Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации муниципального
образования Надымский район
от 2 декабря 2019 г. N 691
Стратегия
инвестиционного развития муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым до 2024 года
1. Общие положения
1.1. Введение
Стратегия инвестиционного развития муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым до 2024 года (далее - Инвестиционная стратегия) - документ, определяющий цель инвестиционной политики, приоритетные направления инвестиционного развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, а также набор мер по реализации приоритетных направлений.
Сегодня стратегическое планирование получает все более широкое распространение в качестве эффективного инструмента управления и формирования гражданского сообщества. Наличие у муниципального образования стратегии инвестиционного развития является необходимым условием для привлечения инвестиций, так как свидетельствует о четком видении органами местного самоуправления направлений развития своей территории на долгосрочную перспективу. Инвестиционная стратегия представляет каждому жителю, производственнику, бизнесмену необходимую информацию о том, каким может и должно стать муниципальное образование через несколько лет, есть ли у него потенциал для развития, стоит ли связывать свое будущее с жизнью Надымского района, города Надыма.
В процессе разработки Инвестиционной стратегии проведена оценка территории Надымского района, на основании которой сформирован SWOT-анализ, позволивший определить приоритетные направления и целевые показатели развития инвестиционной политики Надымского района, а также сформировать план деятельности Администрации муниципального образования Надымский район по улучшению инвестиционного климата.
Начата работа по разработке бренда муниципального образования Надымский район. Наличие символа, девиза, марки, а также набора ассоциаций, стереотипов, подчеркивающих уникальные особенности района в сравнении с другими муниципалитетами автономного округа позволят иметь конкурентные преимущества.
Основные целевые показатели инвестиционного развития Надымского района неразрывно связаны с целями стратегии социально-экономического развития территории муниципального образования Надымский район на период до 2030 года.
Настоящая стратегия призвана обеспечить формирование четких ориентиров инвестиционной политики и дальнейшего развития Надымского района у потенциальных инвесторов, органов местного самоуправления и жителей района.
1.2. Географическое положение
Муниципальное образование Надымский район входит в состав Ямало-Ненецкого автономного округа. Надымский район занимает центральную часть севера Западно-Сибирской низменности и охватывает бассейн реки Надым и западную часть Тазовского полуострова. Западная граница района проходит по водоразделу бассейнов рек Надым и Полуй. На юге и юго-западе район граничит с Ханты-Мансийским автономным округом. С востока граница проходит по водоразделу бассейнов рек Надым и Ныда с одной стороны и бассейна реки Пур - с другой. В северо-восточной части Тазовского полуострова район граничит с Тазовским районом. Северная граница проходит по акваториям Обской и Тазовской губы.
В состав территории Надымского района входит 10 поселений - 3 городских: г. Надым, пос. Пангоды, пос. Заполярный и 7 сельских: пос. Правохеттинский, пос. Лонгъюган, пос. Приозерный, пос. Ягельный, с. Ныда, с. Кутопьюган, с. Нори, объединенных общей территорией, границы которой установлены законом автономного округа. Кроме того, в состав территории муниципального образования Надымский район входит пос. Ямбург, который не наделен статусом поселения, в связи с тем, что расположен на межселенной территории.
Численность населения Надымского района на 01 января 2019 года составила 64 543, что на 0,4% или на 255 человек больше, чем за 2017 год. Из общей численности населения, проживающего на территории Надымского района, городские жители составляют 87,9%, сельское население - 12,1%.
Площадь территории района составляет 99,8 тыс. (9 980 тыс. га) (лесной фонд - 62,7 тыс. ; земли сельскохозяйственного назначения - 31,2 тыс. ; земли населённых пунктов - 68,75 ; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения - 356,5 ). Территория Надымского района соизмерима по размерам с Республикой Корея (99,4 тыс. ), Венгрией (93,0 тыс. ) и Португалией (92,0 тыс. ), а также на территории Надымского района смогли бы разместиться 2 Московские области (45,9 тыс. ).
1.3. Природно-климатические условия и ресурсно-сырьевой потенциал
Территория Надымского района включает две природные зоны: тундровую (южные субарктические тундры) и лесную (подзона редколесий, подзона северотаежных лесов). Зона тундры представлена подзонами северных (моховых и лишайниковых) и южных (кустарниковых) тундр.
Лесотундра образована растительностью кустарниковых тундр, болот и лесных комплексов. Леса представлены лиственничными редколесьями и рединами с вкраплениями ели и берёзы. Площадь лесного фонда составляет 62,3% от общей площади Надымского района.
Растительность лесов, граничащих с тундрой, является важнейшим климатообразующим фактором, который уменьшает влияние холодных арктических масс воздуха на более южные районы страны и препятствует продвижению тундровой зоны к югу.
Крупнейшими реками Надымского района являются Надым, Танлова, Хейгияха, Левая Хетта и Правая Хетта. Все реки принадлежат бассейну Карского моря, относятся к двум водосборам - Обской и Тазовской губам.
Основным богатством недр Надымского района являются месторождения углеводородного сырья - газоконденсатные, газовые и нефтяные. По состоянию на 01 января 2019 года на территории Надымского района открыто 51 нефтегазоконденсатное месторождение, из которых: 43 месторождения относятся к распределённому фонду недр, 8 - к нераспределённому фонду.
Кроме месторождений углеводородного сырья, на территории района выявлены месторождения общераспространенных полезных ископаемых - песка (62 месторождения песка и 1 месторождение стекольного песка), глины (9 месторождений), торфа (12 месторождений).
Освоение ресурсов территории Надымского района может рассматриваться сегодня как резервная сырьевая база по обеспечению сырьем промышленности Российской Федерации. В долгосрочной перспективе Надымский район сохранит статус одного из крупнейших в Ямало-Ненецком автономном округе и в Российской Федерации центра добычи и транспортировки природного газа и нефти. Большие запасы углеводородного сырья, геолого-геофизическая изученность, наличие хорошо развитой инфраструктуры на территории Надымского района - все это создает благоприятные условия для инвестирования в нефтегазовый комплекс как на ближайшие годы, так и на отдаленную перспективу.
1.4. Миссия Инвестиционной стратегии муниципального образования Надымский район
Миссия - создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций с учетом перспектив развития перерабатывающих производств на территории.
1.5. Цель и задачи Инвестиционной стратегии
Основной целью Инвестиционной стратегии является обеспечение увеличения объемов и темпа роста инвестиций в экономику муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым, в том числе в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья.
Достижение цели Инвестиционной стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма государственной, муниципальной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в муниципальном районе инвестиционного и инновационного потенциала.
Задачами Инвестиционной стратегии являются:
- создание условий для повышения производственной, инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов;
- устранение инфраструктурных ограничений для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- развитие на территории муниципального образования человеческого потенциала, ориентированного на формирование в районе делового и инвестиционного климата.
2. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT - анализ) муниципального образования Надымский район
Инвестиционная стратегия основывается на анализе конкурентных преимуществ и возможностей развития района, а также внутренних и внешних факторов, тормозящих его развитие. Оценка SWOT-анализа позволяет выявить "точки роста" и основные стратегические направления развития на предстоящую перспективу.
Результаты SWOT-анализа Инвестиционной привлекательности представлены в таблице N 1.
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования Надымский район
Таблица N 1
Конкурентные преимущества (сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
1 |
2 |
1. Высокий уровень денежных доходов населения, незначительный удельный вес малообеспеченных его групп, формирующий активный потребительский рынок. 2. Высокая обеспеченность жильем. 3. Стабильная политическая обстановка, низкий уровень социальной конфликтности населения. 4. Уникальность культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов на Ямале. 5. Значительный природный потенциал: наличие лесных и водных угодий, возобновляемых ресурсов растительного мира (ягоды, грибы, лекарственные растения). 6. Наличие законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности в отраслях, не связанных с добычей углеводородного сырья. 7. Исполнительная власть, находящаяся в конструктивном партнерстве с градообразующими предприятиями, представителями бизнеса, общественными организациями, средствами массовой информации. 8. Наличие инвестиционного паспорта муниципального образования. 9. Наличие стратегических и программных документов социально-экономического развития района на перспективу. 10. Наличие, в том числе в муниципальной собственности, участков, пригодных для инвестиционной деятельности, промышленной, деловой и жилой застройки. 11. Благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, развитая инфраструктура поддержки бизнеса. 12. Богатейший ресурсный потенциал - уникальные запасы природного газа, а также песка, торфа и глины, определяющие конкурентоспособность района. 13. Наличие мусоросортировочного завода. 14. Схождение рядом с городом магистральных газопроводов газовых месторождений - "Надымский крест" |
1. Монопрофильная структура экономики. Высокий уровень зависимости экономики от состояния мирового рынка углеводородов. Слабое развитие обрабатывающих производств. 2. Прямая зависимость экономки от внешних условий и мировой конъюнктуры цен на нефтяные ресурсы и природный газ, технологических и финансовых санкций ЕС и США. 3. Истощение крупных месторождений углеводородного сырья и уход нефтегазовых компаний с территории района, усиление конкурентной нагрузки на газовый сектор экономики со стороны других муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа. 4. Неразвитость транспортных коммуникаций, соединяющих районный центр с поселениями. Низкое качество межселенных дорог и их ведомственная принадлежность. Отсутствие объектов логистической инфраструктуры. 5. Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможные риски в сфере экологической, промышленной и профессиональной безопасности. 6. Усиление антропогенной нагрузки, рост количества твердых бытовых отходов и глобальное потепление. 7. Изменения налогового и бюджетного законодательства, децентрализация полномочий органов местного самоуправления и финансовых ресурсов. 8. Слабо развитая сфера сельского хозяйства. 9. Неразвитость туристического комплекса. 10. Дефицит предоставления услуг дошкольного образования. 11. Наличие значительно изношенных коммунальных сетей, "старение" капитального жилого фонда. 12. Снижения кадрового потенциала и ухудшения его качества в результате усиления миграционного оттока трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных работников. 13. Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики. 14. Слабая социальная активность, низкий уровень конкурентоспособности малого бизнеса, отсутствие заинтересованности во взаимодействии с исполнительной властью. 15. Низкое качество жизни в национальных поселениях района. 16. Отсутствие производства строительных материалов. 17. Повышение доли объектов социального назначения, требующих реконструкции и капитального ремонта |
Возможности внешней среды |
Угрозы внешней среды |
1. Географическое расположение, близость к реке Надым. 2. Реализация Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. 3. Строительство Северного Широтного Хода. 4. Строительство автомобильной дороги Муравленко - Надым. 5. Строительство автомобильной дороги (Салехард - Сургут). 6. Строительство автомобильной дороги Приозёрный - Сосновка. 7. Строительство ветки железной дороги Новый Уренгой - Надым - Салехард |
1. Удаленность от основных экономических центров страны. Высокая себестоимость произведённой продукции за счёт транспортных расходов, высоких тарифов на коммунальные услуги, затрат на оплату труда с учетом применения северного и районного коэффициента. 2. Отсутствие железнодорожного пассажирского сообщения между городом Надым и городом Новый Уренгой. 3. Суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства в отраслях экономики Надымского района, высокий уровень техногенной нагрузки на природную среду. Отсутствие переработки ТБО |
3. Приоритетные направления инвестиционного развития
3.1. Глубокая переработка углеводородов
Основной целью диверсификации экономики Надымского района является создание мощного промышленного кластера на базе добычи, переработки и утилизации низконапорного газа.
В Надымском районе добывается более 18% российского природного газа. При этом большинство газовых месторождений находятся в стадии падающей добычи, в связи с чем происходит остановка газовых промыслов, а можно было бы добывать остаточный (низконапорный) природный газ.
Объемы низконапорного газа, сосредоточенные в Надым - Пур-Тазовской провинции, достигают 5 трлн. кубометров. В мировой практике пока отсутствует опыт утилизации таких огромных запасов из-за невозможности его транспортировки на дальние расстояния. Этот газ можно использовать только в районе добычи в качестве основного сырья для газопереработки и газохимии, а также энергоносителя для энергетики.
Уникальность Надыма в том, что рядом с городом находится ближайшая от месторождений точка схождения всех газопроводов ("Надымский крест"), куда низконапорный газ со всех месторождений может подаваться, что называется самотеком. 30% этих газопроводов простаивают, так как сертифицированы на давление ниже магистрального, а могли бы транспортировать низконапорный газ.
Решением проблемы использования низконапорного газа является организация переработки природного газа в Надыме с помощью технологий, не нуждающихся в высоком давлении, с целью получения ценнейших продуктов.
Одним из стратегических приоритетов инвестиционного развития Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа на долгосрочную перспективу является создание в городе Надыме мощного промышленного кластера на базе добычи, переработки и утилизации низконапорного газа:
1. Строительство в г. Надыме газоперерабатывающего завода СЖТ (GTL) для обеспечения арктического транспорта и энергетики незамерзающим экологичным топливом, сокращающим Северный завоз.
Данное моторное топливо (дизтопливо евро-5) практически не имеет экологически вредных выбросов и не замерзает при арктических температурах. Мощность переработки составит 12 млрд. кубометров газа в год, что позволит получить около 6 млн. тонн СЖТ в год.
2. Строительство в г. Надыме газоперерабатывающего завода по аналогии с Амурским, отбирающего из магистрального газа ценные компоненты (гелий, этан, пропан, бутан, пентан и т.п.).
Сходящиеся возле Надыма действующие магистральные газопроводы позволяют повторить Амурский опыт по отбору из высоконапорного магистрального газа, направляемого на экспорт в Европу, самых ценных элементов (гелия, этана, пропана, бутана, пентана и т.п.) и продавать их за отдельную плату.
К тому же, такой редкий ценный элемент, как гелий, который в перспективе станет самым востребованным ресурсом на планете, у нас попросту улетает в атмосферу при сжигании природного газа, в то время как в США и Канаде принята государственная гелиевая программа, в соответствии с которой гелий изымается при добыче природного газа и закачивается на хранение в истощенные газовые пласты.
3. Строительство в г. Надыме газоперерабатывающего завода по производству азотных удобрений (аммиак, аммиачная селитра, карбамид).
Производство минеральных азотных удобрений (аммиак, аммиачная селитра, карбамид) из природного газа в России давно налажено. Но в уникальных условиях Надыма эти удобрения могут получить беспрецедентно низкую себестоимость и широчайший рынок сбыта через морской порт Сабетта.
4. Строительство в г. Надыме газоперерабатывающего завода по производству микробного белка Гаприна.
Микробный белок Гаприн имеет широкое применение, и безграничный рынок сбыта, тем более невозможно переоценить его использование в производстве северных аквакультур в виде корма.
Данный проект ориентирован на достижение следующих результатов:
- решение на долгосрочной основе проблемы белкового дефицита, имеющей глобальный характер, вызванной ростом потребления продовольствия при ограниченности возможностей производства животного и растительного белков в силу ограниченности посевных площадей и животных биоресурсов;
- повышение продуктивности отечественного животноводства, птицеводства и рыбоводства;
- качественное улучшение кормовой базы отечественного животноводства, птицеводства и рыбоводства;
- снижение расходов в комбикормовой промышленности благодаря переходу на отечественный микробный белок вместо импортного животного (рыбная, костная мука) и, в значительной доле, вместо импортного растительного белка (соевый шрот) за счет снижения логистических расходов, курсовых и ценовых рисков;
- создание уникальной кормовой базы для быстрого подъема в России производства аквакультур;
- высвобождение под возделывание сельскохозяйственных культур пищевого назначения значительных дополнительных угодий за счет сокращения доли земельных и иных ресурсов, ныне используемых для производства технических и кормовых культур и т.д.
Создание в городе Надыме мощного промышленного кластера на базе добычи, переработки и утилизации низконапорного газа станет драйвером диверсификации экономики Надымского района и Ямала, будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, повышению инвестиционной привлекательности, рациональному использованию углеводородного сырья.
3.2. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов жилищного фонда, социальной сферы, транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры
Централизованное электроснабжение муниципального образования Надымский район осуществляется от электросетей АО "Тюменьэнерго".
Электроснабжение муниципального образования город Надым осуществляется от единой энергетической системы АО "Тюменьэнерго". Отбор электрической мощности в электрическую сеть города Надыма происходит от четырех подстанций 110/6 кВ ПС "Голубика", ПС "Морошка", ПС "Береговая" и ПС "Старо-Надымская".
До 2018 года источниками электроснабжения села Ныда являлись две дизельные электростанции ЗАО "Ныдинское" и АО "Ямалкоммунэнерго". В 2018 году введена в эксплуатацию новая газопоршневая электростанция мощностью 2 МВт. Данная электростанция полностью обеспечивает электрической энергией поселок, что, в свою очередь, позволило отказаться от работы дизельных электростанций, а также повлекло за собой экономию затрат на выработку энергии и, как следствие, снижение тарифов. В настоящее время дизельные электростанции находятся в резерве.
Общая установленная мощность автономных источников энергии децентрализованного сектора Надымского района составляет 8,695 МВт.
Производство тепловой энергии на территории Надымского района осуществляется организациями, эксплуатирующими котельные на праве хозяйственного ведения или по договорам аренды, заключенным с собственником генерирующего оборудования.
В муниципальном образовании Надымский район на 01.01.2019 теплоснабжение осуществляется 29 котельными, установленной мощностью 776,82 Гкал/час. Общая протяженность тепловых сетей в районе составляет 191,44 км.
Коммунальный комплекс города Надыма насчитывает:
- 10 котельных суммарной мощностью 477,37 Гкал/час,
- 95,461 км тепловых сетей,
- 86,79 км водопроводных сетей,
- 77,31 км канализационных сетей,
- 357,32 км линий электропередач,
- комплексы по очистке сточных вод и многие другие объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Теплоснабжение объектов жизнеобеспечения города и жилищного фонда осуществляется 10 котельными. Основной вид топлива - природный сетевой газ.
Водоснабжение Надымского района состоит из 10 водоочистных сооружений, 7 водозаборных сооружений, 79 вододобывающих скважин. В 2018 году на территории Надымского района эксплуатировалось 6 поверхностных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Из 6 поверхностных источников 16,7% (1 объект) не соответствуют требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов, что аналогично показателям 2016 и 2017 годов.
Из 10 поселений, образованных в составе муниципального образования Надымский район, централизованное водоснабжение отсутствует в сёлах Кутопьюган, Нори, Ныда.
Услугу водоснабжения на территории города Надыма оказывает филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе.
На 01.01.2019 в поселениях Надымского района эксплуатируется 13 канализационных очистных сооружений производительностью 33,34 тыс. /сут. Села Ныда, Нори и Кутопьюган остаются неканализованными.
С 2018 года выполняются работы по корректировке проектно-сметной документации по объекту "Канализационные очистные сооружения в с. Ныда Надымского района ЯНАО (Внеплощадочные сети)". Продолжается строительство объекта "Канализационные очистные сооружения в с. Ныда Надымского района ЯНАО".
Водоотведение города Надыма состоит из 2 канализационно-очистных сооружений (г. Надым и СУ-934), 23 канализационно-насосных станций.
Услугу по водоотведению потребителям города Надыма оказывает филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Надымском районе.
Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией в городе Надыме, составила 18%.
Из 10 поселений, входящих в состав Надымского района, не газифицировано два сельских поселения - с. Кутопьюган, с. Нори.
Услуги по газоснабжению потребителей на территории города Надыма осуществляют ООО "Надымгоргаз" и ООО "Районные газовые сети".
Жилищные условия Надымского район характеризуются высокой обеспеченностью жильем. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составляет 23 .
На сегодняшний день продолжается реализация программы расселения ветхого и аварийного жилищного фонда. На начало 2019 года количество граждан Надымского района, подлежащих отселению, составляло 1139 человек (40 694 ). По состоянию на 01.01.2019 признаны аварийными и подлежащими сносу 128 жилых домов, общая площадь которых составила 38803 .
От уровня развития инфраструктуры во многом зависит инвестиционная привлекательность района. Развитие практики привлечения внебюджетных источников позволяет оптимизировать затраты муниципалитета на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Повышение уровня благоустройства территории стимулирует позитивные тенденции в социально-экономическом развитии поселений района и, как следствие, повышает индекс качества жизни и безопасного проживания населения.
Основными направлениями инвестиционного развития сферы жизнеобеспечения определены:
- модернизация и реконструкция объектов генерации (электростанции, котельные), трансформаторных подстанций, линий электропередач, сетей теплоснабжения;
- строительство водоочистных сооружений, канализационных очистных сооружений, сетей водоснабжения и водоотведения в селах Ныда, Нори и Кутопьюган;
- строительство системы ливневой канализации;
- капитальное строительство и реконструкция объектов жилищного фонда, социальной сферы, транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктур.
Главные участники (инвесторы) данного направления:
1. Ресурсоснабжающие организации;
2. Организации, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального комплекса;
3. Организации строительной отрасли.
3.3. Производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции Надымского района по направлениям растениеводство, северное оленеводство, животноводство, рыболовство, сбор и переработка дикоросов
Направления сельскохозяйственной активности на территории района определяются, в основном, традиционными занятиями коренных малочисленных народов Севера - оленеводством и рыболовством.
Таким образом, сельское хозяйство является не только сферой производства, но и сферой жизни значительной части населения Надымского района.
На территории Надымского района на начало 2019 года насчитывалось 27164 головы оленей.
Во время убойной компании в 2018 году ООО "Возрождение" было заготовлено 99,8 тонн оленины (забито 3504 головы северного оленя). Общество за счёт собственных средств произвело модернизацию оборудования убойного комплекса, ведутся работы по строительству цеха переработки оленины в районе 107 км реки Надым. Запланирован выпуск 15 наименований колбасных изделий из оленины, а также полуфабрикатов, таких как пельмени, манты, мясной фарш, крупнокусковые полуфабрикаты, в том числе с маркировкой "халяль".
Производство и выпуск готовой продукции из оленины и рыбы северных пород, переработку дикоросов, изготовление полуфабрикатов из экологически чистого сырья также осуществляет предприятие ООО ПФ "Ныда-Ресурс". Предприятием проведены переговоры с несколькими крупными китайскими компаниями, с одной из них подписано соглашение о намерении сотрудничества по поставке в Китай продукции из северного оленя, рыбы и дикоросов.
Объемы производства традиционных видов хозяйственной деятельности несопоставимо малы по сравнению с объемами производства по добыче и транспортировке углеводородов, однако, их сохранение и развитие очень важно для жизни коренных малочисленных народов Крайнего Севера (КМНС).
Для развития овощеводства жителям сёл Ныда, Нори и Кутопьюган, а также для личных подсобных хозяйств в г. Надыме предоставляются теплицы для выращивания овощных культур.
Рыболовецкая деятельность осуществляется КФХ Кислый А.Н., ООО ПФ "Ныда - ресурс", ИП Гаврилюк, ТСО Сугмутско - Пякутинская на 10 рыбопромысловых участках. За 2018 год в рамках выданных 59 квот на вылов рыбы лицам, ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность, выловлено 127,8 тонн рыбы (чир, пелядь, налим, ерш, щука, корюшка).
В рамках реализации муниципальной программы "Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", на территории Надымского района проведены работы по выращиванию овощей на земельном участке в районе аэропорта. 37 жителям были предоставлены земельные участки площадью 0,02 га. По итогам сбора урожая 2019 года было обработано 23 участка, выращено участниками Надымского огородничества 2,8 тонны овощей.
Кроме того, в целях развития тепличного хозяйства и увеличения самозанятости местного населения национальных сёл Ныда, Кутопьюган, Нори Администрацией муниципального образования Надымский район в 2013 - 2019 годах приобретено 109 теплиц с покрытием из поликарбоната. Валовый сбор овощей в 2019 году составил более 5 тонн.
Кроме того, на территории района организован сбор и переработка дикоросов.
Муниципальное образование Надымский район гарантирует поддержку любых предложений инвесторов в части развития сельскохозяйственной отрасли и готовы подобрать необходимые инвестиционные площадки для строительства новых производственных объектов, в том числе для промышленного выращивания молоди частиковых и сиговых пород рыб.
Главные задачи развития агропромышленного комплекса в районе:
- укрепление материально-технической базы по переработке продукции оленеводства, рыболовства, а также сбора дикоросов;
- внедрение дополнительных убойно-холодильных, перерабатывающих комплексов, соответствующих мировым нормам и стандартам;
- расширение и улучшение рынков сбыта продукции оленеводства, рыбодобычи и первичной переработки дикорастущих растений.
Основные формы поддержки инвестиционной деятельности:
- оказание информационной и консультационной поддержки на основе соглашений о сопровождении инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
- содействие в предоставлении субсидий на возмещение части затрат по производству и переработке продукции;
- подбор и предоставление инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов.
3.4. Предоставление услуг дошкольного образования
В 2019 году система дошкольного образования Надымского района представлена 26 муниципальными образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования, из них: 24 детских сада, 2 общеобразовательные организации (МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Кутопьюган", МОУ "Центр образования", п. Пангоды). Три детских сада находятся в национальных сёлах, 9 - в трассовых посёлках, 14 - в городе Надыме.
По состоянию на 01.01.2019 в детских садах 4837 расчетных мест, фактически услуги по дошкольному образованию получали 4738 детей (81,13% от общего числа детей в возрасте от 1 до 6 лет).
На начало 2019 года в муниципальном образовании Надымский район численность детей, состоящих в очереди на получение мест в детские дошкольные организации, составила 1 521 ребенок. Наибольшая потребность в местах среди детей в возрасте от 1 до 3 лет - 1 059 человек, от 0 до 1 года - 462 человека. Очерёдность от 3 до 7 лет отсутствует с 2016 года.
Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в целях достижения 100-процентной доступности (к 2021 году) дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет в Надымском районе предусмотрено: строительство детского сада на 240 мест на принципах муниципально-частного партнерства со сроком завершения работ - декабрь 2020 года; реконструкция 3 зданий детских садов:
- МДОУ "Детский сад "Ромашка" г. Надыма": I этап - на 173 места, II этап - 180 мест, срок завершения работ - 31.07.2020;
- МДОУ "Детский сад "Юнга" г. Надыма" - на 112 мест, срок завершения работ - 31.07.2020.
Сформированы технические задания на проведение проектно-изыскательских работ на строительство сельских объектов образования: МДОУ "Детский сад "Чебурашка" с. Ныда Надымского района" на 150 мест; "Школа-интернат - детский сад в с. Кутопьюган Надымский район (школа - 170 мест, интернат - 50 мест, детский сад - 80 мест); "Школа-детский сад на 40 мест в с. Нори Надымского района" (школа - 20 мест, детский сад - 20 мест). Планируется ряд мероприятий по разработке проектно-сметной документации на строительство данных объектов образования.
В 2019 году показатели доступности дошкольного образования для детей до 7 лет на 10,8% выше, чем в среднем по округу и на 25,9% выше, чем в среднем по стране. В то же время, как и для всех муниципальных образований округа, для Надымского района актуальна проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим, проводятся мероприятия по возвращению в систему дошкольного образования зданий бывших детских садов (ведется реконструкция трех зданий), а также строительство новых детских дошкольных учреждений на принципах муниципально-частного партнерства.
В дополнение к имеющимся мерам, на территории района разработано положение о субсидировании субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с организацией частных детских садов и групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Положение разработано в рамках решения задач по сокращению очередности в детских садах, а также мотивации к освоению новых рыночных ниш субъектами малого и среднего предпринимательства Надымского района.
3.5. Утилизация бытовых и промышленных отходов, переработка мусора и развитие экологических технологий
Проблема с обезвреживанием и переработкой отходов производства и потребления на территории муниципального образования Надымский район стоит очень остро, для решения данной проблемы необходим комплексный подход. Санитарная очистка территории - одно из важнейших гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения района и окружающей природной среды, и включает в себя комплекс работ по удалению, обезвреживанию и переработке бытовых отходов и уборке территории.
Отсутствие на территории муниципального образования Надымский район переработки ТБО подрывает экологическую безопасность и, как следствие, влияет на качество жизни населения. Проблема обезвреживания и переработки отходов производства и потребления также актуальна для всех населенных пунктов Надымского района. На 2019 год в районе функционирует 1 санкционированная свалка твердых коммунальных отходов в г. Надыме, 2 полигона твердых бытовых отходов в п. Пангоды и п. Ямбург, 7 площадок временного размещения твердых коммунальных отходов в поселках Заполярный, Лонгъюган, Ягельный, Приозёрный, сёлах Ныда, Нори, Кутопьюган.
В 2019 году утвержден план проведения экологических мероприятий на территории муниципального образования Надымский район, проводится работа по включению санкционированной свалки твердых коммунальных отходов в г. Надыме в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Под строительство полигона твердых коммунальных отходов в г. Надыме сформированы и поставлены на кадастровый учет земельные участки из земель лесного фонда. Требуется перевод земель лесного фонда в земли промышленности.
На территории населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Надымский район, до 2024 года планируется построить следующие объекты по переработке, обезвреживанию и размещению отходов:
- Надым - Полигон отходов, в том числе ТКО (50 000 тонн в год), мусороперегрузочная станция (в том числе площадка для сбора и накопления ТКО), 15 000 тонн в год;
- Заполярный - площадка для сбора и накопления ТКО, 300 тонн в год;
- Пангоды - мусороперегрузочная станция, в том числе площадка для сбора и накопления ТКО, 15 000 тонн в год;
- Кутопьюган - станция обезвреживания отходов (в том числе: площадка для сбора и накопления ТКО; сортировочная станция ТКО; станция сжигания ТКО; комплекс по утилизации золы), 400 тонн в год;
- Нори - мусороперегрузочная станция (в том числе: Площадка для сбора и накопления ТКО; сортировочная станция ТКО; станция сжигания ТКО; комплекс по утилизации золы), 300 тонн в год;
- Лонгъюган - площадка для сбора и накопления ТКО, 400 тонн в год;
- Ныда - станция обезвреживания отходов (в том числе: площадка для сбора и накопления ТКО; сортировочная станция ТКО; станция сжигания ТКО; комплекс по утилизации золы), 700 тонн в год;
- Правохеттинский - площадка для сбора и накопления ТКО, 400 тонн в год;
- Приозёрный - площадка для сбора и накопления ТКО, 400 тонн в год;
- Ягельный - площадка для сбора и накопления ТКО, 300 тонн в год.
Решить задачу утилизации бытовых отходов без привлечения ресурсов частных инвесторов чрезвычайно сложно. В связи с высокой стоимостью строительства подобных объектов строительство полигона в городе Надыме по предварительным оценкам потребует около 300 млн. рублей, в селе Ныда (с учетом строительства подъездной дороги) - 204 млн. руб., в селах Кутопьюган и Нори - 103 млн. руб. и 84,5 млн. руб. соответственно.
За истекший период 2019 года очищено от отходов 261,37 га территории населенных пунктов, собрано 1349 отходов, посажено 1566 саженцев деревьев, участие в экологических акциях приняли более 4,9 тысяч человек.
3.6. Формирование логистической инфраструктуры на территории Надымского района
Транспорт является инфраструктурной отраслью и играет важную роль в социально-экономическом развитии не только муниципального образования Надымский район, но и Ямало-Ненецкого автономного округа. Создание и развитие транспортной инфраструктуры обеспечивает условия для экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и пассажиров обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики, бизнеса и социальной сферы.
Создание сбалансированной транспортной инфраструктуры, эффективное сопряжение различных видов транспорта - железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного, повысит доступность и качество услуг транспортного комплекса, даст возможность за счет ускорения товародвижения и снижения транспортных издержек оптимизировать грузоперевозки, будет способствовать созданию транспортно-логистических условий и реализации экономического потенциала муниципального образования Надымский район.
Стратегической целью в развитии транспортной инфраструктуры Надымского района является развитие сети автомобильных дорог, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного и воздушного сообщения для обеспечения необходимого уровня мобильности населения и транспортной доступности района, его населенных пунктов для всех категорий граждан и субъектов экономической деятельности, а также проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач в сфере создания и развития транспортной инфраструктуры Надымского района:
- формирование единого сбалансированного транспортного пространства - автомобильного, авиационного, железнодорожного и водного;
- строительство безопасных и качественных автомобильных и железных дорог;
- доступность и качество транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, субъектов экономической деятельности - в соответствии с транспортным спросом;
- безопасность перемещения людей и грузов;
- обеспечение эффективности функционирования действующей транспортной инфраструктуры;
- развитие и модернизация автомобильных дорог местного значения в поселениях Надымского района с целью обеспечения транспортной доступности и создания комфортной среды проживания;
- перевод наземного пассажирского транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, на использование газомоторного топлива.
Существующая в районе автодорожная сеть складывалась нетипично, необходимость строительства дорог была вызвана освоением нефтегазовых месторождений и не удовлетворяет нынешней потребности в автомобильных перевозках. Общее состояние транспортной доступности Надымского района можно оценить по доле жителей населенных пунктов, не имеющих регулярного сообщения с административным центром. В настоящее время этот показатель составляет 12% (жители национальных сел Ныда, Кутопьюган и Нори).
Для обеспечения круглогодичного сообщения города Надыма с северной частью района, где расположены национальные сёла, необходимо строительство внутрирайонных дорог. Решению проблемы транспортной доступности поселений южной части района может способствовать строительство автодороги Надым - Муравленко.
Перспективы развития транспортной инфраструктуры в Надымском районе неразрывно связаны с реализацией проекта "Северный широтный ход" (далее - СШХ), по завершении реализации которого в городе Надыме будет построена железнодорожная станция и появится железнодорожное сообщение с "большой землей". В настоящее время 2 железнодорожные станции, расположенные в п. Пангоды и на правобережной территории города Надыма, обслуживают только грузовые перевозки, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в Надымском районе не осуществляются. Проект СШХ предусматривает его реализацию на основе федеральной концессии, где концедентом будет выступать Российская Федерация (в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта), а концессионером - специальная управляющая ООО "СШХ".
Реализация проекта СШХ позволит сформировать новые конкурентоспособные логистические маршруты снабжения добывающих предприятий, диверсифицировать действующие транспортные каналы путем вовлечения инфраструктуры Северного морского пути, повысить доступ на международные рынки, снизить издержки недропользователей и решить проблему растущего пассажиропотока.
Кроме того, завершение строительства автомобильной дороги "Надым - Салехард" позволит устранить существующие инфраструктурные ограничения экономического роста за счёт развития транспортно-логистической инфраструктуры, а также будет способствовать развитию придорожной инфраструктуры - заправок, станций технического обслуживания, кемпингов, кафе, стоянок. Все это даст хороший толчок развитию экономики города Надыма и Надымского района.
Качество и количество дорог на сегодня является одним из важнейших индикаторов качества инфраструктурной составляющей, оказывающей влияние на качество жизни сельского населения и населения района в целом. Транспортная изолированность поселений и низкий уровень состояния транспортной инфраструктуры, имеющейся на территории поселений, препятствуют их развитию. На сегодняшний день сообщение с поселениями осуществляется воздушным сообщением, в зимний период - путем организации разовых проходок автомобильного транспорта повышенной проходимости за счет средств районного бюджета, так называемый "автозимник". Для обеспечения полного наземного транспортного сообщения с селами Ныда и Кутопьюган необходимо строительство участков дорог от:
- ГП-9 месторождения Медвежье до Ныды - около 70 км (расстояние Надым - Ныда 300 км);
- Ярудейского месторождения до Кутопьюгана - порядка 30 км (расстояние Надым - Кутопьюган 170 км).
Строительство недостающих участков дорог позволит перейти от досрочного завоза водным путем к регулярным наземным поставкам энергоресурсов и строительных материалов, что значительно сократит риски при подготовке к осенне-зимнему периоду, стоимость строительства жилья, объектов инженерной инфраструктуры и социальной сферы, а также будет способствовать развитию предпринимательства, народного ремесленничества и туризма в поселениях, позволит увеличить количество организаций и предприятий и, как следствие, увеличить количество рабочих мест.
3.7. Формирование туристической инфраструктуры
Развитие въездного туризма в Надымском районе является перспективным направлением, способствующим сохранению культурно-исторических традиций и первозданной природы. Для того чтобы эффективно выполнять эту задачу, туристическая инфраструктура Надымского района должна быть коммерчески жизнеспособна, экономически стимулировать сохранение окружающей природы и культурных достопримечательностей, беречь и развивать традиционную культуру.
Факторы, обеспечивающие туристический базис, включающие места временного проживания, транспорт, питание и досуг в основном сконцентрированы в г. Надыме, в то время как сельская местность в этом направлении развита крайне слабо. В городе Надыме на 2019 год функционировало 7 гостиниц. Общее число туристов, посетивших муниципальное образование Надымский район в 2019 году, составляло 1973 человек, из которых 16 человек иностранные туристы. По данным ведомственной статистики, коэффициент загрузки деятельности коллективных средств размещения (гостиниц) на конец 2019 года оценивался в 18,9%. На территории муниципального образования функционируют 2 туристические организации (турфирмы). Выездной туристический поток, по данным 2019 года, оценивается в 647 человек, из которых 626 человек выезжали за пределы РФ с туристской целью. Для увеличения туристического потока необходимо развивать туристскую индустрию муниципального образования, включающую средства размещения туристов, транспорт, объекты общественного питания, объекты и средства развлечения, объекты познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения; организации, осуществляющие туристскую деятельность, а также организации, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов.
Разработка и внедрение различных экскурсионных программ и маршрутов, предлагаемых как населению Надымского района, так и заинтересованным туристам России и зарубежных стран, значительно увеличат туристическую привлекательность района. Учитывая растущий интерес мирового туристского сообщества к альтернативным видам туризма (экологического, экстремального), есть все основания считать успешной реализацию проектов: сплавы на катамаранах по рекам Надымского района и объекты 501-ой стройки "Дорога памяти", этнографические экспедиции в национальные ненецкие стойбища "По следам предков", туристические слеты "Надымская осень".
Поскольку Надымский район обладает уникальными природными особенностями - рельефный ландшафт, реки, озёра, протоки, крутые и пологие сопки, то ещё одним из перспективных направлений может стать создание особо охраняемых природных территорий местного значения. Тиражирование практики посещения, построение пешеходных маршрутов, находящихся в непосредственной близости к особо охраняемым природным территориям, позволит развить экологический туризм на территории района.
Ещё одной особенностью территории Надымского района является то, что Надым опоясан пологими сопками, на вершины которых ежегодно ложатся мегатонны сухого пушистого снега, что является основой для создания безопасных горнолыжных трасс. Данные климатические условия в значительной степени увеличивают привлекательность Надымского района, как территории развития спортивно-экстремального туризма.
Одним из видов туризма, развитие которого поможет не только привлечь туристов, но и жителей сельских поселков на территории района - рекреационный отдых (отдых на природе) - посещение заповедников, событийных мероприятий, сельских рекреационных зон. Для этого необходимо создание туристского продукта на территории муниципального образования, а именно объектов туристского интереса. Данный вид туризма оказывает экономическое, политическое, культурное и социальное влияние на жизнь населения, проживающего в рекреационной зоне. Большинство туристских объектов позволит обслуживать не только туристов, но и местных жителей и обеспечит сезонную или частичную занятость для местных жителей.
3.8. Производство строительных материалов
Надымский район является перспективной территорией для развития производства строительных материалов. Это обусловлено выявленными месторождениями общераспространенных полезных ископаемых - песка, глины, торфа. В настоящее время строительные материалы завозятся из других территорий и регионов, таким образом происходит удорожание строящихся объектов. Большая часть территории Надымского района на строительные материалы не исследована. Это в значительной мере обуславливает необходимость привлечения инвестиций по данному направлению.
Пески, пригодные для использования в строительстве, достаточно широко распространены на территории Надымского района. Наиболее качественные разновидности песка, которые используют в качестве мелкого заполнителя в бетоне и железобетоне, встречаются, в основном, в руслах рек. Водораздельные пространства являются перспективными для выявления залежей песка. Глины кирпично-керамзитовые, пригодные для производства кирпича, керамических камней и керамзитового гравия, на территории района выявлены в отложениях салехардской свиты среднечетвертичного возраста (Широтное, Водораздельное, Озерное). Перспективы выявления других месторождений кирпично-керамзитовых глин в районах сосредоточенного строительства являются благоприятными.
Разведанные на сегодняшний день запасы строительного сырья сконцентрированы вокруг крупных населенных пунктов по долинам крупных рек района: Надым, Хейгияха, Седэяха, Правая и Левая Хетта, а также в притрассовой полосе строящейся и действующей железных дорог.
Ещё одним перспективным направлением развития производства строительных материалов на территории Надымского района является производство полимерпесчаной плитки. Она производится из материалов вторичного сырья мусоросортировочного комплекса и общераспространенных полезных ископаемых.
В 2018 году на территории Надымского района введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс. Данный объект позволил лицензировать полигон с твердыми коммунальными отходами. Производительность оборудования мусоросортировочного комплекса составляет 50 тысяч тонн в год. Изделия из полимерпесчаного композита являются высококонкурентными на рынке сбыта и развитие их производства на территории Надымского района может привести к их удешевлению, что впоследствии приведёт к возрастанию спроса на производимую продукцию. В 2017 году разработан инвестиционный проект по производству полимерпесчаной плитки. На сегодняшний день изделия из полимерпесчаного композита широко распространены в Северо-Западной Европе, США и Канаде. Изделия являются высококлассным материалом 21-го века. Обладая целым рядом преимуществ, изделия из данного материала постепенно вытесняют с рынка устаревшие аналоги, такие как бетон, металл, чугун и т.п. Если говорить о том, какой рентабельностью обладает производство полимерпесчаной плитки, то специалисты называют 100-135%. Привлечение инвестиций в эту область является крайне выгодным для потенциальных инвесторов.
Ещё одним перспективным направлением деятельности в области производства строительных материалов является организация переработки изношенных автомобильных шин. Для этого в Надымском районе имеется достаточное количество материала переработки, поскольку на территории расположено несколько крупных предприятий, с большим количеством автотранспортных средств. Вторсырье используется при создании новых строительных отделочных материалов, для производства асфальта, нескользящих поверхностей, таких как спортивный инвентарь, спортивные площадки, резиновая плитка и многое другое. Функционирование таких заводов обеспечивает защиту экологии от негативных последствий складирования шин на свалках. Организация бизнеса по переработке автошин имеет экономическую и экологическую выгоду.
Надымский район обладает огромным потенциалом для создания и развития бизнеса в области производства строительных материалов. Для этого имеется достаточная база ресурсов природного и техногенного характера. Инвестиционному комфорту способствует наличие постоянного дорожного сообщения с "большой землей", непрерывное развитие транспортной инфраструктуры, растущий спрос на товары местного производства.
3.9. Повышение уровня благоустройства территории Надымского района
Важность благоустроенных территорий, комфортной и здоровой микросреды муниципального образования важна сегодня для подавляющего большинства жителей. В рамках проектов по благоустройству территорий Надымского района важно учитывать климатические, социальные и культурологические особенности. Инвестиции в высококачественно благоустроенную среду позитивно влияют на капитализацию района и могут оказать значительное влияние на экономическую жизнь муниципального образования, став важной частью любой успешной стратегии преобразования и обновления. Повышение индекса качества городской среды и обеспечение безопасного проживания населения района имеет отражение в создании самых разнообразных общественных пространств - узнаваемых, функциональных, красивых и взаимодействующих между собой.
Показатели индекса качества городской среды города Надыма среди городов Ямало-Ненецкого автономного округа показывают, что город имеет благоприятную городскую среду и конкурентные преимущества среди других городов Ямало-Ненецкого автономного округа по следующим критериям:
- комфортное проживание горожан, высокий уровень обеспеченности жилым фондом: "доля населения города Надыма, проживающего в аварийном жилье" - 0,38%;
- высокий уровень обеспеченности жилых помещений всеми видами коммунальных услуг: "доля жилого фонда, обеспеченного централизованными услугами тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения, в общем объеме жилого фонда" - 99%;
- достаточный уровень потенциальной безопасности озелененных территорий города: "доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зелёных насаждений" - 100%.
Доля улично-дорожной сети, обеспеченной ливневой канализацией, в городе Надыме составила 18%. Но, несмотря на то, что данный показатель превышает окружные значения, его уровень остаётся невысоким.
Наиболее проблемные сферы, которые создают ограничения по развитию комфортной городской среды на фоне других городов округа, это недостаточный уровень обеспечения жителей социально-досуговыми пространствами.
В период с 2020 по 2022 гг. на территории Надымского района запланировано благоустройство 145 дворовых территорий многоквартирных жилых домов (г. Надым - 22, п.г.т. Пангоды - 106, пос. Правохеттинский - 12, с. Ныда - 5). За указанный период будут установлены 441 скамейка, 434 урны и 449 светильников, а также заасфальтировано 4 956 внутриквартальных проездов.
Развитию сельских территорий сегодня уделяется особое внимание, так как они выполняют ряд важнейших социально-экономических и производственно-хозяйственных функций. Повышение уровня и качества жизни населения этих территорий является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления района.
Анализ поселений промышленного типа выявил значительное отклонение от стандарта качества жизни по следующим сферам: здравоохранение, спорт, в части обеспеченности ряда поселений плоскостными спортивными сооружениями и отсутствием детско-юношеских спортивных школ, низким уровнем обеспеченности местами в клубной системе, отсутствием кладбищ для захоронения умерших, недостаточной мощностью имеющихся или отсутствием площадок для размещения ТКО.
Депрессивные и сельскохозяйственные поселения Надымского района не связаны с Единой энергетической системой России, в связи с чем подача энергоресурсов на жилые, социальные и другие объекты ведется от локальных источников, что является энергозатратным и неэффективным. Подключение поселений к централизованной системе энергоснабжения в рамках инвестиционных проектов энергетических компаний, а также реализация предложений по строительству электрических сетей через соглашения, заключаемые с предприятиями ТЭК, позволят существенно сократить тарифы на электроэнергию и повысить качество жизни в сельских поселениях депрессивного и сельскохозяйственного типа.
Для перспективного развития сельских территорий, необходимо строительство, реконструкция и модернизация имеющихся объектов коммунальной и инженерной инфраструктур (сети тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, очистные сооружения).
Для осуществления единого подхода к планированию, проектированию, реализации и эксплуатации наружного утилитарного и архитектурного освещения, световой рекламы, информации и праздничного светового оформления города в 2019 году начата разработка концепции единой светоцветовой среды города Надыма. Основополагающей целью концепции является решение задач комплексного совершенствования эстетики городской среды, повышения уровня комфорта и безопасности световой среды города, улучшения его архитектурно-художественных качеств в вечерне-ночное время.
Одним из главных факторов создания комфортной и безопасной для проживания, экологически благоприятной и привлекательной городской среды выступает эффективно сформированная система озеленения территории. В целях создания экологического каркаса на территории города и улучшения индекса качества жизни населения в 2019 году начата разработка концепции и генеральная схемы озеленения города Надыма. В качестве территорий, защищающих ключевые и транзитные территории от неблагоприятных внешних воздействий и обеспечивающих дополнительную устойчивость городского экологического каркаса, могут рассматриваться озелененные санитарно-защитные зоны, охранные зоны водозаборов и другие зеленые насаждения специального назначения, биологически рекультивируемые территории, участки садоводства и огородничества, иные территории, покрытые естественной растительностью, а также болота.
3.10. Развитие инновационных высокотехнологичных проектов, в том числе в области строительства, образования, энергоэффективности
Основополагающая роль в развитии инновационных высокотехнологичных проектов связана с тем, что в качестве базового варианта социально-экономического развития Надымского района до 2030 года выбран инновационный сценарий. Предполагается превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста, а также ожидается прорыв в повышении эффективности человеческого потенциала, и, как следствие, улучшение социальных и экономических параметров развития района. Продвижение инновационных высокотехнологичных проектов, в том числе в области строительства, образования, энергоэффективности позволит развить конкурентоспособный сектор высокотехнологичных производств, разработать банк знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса.
На территории Надымского района существует Муниципальное автономное учреждение "Бизнес-инкубатор" (далее - МАУ "Бизнес-инкубатор"), которое является объектом инновационной инфраструктуры. МАУ "Бизнес-инкубатор" включено в Реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе, а также входит в Реестр объектов инновационной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе. МАУ "Бизнес-инкубатор" создано для оказания помощи и поддержки в целях реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг, оказываемых на основании учредительных документов организации субъектами инновационной деятельности.
Разработка и внедрение инноваций в сферу строительства - одно из направлений социально-экономического развития территории района по инновационному сценарию. При исследовании инноваций в строительстве на территории района основное внимание сконцентрировано на особенностях суровых климатических условий, специфическом земельном покрове (болотистый характер местности), снижении себестоимости строящегося объекта за счет использования инновационных строительных материалов, производимых на территории района. В строительной сфере необходимо использование следующих видов инноваций:
- внедрение новых решений в вопросах планировки и архитектурного облика строящегося объекта;
- использование современных строительных машин и оборудования, позволяющих сократить сроки строительства и удельный вес затрат на их эксплуатацию;
- внедрение эффективных инновационных строительных технологий (строительство экспериментальных домов);
- совершенствование технологии производства теплоизоляционных материалов, обладающих низкой себестоимостью и при этом высоким качеством;
- применение новых и высококачественных строительно-отделочных материалов;
- применение новых организационных форм выполнения работ.
При введении инновационных технологий в строительстве необходимо учитывать особенности, характеризующие эту сферу как наиболее консервативную, исследовать факторы, тормозящие внедрение инноваций, а также поддерживать и развивать инновационный потенциал в районе.
Необходимым условием для формирования инновационной экономики, динамичного экономического роста и социального развития общества является модернизация системы образования.
Система образования муниципального образования Надымский район обеспечивает основные образовательные потребности жителей и влияет на формирование культурно-образовательных традиций.
Развиваются муниципальные инициативы в образовании: "Корпоративный класс", "Доступная среда", "Клуб молодого педагога", "Поисковый отряд", "Современная методическая служба", "Волонтер", "Технопарк". Ежегодно не менее пяти образовательных организаций становятся муниципальными инновационными площадками. Перспективной целью развития образования является формирование конкурентоспособного выпускника в контексте требований общества и экономики (России, ЯНАО, Надымского района) через насыщение образовательной среды новым содержанием.
В рамках стимулирования разработки инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории муниципального образования Надымский район, был разработан инвестиционный проект по размещению на территории района завода по производству микробного белка из природного газа. Значительный мультипликативный эффект от реализации инвестиционного проекта основывается на использовании российских технологий, разработок и инноваций, а также вовлечение в промышленный оборот ресурсов углеводородов и другого непищевого сырья, природного газа удаленных и малых месторождений, остаточного газа месторождений на поздних стадиях их разработки, угольного метана, биометана.
4. Инструменты реализации Инвестиционной стратегии
4.1. Устранение административных барьеров
Основными механизмами устранения административных барьеров являются:
- формирование понятной нормативной базы;
- обеспечение субъектов инвестиционной деятельности всей необходимой информацией;
- сопровождение реализации инвестиционного проекта по принципу "одного окна";
- сопровождение разработки инвестиционных проектов;
- участие в целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по направлению "Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества" осуществляются мероприятия, направленные на сокращение сроков представления сведений по запросам государственных регистраторов в рамках межведомственного взаимодействия;
- участие в реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в целях развития направления по увеличению количества субъектов малого предпринимательства (включая ИП) в расчете на 1 тыс. чел. населения, в автономном округе производится софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
- участие в целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по направлению "Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества" осуществляются мероприятия, направленные на предоставление сведений (ответов на запросы) посредством СМЭВ, определение перечня сведений, необходимых при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права собственности, которые должны предоставляться посредством СМЭВ.
В рамках обеспечения информацией заинтересованных лиц на Официальном интернет-сайте Администрации муниципального образования Надымский район в разделе "Экономика" создан подраздел "Инвестируй в Надымский район", в котором публикуется информация об инвестиционной деятельности на территории района, в том числе размещается реестр имеющихся для инвесторов площадок и инвестиционных предложений.
Создание благоприятных условий для улучшения инвестиционного климата, привлечения инвестиций, ведения бизнеса в районе обеспечивает опережающий ввод производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест, рост объемов производства и на этой основе устойчивое социально-экономического развития территории.
Организация процесса постоянного совершенствования инвестиционной деятельности и условий ведения бизнеса невозможна без открытого обсуждения и вовлечения в процесс бизнес-участников, представителей малого и среднего бизнеса, экспертов. На постоянной основе организован мониторинг фактической удовлетворенности действующих и потенциальных инвесторов созданными условиями для ведения предпринимательской деятельности и инвестиционным климатом.
4.2. Развитие инфраструктуры
Снижение административных барьеров и стимулирование инвестиционной активности на территории муниципального образования осуществляется Инвестиционным уполномоченным, в обязанности которого входит оказание содействия хозяйствующим субъектам в реализации частных инвестиционных проектов. В 2019 году создан Общественный совет по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при Главе муниципального образования Надымский район. Среди возложенных на него задач особое место занимает вопрос обеспечения совместного с предпринимательским сообществом формирования инициатив и предложений в области стимулирования инвестиционной деятельности и развития предпринимательства в районе.
Для активизации процесса привлечения инвестиций на территорию муниципального района проводится подготовка специальных инвестиционных площадок и предложений.
Инвестиционные площадки - это здания, помещения и земельные участки с четко прописанными юридическими правами, необходимой инфраструктурой и коммуникациями.
Инвестиционные предложения - предлагаемые ведомственными структурами или хозяйствующим субъектом к реализации проекты (технические задания) на территории муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым. Информация об идеях и перспективах развития бизнеса, которые имеют потенциал для реализации как инвестиционный проект.
Сформирована база инвестиционных площадок и предложений, в составе которой 11 земельных участков, общей площадью 5,3 га, предлагаемых для реализации инвестиционных проектов, и 5 инвестиционных предложений на общую сумму 165,8 млн. руб.
В 2019 году на территории Надымского района реализуются:
1. Организация комплекса по приёму, переработке и реализации дикоросов ООО ПФ "Ныда-ресурс" - сумма капиталовложений 19,9 млн. руб.
2. Организация комплекса по вылову, приёму и высокотехнологичной переработке рыбы ООО ПФ "Ныда-ресурс" - сумма инвестирования 17,5 млн. руб.
3. Организация комплекса по приёму, забою и высокотехнологичной переработке оленины ООО ПФ "Ныда-ресурс" - объем инвестиций составит 86,1 млн. руб.
4. Цех по производству колбасной продукции ООО "Возрождение" - 3,2 млн. руб.
5. Создание и запуск цеха по производству пельменей и вареников ООО "Возрождение" - 1,095 млн. руб.
6. Организация цеха по производству мясных консервов из оленины ООО "Возрождение" - 0,88 млн. руб.
7. Создание АКВАЦЕНТРА МОРЕАЛ ООО АКВАЦЕНТР МОРЕАЛ" - 2,55 млн. руб.
8. Многофункциональный медицинский центр "Авиценна" ООО Торговое предприятие "Элита-1" - 23 млн. руб.
9. Создание детского центра кратковременного пребывания детей "Лига Героев" - ИП Ольшевская Д.В. - 2,8 млн. руб.
10. Творческое товарищество "ПИОНЕР" (антикафе и творческая мастерская) ИП Мейлер Е.Е. - объем инвестиций 3,4 млн. руб.
Сегодня инвесторам доступна такая услуга, как сопровождение реализации инвестиционного проекта по принципу "одного окна", которая осуществляется по следующим направлениям:
- оказание консультационной поддержки;
- оказания информационной поддержки (помощи);
- оказание организационной поддержки (помощи).
Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории муниципального образования Надымский район реализуется в целях создания благоприятных условий для инвесторов, сокращения сроков проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур, снятия административных барьеров при реализации инвестиционных проектов. Данный подход позволит минимизировать участие инициаторов инвестиционных проектов в административных процедурах сбора материалов и подготовки документов при реализации инвестиционных проектов.
4.3. Развитие бренда муниципального образования Надымский район
Конкуренция за привлечение трудовых, инвестиционных ресурсов, а также туристических потоков - одна из причин особого внимания к созданию бренда территории муниципального образования. Для закрепления за районом статуса с привлекательным инвестиционным климатом в 2019 году была начата разработка концепции брендирования Надымского района. Основной целью концепции выступает создание уникального образа, воплощающего набор впечатлений и ассоциаций, позволяющий потребителю различать и выбирать товар, производимый в Надымском районе.
Сильный бренд территории позволяет:
- стимулировать поток внешних государственных и частных инвестиций в приоритетные отрасли экономики;
- стимулировать процессы кластерного развития приоритетных отраслей экономики - активизировать экспорт местных производителей;
- повышать привлекательность территории, удерживая местное население от миграции и притягивая новое население, обладающее востребованными навыками и квалификацией.
Для представления целевому потребителю продукта, обладающего повышенной ценностью и обеспечения эффективного согласования спроса и предложения, между участниками процесса, в 2019 году начата организация открытого конкурса вариантов брендирования территории Надымского района.
4.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Малые и средние предприятия характеризуются низкой потребностью в стартовом капитале, мобильностью, высокой степенью ликвидности, способностью к быстрой переориентации своей деятельности. Не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, они охотно идут на коммерческий риск, находясь в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Узкая специализация, характерная для большинства таких фирм, позволяет им достигать достаточно высокой производительности и качества даже в условиях мелкосерийного и единичного производства.
В муниципальном образовании Надымский район активно поддерживается курс на развитие предпринимательства. На сегодняшний день субъекты малого и среднего предпринимательства получают следующие виды поддержки - финансовая, имущественная и консультационная. Следует отметить, что малый и средний бизнес в районе не вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие территории, при этом наблюдается явная концентрация малых предприятий в городе Надыме, что уже сегодня играет важную роль в снижении уровня безработицы в городе. В остальных поселениях Надымского района развито в основном индивидуальное предпринимательство. В населенных пунктах с. Ныда, с. Нори, с. Кутопьюган, где проживают коренные малочисленные народы Севера, малое предпринимательство развито незначительно.
Предпринимательство стало неотъемлемым субъектом рынка как явление социальное, экономическое и политическое, охватывающее многие отрасли деятельности, должно решать следующие основные задачи развития Надымского района:
- в социальном аспекте - способствовать обеспечению занятости и материальному благополучию населения, его духовному и культурному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и сферы услуг;
- в экономическом аспекте - содействовать развитию конкурентной рыночной экономики, повышению доходов бюджетов всех уровней;
- в политическом аспекте - обеспечивать формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности Надымского района.
Стимулированию развития новых рыночных ниш для сферы малого и среднего предпринимательства с учетом трендов развития экономики района, а также мотивации населения Надымского района к занятию предпринимательской деятельностью способствуют:
- созданная в Надымском районе инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- реализация муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Надымский район и муниципального образования город Надым;
- деятельность Совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе МО Надымский район;
- утвержденный перечень приоритетных видов экономической деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Надымский район и муниципального образования город Надым;
- общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Сформированная единая система поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляет комплексное и адресное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса.
4.4.1. Гранты и субсидии
Предпринимательская активность стимулируется целой системой мер муниципальной финансовой поддержки:
- предоставление грантов в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства;
- предоставление грантов в форме субсидий начинающим малым предприятиям на создание собственного дела;
- субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
- субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам;
- предоставление субсидии на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с приобретением основных средств, направленных на развитие приоритетных видов экономической деятельности;
- субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с осуществлением сельскохозяйственной деятельности;
- субсидирование части затрат, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья, начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в труднодоступных и отдаленных местностях Надымского района;
- субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с организацией частных детских садов и групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;
- компенсация части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с оплатой энергетических ресурсов;
- компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой арендных платежей;
- компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;
- компенсация субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с обеспечением доступности объектов социальной инфраструктуры для предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения;
- предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям - победителям конкурса "Предприниматель года".
4.4.2. Имущественная поддержка
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется Департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район и МАУ "Бизнес-инкубатор".
Ведомственной структурой определены перечни муниципального имущества муниципального образования город Надым и муниципального образования Надымский район, свободного от третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки. Сформированные Перечни публикуются в газете "Рабочий Надыма" и размещаются на Официальном сайте Администрации муниципального образования Надымский район. В городе Надыме на 2019 год утвержден перечень из 12 помещений, 1 здания и 4 земельных участков. В Надымском районе - 4 помещения, 7 зданий, 36 объектов движимого имущества, 15 сооружений.
Совместно с Департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район МАУ "Бизнес-инкубатор" осуществляет предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства 23 офисных помещений площадью от 7,8 до 39,7 . Расчетное количество рабочих мест - 70. Предоставление офисных помещений осуществляется на конкурсной основе в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Конкурс является открытым по составу претендентов, проводится не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в квартал по мере высвобождения нежилых помещений в МАУ "Бизнес-инкубатор".
4.4.3. Консультационная поддержка
МАУ "Бизнес-инкубатор" предоставляет на бесплатной основе консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства:
- в области бухгалтерского учета, правовой защиты и развития предприятия;
- по вопросам налогообложения, ведения предпринимательской деятельности, бизнес планирования.
С целью повышения уровня информированности предпринимателей в вопросах налогового, трудового, административного законодательства, а также создания благоприятных условий для диалога между органами местного самоуправления и предпринимателями на базе МАУ "Бизнес-инкубатор" проводятся ежеквартальные мероприятия, лекторами на которых выступают представители налоговой службы, пенсионного фонда, отдела надзорной деятельности, структурных подразделений Администрации муниципального образования Надымский район.
Проводятся семинары и круглые столы при участии представителей банковских структур, некоммерческой организации "Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО", представителей бизнеса, которые успешно реализуют свои проекты.
5. Реализация Инвестиционной стратегии
Реализация Инвестиционной стратегии базируется на положениях муниципального инвестиционного стандарта Ямало-Ненецкого автономного округа и механизмах поддержки участников инвестиционной деятельности.
Инвестиционное послание Главы муниципального образования Надымский район информирует об итогах инвестиционной деятельности за прошедший период, преимуществах ведения бизнеса на территории нашего района и основных направлениях работы по улучшению инвестиционного климата на перспективу.
План реализации Инвестиционной стратегии утверждается постановлением Администрации муниципального образования Надымский район, является документом среднесрочного планирования.
План реализации Инвестиционной стратегии содержит:
- сводный перечень муниципальных программ или мероприятий;
- сроки реализации;
- вид документа, которым регламентируется мероприятие;
- лица, ответственные за реализацию.
Концепция инвестиционного развития муниципального образования Надымский район, муниципального образования город Надым определяет основные задачи и направления деятельности органов местного самоуправления Надымского района по улучшению инвестиционного климата на территории Надымского района и является одним из базовых документов для разработки Инвестиционной стратегии муниципального образования Надымский район. Концепцией устанавливаются приоритетные направления инвестиционной политики на территории муниципального образования Надымский район.
Муниципальные программы отражают систему мероприятий по реализации в определенный период отдельных направлений Инвестиционной стратегии и достижению конкретных целей. На основе муниципальных программ осуществляется оперативный мониторинг реализации Инвестиционной стратегии и достижения целевых показателей.
Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утвержден нормативным правовым актом Администрации муниципального образования Надымский район.
Департамент экономики Администрации муниципального образования Надымский район обеспечивает формирование отчета об исполнении Плана, согласованного с инвестиционным уполномоченным муниципального образования Надымский район, и направление его в адрес Главы муниципального образования Надымский район.
В отчете, помимо анализа основных экономических показателей, информации об инвестиционном климате в районе, содержится также описание эффектов от реализованных мероприятий и предложения по улучшению эффективности предпринимаемых мер.
Управление реализацией Инвестиционной стратегии и мониторинг реализации осуществляет департамент экономики Администрации муниципального образования Надымский район.
На основании ежегодного отчета и проводимого мониторинга в случае отклонения от заданных целевых показателей департамент экономики Администрации муниципального образования Надымский район:
- вносит изменения в план реализации Инвестиционной стратегии;
- разрабатывает предложения по корректировке самой Инвестиционной стратегии и целевых показателей.
Основными участниками реализации Инвестиционной стратегии являются:
1. предприниматели;
2. общественные объединения;
3. организации;
4. муниципальное автономное учреждение муниципального образования город Надым "Бизнес-инкубатор";
5. органы местного самоуправления муниципального образования Надымский район;
6. органы местного самоуправления городских и сельских поселений (по согласованию);
7. территориальные органы федеральных органов исполнительной власти автономного округа (по согласованию).
Оценка уровня реализации инвестиционной стратегической цели развития Надымского района, эффективность реализации Плана мероприятий выполняются на основе анализа динамики индикативных показателей.
Целевые показатели (индикаторы) Инвестиционной стратегии представлены в таблице N 2.
Таблица N 2.
Целевые показатели инвестиционного развития муниципального образования Надымский район на период до 2024 года
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
2017 год - Базовый (факт) |
2024 год (план) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Количество инвестиционных проектов в области переработки углеводородов, шт. |
0 |
2 |
2. |
Динамика инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств и инвестиций в топливно-энергетический комплекс), млн. руб. |
1 109,7 |
1442,6 |
3. |
Объем продукции сельского хозяйства, производимой на территории Надымского района, млн. руб. |
29,3 |
44,0 |
4. |
Количество центров кратковременного пребывания детей, единиц |
0 |
1 |
5. |
Количество объектов по переработке, обезвреживанию и размещению коммунальных отходов, единиц |
0 |
10 |
6. |
Количество объектов придорожного сервиса, единиц |
0 |
5 |
7. |
Наличие туристско-информационного центра, единиц |
0 |
1 |
8. |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством строительных материалов, единиц |
0 |
1 |
9. |
Доля озелененных территорий общего пользования (парки, сады и др.) в общей площади зеленых насаждений города Надыма, га |
63 |
82 |
10. |
Количество инновационных высокотехнологичных проектов, в том числе в области строительства, образования, энергоэффективности, единиц |
7 |
9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.