Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Алтайского краевого Совета
народных депутатов
от 9 апреля 2007 г. N 209
Отчет
постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов
по охране здоровья и социальной защите населения о работе за 2006 год
Комитет по охране здоровья и социальной защите населения Алтайского краевого Совета народных депутатов организовывал свою работу в отчетный период в соответствии с Положением о постоянных комитетах и комиссиях и планом правотворческой работы Алтайского краевого Совета народных депутатов.
Свою деятельность комитет осуществлял во взаимодействии с другими комитетами, отделами, службами Алтайского краевого Совета народных депутатов и Администрации края, а также с федеральными структурами, органами местного самоуправления, общественными организациями и объединениями.
Как и в предыдущие годы, приоритетными направлениями в деятельности комитета были подготовка и принятие среднесрочных программ, совершенствование краевого законодательства, контроль за соблюдением и исполнением законов по предметам ведения комитета.
В дополнение к действующим социальным программам в 2006 году подготовлены и приняты краевым Советом народных депутатов краевые целевые программы: "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2006-2010 годы" и "Краевые целевые программы в области здравоохранения на 2007-2011 годы".
Краевая целевая программа "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы" подготовлена в целях социальной поддержки нуждающихся граждан, поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, и во исполнение Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Необходимость разработки программы была обусловлена тем, что, несмотря на разнообразие форм социальной поддержки населения, вопрос об оказании гражданам адресной социальной поддержки остается для Алтайского края чрезвычайно актуальным. На учете в органах социальной защиты населения края в настоящее время состоит более одного миллиона граждан, или 43,5 процента жителей Алтайского края. Это пенсионеры и инвалиды, дети из малоимущих семей, другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Система программных мероприятий предусматривает различные виды социальной поддержки малоимущих жителей Алтайского края и их учет, осуществляемый с использованием средств автоматизации, адресное предоставление пособий, субсидий и других социальных выплат, а также проведение соответствующих организационных мероприятий. Ожидается, что реализация программы снизит социальную напряженность среди малоимущих слоев населения, позволит за счет индивидуального подхода экономически выгодно распределять денежные средства краевого бюджета и обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан.
Расходные обязательства по оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам отнесены федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако учитывая то обстоятельство, что органы местного самоуправления, в силу своей максимальной приближенности к населению, могут осуществлять социальную поддержку малоимущих граждан более оперативно и целенаправленно, с наименьшими затратами, одновременно с краевой целевой программой подготовлен и принят закон Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми". В соответствии с законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки в денежной или натуральной форме малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми в рамках реализации названной краевой целевой программы. Для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые финансовые средства из краевого фонда компенсаций. Законом Алтайского края "О краевом бюджете на 2007 год" для реализации краевой целевой программы предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 19568 тысяч рублей.
Принятие закона Алтайского края "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы" направлено на усиление поддержки приоритетных направлений развития здравоохранения, таких как:
снижение смертности и инвалидизации населения;
улучшение обеспечения населения своевременной высококачественной медицинской помощью в экстренных случаях;
стабилизации эпидемиологической ситуации;
профилактика заболеваний социального характера и борьба с ними;
совершенствование развития первичной медико-санитарной помощи, оказываемой населению, в том числе открытие общих врачебных практик;
увеличение объема и улучшение качества специализированной медицинской помощи, в том числе кардиохирургической, травматологической и ортопедической;
организация сервисного обслуживания и приобретение дорогостоящей медицинской техники;
совершенствование системы подготовки медицинских кадров.
В закон включены 6 программ и 15 подпрограмм. Запланированный общий объем финансирования краевых целевых программ в области здравоохранения составляет около 800 млн. рублей.
В краевой целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы" сформулированы принципы государственной политики и определены меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Алтайском крае. Программа содержит комплекс взаимосвязанных плановых заданий, программно-методических, организационных и социально-экономических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение многих проблем физкультурно-спортивного движения Алтайского края. Целевая программа подготовлена с учетом Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена ошибка. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7
Принятие краевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы" позволит укрепить материально-спортивную базу, организовать физкультурно-спортивную работу среди различных социально-демографических групп, обеспечить более качественный учебно-тренировочный процесс спортивного резерва и команд мастеров Алтайского края.
Одной из самых социально не защищенных категорий граждан являются многодетные семьи. Из проживающих в Алтайском крае 11600 многодетных семей около 86 процентов состоит на учете в органах социальной защиты Алтайского края как малообеспеченные. В 2005 году по предложению комитета в закон Алтайского края "О ежемесячном пособии на ребенка" было внесено изменение, в соответствии с которым размер пособия на детей из многодетных семей увеличен на триста процентов. Ряд мер социальной поддержки предоставляется этой категории граждан на основании других нормативных актов. Однако в целом проблему принимаемые меры пока не решают. Учитывая это, комитетом подготовлен и в декабре прошлого года принят Алтайским краевым Советом народных депутатов закон "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае". Финансирование его исполнения предусмотрено отдельной строкой в краевом бюджете на очередной год.
В целях повышения социальной защиты инвалидов принят закон Алтайского края "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов". Законом предусмотрено установление организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, квоты приема на работу инвалидов в размере не менее 4 процентов к среднесписочной численности работников. Применение квоты в таком размере позволит организовать в Алтайском крае около 20 тысяч рабочих мест для инвалидов.
Одной из наиболее существенных мер социальной поддержки малоимущих граждан является предоставление им субсидий на оплату коммунальных услуг и приобретение топлива. В 2006 году из краевого бюджета выделено на эти цели более 1,3 миллиарда руб. В связи с изменением федерального законодательства закон Алтайского края "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае" в сентябре прошлого года был признан утратившим силу. Одновременно подготовлены и приняты законы Алтайского края "О предоставлении органам местного самоуправления субвенций из краевого бюджета для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по распределению бюджетам поселений субвенций для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В целях расширения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, приведения законов Алтайского края в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством в ряд законов социальной направленности в отчетном году внесены изменения.
После принятия закона "О внесении изменения в статью 2 закона Алтайского края "О присвоении звания "Ветеран труда Алтайского края" право на получение почетного звания получили лица, награжденные почетными грамотами исполнительных органов власти городов и районов края.
Законом Алтайского края "О внесении изменения в статью 1 закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" снято ограничение, предусматривавшее предоставление мер поддержки этой категории лиц только при условии, что гражданин является пенсионером.
В соответствии с Законом Алтайского края "О внесении изменения в статью 9 закона Алтайского края "О социальном обслуживании населения в Алтайском крае" педагогические работники специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, получили право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.
В закон Алтайского края "О ежемесячном пособии на ребенка" внесено изменение, предусматривающее обязательность индексации размера ежемесячного пособия на уровень не ниже официальных темпов роста инфляции.
Внесением изменений в краевые законы уточнены также порядок финансирования, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки сельским специалистам, ветеранам труда и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Большая работа проведена комитетом в период формирования краевого бюджета. Депутаты активно работали в согласительных комиссиях и рабочих группах, проект бюджета на разных этапах трижды рассматривался на заседании комитета. Многие из внесенных комитетом поправок учтены. Увеличено финансирование по разделам "Здравоохранение", "Спорт и физическая культура", "Социальная политика". Приняты предложения комитета о необходимости увеличения расходов на финансирование спортивных соревнований инвалидов и соревнований с участием молодежных команд клубов "Коммунальщик" и "Университет". Значительно вырос в сравнении с первоначальным проектом объем капитальных вложений по отрасли здравоохранение. По рекомендации комитета постановлением Алтайского краевого Совета "О законе Алтайского края "О краевом бюджете на 2007 год" Администрации Алтайского края по итогам исполнения краевого бюджета в первом полугодии 2007 года предложено рассмотреть вопрос об увеличении расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. В связи с необходимостью лицензирования муниципальных учреждений здравоохранения по предложению комитета увеличены дотации муниципальным образованиям.
В целом бюджетные расходы на решение социальных проблем и вопросов здравоохранения, планируемые на 2007 год, выросли в большей степени, чем сам бюджет, впервые за последние годы проиндексирован размер ежемесячной денежной выплаты для всех категорий льготников.
В поле постоянного внимания комитета находились также вопросы исполнения краевого бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края на 2006 год.
Большое значение в своей работе комитет по охране здоровья и социальной защите населения продолжал уделять в отчетный период контролю за выполнением ранее принятых законов и постановлений. В течение года комитетом подготовлены на сессии Алтайского краевого Совета депутатов вопросы о ходе выполнения законов Алтайского края: "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае", "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае" и "О питьевом водоснабжении".
Необходимость рассмотрения вопроса "О ходе выполнения закона Алтайского края "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае" была вызвана непростой обстановкой, сложившейся в Алтайском крае. Несмотря на предпринимаемые органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения меры, уровень основных эпидемиологических показателей свидетельствует о том, что туберкулез в Алтайском крае остается чрезвычайно серьезной проблемой. Показатель смертности на 100 тыс. населения в Алтайском крае в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. Пик смертности все больше перемещается на более молодые группы населения: 72 процента умерших - лица трудоспособного возраста. В 2005 году значительно увеличилось число заболевших детей из очагов туберкулезной инфекции. Ежегодно от туберкулеза в крае умирает более 1000 человек. Рассмотрению вопроса на сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов предшествовало проведение депутатских слушаний на тему: "Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Алтайском крае. Состояние и проблемы противотуберкулезной службы края". По итогам слушаний приняты рекомендации, а также План неотложных противоэпидемических мероприятий, направленные на выполнение закона Алтайского края "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае", решение имеющихся проблем, дальнейшее совершенствование санитарно-просветительной работы по туберкулезу среди населения. Следует отметить, что работа, проводимая учреждениями здравоохранения, исполнительными органами власти по борьбе с туберкулезом, рассматривалась на сессии второй год подряд. Как результат - заметное увеличение финансирования, улучшение выявляемости заболевания и снижение смертности.
Проблема предоставления населению субсидий на оплату коммунальных услуг, отнесенная федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления, затрагивает жизненные интересы большей части населения Алтайского края. Именно поэтому вопрос "О ходе реализации закона Алтайского края "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае" был вначале обсужден на выездном заседании комитета в Косихинском районе, а затем на сессии Алтайского краевого Совета депутатов.
Не менее важным и сложным в решении является и вопрос обеспечения населения доброкачественной питьевой водой. Пока проблему для большей части населения удается решать, но наблюдающиеся негативные тенденции не могут не беспокоить. Отнесение федеральным законодательством ответственности в решении вопросов организации водоснабжения на муниципальный уровень, связанная с этим массовая передача водопроводов на баланс администраций сел, недостаток средств и сложности с лицензированием по инициативе комитета стали предметом обсуждения на одной из сессий Алтайского краевого Совета. Администрации Алтайского края было предложено разработать и внести на рассмотрение сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов комплексную межмуниципальную программу по обеспечению жителей Алтайского края качественной питьевой водой, а органам местного самоуправления поселений и городских округов разработать мероприятия по улучшению водоснабжения населения муниципальных образований на 2007 год.
На заседании комитета по охране здоровья и социальной защите населения рассмотрен вопрос "О выполнении закона Алтайского края "О региональной молодежной политике в Алтайском крае" в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления детей и подростков в 2006 году". Комитет поддержал при этом предложения представленные управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи по организации летней оздоровительной кампании в 2007 году.
На особом контроле находятся в комитете по охране здоровья и социальной защите населения вопросы реализации краевых целевых программ. В течение года комитет рассмотрел вопросы:
"О ходе реализации закона Алтайского края "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения" в части выполнения краевой целевой подпрограммы "Сахарный диабет";
"О ходе реализации закона Алтайского края "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения" в части выполнения краевой целевой подпрограммы "Кардиохирургия";
"О ходе реализации закона Алтайского края "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения" в части выполнения подпрограммы "Меры по развитию онкологической помощи населению в Алтайском крае".
По обсужденным вопросам приняты соответствующие решения, высказаны предложения и рекомендации в адрес Управления Алтайского края по здравоохранению. Кроме того, была признана эффективность исполнения рассмотренных подпрограмм, необходимость увеличения их финансирования и целесообразность продления на 2007-2011 годы.
Посте обсуждения на заседании комитета по охране здоровья и социальной защите населения вопроса о ходе исполнения подпрограммы "Эндопротезирование суставов" краевой целевой программы "Важнейшие направления развития специализированной и квалифицированной медицинской помощи", по предложению комитета Алтайский краевой Совет народных депутатов принял закон "О внесении изменений в приложение 2 к закону Алтайского края "Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения". Изменения, внесенные в закон, направлены на расширение области применения подпрограммы и позволят, по мнению специалистов, улучшить качество жизни больных, снизить инвалидизацию, временную нетрудоспособность при травмах и их последствиях и ортопедических заболеваниях путем развития и дальнейшего совершенствования высокотехнологичной медицинской помощи в Алтайском крае и приобретения нового современного оборудования, инструментария для остеосинтеза, эндопротезирования, микрохирургических вмешательств и обучения специалистов современным оперативным направлениям лечения.
Всего в течение года проведено 14 заседаний комитета, на которых рассмотрено 94 вопроса. Три заседания комитета было проведено при этом с выездом на места. Комитетом как субъектом законодательной инициативы самостоятельно разработано и внесено на рассмотрение сессий 7 проектов законов. При разработке 26 законопроектов комитет был ответственным за их прохождение. Комитетом подготовлены обращения к федеральным органам государственной власти по таким актуальным проблемам как отнесение мер социальной поддержки жертв политических репрессий и тружеников тыла к расходным обязательствам Российской Федерации и выделение Алтайскому краю автомобилей для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
По инициативе комитета на сессиях Алтайского краевого Совета народных депутатов приняты обращения к федеральным органам власти о выделении автомобилей дня инвалидов и участников Великой отечественной войны и об отнесении мер социальной поддержки жертв политических репрессий и тружеников тыла к расходным обязательствам Российской Федерации.
Комитетом подготовлена также законодательная инициатива по внесению изменений в законы Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и "О погребении и похоронном деле".
За отчетный период комитет рассмотрел 103 проекта федеральных законов, поступивших из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и подготовил предложения по поддержке 61 из них. Рассмотрено около 160 законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, большая часть из которых поддержана.
Совместно с Администрацией Алтайского края комитет активно работал в отчетный период по реализации на Алтае приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Этой проблеме было посвящено выездное заседание комитета в Тальменском районе. На этом же заседании рассмотрены вопрос# об обеспечении граждан лекарственными средствами по льготным и бесплатным рецептам за счет средств федерального и краевого бюджетов и обсуждена ситуация, сложившаяся в связи с признанием утратившим силу закона Алтайского края "Об учреждениях медико-социальной помощи".
Больше, чем в прежние годы, комитет уделял в отчетном периоде вопросам развития на Алтае физкультуры и спорта. Кроме принятия краевой целевой программы и решения вопросов улучшения финансирования, на заседаниях комитета рассмотрены вопросы "Об итогах краевой Олимпиады сельских спортсменов Алтая "Михайловское - 2006" и "О деятельности футбольного клуба "Динамо-Барнаул" в рамках требований краевой целевой программы.
Проблемам, связанным с реализацией краевой целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае" на 2006-2010 годы", было посвящено выездное заседание комитета в Ребрихинском районе. Одновременно депутаты комитета и приглашенные на заседание комитета заместители глав ряда муниципальных районов ознакомились с опытом работы по обеспечению условий для развития физической культуры и спорта в Ребрихинском районе.
К сожалению, не все вопросы после обсуждения их на заседаниях комитета и сессиях Алтайского краевого Совета народных депутатов удается решить положительно. На протяжении двух лет четыре раза рассматривался вопрос о соблюдении прав ветеранов труда, тружеников тыла и муниципальных образований при введении на территории Алтайского края единого социального проездного билета, но проблема повсеместно так и не решена.
Важное место в деятельности комитета по охране здоровья и социальной защите населения по-прежнему занимает работа с письменными и устными обращениями граждан, организаций, общественных объединений.
Рост количества обращений граждан, с одной стороны, свидетельствует о том, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти не предпринимают достаточных мер по решению их проблем, с другой стороны, - о том, что граждане, обращаясь в Алтайский краевой Совет народных депутатов, как правило, находят здесь поддержку и конкретную помощь.
За 2006 год в комитет по охране здоровья и социальной защите населения поступило более 1000 писем и большое количество устных обращений от граждан и организаций Алтайского края.
Тематика поступивших писем и жалоб весьма разнообразна. К сожалению, ряд вопросов, поднимаемых гражданами сегодня, не может быть решен из-за дефицитности краевого и местных бюджетов либо по причине несовершенства действующего законодательства. Председателем комитета И.В.Солнцевой принято за отчетный период около 70 человек по личным вопросам. Прием по личным вопросам вели в отчетный период заместители председателя, депутаты комитета.
Анализ поступивших обращений показывает, что наибольшее количество обращений граждан связано с возможностью присвоения звания "Ветеран труда Алтайского края", выплатой субсидий на оплату коммунальных услуг, предоставлением мер социальной поддержки сельским специалистам. По-прежнему много нареканий связано с неодинаковым характером мер социальной поддержки, предоставляемых сельским специалистам, работающим в сферах образования, здравоохранения и культуры при оплате коммунальных услуг. Вообще без такой поддержки оказались вышедшие на пенсию специалисты ведомственных учреждений здравоохранения. Заслуживает внимания проблема более существенной индексации пособий на детей для малообеспеченных семей. В конце года резко возросло число обращений, связанных с повышением стоимости единого социального проездного билета.
Среди проблем, которые не удалось решить в 2006 году, следует отметить законодательное регулирование частной медицинской деятельности и страхования профессиональных рисков медицинских работников. Мы не можем пока сделать этого из-за пробелов федерального законодательства.
Серьезные изменения предстоит внести в закон Алтайского края "Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края". Вопрос связан с тем, что изменения, внесенные в действующее федеральное законодательство, носят достаточно масштабный характер. Большая часть их вводится в действие с начала 2008 года и потребует кардинальной переработки краевого закона.
На 2007 год комитет по охране здоровья и социальной защите населения считает главной целью дальнейшее совершенствование законодательства Алтайского края по предметам ведения комитета, контроль за исполнением законов Алтайского края, поэтапное расширение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, увеличение финансирования социальных проблем и проблем здравоохранения, контроль за исполнением и финансовым наполнением краевых целевых программ.
Председатель комитета по охране здоровья
и социальной защите населения |
И.В.Солнцева |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 9 апреля 2007 г. N 209 "Об отчете постоянного комитета... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.