов, а также упаковки и тары из-под них с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований.
4.3.2. Применение двухступенчатой системы сбора ТБО
При дальности вывоза ТБО более 17 км значительный экономический и экологический эффект может быть получен при внедрении двухступенчатой системы сбора ТБО:
первая ступень - транспортировка отходов мусоровозами малой вместимости до мусороперегрузочной станции;
вторая ступень - прессование доставленных отходов на мусороперегрузочной станции и их вывоз на полигон ТБО в уплотненном виде.
Подобная технология позволяет сократить потребные площади для захоронения ТБО, снижаются затраты на перевозку, улучшается санитарно-гигиеническая и экологическая обстановка.
При этом срок эксплуатации полигонов может быть продлен в 2-3 раза.
4.3.3. Промышленные отходы
В соответствии с действующим законодательством ответственность за экологически безопасное обращение с отходами лежит на юридических и физических лицах, являющихся их собственниками.
Отходы производства, образующиеся на предприятиях г. Барнаула, многообразны по составу. Существенно различаются объемы их образования и накопления на предприятиях. Состав и количество отходов меняется# в зависимости от изменения технологии производства, выпуска новой продукции.
Переработку и обезвреживание промышленных отходов необходимо рассматривать в качестве одной из задач промышленных предприятий. Однако, учитывая, что значительное число промышленных площадок расположено в непосредственной близости от жилой застройки, а также исходя из многообразия видов отходов, решение проблемы их переработки и захоронения невозможно без участия и контроля органов местного самоуправления.
Необходимо решить вопрос о создании обустроенного в соответствии с санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями полигона промышленных отходов. В решении этого вопроса заинтересованы не только уполномоченные представители власти и местного самоуправления, но и руководители промышленных предприятий, расположенных в г. Барнауле и его окрестностях.
Кроме того, необходимо организовать информационную поддержку деятельности по обращению отходов между промышленными предприятиями, в том числе с привлечением к этому соседних регионов. Создание информационной базы данных в сфере обращения отходов, образующихся на предприятиях и являющихся потенциальным сырьем для других производств, могло бы способствовать решению проблемы использования промышленных отходов не только с санитарно-гигиенических, но с ресурсосберегающих позиций.
4.3.4. Раздельный сбор отходов
Задачи раздельного сбора отходов:
- обеспечение возврата в производство утильных компонентов ТБО;
- сокращение количества отходов, подлежащих захоронению.
Для организации раздельного сбора отходов необходимо:
- осуществить запуск на полную мощность мусоросортировочного комплекса ООО "Экотехпром";
- установить контейнеры для селективного сбора бумаги, стекла, пластика, металла в жилых кварталах;
- создать на всей территории города сеть комплексных приемных пунктов сбора вторичных ресурсов;
- организовать передвижные пункты сбора вторичных ресурсов.
Эти мероприятия могут осуществлять как специализированные предприятия, так и предпринимателями.
При установке контейнеров для раздельного сбора отходов необходимо учесть целый ряд моментов:
- контейнерные площадки должны быть расположены таким образом, чтобы жители могли ими воспользоваться по пути на работу, в магазин, на остановку общественного транспорта;
- контейнеры должны быть выкрашены в разные цвета по виду отходов;
- конструкция контейнеров должна предусматривать, с одной стороны, удобство пользования, с другой - невозможность попадания внутрь атмосферной влаги и, по мере возможности, препятствовать размещению другого вида отходов.
4.4. Развитие рынка вторичных ресурсов
Отходы производства и потребления являются источником сырья. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов и энергии. Степень их утилизации является одним из показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами.
В настоящий момент разработаны процессы первичной сортировки ТБО, а также ручного и механизированного разделения на предприятиях по их переработке, что позволяет выделять такие ценные компоненты отходов, как черный и цветные металлы, пластмассу, стекло и др.
Таким образом, уже на сегодняшнем уровне технологии утилизации имеется возможность практического использования около 40-50% ТБО.
Дня значительного увеличения объемов переработки и использования вторичного сырья необходимо проведение комплекса организационных мероприятий, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья. Комплекс организационных мер включает:
- организацию системы центров сбора и первичной обработки отходов;
- разработку и внедрение системы муниципального заказа на использование изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве;
- создание системы финансовой и технологической поддержки и стимулирования субъектов малого бизнеса в сфере обращения с отходами.
Первоочередное внимание должно уделяться экологической безопасности, максимальной степени утилизации и повторному использованию ресурсов, механизации и автоматизации процессов производства, обеспечению безопасных условий труда обслуживающего персонала.
4.5. Модель управления отходами
В системе санитарной очистки необходима разработка экологически ориентированных методов управления с одновременным решением экономических задач.
В качестве базовой модели управления системой санитарной очистки в г. Барнауле предлагается принятие интегрированной схемы, позволяющей управлять функциями учета, распределения, управления и контроля потоков отходов, координацию работы организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере обращения с отходами, а также привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры, обеспечивающей переработку бытовых отходов и работающей во взаимодействии с администрацией города.
Создание такой организации даст возможность:
- аккумулировать достоверную информацию об объемах и составе образующихся в городе отходов;
- организовать оптимальный процесс санитарной очистки города;
- выработать единую техническую и тарифную политику в сфере обращения с ТБО;
- осуществлять планирование и прогнозирование в сфере обращения отходов;
- повысить экономическую эффективность капитальных вложений города в сфере обращения с отходами;
- вести реестр фирм, оказывающих услуги в сфере обращения с отходами;
- создать рынок услуг в области обращения с отходами и обеспечить развитие конкуренции.
4.6. Экономическое регулирование санитарной очистки
В соответствии с действующим законодательством экономическое регулирование в сфере санитарной очистки осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции с целью снижения образования отходов, стимулирования вторичного использования отходов и материальной компенсации ущерба, наносимого окружающей среде размещением отходов.
Для экономического стимулирования работ в сфере санитарной очистки могут использоваться следующие меры:
- предоставление налоговых льгот в части, отнесенной к ведению органов местного самоуправления;
- привлечение средств федерального, краевого и местного бюджетов, средств природопользователей, кредитов банков, добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, фондов экологического страхования, а также других источников для финансирования целевых программ;
- использование платежей за негативное воздействие на окружающую среду для реализации мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия отходов на экологию города.
4.7. Контроль при обращении с отходами
Государственный контроль за деятельностью в сфере санитарной очистки осуществляют:
- специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией и их территориальные подразделения в Алтайском крае;
- органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (надзор за условиями и порядком временного накопления, транспортировки и размещения отходов с целью снижения опасного воздействия отходов на здоровье людей и состояние окружающей среды);
- органы внутренних дел;
- Российская транспортная инспекция;
- органы управления лесами (в пределах их компетенции).
Производственный контроль в сфере санитарной очистки осуществляется хозяйствующими субъектами в целях обеспечения в процессе хозяйственной деятельности соблюдения технологий и организации сбора, перемещения, утилизации отходов.
В целях обеспечения исполнения юридическими и физическими лицами требований законодательной базы в сфере санитарной очистки необходимо осуществление муниципального экологического контроля.
Для осуществления муниципального контроля в сфере санитарной очистки необходимо разработать и утвердить положение о муниципальном экологическом контроле в области обращения с отходами, которое определит:
- органы, уполномоченные вести муниципальный контроль и их компетенцию;
- перечень объектов, подлежащих муниципальному контролю;
- порядок осуществления муниципального контроля;
- формы документов, заполняемых по результатам проверок. Экологический контроль в сфере санитарной очистки осуществляемый государственными и муниципальными органами включает в себя:
- анализ существующих производств для выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- проверку исполнения порядка и правил обращения с отходами;
- проверку выполнения мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, лимитов размещения отходов;
- проверку соответствия количества размещаемых отходов выданным разрешениям;
- проверку обеспечения безопасности окружающей среды и здоровья населения при эксплуатации объектов размещения отходов.
В задачи контроля в сфере санитарной очистки входят:
- проверка промышленных, транспортных и торговых предприятий, предприятий - перевозчиков отходов и объектов размещения и переработки отходов на соблюдение законодательных и нормативных требований в сфере обращения с отходами и правильности документооборота, связанного с передвижением отходов;
- выявление несанкционированных свалок на территории города;
- надзор за уничтожением (переработкой) некачественных продуктов питания и лекарственных средств;
- прослеживание цепочки "отходопроизводитель-отходоперевозчик-отходополучатель" с целью выявления "потери" отходов в процессе продвижения.
4.8. Информационное обеспечение системы санитарной очистки
Основной недостаток существующего положения в области санитарной очистки и контроля за обращением отходов - низкая достоверность данных и длительность сроков их обновления.
Информация об отходах собирается многими ведомственными и территориальными службами. Поступление этой информации в единый банк данных сделало бы возможным проверку достоверности данных путем сравнения информации из различных источников, восстановление недостающих данных.
Для сбора первичной информации у хозяйствующих субъектов должны быть разработаны формы документов, в которых бы отражались данные по количественному и качественному составу образующихся у них отходов.
В информационной базе данных по обращению с отходами должны содержаться сведения о:
- количественном и качественном составе отходов, образующихся у хозяйствующих субъектов, расположенных на территории г. Барнаула;
- движении этих отходов (поступивших от других предприятий или переданных другим предприятиям, в том числе на захоронение);
- свободных резервах на объектах размещения отходов;
- свободных мощностях на объектах переработки и обезвреживания отходов;
- причинах накопления или захоронения отходов на объектах размещения;
- наличии договоров на вывоз и утилизацию отходов.
На основании данных информационной базы должна быть разработана и внедрена система автоматизированного учета и контроля образования, хранения, транспортировки и утилизации бытовых и промышленных отходов.
Аналитические исследования, проводимые по данным, занесенным в базу, могут быть использованы для принятия управленческих решений по вопросам санитарной очистки. В первую очередь, это касается вопросов организации (направления) потоков отходов на действующие объекты по использованию, обезвреживанию, размещению отходов, привлечению инвестиций в строительство новых, соответствующих экологическим нормам, объектов по переработке и размещению отходов.
4.9. Воспитание экологической культуры у населения
Реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование обращения с отходами производства и потребления на территории г. Барнаула, невозможна без участия руководителей различных предприятий, учреждений и организаций, ученых и специалистов, а также населения города.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения отходов на территории г. Барнаула является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности решения проблемы использования и утилизации отходов, образующихся в процессе производства, либо идут на поводу сиюминутных экономических интересов и избавляются от отходов наиболее дешевым способом, нарушая требования нормативов и правил.
Помимо этого, необходимо развитие непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования и охватывающего детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения. На предприятиях и в организациях различных форм собственности необходимо внедрение передовых методов обращения с отходами. Для формирования общественного мнения должны использоваться рекламные листовки, средства массовой информации, специальные уроки и занятия со школьниками.
5. Основные мероприятия Концепции
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Ответственные исполнители | Ожидаемый конечный результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Разработать новую генеральную схему санитарной очистки города |
1 полугодие 2006 года |
Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города |
Возможность создания генерального плана развития г. Барнаула |
2. | Внедрить новую модель управления санитарной очисткой города, обращения с отходами производства и потребления |
2006 год | Заместитель главы администрации города по городскому хозяйству |
Улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки |
3. | Сформировать систему муниципального экологического контроля. |
2006 год | Заместитель главы администрации города по градостроительству |
Повышение ответственности владельцев и руководителей предприятий, жителей г. Барнаула за его санитарное благополучие |
4. | Разработать Правила благоустройства г. Барнаула |
4 квартал 2005 года |
администрации районов, Комитет по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города |
Устранение многих разногласий, связанных с отсутствием единого толкования различных положений |
5. | Откорректировать нормы накопления отходов. Определить тариф на вывоз и утилизацию ТБО в соответствии с принципами покрытия расходов на полный комплекс услуг по сбору, транспортировке и утилизации отходов |
2005-2006 годы |
Комитет экономического анализа и ценового регулирования администрации города, специализированные предприятия, занимающиеся вывозом ТБО |
Улучшение материальной базы предприятий-перевозчиков отходов, придание им статуса безубыточных |
6. | Сформировать реестр природопользователей, образующих отходы производства и потребления |
1 квартал 2006 года |
администрации районов, комитеты администрации города по промышленности, предпринимательству и вопросам труда; по потребительскому рынку и услугам |
Организация учета природопользователей г. Барнаула |
7. | Внедрить систему автоматизированного учета и контроля образования, хранения, транспортировки и утилизации бытовых и промышленных отходов |
2007 год | Комитет эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города |
Осуществление контроля за образованием и утилизацией отходов на различных уровнях управления |
8. | Усилить контроль за санитарным состоянием территории города, продолжить практику комиссионных рейдов |
Ежегодно | администрации районов, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города, УВД г. Барнаула, органы территориального общественного самоуправления (ТОС), управляющие компании |
Улучшение санитарного состояния г. Барнаула |
9. | Активизировать работу с общественностью и жителями города по привлечению их к участию в месячниках санитарной очистки и благоустройства территории города, продолжить проведение смотров-конкурсов "Лучший район", "Лучшая улица", "Лучший двор" и т.д. |
Ежегодно | администрации районов, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города, ТСЖ, ЖСК, органы ТОС, управляющие компании |
Повышение уровня благоустройства города |
10. | Организовать работу с председателями органов ТОС и уличных комитетов частного сектора по заключению договоров со специализированными организациями по вывозу бытовых отходов и контролю за своевременной оплатой оказываемых услуг |
Ежегодно | администрации районов | Улучшение уровня санитарной очистки микрорайонов частного сектора |
11. | Создать обустроенный полигон промышленных отходов |
2007 год | комитеты администрации города по промышленности, предпринимательству и вопросам труда; по архитектуре и развитию города |
Упорядочение системы утилизации промышленных отходов |
12. | Открыть на территории полигона ТБО компостный центр |
2006 год | ООО "Экотехпром" | Рациональное использование отходов |
13. | Внедрить раздельный сбор отходов и переработку вторичных материалов (бумага, стекло, пластик и т.д.) |
2006-2007 год |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города, ООО "Экотехпром", специализированные предприятия, занимающиеся вывозом ТБО |
Повышение эффективности утилизации отходов |
14. | Разработать положения о порядке сбора, временного хранения, транспортировки и размещения различных видов отходов в г. Барнауле |
1 квартал 2006 года |
комитеты по делам здравоохранения; по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи администрации города |
Создание системы раздельного складирования и утилизации отходов в г. Барнауле |
15. | Формировать у населения города бережное отношение к окружающей среде и соблюдению правил благоустройства |
Постоянно | комитеты информационной политики; по образованию; по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи; жилищно-коммунального хозяйства администрации города, Совет ректоров г. Барнаула |
Повышение экологической культуры населения |
16. | Регулярно освещать в средствах массовой информации и на сайте г. Барнаула вопросы санитарного содержания и положения правил пользования городскими территориями |
Постоянно | Комитет информационной политики администрации города |
Привлечение внимания населения к вопросам санитарного состояния г. Барнаула |
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 23 декабря 2005 г. N 261 "Об утверждении Концепции санитарной очистки г. Барнаула"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.