Распоряжение Администрации Алтайского края от 15 мая 2007 г. N 217-р
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.
В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края":
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края на 2008 год и на период до 2010 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке прогнозов, целевых программ и программы социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.
3. Предложить органам местного самоуправления при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу руководствоваться Сценарными условиями.
Глава Администрации края |
А.Б.Карлин |
Сценарные условия
социально-экономического развития Алтайского края
на 2008 год и на период до 2010 года
(утв. распоряжением Администрации Алтайского края от 15 мая 2007 г. N 217-р)
Сценарные условия развития Алтайского края разработаны на основе анализа социально-экономического развития края за предшествующий период, с учетом социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти Алтайского края на среднесрочную перспективу. Сценарные условия определяют основные факторы и параметры развития края на ближайшие три года.
Характеристика вариантов развития Алтайского края на период до 2010 года
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского края в 2008-2010 годах выполнены в двух вариантах. Варианты базируются на концепции государственной социально-экономической политики Российской Федерации на среднесрочный период с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Алтайского края.
Вариант 1 (инерционный) предполагает сохранение инерционной, преимущественно потребительски ориентированной экономической динамики развития: доходы населения будут расти в год в среднем на 7,2%, или в 1,6 раза быстрее, чем валовой региональный продукт (4,5%), тогда как среднегодовое увеличение объемов инвестиций составит 4,1%.
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) ориентирован на увеличение конкурентоспособности экономики и интенсивные структурные сдвиги на основе инновационных и институциональных преобразований, реализации в полном объеме важнейших проектов и программ развития секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства. Вариант предусматривает переход к инвестиционно ориентированному росту экономики края: динамика расширения объемов инвестиций в основной капитал (9,3% в год) будет опережать прирост ВРП (7% в год), прирост доходов населения предполагается до 8,6% в год.
Второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления проекта краевого бюджета на 2008-2010 годы.
Основные условия (факторы), формирующие сценарии развития Алтайского края
на среднесрочную перспективу
Возможные сценарии развития экономики края на среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и внутренних условий (факторов).
Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшее воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае, являются параметры инфляции, тарифы на услуги естественных монополий, налоговые условия, динамика обменного курса рубля, таможенная политика, предлагаемые Правительством Российской Федерации для развития страны на прогнозный период.
В качестве внутренних условий (факторов) необходимо учесть демографическую ситуацию, эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационной политики органов исполнительной власти края, формирование устойчивой и конкурентоспособной банковской инфраструктуры, скорость создания туристско-рекреационного комплекса края, игорной зоны, реализации других крупных инвестиционных проектов и приоритетных национальных проектов.
Наиболее важным внешним фактором прогнозов являются показатели инфляции. В сценарных условиях развития России заложено снижение темпов инфляции (индекса потребительских цен) по обоим вариантам в следующих границах: на 2008 год до 6-7%, с замедлением в последующие годы до 5,5-6,5% и 5-6%.
Снижение инфляции будет обеспечено ужесточением денежной политики и нейтрализацией роста инфляционных ожиданий населения. Важная роль, кроме того, отводится мерам структурной политики, направленным на обеспечение роста производства и предложения товаров и услуг и развитие конкуренции на оптовых и розничных рынках, а также стимулированию выпуска отечественных продовольственных товаров, формированию стабильных правил регулирования импорта сельскохозяйственной продукции до 2009 года.
Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий в течение прогнозируемого периода в связи с принятым решением о доведении их до уровня экономически обоснованных затрат будут превышать установленный Правительством Российской Федерации уровень инфляции.
(в % к уровню декабря предыдущего года)
Товары (услуги) естественных монополий |
Темпы роста цен | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Электроэнергия | 110 | 112 | 112,5 | 113,5 |
Природный газ | 115 | 125 | 127,7 | 127,7 |
Железнодорожные перевозки грузов |
108 | 111 | 109 | 108 |
Услуги ЖКХ | 115 | 117 | 118-119 | 118-119 |
Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения о достижении экономически обоснованной цены на газ, поставляемый на внутренний рынок, в среднесрочной перспективе планируется ускоренный рост тарифов на природный газ. На рынке электроэнергии предполагается поэтапная либерализация цен, связанная с необходимостью повышения эффективности использования потребляемой электроэнергии и стимулирования привлечения частных инвестиций в электроэнергетику (доля электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам, увеличится в течение 2007-2010 годов с 5% до 100%). В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на электроэнергию тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства увеличатся в пределах, необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и на реализацию инвестиционных программ. Темпы роста регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки направлены на снижение уровня перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
В 2008-2010 годах Правительством Российской Федерации предлагается изменение налоговых условий, направленных на стимулирование инвестиционной и инновационной активности предприятий:
сохранение до 2010 года действующей ставки НДС (13%) и введение с 2007 года заявительного порядка возмещения налога, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами;
ежегодная индексация ставок акцизов с учетом прогнозируемого уровня инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты и сигареты);
реформирование налогообложения прибыли. С 2007 года разрешается уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году, и сумму расходов на научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР). Для сельхозтоваропроизводителей в 2007 году сохранится нулевая ставка по налогу на прибыль, в 2008-2009 годах она составит 6%, в 2010 - 12%.
Основные новации в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности связаны с присоединением России к ВТО и предполагают снижение ставок ввозных таможенных пошлин в соответствии с тарифными договоренностями, введение беспошлинного режима ввоза технологического оборудования. В отношении экспортного тарифа планируется реализация общего принципа - отказ от фискальной функции тарифа.
Продолжится совершенствование механизма защиты российских товаропроизводителей. На экспортируемые сельскохозяйственные товары, особенно с короткими сроками хранения, предполагается установление сезонных пошлин.
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению заработной платы работников бюджетной сферы в 2008-2010 годах будет строиться следующим образом: индексация на 2007-2009 годы станет производиться согласно уровню, предусмотренному в перспективном финансовом плане Российской Федерации; в 2010 году - в соответствии с индексом потребительских цен (5-6%).
Продолжится реализация мер по улучшению пенсионного обеспечения граждан. В 2008-2010 годах индексация базовой и страховой части пенсий будет осуществляться с учетом прогнозируемого уровня индекса потребительских цен, а также выполнения задачи по снижению коэффициента соотношения среднего размера пенсий и заработной платы.
Внутренние условия для формирования вариантов
социально-экономического развития
1. Изменение основных макроэкономических параметров
по вариантам социально-экономического развития
Особенностью экономики Алтайского края является преобладание энергоемких обрабатывающих производств при высокой стоимости электроэнергии. Этим объясняются более высокие темпы инфляции на предстоящие три года по сравнению с темпами инфляции в Российской Федерации в целом. Инфляция в Алтайском крае прогнозируется в следующих пределах: в 2008 году - 6,5-7% к уровню декабря предыдущего года, в 2009 году - 6,3-6,8%, в 2010 году - 5,8-6,5%.
В предстоящий период развитие экономики края будет определяться следующими основными факторами и тенденциями;
усилением потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата в крае и экономической политики, проводимой Администрацией края.
В рамках первого варианта при сохранении условий экономической деятельности на уровне существующих темпы роста экономики составят 4,4-4,5% в 2008-2010 годах.
Для достижения параметров роста валового регионального продукта не ниже 6,7-7,5% в год, соответствующих второму варианту развития, особая роль должна уделяться повышению инвестиционной активности и существенному увеличению эффективности экономики.
Рост инвестиций в расширение туристического сектора, а также в инфраструктурные отрасли обеспечит от 0,98 до 1,24 процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год. Повышение эффективности и конкурентоспособности краевой экономики будет определяться также ускоренным ростом инвестиций в инновационный сектор и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. Данный фактор может обеспечить около 0,40-0,48 процентного пункта прироста ВРП в год.
За счет более высокого роста доходов населения, прогнозируемого по второму варианту, и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено от 0,34 до 0,72 процентного пункта прироста ВРП.
Вклад основных факторов роста экономики в ВРП
(темпы прироста ВРП, %)
Прогноз | |||
2008 | 2009 | 2010 | |
Вариант 1 (инерционный) | 4,70 | 4,50 | 4,40 |
Вариант 2 (умеренно оптимистичный) | 7,50 | 6,90 | 6,70 |
Разница в темпах прироста - всего в том числе по факторам роста экономики: вклад дополнительных инвестиций в туристический сектор и инфраструктуру |
2,80 | 2,40 | 2,30 |
0,98 |
1,08 |
1,24 |
|
вклад за счет прироста эффективности инвестиций в инновационном секторе |
0,40 |
0,47 |
0,48 |
вклад за счет роста доходов населения | 0,72 | 0,40 | 0,34 |
вклад других факторов роста экономики | 0,70 | 0,45 | 0,24 |
2. Инвестиционная политика
Объем инвестиций в основной капитал по первому (инерционному) варианту в 2010 году возрастет на 29,6% к уровню 2007 года и может составить около 47,0 млрд. рублей; по второму варианту - на 35,6%, 54,6 млрд. рублей.
Более выраженная инвестиционная направленность второго варианта по сравнению с первым связана с ускорением роста инвестиций в энергетику, обрабатывающие производства, сферу финансовой деятельности, жилищное строительство. Кроме того, второй вариант прогноза предполагает значительный (в 2,3 раза) рост инвестиций в развитие транспорта и связи с учетом развития инфраструктуры, необходимой для создания туристско-рекреационного комплекса края. Соответственно доля этого вида деятельности в общем объеме инвестиций увеличится до 31% (в 2007 году - 20,3%).
Планируется также реализовать ряд крупных инвестиционных проектов в других секторах экономики: создание производственно-медицинского комплекса и производства продуктов детского питания из зерновых культур на молочной и безмолочной основе, организация производства многофункционального гусеничного сельскохозяйственного трактора, рапсового масла, строительство молочных ферм, выставочного комплекса "АТЛАС", культурно-зрелищного и административного центра с подземным автопарком в г. Барнауле, жилищного комплекса "Обской бульвар". Общая сумма инвестиций по указанным проектам за 2007-2010 годы составит более 6,5 млрд. рублей.
Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем и 2008-2010 годах будет сделан на реализацию комплекса мер по стимулированию повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов края, в том числе за счет увеличения привлекаемых кредитных средств.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края: лизинг сельскохозяйственной техники, племенного скота, оборудования для промышленности и ЖКХ; поддержка программ АПК; субсидирование части банковской процентной ставки; субсидирование налога на имущество организаций сельского хозяйства и промышленности. Кроме того, с 2007 года вводится еще один вид государственной поддержки - субсидирование налога на прибыль. Будет оказываться также поддержка в виде субсидирования части банковской процентной ставки, налога на имущество по инновационным проектам.
В среднесрочной перспективе предполагается использование моделей развития экономики на принципах частно-государственного партнерства с помощью новых инструментов: института особых экономических зон, концессионных соглашений, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков; центров трансфера технологий, соглашения о партнерстве и др.
Общий объем инвестиций на создание социальной и инженерной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса края составит 37,8 млрд. рублей, в том числе на I этапе, при формировании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, 10,47 млрд. рублей. В течение 2007-2009 годов будет осуществляться также строительство объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, энергетической, а также газоснабжения и связи) для создания на территории Алтайского края игорной зоны. На эти цели планируется направить около 14 млрд. рублей инвестиций. Данные средства предполагается привлечь как из государственных, так и из внебюджетных источников финансирования.
Планируется также участие края в проводимом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" конкурсе на создание промышленно-производственной особой экономической зоны (г. Барнаул).
Прогнозируемое с учетом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" увеличение расходов населения на приобретение жилья обеспечит рост объемов инвестиций, осуществляемых за счет средств, полученных от долевого участия в строительстве жилья, газификации домовладений.
В целях сохранения и дальнейшего формирования устойчивой и конкурентоспособной банковской инфраструктуры для обеспечения потребностей экономики и населения края будет реализована программа развития банковского сектора в Алтайском крае на 2007-2010 годы. В рамках программы предполагается расширение сети структурных банковских подразделений, двукратное увеличение объемов ипотечного кредитования граждан и кредитования малого бизнеса. Прирост объемов кредитных вложений составит порядка 18-20% ежегодно. Более 60% объемов банковского кредитования будет направлено в реальный сектор экономики. В дополнение к этому получит развитие система небанковских кредитных организаций: за период реализации программы будет создано 20 потребительских и 42 сельскохозяйственных кредитных кооператива. Деятельность сети кредитных кооперативов повлияет на снижение роли теневого финансового рынка, рост деловой активности, занятости сельского населения.
Оба сценария предполагают ускоренные темпы роста объемов привлеченных на реализацию инвестиционных проектов средств, и прежде всего средств кредитных организаций, но с различной динамикой в зависимости от степени эффективности использования всех инструментов повышения инвестиционной активности. По более благоприятному варианту за 2008-2010 гг. объем привлеченных инвестиций увеличится в 1,7 раза при общем приросте объема инвестиций в экономику и социальную сферу края в 1,3 раза за тот же период. По первому варианту в условиях недостаточно быстрых темпов создания туристско-рекреационного комплекса, отсутствия положительного решения по вопросу создания в крае промышленно-производственной зоны, а также негативного воздействия на инвестиционную составляющую расходов хозяйствующих субъектов края, связанных с повышением цен и тарифов на услуги естественных монополий, прирост общего объема инвестиций может сократиться до 12,9%, в том числе привлеченных средств - до 30,3%.
3. Инновационная политика
Сценарии социально-экономического развития основываются на повышении инновационной активности предприятий и организаций края. В целях стимулирования этого процесса в 2007 и в 2008-2010 годах предусмотрено:
создание в регионе нормативно-правовой базы, способствующей активизации инновационных процессов;
совершенствование системы управления инновационной деятельностью, механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса путем усиления инновационной составляющей деятельности органов исполнительной власти региона, включая формирование Координационного совета по инновационной деятельности, научно-технических советов территорий, имеющих значительный инновационный потенциал;
проведение действенной экономической и финансовой политики в отношении участников инновационного процесса (внедрение системы государственного заказа; вовлечение организаций инновационной сферы региона в программы, реализуемые на федеральном уровне; привлечение финансовых средств Российского фонда фундаментальных исследований и прочих внебюджетных фондов; стимулирование внебюджетного финансирования; создание условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты);
содействие формированию и развитию рыночной инновационной инфраструктуры, в том числе создание инновационно-технологических центров и технопарков на базе лабораторно-производственных комплексов вузов и научно-исследовательских институтов, развитие сети бизнес-инкубаторов, создание краевого центра коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием на базе неиспользуемых производственных мощностей предприятий края;
поддержка территориальных образований, имеющих развитый научно-технический, промышленный и образовательный потенциал, содействие в развитии г. Бийска как наукограда Российской Федерации.
Созданные к 2010 году условия для активизации и развития инновационной деятельности позволят обеспечить повышение уровня инновационной активности предприятий края за 2007-2010 годы не менее чем на 4 процентных пункта.
Второй вариант сценария развития экономики края основывается на более интенсивном использовании в хозяйственной деятельности инноваций, которые в среднесрочной перспективе станут одним из основных источников повышения конкурентоспособности продукции и устойчивого экономического роста края.
4. Структурные сдвиги в экономике
В 2008-2010 годах структурные сдвиги в экономике будут определяться увеличением вклада сектора услуг в экономический рост при снижении к 2010 году промышленной компоненты роста.
В промышленности в 2008-2010 годах по первому (инерционному) варианту прогноза сохранится динамика постепенного снижения конкурентоспособности предприятий края по сравнению с предприятиями других регионов Российской Федерации и зарубежных государств. Темп прироста производства прогнозируется на уровне 3,3% в год, или 10,2% в целом за период.
Более высокие темпы роста промышленности по второму варианту (105,5%) опираются на улучшение конкурентоспособности российской экономики и активизацию структурных сдвигов в пользу высокотехнологичного и информационного секторов экономики. В целом за период объем производства промышленной продукции возрастет к уровню 2007 года на 17,3%.
Опережающими темпами будут развиваться добывающий сектор промышленности и такие обрабатывающие секторы, как производство кокса, прочих неметаллических изделий (стройматериалов), целлюлозно-бумажное производство, а также ряд производств машиностроительной продукции, что повлечет за собой некоторые изменения в структуре выпуска продукции промышленных предприятий. К 2010 году предполагается рост в структуре промышленного производства доли добычи полезных ископаемых, производства электроэнергии, транспортных средств, прочих неметаллических изделий.
В сельском хозяйстве в 2008-2010 годах по первому варианту предполагается поддержание умеренной положительной динамики на уровне 1,1-1,4% в год. По сравнению с уровнем 2007 года прирост сельскохозяйственной продукции составит 3,5%, в том числе растениеводческой - 3,7%, животноводческой - 3,3%.
В рамках второго варианта прогноза ожидается более интенсивный рост производства сельскохозяйственной продукции (до 2,0-4,1% в год), что позволит обеспечить прирост объемов продукции сельского хозяйства за 2008-2010 годы не менее чем на 8,8%, в том числе продукции растениеводства - на 8,7%, продукции животноводства - на 9,1%.
Медленные темпы роста аграрного сектора в первом варианте отражают негативный эффект сохраняющегося диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в сочетании с относительным сокращением государственной финансовой поддержки села, а также продолжающимся сокращением машинно-тракторного парка. Дополнительным негативным фактором в 2007-2008 годах может стать дисбаланс на рынках производства и реализации сахара, птицы, свинины и молока из-за избыточного предложения импортной и инорегиональной отечественной продукции.
Вторым вариантом предусматривается более устойчивое, эффективное развитие агропромышленного комплекса на основе реализации в крае приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и осуществления в полном объеме мероприятий краевых целевых программ в области развития сельского хозяйства. Оснащение животноводческих комплексов новым высокоэффективным оборудованием, реализация проектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию рентабельного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.
5. Развитие туризма
В период до 2011 года в крае предполагается сформировать организационную и экономическую среду для создания и функционирования в Алтайском крае туристско-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Туристско-рекреационный комплекс охватывает территорию Алтайского, Смоленского, Солонешенского, Чарышского районов края и города-курорта федерального значения Белокурихи.
Первым этапом является организация функционирования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района, представляющей собой комплекс отдыха, оздоровления и туризма на 3,0-3,5 тыс. мест. В ходе создания зоны предполагается строительство гостиничных комплексов, горнолыжных спусков, а также автодорог и дополнительной инфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения.
Функционирование зоны в 2010 году обеспечит 5,5% объемов платных услуг, представляемых населению края, приведет к росту занятости как непосредственно в туристической сфере, так и в смежных видах деятельности.
На II этапе формирования туристско-рекреационного комплекса края предполагается развитие в остальных территориях туристической инфраструктуры через создание относительно небольших комплексов, отвечающих современным международным требованиям, а также необходимой транспортной, коммунальной, социальной и других видов инфраструктуры.
Проект создания туристско-рекреационного комплекса края включает в себя также строительство на территории Смоленского района игорной зоны. Предполагается, что к 2009 году до территории игорной зоны должна дойти автомобильная трасса первой категории, должен быть проведен газ, проложены линии электропередачи и созданы все необходимые инженерные сети. Предусмотрено также строительство международных терминалов на базе действующих аэропортов г. Бийска и г. Барнаула.
Первый сценарий развития края предполагает умеренную динамику развития туристско-рекреационного комплекса края и поддержание в 2008-2010 годах темпов роста объемов туристических услуг на уровне 13% в год, потока туристов - 14-15% в год.
По благоприятному сценарию туристический комплекс уже в среднесрочной перспективе станет высокоэффективным и конкурентоспособным сектором экономики края. В результате функционирования туристско-рекреационного комплекса в 2010 году возможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до 1,0 млн. человек (в 1,9 раза к уровню 2007 года).
С учетом этого в структуре валового регионального продукта края в среднесрочной перспективе будет активно увеличиваться доля отраслей, оказывающих услуги.
Объемы платных услуг в 2008-2010 годах в зависимости от варианта развития могут возрасти на 20,6%-26,7% и составить к концу прогнозного периода 54,5-57,3 млрд. рублей, с учетом осуществления мероприятий по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и игорной зоны в Смоленском районе. Прирост туристических услуг составит 41,5-69,7% за период, санаторно-оздоровительных - 21,3-28,3%.
Динамичное развитие получит организация сопутствующих туризму платных услуг с учетом их востребованности отдыхающими (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий по прокату, ремонт одежды и обуви, фотоуслуги, ремонт туристического снаряжения и инвентаря). Реальный объем услуг связи возрастет на 48,1-56,7% за период, транспортных услуг - на 11,4-18,0%, бытовых - на 27,7-31,9%.
Оба варианта прогноза предполагают некоторое замедление темпов роста розничного товарооборота: с 9,5-11% в 2008 году до 7-8% в 2010 году.
По первому варианту прогноза, при сохранении инерционной динамики развития, предполагается увеличение торгового оборота до 194 млрд. рублей, или на 26% к уровню 2007 года, по второму варианту - до 197,1 млрд. рублей, или на 30,7% за период.
Стабильные темпы роста основных показателей, характеризующих ситуацию на потребительском рынке края, в течение 2008-2010 годов будут обеспечиваться развитием и расширением сети крупных розничных торговых структур края ("Мария-Pa", "Аникс", "Хелми", "Новэкс", "Раздолье"), федеральных структур на основе договоров франчайзинга (торговая сеть "Пятерочка"), а также других крупноформатных торговых сетей (по примеру новосибирской фирмы "Холидей-Классик").
6. Демография и занятость
Ситуация в сфере занятости и на рынке труда во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений. Численность постоянного населения за 2008-2010 годы сократится на 54,6 тыс. человек. При успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения к 2010 году ожидается увеличение коэффициента рождаемости до 11,2 на 1000 человек населения (на 9,8% к уровню 2007 года) и уменьшение коэффициента смертности до 16,0 на 1000 человек населения (на 2,6% к уровню 2007 года).
С учетом динамики рождаемости и смертности в крае продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста. В результате в прогнозный период численность трудовых ресурсов снизится на 39,5 тыс. человек. Несмотря на ожидаемое сокращение в 2008-2010 годах численности трудовых ресурсов, их будет достаточно для обеспечения потребностей экономики края. В условиях усиления конкуренции со стороны предприятий края за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь секторы экономики с более высокой заработной платой (электроэнергетика, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и т.п.). Барьером на пути экономического роста в прогнозируемый период будет дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей.
Численность занятых в экономике, с учетом положительного сальдо миграции и снижения уровня безработицы, будет иметь тенденцию к росту. В целом за 2008-2010 годы, согласно прогнозным оценкам, она может увеличиться на 5,5-9,5 тыс. человек.
7. Социальное развитие
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровня жизни населения края за счет всех составляющих: фонда заработной платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, находящегося собственности#, предпринимательской деятельности и прочих доходов. В 2010 году реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 23,1-28,0% к уровню 2007 года. Динамика всех составляющих доходов населения во втором варианте предполагается выше, чем в первом, кроме пенсионных выплат, прогноз по которым одинаков в обоих вариантах.
Ведущим фактором повышения доходов населения по-прежнему будет являться рост заработной платы - основного источника доходов работающего населения края. Динамичный рост заработной платы будет обусловлен устойчивыми темпами экономического развития, а также осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Реальная среднемесячная заработная плата возрастет за 2008-2010 годы на 25,6-33,9% к уровню 2007 года. При этом по первому сценарию предполагается сохранение превышения темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда на 3,1-3,2 процентных пункта, по второму варианту - сокращение до 2,5 процентных пункта в 2010 году.
Прогнозируемое повышение денежных доходов жителей края, замедление темпов роста потребительских цен позволят снизить уровень бедности с 18% в 2007 году до 11,0-11,2% в 2010 году. Повышение качества жизни населения выразится в увеличении ожидаемой продолжительности жизни населения края до 66,8 лет (на 0,5 года к уровню 2007 года).
Приложение
к Сценарным условиям социально-
экономического развития
Алтайского края на 2008 год
и на период до 2010 года
Основные макроэкономические параметры
социально-экономического развития Алтайского края на 2008-2010 годы
Наименование показателя |
Единица измерения |
2006 год факт |
2007 год оценка |
2008 год прогноз |
2009 год прогноз |
2010 год прогноз |
2010 год в % к 2007 году |
||||
1 вариант |
2 вариант | 1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
2533,2 |
2513,2 |
2493,8 |
2475,5 |
2458,6 |
97,8 |
||||
Инфляция: к декабрю предыдущего года |
% |
107,7 |
107,4 |
107,0 |
106,5 |
106,8 |
106,3 |
106,5 |
105,8 |
121,7 |
119,8 |
в среднем за год | % | 108,4 | 107,6 | 107,1 | 106,6 | 106,9 | 106,3 | 106,5 | 106,0 | 121,9 | 120,1 |
Валовой региональный продукт |
млн. руб. |
160 310 |
186 120 |
208 898 |
215 085 |
232 925 |
246 021 |
257 764 |
278 780 |
138,5 |
149,8 |
темп роста | % | 108,0 | 107,6 | 104,7 | 107,5 | 104,5 | 106,9 | 104,4 | 106,7 | 114,2 | 122,6 |
Отгрузка промышленной продукции |
млн. руб. |
105 821 |
119 357 |
133 058 |
135 288 |
146 419 |
151 254 |
159 367 |
166 653 |
133,5 |
139,6 |
темп роста | % | 105,4 | 105,5 | 103,7 | 106,0 | 103,3 | 105,6 | 102,9 | 104,8 | 110,2 | 117,3 |
Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств |
млн. руб. |
46 187 |
50 368 |
54 459 |
55 945 |
58 680 |
61 034 |
63 528 |
66 120 |
126,1 |
131,3 |
темп роста | % | 105,6 | 102,1 | 101,1 | 104,1 | 101,0 | 102,5 | 101,4 | 102,0 | 103,5 | 108,8 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
27 844 |
33 720 |
37 800 |
40 650 |
42 025 |
47 020 |
470 00 |
54 580 |
139,4 |
161,9 |
темп роста | % | 118,8 | 109,5 | 103,4 | 111,0 | 104,0 | 108,0 | 105,0 | 109,0 | 112,9 | 130,7 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
105 612 |
130 560 |
152 260 |
153 330 |
172 680 |
175 485 |
194 000 |
197 105 |
148,6 |
151,0 |
темп роста | % | 119,6 | 115,0 | 109,5 | 111,0 | 107,5 | 109,0 | 107,0 | 108,0 | 126,0 | 130,7 |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
3 267 |
4 255 |
5 100 |
5 200 |
5 980 |
6 145 |
6 810 |
7 100 |
160,0 |
166,9 |
темп роста | % | 118,6 | 111,8 | 108,0 | 111,0 | 107,0 | 108,5 | 105,5 | 107,0 | 121,9 | 128,9 |
Объем платных услуг | млн. руб. | 27 220 | 32 485 | 38 976 | 39 512 | 46 303 | 47 760 | 54 542 | 57 266 | 167,9 | 176,3 |
темп роста | % | 109,0 | 108,0 | 107,1 | 108,5 | 106,5 | 108,4 | 105,7 | 107,6 | 120,6 | 126,7 |
Внешнеторговый оборот |
млн. долларов США |
898,8 |
915 |
937 |
971 |
962 |
1 036 |
1 002 |
1 108 |
109,5 |
121,1 |
экспорт | млн. долларов США |
595 |
607 |
622 |
650 |
641 |
699 |
670 |
754 |
110,3 |
124,2 |
импорт | млн. долларов США |
303 |
308 |
314 |
322 |
321 |
337 |
332 |
354 |
107,8 |
115,0 |
Прибыль по всем видам деятельности |
млн. руб. |
15 808 |
17 173 |
18 114 |
19 142 |
19 220 |
20 755 |
20 608 |
22 444 |
120,0 |
130,7 |
Денежные доходы населения |
млн. руб. |
186 825 |
223 426 |
264 025 |
268 090 |
302 780 |
310 600 |
343 615 |
354 080 |
153,8 |
158,5 |
Реальные располагаемые денежные доходы |
% |
125,9 |
111,0 |
108,0 |
109,5 |
107,0 |
108,5 |
106,5 |
107,7 |
123,1 |
128,0 |
Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) |
руб. |
2614,8 |
3114,0 |
3717,0 |
4312,0 |
4926,0 |
158,2 |
||||
Прожиточный минимум | руб. | 2 733 | 3 170 | 3 560 | 3 500 | 3 840 | 3 750 | 4 130 | 4 040 | 130,3 | 127,4 |
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения |
% |
20,2 |
18,0 |
15,5 |
15,0 |
13,2 |
12,9 |
11,2 |
11,0 |
- |
- |
Фонд заработной платы - всего |
млн. руб. |
55 843 |
67 350 |
76 916 |
79 525 |
87 920 |
91 693 |
100 058 |
105 265 |
148,6 |
156,3 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника |
руб. |
6 149 |
7 556 |
8 788 |
9 067 |
10 106 |
10 518 |
11 571 |
12 148 |
153,1 |
160,8 |
Реальная заработная плата |
% |
115,6 |
114,2 |
108,6 |
112,6 |
107,6 |
109,1 |
107,5 |
109,0 |
125,6 |
133,9 |
Численность работников |
тыс. чел. |
756,8 |
742,8 |
729,4 |
730,9 |
725,0 |
726,5 |
720,6 |
722,1 |
97,0 |
97,2 |
Численность занятого в экономике населения (среднегодовая) |
тыс. чел. |
1 108 |
1 109 |
1 109 |
1 111 |
1 111 |
1 113 |
1 114 |
1 118 |
100,5 |
100,9 |
Уровень общей безработицы |
% |
9,5 |
9,3 |
8,5 |
8,4 |
8,4 |
8,2 |
8,2 |
8,1 |
- |
- |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
% |
6,2 |
6,0 |
6,2 |
5,6 |
6,0 |
5,3 |
5,4 |
5,1 |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Алтайского края от 15 мая 2007 г. N 217-р
Текст распоряжения опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, май 2007 г. N 133, ч.2, с.223
Постановлением Правительства Алтайского края от 9 января 2018 г. N 4 настоящее распоряжение признано утратившим силу с 10 января 2018 г.