Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 75-АПА19-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Норд Гидро" о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 14 декабря 2018 г. N 140 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах акционерного общества "Норд Гидро" (малые гидроэлектростанции "Ляскеля", "Рюмякоски" и "Каллиокоски") и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях" по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Орса Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей акционерного общества "Норд Гидро" Архангельского С.Ю., Садовского С.В., Того В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее также - Комитет, тарифный орган) от 14 декабря 2018 г. N 140 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах акционерного общества "Норд Гидро" (малые гидроэлектростанции "Ляскеля", "Рюмякоски" и "Каллиокоски") и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях" (далее - Постановление N 140) установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах акционерного общества "Норд Гидро" (далее - АО "Норд Гидро", Общество) - малых гидроэлектростанциях (далее также - МГЭС) "Ляскеля", "Рюмякоски" и "Каллиокоски" и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, на период с 1 января по 31 декабря 2019 г., согласно приложению.
АО "Норд Гидро" обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании Постановления N 140 недействующим.
В обоснование требований административный истец указал, что расчет тарифов, по его мнению, произведен Комитетом с нарушением требований Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования) и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 30 сентября 2015 г. N 900/15 (далее также - Методические указания), поскольку тарифным органом неверно определен объем полезного отпуска электрической энергии и необоснованно снижены экономически обоснованные планируемые расходы Общества по статьям затрат "Заработная плата основного производственного персонала", "Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды основного производственного персонала", "Расходы на оплату труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включаемые в общепроизводственные и общехозяйственные фиксируемые расходы", "Расходы на аренду транспортных средств", "Расходы на аренду земельных участков", "Расходы на аренду офисных помещений", "Возврат инвестированного капитала", "Доход на инвестированный капитал", "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 140 признано не действующим с даты вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает произведенный им расчет тарифов правильным, соответствующим нормам, регулирующим правоотношения в сфере электроэнергетики. Ввиду выявленных разночтений о величине фактической среднемесячной заработной платы основного производственного персонала в представленных материалах тарифного дела на 2019 г. и необоснованного роста фактической среднемесячной заработной платы по отношению к планируемой на 2017 г. (46%) не представлялось возможным определить корректную величину фактической среднемесячной оплаты труда, в связи с чем при расчете плановых расходов на оплату труда на 2019 г. использовалась средняя номинальная начисленная заработная плата в целом по Республике Карелия за январь-август 2018 г. и фактическая среднесписочная численность эксплуатационного персонала Общества за 2017 г. с учетом ставок, отраженных в штатном расписании.
Административный ответчик не соглашается с выводом суда, признавшим предложенный тарифным органом порядок определения базового размера инвестированного капитала (далее также - БИК) противоречащим пунктам 34, 35, 44 Методических указаний. При этом указывает, что 2019 г. является для Общества первым годом первого долгосрочного периода регулирования (2019-2021 гг.), так как ранее тарифы на выработку электрической энергии для АО "Норд Гидро" устанавливались методом экономически обоснованных расходов (затрат). В этой связи, по мнению Комитета, БИК должен быть определен по состоянию на 1 января 2019 г. как разница между суммой прямых и косвенных затрат на строительство квалифицированных генерирующих объектов МГЭС "Рюмякоски" и МГЭС "Каллиокоски" и величиной фактического возврата инвестированного капитала, определенной до перехода к установлению долгосрочной цены (тарифа).
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и АО "Норд Гидро" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 во исполнение данного закона Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Методическими указаниями по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденными приказом ФАС России от 30 сентября 2015 г. N 900/15.
Из пункта 2 Методических указаний следует, что названные Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, осуществляющими производство электрической энергии (мощности) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа (далее также - квалифицированный генерирующий объект ВИЭ), для расчета долгосрочных цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также для расчета долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами:
1) методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, за исключением случаев, указанных в подпункте 2 данного пункта;
2) методом экономически обоснованных расходов (затрат) в случае установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, по истечении срока возврата инвестированного капитала.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на электрическую энергию, в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 г. N 232-П.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям не оспаривается.
АО "Норд Гидро" осуществляет производство электрической энергии (мощности) на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах - малых гидроэлектростанциях "Ляскеля", "Рюмякоски" и "Каллиокоски".
На основании заявления АО "Норд Гидро" Постановлением N 140 установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки тарифы на электрическую энергию (мощность), произведенную на указанных выше объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, на период с 1 января по 31 декабря 2019 г.
Ранее в отношении Общества в соответствии с пунктом 2 Методических указаний (в первоначальной редакции) применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку все квалифицированные генерирующие объекты АО "Норд Гидро" введены в эксплуатацию до 1 января 2017 г.
Как усматривается из приложения N 1 к протоколу заседания правления Комитета от 14 декабря 2018 г. N 144, необходимая валовая выручка АО "Норд Гидро" на производство электрической энергии (мощности) МГЭС "Ляскеля", МГЭС "Рюмякоски" и МГЭС "Каллиокоски" утверждена на долгосрочный период 2019-2021 гг., НВВ АО "Норд Гидро" на 2019 г. установлена в сумме 137 951,67 тыс. руб.
Общество полагает, что при расчете НВВ на 2019 г. по статьям расходов, приведенным в административном исковом заявлении, Комитетом допущены нарушения, которые привели к занижению НВВ на 83 255,43 тыс. руб.; тарифным органом неверно определен объем полезного отпуска электрической энергии.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления, поскольку оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца.
При этом в части расчета расходов по статьям "Расходы на аренду транспортных средств", "Расходы на аренду земельных участков", "Расходы на аренду офисных помещений", а также определения объема полезного отпуска электрической энергии, действия Комитета признаны судом правомерными. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно изложены в решении суда и являются правильными. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с пунктом 24 Правил регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных данными правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
АО "Норд Гидро" участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 гг., утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России", Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" 18 марта 2013 г., срок действия которого продлен на период 2016-2018 гг. Соглашением, утвержденным 22 декабря 2014 г., не является.
Судом первой инстанции установлено, что административный ответчик при расчете НВВ учел расходы на оплату труда на 2019 г. в размере 4861,51 тыс. руб. при заявленных Обществом фактически произведенных расходах на оплату труда за 2017 г. (последний расчетный период регулирования) в размере 5 604,70 тыс. руб. (исчисленных из не превышающих среднемесячный размер заработной платы по соответствующему виду деятельности в Республике Карелия в 2017 г.).
Комитет рассчитал расходы на оплату труда с учетом средней заработной платы в Республике Карелия (37 878,6 руб.) за январь-август 2018 г., что положениям пункта 26 Основ ценообразования не соответствует.
При этом в рамках тарифной заявки Обществом были представлены: расчетная ведомость организации по подразделениям, скорректированная форма статистической отчетности, штатное расписание, что административным ответчиком не оспаривается. Тем самым, на основании указанных данных Комитет имел объективную возможность определить корректную величину фактической среднемесячной оплаты труда административного истца и произвести расчет расходов на оплату труда на 2019 г. Общества в полном соответствии с приведенными правовыми нормами.
Кроме того, Комитетом не доказана правомерность выполненного им расчета фактической среднесписочной численности персонала Общества за 2017 г.; тарифный орган примененный расчет ссылкой на нормативные правовые акты не обосновал; методика исчисления Комитетом не приведена.
С учетом установленных судом недостатков, допущенных Комитетом в расчете расходов на оплату труда, размер затрат на страховые взносы, производный от размера фонда оплаты труда, также является неверным.
При этом Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, признавшего по доводам административного истца использованный тарифным органом порядок определения базового размера инвестированного капитала противоречащим пунктам 34, 35, 44 Методических указаний, по следующим основаниям.
Согласно положениям пункта 2 Методических указаний для целей расчета долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, должен применяться метод долгосрочной индексации НВВ (до истечения срока возврата инвестированного капитала генерирующего объекта ВИЭ).
Тем самым, долгосрочный тариф на электрическую энергию (мощность), производимую на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ, принадлежащих административному истцу, должен рассчитываться с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в отношении МГЭС "Ляскеля" (ввиду истечения срока возврата инвестированного капитала по данному объекту), и с применением метода долгосрочной индексации НВВ в отношении МГЭС "Рюмякоски" и МГЭС "Каллиокоски".
Как уже указывалось, ранее в отношении Общества в соответствии с пунктом 2 Методических указаний (в первоначальной редакции) применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку все квалифицированные генерирующие объекты АО "Норд Гидро" введены в эксплуатацию до 1 января 2017 г. и, соответственно, долгосрочные параметры регулирования тарифным органом не определялись.
Первым годом первого долгосрочного периода регулирования (2019-2021 гг.) для Общества является 2019 г.
Из пункта 6 Методических указаний следует, что расчет долгосрочной цены (тарифа) методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (до истечения срока возврата инвестированного капитала генерирующего объекта ВИЭ) осуществляется на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый размер инвестированного капитала; размер приведенного инвестированного капитала; базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств; базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект ВИЭ; срок возврата инвестированного капитала.
Из пункта 7 Методических указаний следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета цен (тарифов), определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку производителя отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования, составляющего не менее 3 (трех) лет, по решению регулирующего органа в области регулирования тарифов.
Тем самым, НВВ АО "Норд Гидро" на 2019 г. рассчитывается по формуле, приведенной в пункте 7 Методических указаний, включающей в себя: расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), на 2019 г.; возврат инвестированного капитала на 2019 г.; доход на инвестированный капитал на 2019 г.; расходы на 2019 г., связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам 2017 г.
Таким образом, в необходимую валовую выручку производителя электрической энергии (мощности) для квалифицированных генерирующих объектов ВИЭ на долгосрочный период регулирования включается возврат инвестированного капитала, рассчитываемый по формуле, приведенной в пункте 12 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 25 Методических указаний размер инвестированного капитала устанавливается на начало первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с правилами определения размера инвестированного капитала и ведения его учета, предусмотренными данными Методическими указаниями.
Согласно пункту 27 Методических указаний приведенная стоимость инвестированного капитала производителя определяется на начало первого и последующих лет долгосрочного периода регулирования как стоимость капитала, инвестированного и использованного для создания квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ, применяемого для осуществления деятельности по производству и продаже возобновляемой электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 34 Методических указаний базовый размер инвестированного капитала в квалифицированный генерирующий объект ВИЭ, функционирующий в ценовых или неценовых зонах оптового рынка, определяется регулирующим органом при установлении долгосрочной цены (тарифа).
Из пункта 44 Методических указаний следует, что срок возврата инвестированного капитала (СВК), учитываемый регулирующим органом при установлении долгосрочной цены (тарифа), составляет 15 лет с момента начала действия долгосрочной цены (тарифа), установленной в отношении соответствующего квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ.
Размер приведенного инвестированного капитала (ПИК) определяется с учетом базового размера инвестированного капитала на 1 января года, начиная с которого устанавливается долгосрочная цена (тариф), по формуле, приведенной в пункте 35 Методических указаний.
При этом норма доходности инвестированного капитала определяется в процентах в соответствии с данным пунктом по результатам года, предшествующего году, начиная с которого устанавливается долгосрочная цена (тариф).
Судом первой инстанции установлено, что на дату ввода в эксплуатацию сумма прямых и косвенных затрат на строительство квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ составила: для МГЭС "Рюмякоски" - 175 709,83 тыс. руб. (июль 2013 г.), для МГЭС "Каллиокоски" - 368 618,72 тыс. руб. (декабрь 2014 г.).
Фактический возврат инвестированного капитала, определенного Комитетом до перехода к установлению долгосрочной цены (тарифа), составил 117 594,20 тыс. руб. и 174 048,28 тыс. руб., соответственно.
Величина фактического возврата инвестированного капитала Обществом не оспаривается, как не оспаривается и оставшийся срок возврата инвестированного капитала (10 лет для МГЭС "Рюмякоски" и 11 лет для МГЭС "Каллиокоски").
Поскольку формула, приведенная в пункте 34 Методических указаний, не учитывает фактический возврат инвестированного капитала, а также срок возврата капитала, прошедший с момента ввода в эксплуатацию квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ, Судебная коллегия считает, что определение БИК как суммы прямых и косвенных затрат на строительство квалифицированного генерирующего объекта ВИЭ применимо лишь к впервые вводимым в эксплуатацию объектам.
При этом, поскольку долгосрочный тариф АО "Норд Гидро" устанавливался Комитетом на долгосрочный период 2019-2021 гг., следовательно, БИК определяется по состоянию на 1 января 2019 г.
Учитывая, что в отношении названных квалифицированных генерирующих объектов Общества установление регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) ранее осуществлялось методом экономически обоснованных затрат, то установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую на указанных квалифицированных генерирующих объектах, на первый год долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки должно осуществляться тарифным органом на основании остаточной величины инвестированного капитала с учетом ежегодного возврата капитала.
Тем самым, в рассматриваемом случае в отношении Общества базовый размер инвестированного капитала должен быть определен по состоянию на 1 января 2019 г. как разница между суммой прямых/косвенных затрат на строительство квалифицированных генерирующих объектов МГЭС "Рюмякоски" и МГЭС "Каллиокоски" и величиной фактического возврата инвестированного капитала, определенной до перехода к установлению долгосрочной цены (тарифа).
Таким образом, неправильное определение Обществом размера величины БИК повлекло неверный расчет производных от данной величины расходов.
Вместе с тем, учитывая наличие иных допущенных административным ответчиком при расчете оспариваемых тарифов нарушений, установленных судом, с оценкой которых Судебная коллегия согласилась, приведенные ошибочные выводы суда не повлекли принятия неправильного по существу судебного решения, основанием для его отмены не являются.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных правовых норм, Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 75-АПА19-21
Текст определения опубликован не был