В целях эффективного управления государственным долгом Еврейской автономной области и принятия мер по снижению долговой нагрузки:
1. Утвердить прилагаемые основные направления долговой политики Еврейской автономной области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01 января 2020 года.
Губернатор области |
А.Б. Левинталь |
УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 5 декабря 2019 года N 496-рп
Основные направления
долговой политики Еврейской автономной области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Общие положения
Основные направления долговой политики Еврейской автономной области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления) определяют цели и приоритеты деятельности правительства Еврейской автономной области в области управления государственным долгом Еврейской автономной области (далее - область), основаны на необходимости поддержания объема государственного долга области на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения правительством области обязательств по его погашению и обслуживанию и при этом позволяющем обеспечивать принятые расходные обязательства области.
Долговая политика области является производной от бюджетной политики области и определяется текущими особенностями развития экономики области и Российской Федерации в целом.
2. Ожидаемые итоги реализации долговой политики области в 2019 году
Ожидаемый на конец 2019 года объем государственного долга области не превысит его предельный объем, установленный законом области об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Требования бюджетного законодательства Российской Федерации к объему расходов на обслуживание государственного долга области и структуре государственного долга области по ожидаемым итогам исполнения областного бюджета за 2019 год будут соблюдены.
На 01 января 2020 года ожидается, что в структуру государственного долга области будут входить долговые обязательства по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета, и задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями.
Регулярный мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций, досрочное погашение кредитов кредитных организаций, изменение сроков их привлечения, замещение кредитов кредитных организаций краткосрочными бюджетными кредитами, заключение дополнительных соглашений к действующим государственным контрактам о снижении процентных ставок по кредитам кредитных организаций позволит сократить годовые расходы на обслуживание государственного долга области, по предварительным данным, на 39,3 млн. рублей.
Обеспечено равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет путем заключения государственных контрактов на привлечение кредитных средств на срок до трех лет с ежегодным погашением долговых обязательств области.
В течение 2019 года расчеты по долговым обязательствам области производятся своевременно и в полном объеме. Возникновения просроченных долговых обязательств области не допущено.
Информация об объеме и структуре долговых обязательств области в 2019 году размещается на Официальном интернет-портале органов государственной власти области.
3. Инструменты реализации долговой политики области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Перечень инструментов реализации долговой политики области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - долговая политика области) включает следующие инструменты:
3.1. Получение кредитов от кредитных организаций.
Данный инструмент является наиболее гибким и мобильным, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости - привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности в пределах достаточно продолжительного периода их доступности и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей финансовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной максимальной цены контрактов на привлечение финансовых ресурсов.
3.2. Привлечение бюджетных кредитов в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Преимуществом бюджетного кредитования являются низкие процентные ставки, позволяющие снизить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга области и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение приоритетных задач, стоящих перед правительством области.
Вместе с тем привлечение бюджетных кредитов обусловлено необходимостью принятия жестких условий их предоставления, установлением ограничений по исполнению областного бюджета.
4. Факторы, определяющие характер долговой политики области
Характер и основные направления долговой политики области определяются особенностями развития экономики области и Российской Федерации в целом, требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, а также условиями заключенных между правительством области и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета области в целях погашения долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, и дополнительных соглашений к ним, в том числе заключенных в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о предоставлении бюджетных кредитов).
4.1. С 2012 года в связи с принятием ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации значительно выросли социальные обязательства области, расширен перечень полномочий области, осуществляемых за счет средств областного бюджета. При этом растущие расходные обязательства не обеспечиваются поступлениями доходов в областной бюджет в полном объеме. Для финансирования возникающего дефицита областного бюджета привлекаются кредиты кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета. В результате долговая нагрузка на областной бюджет увеличивается.
Также значительное влияние на увеличение долговой нагрузки оказала чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате крупномасштабного наводнения на территории области в 2013 году. Для ликвидации последствий данной чрезвычайной ситуации привлекались средства кредитных организаций и бюджетные кредиты из федерального бюджета.
Объем государственного долга области за период с 01 января 2012 года по 01 января 2019 года вырос более чем в 6 раз (с 0,8 до 5,3 млрд. рублей).
Повышение уровня государственного долга области влечет рост расходов областного бюджета на его обслуживание. За 2012-2018 годы расходы на обслуживание государственного долга области увеличились с 46,1 до 210,6 млн. рублей.
4.2. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения к предельному объему государственного долга субъекта Российской Федерации и к объему расходов на его обслуживание.
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде, утвержденный законом о бюджете субъекта Российской Федерации, по данным отчета об исполнении указанного бюджета за отчетный финансовый год, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С 01 января 2020 года вступают в силу положения Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", предусматривающие введение термина "долговая устойчивость", а также определяющие механизм и показатели разделения субъектов Российской Федерации на три группы заемщиков: с высоким уровнем долговой устойчивости, средним уровнем долговой устойчивости и низким уровнем долговой устойчивости.
В целях недопущения присвоения области статуса региона с низким уровнем долговой устойчивости необходимо достичь следующих показателей:
- отношение объема государственного долга области к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений не должно превышать 85 процентов;
- доля расходов на обслуживание государственного долга области в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не должна превышать 8 процентов.
4.3. Соглашения о предоставлении бюджетных кредитов устанавливают ряд обязательств области, в том числе по объему дефицита областного бюджета, уровню государственного долга области, а также стоимости кредитов кредитных организаций, привлечение которых возможно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент.
Несоблюдение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5. Цели и задачи долговой политики области
Основная цель долговой политики области заключается в эффективном управлении государственным долгом области, предполагающем поддержание умеренной долговой нагрузки на областной бюджет и последующее снижение темпов роста объема долговых обязательств области, а также расходов на обслуживание государственного долга области.
Умеренная долговая нагрузка на областной бюджет означает способность правительства области обеспечить исполнение всех принятых расходных обязательств области, сохранив при этом устойчивость областного бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Долговая политика области направлена на обеспечение способности правительства области осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для правительства области как надежного заемщика.
Ключевыми задачами долговой политики области, направленными на достижение цели долговой политики области (далее - ключевые задачи), являются:
- обеспечение экономически обоснованных объема и структуры государственного долга области при безусловном выполнении принятых расходных обязательств области;
- минимизация расходов на обслуживание государственного долга области;
- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств области;
- повышение прозрачности управления государственным долгом области и доступности информации о государственном долге области.
6. Основные направления деятельности по достижению поставленных целей и решению задач долговой политики области с учетом рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом области
Реализация долговой политики области будет осуществляться в рамках решения ключевых задач с достижением показателей (индикаторов), предусмотренных государственной программой области "Управление государственными финансами Еврейской автономной области" на 2020 - 2025 годы, утвержденной постановлением правительства области от 25.10.2019 N 348-пп.
В связи с тем, что привлечение кредитов кредитных организаций является наиболее доступным и маневренным инструментом долговой политики области, его применение при осуществлении государственных заимствований области будет продолжено.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга области будет продолжена работа с кредитными организациями по снижению процентных ставок за пользование кредитными ресурсами.
Учитывая, что привлечение кредитов кредитных организаций сопряжено с достаточно большим объемом расходов областного бюджета на их обслуживание и подвержено риску увеличения этих расходов из-за возможного роста процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, необходимо проводить работу по замещению привлеченных и планируемых к привлечению кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами из федерального бюджета.
В 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов будет проведена работа, направленная на выполнение условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, которая включает в том числе осуществление регулярного анализа бюджетных рисков.
Для минимизации расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области планируется проводить регулярный мониторинг финансового рынка, заключать государственные контракты по привлечению кредитных ресурсов от кредитных организаций со свободной датой выборки (открытие кредитных линий), позволяющей привлекать заемные средства по мере возникновения потребности областного бюджета, и с возможностью досрочного погашения кредитов без взимания комиссий.
В целях обеспечения своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущения риска возникновения просроченных обязательств области в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов планируется осуществление равномерного распределения долговой нагрузки на областной бюджет и повышение его устойчивости путем заключения государственных контрактов по привлечению кредитов со сроками возврата основного долга до трех лет.
В целях повышения прозрачности управления государственным долгом области и обеспечения доступности информации о государственном долге области планируется продолжить осуществление публичного раскрытия информации об объеме и структуре долговых обязательств области путем размещения данной информации на Официальном интернет-портале органов государственной власти области.
Повышению уровня долговой устойчивости области будет способствовать реализация правительством области Плана мероприятий по росту доходного потенциала области, оптимизации расходов бюджета области и совершенствованию долговой политики области на 2019 - 2021 годы, утвержденного правительством области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Еврейской автономной области от 5 декабря 2019 г. N 496-рп "Об утверждении основных направлений долговой политики Еврейской автономной области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 г.
Текст распоряжения опубликован в Сетевом издании "Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации" (http://www.eao.ru/?p=4083) от 6 декабря 2019 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) от 9 декабря 2019 г.