Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
министерства финансов
Тульской области
от 26 июня 2019 г. N 88
Инструкция
по определению и обоснованию начальной
(максимальной) цены контракта, цены контракта,
заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), начальной цены единицы товара, работы,
услуги для государственных и муниципальных нужд
В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Рекомендации) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (далее - НМЦК) осуществляется заказчиком и заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов, на основании которых выполнен расчет.
Определение НМЦК производится как при формировании плана-графика закупок, так и при подготовке заявки на осуществление закупки. Информация об определении НМЦК приводится в документально оформленном отчете, размещаемом вместе со сканированными образами указанных выше документов в региональной информационной системе Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - РИС ТО).
Отчет с информацией о формировании НМЦК, внесенный в РИС ТО, в установленных действующим законодательством о контрактной системе случаях включается в документацию о закупке и является официальным документом.
При определении НМЦК рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных нужд.
Методы определения цены
НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод;
6) иные методы.
Обоснование НМЦК
Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит дальнейшему размещению в составе документации о закупке, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Приводится информация только о реквизитах (дата, номер) исходящего документа заказчика, содержащего запрос ценовых предложений, и о реквизитах документов хозяйствующих субъектов, представивших ценовые предложения.
Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, графические образы ("скриншоты"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Кроме того, указанные документы в отсканированном виде в обязательном порядке размещаются в качестве вложений к заявке на закупку, сформированной в РИС ТО.
Определение НМЦК подразделяется на несколько этапов и включает в себя следующее:
1. Определение потребности в конкретных товарах, работах, услугах, обусловленной целями осуществления закупки в соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе, и с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчика.
2. Проведение исследования рынка путем изучения общедоступных источников информации, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчика.
3. Установление перечня требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с описанием объекта закупки и подготовкой соответствующих справочных материалов в соответствии с пунктами 3.1 или 3.2 приложения 2 к настоящей Инструкции.
4. Определение метода определения НМЦК или нескольких таких методов.
5. Определение НМЦК (в том числе цены за единицу товара в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) соответствующим методом.
6. Формирование и обоснование НМЦК на основании полученных сведений, в соответствии с приложением 3 к настоящей Инструкции.
7. Формирование заказчиком, по итогам сбора данных, документов, необходимых для определения НМЦК (в том числе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить - начальной цены единицы товара, работы, услуги; начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; максимального значения цены контракта), в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции.
Размещение материалов в РИС ТО, подготовленных на этапах 1-6 в соответствии с приложениями 1-3, является обязательным. Размещение осуществляется при формировании заявки на закупку во вкладке "Вложения". Загружаемые документы должны иметь признаки подлинности (на бланках учреждений/организаций наличие подписи ответственных лиц и печатей, с указанием необходимых реквизитов).
Определение НМЦК (в том числе цены за единицу
товара в случае, если количество поставляемых товаров,
объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг
невозможно определить) методом сопоставимых
рыночных цен (анализа рынка)
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК и заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.
Идентичными признаются:
- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;
- работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Однородными признаются:
- товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;
- работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
В целях получения ценовой информации в отношении товаров, работ, услуг для определения НМЦК рекомендуется осуществить процедуры, указанные в Рекомендациях.
Рекомендуемые формы запроса о ценовом предложении потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (далее - запросы) и формы ответа приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции.
Все полученные по запросам документы, содержащие ценовую информацию, рекомендуется регистрировать в системе делопроизводства заказчика и использовать в расчетах НМЦК.
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен на товары, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Кроме того, рекомендуется осуществить поиск информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащихся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами.
В случае, если по результатам запросов не получены ответы от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или получено менее трех ответов, заказчик в целях получения не менее трех цен на товары, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), использует для определения и обоснования НМЦК другие источники информации, указанные в пунктах 3.7.2. - 3.7.8. Рекомендаций.
В случае, если при исследовании рынка товаров, работ, услуг выявлено менее 5 потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то запросы направляются всем выявленным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Дополнительно изучаются иные источники информации о ценах товаров, работ, услуг, указанные в Рекомендациях.
При этом согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заказчику необходимо обращать внимание на соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.
В случае, если достижение наилучшего результата совместимо с минимизацией соответствующих расходов, заказчику рекомендуется формировать НМЦК как минимальную из предложенных или найденных по следующей формуле:
,
где:
- НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
v - количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
- минимальная цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике ценовой информации.
В случае, если заказчик осуществляет закупку, при которой объем поставляемых товаров, подлежащих выполнению работ, оказываемых услуг невозможно определить, то начальную цену каждой единицы товара, работы, услуги рекомендуется формировать как минимальную из предложенных.
Определение НМЦК нормативным методом
Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Нормативный метод может применяться для определения НМЦК (если цена товаров, работ, услуг нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения предельной цены единицы товара, работы, услуги, установленной в рамках нормирования в сфере закупок.
Определение НМЦК тарифным методом
Тарифный метод подлежит применению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
Определение НМЦК проектно-сметным методом
Проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;
3) текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
НМЦК определяется на основании проектной документации, включающей сметную стоимость работ, разработанной и утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется.
Если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности подготовка проектной документации не требуется, НМЦК определяется на основании локального сметного расчета, содержащего сумму денежных средств, необходимых для выполнения работ.
Сметная стоимость работ, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427.
Результатом проверки достоверности определения сметной стоимости работ является положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости.
Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости работ в отношении объектов капитального строительства, документация на которые подлежит государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в случае проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов капитального строительства, документация на которые не подлежит государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществляется ГАУ ТО "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области".
Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости технического перевооружения объектов капитального строительства (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства), документация на которые не подлежит государственной экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями действующего законодательства, и капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования, осуществляется ГУ ТО "Региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве".
Проверка сметной документации на ремонтно-строительные работы по объектам, финансируемым за счет средств бюджета Тульской области и местных бюджетов, за исключением сметной документации стоимостью до 100 тысяч рублей в пределах цены государственного контракта (договора) осуществляется ГУ ТО "Региональный хозрасчетный центр по ценообразованию в строительстве".
Определение НМЦК затратным методом
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Определение НМЦК иными методами
В случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных выше, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
Порядок определения НМЦК
при проведении совместных конкурсов или аукционов
В случае необходимости проведения совместных электронных конкурсов или совместных электронных аукционов, проведение анализа и исследования рынка в целях определения и обоснования НМЦК для всех заказчиков, являющихся сторонами соглашения, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, главного распорядителя бюджетных средств, органа исполнительной власти, по регулированию контрактной системы в сфере закупок, либо одного из заказчиков, при условии раскрытия методологии расчета цен в исследовании. Указанное исследование рынка заказчик может использовать для обоснования стоимости необходимых ему товаров, работ, услуг, являющихся объектом совместной закупки, наряду с иными источниками ценовой информации, в течение срока действия ценовых предложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.