Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением администрации
Озерского городского округа
от 29 ноября 2019 г. N 2972
Муниципальная программа
"Оздоровление экологической обстановки на территории Озерского городского округа"
Паспорт
Наименование муниципальной программы |
"Оздоровление экологической обстановки на территории Озерского городского округа" (далее - муниципальная программа) |
||||
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Озерского городского округа Челябинской области (отдел охраны окружающей среды), соисполнитель - Управление капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа (УКСиБ) |
||||
Цель (цели) муниципальной программы |
Повышение уровня экологической безопасности как необходимого условия для улучшения качества жизни и здоровья населения |
||||
Задачи муниципальной программы |
1. Мониторинг окружающей среды. 2. Снижение уровня загрязнения окружающей среды и улучшение экологической обстановки на территории Озерского городского округа. 3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде |
||||
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
1. Количество выполненных лабораторных исследований компонентов окружающей среды, исследование; 2. Объем ликвидированных несанкционированных свалок, куб. м; 3. Количество земельных участков, нарушенных размещением ТКО, на территории которых проведены инженерные изыскания, ед; 4. Количество земельных участков, нарушенных размещением ТКО, в отношении которых разработаны проекты рекультивации, ед. |
||||
Сроки и этапы в реализации муниципальной программы |
2020-2022 годы |
||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
|
Программа финансируется за счет средств бюджета Озерского городского округа и межбюджетных трансфертов из областного бюджета: |
||||
Год |
Всего тыс. руб. |
Бюджет округа, тыс. руб. |
Межбюджетные трансферты из областного бюджета, тыс. руб |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, тыс. руб. |
|
2020 |
1004,945 |
524,045 |
480,900 |
0 |
|
2021 |
2568,500 |
598,500 |
1970,000 |
0 |
|
2022 |
500,000 |
500,000 |
0 |
0 |
|
Итого |
4073,445 |
1622,545 |
2450,900 |
0 |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
Реализация муниципальной программы должна обеспечить: выполнение 274 лабораторных исследований компонентов окружающей среды; ликвидацию 2080 м3 несанкционированных свалок; выполнение на одном земельном участке, нарушенном размещением ТКО, инженерных изысканий с положительным заключением государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством; разработку на одном земельном участке, нарушенном размещением ТКО, проекта рекультивации с положительным заключением государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Озерский городской округ в экологическом отношении относится к довольно благополучным территориям Челябинской области, но наряду с этим, вопросам охраны окружающей природной среды в Озерском городском округе уделяется большое значение.
В связи с системным и непрерывным воздействием на окружающую среду результатов жизнедеятельности людей вопрос о необходимости реабилитации и защиты окружающей среды будет стоять всегда. Высокая урбанизация, низкая экологическая культура населения в большой степени оказывают негативное воздействие на окружающую среду, что сказывается на ухудшении условий жизни населения Озерского городского округа.
Направления экологической политики администрации Озерского городского округа определены Стратегией социально-экономического развития Озерского городского округа на период до 2035 года и соответствуют:
национальным целям стратегическим задачам развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204;
целям и задачам Федерального проекта "Чистая страна" Национального проекта "Экология";
целям и задачам регионального проекта "Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов (Челябинская область)";
целям и задачам Государственной программы Челябинской области "Охрана окружающей среды Челябинской области" программами на 2018-2025 годы".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Проблема качества воды поверхностных водоемов, составляющих важнейшую часть природных ресурсов, используемых человеком, занимает одно из ведущих мест в его жизнеобеспечении. На территории Озерского городского округа расположено 12 озер и 4 болота. Озера Иртяш и Акакуль являются единственными источниками водоснабжения ЗАТО г. Озерск.
Озеро Иртяш, входящее в Иртяшско - Каслинскую систему водоемов, находится на территории нескольких муниципальных образований, является единственным источником питьевого водоснабжения г. Озерска. Водопользователями также являются ФГУП "ПО "МАЯК" и ОАО "ФОРТУМ". Озеро Иртяш является замыкающим водоемом в системе, вследствие чего в него поступают, в тех или иных количествах, практически все загрязнения и биогенные элементы, формирующиеся на водосборе - локализованные сбросы сточных вод, загрязненный поверхностный сток и др. В силу внушительного возраста всей системы в ней накоплены и внутренние источники поступления в водные массы загрязнений и биогенных элементов. В конечном итоге все это проявилось определенной реакцией экосистемы, выразившейся в 2013 году интенсивным развитием сине-зеленых водорослей (цианобактерий). Последнее явилось следствием - значительного ухудшения качества питьевой воды. Необходимо отметить, что ряд веществ, выделяемых как прижизненно, так и после гибели водорослей, могут быть токсичны не только для водоема, но и для человека.
Повторяемость подобных начавшихся явлений не прогнозируема, поскольку она связана, с большим количеством воздействующих факторов, на настоящий момент не определяемых в системе. С учетом имеющихся данных, произведена реконструкция водозаборных сооружений, однако нестабильность системы может оказать существенное влияние на существующую систему водозабора.
В этой связи для получения информации о состоянии водоема проводятся минимальные исследования химических и биологических показателей (видовой состав водорослей), позволяющих оперативно принимать управленческие решения, направленные на обеспечение безопасности населения.
Другая актуальная проблема в Озерском городском округе - на территории округа ежегодно образуются несанкционированные свалки твердых отходов объемом до 1 000 м3.
Эти свалки являются источниками загрязнения окружающей среды (почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха) тяжелыми металлами, органическими загрязнителями, источниками инфекционных заболеваний, ухудшаются рекреационные качества окружающей среды, способствуют возникновению пожаров в пожароопасный период.
В 2018-2019 гг. инспекторами отдела ФГПН Специального управления ФПС N 1 МЧС России в ходе совместных рейдов с представителями МКУ "Озерское лесничество" были выявлены несанкционированные свалки в лесных массивах.
Проблема утилизации и обезвреживания ТКО остается одной из наиболее значимых проблем в области охраны окружающей среды. Значительная часть отходов производства и потребления в России складируется в несанкционированных местах. Такая практика наряду с потерей земельной площади, ведет к росту неуправляемой миграции отходов в окружающую среду.
За последнее десятилетие стратегия в области управления отходами подверглась существенной трансформации. В соответствии с изменениями в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", захоронение отходов разрешено только на специально обустроенных полигонах, проектная документация которых, имеет положительную государственную экспертизу, и входят в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санкционированная свалка в поселке Новогорный не эксплуатировалась на протяжении более 5 лет. Эксплуатация свалки в п. Новогорный не осуществляется по предписанию Росприроднадзора по Челябинской области от 11.07.2014 N 103/З-О "О недопущении сброса твердых бытовых отходов на почву". Данная санкционированная свалка в настоящий период представляет серьёзную опасность для окружающей среды. Произошло существенное ухудшение земель "деградация земель", в результате негативного воздействия свалки в поселке Новогорный.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены правила проведения рекультивации и консервации земель. Согласно этим правилам предотвращение деградации земель и их восстановление возможно после проведения работ по рекультивации земель. Для выполнения работ по рекультивации, согласно действующему законодательству, необходимо наличие инженерных изысканий и проектов с положительным заключением государственных экспертиз.
Таким образом, основными экологическими проблемами в Озерском городском округе являются:
1) "цветение" поверхностных водных объектов;
2) постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе опасных;
3) загрязнение почв, деградация растительного покрова, сокращение видового состава объектов животного и растительного мира.
Данные проблемы необходимо решать системно, посредством комплекса мероприятий по решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды Озерского городского округа, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения.
В данной Программе не рассматриваются природоохранные мероприятия конкретных природопользователей на территории ЗАТО г. Озерск, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую природную среду.
Программа является логическим продолжением муниципальной программы "Оздоровление экологической обстановки на территории Озерского городского округа" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
К основным рискам реализации муниципальной программы относятся:
1. Финансово-экономические риски, связанные с возможным недофинансированием или несвоевременным финансированием мероприятий муниципальной программы из бюджета Озерского городского округа.
2. Нормативно-правовые риски, связанные с непринятием или несвоевременным принятием необходимых нормативных правовых актов, внесением изменений в федеральное законодательство, влияющих на мероприятия муниципальной программы.
3. Непредвиденные риски, причинами которых могут стать кризисные явления в экономике, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, снижению доходов, поступающих в бюджет округа и к необходимости концентрации средств бюджета городского округа на преодоление последствий данных процессов.
4. Организационные и управленческие риски, которые могут возникнуть по причине недостаточной проработки вопросов, решаемых в рамках муниципальной программы.
Для предотвращения и минимизации рисков предусмотрен мониторинг хода реализации мероприятий муниципальной программы, что позволит своевременно принимать управленческие решения в отношении повышения эффективности использования средств и ресурсов муниципальной программы.
II. Основные цели и задачи муниципальной программы
Цель муниципальной программы - повышение уровня экологической безопасности как необходимого условия для улучшения качества жизни и здоровья населения.
Задачи муниципальной программы:
1. Мониторинг окружающей среды.
2. Снижение уровня загрязнения окружающей среды и улучшение экологической обстановки на территории Озерского городского округа.
3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
III. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы предусматривается в 2020-2022 годах. Выделение этапов реализации муниципальной программы не предусмотрено.
IV. Система мероприятий муниципальной программы
Для решения задач муниципальной программы и достижения поставленной цели планируется реализовать в 2020-2022 годах следующий перечень мероприятий (приложение N 1 к муниципальной программе):
1. Мониторинг окружающей среды:
проведение лабораторных исследований компонентов окружающей среды.
2. Снижение уровня загрязнения окружающей среды и улучшения экологической обстановки:
ликвидация несанкционированных свалок на территории Озерского городского округа.
3. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде:
выполнение инженерных изысканий на земельном участке, нарушенном размещением ТКО в пос. Новогорный;
разработка проекта рекультивации на земельном участке, нарушенном размещением ТКО в пос. Новогорный.
V. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Программа финансируется за счет средств бюджета Озерского городского округа и межбюджетных трансфертов из областного бюджета:
Год |
Всего тыс. руб. |
Бюджет округа, тыс. руб. |
Межбюджетные трансферты из областного бюджета, тыс. руб. |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, тыс. руб. |
2020 |
1004,945 |
524,045 |
480,900 |
0 |
2021 |
2568,500 |
598,500 |
1970,000 |
0 |
2022 |
500,000 |
500,000 |
0 |
0 |
Итого |
4073,445 |
1622,545 |
2450,900 |
0 |
VI. Организация управления и механизм реализации муниципальной программы
Текущее управление реализацией муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем - отделом охраны окружающей среды администрации Озерского городского округа, который выполняет следующие функции:
1. Разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации муниципальной программы.
2. Осуществляет планирование и мониторинг реализации мероприятий муниципальной программы.
3. Несет ответственность за качество реализации мероприятий муниципальной программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
4. В установленном порядке готовит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, объемы бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы, в том числе на очередной финансовый год и плановый период.
5. Представляет запрашиваемые сведения о ходе реализации муниципальной программы.
6. Проводит оценку эффективности реализации мероприятий муниципальной программы.
7. Осуществляет в установленные сроки ведение отчетности по реализации муниципальной программы.
Ответственный исполнитель совместно с соисполнителем (Управление капитального строительства и благоустройства администрации Озерского городского округа) представляет в Управление экономики администрации Озерского городского округа (далее - Управление экономики) отчетность о реализации Программы:
по итогам I квартала - в срок до 15 апреля отчетного года;
по итогам I полугодия - в срок до 15 июля отчетного года;
по итогам 9 месяцев - в срок до 15 октября отчетного года;
по итогам года - в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Представляемая отчетность содержит:
1. Отчет (за I квартал, I полугодие, 9 месяцев или годовой) о реализации муниципальной программы, согласованный с Управлением по финансам администрации Озерского городского округа.
2. Подробную пояснительную записку, содержащую:
1) по итогам реализации муниципальной программы за I квартал, I полугодие, 9 месяцев:
анализ исполнения муниципальной программы с указанием причин отклонений от плана и анализа факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
2) по итогам реализации муниципальной программы за год:
сведения об основных результатах реализации муниципальной программы за отчетный год;
сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателях целевой программы за отчетный год;
анализ исполнения муниципальной программы с указанием причин отклонения от плана и анализа факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы.
Контроль за ходом реализации программы может осуществляться в процессе проверок, проводимых контрольно-ревизионным отделом администрации Озерского городского округа.
VII. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация муниципальной программы должна обеспечить:
реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду;
снижение уровня загрязнения различных компонентов окружающей среды и улучшение экологической обстановки на территории Озерского городского округа;
улучшение здоровья населения.
Реализация мероприятий муниципальной программы должна привести к достижению следующих результатов:
выполнение 274 лабораторных исследований компонентов окружающей среды;
ликвидацию 2080 м3 несанкционированных свалок;
выполнение на одном земельном участке, нарушенном размещением ТКО, инженерных изысканий с положительным заключением государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
разработку на одном земельном участке, нарушенном размещением ТКО, проекта рекультивации с положительным заключением государственной экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
Экологический эффект:
1) улучшение санитарно-экологического состояния территории Озерского городского округа и окружающей природной среды;
2) уменьшение негативного влияния на окружающую природную среду за счет сокращения сбросов, загрязняющих веществ и образования отходов.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы и их значениях приведены в приложении N 2 к муниципальной программе.
VIII. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Оценка эффективности муниципальной программы осуществляется в процессе (ежегодно) и по итогам ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются постановлением администрации Озерского городского округа.
Начальник отдела охраны окружающей среды |
Г.Н. Смирнова |
Начальник отдела охраны окружающей среды |
Г.Н. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.