Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы Программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
2.1.1. Характеристика строительной отрасли (состав, роль в экономике Красноярского края, крупнейшие организации, расположенные на территории Красноярского края).
По состоянию на 01.07.2019 в Красноярском крае зарегистрировано 8408 организаций, относящихся к строительному комплексу, или 12,0% общего числа организаций в крае, включая подрядные организации, предприятия строительной индустрии. Кроме того, на территории края в области строительства осуществляют деятельность 4305 индивидуальных предпринимателей. Подавляющее число строительных организаций, расположенных на территории края (98%), имеют частную форму собственности.
Строительный комплекс Красноярского края представлен организациями, выполняющими общестроительные и специальные строительные работы по возведению зданий и сооружений, а также организациями, осуществляющими производство строительных материалов и конструкций. В крае эффективно работает структурная цепочка строительной отрасли: проектные, строительные организации и производители строительных материалов.
Крупнейшими застройщиками, осуществляющими строительство жилья на территории города Красноярска являются: ООО УСК "Сибиряк", ГСК "Красстрой", ООО ФСК "Монолитинвест", АО "Фирма Культбытстрой", ООО "Альфа", ООО "Омега".
Ведущими застройщиками многоэтажного жилья в муниципальных образованиях края являются: ООО "СибБытСтрой", ООО"Стройтехсервис" (город Лесосибирск), ООО СК "Енисей" (город Железногорск), ОАО "Черногорскпромстрой" (город Минусинск), ООО "Альянс МК" (город Шарыпово).
Организации, осуществляющие строительство зданий нежилого назначения, современной инфраструктуры, в том числе сооружений инженерных коммуникаций и прочих инженерных сооружений, выполняющие специализированные строительные работы (разборка и снос зданий, подготовка строительного участка; производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ), представлены: АО "Сельэлектрострой", ЗАО "Красноярское монтажное управление "Гидромонтаж", ООО Ачинское и Норильское монтажные управления ОАО "Северовостокэлектромонтаж", ООО "Енисейзолотоавтоматика", ООО "Карат", ООО "Строительно-монтажное ремонтное производство горно-химического комбината", ООО "Производственное ремонтно-эксплуатационное хозяйство горно-химического комбината", ООО "Красноярское пуско-наладочное управление", ООО "КАТЭКстройкомплекс", ООО "НБС-Сибирь", АО "Организатор строительства Богучанского алюминиевого завода", ООО "Стройтехмонтаж", дорожно-строительные организации (ЗАО ДПМК "Красноярская", ООО "Красноярская дорожно-строительная компания", ГП Красноярского края "Балахтинское дорожное ремонтно-строительное управление", ООО "Росдорстрой", ООО "Сибирская дорожно-строительная компания"). Значительная часть организаций указанного направления деятельности специализируется на выполнении работ для крупных организаций металлургического и энергетического комплекса, ресурсодобывающих компаний, расположенных на территории края.
Объем работ, выполненных за 2018 год, по видам деятельности составил: "Строительство жилых и нежилых зданий" - 40,3%; "Строительство инженерных сооружений" - 20,1%; "Работы строительные специальные" - 39,6%.
В крае в индустриальных объемах производятся основные виды строительных материалов, такие как кирпич строительный, различные виды цементов, конструкции и детали сборные железобетонные, листы асбестоцементные, шлаковата, вата минеральная и другие. Кроме того, в крае широко представлены производители деревянно-каркасного домостроения, изделий из клееного бруса, металлоконструкций, лакокрасочных, теплоизоляционных материалов и других видов строительных изделий и материалов.
Основное производство цемента осуществляется на двух крупных предприятиях: ООО "Ачинский Цемент" в г. Ачинске и ООО "Красноярский цемент" в краевом центре. Кроме того, цемент производится в г. Норильске на цементном заводе Заполярного филиала ПАО ГМК "Норильский Никель". Общий годовой выпуск цемента в регионе составляет более 2 млн тонн при годовой мощности 3,8 млн тонн.
В крае действуют 15 предприятий по производству сборного железобетона общей годовой мощностью около 814,1 тыс. куб. метров. Предприятия с таким профилем выпускаемой продукции сохранились на всей территории края. Основная номенклатура крупнейших производителей Красноярского рынка железобетона - производство изделий для крупнопанельного домостроения. Загрузка мощностей, лидирующих на рынке заводов (АО "Фирма "Культбытстрой" и ООО УСК "Сибиряк"), составляет 60-80%, указанные производители входят в состав строительных корпораций - крупнейших застройщиков жилья на территории края и краевого центра.
Объемы производства строительных материалов полностью покрывают платежеспособный спрос строительного рынка и его требования к качеству (импорт по основной номенклатуре продукции, за исключением отделочных материалов, незначителен).
На территории Красноярского края действуют 4 крупных кирпичных завода: ООО "Содружество", ООО "Кирпичный завод "Песчанка", ООО "Сибирский элемент", ООО "Канский КСК". Общая мощность производства стеновых материалов (без стеновых железобетонных панелей) в крае составляет 147,7 млн шт. условных кирпичей в год. Более 80% выпускаемого объема кирпича в крае приходится на заводы, расположенные в краевом центре.
Выпуск строительных материалов и изделий не только в полном объеме обеспечивает потребности Красноярского края, но и позволяет реализовывать продукцию на рынках других субъектов Российской Федерации. Производством строительных материалов в крае по состоянию на 01.01.2019 занималось 465 организаций.
2.1.2. Основные производственные показатели.
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в Красноярском крае в 2018 году составил 161241,1 млн рублей, по данному показателю Красноярский край с 2012 года сохраняет 1 место в Сибирском федеральном округе.
Таблица 1
Статистические показатели по ВЭД "Строительство"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2017 год |
2018 год |
январь - июнь 2019 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем выполненных строительных работ |
млн рублей |
177181,0 |
161241,1 |
56723,6 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
42991,4 |
44857,2 |
42487,1 |
3 |
Численность работающих |
человек |
54471 |
53983 |
49919 |
Объем работ, выполненных по ВЭД "Строительство" в крае, за январь - июнь 2019 года составил 56,7 млрд рублей или 74,6% к аналогичному периоду 2018 года.
Информация о вводе в эксплуатацию зданий различного назначения в январе - июне 2019 года представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ввод в эксплуатацию зданий по видам (назначению) в январе - июне 2019 года
N п/п |
Вид (назначение) здания |
Количество зданий (единиц) |
Общий строительный объем зданий (тыс. куб. метров) |
Общая площадь зданий (тыс.кв.метров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Введено в действие зданий |
1525 |
4115,8 |
886,8 |
|
в том числе: |
|
|
|
1 |
жилого назначения |
1331 |
1910,5 |
561,1 |
2 |
нежилого назначения* |
194 |
2205,3 |
325,7 |
|
в том числе: |
|
|
|
2.1 |
промышленные |
21 |
650,7 |
52,5 |
2.2 |
сельскохозяйственные |
9 |
158,5 |
17,5 |
2.3 |
коммерческие |
48 |
470,4 |
71,5 |
2.4 |
административные |
17 |
35,3 |
9,6 |
2.5 |
учебные |
4 |
210,4 |
41,8 |
2.6 |
здравоохранения |
3 |
247,4 |
59,8 |
2.7 |
другие |
92 |
432,6 |
73,0 |
____________________
* Здания нежилого назначения распределены исходя из целей их использования в соответствии с "Общероссийским классификатором основных фондов".
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" в 2018 году составил 19699,9 млн. рублей. В частности, в 2018 году производство цемента составило 1893,5 тыс. т, кровельных асбестоцементных листов - 74,1 млн условных плиток, объем производства блоков и прочих изделий сборных строительных для зданий и сооружений из цемента, бетона и искусственного камня - 460,5 тыс. куб. метров. Стабильные показатели демонстрирует производство бетона готового для заливки (товарного бетона) - 581,0 тыс. куб. метров.
Объем отгруженной продукции по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" за январь - июнь 2019 года составил 10573,1 млн рублей или 124,6% к аналогичному периоду 2018 года (в действующих ценах); индекс производства - 100,5%.
Таблица 3
Статистические показатели по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции"
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2017 год |
2018 год |
январь - июнь 2019 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем отгруженной продукции |
млн рублей |
21449,0 |
19699,9 |
10573,1 |
2 |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
34155,9 |
34845,4 |
38448,5 |
3 |
Численность работающих |
человек |
8865 |
7962 |
8177 |
4 |
Объем выпуска основных видов строительных материалов: |
||||
4.1 |
портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический |
тыс. т |
1910,6 |
1893,5 |
949,0 |
4.2 |
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня |
тыс.куб.м |
538,6 |
460,5 |
217,8 |
4.3 |
кирпич строительный |
млн условных кирпичей |
138,3 |
106,2 |
58,0 |
4.4 |
листы асбестоцементные (шифер) |
млн условных плиток |
50,4 |
74,1 |
33,6 |
4.5 |
бетон, готовый для заливки (товарный бетон) |
тыс.куб.м |
515,0 |
581,0 |
267,5 |
4.6 |
материалы и изделия минеральные тепло- и звукоизоляционные |
тыс.куб.м |
580,8 |
597,9 |
301,4 |
В течение последних лет для строительной отрасли Красноярского края остается характерной ситуация неполного использования производственных мощностей по основным группам строительных материалов. Средний уровень использования производственных мощностей организаций строительной индустрии составляет 62%, что свидетельствует о наличии значительных резервов в отрасли.
Строительная индустрия края в значительной степени удовлетворяет потребности территории в строительных материалах местного производства, наблюдается высокий уровень концентрации производства почти на всех основных рынках строительных материалов и наличие на рынке края строительных корпораций, включающих в себя кроме строительных подразделений заводы по производству изделий крупнопанельного, монолитно-каркасного домостроения.
Главной проблемой, тормозящей рост подрядной деятельности, остается сокращение количества новых заказов на строительную продукцию со стороны других секторов экономики. Из-за замедления развития промышленности и падения темпов экономического роста в торговле и сфере услуг многие предприятия этих видов деятельности в целях минимизации своих издержек останавливают расширение производства за счет нового строительства и одновременно замораживают начатое.
Помимо слабой инвестиционной активности, к основным проблемам, негативно влияющим на деловую активность в строительной отрасли на текущий момент, необходимо отнести излишние административные барьеры, несовершенство технического регулирования, а также высокий уровень налогов и высокий процент коммерческого кредита. При этом необходимо отметить удовлетворительное состояние конкурентной среды строительной отрасли, снижение уровня недобросовестной конкуренции
и ненадлежащей рекламы.
2.1.3. Жилищное строительство (структура, территориальное распределение, направления развития).
По объемам жилищного строительства край стабильно входит в тройку лидеров среди регионов Сибирского федерального округа, а по итогам прошедшего года уступил только Новосибирской области. В 2018 году в крае введено 1 148,5 тыс.кв.метров (108,7% к 2017 году), в том числе: в городах и поселках городского типа - 955,9 тыс.кв.метров (107,5% к 2017 году), в сельской местности - 192,5 тыс.кв.метров (115,1% к 2017 году).
Таблица 4
Статистические показатели ввода жилья в 2014-2019 годах
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
январь - июнь 2019 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс.кв.м |
1200,6 |
1311,1 |
1373,8 |
1056,5 |
1148,5 |
419,1 |
2 |
Темп роста объемов ввода общей площади жилых домов |
% |
105,8 |
109,2 |
104,8 |
76,9 |
108,7 |
93,6 |
За 2018 год в городе Красноярске введено 741,5 тыс.кв.м жилых домов (64,6% от общего ввода), что составляет 109,5% к 2017 году. В других территориях края ввод жилья составил 407 тыс.кв.метров, темп роста к прошлому году составил 107,2%.
В 2018 году значительные объемы ввода зафиксированы в городах Железногорске (33,8 тыс.кв.м), Минусинске (25,5 тыс.кв.м), Ачинске (23,5 тыс.кв.м), Сосновоборске (18,6 тыс.кв.м) и районах края: Емельяновском (80,8 тыс.кв.м), Березовском (18,3 тыс.кв.м), Минусинском (9,2 тыс.кв.м).
В 2018 году по сравнению с 2017 годом высокие темпы жилищного строительства зафиксированы в Балахтинском (457,7%), Ужурском (412,3%), Козульском (241,6%) районах края; городах Железногорске (293,6%) и Дивногорске (239,7%). На территориях ряда муниципальных образований края снижены объемы жилищного строительства к соответствующим показателям 2017 года, в том числе по следующим районам: Бирилюсскому (28,6%), Мотыгинскому (51,1%), Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному (52,2%), Тюхтетскому (58,3%).
Наибольший объем ввода жилья в крае обеспечивается за счет строительства многоэтажных жилых домов. В 2018 году на долю многоэтажного жилищного строительства пришлось 69,6% общего ввода жилых площадей (800,1 тыс.кв.м). Значительная часть многоэтажных жилых домов строится в городе Красноярске, но многоэтажное жилищное строительство ведется также и на других территориях края, обеспечивая ввод до 81,1 тыс.кв.м общей площади жилья.
Ввод малоэтажного жилья в крае в 2018 году составил 348,3 тыс.кв.м (30,4% общего ввода), в 2017 году - 305,4 тыс.кв.м (28,9% общего ввода).
Значительные объемы ввода малоэтажного жилья в крае приходятся на Емельяновский (73,5 тыс.кв.м), Березовский (21,3 тыс.кв.м) и Минусинский (9,2 тыс.кв.м) районы, а также города Красноярск (22,5 тыс.кв.м) и Минусинск (20,4 тыс.кв.м).
Развитию строительства в муниципальных образованиях края, в том числе малоэтажного, способствовали меры по обеспечению муниципальных образований документами территориального планирования. Обеспеченность муниципальных образований края документами территориального планирования составляет 100%.
В январе - июне 2019 года в крае юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами введено в действие (эксплуатацию) 419,1 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов.
Ввод жилья в крае формируется значительным числом застройщиков. Так, по итогам 2018 года крупнейшими застройщиками введено в действие (эксплуатацию): ООО УСК "Сибиряк" - 96, 7 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (8,4% от общей площади), ЗАО "Фирма Культбытстрой" - 33,1 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (2,9% от общей площади), ООО "ГСК "Арбан" - 44,7 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов (3,9% от общей площади); более 24% ввода жилья обеспечивается организациями с долей ввода 1-2%; до 30% жилья ежегодно строится населением за счет собственных и заемных средств (за 2018 год - 28,1%).
Основным фактором сохранения объемов жилищного строительства является продолжающаяся заинтересованность и участие населения в инвестировании жилищного строительства при фактическом уходе государства с рынка.
Развитию жилищного строительства в значительной мере способствует развитие банковского кредитования на приобретение жилья, в том числе развитие кредитования и реализация мер государственной поддержки граждан при покупке жилья на первичном рынке.
В 2018 году, как и в предыдущем 2017 году, продолжилось увеличение объема ипотечного кредитования. По данным ЦБ РФ, в 2018 году в крае выдано ипотечных кредитов на сумму 63,3 млрд рублей, что на 44,3% больше, чем в 2017 году. Повышенный спрос граждан на жилищные кредиты наблюдался в условиях снижения процентных ставок (в 2018 году средневзвешенная процентная ставка в крае составила 9,85%) и связан, в том числе, с рефинансированием ранее привлеченных кредитов.
Правительством края продолжалась работа, проводимая на протяжении ряда лет, по улучшению жилищных условий жителей края. Реализованы меры, направленные на повышение доступности жилья и улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан нетрудоспособного населения северных районов края, молодых и многодетных семей, работников бюджетной сферы, ветеранов, вынужденных переселенцев, чернобыльцев и других категорий.
Так, в течение 2018 года за счет средств бюджетов всех уровней в сумме 1,4 млрд рублей обеспечено жильем 865 семей из числа северян, вынужденных переселенцев, чернобыльцев.
В отчетном году сохранилась государственная поддержка молодых семей в приобретении жилья. В рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей выдано 261 свидетельство на общую сумму 162,1 млн рублей (в 2017 году - 240 свидетельств на сумму 202,8 млн рублей).
Также гражданам оказывалась поддержка в приобретении жилья с использованием ипотечных кредитов. В 2018 году предоставлены социальные выплаты за счет краевого бюджета 2 479 гражданам на общую сумму 226,5 млн рублей. Поддержку получили работники бюджетной сферы края, многодетные семьи, отдельные категории ветеранов, граждане, пострадавшие от действий (бездействия) застройщиков.
С целью улучшения жилищных условий работников бюджетных учреждений в 2018 году Красноярским краевым фондом жилищного строительства построено 42 жилых помещения в г.Железногорске общей площадью 1 986,8 кв.м на сумму 69,5 млн рублей для предоставления по договорам найма.
В отчетном году продолжалась реализация ключевых направлений, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600. Мероприятиями, обеспечивающими реализацию Указа, являются обеспечение земельными участками многодетных семей и ликвидация аварийного жилищного фонда.
В рамках первого направления в 2018 году гражданам предоставлено 462 земельных участка, в том числе 339 участков под индивидуальное жилищное строительство, из них 93 участка (27,4%), обеспеченных инфраструктурой.
В рамках второго направления в 2018 году за счет средств федерального и краевого бюджета переселено 1 424 человека из 21,21 тыс.кв.м аварийного жилищного фонда. Из них в г.Красноярске в рамках мероприятий по подготовке города к проведению универсиады переселено 1164 человека (595 семей) из 17,31 тыс.кв.метров, полностью расселено и снесено 38 аварийных жилых домов. В г.Енисейске в рамках мероприятий по подготовке к 400-летию города переселено 146 человек из 11 аварийных жилых домов. Кроме того, переселено 114 граждан в с.Высотино Сухобузимского района в связи с частичным обрушением жилого дома.
Продолжилось совершенствование системы градостроительной документации муниципальных образований. В 2018 году 74 документа территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории разработаны либо изменены.
В 2018 году внесены изменения в схему территориального планирования Красноярской агломерации (постановление Правительства Красноярского края от 07.08.2018 N 450-п).
Помимо мер, направленных на развитие жилищного строительства и улучшение жилищных условий жителей края, в 2018 году в крае за счет средств краевого и федерального бюджетов осуществлялось строительство, реконструкция и разработка проектно-сметной документации по 66 объектам. Объем финансирования строительных объектов увеличился по сравнению с 2017 годом на 0,4 млрд рублей и за 2018 год составил 16,9 млрд рублей, из них 7,6 млрд рублей составили средства краевого бюджета.
По итогам 2018 года в крае введены в эксплуатацию 17 объектов капитального строительства, по 14 объектам разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы.
В рамках отдельного комплекса мероприятий в 2018 году завершалась подготовка объектов к проведению универсиады в г. Красноярске.
В отчетном году осуществлялась поддержка муниципальных образований реализации проектов по благоустройству территорий городских и сельских поселений. В рамках проведенного конкурса "Жители - за чистоту и благоустройство" победителями признаны 179 проектов на общую сумму 99,9 млн рублей.
Также бюджетам муниципальных образований края на конкурсной основе предоставлены субсидии для реализации проектов по решению вопросов местного значения сельских поселений - победителями признано 55 проектов на сумму 13,4 млн рублей.
В 2018 году продолжена реализация федерального приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Красноярского края, в результате бюджетам 44 муниципальных образований края предоставлены субсидии в размере 875,01 млн рублей, в том числе 543,2 млн рублей - средства федерального бюджета, за счет которых благоустроено 631 дворовая территория и 40 общественных пространств.
Кроме того, в целях поддержки муниципальных образований края, осуществляющих лучшее использование благоустроенных городских парков, и стимулирования городов, в рамках реализации указанного мероприятия 2 городским округам (г. Сосновоборск, г. Минусинск) были представлены субсидии в сумме 3,5 млн. рублей на деятельность по развитию мест массового отдыха населения (городских парков), работы по благоустройству которых осуществлялись в 2017 году.
Согласно рейтингу, сформированному Минстроем России по итогам 2018 года, Красноярский край занял третье место среди субъектов Российской Федерации за реализацию приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды".
В рамках реализации функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Красноярского края в 2018 году проведено 4330 проверок, зафиксировано 9283 нарушения, 54% из них связаны с качеством проведения строительно-монтажных работ, используемых материалов, нарушений требований проектно-сметной документации. По результатам проверок за нарушение строительных норм, проектной документации и нормативно-правовых актов выдано 2204 предписания, составлено 1151 административный протокол. Результаты проверок показали, что основная часть - 72% нарушений градостроительного законодательства устранялись в установленные сроки, по фактам неисполнения предписаний к застройщикам принимались меры административного воздействия.
За первое полугодие 2019 год проведена 1361 проверка, выдано 585 предписаний и возбуждено 242 административных дела.
2.1.4. Кадровый потенциал.
Строительная отрасль в настоящее время испытывает значительные кадровые трудности в связи со старением профессиональных кадров и низкой преемственностью поколений, и будущий уровень конкурентоспособности отрасли в значительной степени будет определяться качеством профессиональных кадров всех уровней.
Численность работников строительной отрасли края составляет около 76,3 тыс. человек, в том числе: 53,98 тыс. человек - в строительных организациях, 7,96 тыс. человек - в промышленности по производству строительных материалов, 14,4 тыс. человек - в проектных организациях. Средний возраст рабочих специальностей в строительной отрасли края составляет 35-40 лет. Средний уровень заработной платы по итогам 2018 года в строительных организациях, расположенных на территории края, по ВЭД "Строительство" составил 44,9 тыс. рублей, в организациях строительной отрасли по ВЭД "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" - 34,8 тыс. рублей.
Развитие производственной базы строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства и производства строительных материалов становятся возможными за счет проведения системной работы по подготовке рабочих и инженерных кадров.
На сегодняшний день в крае действует сеть образовательных организаций профессионального образования по подготовке специалистов строительной отрасли, включающая в себя 7 техникумов:
Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства;
Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса;
Ачинский техникум отраслевых технологий и бизнеса;
Назаровский аграрный техникум имени А.Ф.Вепрева (Назаровский строительный техникум);
Шарыповский строительный техникум;
Красноярский строительный техникум;
Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики.
Две образовательные организации высшего профессионального образования: Инженерно-строительный институт, Институт архитектуры и дизайна, входящие в состав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ), а также Норильский индустриальный институт.
Обучение в СФУ осуществляется по 10 профилям бакалавриата, 7 магистерским программам, 1 программе специалитета: Строительство уникальных зданий и сооружений (специализация "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений"), 8 программам аспирантуры.
Министерством совместно с министерством образования края созданы высокотехнологичные профессиональные учебные центры в целях подготовки рабочих в городе Канске и в городе Красноярске на базе Красноярского строительного техникума.
Профильные образовательные организации имеют договорные отношения с базовыми организациями отрасли по трудоустройству выпускников (ООО УСК "Сибиряк", ООО "Монолитстрой", ООО "Новый город", ОАО "Сибэлектрострой", ООО 2-КМУ ЗАО "ВСТМ", ООО "Производственная жилищно-строительная компания", ООО "Красноярская строительная компания", ООО "СК "Сиблидер", АО "Агат").
Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и кадровая потребность строительной отрасли в основном сбалансированы. Существует дополнительная кадровая потребность строительной отрасли в квалифицированных рабочих кадрах.
Для популяризации и повышения престижности профессии, обмена опытом, выявления лучших по профессии в преддверии профессионального праздника - Дня строителя, среди строительных организаций края проводятся специализированные конкурсы по следующим номинациям: лучшая строительная площадка; лучшее санитарное состояние строительной площадки; лучшая организация пожарной безопасности; лучшая организация электробезопасности; лучшая детская площадка; лучший фасад; лучшая квартира. По итогам участия в 2018 году:
7 лидирующих мест завоевали студенты Красноярского строительного техникума в VI Открытом региональном чемпионате "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" в Красноярском крае;
1 место по общему количеству медалей заняла Национальная сборная России WorldSkills Russia в Венгрии, где прошел самый масштабный чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills 2018;
3 место в Национальном чемпионате по компетенции "Печное дело" в Нижегородской области занял студент Красноярского строительного техникума;
1 место в Красноярске в номинации "Самая безопасная строительная площадка" в номинации "Лучшая организация строительной площадки" в рамках конкурса "Лучшие строительные площадки 2018" заняло ООО "СК "Сиблидер";
1 место в номинации "Лучшая организация строительной площадки" в рамках конкурса "Лучшие строительные площадки 2018" заняла компания ООО ГСК "Арбан".
2.1.5. Основные тенденции развития строительной отрасли края.
Современная, эффективная инфраструктура - это ключевое условие достижения высокой производительности, и важнейшая задача строительной отрасли - создать такую инфраструктуру максимально инновационным способом с наименьшими затратами. Работа всех предприятий реального сектора экономики зависит от наличия и качества построенной инфраструктуры, такой как телекоммуникационные сети, объекты энергоснабжения и т.п. Внутренние и внешние инвесторы рассматривают качество построенной инфраструктуры как один из ключевых факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Гибкость, подвижность и эффективность трудовых ресурсов и, соответственно, производительность компаний напрямую зависят от наличия, качества, доступности жилья и объектов социальной инфраструктуры.
В основу отраслевой политики положены принципы ее территориальной дифференциации с учетом перспектив социально-экономического и демографического развития региона, городов и иных поселений и децентрализации, основанной на усилении роли местного самоуправления в принятии и реализации градостроительных и иных решений, направленных на развитие реального сектора экономики, создание благоприятной среды жизни и деятельности на территории города, иного поселения и возможностей для улучшения жилищных условий различными группами населения.
Направления развития строительной отрасли края определяются государственными приоритетами в развитии инвестиционной деятельности, отраслей социальной сферы, промышленного производства, инфраструктурных объектов. Перспективы развития края связаны с освоением северных территорий Красноярского края: формированием Норильско-Туруханского территориально-производственного комплекса и Нижне-Енисейского (г. Игарка, г. Дудинка, пгт Диксон) транспортно-логистического узла. На плановый период, с учетом реализации национального проекта "Жилье и городская среда", инвестиционных проектов в различных отраслях экономики края предполагается:
1) сохранение значительного объема выполняемых работ по ВЭД "Строительство", обусловленное продолжением реализации крупных инвестиционных проектов в сфере нефтедобычи (освоение месторождений Ванкорского кластера, Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений), проектов по развитию добычи золота, металлургического производства, лесопереработки, а также началом реализации ряда проектов Комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" (далее - КИП "Енисейская Сибирь"). КИП "Енисейская Сибирь" разработан на период до 2027 года и предполагает создание капиталоемких объектов промышленности, сельского хозяйства, энергетической и транспортной инфраструктуры;
2) увеличение площади вводимого жилья к 2022 году до 1387 кв. м В 2016-2018 годах динамика показателей площади введенного жилья менялась от роста в размере 8,7% до сокращения на 23,1% в год по отношению к предыдущему периоду.
На территории существующих городских поселений края продолжится как застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания, так и освоение неиспользуемых площадок промышленного пояса. На бывшей территории Красноярского завода комбайнов в г. Красноярске ООО УСК "Сибиряк" планируется возведение района "Новоостровский". Застройка бывшей промышленной зоны Красноярского завода комбайнов займет около 15-20 лет. Планируется, что в жилом районе "Новоостровский" будет построено около 1 млн.кв.м жилья (где будет проживать около 30 тыс. человек), а также объекты социальной инфраструктуры.
В северных районах края продолжат развитие вахтовые формы поселений для разведки, освоения и эксплуатации новых источников природных ресурсов, являющихся опорными пунктами освоения северных территорий;
в целях сохранения ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, повышения уровня экологической безопасности производства в области строительной индустрии планируется продолжение реализации следующих инвестиционные проектов: ООО "Красноярский цемент" - внедрение "сухого" способа производства цемента", реконструкция и модернизация действующего оборудования; ООО "Ачинский цемент" - перевод цементной мельницы на пылеугольное топливо.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является комплексное развитие и повышение конкурентоспособности строительной отрасли Красноярского края.
Достижение этой цели планируется обеспечить за счет решения следующих задач:
1. Создание условий, обеспечивающих:
развитие жилищного строительства с опережающим обустройством массивов жилищной застройки инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой;
строительство и ввод в эксплуатацию объектов промышленности в сроки, установленные стратегией социально-экономического развития Красноярского края;
2. Обеспечение потребностей строительной отрасли Красноярского края в высококачественных, конкурентоспособных, ресурсо- и энергосберегающих строительных материалах, развитие действующих предприятий строительных материалов на инновационной основе;
3. Внедрение инновационных технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края.
Целевыми показателями, планируемыми к достижению в программном периоде, приняты объем выполненных строительных работ и объем отгруженных товаров, а также ввод в действие общей площади жилых домов.
2.3. План действий министерства по достижению планируемых показателей развития по ВЭД "Строительство"
2.3.1. Основные риски, препятствующие развитию строительной отрасли.
На ход реализации Программы возможно влияние следующих рисков:
макроэкономических рисков, связанных с ухудшением макроэкономической ситуации, следствием чего является снижение объемов инвестиций в экономику государства и частных инвесторов (инфляция, ухудшение условий привлечения кредитных ресурсов; непредвиденное изменение налоговых ставок, несовершенство системы налогообложения и государственных гарантий);
сокращение объемов ассигнований федерального бюджета на финансирование строительства объектов, расположенных на территории Красноярского края;
сокращение объемов ассигнований краевого бюджета на финансирование строительства объектов в рамках социальных программ;
значительная дифференциация цен на жилье в городе Красноярске и районах края, что снижает экономическую привлекательность жилищного строительства за пределами краевого центра;
высокая концентрация строительных организаций в городе Красноярске и, как следствие, отсутствие необходимой материально-технической базы на территориях муниципальных образований края препятствует реализации крупных инвестиционных проектов и развитию жилищного строительства за пределами Красноярской агломерации;
высокий уровень износа основных фондов (строительных машин и механизмов, производственных линий), применение устаревших технологий строительства и производства строительных материалов, что в значительной мере снижает конкурентоспособность местных организаций;
дефицит площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, под жилищное строительство, что обуславливает высокий уровень издержек при освоении новых территорий и сдерживает развитие малоэтажного жилищного строительства;
наличие значительного количества административных процедур, увеличивающих сроки получения разрешительной документации на строительство;
развитие конкурентной среды в сфере производства строительных материалов в регионах Сибирского федерального округа;
низкий уровень инвестиций в научно-технические разработки и исследования в области строительных материалов и технологий;
инновационно-технологических рисков, связанных прежде всего с капиталоемкостью модернизации существующих мощностей и слабо развитой конкуренцией на внутреннем рынке, что может быть причиной отсутствия заинтересованности в применении инноваций у бизнес сообщества, которая проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий;
несовершенство российского законодательства в области защиты прав научных разработок;
недостаток рабочих строительных специальностей, что способствует привлечению низкоквалифицированной иностранной рабочей силы и снижению качества выполнения работ.
Одним из существенных рисков является изменение ситуации на рынке жилищного строительства в связи с изменениями федерального законодательства. С 01.07.2019 года вступили в действие новые требования к застройщикам жилья, касающиеся финансовой стороны строительного бизнеса: обязательным является открытие эскроу-счетов уполномоченным банком для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета - участника долевого строительства в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве в отношении многоквартирного дома, в целях передачи средств застройщику, в результате:
размер собственных финансов застройщика, направляемых в строительство, должен быть не меньше 10% от объема инвестиций к моменту утверждения проектной декларации; административные расходы не могут превышать 10% от проектной стоимости строительства, а общая сумма авансовых платежей - не более 30%;
застройщик лишается права привлекать кредиты, займы, ссуды помимо целевого кредита на проект. Все финансирование строительства должно идти через единый расчетный счет, который можно открыть только в уполномоченном банке;
ограничена возможность застройщика привлекать средства одновременно по нескольким разрешениям на строительство. Вводится принцип "один застройщик - одно разрешение на строительство". Соответственно, для крупных проектов, насчитывающих несколько этапов строительства, разрешительную и проектную документацию необходимо будет утверждать до старта реализации, а это повлечет за собой увеличение расходов.
Данные изменения могут негативно повлиять на себестоимость строительства, а впоследствии приведут к росту цен либо снижению доходности девелоперского бизнеса. Учитывая текущую ситуацию на рынке жилья Красноярского края, где ощущается переизбыток предложения, часть застройщиков будут вынуждены значительно сократить либо прекратить свою деятельность.
В целях создания благоприятных условий развития организаций и строительной отрасли, обеспечения стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, министерством планируется осуществление комплекса мероприятий, представленных далее.
2.3.2. Реализация региональных составляющих (региональных проектов) национального проекта "Жилье и городская среда" посредством исполнения мероприятий подпрограмм государственных программ Красноярского края.
На 2019 год и период до 2024 года приоритетными являются направления по реализации региональных составляющих (региональных проектов) национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - нацпроект), который включает 4 федеральных проекта: "Ипотека", "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". Ключевыми целями нацпроекта являются: обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживании жилищного фонда.
В рамках региональных проектов:
"Жилье" прогнозируется увеличение объема жилищного строительства с 1,2 млн кв.м в 2019 году до 1,6 млн кв.м к 2024 году;
"Формирование комфортной городской среды" планируется увеличение значения показателей: "среднее значение индекса качества городской среды" - с 2 в 2019 году до 30 к 2024 году; "количество городов с благоприятной средой" - с 6 в 2019 году до 14 к 2024 году; "количество благоустроенных дворовых территорий" - с 464 в 2019 году до 1067 к 2024 году; "количество благоустроенных общественных пространств" - с 39 в 2019 году до 1214 к 2024 году;
"Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" целевые показатели установлены распоряжением Правительства РФ от 16.03.2019 N 446-р, в том числе:
"количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда" в 2020, 2021 годах - ежегодно 32,87 тыс.кв.м; в соответствии с утвержденным региональным паспортом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Красноярский край)": 2022 г. - 42,69 тыс.кв.м; 2023 г. - 100,26 тыс.кв.м; 2024 г. - 100,26 тыс.кв.м;
"количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда" в 2020, 2021 годах - ежегодно 1,8 тыс. человек; в соответствии с утвержденным региональным паспортом: 2022 г. - 2,37 тыс. человек; 2023 г. - 5,61 тыс. человек; 2024 г. - 5,61 тыс. человек.
Реализация мероприятий государственных программ Красноярского края:
2.3.2.1. "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 514-п (далее - государственная программа N 1).
Мероприятия государственной программы N 1 направлены на решение основных задач:
создание условий для увеличения объемов ввода жилья, в том числе стандартного жилья;
обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
создание условий для повышения доступности ипотечных жилищных кредитов для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края;
оказание содействия в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
По итогам реализации государственной программы N 1 планируется к 2022 году:
обеспечить долю ввода жилья, соответствующего стандартам стандартного жилья - 60%;
в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований Красноярского края построить (приобрести) жилье общей площадью 99,17 тыс.кв.м;
переселить из аварийного жилищного фонда муниципальных образований Красноярского края 4486 человек.
Ежегодно на каждого жителя Красноярского края будет вводиться до 0,44 кв. метров нового жилья, доступного и отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности, обеспечивающего комфортные условия проживания. Более трети вводимого жилья составит малоэтажное жилье. Обеспеченность населения Красноярского края общей площадью жилья увеличится к 2022 году до 26,6 кв. метров (в 2019 году - 25,3 тыс.кв.метров).
2.3.2.2. "Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2017 N 512-п (далее - государственная программа N 2).
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований" государственной программы N 2 к 2022 году:
доля благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов от общего количества дворовых территорий многоквартирных домов муниципальных образований Красноярского края, нуждающихся в благоустройстве по результатам инвентаризации, на территории которых утверждены муниципальные программы по формированию современной городской среды - не менее 28% (в 2019 году - 15%);
доля благоустроенных общественных территорий от общего количества общественных территорий муниципальных образований Красноярского края, нуждающихся в благоустройстве по результатам инвентаризации, на территории которых утверждены муниципальные программы по формированию современной городской среды - не менее 15% (в 2019 году - 7%);
2.3.3. Устранение избыточных административных барьеров в результате реализации мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование".
Для сокращения сроков реализации инвестиционных проектов, в том числе в сфере жилищного строительства, в результате увеличения объемов жилищного строительства и повышения доступности жилья для населения, принят "План мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р. Реализация мероприятий призвана улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию и регистрации прав собственности на такие объекты.
Результатами реализации мероприятий являются: упрощение градостроительной подготовки земельных участков; совершенствование регуляторной среды; сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, времени и расходов на их прохождение.
В рамках исполнения мероприятий постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Перечень), который включает 92 процедуры.
"Дорожная карта" по внедрению целевой модели по направлению "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" на территории Красноярского края утверждена 30.07.2018 министром строительства Красноярского края Козупицей С.А., ответственными исполнителями являются министерство строительства Красноярского края и служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. Утвержденным планом-графиком реализации мероприятий по внедрению целевой модели "Получение разрешения на строительство и территориальное планирование" предусмотрено поэтапное достижение показателей с 2017 года до завершения 2021 года.
За период реализации мероприятий "дорожной карты" сократилось: среднее время получения разрешения на строительство - со 131,67 дня до 126,38 дня; среднее количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, - с 11,33 до 10,94.
2.3.4. Межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти Красноярского края, образовательными учреждениями, организациями строительной отрасли по развитию профессиональных учебных центров, формированию программ подготовки кадров строительных специальностей с учетом потребностей организаций строительной отрасли края, проведению ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
В целях обеспечения строительной отрасли в квалифицированных кадрах в период 2020-2022 годов министерство планирует реализацию следующих мероприятий:
расширение участия организаций строительной отрасли в процессе трудоустройства и организации стажировок выпускников профильных образовательных организаций, а также прохождения производственных практик учащимися, в том числе путем заключения соответствующих соглашений с организациями высшего образования, среднего профессионального образования;
развитие высокотехнологичных учебных центров и ресурсных центров крупных производителей строительных материалов на базе образовательных организаций среднего профессионального образования строительной отрасли;
межведомственное взаимодействие с агентством труда и занятости населения Красноярского края, в том числе в рамках реализации положений Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства края от 27.12.2013 N 992-р (прогнозирование кадровой потребности предприятий отрасли, в том числе реализующих инвестиционные проекты, выработка предложений по оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в организациях профессионального образования Красноярского края, кадровое обеспечение предприятий отрасли за счет эффективного использования кадровых ресурсов региона, повышение доступности информации о кадровой потребности предприятий отрасли и возможных механизмах ее заполнения);
участие в проведении ежегодных ярмарок вакансий организаций строительной отрасли на площадках профильных учебных заведений.
2.3.5. Содействие развитию и повышению конкурентоспособности архитектурно-проектного комплекса Красноярского края с учетом задач экономического и социального развития региона и отдельных территорий.
Проектная документация дает возможность до начала строительства оценить реализуемость, надежность, экономическую эффективность объекта недвижимости с различных точек зрения, включая действующее законодательство, нормы и правила, требования общества и экономическую ситуацию. Решение указанных задач возложено на проектные организации.
Архитектурно-проектный комплекс в целом обеспечивает потребность капитального строительства в проектных работах. Тем не менее, существует ряд проблем, влияющих на качество разрабатываемой проектной документации и сроки ее подготовки:
недостаточная подготовка кадров, в том числе низкая квалификация застройщиков и заказчиков, отсутствие разумной ценовой политики в отношении проектно-изыскательских работ, занижение заказчиками стоимости таких работ, низкое качество инженерных изысканий и оформления их результатов;
несовершенство нормативно-правовой и нормативно-технической базы проектирования, несовершенство методологии и технологии проектирования, в том числе при типовом проектировании;
отсутствие качественного отечественного программного обеспечения для выполнения проектных работ, использование устаревших программных комплексов для осуществления проектных работ и подсчета смет;
отсутствие единых стандартов, определяющих основные стандарты и правила проектирования с применением технологии информационного моделирования объекта (BIM проектирование);
несовершенство механизмов, обеспечивающих своевременное включение инноваций в документы технического регулирования строительной отрасли.
В последнее время предприняты меры, направленные на воссоздание системы типового проектирования на принципиально новой основе с использованием инновационного подхода в проектировании, возможностей информационных технологий и соблюдения авторских прав. Сформирован запрос общества на разработку типовых проектов малоэтажных жилых домов, учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования, высших учебных заведений с кампусами.
Анализ показывает, что внедрение системы типового проектирования (типовые проекты, нормали, типовые проектные решения) сократит расходы средств бюджетов всех уровней (стоимость строительства объектов, возводимых по типовым проектам, как правило, на 10-20% по отношению к стоимости аналогичных объектов, построенных по индивидуальным проектам), а также значительно сократит объем и сроки проектирования и строительства.
Отсутствие нормативных баз для внедрения и использования технологий информационного моделирования в проектировании (BIM проектирование) и, как следствие, невозможность внедрения современных технологий для реализации всех стадий жизненного цикла проекта, лишает возможности экономии бюджетных средств на этапе СМР, эксплуатации, реконструкции и ликвидации объекта.
При реализации государственной политики по указанным направлениям необходимо решение следующих задач:
повышение качества проектных работ, обеспечение внедрения новых материалов и технологий строительства и проектирования, включая информационное моделирование и прогнозное математическое моделирование;
разработка и утверждение порядка создания и ведения единого классификатора нормативно-технических документов, применяемых при строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях;
установление требований к стадийности, составу и содержанию проектной документации в зависимости от вида и сложности объектов капитального строительства;
расширение перечня объектов капитального строительства, для которых оценка соответствия выполняется в форме декларации;
выполнение оценки соответствия зданий и сооружений по контролируемым параметрам и качественным характеристикам, установленным в строительных нормах обязательного применения;
регулирование доступа на рынок труда профессиональных архитекторов и инженеров-проектировщиков путем введения системы их аттестации;
создание условий для более активного и ответственного участия проектных организаций в строительстве, в том числе путем повышения роли авторского надзора;
внедрение и использование современных методик информационного моделирования для модернизации системы управления пространственным развитием города с учетом современных градостроительных технологий и создания эффективной системы мониторинга осуществления градостроительной деятельности:
BIM технологий (Building Information Model), позволяющих создать многомерную модель объекта строительства, которая будет содержать исчерпывающую информацию о нем. При этом данная модель используется не только для строительства, но и для эксплуатации объектов;
CIM технологий (City Information Model), где основополагающую роль играют вопросы, связанные с моделированием градостроительной ситуации. CIM-модель актуальна как на этапе разработки генерального плана, так и на этапе мониторинга его будущего развития, управления и принятия решений;
развитие системы типового проектирования, основанной на создании цифровых баз проектов повторного применения, типовых проектов, типовых проектных решений, в том числе типовых нормалей, типовых строительных конструкций, типовых конструктивных серий, типовых деталей, изделий и узлов и организации доступа к этим базам данных;
создание информационных баз данных строительных материалов и технологических карт, применяемых при возведении объектов капитального строительства, включая классификаторы, каталоги, сведения о текущей стоимости материалов и работ.
В том числе для решения указанных задач министерством реализуются следующие мероприятия:
проводится работа по формированию окончательного перечня юридических лиц, которые должны будут ежеквартально представлять информацию в Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС). В соответствии с частью 7 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации о ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности Российская Федерация совершенствует систему ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности в целях создания максимально эффективной системы ценообразования, выработки консолидированных решений по рассматриваемым вопросам и обеспечения достоверного определения сметной стоимости. В ФГИС ЦС будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов с учетом территориальной специфики. На все элементы выполняемой при строительстве работы в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники будут сформированы ценовые нормы. Далее на их основе будут рассчитываться показатели стартовой сметной стоимости строительства того или иного объекта. По состоянию на 01.07.2019 в результате систематически проводимой работы по верификации сведений о юридических лицах перечень насчитывает 200 юридических лиц (перечень, представленный Росстатом 06.07.2017, насчитывал 489 юридических лиц и их территориально-обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов на территории Красноярского края, включенных в классификатор строительных ресурсов);
проводится работа по включению проектной документации в реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. В соответствии с пунктом 5.12 частью 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 N 389 "О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документации повторного использования" Минстрой России формирует реестр экономически эффективной проектной документации повторного использования. По состоянию на 01.07.2019 в реестр внесена проектная документация по 18 объектам, размещенным на территории Красноярского края, в том числе: 13 объектов социальной инфраструктуры, 1 объект жилищно-коммунального хозяйства, 1 объект жилищного строительства, 3 объекта спортивного назначения;
совместно с краевым государственным автономным учреждением "Красноярская краевая государственная экспертиза" проведен комплекс организационных и технических мероприятий по переходу на ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Новый информационный ресурс в сфере строительства - Единый государственный реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства создан с целью обеспечения единого доступа к консолидированной информации о заключениях экспертизы, проектной документации и инженерных изысканиях в отношении объектов капитального строительства, в том числе в отношении экономически эффективной проектной документации повторного использования; повышения информационной открытости деятельности экспертных организаций; повышения оперативности и качества принимаемых управленческих решений, направленных на сокращение инвестиционного цикла и оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при проектировании объектов капитального строительства.
2.3.6. Проведение контрольных мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований к качеству выполняемых строительных работ.
Полномочия по соблюдению участниками строительства градостроительного законодательства при возведении объектов капитального строительства осуществляет служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба). Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) службы в соответствии с программой проверок, которая разрабатывается должностным лицом службы с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Кроме того, проводятся внеплановые проверки, число которых определяется количеством поступивших обращений, послуживших основанием для их проведения; количеством выданных предписаний, проверки исполнения которых также относятся к внеплановым проверкам. Итоговые проверки проводятся по факту получения извещения от застройщиков об окончании строительства объекта; результатом проверок на соответствие объектов проектной документации является утвержденное заключение, после выдачи которого полномочия службы по надзору исполнены.
В целях повышения качества выполняемых строительно-монтажных работ службой проводятся проверки, направленные на выявление и пресечение нарушений, а также на контроль за устранением выявленных нарушений. Кроме того, службой проводятся мероприятия по профилактике нарушений, обязательных требований в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований.
2.3.7. Создание условий для развития инновационной деятельности в строительном комплексе края: развитие действующих предприятий строительных материалов на инновационной основе, внедрение технологий с использованием композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на территории края.
Постоянно растущие требования к качеству строительства, удлинению жизненного цикла объектов капитального строительства, к их безопасности диктуют потребность в улучшении прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента), а также необходимость увеличения объемов жилищного строительства в крае обуславливает потребность в применении современных экономичных и долговечных материалов, обладающих повышенными эксплуатационными и потребительскими свойствами. В связи с этим особое внимание уделяется использованию новых перспективных композиционных материалов с высоким уровнем технических, эстетических, а также специальных характеристик для изделий, конструкций и материалов, что приведет к увеличению объемов капитального строительства и дорожного строительства.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
создание единой нормативно-технической базы, точечные инвестиции в перспективные НИОКР и поддержка инжиниринговой деятельности;
создание современной системы подготовки кадров - на сегодняшний день в отрасли работает недостаточное количество квалифицированных специалистов, способных ее развивать;
увеличение объемов производства и потребления инновационной продукции композитных материалов, обеспечивающей снижение стоимости и увеличение сроков безремонтной эксплуатации конструкций, изделий, зданий и сооружений, произведенных, построенных или отремонтированных с применением композитов на территории края;
повышение эффективности и инновационности государственных и муниципальных закупок, осуществляемых органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления муниципальных образований края (в том числе в рамках государственных программ, федеральных, региональных и других программ, региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса) за счет применения композитов, конструкций и изделий из них;
повышение эффективности деятельности государственных и частных организаций, расположенных на территории края и осуществляющих деятельность в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них.
Композиционные материалы используются на территории края при подготовке проектно-сметной документации на объекты:
в части строительных конструкций - это гибкие стекло-пластиковые связи в трехслойной кладке стен (производитель - Бийский завод стеклопластиков);
в части инженерного обеспечения - композитные опоры для воздушных линий электропередач и электроосвещения: для воздушных линий электропередач напряжением 35-220 кВ, несиловые опоры освещения для прокладки кабеля подземного, силовые опоры освещения для прокладки кабеля по воздуху (один из производителей - ООО "Электромаш", г.Новосибирск).
Приоритетными сферами для применения композиционных материалов являются следующие: дорожное строительство, строительство капитальных объектов, капитальный ремонт многоэтажных жилых домов.
Отдельные виды производимой в Красноярском крае композитной продукции:
геомембрана (синтетическое полотно - современный строительный материал с абсолютной водонепроницаемостью);
анкерный лист V-LOCK (полимерный лист с V-образными анкерными элементами для защиты сборных железобетонных конструкций);
георешетка дорожная армированная РД (плоская георешетка, изготовленная из высокопрочных композитных полос, сваренных между собой в местах переплетения);
георешетка полимерная СД (плоская двуосноориентированная георешетка с жесткими узловыми соединениями);
бентонитовый мат (водонепроницаемый композит, состоящий из гранул бентонитовых глин, расположенных между полотнами тканого и нетканого геотекстиля, соединенными иглопробивным способом);
гидромат (дренажный мат, объемная сетка с ромбовидным расположением полимерных прутков в трех плоскостях).
В жилищном строительстве организациями строительной отрасли ЗАО "Фирма "Культбытстрой", ООО "Монолитхолдинг", ООО "УСК "Сибиряк", группой строительных компаний "Красстрой-центр" применяются следующие слоистые и волокнистые композиционные материалы:
композитные холсты, ламели, стержни на основе углеродных высокопрочных волокон, предназначенные для усиления и восстановления несущей способности строительных конструкций;
строительные теплоизоляционные плиты и сэндвич-панели из экструдированного пенополистирола.
В дорожном строительстве, в частности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения применяются: объемные георешетки с перфорацией; трещинопрерывающие георешетки; полиэфирные геосетки; геосинтетическое полотно; нетканое иглопробивное полотно различной плотности; геотекстиль и тканый геотекстиль; адгезионные добавки, различные модификаторы, которые меняют структуру битума, улучшая его физико-механические свойства.
Инновационный проект "Производство систем с применением энергоэффективного комбинированного кронштейна L-BCtK Краспан" предусматривает использование энергоэффективного комбинированного кронштейна и его комплектующих с различными облицовочными материалами. Комбинированные энергоэффективные кронштейны, которые изготавливаются из огнестойкого стального композитного материала "КраспанКоппозит-ST", имеют следующие преимущества перед используемыми: уменьшенная металлоемкость системы, увеличенная несущая способность, низкая теплопроводность кронштейна, меньший вес системы на кв. м стены здания, минимальное количество элементов крепления к стене. Серийный запуск производства продукции позволяет снизить среднюю стоимость квадратного метра навесного фасада, обеспечить надежную, безопасную, многолетнюю эксплуатацию фасадов с применением данных систем.
Крупнейшими организациями в сфере производства и распространения композиционных материалов являются ООО "Краспан", ЗАО "ТехПолимер", ООО "Термит".
В целях популяризации и распространения композиционных материалов среди организаций строительной отрасли края в прогнозный период при поддержке министерства планируется проведение ежегодных ярмарочно-выставочных мероприятий, среди которых:
"Строительство и архитектура" - ежегодная специализированная выставка строительных и архитектурных проектов, проводится во второй половине января ежегодно;
"Строительные и отделочные материалы" - выставка, объединяющая крупнейшие выставки строительных и отделочных материалов, технологий и оборудования для их производства, проводится в первой половине мая ежегодно.
На площадках выставки крупнейшие строительные организации заключают договоры на закупку и поставку оборудования, устанавливают бизнес-контакты и определяют тенденции предстоящего года.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Информация об инвестиционных проектах, реализуемых в рамках Программы, представлена в приложении N 2 к Программе.
Информация о планируемых объемах бюджетных ассигнований, направленных на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, представлена в приложении N 3 к Программе.
План действий министерства, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет, представлен в приложении N 4 к Программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2022 году планируется достижение показателей развития строительной отрасли (по отношению к 2018 году):
1. По ВЭД "Строительство":
увеличение объема выполненных строительных работ до 187 118,1 млн рублей (116,0%);
увеличение прибыли (убыток) до налогообложения - 5 727,5 млн рублей;
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 31 923,2 млрд рублей (104,3%);
объем инвестиций в основной капитал - 2 696,4 млн рублей (63,4%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 34 033,4 млн рублей (118,4%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 50 487,2 рубля (112,6%);
увеличение среднесписочной численности работников - 56 175 человек (104,1%);
увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования - 1 387 тыс.кв.метров (120,8%).
2. По ВЭД "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов":
увеличение объема отгруженных товаров до 24 352,4 млн рублей (123,6%);
изменение объемов производства строительных материалов следующим образом:
производство портландцемента, цемента глиноземистого, цемента шлакового и аналогичных гидравлических цементов - 2 115,0 тыс. тонн (111,7%);
производство кирпича керамического неогнеупорного строительного, кирпича строительного (включая камни) из цемента, бетона или искусственного камня - 109,6 млн условных кирпичей (103,2%);
блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня - 475,0 тыс. куб. метров (103,1%);
производство бетона, готового для заливки (товарного бетона), - 592,4 тыс. куб. метров (102,0%);
производство материалов и изделий минеральных тепло- и звукоизоляционных - 616,7 тыс. куб. метров (103,1%);
увеличение прибыли до налогообложения - 713,9 млн рублей (113,1%);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года - 6 453,3 млн рублей (104,1%);
объем инвестиций в основной капитал - 1 271,8 млн рублей (54,6%);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава - 3 899,3 млн рублей (117,8%);
увеличение размера среднемесячной заработной платы - 39 218,8 рубля (112,6%);
увеличение среднесписочной численности работников - 8 285 человек (104,1%).
3. Показатели, характеризующие динамику качества выполняемых строительных работ:
исполнение программных проверок постоянно на уровне 100%;
увеличение доли устраненных недостатков от общего числа выявленных при осуществлении государственного строительного надзора до 86%.
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли представлен в приложении N 5 к Программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет края, представлена в приложении N 6 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.