Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 04.12.2019 N 950-р
Программа
Красноярского края, направленная на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения, на 2019-2024 годы
1. Описание текущей ситуации в области здоровья, увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения
В соответствии с прогнозными оценками Организации Объединенных наций к 2050 году произойдет рост численности населения с 7,5 млрд человек до 10 млрд человек. Доля граждан в возрасте 60 лет и более будет ежегодно увеличиваться на 3 процента и в 2050 году составит 22 процента от численности населения мира.
По данным управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва на начало 2019 года численность населения Красноярского края в возрасте старше 60 лет составила 560,4 тыс. человек, что на 2,6 процента больше чем на начало 2018 года, удельный вес данной возрастной группы населения в общей численности населения Красноярского края увеличился с 19 процентов до 19,5 процента.
Именно сейчас возникает потребность не только в определении направлений государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и в активном вовлечении граждан старшего поколения в жизнь общества.
Граждане старшего поколения в любом возрасте могут быть физически и социально активными либо нуждающимися в уходе и помощи, материально обеспеченными либо нуждающимися в финансовой поддержке, осуществляющими трудовую деятельность либо нет, проживающими в семье, получающими помощь от родственников либо одинокими, имеющими либо не имеющими инвалидность. Политика в отношении граждан старшего поколения должна учитывать это разнообразие.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества. Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.
1.1. Основным источником обеспечения гарантии доходов граждан старшего поколения является пенсионное обеспечение.
По данным государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю, по состоянию на 1 июля 2019 года численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю составила 846,9 тыс. человек, в том числе получателей страховых пенсий по старости - 765,8 тыс. человек, средний размер пенсии составляет 15 136,71 рубля.
В целях улучшения материального положения граждан старшего поколения из числа неработающих пенсионеров, общая сумма материального обеспечения которых не достигает величины прожиточного минимума, установленной в Красноярском крае, с 1 января 2020 года будет устанавливаться региональная социальная доплата к пенсии. В 2020 году данную доплату получат 107,0 тыс. граждан.
Важной частью формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки. Основанием их предоставления является принадлежность гражданина к той или иной категории. Гражданам, не имеющим льготного статуса, в Красноярском крае также установлены меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная выплата, льготное лекарственное обеспечение, льготный проезд в городском и пригородном транспорте. Охват мерами социальной поддержки граждан старшего поколения составляет 100 процентов.
1.2. Недостаточный для поддержания привычного уровня жизни размер пенсий, социальных выплат вынуждают многих граждан старшего поколения продолжать трудовую деятельность, искать возможности для профессионального обучения профессиям, востребованным на рынке труда, и дополнительного профессионального образования.
На сегодняшний день высокая трудовая активность пожилых людей является позитивным фактором развития рынка труда в условиях старения населения. Это существенный фактор снижения социальной напряженности.
Использование потенциала пожилых людей является базой для дальнейшего развития общества, поскольку в результате появляются дополнительные ресурсы, а у старшего поколения - возможность самореализации.
В целях содействия занятости граждан старшего поколения органами службы занятости населения Красноярского края осуществляются мероприятия, способствующие повышению занятости граждан данной категории, посредством содействия в поиске подходящей работы, организации и проведения ярмарок вакансий, обучения профессиям, востребованным на рынке труда.
Основными факторами, обуславливающими занятость населения старших возрастных групп, являются социально-экономические и социально-психологические:
улучшение материального положения граждан за счет получения дополнительного источника дохода;
потребность государства в использовании труда граждан старшего поколения;
потребность граждан старшего поколения в самореализации, желание находиться в социуме.
Ежегодно в органы службы занятости населения Красноярского края за содействием в поиске подходящей работы обращаются не менее 1,9 тыс. граждан старшего поколения, из них 1,5 тыс. человек (78,9 процента) находят работу (доходное занятие).
Одной из наиболее действенных форм активной политики занятости, позволяющей уменьшить диспропорцию между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда, заполнить вакансии на предприятиях, является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в том числе граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
Так, в 2018 году 111 гражданам, являющимся получателями страховой пенсии по старости, предоставлена государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.
Граждане обучились по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда: бухгалтер, инженер по проектно-сметной работе, кондитер, закройщик, медицинская сестра по массажу, кладовщик, менеджер по персоналу, парикмахер и другие.
Важной формой работы является организация и проведение ярмарок вакансий - специальных мероприятий, для участия в которых привлекается широкий круг работодателей, предоставляющих вакантные рабочие места и осуществляющих отбор кадров.
Ежегодно служба занятости населения Красноярского края проводит более 100 ярмарок вакансий, в которых принимают участие не менее 600 граждан старшего поколения, из них 10 процентов трудоустраиваются по результатам участия в данных мероприятиях.
Пожилое население стимулировано к продолжению занятости, к интеграции в экономическую и социальную сферы жизни общества.
В рамках реализации федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография" будет осуществляться профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста. С 2019 по 2024 годы планируется обучить 6 282 гражданина предпенсионного возраста.
Эти меры позволят не только продлить трудовое долголетие граждан старшего поколения, но и внести существенный вклад в повышение уровня их доходов.
1.3. Увеличение численности граждан пожилого возраста объективно приводит к повышению числа лиц, нуждающихся в медицинской и социальной помощи.
Около 80 процентов лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре - пять различных хронических заболеваний. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше чем у лиц трудоспособного возраста.
В 2018 году в Красноярском крае общая заболеваемость населения старше трудоспособного возраста составила 2 137,3 случая на 1 000 человек населения (2017 год - 2 172,5 случая на 1 000 человек населения). Всего в 2018 году в Красноярском крае у граждан старше трудоспособного возраста зарегистрировано 1 413 154 случая заболеваний (2017 год - 1 407 678 случаев заболеваний).
С учетом климатогеографических особенностей Красноярского края, значительной протяженности территорий Красноярского края, отнесенных к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера Красноярского края, для оказания медицинской помощи в Красноярском крае выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи, начиная с первого уровня оказания медицинской помощи территориальными поликлиниками (районными больницами), с последующим направлением пациентов в медицинские организации межрайонных центров и специализированные медицинские организации третьего уровня (Краевая клиническая больница, Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского, Краевая клиническая офтальмологическая больница). С целью обеспечения преемственности между уровнями оказания медицинской помощи в Красноярском крае внедрены клинические мониторинги (кардио-, нейро-, пневмо-, травмомониторинги), а также организована работа в круглосуточном режиме Центра поддержки принятия врачебных решений на базе краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница". Кроме того, в Красноярском крае осуществляется оказание медицинской помощи силами санитарной эвакуации.
Одним из актуальных направлений оказания медицинской помощи является совершенствование медицинской помощи гражданам старшего поколения на основе мониторинга состояния их здоровья, проводимого в рамках профилактических осмотров (не реже одного раза в год), а также диспансерного наблюдения лиц старше трудоспособного возраста.
С 2013 года в соответствии с действующей нормативно-законодательной базой в Красноярском крае проводится диспансеризация определенных групп взрослого населения, профилактические медицинские осмотры. Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, составил в 2016 году - 16,5 процента, в 2017 году - 16,7 процента, в 2018 году - 26,9 процента.
Охват диспансерным наблюдением по поводу установленных заболеваний и патологических состояний граждан старше трудоспособного возраста составил в 2016 году - 40,4 процента, в 2017 году - 44,9 процента, в 2018 году - 54,1 процента.
В рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения на территории Красноярского края "Старшее поколение" к концу 2024 года не менее 70 процентов лиц старше трудоспособного возраста будут охвачены профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, и не менее 90 процентов лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, будут находиться под диспансерным наблюдением.
Учитывая актуальность проблемы заболеваемости пневмонией и смертности от нее для лиц пожилого возраста с хроническими заболеваниями за счет наличия у них дополнительных фоновых факторов риска, повышающих восприимчивость к инфекции и ухудшающих прогноз, будет организовано проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты. К концу 2024 года охват граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты, вакцинацией против пневмококковой инфекции составит 95 процентов.
Министерством здравоохранения Красноярского края с 2016 года проводится постоянная работа по совершенствованию системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитию медицинской помощи по профилю "гериатрия", включая подготовку профильных специалистов.
В период с 2016 по 2019 годы работа осуществлялась в соответствии с межведомственным Планом мероприятий по развитию гериатрической службы на территории Красноярского края, учитывающим все направления Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, который определял медицинские задачи, преемственность ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, межведомственное взаимодействие (с органами социальной защиты населения Красноярского края).
В целях улучшения оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения Красноярского края формируется структура гериатрической помощи Красноярского края.
По состоянию на 01.09.2019 в Красноярском крае в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края, организовано 16 гериатрических кабинетов, в том числе 1 кабинет в консультативной поликлинике краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" (далее - Госпиталь).
До конца 2020 года будет открыто еще 12 кабинетов в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в городских и районных больницах.
Стационарная помощь по профилю "гериатрия" в настоящее время оказывается на 40 круглосуточных гериатрических койках в Госпитале. На базе Госпиталя функционирует многопрофильный краевой гериатрический центр. Госпиталь имеет материально-техническую базу, позволяющую оказывать специализированную помощь в полном объеме. В Госпитале постоянно расширяется объем медицинской помощи, внедряются новые методы обследования, лечения и с 2017 года - реабилитация после перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения.
До конца 2020 года в Красноярском крае планируется развернуть еще 65 коек по профилю "гериатрия" в медицинских организациях. Таким образом, общее количество гериатрических коек составит 105.
С целью укрепления кадрового потенциала к 2024 году дополнительно будет осуществлена профессиональная переподготовка 36 врачей-специалистов по специальности "гериатрия" и 72 медицинских сестер. Повышение квалификации пройдут 30 врачей-специалистов по программе "Особенности оказания медицинской помощи пациентам пожилого и старческого возраста. Отдельные вопросы гериатрии" и 54 медицинские сестры по программе "Сестринское дело в гериатрии". Таким образом, к 2024 году обеспеченность врачами-гериатрами будет соответствовать нормативу: 1 врач-гериатр на 20 000 населения старше 60 лет.
Министерством социальной политики Красноярского края, министерством здравоохранения Красноярского края и государственным предприятием Красноярского края "Губернские аптеки" заключено трехстороннее соглашение о порядке обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, не состоящих на постоянном социальном обслуживании, лекарственными препаратами, назначенными по медицинским показаниям, с доставкой их на дом. Специалисты отделений срочного социального обслуживания учреждений социального обслуживания принимают информацию от граждан пожилого возраста и осуществляют доставку лекарственных средств на дом.
В целях оценки нуждаемости и удовлетворения индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста в социальных услугах и медицинской помощи во всех муниципальных образованиях края с 2017 года заключены и действуют соглашения о взаимодействии медицинских организаций и учреждений социального обслуживания населения, в рамках которого межведомственными медико-социальными бригадами осуществляется выездная работа и оценка приспособленности человека к повседневной деятельности по шкале Бартелл (определение обстоятельств по утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности) на дому. По результатам нуждающимся оказывается необходимая медицинская помощь и предоставление социальных услуг.
1.4. Увеличение численности граждан старше трудоспособного возраста ставит новые задачи, направленные на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, укрепление их здоровья и увеличение периода их активного долголетия.
В связи с этим в рамках регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения на территории Красноярского края "Старшее поколение" к 2025 году будут реализованы мероприятия, направленные на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание, медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода.
На территории Красноярского края 68 организаций социального обслуживания (65 муниципальных учреждений, 1 коммерческая организация и 2 автономных некоммерческих организаций) предоставляют различные социальные услуги гражданам пожилого возраста в форме социального обслуживания на дому.
В организациях социального обслуживания, предоставляющих гражданам пожилого возраста услуги на дому и в полустационарной форме, ежегодно обслуживается более 220 тыс. граждан пожилого возраста, в том числе более 33 тыс. человек в отделениях социального обслуживания на дому.
Для оказания экстренной помощи гражданам пожилого возраста в 51 муниципальном учреждении социального обслуживания созданы 72 мобильные бригады "Мобильная социальная помощь". В состав мобильных бригад входят участковые специалисты по социальной работе, специалисты отделений срочного социального обслуживания, юристы и психологи, кроме того, привлекаются представители краевых и муниципальных учреждений образования, культуры, Пенсионного фонда Российской Федерации, Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Красноярскому краю и Главного управления Министерства внутренних дел России по Красноярскому краю. Все мобильные бригады обеспечены транспортом для экстренного реагирования на сигналы о социальном неблагополучии граждан.
В целях осуществления доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации в рамках реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения на территории Красноярского края "Старшее поколение" за счет средств федерального бюджета в 2019 году приобретено 22 автомобиля. До конца 2019 года планируется приобрести дополнительно 5 автомобилей.
Не менее важным направлением социальной поддержки граждан является социальное обслуживание, характеризующееся расширением спектра социальных услуг лицам, признанным нуждающимися в их получении, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам пожилого возраста.
На территории Красноярского края принят Закон Красноярского края от 08.07.2010 N 10-4866 "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае", в рамках которого ведется работа по созданию приемных семей для граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов, путем организации совместного проживания и ведения общего хозяйства лиц, нуждающихся в социальных услугах, и лиц, изъявивших желание организовать приемные семьи, на основании договора об организации приемной семьи с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения лицам, организовавшим приемные семьи. В настоящее время в приемных семьях проживают 110 граждан пожилого возраста в 44 муниципальных районах и городских округах Красноярского края.
С целью обучения родственников и других лиц необходимым навыкам общего ухода на дому за гражданами пожилого возраста в муниципальных учреждениях социального обслуживания края, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, организована работа школ родственного ухода "Дорогой добра". В настоящее время школы родственного ухода функционируют в 33 муниципальных учреждениях социального обслуживания, в которых за 1 полугодие 2019 года прошли обучение из числа родственников граждан пожилого возраста - 249 человек, сотрудников муниципальных учреждений - 1 006 человек.
За 1 полугодие 2019 года муниципальными учреждениями социального обслуживания успешно реализованы следующие стационарозамещающие технологии:
16 муниципальных учреждений предоставляют услуги сиделок 1 576 маломобильным гражданам;
в 15 муниципальных учреждениях функционируют отделения дневной занятости для около 3,6 тыс. инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями;
в 13 муниципальных учреждениях 115 пожилых граждан и инвалидов пользуются "тревожной кнопкой";
в 27 муниципальных учреждениях функционируют "мини-клубы на дому" с охватом более 1,0 тыс. граждан пожилого возраста;
в 29 муниципальных учреждениях применяется технология "бригадный метод", с применением которой 1 087 граждан пожилого возраста получили комплекс социальных услуг на дому, оказанных двумя и более социальными работниками.
Специалистами учреждений социального обслуживания сельских территорий активно используются такие методы социокультурной реабилитации, как трудотерапия (гарденотерапия), терапия искусством (терапия воспоминаниями, кино-, библио-, глино-, песко-, сказко-, музыкотерапия).
В течение первого полугодия 2019 года к работе по внедрению стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому муниципальными учреждениями была привлечена 221 волонтерская организация. Участие в оказании социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам приняло около 2,3 тыс. волонтеров, из которых в целях развития взаимодействия в рамках наставничества привлечено 252 "серебряных" волонтера.
В 2019 году 5 стационарных краевых государственных учреждений социального обслуживания определены пилотными для внедрения системы долговременного ухода. В пилотных краевых государственных учреждениях социального обслуживания разработаны методические материалы (индивидуальные планы ухода, карты ухода, шкалы для оценки, графики, инструкции, порядки, алгоритмы, детально описывающие выполнение всех процедур, манипуляций и технологий, используемых при уходе).
В рамках развития системы долговременного ухода:
организованы школы родственного и долговременного ухода;
внедряются стационарозамещающие технологии;
выявляются граждане, нуждающиеся в уходе посредством применения оценочных шкал и методик;
совершенствуется гериатрическая помощь;
оказывается паллиативная медицинская помощь гражданам в рамках которой осуществляется выявление лиц, страдающих неизлечимым прогрессирующими заболеваниями и передача сведений о них в медицинскую организацию для проведения врачебной комиссии;
организовано дополнительное профессиональное образование работников организаций социального обслуживания по вопросам долговременного ухода.
Немаловажными также являются мероприятия по созданию условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Государственная программа Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п (далее - Государственная программа), предусматривает мероприятия, направленные на развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг посредством предоставления субсидии в целях оплаты договора об оказании государственных услуг, заключенного по результатам конкурса (аукциона).
Министерство социальной политики Красноярского края совместно с подведомственными учреждениями реализует мероприятия по расширению добровольческой деятельности (волонтерства) в отношении граждан, находящихся в краевых государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (далее - учреждения) для граждан пожилого возраста и инвалидов. В рамках реализации данных мероприятий министерством социальной политики Красноярского края заключены соглашения о сотрудничестве в области проведения учебной, производственной, научно-исследовательской практики студентов и научно-практического взаимодействия с высшими учебными заведениями Красноярского края, в рамках которых студенты организовывают и принимают участие в социальных, спортивно-массовых мероприятиях, проводимых для граждан пожилого возраста, проживающих в учреждениях, оказывают содействие в реализации программ учреждений, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
Волонтеры учреждений оказывают помощь в чтении книг получателям социальных услуг, организации их прогулок, кормлении получателей социальных услуг, помогают формировать позитивные интересы, в том числе в сфере досуга, спорта, здорового образа жизни. Волонтеры совместно с получателями социальных услуг изготавливают игрушки, открытки, высаживают цветы и деревья.
Волонтерская деятельность учреждений предполагает не только добровольческую деятельность извне, но и добровольный вклад в общественно полезную деятельность самих получателей социальных услуг учреждения, в том числе и в рамках "серебряного" волонтерства. Волонтерская деятельность у получателей социальных услуг формирует такие личностные качества, как сопереживание, ответственность, доброта, необходимость заботы о других, любовь к людям.
1.5. Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации является всесторонняя поддержка людей пожилого возраста.
Главная проблема заключается в адаптации пожилых людей к постоянно обновляющейся социальной среде.
Качество жизни пожилых людей зависит, в том числе, от организованности досуга, доступности культурных ценностей и услуг. Участие пожилых людей в различных видах художественного творчества способствует реализации их духовного и культурного потенциала, расширяет возможности социокультурной адаптации.
В организации работы по обеспечению гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной жизни активное участие принимают краевые и муниципальные учреждения культуры Красноярского края.
В целях развития творческой активности людей пожилого возраста, расширения их социокультурных контактов в краевых и муниципальных учреждениях культуры Красноярского края функционируют клубные формирования. Самыми распространенными клубными формированиями являются познавательно-просветительные клубы по интересам, оздоровительные, досугово-коммуникативные, студии самодеятельного художественного творчества.
Так, например, в краевом государственном автономном учреждении культуры культурно-социальный комплекс "Дворец Труда и Согласия им. А.Н.Кузнецова" работает 9 клубных формирований для людей старшего поколения, которые посещают около 200 человек. Ежегодно проводится более 100 мероприятий для пожилых, которые посещает более 15,0 тыс. человек.
Для максимального вовлечения людей пожилого возраста в активную культурно-досуговую деятельность краевыми и муниципальными учреждениями культуры проводятся различные мероприятия: концертные программы, тематические вечера, встречи, лекции-беседы, интеллектуальные и развлекательные программы, в том числе на выезде. Ежегодно проводятся мероприятия, связанные с празднованием календарных праздников и памятных дат, в том числе посвященные Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню пожилого человека.
Реализация образовательных мероприятий осуществляется в рамках деятельности краевого народного университета "Активное долголетие", который был открыт в 2012 году. Обучение проводится на различных факультетах ("Здоровье", "Культура и искусство", "Краеведение", "Основы компьютерной грамотности" и др.).
Основной целью функционирования краевого народного университета "Активное долголетие" является сохранение социальной и интеллектуальной активности людей пожилого возраста посредством организации просветительных и учебных курсов, создания на территории края условий для их адаптации в современном обществе.
На сегодняшний день краевой народный университет "Активное долголетие" осуществляет свою деятельность в 52 муниципальных образованиях Красноярского края. С 2012 года обучение прошли более 8,5 тыс. человек.
1.6. Особое внимание в Красноярском крае уделяется повышению интереса у граждан пожилого возраста к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основными задачами и направлениями развития физической культуры и спорта на территории Красноярского края являются формирование здорового образа жизни, физическое воспитание, образование и массовое вовлечение в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
В Красноярском крае активно развивается ветеранское спортивное движение. Ежегодно проходят традиционные всероссийские массовые спортивные акции (Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России", Всероссийский день бега "Кросс Нации", Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию "Российский Азимут" и др.), в которых принимают участие граждане старшего поколения.
Министерством спорта Красноярского края проводятся физкультурные мероприятия с данной группой населения, в том числе Спартакиада ветеранов спорта Красноярского края. В 2018 году прошла летняя Спартакиада в п. Шушенское, в ней приняло участие 865 спортсменов из 30 муниципальных образований Красноярского края. В декабре 2019 года на спортивных объектах г. Красноярска пройдет V зимняя Спартакиада ветеранов спорта Красноярского края.
Ежегодно выделяется субсидия в размере 10,0 млн рублей на финансирование расходов, связанных с обеспечением участия ветеранов спорта Красноярского края в межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях среди ветеранов спорта. В 2018 году 340 ветеранов спорта Красноярского края командировано на 49 всероссийских и международных мероприятий. В 2019 году за счет средств краевого бюджета для участия в VI Спартакиаде пенсионеров России в г. Уфа командировано 8 спортсменов в составе сборной команды Красноярского края.
В 2018 году в Красноярском крае прошли летний и зимний фестивали Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Фестивали проходили среди всех возрастных категорий граждан, в том числе среди граждан старшего поколения.
По итогам III квартала 2019 года в Красноярском крае в центрах тестирования выполнили норматив на знаки отличия 53 гражданина от 60 лет и старше.
В соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 1-ФК количество систематически занимающихся физической культурой и спортом на территории Красноярского края от 55 лет и старше составляет 39 287 человек.
Таким образом, растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для пожилых граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
2. Цель и задачи программы Красноярского края, направленной на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения, на 2019-2024 годы
Приоритетом программы Красноярского края, направленной на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения, на 2019-2024 годы (далее - Программа), является улучшение качества жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей, обеспечение более эффективного использования их потенциала и участие в жизни общества.
Таким образом, цель Программы - улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения. Для достижения поставленной цели требуется выполнение следующих задач:
содействие трудоустройству граждан пожилого возраста, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование пожилых граждан, которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
создание условий для занятий физической культурой и спортом граждан пожилого возраста;
вовлечение граждан старшего поколения в образовательные, культурные мероприятия, досуговую деятельность;
реализация системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и обеспечение сбалансированного социального обслуживания в полустационарной и стационарной форме, а также предоставление социальных услуг на дому и медицинской помощи, с привлечением патронажной службы и сиделок, и системы оценки потребности в уходе;
совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения включая развитие медицинской помощи по профилю "гериатрия";
массовое вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность граждан старшего возраста и оказание комплексной поддержки добровольческих (волонтерских) инициатив.
Для решения указанных задач в Программу включены:
мероприятия, направленные на финансовое обеспечение граждан старшего поколения и стимулирование их занятости;
мероприятия, направленные на совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрической службы, включая профессиональную подготовку и дополнительное профессиональное образование специалистов в этой сфере;
мероприятия, направленные на обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам;
мероприятия, направленные на формирование условий для организации досуга граждан старшего поколения;
мероприятия, направленные на развитие современных форм социального обслуживания.
План мероприятий по реализации Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
3. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы по годам реализации Программы представлены в приложении N 2 к Программе.
4. Механизм реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета и внебюджетных средств.
Объем средств на реализацию Программы составляет 47 516 322,00 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 13 109 489,30 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 34 241 332,70 тыс. рублей, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края -165 500,00 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 9 705 254,40 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2 316 667,70 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 7 336 986,70 тыс. рублей, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края - 51 600,00 тыс. рублей;
2020 год - 13 121 996,40 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4 103 243,90 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 8 963 352,50 тыс. рублей, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края - 55 400,00 тыс. рублей;
2021 год - 13 089 737,90 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4 210 558,00 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 8 820 679,90 тыс. рублей, средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края - 58 500,00 тыс. рублей;
2022 год - 11 599 333,30 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 2 479 019,70 тыс. рублей, средства краевого бюджета - 9 120 313,60 тыс. рублей.
Реализацию мероприятий Программы осуществляют исполнители мероприятий Программы:
министерство социальной политики Красноярского края;
министерство здравоохранения Красноярского края;
министерство культуры Красноярского края;
министерство спорта Красноярского края;
агентство труда и занятости населения Красноярского края;
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края;
Красноярская региональная общественная организация общества "Знание" России (по согласованию).
Мониторинг исполнения мероприятий, достижения конечного результата Программы осуществляет министерство социальной политики Красноярского края.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляется в рамках управления государственными программами Красноярского края и контролем за ходом их выполнения. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств осуществляется главными распорядителями бюджетных средств.
Исполнители мероприятий Программы предоставляют в министерство социальной политики Красноярского края отчет о реализации мероприятий Программы за первое полугодие отчетного года в срок не позднее 10-го августа отчетного года и по итогам года - не позднее 10-го февраля очередного финансового года.
Ответственность за своевременность и достоверность представляемых отчетных данных несут исполнители мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.