Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики
от 11.11.2019 N 2036
(приложение N 5)
Программа
повышения психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, "Я - успешный родитель"
I. Общие положения
Прохождение Программы повышения психолого-педагогической компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, "Я - успешный родитель" (далее - Программа "Я - успешный родитель") позволит повысить уровень компетенции замещающих родителей при возникновении сложностей в воспитании подопечных детей; познакомить замещающих родителей с опытом других опекунов (попечителей), приемных родителей.
Цель Программы "Я - успешный родитель": повысить уровень компетенции замещающих родителей, имеющих опыт при воспитании подопечных детей, при возникновении сложностей в связи с подростковым возрастом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети), и другими кризисными ситуациями.
Задачи Программы "Я - успешный родитель":
- оказание помощи в получении психологических, педагогических, юридических знаний, необходимых для воспитания детей подросткового возраста и формировании собственной психологической готовности к кризисным ситуациям в семье;
- обучение замещающих родителей умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с подопечными детьми;
- создание условий для обмена опытом между замещающими родителями;
- информирование родителей о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения), консультационных пунктах поддержки семей, имеющих детей, кризисных центрах и других организациях, способных оказать психологическую и иную помощь замещающим родителям.
Программа "Я - успешный родитель" рассчитана на 28 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.
Занятия по очной форме обучения проводятся в виде практических занятий (семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований)).
По итогам обучения замещающие родители получают свидетельство о прохождении Программы "Я - успешный родитель" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
II. Учебная программа
Освоение Программы "Я - успешный родитель" включает изучение следующих тем:
- психологические кризисы в семейном развитии и их значение;
- семья и школа: проблемы взаимоотношений;
- компьютерная зависимость детей: признаки, причины, последствия. Как уберечь ребенка от зависимости;
- половое воспитание детей в семье. Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности;
- детско-родительские конфликты. Навыки конструктивного общения между родителями и детьми;
- система установки диагноза. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания;
- "Книга жизни" как одна из технологий работы с прошлым приемного ребенка.
Участие в тренингах и практических занятиях с элементами тренинга:
- тренинг "Общение во взаимодействии "замещающий родитель - приемный ребенок";
- тренинг осознанного и ответственного "опекунства";
- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел";
- разбор трудных случаев из практики (кейсы);
- "Формула успешной семьи" (практическое занятие с элементами тренинга).
В рамках освоения указанных тем осуществляется:
- изучение потребностей детей, оставшихся без попечения родителей, в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей;
- изучение основных психологических особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей;
- понимание всеми членами замещающей семьи проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- проведение оценки замещающими родителями имеющихся у них компетенций по воспитанию детей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
III. Учебно-тематический план
N п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
всего |
в том числе |
||||
лекции |
практикумы |
тренинги |
|||
1. |
Психологические кризисы в семейном развитии и их значение |
2 |
|
2 |
|
2. |
Семья и школа: проблемы взаимоотношений |
3 |
|
3 |
|
3. |
Компьютерная зависимость детей: признаки, причины, последствия. Как уберечь ребенка от зависимости? |
2 |
|
2 |
|
4. |
Половое воспитание детей в семье. Правила эффективной коммуникации с детьми по проблеме сексуальности |
1 |
|
1 |
|
5. |
Детско-родительские конфликты. Навыки конструктивного общения между родителями и детьми |
3 |
|
|
3 |
6. |
Система установки диагноза. Наиболее часто встречающиеся диагнозы у детей младшего возраста и их комментарий. Корректируемые и некорректируемые заболевания |
2 |
|
2 |
|
7. |
"Книга жизни" как одна из технологий работы с прошлым приемного ребенка |
3 |
|
3 |
|
8. |
Тренинг "Общение во взаимодействии "замещающий родитель - приемный ребенок" |
3 |
|
|
3 |
9. |
Тренинг осознанного и ответственного "опекунства" |
3 |
|
|
3 |
10. |
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел" |
2 |
|
|
2 |
11. |
Разбор трудных случаев из практики (кейсы) |
2 |
|
2 |
|
12. |
"Формула успешной семьи" (практическое занятие с элементами тренинга) |
2 |
|
2 |
|
|
Всего, час. |
28 |
0 |
17 |
11 |
IV. Требования к уровню подготовки
4.1. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу "Я - успешный родитель", должны иметь представление:
- о системе защиты прав детей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей в семью, меры поддержки замещающих родителей;
- об ответственности за жизнь и здоровье детей, их воспитание и развитие;
- о потребностях нормального развития детей;
- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;
- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.
4.2. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу "Я - успешный родитель", должны знать:
- права и обязанности замещающих родителей как в отношении детей, так и в отношении Службы сопровождения;
- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;
- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.
4.3. Замещающие родители, успешно усвоившие Программу "Я - успешный родитель", должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;
- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей;
- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детей и замещающих родителей;
- заботиться о здоровье детей;
- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.
V. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проводится в форме собеседования в конце курса обучения замещающих родителей и при успешном усвоении Программы "Я - успешный родитель" завершается выдачей свидетельства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.