Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики
от 11.11.2019 N 2036
(приложение N 1)
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Программа), разработана в соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2012 г., регистрационный N 25269), от 13 марта 2015 г. N 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный N 37205) в целях психолого-педагогической и правовой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - подготовка).
I. Общие положения
Опыт прохождения курса подготовки кандидатов в приемные родители по Программе позволит лицам, желающим принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), оценить психологическую готовность принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети); ознакомиться с формами семейного устройства детей, правовыми нормами, регулирующими вопросы опеки (попечительства), усыновления (удочерения) и процедурой сбора документов для получения заключения о возможности принять ребенка в семью; получить информацию о правовых, медицинских и психолого-педагогических аспектах воспитания детей; ознакомиться с опытом замещающих родителей, принявших на воспитание в свою семью детей.
Цель Программы: психолого-педагогическая и правовая подготовка кандидатов в приемные родители, готовых принять детей в свою семью, в том числе детей, имеющих братьев/сестер, детей с ограниченными возможностями, детей подросткового возраста.
Задачи Программы:
- выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказание помощи гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание детей, в выборе формы семейного устройства, в осознании сложностей и трудностей при воспитании детей, в том числе и имеющих братьев/сестер, детей с ограниченными возможностями, детей подросткового возраста;
- ознакомление граждан с основами законодательства Российской Федерации, Чувашской Республики в сфере защиты прав и интересов детей, прав и обязанностей замещающих родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей, принявших на воспитание детей;
- получение гражданами знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирование у граждан представления об особенностях воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сиблингов, детей подросткового возраста;
- ознакомление граждан с особенностями протекания периода адаптации детей в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомление граждан с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания.
Форма проведения подготовки кандидатов в приемные родители может быть очной или очно-заочной (с использованием дистанционных методов передачи информации).
Трудоемкость Программы составляет:
- при очной форме обучения 62 академических часа, из них: лекционных занятий - 13 академических часов, практических занятий (тренингов, семинаров) - 49 академических часов;
- при очно-заочной форме обучения 49 академических часов, из них с обязательным присутствием: лекционных занятий - 6 академических часов, практических занятий (тренингов, семинаров) - 25 академических часов. Самостоятельно осваиваются 18 академических часов, в т.ч. с использованием дистанционных методов.
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с требованиями к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших Программу.
Освоение Программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме собеседования и тестирования в конце всего курса подготовки.
По итогам обучения кандидаты в приемные родители получают свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, форма которого утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" (далее - свидетельство).
По завершении освоения основной Программы гражданам предлагают пройти дополнительную подготовку по следующим направлениям:
- Подпрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста;
- Подпрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья;
- Подпрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих братьев/сестер (сиблингов).
Дополнительная подготовка позволяет углубленно изучить вопросы воспитания детей, имеющих братьев/сестер, детей с ограниченными возможностями, детей подросткового возраста.
II. Учебная программа
Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители (7 часов - очная форма обучения/8 часов - очно-заочная форма обучения).
Проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение, в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей, в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей.
Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей (4 часа - очная форма обучения/1 час - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. Этапы развития ребенка (4 часа - очная форма обучения/1 час - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роли психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка (5 часов - очная форма обучения/3 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) (7 часов - очная форма обучения/4 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
потребности ребенка в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типов "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятия "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи (4 часа - очная форма обучения/3 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка (5 часов - очная форма обучения/2 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка (5 часов - очная форма обучения/3 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах:
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка (2 часа - очная форма обучения/2 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка (3 часа - очная форма обучения/3 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан (7 часов - очная форма обучения/8 часов - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
правовое положение детей и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным оператооами# государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям (3 часа - очная форма обучения/4 часа - очно-заочная форма обучения). Включает изучение следующих тем:
родительские и профессиональные функции приёмных семей;
порядок взаимодействия приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
порядок информирования кандидатов в приемные семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
порядок взаимодействия приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители (6 часов - очная форма обучения/6 часов - очно-заочная форма обучения). Включает:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
III. Учебно-тематический план
N пп |
Темы занятий |
Количество академических часов |
||||||
Очная форма |
Очно-заочная форма |
|||||||
Всего |
Лекции |
Практические занятия |
Всего |
Очно |
Заочно (самостоятельно или дистанционно) |
|||
Лекции |
Практические занятия |
|||||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители |
7 |
1 |
6 |
8 |
2 |
6 |
|
1.1 |
Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители. Задачи подготовки |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
1.2 |
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей |
|
|
|
1 |
|
|
|
1.3 |
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
|
||
1.4 |
Индивидуальное собеседование. Психологическое обследование кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки |
|
|
4 |
|
|
4 |
|
1.5 |
Составление заключения и индивидуальное консультирование по результатам психологического обследования |
|
|
2 |
|
|
2 |
|
2. |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
|
4 |
1 |
|
1 |
|
2.1 |
Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические бытовые навыки) и понимания кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
2.2 |
Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы |
|
|
1 |
|
|
|
|
2.3 |
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций |
|
|
1 |
|
|
|
|
3. |
Этапы развития ребенка |
4 |
|
4 |
2 |
|
|
2 |
3.1 |
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество) |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
3.2 |
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность |
|
|
2 |
|
|
|
|
4. |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
5 |
|
5 |
3 |
|
1 |
2 |
4.1 |
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка |
|
|
2 |
|
|
|
1 |
4.2 |
Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
4.3 |
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение. |
|
|
1 |
|
|
|
|
4.4 |
Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
5. |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
7 |
|
7 |
4 |
|
4 |
|
5.1 |
Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
5.2 |
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
5.3 |
Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности") |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
5.4 |
Понятия "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение, и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
6. |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
4 |
|
4 |
3 |
|
1 |
2 |
6.1 |
Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
6.2 |
Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
6.3 |
Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы сказать ребенку, что он приемный |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
7. |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка |
5 |
1 |
4 |
2 |
|
|
2 |
7.1 |
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (приемы алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ): их причины и способы работы с ними |
|
1 |
2 |
|
|
|
1 |
7.2 |
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
7.3 |
Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты |
|
|
1 |
|
|
||
8. |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
5 |
4 |
1 |
3 |
|
1 |
2 |
8.1 |
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничество) |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
8.2 |
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах |
|
1 |
1 |
|
|
|
1 |
8.3 |
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка |
|
2 |
|
|
|
1 |
|
9. |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 |
|
2 |
2 |
|
|
2 |
9.1 |
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлении нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
9.2 |
Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
10. |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
3 |
|
3 |
3 |
|
2 |
1 |
10.1 |
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка. Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
10.2 |
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
10.3 |
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
11. |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
7 |
6 |
1 |
8 |
4 |
1 |
3 |
11.1 |
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
11.2 |
Требования, предъявляемые законодательством РФ к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
11.3 |
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
|
|
||
11.4 |
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка |
|||||||
11.5 |
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
11.6 |
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
11.7 |
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью |
|||||||
11.8 |
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
11.9 |
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом |
|
|
|
|
|
1 |
|
11.10 |
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей. |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
11.11 |
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка |
|||||||
11.12 |
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства |
|||||||
11.13 |
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
12. |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
3 |
1 |
2 |
4 |
|
2 |
2 |
12.1 |
Родительские и профессиональные функции приемной семьи |
|
1 |
|
|
|
|
1 |
12.2 |
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом |
|
|
|
|
|
1 |
|
12.3 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
12.4 |
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
13. |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
6 |
|
6 |
6 |
|
6 |
|
13.1 |
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
|
|
1 |
|
|
1 |
|
13.2 |
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание. Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию) |
|
|
2 |
|
|
2 |
|
13.3 |
Итоговая аттестация (собеседование, тестирование) |
|
|
3 |
|
|
3 |
|
|
Всего: |
62 |
13 |
49 |
49 |
6 |
25 |
18 |
IV. Требования к уровню подготовки
4.1. Кандидаты в приемные родители должны иметь представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии с организацией, сопровождающей приемные семьи после приема ребенка в семью; о системе финансовой помощи приемным семьям;
- о воспитательных компетенциях и родительских навыках, необходимых для воспитания в семье ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- об ответственности за ребенка (его жизнь и здоровье, воспитание и развитие), которую кандидаты в приемные родители берут на себя, принимая в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о потребностях нормального развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, основах ухода за ним;
- об обеспечении безопасных условий для воспитания ребенка в доме и обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни;
- о своей семье как о развивающейся системе взаимоотношений;
- о порядке контактов ребенка с кровными родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные семьи должны знать:
- права и обязанности лиц, принявших на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- о возможности и необходимости удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- особенности ухода, развития и воспитания детей с особыми потребностями развития в зависимости от вида нарушений;
- о влиянии прошлого ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с семьей - на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье;
- ресурсы (внутренние/внешние, необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная)).
4.3. Кандидаты в приемные родители должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа собственных воспитательных компетенций, оценки своей готовности, ресурсов и ограничений как личных, так и семейных, для приема в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- использовать возможности компенсации, формирование и совершенствование компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательный ресурс своей семьи;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта, текущей ситуации;
- осознавать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- быть готовыми к сотрудничеству с организациями, осуществляющими сопровождение приемных семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.