Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АРТ-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Шереметьевской таможней (далее - Заказчик), аукционной комиссией Шереметьевской таможни (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ, связанных с поддержанием систем, помещений и территории в надлежащем состоянии на объектах Шереметьевской таможни (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100067119000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, предоставившего участнику закупки ООО "Чистый город" техническую возможность подачи новой заявки за пределами срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки 25.11.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 26.11.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.09.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 120 947 117,36 рублей;
3) источник финансирования - средства федерального бюджета Российской Федерации;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 23.09.2019.
В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссией ФАС России рассмотрены 16.10.2019 жалоба от ООО "Чистый город" и 22.10.2019 жалоба от ООО "СКГ" на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона (далее - Жалобы).
В результате рассмотрения Жалоб Комиссией ФАС России приняты решения о признании Жалоб обоснованными (от 16.10.2019 дело N 19/44/105/2710; от 22.10.2019 дело N 19/44/104/2765 - далее Решения), в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых при проведении Аукциона путем взаимодействия с соответствующим банком в порядке, установленном в соответствии с Законом о контрактной системе, ввиду чего заявки участников ООО "Чистый город" и ООО "СКГ" неправомерно возвращены указанным участникам.
На основании Решений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки для устранения указанного нарушения выданы предписания, согласно которым Оператору электронной площадки, в том числе, необходимо обеспечить возможность подачи возвращенных Оператором электронной площадки заявок на участие в Аукционе только участникам закупки ООО "Чистый город" и ООО "СКГ", а также уведомить таких участников об указанной возможности (пункты 2, 4, 5 предписаний). Вместе с тем, Аукционной комиссии предписано рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не исполнившим предписание ФАС России от 16.10.2019 дело N 19/44/105/2710 (далее - Предписание) надлежащим образом, поскольку Оператор электронной площадки предоставил участнику закупки ООО "Чистый город" техническую возможность подачи новой заявки за пределами срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России установила, что Предписание не содержит указаний о предоставлении технической возможности участнику закупки ООО "Чистый город" подать новую заявку за пределами срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Аналогичные действия Оператора электронной площадки установлены Комиссией ФАС России в отношении исполнения предписания ФАС России от 22.10.2019 дело N 19/44/104/2765 по результатам рассмотрения жалобы ООО "СКГ".
Также на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заявитель в соответствии с протоколами подведения итогов электронного аукциона от 27.09.2019 N 0373100067119000027-3, от 11.10.2019 N 0373100067119000027-6, от 07.11.2019 N 0373100067119000027-9, отмененными решениями ФАС и УФАС России признан победителем закупки.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором электронной площадки надлежащим образом исполнены предписания, что в свою очередь повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя при проведении Аукциона.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, не исполнившего Предписание, предписание от 22.10.2019 по делу N 19/44/104/2765 нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АРТ-Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 26.11.2019 по делу N 19/44/105/3136 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2019 г. N 19/44/105/3136 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был