Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 5-АПА19-157
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 4 июля 2019 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Деловой центр нейрохирургии" о признании недействующим пункта 5044 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей акционерного общества "Деловой центр нейрохирургии" Медведева П.Н. и Житомирской Н.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП указанный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года.
В пункт 5044 Перечня на 2019 год включено нежилое здание общей площадью 2206,4 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0004011:1100, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 4-я Тверская-Ямская, д. 16, корп. 3.
Акционерное общество "Деловой центр нейрохирургии", являясь собственником данного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5044 Перечня на 2019 год, указывая на то, что спорное здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в Перечень на 2019 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 4 июля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, акционерным обществом "Деловой центр нейрохирургии" и участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372 и пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0004011:1100 включен в оспариваемый пункт 5044 Перечня на 2019 год по критериям, установленным подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, по виду разрешенного использования земельного участка и по фактическому использованию здания.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, вид разрешенного использования земельного участка "эксплуатация административного здания" не тождественен понятию офисного здания делового, административного и коммерческого назначения и не соответствует кодам разрешенного использования Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 и Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, позволяющих отнести здание к административно-деловому центру.
Судом первой инстанции также правильно отмечено, что фактическое обследование должно быть проведено в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, и акт обследования должен позволять сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и что их общая площадь превышает 20% общей площади спорного здания.
Вопреки этому помещения 4 и 5 этажей здания, площадью 729,2 кв.м (40,94% здания), сотрудниками Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы были отнесены к офисам произвольно, какие-либо признаки, свидетельствующие о размещении в них офисов, в акте обследования от 30 октября 2018 года N 9014994/ОФИ не отражены. Напротив, из доказательств по делу, в том числе из самого акта обследования, следует, что здание с кадастровым номером 77:01:0004011:1100 используется для осуществления услуг в сфере здравоохранения; помещения 4 и 5 этажей занимают организации ООО "ОМБ", ЗАО "АРТ-клиник", ООО "Клинина Аксис", ЗАО "Мединжиниринг", Благотворительный фонд "НЕЙРО", осуществляющие медицинскую деятельность, что не соответствует критериям отнесения помещений к числу офисных.
При таких данных выводы суда о признании недействующим пункта 5044 Перечня на 2019 год соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 4 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительство города полагает, что здание общества правомерно включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, поскольку расположено на участке с видом разрешенного использования "эксплуатация административного здания".
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию Правительства города необоснованной.
Указанный выше вид разрешенного использования участка однозначно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
При обследовании здания некоторые помещения были отнесены к офисам произвольно, какие-либо признаки, свидетельствующие о размещении в них офисов, в акте обследования не отражены.
Установлено, что здание используется для осуществления услуг в сфере здравоохранения; часть помещений занимают организации, осуществляющие медицинскую деятельность, что не соответствует критериям отнесения помещений к числу офисных.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2019 г. N 5-АПА19-157
Текст определения опубликован не был