Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевой целевой программы
"Развитие свеклосахарного производства
в Алтайском крае в 2006-2007 годах
и на период до 2010 года"
Краевая целевая программа
"Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2006-2007 годах
и на период до 2010 года"
Паспорт
краевой целевой программы "Развитие свеклосахарного производства
в Алтайском крае в 2006-2007 годах и на период до 2010 года"
Наименование краевая целевая программа "Развитие свеклосахарного
программы производства в Алтайском крае в 2006-2007 годах и на
период до 2010 года" (далее - программа)
Основание для Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об
разработки программы общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации", закон Алтайского края от 12 июля 2005
года N 44-ЗС "О развитии сельского хозяйства и
агропродовольственного рынка в Алтайском крае"
Государственный Администрация Алтайского края
заказчик программы
Основные разработчики главное управление сельского хозяйства администрации
программы Алтайского края, департамент пищевой и
перерабатывающей промышленности администрации
Алтайского края, комиссия депутатов Алтайского
краевого Совета народных депутатов
Основная цель довести производство сахара из сахарной свеклы до 90
программы тысяч тонн за счет увеличения объемов заготовки сырья
на основе увеличения урожайности и расширения
посевных площадей
Основные задачи в экономической сфере:
программы создание благоприятного инвестиционного и
предпринимательского климата путем усиления
государственной (краевой) поддержки комплекса;
создание условий для развития производства сахарной
свеклы и свеклосемян на базе улучшения
материально-технического обеспечения, внедрения
современных технологий производства;
создание условий взаимовыгодных отношений между
сельхозпроизводителями и переработчиками сырья,
постепенная замена давальческой схемы переработки на
денежные отношения;
в социальной сфере:
создание благоприятных условий для поддержания
высокого и стабильного уровня занятости населения,
повышения уровня профессионализма руководителей,
специалистов и работников массовых профессий в
свеклосахарном комплексе Алтайского края;
улучшение материального положения работников
свеклосахарного комплекса;
укрепление социальной инфраструктуры села;
Исполнители программы главное управление сельского хозяйства администрации
Алтайского края, департамент пищевой и
перерабатывающей промышленности администрации
Алтайского края, Главное управление экономики и
инвестиций администрации Алтайского края, органы
местного самоуправления (по согласованию), автономная
некоммерческая организация "Межтерриториальный
сахарный фонд Сибири" (по согласованию)
Сроки и этапы программа рассчитана на 2006-2010 годы
реализации программы I этап - 2006-2007 годы
II этап - 2008-2010 годы
Основные мероприятия укрепление материально-технической базы
программы свеклосахарной отрасли, обновление устаревшей и
изношенной свекловодческой техники;
использование высокоэффективных химических средств
защиты растений от вредителей, болезней и сорняков;
увеличение объемов использования минеральных
удобрений;
развитие семеноводства и внедрение в производство
высокопродуктивных сортов и гибридов сахарной свеклы;
создание агротехнологических центров на условиях
кооперации сахарных заводов и свеклосеющих хозяйств;
научное и кадровое обеспечение, подготовка и
повышение квалификации работников свеклосахарной
отрасли
Объем и источники суммарный объем финансирования программы в 2006-2010
финансирования годы (в ценах 2005 г.) составляет 1482,3 млн. рублей,
программы в том числе:
средства федерального бюджета - 384,2 млн. рублей или
26%;
средства краевого бюджета - 275,1 млн. рублей или
19%;
внебюджетные источники - 823,0 млн. рублей или 55%;
Ожидаемые конечные рост объема производства товарной продукции
результаты реализации свеклосахарного комплекса на 1579,2 млн. рублей или
программы на 273%;
чистая прибыль предприятий 233 млн. рублей в год;
платежи в бюджеты 56 млн. рублей в год, в том числе:
в краевой 41 млн. рублей, федеральный 15 млн. рублей.
Реализация программы в целом является одним из
важнейших условий обеспечения экономической и
продовольственной безопасности края
Контроль за общее руководство и контроль за реализацией
реализацией программы программных мероприятий осуществляет государственный
заказчик.
Счетная палата Алтайского края контролирует
предоставление и использование ресурсов краевого
бюджета исполнителям в сроки и объемах# утвержденных
программой
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Необходимость разработки краевой целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2006-2007 годах и на период до 2010 года" продиктована реальными процессами, происходящими в свеклосахарной отрасли и стоящими перед ней задачами увеличения производства стратегически важного для питания людей продукта - свекловичного сахара.
Переход к рыночной экономике кардинально изменил состояние свеклосахарного комплекса Алтайского края.
Процессы преобразования форм собственности в свеклосеющих хозяйствах и предприятиях по переработке сахарной свеклы, предельный износ материально-технической базы, недостаток финансовых средств привели свеклосахарное производство к кризисному состоянию.
Ухудшение экономической ситуации в большинстве свеклосеющих хозяйств привело к свертыванию в них производства сахарной свеклы, уменьшению сырьевых зон переработчиков.
Износ парка свекловичной техники в хозяйствах достигает 80 и более процентов. По этой причине уборка затягивается до конца октября, ежегодно допускаются большие потери урожая.
Из-за недостатка и отсутствия финансовых средств сведено до минимума использование минеральных удобрений и пестицидов.
За последние годы (2000-2004 годы) посевные площади сахарной свеклы сократились с 23,4 тыс. га до 20,5 тыс. га, валовое производство корней уменьшилось с 352 тыс. тонн до 320 тыс. тонн (таблица 1).
Таблица 1
Производство сахарной свеклы по Алтайскому краю за 2000-2004 годы
Показатели | Годы | Среднее за 2000-2004 годы |
Среднее за 1996-1999 годы |
2004 год к 2000 году, + - |
||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | ||||
Посевная площадь, тыс. га |
23,4 | 20,1 | 18,1 | 20,9 | 20,5 | 20,6 | 28,0 | -2,9 |
Валовой сбор, тыс. тонн |
352,5 | 271,7 | 253,2 | 298,4 | 320,4 | 299,2 | 286,5 | -27,0 |
Урожайность, ц/га |
150,6 | 135,5 | 140,0 | 142,5 | 156,0 | 145,3 | 102,3 | +5,4 |
Производственные мощности имеющихся предприятий, способные перерабатывать в оптимальные сроки до 500 тыс. тонн сахарной свеклы, из-за недостатка сырья используются в среднем на 50-60 процентов.
Сохранение и развитие свеклосахарной отрасли позволит обеспечить постоянной и временной работой до 30 тыс. человек, что в определенной степени поможет решению вопросов трудоустройства жителей Алтайского края.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Основными целями программы являются: наиболее полное удовлетворение потребности населения Алтайского края в таком важнейшем продукте питания, как свекловичный сахар, наполнение сахарного рынка продукцией собственного производства, обеспечение пищевой и перерабатывающей промышленности сырьем, укрепление кормовой базы животноводства за счет отходов свеклосахарного производства, развитие в Алтайском крае семеноводства высокопродуктивных сортов и гибридов сахарной свеклы, более полная загрузка мощностей сахароперерабатывающих предприятий, удешевление производства сахарной свеклы и сахара, улучшение социального уровня жизни населения Алтайского края, обеспечение продовольственной безопасности.
Для их достижения необходимо решение следующих задач:
обновление устаревшей и изношенной свекловодческой техники на условиях действующих положений краевого лизинга;
закупки высокоэффективных химических средств защиты растений, минеральных удобрений и поставки их свеклосеющим хозяйствам на условиях товарного кредитования с предоставлением субсидий из краевого бюджета;
привлечение целевых бюджетных средств для инвестирования в производство сахарной свеклы на основе долгосрочного льготного кредитования хозяйств и перерабатывающих предприятий;
создание режима инвестиционной привлекательности программы, прозрачных финансовых схем и механизмов финансирования сельхозтоваропроизводителей;
производственная кооперация в рамках программы с регионами Сибири, входящими в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение";
выращивание сахарной свеклы по ресурсосберегающим, интенсивным технологиям, привлечение для этих целей специализированных организаций и фирм, а также создание совместных предприятий на взаимовыгодных условиях;
использование высокопродуктивных сортов и гибридов сахарной свеклы с комплексом признаков и свойств, способствующих устойчивости урожаев;
сокращение потерь сахарной свеклы и сахара при уборке, хранении и переработке сырья на основе внедрения новой техники и передовых технологий;
расширение посевных площадей, повышение урожайности и увеличение производства сахарной свеклы.
Программа рассчитана на два этапа:
I этап - 2006-2007 годы, II этап - 2008-2010 годы.
3. Финансовое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо привлечение финансовых средств из различных источников, включая федеральный и краевой бюджеты (по согласованию), собственные и заемные средства предприятий, в том числе долгосрочные кредиты с компенсацией процентной ставки за счет краевого бюджета.
Администрация Алтайского края обеспечивает участникам реализации краевой целевой программы "Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2006-2007 годах и на период до 2010 года" законодательную и правовую базу для привлечения инвестиций на основе соглашений о сотрудничестве.
Из краевого бюджета предусматривается также поддержка элитного семеноводства на ОНО "Бийская ОСС" ВНИИМСС Россельхозакадемии, финансирование мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров свеклосахарной отрасли.
Общая потребность в финансовых средствах, необходимых для реализации программы составляет 1482,3 млн. рублей (приложение 10).
4. Механизм реализации программы
Цели, задачи и мероприятия программы определены государственным заказчиком в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации, Алтайского края, их состав отражает стратегию и приоритеты развития Алтайского края.
Механизм реализации программы соответствует экономической ситуации, ожидаемой в предстоящие годы.
Главным условием реализации программы является привлечение в отрасль достаточных финансовых ресурсов и создание законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти края экономически выгодных условий для эффективных собственников.
Для реализации программы предусматривается использовать механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности, налоговое законодательство, лизинг, целевые дотации и субсидии, банковские кредиты, страхование сельскохозяйственных рисков.
Механизм реализации программы включает в себя перечень организационных мероприятий, которые обеспечивают увеличение производства сахарной свеклы и сахара, на основе технического переоснащения свеклосахарной отрасли, увеличения объемов использования высокоэффективных средств химизации, развития интеграционных связей экономического и производственного характера между поставщиками и переработчиками сырья, создания и дальнейшего развития агротехнологических центров при перерабатывающих предприятиях и расширение объемов их работ в свеклосеющих хозяйствах.
На основании действующих соглашений, подписанных в рамках межтерриториальной ассоциации "Сибирское соглашение", в качестве сетевой организации, координирующей действия участников программы, выступает автономная некоммерческая организация "Межтерриториальный сахарный фонд Сибири".
5. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик, который:
организует на основе представленных бизнес-планов проведение конкурсного отбора исполнителей мероприятий программы, которым оказывается государственная поддержка;
координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации программы;
проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
утверждает распределение федеральных средств, выделяемых на безвозвратной основе, по соответствующим программным проектам, мероприятиям и расходным статьям. При изменении лимитов финансирования программы - предлагает перечень мероприятий на очередной год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных источников для финансирования программы;
контролирует эффективное использование выделяемых финансовых средств (в т.ч. аудит), контролирует качество проводимых мероприятий путем экспертных оценок, контролирует выполнение сроков реализации мероприятий, исполнение договоров и контрактов;
совместно со Счетной палатой Алтайского края обеспечивает контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств;
осуществляет сбор периодической отчетности о ходе выполнения программных мероприятий.
6. Оценка социально-экономических последствий реализации программы
Реализация программы позволит:
развивать интеграционные связи экономического и производственного характера между поставщиками и переработчиками сырья;
создать условия для развития интеграционных связей с регионами Сибири и Дальнего Востока, как по вопросам реализации сахара, так и по возможному участию этих регионов в развитии свеклосахарного производства в Алтайском крае;
максимально обеспечить посевные площади семенами высокопродуктивных сортов и гибридов сахарной свеклы;
укрепить материально-техническую базу свекловодческой отрасли;
повысить продовольственную безопасность Алтайского края;
улучшить условия жизни сельского населения;
за счет отходов производства увеличить объемы поступления кормов для животноводства.
Будет освоено новое производство - сухого свекловичного жома в объеме 1,0 тыс. тонн. Производство мелассы удвоится и составит 31 тыс. тонн.
В результате реализации программы перерабатывающие предприятия увеличат загрузку имеющихся производственных мощностей, что обеспечит снижение номинальных затрат на переработку 1 тонны сахарной свеклы, тем самым будут созданы условия для повышения рентабельности производства.
Сумма прибыли промышленных предприятий от производства сахара, с учетом затрат на реализацию программы, возрастет с 12,4 млн. рублей в 2005 году до 39,5 млн. рублей в 2010 году.
Свеклосеющие хозяйства обеспечат ежегодное получение чистой прибыли от реализации сахарной свеклы в сумме от 122 млн. рублей в 2006 году до 233 млн. рублей в 2010 году, рентабельность ее производства составит 41 процент.
Реализация программных мероприятий по развитию свеклосахарного комплекса позволит увеличить ежегодные платежи в бюджеты, которые составят 56 млн. рублей, в том числе в краевой бюджет 41 млн. рублей, федеральный 15 млн. рублей. От предприятий сахарной промышленности 24 млн. рублей.
Средний срок окупаемости вложенных в развитие свекловодства средств составит 2 года.
Основные результаты производства продукции свеклосахарного комплекса приведены в таблице 2.
Таблица 2
Рост производства продукции свеклосахарного комплекса
(в ценах 2005 г.)
Наименование показателей | Среднегодовое за 2002-2004 гг. |
2010 г. (с учетом реализации программы) |
Рост, % |
Объем производства сахарной свеклы: (поставки в зачетном весе на переработку) - тыс. тонн - млн. руб. |
253 298 |
690 814 |
273 273 |
Объем производства сахара из сахарной свеклы: - тыс. тонн - млн. руб. |
33,3 586 |
90,8 1598 |
273 273 |
Объем производства мелассы: - тыс. тонн - млн. руб. |
11,7 26 |
31,7 70,5 |
271 271 |
Объем производства сухого и гранулированного жома: - тыс. тонн - млн. руб. |
0,6 1,1 |
1,0 1,8 |
167 167 |
Объем производства оригинальных и элитных семян: - тонн - млн. руб. |
5,0 2,0 |
20 8,0 |
400 400 |
Итого стоимость валовой продукции отрасли, млн. руб. |
913,1 | 2492,3 | 273 |
7. Перечень приложений к программе
Программа включает в себя 11 приложений:
комплекс основных мероприятий по развитию свекловодческой отрасли края в 2006-2007 годах и на период до 2010 года (приложение 1);
участие сахарных заводов в развитии свеклосахарного производства в 2006-2007 годах и на период до 2010 года (приложение 2);
мероприятия по снижению затрат по переработке сахарной свеклы (приложение 3);
прогноз производства сахарной свеклы по районам края в 2006-2007 годах и на период до 2010 года (приложение 4);
потребность в средствах химизации в свекловодстве Алтайского края в 2006-2007 годах и на период до 2010 года (приложение 5);
расчет рентабельности дополнительных затрат на средства химической защиты растений и минеральные удобрения при выращивании сахарной свеклы (приложение 6);
расчет потребности в свекловодческой технике и ее стоимости на 100 га посевов сахарной свеклы в Алтайском крае (приложение 7);
расчет потребности средств для обновления свекловодческой техники и расширения посевных площадей сахарной свеклы по районам края (приложение 7а);
объемы производства семян элиты сахарной свеклы на Бийской опытно-селекционной станции (приложение 8);
план создания агротехнологических центров для совместного выращивания сахарной свеклы (приложение 9);
сводный расчет потребности в финансовых средствах для реализации мероприятий программы (приложение 10);
эффективность программных мероприятий (приложение 11).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.