Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Министерства образования и
молодежной политики Чувашской Республики
от 11.11.2019 N 2036
(приложение N 2)
Подпрограмма
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста
I. Общие положения
Опыт прохождения курса по Подпрограмме подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (далее соответственно - граждане, Подпрограмма "Дети подросткового возраста"), позволит кандидатам в замещающие родители получить информацию о психолого-педагогических аспектах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста (далее также - дети); получить квалифицированную помощь специалистов, познакомиться с опытом опекунов (попечителей), приемных родителей, также взявших на воспитание в свою семью детей (далее также - замещающие родители).
Цель Подпрограммы "Дети подросткового возраста": ознакомление с особенностями возрастных потребностей, процессами развития подопечных детей подросткового возраста и необходимыми для этого компетенциями и ресурсами.
Задачи Подпрограммы "Дети подросткового возраста":
- оказание помощи в получении психологических, педагогических знаний, необходимых для воспитания детей, и формирование собственной психологической готовности к воспитанию таких детей;
- обучение кандидатов в замещающие родители умениям и навыкам выстраивания конструктивных межличностных отношений с детьми;
- информирование кандидатов в замещающие родители о службах сопровождения замещающих родителей, созданных на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Службы сопровождения).
Подпрограмма "Дети подросткового возраста" рассчитана на 10 академических часов и проходит в группах по очной форме обучения.
Занятия по очной форме обучения проводятся в виде семинаров, практикумов, тренингов, ролевых и деловых игр, индивидуальных и групповых консультаций (собеседований).
По итогам обучения граждане получают свидетельство о прохождении Подпрограммы "Дети подросткового возраста" (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики.
II. Учебная программа
Освоение Подпрограммы "Дети подросткового возраста" включает изучение следующих тем:
- подросток: проблемы, переживания. Возможности родителей в данный возрастной период;
- особенности развития детей-сирот подросткового возраста в замещающих семьях;
- особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки;
- психологические барьеры адаптации подростков;
- "трудное поведение" подростков в замещающей семье;
- психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками;
- тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел".
В рамках освоения указанных тем осуществляется:
- изучение потребностей развития детей подросткового возраста и понимание замещающими родителями необходимости их обеспечивать;
- изучение потребностей детей подросткового возраста в привязанности, идентичности как основы благополучного развития таких детей; роли биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей, и преодоления стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни такого ребенка;
- изучение основных психологических особенностей развития детей подросткового возраста;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в замещающие родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон;
- проведение оценки кандидатами в замещающие родители имеющихся у них компетенций по воспитанию детей подросткового возраста, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
III. Учебно-тематический план
N п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
всего |
в том числе |
||||
лекции |
практикумы |
тренинги |
|||
1. |
Подросток: проблемы, переживания. Возможности родителей в данный возрастной период |
1 |
|
1 |
|
2. |
Особенности развития детей-сирот подросткового возраста в замещающих семьях |
2 |
|
2 |
|
3. |
Особенности аффективно-личностной сферы подростков, воспитывающихся в семьях родственной и неродственной опеки |
1 |
|
1 |
|
4. |
Психологические барьеры адаптации подростков |
1 |
|
1 |
|
5. |
"Трудное поведение" подростков в замещающей семье |
2 |
|
2 |
|
6. |
Психологический практикум по эффективному взаимодействию родителей с подростками |
1 |
|
1 |
|
7. |
Тренинг по профилактике эмоционального выгорания замещающих родителей "Чтобы не превратиться в пепел" |
2 |
|
|
2 |
|
Всего, час. |
10 |
0 |
8 |
2 |
IV. Требования к уровню подготовки
4.1. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны иметь представление:
- о системе защиты прав детей, формах их устройства на воспитание в семью, взаимодействии замещающих родителей со Службами сопровождения в процессе подготовки и после приема детей в семью, мерах поддержки замещающих родителей;
- об ответственности за жизнь и здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитание и развитие;
- о потребностях нормального развития детей;
- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от их возраста, жизненного опыта, потребностей развития, обеспечения их безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему детей, оставшихся без попечения родителей;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых замещающим родителям;
- о порядке контактов детей, оставшихся без попечения родителей, с кровными родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в замещающие родители, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны знать:
- закономерности и потребности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности детей в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для их нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной и социальной депривации детей;
- о влиянии прошлого опыта детей на психофизическое развитие и поведение;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи детям на разных этапах проживания горя;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития.
4.3. Кандидаты, успешно усвоившие Подпрограмму "Дети подросткового возраста", должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своих ресурсов и ограничений как личных, так и семейных при воспитании детей;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию детей;
- выбирать способы реагирования на отклоняющееся поведение детей в зависимости от особенностей их развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- быть готовыми оказать поддержку детям, переживающим горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с детьми в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- оценивать изменение собственной семейной системы после прихода в семью детей, оставшихся без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития детей и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и замещающим родителям;
- заботиться о здоровье детей;
- соблюдать конфиденциальность в отношении детей.
V. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация граждан проводится в форме собеседования при успешном усвоении Подпрограммы "Дети подросткового возраста" и завершается выдачей свидетельства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.