Распоряжение Администрации Алтайского края от 26 февраля 1997 г. N 179-р
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 мая 2002 г. N 263 настоящее Распоряжение признано утратившим силу
Во исполнение Закона Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай", Постановления Алтайского Законодательного Собрания от 03.02.97 N 13 "О Законе Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай":
Утвердить прилагаемые "Условия создания различных типов свободных экономических зон в Алтайском крае".
Первый заместитель главы
администрации Алтайского края |
В.С.Германенко |
Условия
создания различных типов свободных экономических зон
в Алтайском крае
(утв. распоряжением администрации края от 26 февраля 1997 г. N 179-р)
I. Общие положения
Одной из перспективных организационных форм участия края в международных хозяйственных связях в современных условиях является образование на ее территории свободных экономических зон (СЭЗ) с участием российских и иностранных организаций, предприятий и фирм.
Однако следует учитывать, что создание СЭЗ является не только высокоэффективным средством международного сотрудничества, но весьма капиталоемким экономическим проектом. Процесс создания СЭЗ зависит не только от экономических факторов (конъюнктуры мирового рынка продукции и услуг, условий инвестирования, получения и погашения кредитов и т.п.), но и от оперативности, глубины проработки тех или иных управленческих решений и их адекватности реальным экономическим процессам на региональном и местном уровнях руководства. Определяющая роль в этом принадлежит формированию необходимой экономической базы и ее своевременному приспособлению к изменяющимся условиям, формам и методам управления такими проектами на федеральном, региональном уровнях.
Участникам зоны предоставляются различного рода налоговые льготы - вплоть до их полного освобождения. В соответствии с действующей в Российской Федерации нормативной практикой масштабы и сроки освобождения от федеральных налогов регулируются специальными решениями Правительства России в рамках, установленных российским законодательством. Освобождение участников зоны от местных налогов определяется краевым Законодательным Собранием и представительными органами местного самоуправления.
Предложения о создании СЭЗ (включающие в себя также материалы соответствующих расчетов, обоснований и экспертиз) должны содержать следующие документы:
- технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания СЭЗ;
- программа развития СЭЗ;
- проект положения о зоне;
- заключение администрации СЭЗ "Алтай";
- заключение главного управления экономики и инвестиций администрации края.
Суть данных материалов состоит в доказательстве целесообразности и в обосновании социально-экономической эффективности решения жизненно важной федеральной или региональной проблемы именно путем создания СЭЗ.
При проведении экономического анализа эффективности создания СЭЗ необходимо решить две основные задачи.
Во-первых, получить достаточно экономически убедительные данные об общей эффективности намечаемого мероприятия, подтвержденные соответствующими расчетами и обоснованиями.
Во-вторых, сделать полученную информацию доходчивой и убедительной как для федеральных и региональных органов управления, так и для иностранных инвесторов - потенциальных резидентов зоны, которые, прежде чем вложат в зону свои инвестиции, должны поверить в представленную им информацию, убедиться в правильности проведенных расчетов и полученных выводов.
Расчетные показатели эффективности СЭЗ целесообразно выполнить применительно к среднесрочному прогнозу экономического развития на 5 лет, а также на долгосрочный период (10 - 15 лет).
В связи с высокой динамичностью и неустойчивостью экономического развития российской экономики в современных условиях представляется особенно важно предвидеть и как можно более полно учесть тенденции изменений:
- уровень процентной ставки кредитов и общего состояния рынка капитала;
- затрат на приобретение техники, технологии, ноу-хау и т.п.;
- стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, используемых предприятиями и фирмами СЭЗ;
- организационных и экономических возможностей выхода на мировой рынок товаров и услуг, включая объемы потребностей отечественного и мирового рынков в продукции и услугах зоны;
- динамики цен на продукцию, производимую в зоне, и услуги, оказываемые участниками СЭЗ;
- динамики поступлений в краевой и местный бюджеты от всех доходных источников.
При сборе исходной информации, проведении расчетов и оценки экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ целесообразно использовать один тип валюты. При этом иностранные валюты переводятся в рубли и обратно по официальному курсу Центробанка России.
При проведении экономического анализа создания и функционирования СЭЗ важно руководствоваться следующими принципами:
Во-первых, рассматриваемый проект должен обеспечить:
- окупаемость в пределах приемлемого срока предоставленных СЭЗ льгот по налогообложению;
- поступление в установленное время в бюджеты всех уровней налоговых платежей, по своему размеру вначале компенсирующих, а затем и превышающих потери, понесенные соответствующими бюджетами в результате предоставленных СЭЗ налоговых льгот за счет возрастания общей массы налоговых поступлений;
- получения прибыли в размере, обеспечивающем кредиторам и инвесторам рентабельность вложений не ниже приемлемого уровня (равного хотя бы величине банковского ссудного процента по долгосрочным кредитам).
Во-вторых, общий методический подход к расчету экономических показателей состоит в определении доходов и расходов, отражающих сегодняшние и будущие потоки финансовых средств, связанных с функционированием СЭЗ в условиях предоставления ей исключительных налоговых льгот, и определении времени, когда будут достигнуты заданные объемы доходов и расходов, а также запланированные соотношения между сравнимыми величинами.
В-третьих, важной особенностью расчета показателей экономической эффективности создания и функционирования СЭЗ (как объекта экономического анализа) в отличие от расчетов экономической эффективности многих инвестиционных проектов является то, что экономические показатели СЭЗ должны существенно различаться по годам расчетного периода, ибо только при динамичном и все ускоряющемся развитии становится целесообразным само создание СЭЗ.
II. Аналитические оценочные показатели
Система экономических показателей оценки эффективности предоставления СЭЗ льготного налогообложения и валютной окупаемости.
Состав показателей:
1. Абсолютный (интегральный) доход.
2. Сроки выхода на безубыточность.
3. Сроки окупаемости льготного налогообложения.
4. Внутренняя норма прибыли.
5. Рентабельность предоставления СЭЗ налоговых льгот.
6. Валютная самоокупаемость.
Оценка источников финансирования и движения финансовых средств.
Для успеха реализации решения о создании СЭЗ большое значение имеет глубина проработки следующих вопросов в динамике.
1. Привлечение отечественного капитала:
1.1. Инвестиционные ресурсы участников СЭЗ.
1.2. Местные источники финансирования, в том числе беспроцентный кредит, льготный кредит, выпуск акций, выпуск займа и т.п.
1.3. Бюджетное финансирование с расшифровкой по видам бюджетов и по статьям их расходной части.
2. Привлечение зарубежного капитала:
2.1. Ликвидные залоги, гарантии; сроки возвратности и источники погашения заемных средств.
2.2. Портфель инвестиций (оборудование, технологии, патенты, лицензии, ноу-хау).
2.3. Лизинг.
3. Доходы:
3.1. Взносы участников СЭЗ.
3.2. Доходы от реализации акций и облигаций.
3.3. Выручка от реализации продукции и услуг.
3.4. Доходы от хранения средств в банке.
3.5. Прочие поступления и доходы.
4. Расходы:
4.1. Текущие расходы.
4.2. Выплаты кредитов и погашение процентов по кредитам и займам.
4.3. Выплата дивидендов по акциям и облигациям.
4.4. Инвестирование программы развития СЭЗ.
Оценка инфраструктуры.
В процессе оценки эффективности создания СЭЗ важно иметь комплексную оценку инфраструктуры зоны. В целях систематизации анализируемой информации, обеспечения единства в подходе и лучшей организации работы экспертов, а также получения комплексной оценки представляется важным в начале оценить отдельные элементы инфраструктуры:
1. Энерго- и ресурсообеспечение (электроэнергия, вода, газ, тепло, местное сырье и материалы и т.п.).
2. Транспорт внутри зоны (шоссейные и железные дороги, трубопроводы, автостоянки и др.).
3. Обеспечение внезонального транспортного сообщения (наличие железнодорожного вокзала или станции; магистральные шоссейные дороги; речной (морской) порт; аэродром; трубопроводы и т.п.).
4. Связь внутризонная (проводная и сотовая телефонная, телефакс, телеграф, телетайп и т.п.).
5. Связь СЭЗ с внешним миром (проводная, сотовая и спутниковая телефонная, телефакс, телеграф, телетайп и т.п.).
6. Складская инфраструктура (крытые и открытые склады, терминалы, специально оборудованные площадки, топливохранилища и т.п.).
7. Социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура, торговля, развлечения и т.п.).
8. Коммунально- и жилищно-бытовая инфраструктура (гостиницы, жилые дома, детские сады, школы и т.п.).
9. Производственная инфраструктура, в том числе финансовая и фондовая.
10. Рабочая сила: рабочие, служащие, специалисты.
11. Финансово-кредитная инфраструктура.
Оценка по каждому виду инфраструктуры, в названном перечне, должна осуществляться с учетом:
- характеристики имеющихся мощностей (производительности, пропускной способности, качества и т.д.), включая резервы и определение стоимости увеличения этих мощностей;
- стоимость имеющейся инфраструктуры;
- квалификация и численность обслуживающего персонала и возможности ее увеличения.
Особое внимание следует обратить на наличие резервных мощностей, а также на возможности и стоимость увеличения мощностей по соответствующим видам инфраструктуры. При этом особо должны быть рассчитаны сопутствующие и сопряженные затраты.
Таким образом, методически оценка инфраструктуры осуществляется путем оценки:
1. Наличия тех или иных элементов инфраструктуры и определения их достаточности для начала функционирования СЭЗ и определения стоимостной оценки имеющихся мощностей по инфраструктуре.
2. Затрат на обеспечение необходимых дополнительных мощностей.
3. Сопутствующих и сопряженных затрат.
III. Требования к составлению технико-экономического
обоснования создания свободной экономической зоны (СЭЗ)
1. Данный документ предназначен для специалистов, осуществляющих разработку технико-экономических обоснований (ТЭО) создания свободных экономических зон, в том числе и свободных таможенных зон. В нем содержатся типовые требования к составу и содержанию ТЭО. При этом требования сформулированы применительно к СЭЗ достаточно больших размеров, имеющих многопрофильный характер и формируемых на территории, располагающей действующим производством и определенной инфраструктурой. В соответствии с этим при подготовке конкретных ТЭО на СЭЗ часть требований может не учитываться, если параметры формируемой СЭЗ не корреспондируются с ними.
Кроме того, требования сформулированы применительно к СЭЗ, имеющей целостный характер, т.е. СЭЗ, в которой не выделены самостоятельные субзоны, расположенные за пределами территории СЭЗ, в том случае, когда ТЭО подготавливается для СЭЗ, в которой выделены субзоны как самостоятельные территориально-экономические образования, то представленные в документе требования следует применять при подготовке ТЭО на каждую субзону. И в этом случае ТЭО на создание СЭЗ будет представлять собой совокупность ТЭО на субзоны, а также сводного документа, интегрирующего соответствующие данные по субзонам.
2. Технико-экономическое обоснование создания свободной экономической зоны должно включать следующие разделы:
I. Постановка проблемы и цели создания свободной экономической зоны.
II. Предпосылки для создания СЭЗ.
III. Обоснование отвода земель под СЭЗ и характеристика выделенной территории.
IV. Перспективы и программа развития СЭЗ.
V. Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ.
VI. Механизм функционирования СЭЗ.
VII. Организационные мероприятия по созданию и функционированию СЭЗ.
VIII. Оценка эффективности создания СЭЗ.
3. В разделе "Постановка проблемы и цели создания свободной экономической зоны" должны быть:
- даны комментарии о состоянии вопроса о создании СЭЗ, кем поставлен, где обсуждался, какие решения уже приняты;
- определены предполагаемые основные направления развития СЭЗ;
- сформулирована основная цель создания СЭЗ, которая должна быть конкретизирована подцелями, связанными с реализацией основных направлений развития СЭЗ. Как основная цель, так и подцели должны быть увязаны с традиционными целями создания СЭЗ, такими как: повышение научного потенциала, использование зарубежного опыта, создание рабочих мест, повышение квалификации и т.п.;
- определены основные задачи, решение которых даст конкретные результаты как на территории СЭЗ, так и для региона в целом, и, в конечном счете, приведет к достижению целей создания СЭЗ.
4. В разделе "Предпосылки для создания СЭЗ" должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы показать наличие в регионе, на территории которого предполагается создание СЭЗ, условий для реализации этой задачи.
В соответствии с этим раздел, прежде всего, должен содержать экономическую характеристику региона. Такая характеристика должна отражать как оценку состояния экономики региона, так и тенденции ее изменения в ближайшей перспективе.
Наибольший акцент должен быть сделан на тех экономических характеристиках, которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для создания свободной экономической зоны в регионе. В соответствии с общим представлением о СЭЗ к таким характеристикам относятся:
- наличие в регионе значительного экспортного потенциала;
- наличие и уровень освоения природных богатств;
- благоприятное географическое положение для внешнеэкономической деятельности; развитие транспортной сети (железнодорожные и автотранспортные магистрали, аэропорты, трубопроводы и т.п.);
- опыт работы на международном уровне;
- обеспеченность квалифицированными кадрами и достаточное их количество.
Помимо перечисленных характеристик в разделе необходимо также отразить те негативные тенденции развития экономики региона, преодоление которых может способствовать введение специального экономического (таможенного) режима на территории предполагаемой СЭЗ.
В качестве дополнительных предпосылок для создания СЭЗ в разделе должны быть представлены оценки социальной и экономической ситуации региона, его геополитическое значение, исторические традиции, особенности географического положения и иные факторы, которые могут рассматриваться в качестве предпосылок для создания СЭЗ в данном регионе.
5.5. В разделе "Обоснование отвода земель под СЭЗ и характеристика выделенной территории" должны быть представлены:
- данные о размерах и границах территории, выделенной под СЭЗ (с приложением плана местности);
- характеристика территории, выделенной под СЭЗ;
- обоснование выбора данной территории.
Характеристика выделенной под СЭЗ территории должна содержать:
- географические характеристики;
- экономические характеристики;
- характеристики социального развития и инфраструктуры.
Географические характеристики должны включать описание рельефа и ландшафта выбранной территории, а также данные о наличии на ней водных объектов, полезных ископаемых, флоры и фауны и иных природно-географических свойствах территории.
Экономические характеристики должны содержать перечень всех предприятий и иных хозяйственных объектов, находящихся на данной территории, с указанием таких данных о каждом из этих объектов, как:
- наименование предприятия - владельца объекта;
- организационно-правовая форма предприятия;
- наименование производимой продукции;
- объем производства (в натуральном и стоимостном выражении);
- количество рабочих мест;
- численность работающих;
- средняя заработная плата;
- стоимость основных фондов и их износ;
- прибыль предприятия;
- характеристика технического уровня производств.
Характеристики социального развития и инфраструктуры территории, выделяемой под СЭЗ, должны содержать перечень всех объектов, образующих эту инфраструктуру. При этом объекты инфраструктуры должны быть сгруппированы по ее элементам, таким как:
- социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура, жилье и т.п.);
- транспортно-складская инфраструктура (автодороги, железные дороги, трубопроводы, склады и т.п.);
- ремонтно-вспомогательная инфраструктура (ремонтные мастерские и т.п.).
По каждому из объектов, включенных в названный перечень, должна быть представлена:
- характеристика мощности (производительности, пропускной способности);
- стоимость элемента инфраструктуры;
- численность обслуживающего персонала;
- оценка стоимости производимых работ (услуг).
Помимо вышеперечисленных характеристик в том случае, если на территории, выделенной под СЭЗ, проживает население, в разделе должны быть приведены данные социально-демографического характера. При этом как эти данные, так и все иные характеристики территории, выделенной под СЭЗ, должны быть предоставлены в той мере, в которой это необходимо для обоснования целесообразности создания СЭЗ именно на этой территории.
Все вышеперечисленные характеристики должны дать достаточно полное представление о территории, выделяемой под СЭЗ, и содержать всю необходимую информацию для обоснования выбора этой территории. Само же обоснование должно заключаться в сопоставлении целей и задач создания СЭЗ с теми географическими, экономическими, инфраструктурными условиями, которые имеются на территории, выделенной для создания СЭЗ. При этом границы территории и включение в эти границы тех или иных хозяйственных или инфраструктурных объектов должны определяться в первую очередь степенью полезности для решения задач СЭЗ, перспективностью развития предполагаемых участков зоны, обеспечением соблюдения прав собственников имущества, имеющегося на территории, а также условиями географической целесообразности выделения границ и эффективной организацией ее соблюдения. Помимо сказанного, общим критерием обоснования выбираемой территории должно служить требование минимализации ее площади.
6. Раздел "Перспективы и программа развития СЭЗ" должен содержать информацию о предполагаемых участниках зоны и перспективах их развития, а также общих перспективах развития СЭЗ в целом. При этом указанные перспективы должны прогнозироваться и оцениваться с учетом тех преимуществ социально-экономического развития предприятий, которые возникают в связи с введением особых экономических условий функционирования СЭЗ и, прежде всего, льготных таможенного и налогового режимов, предоставления налоговых и иных льготных кредитов.
Основой формирования данного раздела должен служить перечень предполагаемых участников СЭЗ с указанием даты его возможной регистрации в качестве участника и основного профиля деятельности.
Для каждого субъекта, указанного в перечне, должны быть представлены следующие данные:
А) Для участников, уже имеющих имущество (объект, сооружение и т.п.) на территории СЭЗ:
- месторасположение на территории СЭЗ;
- занимаемая площадь;
- стоимость имущества;
- номенклатура и объем уже действующего производства;
- номенклатура и объем нового производства;
- потребность в инвестициях;
- себестоимость производства;
- прибыль.
Указанные данные должны быть представлены в динамике по годам от момента регистрации предприятия в качестве участника СЭЗ. Если для развития участника требуются инвестиции, то должны быть указаны возможные источники их получения.
Б) Для участников, осуществляющих свое развитие на базе нового строительства в пределах СЭЗ, должны быть представлены данные, аналогичные вышеперечисленным, при условии, если эти данные получены исходя из проектных характеристик.
При этом все данные о номенклатуре и объемах производства должны быть подкреплены маркетинговыми исследованиями с обоснованием наличия спроса на соответствующую продукцию (работы, услуги) как на территории СЭЗ, так и за ее пределами, в том числе и за рубежом.
На основе данных развития отдельных участков зоны должны быть сформированы данные, характеризующие общий рост производства в зоне и развитие ее экономики, такие как:
- общий объем производства;
- стоимость основных фондов;
- фонд зарплаты;
- прибыль;
- объем налоговых поступлений с выделением доли, остающейся в распоряжении СЭЗ, в том числе в счет налогового кредита;
- общая потребность в инвестициях с распределением по возможным источникам их получения;
- и т.д.
Помимо данных о развитии производства в СЭЗ в разделе должна быть представлена и программа развития ее инфраструктуры с указанием конкретных, наиболее важных объектов, их стоимости, сроков, этапов и источников получения средств для их создания. Особое внимание на программу развития инфраструктуры должно обращаться при разработке ТЭО на свободные таможенные зоны, так как именно этот фактор, наряду с ростом товарооборота, является определяющим для перспектив ее развития.
7. В разделе "Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ" должны быть представлены данные, показывающие возможность обеспечения, выявленную при формировании программы развития СЭЗ, потребности в финансовых и других ресурсах, за счет всех потенциальных источников покрытия этой потребности. В качестве таких источников могут рассматриваться:
- средства налогового кредита;
- иностранные инвестиции;
- инвестиции российских юридических лиц;
- средства государственной поддержки;
- средства, получаемые от привлечения в зону новых участников;
- средства, получаемые в результате создания свободных таможенных и иных функциональных субзон;
- привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;
- другие источники законного привлечения средств.
Согласование всех возможных источников с потребностями в инвестициях должно осуществляться на основе разработки соответствующих балансов финансовых и иных ресурсов, необходимых для создания и развития СЭЗ. При этом такие балансы должны разрабатываться по отдельным направлениям развития зоны, а при необходимости даже по конкретным резидентам, в динамике по годам.
8. В разделе "Механизм функционирования СЭЗ" должны быть определены правовые, экономические, социальные, экологические и иные условия функционирования СЭЗ, которые делают ее привлекательной для инвесторов. Это, прежде всего, - формирование льготного налогового и таможенного режимов.
Кроме того, должны быть также определены состав и структура (по направлениям) налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, работающим в СЭЗ, а также примерный размер налогового кредита, который позволяет за счет перераспределения налогов создать льготные условия для предприятий - резидентов СЭЗ и сформировать фонд ее развития. При этом данные о размерах налогового кредита и льгот должны быть согласованы с результатами баланса финансовых ресурсов, выполненных при подготовке раздела "Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ".
9. В разделе "Оценка эффективности создания СЭЗ" должна быть дана общая оценка эффективности создания СЭЗ, которая определяется исходя из соотношения между дисконтированными затратами (ресурсами), направляемыми на становление и развитие СЭЗ, и результатами ее функционирования. При этом специально оценивается соотношение между затратами, возникающими вследствие введения особых условий функционирования зоны и выгодами, получаемыми от ее создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, с учетом условий и порядка компенсаций этих затрат.
Общая оценка эффективности создания СЭЗ должна сопровождаться данными об отдельных видах эффектов, полученных в результате ее создания, таких как:
- решение социальных задач (строительство жилья и объектов соцкультбыта, повышение заработной платы, улучшение медицинского обслуживания, новые виды услуг и т.п.);
- создание дополнительных рабочих мест;
- повышение квалификации специалистов, работающих в зоне; - и т.д.
Помимо этого должны быть представлены данные о сроках окупаемости инвестиций, а также сроках погашения налогового и других кредитов, используемых для развития СЭЗ.
IV. Порядок прохождения документов
Для приема к рассмотрению Законодательным Собранием документов по созданию на территории Алтайского края свободных экономических зон предусматривается следующий порядок их подготовки и прохождения:
1. Принятие постановления представительного органа местного самоуправления, в котором признается необходимость и целесообразность создания СЭЗ, одобряются технико-экономическое обоснование и программа развития СЭЗ, согласовывается проект Положения о СЭЗ, согласовывается проект Положения СЭЗ, утверждаются льготные налоговые условия по платежам в местный бюджет.
2. Пакет материалов (постановление, ТЭО, программа развития, проект положения о СЭЗ) направляется для заключения в администрацию СЭЗ "Алтай".
3. Администрация СЭЗ "Алтай" направляет документы для заключения в главное управление экономики и инвестиций администрации края.
4. Главное управление экономики и инвестиций вырабатывает окончательное заключение и готовит постановление администрации края, которое направляется в краевое Законодательное Собрание для рассмотрения и утверждения территории функционирования свободных экономических зон того или иного типа.
Примечание: все заключения по прохождению документов в каждой инстанции проводятся в недельный срок.
Минимальный срок рассмотрения документов для передачи в КЗС не должен превышать календарного месяца с момента регистрации в первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 26 февраля 1997 г. N 179-р
Текст распоряжения официально опубликован не был
Постановлением Администрации Алтайского края от 18 мая 2002 г. N 263 настоящее Распоряжение признано утратившим силу