Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждена
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 30.10.2018 г. N 303-р
Концепция
обновления материально-технической базы в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, в том числе для реализации предметной области "Технология" с учетом особых образовательных потребностей контингента обучающихся
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета:
а) статистические данные по сети школ, численности и контингенту обучающихся, кадровому составу:
в Алтайском крае сохраняется сеть общеобразовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам (далее - "отдельные общеобразовательные организации"), включающая 31 отдельную общеобразовательную организацию с дневным (школа) или круглосуточным (интернат) пребыванием.
В отдельных общеобразовательных организациях ежегодно обучаются более 3700 детей с различными недостатками в физическом и психическом развитии: с нарушениями слуха (3 учреждения), зрения (2 учреждения), тяжелыми нарушениями речи (1 учреждение), нарушениями опорно-двигательного аппарата (1 учреждение), нарушениями интеллекта (24 учреждения).
В указанных учреждениях в 2018-2019 учебном году обучаются 3766 детей (1343 с инвалидностью). Из них:
детей с нарушениями слуха - 244;
детей с нарушениями зрения - 291;
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 88;
детей с тяжелыми нарушениями речи - 125;
детей с задержкой психического развития - 63;
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 2955.
С 1 сентября 2016 года обучение детей, поступающих в отдельные общеобразовательные организации, осуществляется в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 2018-2019 учебном году в отдельных общеобразовательных организациях работают 1028 педагогических работников, в том числе 548 учителей, коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии учащихся осуществляют 36 педагогов-психологов, 31 учитель-логопед, 18 педагогов-дефектологов (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов), 26 социальных педагогов.
Высшую квалификационную категорию имеют 436 (42,4%) педагогов, 401 (39%) - первую квалификационную категорию.
Более 70% педагогических работников отдельных общеобразовательных организаций имеют дефектологическое образование либо дополнительное профессиональное образование по дефектологическому профилю. Все педагоги таких организаций проходят курсы повышения квалификации в соответствии с действующим законодательством.
Кадровая готовность к реализации адаптированных образовательных программ обеспечивается путем повышения квалификации и переподготовки педагогических работников на базе КГБУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" и Института повышения квалификации ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет".
В 2018 году более 200 педагогических работников края, в том числе из отдельных общеобразовательных организаций, прошли курсы повышения квалификации педагогических работников Института дополнительного образования ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет" по следующим темам: "ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: ключевые особенности и механизмы реализации", "Принципы и особенности оказания психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии, социализации и адаптации".
На базе КГБУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" педагоги общеобразовательных учреждений ежегодно повышают квалификацию по таким темам как: "Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; "Разработка и реализация программы коррекционной работы в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; "Проектирование образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих основные адаптированные программы для детей с умственной отсталостью"; "Достижение метапредметных результатов в организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Так, за 2017 год около 2200 педагогов края, в том числе учителя отдельных общеобразовательных организаций, прошли обучение по указанным темам.
В 2019 году планируется включение в число слушателей КГБУ ДПО "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" учителей отдельных общеобразовательных организаций по предметной области "Технология".
Также педагогические работники повышают уровень профессиональных компетенций в рамках проводимых на территории края и за его пределами конференций, семинаров, совещаний. В марте 2018 года в крае проведена межрегиональная научно-практическая конференция "Позитивная социализация детей с особенностями развития, повышение толерантности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья", в которой приняли участие 500 человек, в том числе представители из 7 субъектов Российской Федерации. В ходе пленарного и секционных выступлений рассматривались вопросы повышения профессиональных компетенций работников образовательных организаций, в том числе педагогов-психологов, учителей- логопедов.
б) информация о повышении квалификации педагогических работников, привлекаемых к реализации мероприятия:
в 2019 году в реализацию мероприятий по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" планируется включить 8 отдельных общеобразовательных организаций. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся указанных учреждений осуществляют 9 педагогов-психологов, 10 учителей-логопедов, из них повысили квалификацию в 2018 году 8 (42%) человек. В данных отдельных общеобразовательных организациях работают 34 учителя технологии, из них: 20 (59%) педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 20 (59%) педагогов имеют дефектологическое образование или профессиональную переподготовку по дефектологическому профилю; 28 (82%) прошли курсы повышения квалификации в 2018 году. Дополнительное образование обеспечивают 56 педагогов дополнительного образования, воспитателей, из них: 23 (41%) педагога имеют высшую квалификационную категорию; 31 (55%) имеют дефектологическое образование или профессиональную переподготовку по дефектологическому профилю; 44 (79%) прошли курсы повышения квалификации в 2018 году.
2. Опыт субъекта Российской Федерации в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы реализовано мероприятие по организации в крае дистанционного образования детей-инвалидов. С 2009 года на базе КГБОУ "Алтайский краевой педагогический лицей-интернат" функционирует структурное подразделение - краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором ежегодно получают образование более 180 детей-инвалидов, постоянно обучающихся на дому и не имеющих противопоказаний для работы с компьютером. Всем детям-инвалидам, обучающимся дистанционно, на время обучения бесплатно предоставляется комплект необходимого оборудования и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за счет средств краевого бюджета. С детьми-инвалидами, нуждающимися в дополнительном сопровождении, организована работа педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога.
С 2011 года Алтайский край участвует в реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда" на 2011-2020 годы. По итогам 2017 года в рамках реализации мероприятий данной программы сформирована сеть из 247 образовательных организаций, в том числе в 31 (100%) отдельной общеобразовательной организации, в которой созданы условия архитектурной доступности, установлено и функционирует специальное коррекционное, реабилитационное и компьютерное оборудование для обеспечения качественного предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. Для 7 отдельных общеобразовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, закуплен специализированный транспорт для перевозки инвалидов.
В Алтайском крае проводится системная работа по организации пред- профессиональной подготовки и профориентационной работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013-2014 годах в рамках реализации подпрограммы "Социальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, в Алтайском крае "Мир, открытый для всех" на 2012-2014 годы государственной программы Алтайского края "Дети Алтая" на 2011-2015 годы, за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено оборудование для трудовых мастерских в 4 отдельных общеобразовательных организациях. Это позволило улучшить условия для овладения трудовыми навыками у 245 обучающихся из школ-интернатов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Алтайский край в 2017 году вошел в число регионов - победителей конкурсного отбора комплексов мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья субъектов Российской Федерации, организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В реализацию мероприятий в 2017-2018 годах комплекса мер "Первые шаги в будущее" включены 11 отдельных общеобразовательных организаций. В 6 общеобразовательных организаций для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью на средства гранта приобретены форматно-раскроечные станки для организации предпрофессиональной подготовки по направлению "Мебельное дело". Открытие указанных мастерских расширило возможности определения подростков с физическими недостатками с выбором направления своей будущей специальности. Сформированные у выпускников навыки позволили стать им более конкурентоспособными при поступлении в профессиональные образовательные организации. В 2018 году в учреждениях создаются учебные мастерские по таким направлениям как: "Медицинское дело: массаж", "Программирование", "Робототехника".
В 2017 году в рамках подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 годы все отдельные общеобразовательные организации оснащены современным оборудованием для организации мониторинга здоровья обучающихся, обеспечено внедрение системы здоровьесберегающих технологий и мониторинга здоровья обучающихся.
В крае организовано проведение конкурса профессионального мастерства обучающихся отдельных общеобразовательных организаций в рамках ежегодного фестиваля детского художественного творчества детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья "Поверь в себя". Фестиваль проводится в целях формирования у обучающихся мотивации к освоению новых профессиональных навыков, их профессиональной ориентации, повышения престижа квалифицированного труда. С 2016 года обучающиеся отдельных общеобразовательных организаций участвуют в региональном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс".
В крае на постоянной основе проводятся краевой конкурс изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Сибириада", конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества "Рождественская звезда", фестиваль ученических проектов обучающихся отдельных общеобразовательных организаций "Шаг в будущее", конкурс художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья "Ростки талантов". В различных соревнованиях и спартакиадах ежегодно участвует более 1700 детей указанной категории. Победители региональных соревнований и конкурсов становятся победителями и призерами соответствующих мероприятий всероссийского уровня. Так, во втором полугодии 2018 года команда Алтайского края по итогам соревнований Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья заняла второе место в общекомандном зачете, воспитанница Озерской школы-интерната стала победителем I Всероссийского фестиваля жестовой песни "Как взмах крыла" в номинации "Соло" (возрастная категория от 7 до 13 лет).
Ежегодно в профессиональные образовательные организации поступают около 80% выпускников общеобразовательных организаций, имеющих нарушения интеллекта, более 65% выпускников с физическими недостатками. В отдельных общеобразовательных организациях, где обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предусмотрена трудовая подготовка по направлениям: столярное, слесарное, швейное дело, цветоводство, сельскохозяйственный труд. Вместе с тем изменения, происходящие на рынке труда, требуют формирования у обучающихся и ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью первичных профессиональных трудовых навыков по востребованным специальностям, развития новых компетенций. Это привело к необходимости модернизации содержания имеющихся направлений трудовой подготовки, знакомства и овладения навыками работы на современном оборудовании, создания условий для оборудования дополнительных мастерских таким направлениям как "Штукатурно-малярное дело", "Сельскохозяйственный труд".
Кроме того, увеличивается число обучающихся, имеющих сложный дефект или множественные нарушения с 204 обучающихся в 2016-2017 учебном году до 346 обучающихся в 2018-2019 учебном году. Это привело к необходимости открытия новых направлений трудового обучения, что требует дополнительных финансовых затрат.
При этом в большинстве отдельных общеобразовательных организаций оборудование трудовых мастерских не обновлялось в течение ряда лет. В этой связи необходима модернизация предметно-развивающей среды и оборудования для проведения уроков предметной области "Технология".
В реализацию мероприятий в 2019 году по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта "Современная школа" планируется включить 8 отдельных общеобразовательных организаций.
Дополнительное финансирование позволит оборудовать трудовые мастерские в соответствии с современными требованиями, будет произведена замена устаревшего оборудования трудовых мастерских по направлениям: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд"; приобретено оборудование для открытия новых учебных мастерских: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат N 1" по направлению "Штукатурно-малярное дело", КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат N 5" по направлению "Сельскохозяйственный труд". Кабинеты педагогов-психологов указанных учреждений планируется оснастить комплексами по развитию сенсорных процессов, модульным и игровым реабилитационным оборудованием для работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, расстройства аутистического спектра; будет дополнено оборудование сенсорных комнат. Учителя-логопеды смогут использовать в дальнейшей работе приобретаемые сенсорные логопедические комплексы, логопедические и тактильные панели, тренажеры, оборудование для проведения логопедического массажа. Для обеспечения обучающихся с ограниченными возможностями качественным дополнительным образованием будет приобретено оборудование для организации занятий различными видами спорта (уличное и для работы в помещении), оснащение работы театральных, музыкальных, изобразительных, декоративно-прикладных студий.
3. Описание площадок организаций, расположенных в Алтайском крае, в которых планируется реализация мероприятий:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1. КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат N 1".
Основной целью деятельности является осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования. В КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат N 1" принимаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. Учреждение является общеобразовательной организацией с круглосуточным пребыванием обучающихся.
В 2018-2019 учебном году в школе-интернате обучаются 113 детей с умственной отсталостью. На базе учреждения функционируют классы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра. В учреждении работают 52 человека, педагогический состав - 26 человек. Из них: 21 имеет высшее образование, 1 - среднее специальное; аттестованы на высшую квалификационную категорию 9 (35%) педагогов, на первую категорию - 11 (42%).
Основные направления совершенствования материально-технической базы учреждения за счет средств проекта: приобретение оборудования для трудовых мастерских по направлениям: "Столярное дело", "Швейная мастерская", "Штукатурно-малярное дело" (новое направление предпрофессиональной подготовки); оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя- логопеда коррекционно-развивающим оборудованием; создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра; оснащение оборудованием для организации дополнительного образования.
Юридический адрес: 656906, Алтайский край, г. Барнаул, пос. Южный, ул. Дзержинского, д. 9.
2. КГБОУ "Алейская общеобразовательная школа-интернат".
Основной целью деятельности является осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования. В КГБОУ "Алейская общеобразовательная школа-интернат" принимаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. Учреждение является общеобразовательной организацией с круглосуточным пребыванием обучающихся.
В 2018-2019 учебном году в школе-интернате обучаются 96 детей с умственной отсталостью. В учреждении работают 52 человека, педагогический состав - 21 человек. Из них: 13 имеют высшее образование, 8 - среднее специальное; аттестованы на высшую квалификационную категорию 16 (76%) педагогов, на первую категорию - 5 (24%).
Основные направления совершенствования материально-технической базы учреждения за счет средств проекта: приобретение оборудования для трудовых мастерских по направлениям: "Столярное дело", "Швейная мастерская", "Штукатурно-малярное дело"; оснащение кабинетов педагога- психолога, учителя-логопеда коррекционно-развивающим оборудованием; создание коррекционно-развивающей среды, оснащение оборудованием для организации дополнительного образования обучающихся.
Юридический адрес: 658130, Алтайский край, г. Алейск, ул. им. В. Олешко, д. 70.
3. КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат N 5".
Основной целью деятельности является осуществление образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования. В КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат N 5" принимаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью. Учреждение является общеобразовательной организацией с круглосуточным пребыванием обучающихся.
В 2018-2019 учебном году в школе-интернате обучаются 244 ребенка с умственной отсталостью. На базе учреждения функционируют классы для обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра. В учреждении работают 75 человек, педагогический состав - 47 человек. Из них: 39 имеют высшее образование, 8 - среднее специ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.