Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования
Веневский район
от 23.09.2019 N 966
Порядок
принятия решений о разработке, формирования, реализации
и оценке эффективности муниципальных программ муниципального
образования город Венев Веневского района
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает общие принципы и порядок принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Венев Веневского района (далее - муниципальные программы), а также контроля за ходом их реализации.
2. В настоящем Порядке используются следующие понятия и термины:
а) муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического муниципального образования город Венев Веневский район;
б) подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - часть муниципальной программы, выделенная исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы, и содержащая комплекс основных мероприятий/ведомственных целевых программ и/или проектов (программ), взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям;
в) основное мероприятие - комплекс мероприятий, объединенных исходя из необходимости решения задачи подпрограммы, при этом мероприятия одной муниципальной программы не могут быть включены в другую муниципальную программу
г) проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;
д) программа - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости, при этом деление муниципальной программы на подпрограммы, основные мероприятия осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
е) участниками муниципальной программы являются органы местного самоуправления муниципального образования Веневский район, другие организации, участвующие в реализации одного или нескольких мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством. Участником подпрограммы может выступать соисполнитель.
ж) соисполнителями муниципальной программы могут выступать органы местного самоуправления, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы. Соисполнителем может выступать ответственный исполнитель;
з) показатель (индикатор) муниципальной программы (подпрограммы) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи (задач) муниципальной программы (подпрограммы);
и) целевой показатель проекта (программы) - непосредственный результат выполнения проекта (программы), выраженный в количественно измеримых показателях;
к) конечный результат - характеризуемый количественными и (или) качественными показателями состояние сферы социально-экономического развития муниципального образования Веневский район, достигнутый в результате реализации муниципальной программы (подпрограммы);
л) непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации основного мероприятия/ведомственной целевой программы, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы)
Иные понятия и термины используются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Разработка и реализация муниципальной программы осуществляются ответственным исполнителем муниципальной программы, совместно с заинтересованными структурными подразделениями - соисполнителями муниципальной программы и участниками муниципальной программы.
3. Разработка и реализация муниципальной программы осуществляются ответственным исполнителем муниципальной программы, совместно с заинтересованными структурными подразделениями - соисполнителями муниципальной программы и участниками муниципальной программы.
4. Соисполнителями муниципальной программы могут выступать органы местного самоуправления, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы. Соисполнителем может выступать ответственный исполнитель.
5. Участниками муниципальной программы являются органы местного самоуправления муниципального образования Веневский район, другие организации, участвующие в реализации одного или нескольких мероприятий подпрограммы в соответствии с законодательством. Участником подпрограммы может выступать соисполнитель.
6. Муниципальная программа утверждается постановлением администрации муниципального образования Веневский район.
7. Срок реализации муниципальных программ составляет не менее 5 лет. Муниципальная программа может быть прекращена досрочно: в связи с решением главы администрации муниципального образования Веневский район по итогам ее реализации, внедрением новых программ аналогичной направленности.
8. Проекты вновь разработанных муниципальных программ и предложения по внесению изменений в утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению администрацией муниципального образования Веневский район в срок не позднее 31 декабря текущего года.
9. Проект муниципальной программы (проект внесения изменений в муниципальную программу) подлежит обязательному общественному обсуждению в соответствии с порядком проведения общественного обсуждения документов стратегического планирования, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования Веневский район N 553 "Об утверждении Порядка общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования Веневский район" от 19.06.2018 г.
Общественное обсуждение не проводится в отношении проекта внесения в муниципальную программу изменений, предусматривающих изменения состава соисполнителей и/или исполнителей муниципальной программы и/или их полномочий в результате перераспределения полномочий между органами местного самоуправления.
10. Муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с первоначальным решением о бюджете муниципального образования город Венев Веневского района на очередной финансовый год и на плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
11. Корректировка муниципальных программ в случае внесения изменений в решение о бюджете в течение года (уточнения бюджета) производится в случаях, когда планируемые изменения бюджетных ассигнований составляют 5 и более % от запланированных до внесения изменений значений. Соответствующие изменения в муниципальные программы вносятся ответственными исполнителями в течение 30 рабочих дней со дня утверждения соответствующих решений.
12. Муниципальная программа приводится в соответствие с последним в текущем финансовом году решением о внесении изменений и дополнений в бюджет в обязательном порядке.
13. При уточнении объема финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы при необходимости подлежат уточнению и ее иные основные параметры (в том числе показатели муниципальной программы и входящие в ее состав подпрограммы, основные мероприятия, ожидаемые результаты).
14. В целях обеспечения участия муниципального образования город Венев Веневского района в программах, реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Тульской области и получения дополнительных источников финансирования в течение текущего финансового года в муниципальном образовании город Венев Веневского района могут разрабатываться соответствующие муниципальные программы в соответствии с требованиями настоящего Порядка (за исключением установленных для утверждения проектов муниципальных программ сроков).
15. Муниципальная программа обнародуется ответственным исполнителем путем размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Веневский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Муниципальная программа, а также изменения и дополнения в нее, подлежат внесению в интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет".
17. Муниципальная программа подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
II. Требования к содержанию муниципальной программы
18. Муниципальная программа состоит из паспорта муниципальной программы (приложение N 1), паспортов подпрограмм (приложение N 2) и текстовой части. Текстовая часть включает в себя разделы:
- цель и задачи, ожидаемые результаты реализации муниципальной программы;
- этапы и сроки реализации муниципальной программы;
- перечень подпрограмм (основных мероприятий), мероприятий, входящих в муниципальную программу (приложение N 3)
- основные меры правового регулирования муниципальной программы (приложение N 4);
- перечень показателей результативности и эффективности муниципальной программы (приложение N 5);
- информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы (приложение N 6);
- риски реализации муниципальной программы (приложение N 7);
- план реализации муниципальной программы (приложение N 8).
III. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
19. Паспорт разрабатывается по формам (приложение N 1 и N 2 к Порядку).
Программно-целевые инструменты муниципальной программы включают подпрограммы или основные мероприятия, реализуемые в сфере муниципальной программы.
Цель, задачи и целевые показатели, а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
20. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы указывается по источникам финансового обеспечения по муниципальной программе в целом по годам реализации. Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период указывается в соответствии с параметрами утвержденного бюджета, на период после планового периода определяется исходя из бюджетного прогноза муниципального образования Веневский район. Объем бюджетных ассигнований указывается в тыс. рублей с точностью до одного знака после запятой.
21. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, выгоды от реализации муниципальной программы), сроков их достижения.
22. В разделе "Цель и задачи, ожидаемые результаты реализации муниципальной программы" должна быть сформулирована одна цель, соответствующая приоритетам и целям социально-экономического развития района в соответствующей сфере и отражающая конечные результаты реализации муниципальной программы.
Цель должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не предусматривающей специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.
Достижение цели обеспечивается решением задач муниципальной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
23. В рамках формирования в структуре муниципальной программы подпрограмм, как комплекса взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, следует применять следующий подход: задачи программы являются целями подпрограмм (основных мероприятий), решение задачи подпрограммы осуществляется посредством реализации конкретных мероприятий. Реализация конкретной задачи муниципальной программы осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы, т.е. сколько задач - столько должно быть подпрограмм. Задачи подпрограммы не должны дублировать задачи муниципальной программы.
24. При формировании прогноза развития сферы реализации муниципальной программы учитываются параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития муниципального образования город Венев Веневского района, стратегических документах в сфере реализации муниципальной программы.
25. Раздел "Сроки и этапы реализации муниципальной программы" должен содержать информацию о сроках и этапах реализации муниципальной программы. Реализация муниципальной программы может осуществляться поэтапно. Этапы реализации муниципальной программы определяются на основе последовательности решения задач. Для каждого из этапов рекомендуется определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
26. Раздел "Перечень подпрограмм (основных мероприятий), мероприятий муниципальной программы" заполняется в форме таблицы (приложение N 3 к настоящему Порядку). Деление муниципальной программы на подпрограммы (основные мероприятия) осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
27. Раздел "Основные меры правового регулирования муниципальной программы" должен содержать информацию о совокупности нормативных правовых актов (действующих и вновь принимаемых), которые обеспечат реализацию мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач муниципальной программы.
По мере выявления или возникновения неурегулированных вопросов нормативного правового характера ответственный исполнитель формирует проекты соответствующих нормативных правовых актов. Предложения вносятся на рассмотрение администрации муниципального образования Веневский район в установленном порядке.
Меры правового регулирования отражаются в форме таблицы (приложение N 4 к настоящему Порядку).
28. Раздел "Перечень показателей результативности и эффективности муниципальной программы". При постановке целей и задач муниципальной программы необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели муниципальной программы.
Систему показателей следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче (подпрограмме (основному мероприятию)) муниципальной программы был сформирован как минимум один показатель, характеризующий её решение.
Показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- адекватность (целевой показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи программы (подпрограммы));
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации программы (подпрограммы));
- объективность (не допускается использование целевых показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые целевые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей программы (подпрограммы) к искажению результатов реализации программы (подпрограммы));
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы (подпрограммы));
- однозначность (определение целевого показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных целевых показателей и целевых показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, применяемые целевые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования).
В число используемых целевых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством, включая целевые показатели, используемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Целевые показатели подпрограмм муниципальной программы должны быть увязаны с целевыми показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Целевые показатели должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам или определяться на основе данных государственного статистического наблюдения, иной отраслевой и ведомственной отчетности.
Перечень показателей результативности и эффективности реализации муниципальной программы предоставляется по форме таблицы (приложение N 5) к настоящему Порядку в разрезе подпрограмм.
29. Раздел "Ресурсное обеспечение муниципальной программы". Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы осуществляется с учетом положений муниципальных правовых, регулирующих порядок составления проекта бюджета муниципального образования Веневский район.
В разделе указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по каждой подпрограмме (основному мероприятию), мероприятию муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы, по источникам финансирования.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период указывается в соответствии с параметрами утвержденного бюджета, на период после планового периода определяется исходя из бюджетного прогноза муниципального образования Веневский район.
Информация о расходах бюджета муниципального образования город Венев Веневского района на реализацию муниципальной программы представляется по форме таблицы (приложение N 6) к настоящему Порядку.
30. Риски реализации муниципальной программы и меры управления рисками. Данный раздел предусматривает:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- качественную и количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
К основным рискам, которые необходимо проанализировать, относятся:
а) макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, ростом муниципального долга, ускорением инфляции, колебаниями обменного курса рубля, ростом безработицы, кризисными явлениями в финансовом секторе и т.д.;
б) финансово-экономические, а также международные риски;
в) техногенные, экологические и природно-климатические риски. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
г) геополитические риски;
д) законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы, а также в недостаточной оценке последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и действий регуляторов, наличии побочных эффектов от принятых решений либо в несвоевременном принятии решений управленческие (внутренние) риски, связанные с неэффективным управлением реализацией муниципальной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем за реализацией муниципальной программы;
е) социальные риски, в том числе обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения. Социальные риски могут быть связаны: с ростом безработицы; с неравномерным влиянием кризиса на различные социальные группы населения; с сокращением объема и качества бюджетных услуг в социальных секторах.
В качестве факторов риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации муниципальной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители и участники муниципальной программы не могут оказать непосредственного влияния.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся следующие меры по управлению рисками.
В целях нивелирования "внешних рисков" реализации муниципальной программы целесообразно предусматривать меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков.
В целях управления внутренними рисками реализации муниципальной программы целесообразно разрабатывать комплекс мер по предотвращению и минимизации рисков.
В рамках мер по предотвращению рисков предусматривается разработка комплекса мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий в целях обеспечения бесперебойности реализации муниципальной программы.
В рамках мер по минимизации рисков предусматривается разработка комплекса мероприятий и
способов снижения неблагоприятных последствий в целях обеспечения бесперебойности реализации муниципальной программы, в том числе:
мероприятия подпрограмм муниципальной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
мероприятия по управлению реализацией муниципальной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию муниципальной программы.
В целях минимизации риска сокращения финансирования целесообразно указать:
приоритеты финансирования мероприятий (по уровню вклада в ожидаемые результаты реализации муниципальной программы),
оценку возможности привлечения внебюджетных средств.
Информация об анализе рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предоставляется в виде таблицы (приложение N 7).
31. План реализации муниципальной программы на очередной финансовый год оформляется по форме приложения N 7 к Порядку и является составной частью проекта муниципальной программы. Он содержит перечень мероприятий муниципальной программы, необходимых и достаточных для достижения ее цели.
В плане реализации отражаются:
контрольные события программы, позволяющие оценить промежуточные или окончательные результаты выполнения мероприятий в течение года, необходимо выделять не менее одного контрольного события в квартал;
сведения об ответственном исполнителе (соисполнителе) за реализацию мероприятия (контрольного события) программы;
данные об объемах финансовых ресурсов на реализацию мероприятий (в разрезе направлений расходов, (в графе "Код бюджетной классификации" указываются КБК направлений расходов мероприятий));
сроки начала (окончания) реализации мероприятий (даты контрольных событий);
ожидаемый непосредственный результат (краткое описание, контрольное событие).
Основными характеристиками контрольных событий программы являются:
общественная, в том числе социально-экономическая, значимость для достижения результата подпрограммы (основного мероприятия), мероприятия муниципальной программы;
определенная дата наступления контрольного события;
возможность однозначной оценки достижения контрольного события;
документальное подтверждение результата.
В случае внесения изменений в решение о бюджете в течение года (уточнения бюджета) соответствующие изменения вносятся в план реализации.
32. При подготовке муниципальной программы разрабатываются следующие дополнительные и обосновывающие материалы:
а) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально - экономического развития муниципального образования город Венев Веневского района;
б) прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы, прогноз конечных результатов муниципальной программы;
в) в случае оказания муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (приложение N 15)
г) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития приоритетного национального проекта - характеристика целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта, а также сведения об их ресурсном обеспечении.
Материалы, перечисленные в настоящем пункте, представляются ответственным исполнителем при согласовании вновь разработанной муниципальной программы и не входят в состав материалов муниципальной программы, утверждаемых постановлением администрации муниципального образования Веневский район.
При внесении изменений в утвержденную муниципальную программу материалы, перечисленные в настоящем пункте, представляются только в части, касающейся вносимых изменений.
33. По укрупненным мероприятиям, требующим последующей детализации в течение действия муниципальной программы, кроме мероприятий, включающих капитальные вложения, разрабатываются муниципальные адресные перечни, входящие в состав материалов муниципальной программы.
IV. Основные этапы разработки муниципальной программы
34. Предложения по разработке муниципальной программы представляются отраслевыми органами администрации муниципального образования Веневский район не позднее 1 сентября года, предшествующего году начала реализации муниципальной программы, в финансовое управление и не позднее 25 сентября в комитет по экономике администрации муниципального образования Веневский район в форме проекта паспорта муниципальной программы (приложение N 1 к Порядку).
35. Проект вновь разработанной муниципальной программы или проект изменений в утвержденную муниципальную программу (далее - проект) подлежит обязательному согласованию:
- с комитетом по экономике, инвестициям и развитию АПК администрации муниципального образования Веневский район (далее - комитет) на предмет соответствия целям и задачам социально-экономического развития муниципального образования город Венев Веневского района, а также в части целевых показателей и информации по инвестиционным проектам;
- с финансовым управлением администрации муниципального образования Веневский район в части финансового обеспечения муниципальной программы и соответствия его требованиям настоящего Порядка.
Состав материалов, представляемых с проектом, определяется в соответствии с пунктом 32 настоящего Порядка.
36. Финансовое управление администрации муниципального образования Веневский район в течение 5 рабочих дней со дня поступления от ответственного исполнителя проекта паспорта муниципальной программы:
- проводит экспертизу проекта паспорта муниципальной программы в части финансового обеспечения муниципальной программы и соответствия его требованиям настоящего Порядка;
- при отсутствии замечаний проект паспорта согласовывается;
- при наличии замечаний проект паспорта возвращается ответственному исполнителю на доработку.
37. При наличии замечаний финансового управления администрации муниципального образования Веневский район к проекту паспорта муниципальной программы ответственный исполнитель обеспечивает его доработку в течение 2 рабочих дней и повторно направляет его на согласование.
38. Проект паспорта муниципальной программы, согласованный с финансовым управлением администрации муниципального образования Веневский район, направляется ответственным исполнителем в комитет.
Комитет в течение 5 рабочих дней со дня поступления проекта паспорта муниципальной программы:
- проводит экспертизу проекта паспорта муниципальной программы на предмет соответств
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.