Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 19-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СОУ" на решение Ставропольского краевого суда от 11 июня 2019 года, которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании не действующим со дня принятия пункта 3850 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "СОУ" Горелой В.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края издан приказ N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (далее также - Перечень), в установленном порядке размещён на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края (www.pravo.stavregion.ru) 29 декабря 2018 года.
Согласно пункту 3850 Перечня в него включено здание с кадастровым номером 26:12:030403:69, расположенное по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское ш., д. 24 (далее также - Здание).
Общество с ограниченной ответственностью "СОУ" (далее также - Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 3850 Перечня, ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности Здание не относится к объектам недвижимого имущества, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; включение Здания в Перечень возлагает на Общество дополнительные расходы в виде уплаты налога в завышенном размере, чем нарушает его права.
Решением Ставропольского краевого суда от 11 июня 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии со статьями 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 названного кодекса субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-КЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-КЗ) на территории края введён в действие налог на имущество организаций, установлены ставка налога, порядок и сроки его уплаты, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы. Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих объектов недвижимого имущества: торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 кв.м и помещения в них; нежилые помещения общей площадью свыше 250 кв.м, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов. Перечень указанных объектов недвижимого имущества устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края (статья 1.1 названного регионального закона).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет его в электронной форме в соответствующий налоговый орган, а также размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на министерство имущественных отношений Ставропольского края в соответствии со статьёй 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-КЗ и подпунктом 9.5 Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утверждённого постановлением губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком в пункт 3850 Перечня включено принадлежащее на праве собственности Обществу нежилое здание, площадью 1468,70 кв.м, с кадастровым номером 26:12:030403:69, имеющее наименование - административное, литер "Б", расположенное на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке из земель населённых пунктов с разрешённым видом использования - для использования под промышленными объектами (литер "А" - экспоблок, "Б" - административное, "В" - производственно-складское, "Г" - производственное, "I" - площадка козлового крана), по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское ш., д. 24.
Здание включено в Перечень на основании акта обследования государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" от 9 ноября 2018 года N 12-2019, в соответствии с которым 20% площади Здания используется под торговлю. В связи с возникновением у суда сомнений в объективности проведённого 9 ноября 2018 года обследования по определению фактической площади Здания, занятой под торговую деятельность, по его поручению 30 мая 2019 года проведено повторное обследование, по результатам которого также установлено, что используемая для размещения торговых помещений площадь составляет более 20% общей площади Здания.
При этом согласно поэтажным экспликациям и планам Здания (представленным в инвентарном деле по состоянию на 13 сентября 2004 года) его общая полезная площадь составляет 1468,7 кв.м: подвал - 347,1 кв.м, 1-й этаж - 386,3 кв.м, 2-й этаж - 367,8 кв.м, 3-й этаж - 367,5 кв.м.
В соответствии с техническим паспортом Здания, составленным по состоянию на 13 сентября 2004 года, на 1-м этаже Здания расположены помещения торгового назначения: N 26 - касса (4,6 кв.м) и N 28 - операционно-маркетинговый зал (292,1 кв.м), площадь которых в совокупности составляет 20,2% общей площади Здания (1468,7 кв.м).
В судебном заседании установлено, что в операционно-маркетинговом зале осуществляется торговля сантехническим оборудованием. Данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.
Сведениями выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 7 февраля 2019 года подтверждается, что Здание состоит из 3 этажей и подземного, общая площадь Здания составляет 1468,7 кв.м.
При таком положении Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемое решение суда первой инстанции по существу правильным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с заключением суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером 26:12:030403:69, расположенного по адресу: г. Ставрополь, Старомарьевское ш., д. 24, в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год принят уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленных требований к форме, порядку опубликования, введения в действие и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что Здание подлежало включению в Перечень на 2019 год, поскольку сведениями, содержащимися в документах технического учёта (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости, подтверждается, что более 20% его общей площади предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения Здания в Перечень.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся осуществлённых в 2019 году фактических обмеров Здания, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации во внимание не принимает, поскольку для определения объектов недвижимого имущества Перечня на 2019 год данные, полученные в результате этих обмеров, правового значения не имеют. Для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно того, чтобы он отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения, которое является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СОУ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2019 г. N 19-АПА19-18
Текст определения опубликован не был