Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики
от 11.11.2019 N 2036
(приложение N 3)
Подпрограмма
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
I. Общие положения
Опыт прохождения курса по Подпрограмме подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно - граждане, Подпрограмма "Дети с ОВЗ"), позволит гражданам получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (далее также - дети); получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; получить квалифицированную помощь специалистов, познакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, взявших на воспитание в свою семью детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей (далее - замещающие родители).
Цель Подпрограммы "Дети с ОВЗ": ознакомление с особыми потребностями, процессами развития, приемных детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимыми для этого компетенциями и ресурсами кандидатов в замещающие родители.
Задачи Подпрограммы "Дети с ОВЗ":
- оказание помощи в получении психологических, педагогических, юридических знаний, необходимых для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, и формировании собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;
- обучение кандидатов в замещающие родители умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для обмена опытом между замещающими родителями;
- информирование кандидатов в замещающие родители о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения).
Подпрограмма "Дети с ОВЗ" рассчитана на 10 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.
Занятия по очной форме обучения проводятся в виде семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).
По итогам обучения граждане получают свидетельство о прохождении Подпрограммы "Дети с ОВЗ" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
II. Учебная программа
Освоение Подпрограммы "Дети с ОВЗ" включает изучение следующих тем:
- дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, категории детей с нарушениями в развитии;
- особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в институциональных условиях и замещающей семье;
- особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проблемы замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в социальной реабилитации;
- способы эффективного общения с ребенком;
- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел".
В рамках освоения указанных тем осуществляется:
- изучение потребностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в семье замещающих родителей, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание замещающими родителями необходимости их обеспечивать;
- изучение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни такого ребенка;
- изучение основных возрастных психологических особенностей развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) с учетом особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучение особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (инклюзия, дистанционное обучение, обучение на дому и т.д.);
- развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи, и успешной их интеграции в общество;
- понимание всеми членами семьи кандидатов проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- проведение оценки замещающими родителями имеющихся у них компетенций по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
III. Учебно-тематический план
N п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
всего |
в том числе |
||||
лекции |
практикумы |
тренинги |
|||
1. |
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, категории детей с нарушениями в развитии |
2 |
|
2 |
|
2. |
Особенности развития и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в институциональных условиях и замещающей семье |
1 |
|
1 |
|
3. |
Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья |
2 |
|
2 |
|
4. |
Проблемы замещающей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Роль семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в социальной реабилитации |
1 |
|
1 |
|
5. |
Способы эффективного общения с ребенком |
2 |
|
|
2 |
6. |
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел" |
2 |
|
|
2 |
|
Всего, час. |
10 |
0 |
6 |
4 |
IV. Требования к уровню подготовки
4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети с ОВЗ", должны иметь представление:
- о системе защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службой сопровождения в процессе подготовки и после приема детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, меры поддержки замещающих родителей;
- об ответственности за жизнь и здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитание и развитие;
- о потребностях нормального развития детей, оставшихся без попечения родителей;
- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;
- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети с ОВЗ", должны знать:
- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, так и в отношении Службы сопровождения;
- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;
- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.
4.3. Кандидаты, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети с ОВЗ", должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей, оставшихся без попечения родителей;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;
- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей;
- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям и замещающим родителям;
- заботиться о здоровье детей;
- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.
V. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования при успешном усвоении Подпрограммы "Дети с ОВЗ" и завершается выдачей свидетельства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.