Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению городской Думы
от 22 декабря 2006 г. N 483
VI. Основные направления развития бытового обслуживания в г. Барнауле до 2010 года
Общие положения
С целью удовлетворения растущего спроса населения города на бытовые услуги необходимо обеспечить в 2007-2010 гг. развитие отрасли путем обеспечения территориальной и ценовой доступности услуг для всех категорий населения, достижения высокого уровня развития сферы услуг.
В качестве основных задач развития бытового обслуживания города необходимо выделить:
- обеспечение ускоренного развития отрасли;
- взаимодействие органов власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями, ассоциациями, союзами, созданными по отраслевому принципу, в целях стабильного обеспечения населения высококачественными бытовыми услугами широкого ассортимента;
- обеспечение территориальной доступности услуг, повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг за счет создания условий и инвестиционной привлекательности для строительства новых и реконструкции существующих предприятий бытового обслуживания;
- сохранение доступных тарифов на бытовые услуги льготным категориям граждан;
- создание условий для развития деятельности по добровольной сертификации услуг бытового обслуживания; проведение конкурсов, семинаров, выставок.
Ожидаемые результаты от реализации Основных направлений развития бытового обслуживания в г. Барнауле до 2010 года:
- расширение рынка бытовых услуг;
- увеличение объема бытовых услуг, в том числе на душу населения;
- создание новых рабочих мест;
- организация элементов инфраструктуры, оказывающих информационную, консультационную, финансовую и другие виды поддержек исполнителям бытовых услуг.
Раздел 1. Анализ состояния сети предприятий бытового
обслуживания на потребительском рынке города
Бытовое обслуживание населения, как отрасль, одна из первых подверглась реформированию в период перехода к рынку, и традиционно несет большую социальную нагрузку, а также является сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий.
К 2005 году в сфере бытового обслуживания сложились многоукладные экономические отношения. Оформились три основные группы хозяйствующих субъектов:
- индивидуальные предприниматели (наиболее многочисленная группа);
- малые предприятия (с численностью работающих до 30 человек);
- крупные и средние предприятия.
По состоянию на 01.11.2006 в городе действует 1597 предприятий различных форм собственности в сфере бытового обслуживания населения, оказывающих более 30 видов услуг, в сфере обслуживания занято 6630 человек (таблица N 1).
Таблица N 1
Динамика развития сети предприятий бытового обслуживания
на территории г. Барнаула
Район города | Количество предприятий, единиц | Количество работающих, человек | ||||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. 10 мес. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. 10 мес. |
|
Железнодорож- ный |
261 | 316 | 369 | 417 | 1289 | 1784 | 1856 | 1955 |
Индустриаль- ный |
178 | 216 | 242 | 314 | 626 | 710 | 767 | 1172 |
Ленинский | 170 | 197 | 247 | 274 | 720 | 843 | 1016 | 1183 |
Октябрьский | 190 | 223 | 257 | 271 | 749 | 864 | 1051 | 1109 |
Центральный | 152 | 224 | 298 | 321 | 705 | 970 | 1202 | 1211 |
Итого: | 951 | 1176 | 1413 | 1597 | 4089 | 5171 | 5892 | 6630 |
В общей структуре бытовых услуг, оказываемых населению, наибольший удельный вес занимают:
- парикмахерские услуги - 23,7%;
- услуги ателье и мастерские по ремонту и пошиву обуви - 13,5%;
- услуги по ремонту автотранспорта - 18,4%;
- услуги по пошиву одежды - 9,6%.
Согласно нормативу рабочих мест на 1 тысячу человек самым обеспеченным районом города по 15 видам основных услуг является Железнодорожный район -144,0%.
Обеспеченность других районов составляет:
Октябрьский район - 91,0%;
Центральный район - 90,0%;
Ленинский район - 84,0%;
Индустриальный район - 74,2%.
В целом по городу этот показатель составляет 96,6%.
В настоящее время в городе общая ситуация в сфере оказания бытовых услуг населению характеризуется как стабильно устойчивая.
Положительная динамика основных показателей развития отрасли говорит о позитивных изменениях в сфере бытовых услуг (таблицы NN 2, 3).
Таблица N 2
Структура и динамика развития бытовых услуг населению
Январь - сентябрь 2006 г., млн. рублей |
В % к январю - сентябрю 2005 г., в фактических ценах |
В % к январю - сентябрю 2005 г., в сопоставимых ценах |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем бытовых услуг, всего: |
1361,5 | 127,0 | 109,3 |
в том числе: | |||
ремонт, окраска и пошив обуви |
38,1 | 127,6 | 113,1 |
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, пошив и вязание трикотажных изделий |
310,8 | 117,6 | 100,3 |
ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
79,3 | 115,3 | 111,2 |
ремонт и изготовление мебели |
59,6 | 131,2 | * |
химическая чистка и крашение |
13,2 | 269,5 | 100,9 |
услуги прачечных | 12,2 | 268,7 | 100,6 |
ремонт и строительство жилья и других построек |
182,2 | 138,8 | 118,9 |
ремонт и техобслуживание транспортных средств, машин и оборудования |
267,5 | 142,0 | 117,6 |
услуги фотоателье | 41,1 | 109,0 | 109,1 |
услуги бань и душевых | 26,9 | 212,3 | 101,5 |
услуги парикмахерских | 124,1 | 115,9 | 105,1 |
услуги предприятий по прокату |
9,5 | 123,6 | * |
ритуальные услуги | 94,5 | 114,1 | 114,7 |
прочие виды бытовых услуг | 102,5 | 117,9 | * |
* Индекс цен не рассчитывается
Таблица N 3
Качественная характеристика рынка бытовых услуг за 2003-2005 годы
N п/ п |
Наименование показателей | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
1. | Объем бытовых услуг, всего (млн. руб.) | 919,4 | 1187,6 | 1505,3 |
2. | Индекс физического объема платных услуг, в сопоставимых ценах (%) |
117,2 | 110,3 | 114,0 |
3. | Объем бытовых услуг на душу населения (руб.) | 1378,0 | 1793,4 | 2287,7 |
4. | Количество хозяйствующих субъектов на конец периода (ед.) |
951 | 1176 | 1413 |
5. | Численность занятых в бытовом обслуживании населения (чел.) |
4019 | 5171 | 5892 |
Вместе с позитивными тенденциями развития сферы бытового обслуживания населения имеется ряд серьезных негативных проявлений.
Качество услуг является одним из важнейших факторов состояния отрасли, а рост сети предприятий бытового обслуживания не всегда способствует улучшению качества услуг.
Согласно анализу структуры обращений граждан к специалистам по защите прав потребителей отмечается увеличение числа жалоб на качество оказываемых бытовых услуг населению (таблица N 4).
Таблица N 4
Структура обращений потребителей
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||||||
всего | % | всего | % | всего | % | всего | % | всего | % | |
Количество обращений, всего: | 498 | 447 | 589 | 678 | 835 | |||||
в том числе: | ||||||||||
ремонт радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники |
72 | 15 | 58 | 13 | 40 | 7 | 46 | 7 | 82 | 10 |
химическая чистка и крашение одежды | 43 | 9 | 38 | 9 | 30 | 5 | 31 | 5 | 40 | 5 |
пошив, ремонт одежды | 37 | 7 | 31 | 7 | 52 | 9 | 22 | 3 | 21 | 3 |
пошив, ремонт изделий из меха | 27 | 5 | 17 | 4 | 18 | 3 | 7 | 1 | 13 | 2 |
изготовление и установка железных дверей, остекление, установка столярных изделий |
84 | 17 | 88 | 19 | 137 | 23 | 163 | 24 | 209 | 25 |
услуги по ремонту автотранспорта | 13 | 3 | 14 | 3 | 23 | 4 | 33 | 5 | 10 | 1 |
изготовление и ремонт мебели | 46 | 9 | 86 | 19 | 107 | 18 | 217 | 32 | 287 | 34 |
пошив и ремонт обуви | 41 | 8 | 43 | 10 | 35 | 6 | 24 | 4 | 27 | 3 |
услуги фотоателье | 4 | 1 | 12 | 3 | 11 | 2 | 4 | 1 | 2 | 0,2 |
прочие услуги | 131 | 26 | 60 | 13 | 136 | 23 | 131 | 19 | 144 | 17 |
Процессы, происходящие в сфере бытового обслуживания населения, непосредственно связаны с состоянием потребительского рынка, уровнем доходов и платежеспособностью населения. Сохраняется "неформальный" и "теневой" бизнес, например таких услуг, как: ремонт и изготовление мебели, ремонт автомобилей, ремонт радиоэлектронной и сложнобытовой техники, пошив одежды. Названные виды услуг оказываются на дому, лицами, незарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при этом цены на оказываемые услуги значительно ниже, а отсюда, как правило, ниже и качество. Соответственно встают проблемы учета объемов бытовых услуг в статистических органах. Кроме того, бюджет города недополучает денежные средства из-за неуплаты такими предприятиями налогов.
Результаты проверок контролирующих органов и участившиеся жалобы населения свидетельствуют о наличии серьезных проблем в профессиональном образовании работников, занятых в сфере обслуживания. Нет четких механизмов ответственности работодателя за привлечение и использование труда работников, не имеющих соответствующего образования и подготовки.
Причина отсутствия на предприятиях стабильных профессиональных коллективов связана не только с утратой системы подготовки кадров, но еще и с непрестижностью соответствующих профессий, а также с негативным отношением молодежи к работе в сфере сервиса.
Кроме того, недостаточно высокие доходы предприятий не дают возможности предложить своим сотрудникам социальный пакет.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений развития бытового обслуживания должно стать дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, занятых в сфере бытового обслуживания, а также создание позитивного имиджа профессий этой отрасли.
Еще один важный аспект развития бытового обслуживания - это создание условий труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и иные мероприятия.
Негативные процессы в экономике, боязнь потерять работу вынуждают людей работать в опасных условиях. Все это происходит на фоне износа оборудования, его несоответствия стандартам безопасности труда, несоблюдения требований трудового законодательства.
Мероприятия развития бытового обслуживания в г. Барнауле направлены на уменьшение травматизма и повышение безопасности труда.
Одним из способов снижения травматизма является специальное обучение персонала: руководителей и специалистов, работников предприятий мерам по охране труда.
В настоящее время существующая структура сферы бытового обслуживания сложилась в результате рыночных преобразований. Являясь составной частью потребительского рынка, она представляет собой социально-значимый# сектор экономики, который нуждается в регулировании.
Рынок услуг насыщен различными видами бытовых услуг, возрастает культура обслуживания.
Дальнейшее планомерное развитие станет важнейшим фактором обеспечения экономической стабильности города, повысит качество жизни барнаульцев.
В этих условиях администрации города необходимо разработать механизмы регулирования, направленные на:
- создание благоприятного климата и условий для привлечения инвестиций в сферу бытового обслуживания;
- усиление социальной направленности работы предприятий бытового обслуживания населения;
- повышение уровня обслуживания и качества предоставляемых услуг для всех категорий населения.
Главным инструментом развития отрасли станут Основные направления развития бытового обслуживания населения в г. Барнауле до 2010 года, которые представляют собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для развития бытового обслуживания населения.
При складывающихся тенденциях развития сферы услуг и дальнейшей стабилизации экономической ситуации прогнозируется как увеличение объема бытовых услуг в целом, так и увеличение объема бытовых услуг на душу населения (таблица N 5).
Таблица N 5
Основные параметры развития рынка бытовых услуг в г. Барнауле
N п/ п |
Наименование показателей | 2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1. | Объем бытовых услуг, всего (млн. руб.): |
1810 | 2080 | 2195 | 2400 | 2650 |
2. | Объем бытовых услуг на душу населения (руб.) |
2772 | 3185 | 3361 | 3675 | 4058 |
Раздел 2. Мероприятия по развитию бытового обслуживания
в г. Барнауле до 2010 года
N п/п |
Наименование мероприятия | Результаты исполнения |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Информационное обеспечение
1.1. | Координация и регулирование деятельности предприятий по предоставлению бытовых услуг населению на территории города |
улучшение качества предоставляе- мых услуг |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
Барнаула, мониторинг деятельности по предоставлению бытовых услуг населению |
||||
1.2. | Анализ развития сети бытового обслуживания в территориальном и отраслевом разрезе |
обеспечение стратегическо- го прогнозирова- ния и планирования потребностей в бытовых услугах |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
1.3. | Ведение реестра предприятий бытового обслуживания |
обеспечение стратегическо- го прогнозирова- ния и планирования потребностей в бытовых услугах |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
1.4. | Проведение специализированных информационных семинаров по вопросам поддержки и развития предприятий бытового обслуживания населения |
ознакомление с изменениями в законодательс- тве, регулирующим# деятельность сферы бытовых услуг, обмен передовыми методами работы |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
2007-2010 г.г. |
1.5. | Организация консультационной помощи предприятиям и частным предпринимателям, оказывающим бытовые услуги населению |
помощь в организации собственного дела |
комитеты по потребительскому рынку и услугам администраций города и районов города |
2007-2010 г.г. |
2. Развитие инфраструктуры сферы бытовых услуг
2.1. | Содействие в создании отраслевых союзов (гильдий) |
объединение предприятий бытового обслуживания с целью оказания взаимопомощи, содействие экономическому развитию отрасли |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города, крайком профсоюза "Торговое единство" |
2007-2010 г.г. |
2.2. | Организация и проведение конкурсов среди предприятий бытового обслуживания |
развитие отрасли бытового обслуживания населения |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
2.3. | Создание условий для развития комплексных центров по оказанию бытовых услуг на крупных промышленных предприятиях города |
обеспечение территориаль- ной доступности услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города; руководители предприятий промышленности и сферы бытового обслуживания населения |
2007-2010 г.г. |
3. Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1. | Организация работы по предоставлению льгот по налогам и арендной плате предприятиям, оказывающим бытовые услуги социально незащищенным слоям населения |
создание экономических условий для развития предприятий сферы услуг и повышение их инвестиционной привлекатель- ности |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
2007-2010 г.г |
3.2. | Содействие в разработке инвестиционных проектов предприятий и индивидуальных предпринимателей бытового обслуживания |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города |
2007-2010 г.г. |
4. Повышение культуры и улучшение качества обслуживания
4.1. | Организация работы по исполнению предприятиями бытового обслуживания Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил бытового обслуживания населения РФ |
повышение качества обслуживания покупателей |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов |
2007-2010 г.г |
4.2. | Популяризация в средствах массовой информации успешно работающих предприятий бытового обслуживания населения |
пропаганда сферы бытовых услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда, информационной политике; администраций районов города |
2007-2010 г.г |
4.3. | Обеспечение взаимодействия предприятий бытового обслуживания с аккредитованными центрами по сертификации бытовых услуг |
улучшение качества предоставляе- мых бытовых услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда, информационной политики; администраций районов города |
2007-2010 г.г |
4.4. | Организация работы по повышению заработной платы и ее легализации |
улучшение качества предоставляе- мых бытовых услуг |
комитет по потребительскому рынку и услугам, комитет по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда |
2007-2010 г.г |
4.5. | Разработка и реализация механизма вывода из "тени" предприятий бытового обслуживания |
легализация заработной платы, увеличение доходной части бюджета города, улучшение качества бытовых услуг |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда |
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение
5.1. | Содействие организации повышения квалификации и обучение кадров для предприятий бытового обслуживания |
повышение квалификации работников сферы услуг |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, руководители образовательных учреждений |
2007-2010 г.г |
5.2. | Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников бытового обслуживания |
обмен опытом, повышение престижа профессии |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города, крайком профсоюза "Торговое единство" |
2007-2010 г.г. |
5.3. | Содействие в подготовке и проведении краевых и городских учебно-методических семинаров и совещаний по развитию службы быта |
повышение квалификации работников управления сферой бытового обслуживания населения |
комитеты администрации города: по потребительскому рынку и услугам, промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда; администраций районов города |
2007-2010 г.г |
5.4. | Проведение семинаров по обмену опытом среди предприятий бытового обслуживания населения |
распростране- ние положительного опыта в работе предприятий службы быта |
комитет по потребительскому рынку и услугам администрации города |
2007-2010 г.г |
6. Охрана труда
6.1 | Организация информационной поддержки сферы услуг в области охраны труда (проведение семинаров, "круглых столов"), размещение информации на официальном сайте города Барнаула |
оказание методической помощи предприятиям сферы услуг |
комитет по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда администрации города |
2007-2010 г.г |
6.2 | Организация сотрудничества между предприятиями бытового обслуживания и лизинговыми компаниями |
повышение безопасности и снижение производствен- ного травматизма, улучшение качества предоставляе- мых услуг |
комитет по промышленности, предпринимательст- ву и вопросам труда администрации города |
2007-2010 г.г |
<< Назад |
||
Содержание Решение Барнаульской городской Думы от 22 декабря 2006 г. N 483 "О внесении изменения и дополнения в решение городской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.