Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы города
от 29 июня 2006 г. N 1671
Приоритетные направления
социально-экономического развития города Барнаула
на 2006-2008 годы
1. Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития
города Барнаула в 2002-2005 годах
Анализ социально-экономических процессов в 2002-2005 годах позволил выявить ряд позитивных тенденций в развитии города:
активизация инвестиционных процессов на территории города;
устойчивые объемы ввода жилья;
развитие финансовой, транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры;
расширение объемов газификации частных домовладений и предприятий;
развитие малого предпринимательства;
повышение уровня заработной платы работников;
стабильный рост потребительского рынка;
рост сбережений населения в банковской системе;
привлечение частного капитала в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
снижение административного влияния на деятельность предприятий малого бизнеса.
К негативным тенденциям необходимо отнести:
неблагоприятную демографическую ситуацию;
замедление темпов роста промышленного производства, низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции;
ухудшение финансового положения ряда предприятий в связи с ростом издержек производства;
отсутствие эффективной системы финансовой поддержки промышленных предприятий и малого бизнеса;
неудовлетворенный спрос населения в улучшении жилищных условий;
рост уровня безработицы населения;
высокий удельный вес "теневой" экономики, уход хозяйствующих субъектов от налогообложения, использование "серых" схем выплаты заработной платы.
Наиболее актуальными проблемами развития экономики и социальной сферы города являлись:
более низкий уровень доходов населения и бюджетной обеспеченности города в сравнении с административными центрами Сибирского федерального округа;
сокращение промышленного потенциала города, обострение социальных проблем на реструктуризируемых предприятиях;
недостаточность бюджетных ресурсов для решения задач социально-экономического развития города;
высокая степень износа основных фондов предприятий, что негативным образом сказывается на производительности труда и качестве продукции;
отсутствие крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории города;
сложность процедур оформления прав на земельные участки;
отсутствие инженерно обустроенных земельных участков для увеличения жилищного строительства, реализации инвестиционных проектов;
неудовлетворительное состояние жилищного фонда города.
2. Стратегические цели и важнейшие задачи
социально-экономического развития города Барнаула
В соответствии со Стратегией развития Барнаула до 2010 года, главной целью развития города является повышение качества жизни населения. Основой стабильного роста качества и уровня жизни населения выступает формирование эффективной, мобильной, многоотраслевой, социально ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста.
Достижение стратегических целей будет осуществляться в рамках решения следующих задач:
повышение конкурентоспособности промышленных предприятий и эффективности их работы;
повышение инвестиционной привлекательности города;
формирование эффективной системы поддержки деловой активности на территории города;
создание рынка энергоресурсов;
улучшение финансовой сбалансированности городского бюджета;
рост реальных доходов населения;
поддержание и развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
обеспечение реализации приоритетных национальных проектов;
развитие гражданского общества;
реформирование жилищно-коммунального комплекса;
увеличение объемов капитального ремонта жилого фонда.
3. Приоритетные направления развития города на 2006-2008 годы
Для обеспечения устойчивого развития города предстоит реализовать комплекс взаимосвязанных приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению экономического потенциала города и совершенствованию социальной сферы.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития города на 2006-2008 годы в качестве приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления города определены:
улучшение предпринимательского климата;
диверсификация структуры экономики и повышение конкурентоспособности;
устранение ограничений инфраструктурного характера;
совершенствование бюджетной, налоговой политики, управления муниципальной собственностью;
повышение уровня и качества жизни населения, эффективность социальной политики.
3.1. Улучшение предпринимательского климата
3.1.1. Повышение инвестиционной привлекательности города
Цель - создание условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности на территории города Барнаула; совершенствование действующих и внедрение новых технологий; повышение эффективности деятельности организационных форм кооперации и интеграции промышленных предприятий и научных организаций.
Приоритетные направления:
совершенствование законодательства в части инвестиционной деятельности;
развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности;
осуществление экспертизы и поддержки реализуемых инвестиционных проектов городских предприятий;
привлечение средств федерального и краевого бюджетов в рамках целевых программ, ресурсов инвестиционных фондов, банков, страховых организаций;
заключение соглашений о сотрудничестве с потенциальными инвесторами;
вовлечение объектов муниципальной собственности в инвестиционные процессы;
информационное обеспечение участников инвестиционного процесса;
расширение научных исследований и разработок предприятий города;
развитие форм интеграции промышленных предприятий и научных организаций;
стимулирование использования энергосберегающих технологий, применения новых видов сырья и материалов;
содействие производству инновационной продукции и услуг.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 25.11.2005 N 226 "Об утверждении программы повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула до 2010 года".
Индикаторы выполнения:
Рост индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2006 году - на 5,8-11,2%, в 2007 году - на 7,0-12,1%, в 2008 году - на 9,3-13,8% (приложение к Приоритетным направлениям). Увеличение к 2008 году в 1,4 раза (по отношению к 2005 году) количества использованных передовых производственных технологий предприятиями, рост в 1,3 раза удельного веса инновационно-активных предприятий.
3.1.2. Развитие малого предпринимательства
Цель - создание благоприятной экономической среды, стимулирующей повышение деловой активности населения.
Основные направления:
развитие системы поддержки малого бизнеса, субсидирование процентной ставки по привлекаемым субъектами малого бизнеса банковским кредитам, внедрение механизма льготного кредитования малых предприятий;
содействие формированию рыночной инфраструктуры;
информационное обеспечение предпринимательской деятельности.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 29.04.2005 "О выполнении Программы поддержки и развития предпринимательства в городе Барнауле на 2003-2004 годы, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 16.04.2003 N 353, и об утверждении Программы поддержки и развития предпринимательства в городе Барнауле на 2005-2007 годы".
Индикаторы выполнения:
Создание к 2008 году более 1,5 тысяч субъектов малого бизнеса, увеличение в связи с этим доли занятых в данном секторе экономики на 8-17%. Рост доли малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг с 17,7% до 22,1% (приложение к Приоритетным направлениям).
3.1.3. Формирование эффективной системы подготовки кадров и управления
Цель - совершенствование кадрового потенциала для эффективного управления социально-экономическими процессами на территории города; обеспечение высококвалифицированными специалистами сферы производства и услуг.
Основные направления:
внедрение процедур конкурсного отбора на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
повышение квалификации и переподготовки муниципальных служащих на регулярной основе;
создание эффективных механизмов продвижения и ротации кадров, включая формирование кадрового резерва.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 27.10.2005 N 218 "Об утверждении Комплексной программы "Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула в 2005-2007 гг.".
Индикаторы выполнения:
Проведение повышения квалификации, стажировок муниципальных служащих не реже одного раза в три года, переподготовки - не реже одного раза в пять лет.
3.2. Диверсификация структуры экономики и повышение
ее конкурентоспособности
3.2.1. Стабилизация ситуации в промышленности
Цель - повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Основные направления:
проведение мониторинга состояния промышленных предприятий;
осуществление экспертизы и поддержки инвестиционных и инновационных проектов;
содействие расширению рынков сбыта производимой продукции;
развитие рынка энергетических ресурсов, газификация предприятий;
создание на территории города особой экономической зоны промышленно-производственного типа.
Индикаторы выполнения:
Рост среднегодового объема производства промышленной продукции в 2006-2008 годы на 3-7%, доли прибыльных предприятий в обрабатывающих производствах - с 60,2% до 70,1%.
3.2.2. Повышение эффективности агропромышленного комплекса
Цель - увеличение эффективности агропромышленного производства; развитие перерабатывающих производств на территории города.
Основные направления:
содействие развитию животноводства в коллективных, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
осуществление экспертизы и поддержки инвестиционных проектов сельскохозяйственных предприятий.
Индикаторы выполнения:
Увеличение молочной продуктивности коров к 2008 году на 10%, рост поголовья крупного рогатого скота до 3300 голов. Повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции.
3.3. Устранение ограничений инфраструктурного характера
3.3.1. Совершенствование дорожного хозяйства, инфраструктуры транспорта и связи
Цель - создание условий для предоставления качественных и разнообразных услуг потребителям в сфере транспорта и связи.
Основные направления:
осуществление строительства, реконструкции капитального и текущего ремонта магистралей, транспортных узлов и автомобильных дорог;
оптимизация маршрутной схемы и объемов движения пассажирского транспорта;
поддержка модернизации и обновления парка пассажирских автотранспортных средств;
содействие внедрению современных информационных технологий связи на территории города.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 183 "Об утверждении Основных направлений развития пассажирского транспорта на территории города Барнаула до 2010 года и Временных правил организации транспортного обслуживания населения на территории города Барнаула", постановление главы города от 25.07.2005 N 2147 "О реализации схемы развития магистралей и транспортных узлов г. Барнаула до 2010 года".
Индикаторы выполнения:
Рост годового объема пассажирооборота на 1,2-2,4%, грузооборота - на 1,2-3,1% в год (приложение к Приоритетным направлениям). Увеличение объемов отремонтированных и реконструированных автомобильных дорог. Прирост используемой емкости организаций проводной связи с 211,5 тыс. номеров в 2006 году до 229,7 тыс. в 2008 году.
3.3.2. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
Цель - повышение качества жилищно-коммунальных услуг; рост устойчивости, надежности и эффективности функционирования систем жилищно-коммунального комплекса.
Основные направления:
модернизация и развитие инженерной инфраструктуры и жилищного фонда;
совершенствование методов регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
демонополизация и развитие конкурентной среды в сфере обслуживания и ремонта жилого и нежилого фонда;
повышение финансово-экономической устойчивости предприятий городского хозяйства;
увеличение объемов работ по капитальному ремонту жилого фонда;
реализация мероприятий по газификации территории города;
расширение использования энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 N 134 "О Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула до 2010 года (II чтение)", постановление главы города от 27.04.2005 N 1156 "О газификации г. Барнаула в 2005 году и перспективах до 2010 года".
Индикаторы выполнения:
Рост объемов капитального ремонта муниципального жилого фонда с 73,6 млн. руб. в 2005 году до 166,5 - 540 млн. руб. в 2008 году. Уменьшение уровня жалоб и обращений граждан с 2489 до 2000-2300.
Увеличение объемов работ по замене ветхих тепловых, водопроводных и канализационных сетей. Снижение аварийности в сетях (на 1 км в сетях). Расширение деятельности управляющих компаний и товариществ собственников жилья в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.
Газификация в 2006-2008 годы более 10000 квартир и домовладений, перевод на природный газ 38 котельных, ввод в эксплуатацию свыше 92,4 км газовых сетей.
3.3.3. Улучшение жилищных условий населения
Цель - улучшение жилищных условий населения.
Основные направления:
привлечение средств, в рамках ФЦП "Жилище", Инвестиционного фонда Российской Федерации на обеспечение инженерного обустройства земельных участков, выделяемых под жилищное строительство;
реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
развитие ипотечного жилищного кредитования;
содействие реконструкции и модернизации производств строительных материалов.
Механизм реализации:
Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", решения Барнаульской городской Думы от 21.04.2006 N 336 "Об утверждении городской программы "Улучшение жилищных условий граждан г. Барнаула на период 2006-2010 гг.", от 21.04.2006 N 356 "Об утверждении городской целевой Программы "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2006-2010 годы".
Индикаторы выполнения:
Увеличение обеспеченности населения жильем с 19,2 кв. м в 2005 году до 19,6-19,7 кв. м в 2008 году (приложение к Приоритетным направлениям). Рост объемов ипотечного кредитования в 1,5-2 раза к уровню 2005 года.
3.3.4. Развитие потребительского рынка
Цель - повышение качества жизненного уровня населения путем предоставления доступных, качественных услуг в сфере потребления.
Основные направления:
формирование эффективной системы товародвижения, инфраструктуры торговли, общественного питания и платных услуг;
развитие сети социальных магазинов, внедрение социальных карт;
содействие внедрению передовых форм и методов обслуживания покупателей города;
расширение потребительского кредитования.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 N 93 "О Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года", разработка и принятие Концепции бытового обслуживания населения.
Индикаторы выполнения: Ежегодный темп роста оборота розничной торговли, общественного питания - 8,0-10,5%, платных услуг - 6,9-9,7% (приложение к Приоритетным направлениям). Введение в 2006-2008 годы в эксплуатацию 24 торговых центров, общей площадью 66 тыс. кв. м, открытие не менее 45 социальных магазинов, функционирование к 2009 году в городе не менее 90 социальных магазинов, увеличение количества обслуживаемых граждан с 44 до 100 тыс. человек.
3.4. Реформирование муниципальных финансов, совершенствование
управления муниципальной собственностью
3.4.1. Бюджетная и налоговая политика
Цель - повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, оздоровление системы муниципальных финансовых отношений, рост доходов городского бюджета.
Основные направления:
осуществление перехода к среднесрочному финансовому планированию;
увеличение собственных доходов бюджета города;
внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;
оптимизация долговой политики, реструктуризация кредиторской задолженности;
совершенствование процедур размещения заказа для муниципальных нужд.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 27.10.2005 N 218 "Об утверждении Комплексной программы "Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула в 2005-2007 гг.".
Индикаторы выполнения:
Снижение к 2008 году просроченной задолженности по исполнению долговых и бюджетных обязательств до 30% объема собственных доходов бюджета города за счет совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов. Сокращение расходов бюджета до 35% от общего объема расходов на предоставляемые услуги благодаря переводу отдельных бюджетных организаций, предоставляющих муниципальные услуги в форму немуниципальных.
Снижение просроченной кредиторской задолженности городского бюджета до объема среднемесячных расходов бюджета. Увеличение к 2008 году доли расходов, осуществляемых по результатам проведения открытых конкурсов, до 35% от общего объема расходов бюджета.
3.4.2. Управление муниципальной собственностью
Цель - повышение эффективности использования муниципального имущества.
Основные направления:
разграничение государственной и муниципальной собственности на землю, формирование единой базы данных по земельным участкам;
оптимизация состава и структуры муниципального сектора;
осуществление мониторинга и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий;
создание информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы управления недвижимостью.
Индикаторы выполнения:
Рост доходов в 2008 году от использования муниципального имущества в 1,97-2,1 раза к уровню 2005 года. Снижение количества муниципальных организаций с 476 в 2005 году до 370-379 в 2008 году, муниципальных унитарных предприятий - с 106 до 24-36.
3.5. Повышение эффективности социальной политики
Цель - создание условий, обеспечивающих рост уровня и качества жизни населения, формирование рынка социальных услуг.
3.5.1. Рынок труда
Цель - рост доходов населения, увеличение защищенности работников в области трудовых и пенсионных прав.
Основные направления:
расширение практики заключения коллективных договоров;
развитие социального партнерства;
осуществление контроля за своевременностью выплаты заработной платы работников;
содействие повышению средней заработной платы на территории города;
создание условий для роста самозанятости населения, увеличения его деловой активности.
Механизм реализации:
Решения Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 187 "Об утверждении Программы повышения заработной платы работников в различных секторах экономики города на 2005-2007 гг.", от 29.04.2005 "О выполнении Программы поддержки и развития предпринимательства в городе Барнауле на 2003-2004 годы, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 16.04.2003 N 353, и об утверждении Программы поддержки и развития предпринимательства в городе Барнауле на 2005-2007 годы".
Индикаторы выполнения:
Рост средней заработной платы к 2008 году на 60-80%, ликвидация в 2007 году просроченной задолженности по заработной плате (приложение к Приоритетным направлениям). Снижение уровня безработицы в 2008 году до 0,9-1% к трудоспособному населению.
3.5.2. Социальная поддержка населения
Цель - смягчение негативных последствий бедности, уменьшение социального неравенства.
Основные направления:
совершенствование системы оказания адресной социальной помощи;
осуществление дополнительных мер социальной поддержки;
реализация мероприятий по организации и осуществлению единовременных денежных выплат взамен натуральных льгот, а также различных видов социальных выплат, компенсаций;
совершенствование практики предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных банковских счетов граждан.
Индикаторы выполнения:
Снижение доли малоимущих граждан, получающих социальную помощь, с 31,4% в 2005 году до 29,3-30,2% в 2008 году (приложение к Приоритетным направлениям).
3.5.3. Повышение эффективности системы здравоохранения
Цель - охрана и укрепление здоровья населения; улучшение демографической ситуации в городе; развитие доступной, качественной медицинской помощи.
Основные направления:
внедрение современных методов диагностики и лечения населения, осуществление профилактической деятельности;
проведение реорганизации системы оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи;
реализация приоритетного национального проекта "Здравоохранение";
размещение муниципального заказа на медицинские услуги;
совершенствование работы станции скорой медицинской помощи;
развитие инфраструктуры учреждений здравоохранения.
Механизм реализации:
Приоритетный национальный проект "Здравоохранение", решение Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 N 94 "Об утверждении городской Программы "Основные направления развития муниципального здравоохранения города на 2005-2008 гг.".
Индикаторы выполнения:
Снижение уровня заболеваемости населения, увеличение показателей обеспеченности медицинскими услугами (приложение к Приоритетным направлениям).
3.5.4. Повышение доступности и качества образования
Цель - обеспечение доступности, качества и разнообразия образовательных услуг для населения.
Основные направления:
реализация приоритетного национального проекта "Образование";
формирование единого информационного образовательного пространства, внедрение информационных и инновационных технологий в образовательном процессе учреждений образования;
строительство зданий дошкольных образовательных учреждений, открытие дополнительных групп в действующих дошкольных учреждениях, оборудование групп предшкольной подготовки в школах и учреждениях дошкольного образования;
расширение сети учреждений дополнительного образования;
развитие системы экстерната;
совершенствование инфраструктуры учреждений образования.
Механизм реализации:
Приоритетный национальный проект "Образование", решение Барнаульской городской Думы от 23.08.2006 N 323 "Об утверждении Программы "Основные направления развития образования г. Барнаула на 2005-2010 годы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеназванного решения Барнаульской городской Думы следует читать как "23.08.2005 N 168"
Индикаторы выполнения:
Охват детей дошкольным образованием до 74% (приложение к Приоритетным направлениям). Увеличение доли частных детских садов в сети дошкольного образования с 2% в 2006 году до 3,2% в 2008 году, рост количества общеобразовательных школ, реализующих информационно-коммуникативные технологии обучения, с 40 до 85.
3.5.5. Молодежная политика
Цель - интеграция молодежи в социально-экономические, общественно-политические и социо-культурные# отношения.
Основные направления:
создание условий для реализации потенциала молодежи, стимулирование инициатив и творчества;
содействие занятости и самозанятости молодых людей;
осуществление поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств;
привлечение молодежи к решению актуальных социальных, культурных и экономических проблем местного сообщества.
Механизм реализации:
Решения Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 N 135 "Об утверждении целевой комплексной Программы "Молодежь Барнаула (2005-2010 гг.)", от 21.04.2006 N 356 "Об утверждении городской целевой Программа# "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г. Барнауле на 2006-2010 годы".
Индикаторы выполнения:
Увеличение общественной, политической, социальной и экономической активности молодежи. Участие молодых семей в программе "Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей г. Барнаула" в 2006 году 40 семей, в 2007 году - 101, в 2008 году - 96.
3.5.6. Развитие физической культуры и спорта
Цель - сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни.
Основные направления:
организация и осуществление спортивных мероприятий;
расширение сети физкультурно-оздоровительных объектов, развитие их материальной базы;
строительство и реконструкция комплексных спортивных площадок.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 23.08.2005 N 169 "Об утверждении целевой комплексной Программа# "Развитие физической культуры и спорта в г. Барнауле на 2005-2008 годы".
Индикатор выполнения:
Увеличение численности систематически занимающихся граждан физической культурой и спортом до 15%.
3.5.7. Сохранение культурного потенциала
Цель - обеспечение доступности, разнообразия услуг социо-культурной# сферы, поддержание единства культурного пространства и сохранение культурно-исторического наследия.
Основные направления:
оптимизация сети учреждений культуры и искусства, развитие частных организаций;
формирование инфраструктуры культурной сферы;
организация досуга, культурно-просветительской деятельности, библиотечного обслуживания населения.
Индикаторы выполнения:
Рост количества детей, обучающихся в организациях дополнительного образования, с 4400 подростков в 2006 году до 4600 в 2008 году, читателей в библиотеках - с 133970 до 145970.
3.5.8. Обеспечение безопасности населения
Цель - повышение уровня безопасности населения, охрана правопорядка.
Основные направления:
осуществление профилактических мероприятий по борьбе с преступностью;
повышение эффективности работы по раскрытию совершенных преступлений.
Механизм реализации:
Решение Барнаульской городской Думы от 24.03.2006 N 313 "Об утверждении Программы по усилению борьбы с преступностью в городе Барнауле (2006-2008 гг.)".
Индикаторы выполнения:
Рост раскрываемости преступлений в 2006 году до 49,8%, в 2007 году - 50,1%, в 2008 году - 50,3%.
Заместитель главы администрации,
руководитель аппарата |
П.Д.Фризен |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.