Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 19-АПА19-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Правительства Ставропольского края и Министерства здравоохранения Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 5 июля 2019 года, которым удовлетворен административный иск заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими отдельных положений территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года N 596-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Правительства Ставропольского края Берест Е.Л. и Карнауховой Е.В., Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Буркалевой Л.П., Министерства финансов Ставропольского края Грибенника С.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
26 декабря 2018 года Правительством Ставропольского края принято постановление N 596-п, пунктом 1 которого утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Территориальная программа).
Первоначальный текст нормативного правового акта размещен 27 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru).
Разделом VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования.
Так, согласно абзаца 36 раздела VII территориальной программы (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 6 июня 2019 года N 255-п) подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет средств бюджета Ставропольского края (с учетом сумм межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Ставропольского края в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС) в расчете на 1 жителя в 2019 году - 2348,80 рубля, в 2020 году - 2130,58 рубля, в 2021 году - 2156,68 рубля.
Заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с административным иском о признании недействующим абзаца 36 раздела VII территориальной программы, мотивируя заявленные требования тем, что определенные им подушевые нормативы финансирования установлены в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права граждан, проживающих на территории Ставропольского края, на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 5 июля 2019 года административное исковое заявление заместителя прокурора Ставропольского края удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Ставропольского края и Министерство здравоохранения Ставропольского края просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 этого федерального закона).
В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) Федеральной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506.
Согласно разделу VII Федеральной программы средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) составляют: в 2019 году - 3488,6 рубля, 2020 году - 3621,1 рубля и 2021 году - 3765,9 рубля.
Положениями статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 3).
Разрешая административное дело, суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.
В тоже время, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые региональные нормы с федеральным правовым регулированием, суд сделал правильный вывод о том, что установленные в Территориальной программе подушевые нормативы финансирования определены в меньшем размере, чем аналогичные нормативы Федеральной программы с учетом применением к ним коэффициентов дифференциации, в связи с чем законно признал оспариваемые предписания территориальной программы недействующими.
Ссылка в апелляционных жалобах на недостаточность финансирования Территориальной программы является несостоятельной и не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, когда нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуальных правил при рассмотрении дела судом не допущено, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционных жалоб такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на иную, неправильную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 5 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ставропольского края и Министерства здравоохранения Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2019 г. N 19-АПА19-17
Текст определения опубликован не был