Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 22-АПА19-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 июня 2019 года, которым удовлетворен административный иск прокурора Республики Северная Осетия-Алания о признании недействующими отдельных положений территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2018 года N 413.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
24 декабря 2018 года Правительством Республики Северная Осетия-Алания принято постановление N 413, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - территориальная программа).
Нормативный правовой акт размещен 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Разделом VI территориальной программы (в первоначальной редакции) установлены средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по данной программе рассчитываемые в единицах объема на 1 жителя в год и используемые в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных территориальной программой, и составляющие:
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения, связанные с профилактическими мероприятиями, в том числе посещения центров здоровья, а также посещения среднего медицинского персонала и разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2019 - 2021 годы, - 0,51 посещения на 1 жителя (включая посещения по оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) (абзац третий);
для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2019 - 2021 годы - 0,0102 случая госпитализации на 1 жителя (абзац восьмой);
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2019 - 2021 годы - 0,057 койко-дня на 1 жителя (абзац одиннадцатый).
Разделом VII территориальной программы определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Так, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования Программы на 2019 год составляют:
на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов (включая расходы на оказание паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому) - 420,63 рубля (абзац третий);
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1217,99 рубля (абзац четвертый);
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 649,40 рубля (абзац девятый).
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2019 году - 2381,5 рубля.
Прокурор Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с административным иском о признании недействующими приведенных норм территориальной программы, мотивируя заявленные требования тем, что определенные ими нормативы объема оказания медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования установлены в меньшем размере, чем это предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Республики Северная Осетия-Алания на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 июня 2019 года удовлетворен административный иск.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 этого федерального закона).
В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) Федеральной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506.
Средние нормативы объема медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установлены в разделе VII Федеральной программы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", нормативы объема медицинской помощи по видам и условиям ее предоставления по территориальной программе государственных гарантий устанавливаются раздельно в части финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования; при этом в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским, уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатогеографических особенностей регионов могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой, в частности для Республики Северная Осетия-Алания - в размере 0,7.
Разрешая административное дело, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
В то же время, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые региональные нормы с федеральным правовым регулированием, суд сделал правильный вывод о том, что установленные в территориальной программе нормативы объема медицинской помощи определены в меньшем размере, чем аналогичные нормативы Федеральной программы даже с учетом применением к ним коэффициента 0,7, и законно признал оспариваемые предписания территориальной программы недействующими.
Вместе с тем суд дал оценку постановлениям правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 апреля 2019 года N 156 и от 28 мая 2019 года N 185 о внесении изменений в территориальную программу, указав, что в результате их принятия нормативы объема по видам медицинской помощи не достигли уровня, указанного в Федеральной программе, а по некоторым показателям даже снизились. Однако, как видно из административного иска, прокурором Республики Северная Осетия-Алания заявлены требования о признании недействующими отдельных положений территориальной программы в первоначальной редакции, каких-либо уточнений и дополнений относительно данного вопроса материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, решение суда первой инстанции по существу следует признать законным и обоснованным, исключив из мотивировочной части решения суждение суда, касающееся оценки постановлений правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 апреля 2019 года N 156 и от 28 мая 2019 года N 185.
По доводам апелляционной жалобы решение суда отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 июня 2019 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения суждение суда, касающееся оценки постановлений правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 апреля 2019 года N 156 и от 28 мая 2019 года N 185 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2018 года N 413 "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 22-АПА19-2
Текст определения опубликован не был