Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 10 декабря 2019 года N 709
Порядок
оценки налоговых расходов Республики Крым
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оценки налоговых расходов Республики Крым определяет последовательность действий исполнительных органов государственной власти Республики Крым:
- при проведении ежегодной оценки налоговых расходов Республики Крым;
- при подготовке заключений (рекомендаций) по вопросам установления, продления и отмены налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предусмотренных в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ Республики Крым и (или) целями социально-экономической политики Республики Крым, не относящимися к государственным программам Республики Крым (далее - налоговые льготы).
1.2. Понятия, специально не определенные в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
1.3. Оценка налоговых расходов Республики Крым (далее - налоговых расходов) производится в целях обеспечения контроля результативности налоговых расходов и их соответствия общественным интересам. Оценка налоговых расходов направлена на оптимизацию перечня действующих налоговых расходов, а также обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в форме установления налоговых льгот.
1.4. Налоговые расходы распределяются на три целевые категории:
1.4.1. Социальные налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
1.4.2. Стимулирующие налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций, расширение экономического потенциала (включая создание новых рабочих мест, улучшение условий труда) и последующее увеличение доходов бюджета Республики Крым и местных бюджетов;
1.4.3. Технические налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих уменьшение расходов налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета Республики Крым (местных бюджетов).
2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов
2.1. Оценка эффективности налоговых расходов проводится ежегодно, но не позднее 1 июня текущего финансового года.
Оценка эффективности по налоговым льготам (налоговым расходам), предлагаемым к введению, проводится на стадии подготовки проекта закона Республики Крым, устанавливающего налоговую льготу (налоговый расход), в соответствии с критериями оценки эффективности налоговых расходов, указанными в разделе 3 настоящего Порядка.
2.2. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов:
2.2.1. До 1 февраля текущего финансового года Министерство финансов Республики Крым направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым сведения о категориях налогоплательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов Республики Крым, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иную информацию, указанную в приложении к общим требованиям к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796;
2.2.2. До 1 апреля текущего финансового года Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направляет в Министерство финансов Республики Крым информацию за год, предшествующий отчетному году, а также уточненные данные за иные отчетные периоды в целях оценки эффективности налоговых расходов в случае необходимости с учетом актуальной информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, о фискальных характеристиках налоговых расходов, содержащую:
перечень категорий налогоплательщиков - получателей налоговой льготы с той же детализацией, как они установлены законами Республики Крым о налогах;
сведения о количестве налогоплательщиков - получателей налоговой льготы, воспользовавшихся льготами;
сведения о суммах выпадающих доходов консолидированного бюджета Республики Крым по каждой категории налогоплательщиков - получателей налоговой льготы и в целом по Республике Крым;
сведения об объемах налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Крым по каждой категории налогоплательщиков - получателей налоговой льготы и в целом по Республике Крым - в отношении стимулирующих налоговых расходов;
2.2.3. До 15 апреля текущего финансового года Министерство финансов Республики Крым обобщает полученную из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов, формирует её в разрезе кураторов налоговых расходов Республики Крым (далее - кураторы налоговых расходов) в соответствии с перечнем налоговых расходов Республики Крым (далее - перечень налоговых расходов) и направляет её кураторам налоговых расходов для проведения оценки эффективности налоговых расходов;
2.2.4. До 30 апреля текущего финансового года кураторы налоговых расходов осуществляют оценку эффективности налоговых расходов, закрепленных за ними в соответствии с перечнем налоговых расходов, и результаты данной оценки представляют в Министерство финансов Республики Крым. Совместно с результатами оценки эффективности налоговых расходов куратор налоговых расходов предоставляет перечень показателей для формирования сводных показателей оценки налоговых расходов Республики Крым по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и рекомендации по результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных налогоплательщикам налоговых льгот;
2.2.5. До 20 мая текущего финансового года Министерство финансов Республики Крым:
- обобщает информацию о результатах оценки эффективности налоговых расходов, полученную от кураторов налоговых расходов, готовит сводный отчет о результатах проведенной оценки эффективности налоговых расходов и заключение о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных налогоплательщикам налоговых льгот с учетом рекомендаций кураторов налоговых расходов;
- указанные сводный отчет и заключение направляет на рассмотрение в межведомственную рабочую группу по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением поступлений налогов, сборов, имущественных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, созданную распоряжением Совета министров Республики Крым от 09 декабря 2014 года N 1318-р (далее - Межведомственная рабочая группа);
2.2.6. До 1 июня текущего финансового года Министерство финансов Республики Крым с учетом решения Межведомственной рабочей группы, указанного в протоколе заседания Межведомственной рабочей группы, направляет результаты проведенной оценки эффективности налоговых расходов в Министерство финансов Российской Федерации;
2.2.7. До 20 августа текущего финансового года Министерство финансов Республики Крым при необходимости направляет в Министерство финансов Российской Федерации уточненную информацию о результатах оценки эффективности налоговых расходов. В случае непредставления в указанный срок в Министерство финансов Российской Федерации предложений по уточнению исходных данных или их представления после 20 августа текущего финансового года исходные данные считаются согласованными;
2.2.8. До 1 сентября текущего финансового года Министерство финансов Республики Крым направляет в Государственный Совет Республики Крым сводный отчет о результатах проведенной оценки эффективности налоговых расходов и заключение о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных налогоплательщикам налоговых льгот и размещает их на официальном портале Правительства Республики Крым, странице Министерства финансов Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Критерии оценки эффективности налоговых расходов
3.1. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется в два этапа:
1 этап - оценка целесообразности налоговых расходов;
2 этап - оценка результативности налоговых расходов.
3.2. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
соответствие налоговых расходов целям государственных программ Республики Крым, структурным элементам государственных программ Республики Крым и (или) целям социально-экономической политики Республики Крым, не относящимся к государственным программам Республики Крым, которое оформляется по формам согласно приложению 2 к настоящему Порядку;
востребованность налогоплательщиками предоставленных налоговых льгот, которая характеризуется соотношением численности налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на налоговые льготы, и общей численности налогоплательщиков за 5-летний период.
Под общим количеством налогоплательщиков понимается количество налогоплательщиков, потенциально имеющих право на получение данной налоговой льготы и определяется на основании положений нормативных правовых актов, статистических данных, иных сведений или расчетным путем.
В случае несоответствия хотя бы одного из критериев целесообразности налоговых расходов куратору налоговых расходов надлежит направить в Министерство финансов Республики Крым рекомендации о сохранении (уточнении, отмене) льготы для налогоплательщиков.
3.3. Оценка результативности налоговых расходов осуществляется в следующем порядке.
3.3.1. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется не менее одного показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывает влияние рассматриваемый налоговый расход.
3.3.2. Оценке подлежит вклад предусмотренных для налогоплательщиков налоговых льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом налоговых расходов и значением указанного показателя (индикатора) без учета налоговых расходов.
3.3.3. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления налоговых льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
3.3.4. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета Республики Крым в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым, и объемов предоставленных налоговых льгот.
Рассчитывается прирост показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль бюджетных расходов (для достижения того же эффекта) в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым.
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Крым и (или) целей социально-экономической политики Республики Крым, не относящихся к государственным программам Республики Крым, могут учитываться в том числе:
- субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы, за счет средств бюджета Республики Крым;
- предоставление государственных гарантий по обязательствам налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы;
- совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы.
3.4. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, наряду со сравнительным анализом, указанным в подпункте 3.3.4. пункта 3.3 раздела 3 настоящего Порядка, рассчитывается оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с пунктом 3.6. раздела 3 настоящего Порядка. Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов.
3.5. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы, предоставлены налоговые льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории налогоплательщиков.
3.6. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для налогоплательщиков соответствующих налоговых льгот, или за 5 отчетных лет, а в случае если указанные налоговые льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода (E) по следующей формуле:
где
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой в i-м году;
j - порядковый номер налогоплательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Крым j-м налогоплательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Крым налогоплательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов для налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы, налоговые льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет Республики Крым, оцениваются куратором налогового расхода на основании показателей социально-экономического развития Республики Крым;
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Крым j-м налогоплательщиком в базовом году;
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Крым (определяется Министерством финансов Российской Федерации);
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Республики Крым, рассчитываемая по формуле:
,
где
- целевой уровень инфляции (4 процента);
p - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения государственного долга Республики Крым по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период. В случае если:
указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
3.7. Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Крым j-м налогоплательщиком в базовом году (), рассчитывается по формуле:
где
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Крым j-м налогоплательщиком в базовом году;
- объем налоговых льгот, предоставленных j-му налогоплательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м налогоплательщиком налоговой льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если налоговая льгота предоставляется налогоплательщику более 6 лет.
4. Оценка эффективности налоговых расходов кураторами налоговых расходов
4.1. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется куратором налогового расхода в сроки, указанные в разделе 2 настоящего Порядка.
4.2. Методики оценки эффективности налоговых расходов разрабатываются кураторами налоговых расходов и утверждаются по согласованию с Министерством финансов Республики Крым.
4.3. Методика оценки эффективности налоговых расходов должна содержать описание процессов оценки целесообразности и оценки результативности налоговых расходов в соответствии с критериями целесообразности налоговых расходов и результативности налоговых расходов, указанными в разделе 3 настоящего Порядка.
Для определения критерия востребованности налогоплательщиками предоставленных налоговых льгот в Методиках оценки эффективности налоговых расходов указывается порядок определения общего количества налогоплательщиков и источники показателей, применяемых для расчета общего количества налогоплательщиков, а также пороговое значение, при котором налоговая льгота является востребованной.
4.4. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, в Методиках оценки эффективности налоговых расходов указывается порядок расчета совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) отдельно по каждому налоговому расходу с использованием формулы, указанной в пункте 3.6 раздела 3 настоящего Порядка.
4.5. Результаты оценки эффективности налоговых расходов, проведенной куратором налогового расхода, должны максимально подробно отражать результаты оценки целесообразности и оценки результативности налоговых расходов, а также оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости).
4.6. Рекомендации кураторов налоговых расходов по результатам оценки эффективности налоговых расходов должны содержать обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.