Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению мэрии
от 29.11.2019 N 1387
Бюджетный прогноз
города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года
1. Общие положения
Формирование бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период является одним из ключевых этапов стратегического планирования на долгосрочную перспективу.
Бюджетный прогноз города Ярославля на долгосрочный период до 2025 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25.1 Положения о бюджетном процессе в городе Ярославле, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 17.12.2007 N 600, и постановлением мэрии города Ярославля от 25.07.2019 N 834 "О Порядке разработки и утверждения бюджетного прогноза города Ярославля на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз сформирован на основе прогноза социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочный период 2020 - 2026 годов, утвержденного постановлением мэрии города Ярославля от 16.09.2019 N 1024, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ярославля.
2. Основные итоги бюджетного развития города Ярославля, текущее состояние бюджета города Ярославля
На протяжении последних лет в городе Ярославле осуществляется ряд мероприятий, направленных на проведение бюджетного реформирования и повышение качества управления муниципальными финансами.
Начиная с 2008 года реализовывалась Программа реформирования муниципальных финансов города Ярославля на 2008 - 2010 годы, утвержденная решением муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 N 25, в 2012 - 2013 годах - долгосрочная целевая программа "Повышение эффективности бюджетных расходов города Ярославля на 2012 - 2013 годы", утвержденная постановлением мэрии города Ярославля от 28.03.2012 N 714.
Основные результаты проведенных мероприятий:
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, утверждение бюджета города Ярославля на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
- формирование качественно новой сети муниципальных учреждений путем изменения правового положения бюджетных учреждений, в результате чего осуществлен окончательный переход от сметного финансирования муниципальных учреждений к финансированию на выполнение муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг, выполнение работ;
- внедрение системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Ярославля;
- разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета города Ярославля по основным налогам;
- формализация процедур предоставления муниципальных гарантий, управления долгом, принятия долговых обязательств, мониторинга и урегулирования просроченной кредиторской задолженности;
- изменение системы муниципального финансового контроля с учетом требований федерального законодательства.
В 2014 году осуществлен переход на программно-целевое планирование расходов бюджета, обеспечивающий прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования.
В настоящее время доля "программных расходов", то есть непосредственно увязанных с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития города, составляет более 84% от общего объема расходов бюджета города Ярославля. Формирование и исполнение бюджета города Ярославля осуществляется на основе 27 муниципальных программ.
В целях интеграции процессов формирования проекта бюджета города Ярославля и муниципальных программ в перечень документов, представляемых одновременно с проектом бюджета города Ярославля на очередной финансовый год и на плановый период в муниципалитет города Ярославля, начиная с проекта бюджета города Ярославля на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, включены паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта).
Начиная с 2012 года значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, на повышение средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, выполнение обязательств по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет путем введения дополнительных мест в детских садах, улучшение жилищных условий в рамках программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
При этом налоговые и неналоговые доходы бюджета города Ярославля росли более сдержанными темпами, чем требовалось для выполнения поставленных задач. Недостаток собственных финансовых ресурсов для реализации вышеуказанных мероприятий привел к необходимости привлечения кредитных ресурсов и, как следствие, к увеличению объема муниципального долга города Ярославля, который на 1 января 2019 года составил 6 913,1 млн руб. или 94,5% собственных доходов бюджета города Ярославля.
Дополнительным этапом бюджетного развития города Ярославля стало повышение открытости и доступности информации о бюджете и бюджетном процессе города Ярославля. Начиная с информации об исполнении бюджета города Ярославля за 2013 год на официальном портале города Ярославля размещается "Бюджет для граждан" и иные информационные материалы о состоянии муниципальных финансов. Для повышения степени вовлеченности населения города в обсуждение вопросов бюджетно-финансовой сферы с 2018 года организуется онлайн-трансляция публичных слушаний по проекту городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период и годовому отчету об исполнении бюджета. В практику также вошло проведение Дня открытых дверей в департаменте финансов мэрии города Ярославля.
Начиная с 2019 года формирование бюджета города Ярославля осуществляется с учетом необходимости реализации национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Бюджетное развитие города Ярославля направлено на обеспечение преемственности реализации бюджетной и налоговой политики прошлых лет, скорректировано с учетом текущей экономической ситуации в стране и прогнозируемого уровня инфляции, что позволит:
- обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств города Ярославля;
- сохранить социальную и экономическую стабильность в городе Ярославле;
- обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета города Ярославля.
3. Описание основных сценарных условий и параметров вариантов прогноза социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочный период, обоснование выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей бюджетного прогноза
Бюджетный прогноз города Ярославля составлен на 6 лет. Показатели бюджетного прогноза города Ярославля сформированы на основе прогноза социально-экономического развития города Ярославля на долгосрочный период 2020 - 2026 годов.
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития города Ярославля разработан в двух вариантах:
- первый вариант - консервативный - исходит из менее благоприятной комбинации внешних и внутренних условий функционирования экономики и социальной сферы;
- второй вариант - благоприятный - исходит из возможности сохранения позитивных тенденций развития внешних и внутренних условий и ориентирован на дальнейшее улучшение социально-экономической ситуации.
В целях достижения целевых показателей социально-экономического развития и решения задач стратегического планирования при формировании бюджетного прогноза за основу взят благоприятный вариант.
К концу прогнозируемого периода (2025 год) ожидается рост по всем показателям социально-экономического развития города Ярославля по отношению к 2019 году:
- численность постоянного населения города (среднегодовая) увеличится на 1,6%;
- фонд начисленной заработной платы работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) увеличится на 43,3%;
- среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) увеличится на 35,3%;
- объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг возрастет на 50,6%;
- объем инвестиций в основной капитал возрастет на 31,5%.
При этом в планируемом периоде индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 4% к предыдущему году.
4. Цели, задачи и основные подходы к формированию и реализации бюджетной политики на долгосрочный период
Целью долгосрочного бюджетного планирования является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов бюджета города, что позволит достоверно оценивать долгосрочные тенденции изменений объема доходов и расходов, вырабатывать на основе оценки соответствующие меры, направленные на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы.
Основными задачами долгосрочного бюджетного планирования, способствующими достижению указанной цели, являются:
- разработка достоверных прогнозов основных характеристик бюджета города Ярославля и иных показателей, характеризующих состояние, основные риски и угрозы сбалансированности бюджета города Ярославля;
- выработка решений по принятию дополнительных мер по совершенствованию налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности бюджета города Ярославля и решению ключевых задач социально-экономического развития города в долгосрочном периоде;
- обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров бюджета города Ярославля, макроэкономических и иных показателей;
- определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Ярославля на период их действия.
Решение указанных задач планируется обеспечивать в рамках комплексного подхода, включающего в себя:
- формирование бюджетных параметров исходя из необходимости исполнения действующих расходных обязательств города Ярославля;
- анализ осуществляемых расходных обязательств в целях исключения направления средств на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям городского округа, принятие новых расходных обязательств только при условии оценки их эффективности, соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития города и при условии наличия ресурсов для их гарантированного исполнения в целях снижения риска неисполнения (либо исполнения в неполном объеме) действующих расходных обязательств;
- планирование в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов (программ) развития Российской Федерации и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), в целях безусловного выполнения задач, поставленных в национальных проектах (программах);
- принятие мер, направленных на сохранение и развитие доходного потенциала города Ярославля;
- осуществление работы, направленной на привлечение средств вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения в целях сокращения нагрузки на бюджет города, в том числе путем участия в федеральных или региональных проектах и программах, а также выполнение условий софинансирования к средствам вышестоящих бюджетов;
- поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории города Ярославля;
- сохранение достигнутого уровня предоставления муниципальных услуг (работ) и недопущение снижения качества их предоставления в целях обеспечения комфортных условий для проживания населения в городе;
- продолжение работы по внедрению критериев адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в целях оказания поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан;
- осуществление бюджетных инвестиций исходя из необходимости завершения начатых работ, финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ, выполнение которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств вышестоящих бюджетов, внебюджетных средств;
- совершенствование системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
5. Описание основных рисков реализации бюджетного прогноза
Основными рисками реализации бюджетного прогноза в части доходов являются возможное снижение темпов экономического роста, что может повлечь снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города и увеличение дефицита бюджета, а также изменение федерального законодательства, влияющего на параметры бюджета (новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, снижение объема субсидий и межбюджетных трансфертов, выделяемых из вышестоящих бюджетов на решение вопросов местного значения).
Фактором риска невыполнения принятых расходных обязательств являются неблагоприятные экономические условия, рост инфляции и цен на товары, работы и услуги, закупаемые для обеспечения муниципальных нужд.
В сфере долговой политики имеются риски увеличения расходов на обслуживание муниципального долга города в связи с ростом процентных ставок на рынке заимствований и увеличением размера муниципального долга города Ярославля.
В целях минимизации бюджетных рисков необходимо:
- повышение доходности активов, находящихся в муниципальной собственности города Ярославля;
- повышение эффективности бюджетных расходов города Ярославля;
- поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга города Ярославля;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств города Ярославля с учетом ситуации на рынке заимствований.
6. Прогноз основных характеристик бюджета города Ярославля на период 2020 - 2025 годов
руб. | ||||||
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Доходы |
20 305 470 475,0 |
20 391 113 632,0 |
19 676 280 301,0 |
19 935 355 301,0 |
20 378 318 301,0 |
20 780 140 301,0 |
- собственные налоговые и неналоговые доходы |
7 392 332 000,0 |
7 480 597 000,0 |
7 722 788 000,0 |
7 981 863 000,0 |
8 424 826 000,0 |
8 826 648 000,0 |
- безвозмездные поступления |
12 913 138 475,0 |
12 910 516 632,0 |
11 953 492 301,0 |
11 953 492 301,0 |
11 953 492 301,0 |
11 953 492 301,0 |
Расходы |
20 305 470 475,0 |
20 391 113 632,0 |
19 676 280 301,0 |
19 935 355 301,0 |
20 378 318 301,0 |
20 780 140 301,0 |
Дефицит (профицит) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Муниципальный долг на конец года |
6 913 000 000,0 |
6 913 000 000,0 |
6 913 000 000,0 |
6 913 000 000,0 |
6 913 000 000,0 |
6 913 000 000,0 |
7. Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Ярославля на период их действия
руб. | ||||||
Наименование муниципальной программы города Ярославля |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
"Развитие образования в городе Ярославле" на 2015 - 2020 годы |
9 926 112 132,0 |
|
|
|
|
|
"Молодежь Ярославля" на 2017 - 2020 годы |
47 189 800,0 |
|
|
|
|
|
"Развитие культуры в городе Ярославле" на 2017 - 2022 годы |
863 482 565,0 |
856 166 565,0 |
856 611 465,0 |
|
|
|
"Развитие туризма в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы |
4 362 300,0 |
47 600,0 |
|
|
|
|
"Развитие физической культуры и спорта в городе Ярославле" на 2017 - 2022 годы |
748 155 280,0 |
706 827 900,0 |
705 817 600,0 |
|
|
|
"Доступная среда в городе Ярославле" на 2016 - 2020 годы |
20 000,0 |
|
|
|
|
|
"Социальная поддержка жителей города Ярославля" на 2017 - 2020 годы |
3 817 662 650,0 |
|
|
|
|
|
"Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля" на 2015 - 2020 годы |
5 787 521,0 |
|
|
|
|
|
"Энергоэффективность и развитие энергетики в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы |
3 000 000,0 |
|
|
|
|
|
"Социальная поддержка жителей города Ярославля в сфере ипотечного жилищного кредитования" на 2016 - 2020 годы |
20 000,0 |
|
|
|
|
|
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Ярославля" на 2019 - 2025 годы |
11 296 799,0 |
5 605 708,0 |
9 736 372,0 |
433 527 510,0 |
569 557 380,0 |
17 000 000,0 |
"Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле" на 2014 - 2020 годы |
73 338 173,0 |
|
|
|
|
|
"Профилактика правонарушений" на 2017 - 2020 годы |
35 525 554,0 |
|
|
|
|
|
"Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле" на 2018 - 2020 годы |
100 000,0 |
|
|
|
|
|
"Развитие единого информационного пространства" на 2018 - 2020 годы |
27 394 300,0 |
|
|
|
|
|
"Развитие муниципальной службы и международного муниципального сотрудничества в системе городского самоуправления" на 2017 - 2022 годы |
2 046 100,0 |
251 700,0 |
236 000,0 |
|
|
|
"Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие казачества в городе Ярославле" на 2017 - 2022 годы |
2 460 000,0 |
94 500,0 |
66 000,0 |
|
|
|
"Декоративно-художественное оформление городской среды Ярославля" на 2018 - 2022 годы |
17 745 500,0 |
12 689 800,0 |
12 595 000,0 |
|
|
|
"Обеспечение сохранности автомобильных дорог города Ярославля" на 2015 - 2020 годы |
1 474 876 800,0 |
|
|
|
|
|
"Управление муниципальными финансами города Ярославля" на 2015 - 2020 годы |
711 733 600,0 |
|
|
|
|
|
"Развитие транспортной системы города Ярославля" на 2015 - 2020 годы |
457 401 200,0 |
|
|
|
|
|
"Благоустройство и озеленение территории города Ярославля" на 2015 - 2020 годы |
382 079 599,0 |
|
|
|
|
|
"Организация отдыха детей и их оздоровления в городе Ярославле" на 2016 - 2021 годы |
70 981 627,0 |
70 987 127,0 |
|
|
|
|
"Защита населения и территорий города Ярославля от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" на 2017 - 2022 годы |
61 850 200,0 |
60 882 100,0 |
60 977 000,0 |
|
|
|
"Формирование современной городской среды" на 2018 - 2022 годы |
11 720 000,0 |
11 719 900,0 |
11 719 900,0 |
|
|
|
"Повышение инвестиционной привлекательности города Ярославля" на 2018 - 2020 годы |
2 531 200,0 |
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэрии г. Ярославля от 29 ноября 2019 г. N 1387 "Об утверждении бюджетного прогноза города Ярославля на... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.