Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
муниципального района "Сосногорск"
от "28" ноября 2019 г. N 2306
"Утвержден
постановлением администрации
муниципального района "Сосногорск"
от 18 декабря 2019 г. N 1708
(приложение 2.1)
Порядок
субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) (далее - порядок)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет механизм субсидирования части затрат, понесенных субъектами малого бизнеса и предпринимательства - лизингополучателям, на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным лизингополучателями для приобретения оборудования, устройств, механизмов, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей и воздушных судов), станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, относящихся ко второй и выше амортизационным группам Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 52; 2003, N 28, ст. 2940; N 33, ст. 3270; 2006, N 48, ст. 5028; 2008, N 39, ст. 4434; 2009, N 9, ст. 1128; 2010, N 51, ст. 6942; 2015, N 28, ст. 4239) (далее - оборудование), устанавливает условия предоставления средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" и республиканского бюджета Республики Коми юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в рамках регионального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию" за счет и в пределах средств муниципальной программы муниципального образования муниципального района "Сосногорск" "Развитие экономики" и Государственной программы Республики Коми "Развитие экономики" на соответствующий финансовый год, предусмотренных на эти цели.
Поддержка оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кода 45), K, L, M (за исключением кодов 71 и 75), N, O, S (за исключением кодов 95 и 96), T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (при этом поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых).
1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
а) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (далее - Федеральный закон);
б) получатель субсидии - заявитель, по результатам рассмотрения конкурсной заявки которого по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки, принято решение о предоставлении финансовой поддержки в форме субсидии.
1.3. Целью предоставления субсидии является создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях формирования конкурентной среды, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости путем возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным лизингополучателями для приобретения оборудования.
1.4. Субсидированию за счет средств бюджета муниципального района "Сосногорск" (далее - субсидия по лизинговым платежам) подлежит часть затрат лизингополучателя на уплату:
- авансового платежа (первого взноса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями из расчета размера авансового платежа по договору лизинга, не превышающего 30 процентов общей стоимости оборудования, за вычетом налога на добавленную стоимость, но не более 70 процентов от фактически произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства затрат на уплату взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга;
- лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя, из расчета не более трех четвертых ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент уплаты лизингового платежа субъектом малого и среднего предпринимательства, но не более 70% от фактически произведенных субъектом малого и среднего предпринимательства затрат на уплату лизинговых платежей в текущем году.
Предметом лизинга не может быть физически изношенное или морально устаревшее оборудование.
1.5. Главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период, является администрация муниципального образования муниципального района "Сосногорск" (далее - главный распорядитель как получатель бюджетных средств). В случае невозможности предоставления субсидии в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных обязательств, субсидия предоставляется в очередном финансовом году получателю субсидии, соответствующего критериям отбора.
1.6. Субсидия по лизинговым платежам предоставляется, если субъект малого бизнеса и предпринимательства:
а) отвечает требованиям, установленным Федеральным законом;
б) зарегистрирован и осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования муниципального района "Сосногорск";
в) не находится в стадии ликвидации, реорганизации или банкротства;
г) не имеет задолженности по выплате работникам заработной платы;
д) не имеет задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
1.7. Предельный размер субсидии по лизинговым платежам не может превышать 600 тысяч рублей по одному договору лизинга и 900 тысяч рублей по двум и более договорам лизинга в течение текущего финансового года.
Субсидия по лизинговым платежам предоставляется на сумму, составляющую часть лизингового платежа, исчисленную с даты заключения договора лизинга, но не ранее 1 января предыдущего финансового года, до истечения срока действия данного договора и уплаченную лизингополучателем в соответствии с условиями договора лизинга, но не позднее 25 декабря текущего финансового года.
1.8. Предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется по итогам конкурсного отбора на право получения субсидии.
II. Условия и порядок предоставления субсидий
2.1. Для получения субсидии субъект малого и среднего предпринимательства представляет главному распорядителю как получателю бюджетных средств следующие документы:
а) заявление на получение субсидии по форме, приведенной в приложении 2.6, содержащее:
- сведения о заявителе, отвечающие требованиям, которым должны соответствовать получатели субсидии;
- согласие на обработку персональных данных;
- технико-экономическое обоснование получения субсидии.
б) справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, сформированная не ранее чем за месяц до дня представления заявки;
в) справка об исполнении заявителем обязательств по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сформированная не ранее чем за месяц до дня представления заявки;
г) копии договора лизинга со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью договора, графика погашения лизинговых платежей, заверенные в установленном порядке или с предъявлением оригинала;
д) копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники, свидетельства о регистрации транспортного средства (в случае, если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), технической документации (в том числе технического паспорта в случае, если предметом лизинга являются машины и оборудование) предмета лизинга на русском языке, содержащей информацию о заводском номере и годе выпуска (изготовления) предмета лизинга, заверенная в установленном законодательством порядке;
е) обязательство о неотчуждении имущества, приобретенного с использованием субсидии по лизинговым платежам, в течение трех лет с даты заключения договора о предоставлении указанной субсидии, составленное в произвольной форме;
Документы, указанные в подпунктах настоящего пункта, предоставляются субъектами малого и среднего предпринимательства самостоятельно.
Субъект малого и среднего предпринимательства несет ответственность за достоверность представленных сведений.
2.2. Порядок и сроки рассмотрения документов:
Конкурсный отбор проводится в пределах средств бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск", на реализацию подпрограммы "Малое и среднее предпринимательство муниципального района "Сосногорск" муниципальной программы муниципального образования муниципального района "Сосногорск" "Развитие экономики" на соответствующий финансовый год, предусмотренных на эти цели.
Организатором конкурсного отбора является администрация муниципального района "Сосногорск" (далее - Организатор).
Организатор:
- размещает информацию о сроках приема конкурсных заявок на участие в конкурсном отборе на официальном сайте муниципального района "Сосногорск" www.sosnogorsk.org в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) не менее чем за 5 рабочих дней до начала приема документов. Одновременно с размещением информации о проведении конкурсного отбора на официальном сайте размещаются настоящий Порядок и форма заявления;
- осуществляет регистрацию и хранение поступивших от субъектов малого и среднего предпринимательства конкурсных заявок на участие в конкурсном отборе;
- обеспечивает осуществление этапов конкурсного отбора в соответствии с настоящим Порядком;
- предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства разъяснения по вопросам проведения конкурсного отбора.
Объявление о начале и окончании срока приема заявок на участие в конкурсе содержит:
1) сроки приема заявок на участие в конкурсе;
2) время и место приема заявок на участие в конкурсе;
3) номер телефона для получения консультаций по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе.
Срок проведения конкурсного отбора определяется Организатором и не может длиться менее 21 календарного дня со дня объявления о начале конкурса на официальном сайте.
Все представляемые документы конкурсной заявки должны быть четко напечатаны и заполнены по всем пунктам (в случае отсутствия данных ставится прочерк). Исправления не допускаются. Все листы конкурсной заявки должны быть пронумерованы. Копии документов должны быть заверены подписью уполномоченного на то лица и печатью субъекта предпринимательства (для юридических лиц) (в случаях, когда законодательством Российской Федерации установлена обязанность иметь печать) или собственноручно заверены (для индивидуальных предпринимателей). Конкурсная заявка должна быть прошита и заверена подписью уполномоченного на то лица и печатью субъекта предпринимательства (для юридических лиц) (в случаях, когда законодательством Российской Федерации установлена обязанность иметь печать) или собственноручно заверена (для индивидуальных предпринимателей) на обороте конкурсной заявки с указанием общего количества листов.
Прием конкурсных заявок прекращается в день окончания срока подачи конкурсных заявок, указанных в сообщении о проведении конкурсного отбора.
Заявитель имеет право до окончания срока приема конкурсных заявок, указанного в информационном сообщении о проведении конкурсного отбора, отозвать поданную конкурсную заявку для участия в конкурсном отборе путем письменного уведомления об этом Организатора.
Конкурсные заявки, представленные по истечении срока приема конкурсных заявок, указанного в информационном сообщении о проведении конкурсного отбора, не принимаются.
2.3. Этапы конкурсного отбора:
2.3.1. Рассмотрение заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства согласно настоящему Порядку и принятие решения о прохождении заявления на второй этап конкурсного отбора или непрохождении заявления на второй этап конкурсного отбора.
На первом этапе главный распорядитель как получатель бюджетных средств проверяет полноту (комплектность), оформление представленных субъектом малого и среднего предпринимательства документов, их соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком, и направляет их для рассмотрения в Комиссию по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение финансовой поддержки (далее - Комиссия).
Комиссия рассматривает документы и осуществляет оценку соответствия субъекта малого и среднего предпринимательства условиям предоставления субсидии и требованиям, установленным Федеральным законом и настоящим Порядком.
По результатам проверки Комиссия принимает одно из следующих решений: о прохождении заявления на второй этап конкурсного отбора или непрохождении заявления на второй этап конкурсного отбора.
Решение комиссии о прохождении заявления на второй этап конкурсного отбора (или непрохождении заявления на второй этап конкурсного отбора) оформляется протоколом и подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании.
После оформления протокола готовится уведомление о прохождении заявления на второй этап конкурсного отбора или непрохождении заявления на второй этап конкурсного отбора.
Информация о решении, принятом на заседании Комиссии, направляется субъектам малого и среднего предпринимательства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания протокола.
2.3.2. Рассмотрение заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших первый этап конкурсного отбора, и принятие решения о сумме представляемой субсидии.
На втором этапе конкурсного отбора Комиссия рассматривает заявления, прошедшие первый этап конкурсного отбора, и принимает решение о сумме представляемой субсидии.
При принятии решения о предоставлении и размере субсидии учитываются следующие критерии:
- увеличение объемов производства товаров и оказания услуг;
- создание новых рабочих мест;
- объем налогов, уплачиваемый в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ;
- размер средней заработной платы.
Оценка критериев осуществляется по системе начисления баллов по форме согласно приложению настоящему Порядку.
В случае невозможности удовлетворения всех заявлений, принятых к рассмотрению, в связи с превышением лимитов бюджетных средств Комиссия принимает решение о предоставлении субсидий заявителям, набравшим наибольшее количество баллов.
Решение Комиссии оформляется протоколом и подписывается всеми членами комиссии, присутствующими на заседании.
Уведомление о предоставлении субсидии с указанием сроков заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидии направляется субъектам малого и среднего предпринимательства в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания протокола.
Срок рассмотрения заявления на предоставление субсидии составляет 30 календарных дней.
2.4. Основания для отказа в предоставлении субсидии:
- несоответствие представленных документов, указанных в разделе 2 настоящего Порядка, и сведениям, содержащимся в этих документах, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;
- если с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевое использование средств поддержки, прошло менее чем три года;
- если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), и сроки ее оказания не истекли.
Субъект малого и среднего предпринимательства, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении субсидии, вправе обратиться повторно после устранения выявленных недостатков.
2.5. Между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии заключается соглашение (договор) о предоставлении субсидии из бюджета муниципального района "Сосногорск" по типовой форме, утвержденной Финансовым управлением администрации муниципального района "Сосногорск", дополнительное соглашение к соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения.
Срок подготовки Соглашения о предоставлении субсидии составляет не более 5 рабочих дней со дня подписания протокола.
Обязательным условием для предоставления субъекту малого и среднего предпринимательства субсидии, включаемым в Соглашение о предоставлении субсидии, является:
- обязанность не отчуждать оборудование (имущество), приобретенное с использованием субсидии, в течение трех лет с даты заключения Соглашения (договора) о предоставлении субсидии;
- согласие получателей субсидий на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Соглашением о предоставлении субсидий не предусматривается возврат остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, поскольку субсидии предоставляются на компенсацию понесенных расходов.
2.6. Требования, которым должны соответствовать получатели субсидии при заключении Соглашения на дату подачи документов конкурсной заявки для участия в конкурсном отборе:
- у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которая подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, сформированной не ранее чем за месяц до дня представления заявки;
- у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет МО МР "Сосногорск", субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом МО МР "Сосногорск";
- получатели субсидии - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
- получатели субсидий не должны получать средства из бюджета МО МР "Сосногорск" в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в разделе 1 настоящего Порядка.
Ответственность за соблюдение вышеуказанных требований и достоверность представляемых сведений несут субъекты малого и среднего предпринимательства - получатели субсидий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.7. Установление показателей результативности:
Главный распорядитель как получатель бюджетных средств устанавливает показатели результативности в Соглашении и осуществляет оценку результативности использования субсидии.
Получатель субсидии обеспечивает достижение показателей результативности, предусмотренных в технико-экономическом обосновании, в сроки и порядке, предусмотренным Соглашением о предоставлении указанной субсидии.
2.8. Сроки перечисления субсидии:
Субсидия предоставляется на основании Соглашения не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем как получателем бюджетных средств решения по результатам рассмотрения им документов.
Субсидия перечисляется на расчетные или корреспондентские счета получателя субсидии, открытые в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях, указанные в представленных для рассмотрения документах на получении субсидии.
2.9. Результатом предоставления субсидии является оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на субсидирование части затрат, понесенных субъектами малого бизнеса и предпринимательства - лизингополучателям, на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). Показателями, характеризующими достижение результата предоставления субсидии, является установленный размер средней заработной платы, количество созданных рабочих мест, объем налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ. Значение показателей результативности устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии.
Оценка достижения значения показателя результативности осуществляется главным распорядителем на основании сравнения планового значения показателя результативности, установленного соглашением о предоставлении субсидии и фактически достигнутого его значения по итогам отчетного финансового года.
III. Требования к отчетности
3.1. Порядок, сроки и формы представления получателем субсидии отчетности о достижении показателей результативности использования субсидии являются неотъемлемой частью соглашения (договора), заключенного с получателем субсидии.
Получатель субсидии обязан ежегодно в установленный Соглашением срок в течение трех лет с даты заключения Соглашения предоставлять главному распорядителю как получателю бюджетных средств сведения о достижении финансово-экономических показателей результативности использования субсидии с приложением подтверждающих документов за отчетный период:
1) копию налоговой декларации по налогу на прибыль организации с отметкой о принятии налоговым органом или подтверждении передачи документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
2) копию декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением одного или нескольких видов систем налогообложения, с отметкой о принятии налоговым органом или подтверждении передачи документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
3) копию расчета по страховым взносам по форме КНД 115111, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@, с отметкой о принятии налоговым органом или подтверждении передачи документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
4) копию отчета по форме КНД 1110018 (Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год) с отметкой о принятии налоговым органом или подтверждении передачи документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
5) копию расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, с отметкой о принятии налоговым органом или подтверждении передачи документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
IV. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственность за и нарушение
4.1. Порядок и условия предоставления в аренду имущества муниципального образования муниципального района "Сосногорск", включенного в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его на долгосрочной основе во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе по льготным ставкам) (Приложение 2.7).
4.2. Получатели субсидий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за предоставление недостоверных сведений и документов (представленные сведения не соответствуют действительности или содержат неправильную, искаженную информацию).
4.3. Меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий:
В случае установления фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления средств субсидии, представления субъектом малого и среднего предпринимательства недостоверных сведений, средства субсидии подлежат возврату в бюджет муниципального района в следующем порядке:
Главный распорядитель как получатель бюджетных средств в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий или получения сведений от органов государственного финансового контроля об установлении фактов представления недостоверных сведений, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, выявленных в результате проверок, направляет субъекту малого и среднего предпринимательства письмо-уведомление о возврате средств бюджета муниципального района (далее - уведомление);
субъект малого и среднего предпринимательства в течение 30 дней (если в уведомлении не указан иной срок) с даты получения уведомления осуществляет возврат субсидий, использованных не по назначению или полученных с представлением недостоверных сведений, с нарушением установленных условий, целей и порядка их предоставления.
В случае если получатель субсидии уклоняется от получения письма с требованием о возврате субсидии (заказное письмо с уведомлением возвращается главному распорядителю как получателю бюджетных средств), отсчет срока начинается по истечении 10 календарных дней с момента повторного направления письма в адрес получателя субсидии.
В случае невыполнения в установленный срок уведомления, главный распорядитель как получатель бюджетных средств обеспечивает взыскание средств бюджета муниципального района "Сосногорск" в судебном порядке.
4.4. Субсидии подлежат возврату в бюджет МО МР "Сосногорск" в случаях:
- нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления средств субсидии, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и (или) органом государственного и муниципального финансового контроля;
- за предоставление недостоверных сведений и документов;
- недостижения показателей результативности использования субсидии".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации муниципального района "Сосногорск" Республики Коми от 28 ноября 2019 г. N 2306 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.