Постановление Правительства Калининградской области от 5 декабря 2019 г. N 814
"Об утверждении региональной программы Калининградской области "Поддержка граждан старшего поколения"
В целях обеспечения реализации на территории Калининградской области Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в соответствии с федеральным проектом "Старшее поколение", входящим в состав Национального проекта "Демография", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16), Правительство Калининградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Калининградской области "Поддержка граждан старшего поколения".
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
А.Б. Родин |
Утверждена
постановлением Правительства
Калининградской области
от 05 декабря 2019 г. N 814
Региональная программа
Калининградской области "Поддержка граждан старшего поколения"
Паспорт
региональной программы Калининградской области "Поддержка граждан старшего поколения"
Ответственный исполнитель региональной программы Калининградской области "Поддержка граждан старшего поколения" 1 (далее - региональная программа): |
Министерство социальной политики Калининградской области |
Участники региональной программы: |
Министерство здравоохранения Калининградской области; Министерство спорта Калининградской области; Министерство по культуре и туризму Калининградской области; Агентство по делам молодежи Калининградской области |
Основание для разработки региональной программы: |
паспорт федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (далее - федеральный проект "Старшее поколение"), входящий в состав национального проекта "Демография" |
Срок реализации региональной программы: |
2019-2024 годы |
Цель региональной программы: |
улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни |
Задачи региональной программы: |
1) формирование условий для укрепления здоровья, увеличение периода активного долголетия 1 и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения; 2) систематизация мер, направленных на повышение качества жизни граждан старшего поколения; 3) развитие и совершенствование методов и форм межведомственного взаимодействия, координация деятельности всех участников региональной программы по достижению постановленной цели; 4) создание условий для получения доступной и качественной медицинской помощи, в том числе гериатрической и паллиативной, гражданами старшего поколения; 5) создание условий для оказания гражданам старшего поколения доступных и качественных социальных услуг, в том числе путем привлечения негосударственных поставщиков социальных услуг, в соответствии с действующим законодательством; 6) создание условий для вовлечения граждан старшего поколения в культурно-досуговую деятельность, занятия физической культурой и спортом, обеспечение равного доступа к посильной трудовой деятельности |
Ресурсное обеспечение региональной программы: |
Мероприятия региональной программы реализуются в рамках финансирования, предусмотренного в государственных программах Калининградской области: 1) государственная программа Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года N 848; 2) государственная программа Калининградской области "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273; 3) государственная программа Калининградской области "Развитие культуры", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 24 января 2014 года N 23; 4) государственная программа Калининградской области "Туризм", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года N 993; 5) государственная программа Калининградской области "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1027 |
Ожидаемые результаты региональной программы: |
1) укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения; 2) реализация комплексного подхода при предоставлении мер, направленных на улучшение положения граждан старшего поколения; 3) укрепление межведомственного взаимодействия и координации деятельности всех участников региональной программы по достижению постановленной цели; 4) обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, в том числе гериатрической и паллиативной, гражданам старшего поколения; 5) обеспечение получения гражданами старшего поколения доступных и качественных социальных услуг, в том числе путем привлечения негосударственных поставщиков социальных услуг, в соответствии с действующим законодательством; 6) вовлечение граждан старшего поколения в культурно-досуговую деятельность, занятия физической культурой и спортом, обеспечение равного доступа к посильной трудовой деятельности |
1 Термин "старшее поколение" употребляется в отношении женщин, достигших возраста 55 лет и старше, и мужчин, достигших возраста 60 лет и старше.
1 Активное долголетие - процесс оптимизации возможностей в области здоровья, участия в общественной жизни в целях поддержания качества жизни граждан старшего поколения.
Раздел I. Характеристика положения граждан старшего поколения в Калининградской области
Глава 1. Демографическая ситуация в Калининградской области
1. По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области по состоянию на 01 января 2019 года в регионе из 1 002,2 тыс. человек каждый четвертый житель находится в возрасте старше трудоспособного.
2. В структуре населения Калининградской области наблюдаются следующие тенденции:
1) увеличение количества граждан в возрасте старше трудоспособного (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше) с 182,3 тыс. человек в 2012 году до 258,0 тыс. человек на начало 2019 года; за указанный период численность пожилого населения увеличилась на 38,5%, в то время как население региона - только на 4,5%;
2) увеличение доли граждан старшего поколения в общей численности населения региона с 19,6% в 2012 году до 25,7% на начало 2019 года;
3) доля граждан старше трудоспособного возраста по состоянию на 01 января 2019 года на 0,3% выше среднего по Российской Федерации, при этом по данным прогноза Федеральной службы государственной статистики доля граждан старше трудоспособного возраста по Российской Федерации к 2025 году достигнет 27,4%;
4) увеличение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста (на начало 2012 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 2252 женщины старше 55 лет, на начало 2019 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходится 2382 женщины старше 55 лет).
3. Складывающаяся демографическая ситуация требует увеличения объема предоставляемых государственных услуг не только в целях обеспечения основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания надлежащих условий жизни, но и для создания условий для их активного участия во всех сферах жизни общества.
Глава 2. Доходы и занятость граждан старшего поколения
4. Основным источником дохода граждан старшего возраста является пенсия. В результате введения социальных доплат к пенсии был решен вопрос материального обеспечения неработающих пенсионеров не ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в Калининградской области. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации средний размер пенсии в целом по Российской Федерации за 2018 год составил 14 825,95 рубля, в Калининградской области средний размер страховой пенсии за 2018 год - 13 734,99 рубля.
5. Важной частью формирования доходов граждан старше трудоспособного возраста являются законодательно закрепленные меры социальной поддержки, основанием предоставления которых является принадлежность гражданина к той или иной категории, наделенной особым правовым статусом. Среди мер социальной поддержки, установленных региональным законодательством, наиболее массовой является ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) льготникам регионального уровня:
1) ветеранам труда;
2) лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
3) лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, и лицам, пострадавшим от политических репрессий.
Численность получателей ЕДВ составляет около 69 тысяч человек. Указанная выплата в размере 1804 рубля (до 01 июля 2019 года - 1751 рубль) предоставляется взамен ранее предусмотренных натуральных льгот. Кроме того, ЕДВ в размере 383 рублей (до 01 июля 2019-372 рубля) выплачивается 280 ветеранам становления Калининградской области. На указанные цели в областном бюджете на 2019 год предусмотрено около 1,471 млрд рублей.
6. Законодательством Калининградской области дополнительно установлен ряд мер поддержки социального характера, в том числе:
1) ежегодная денежная выплата ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов участникам войны (по 1000 рублей), ветеранам войны (труженикам тыла, блокадникам) и ветеранам становления области (по 500 рублей) - около 8 тысяч человек; в 2019 году на реализацию мероприятия израсходовано 4,7 млн рублей;
2) единовременная выплата членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ и их супругам на проезд к садовым и огородным земельным участкам и обратно; в текущем году областным бюджетом на выплату компенсаций предусмотрено 900 тыс. рублей;
3) компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданам, достигшим возраста 70-80 лет, а также получателям социальной доплаты к пенсии; в областном бюджете с учетом софинансирования из федерального бюджета на указанные цели заложено 28,6 млн рублей.
7. Вместе с тем, исходя из общей тенденции старения населения и сокращения трудовых ресурсов, нарастает потребность экономики в использовании труда предпенсионеров и граждан пожилого возраста в первые годы выхода на пенсию. Получаемая заработная плата является дополнительным источником формирования доходов лиц старшего поколения. Однако не всем гражданам старших возрастных групп по различным причинам (например, низкая квалификация, отсутствие дополнительных компетенций) удается реализовать свое право на труд.
Стимулирование занятости предпенсионеров и их дальнейшей востребованности на рынке труда является одним из важных направлений государственной политики.
Раздел II. Описание текущей ситуации в области здоровья, увеличения периода активного долголетия граждан старшего поколения
Глава 1. Продолжительность жизни и состояние здоровья граждан старшего поколения.
8. По итогам 2018 года средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении по Калининградской области для мужчин составляет 67,77 года, для женщин - 77,54 года (по Российской Федерации для мужчин составляет 67,77 года, для женщин - 77,83 года).
9. На начало 2019 год смертность лиц старше трудоспособного возраста в Российской Федерации продолжает сокращаться.
Динамика смертности
лиц старше трудоспособного возраста на 1 000 человек
Таблица 1
N п/п |
Наименование |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
Калининградская область, чел. |
40,6 |
40,09 |
38,39 |
38,78 |
37,3 |
2 |
Российская Федерация, чел. |
40,4 |
40,1 |
39,4 |
38,0 |
37,7 |
10. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области за период с января по май 2019 года смертность составила 3118 человек, что на 94 человека больше, чем за этот же период 2018 года, когда смертность составила 3024 человека. В структуре смертности населения старше трудоспособного возраста доминируют болезни системы кровообращения, новообразования занимают вторую позицию, болезни нервной системы - третью и на четвертом месте - смертность от старости.
Структура смертности
в Калининградской области в 2018-2019 годах по возрастам
Таблица 2
N п/п |
Возраст |
2018 год |
2019 год |
Динамика |
1 |
65-69 лет |
18% |
17% |
-1% |
2 |
70-74 года |
12% |
14% |
+ 2% |
3 |
75-79 лет |
19% |
16% |
-3% |
4 |
80-84 года |
22% |
25% |
+ 3% |
5 |
Старше 85 лет |
29% |
28% |
-1% |
Таблица 3
N п/п |
Возраст |
5 месяцев 2018 года |
5 месяцев 2019 года |
1 |
65-69 лет |
552 чел.-18,2% |
539 чел.-17,2% |
2 |
70-74 года |
366 чел.-11,7% |
444 чел.-14,2% |
3 |
75-79 лет |
580 чел.-19,1% |
502 чел.-16,1% |
4 |
80-84 года |
654 чел.-21,6% |
765 чел.-24,5% |
5 |
Старше 85 лет |
872 чел.-28,8% |
868 чел.-27,8% |
11. Показатели здоровья человека ухудшаются с возрастом. Около 80% лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается 4-5 различных хронических заболеваний. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.
По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации заболеваемость населения старше трудоспособного возраста в 2018 году повысилась и составила 202 603,7 зарегистрированного заболевания на 100 тысяч человек соответствующего населения (в 2017 году - 199 962,2). В Калининградской области показатель заболеваемости лиц старше трудоспособного возраста в 2018 году составил 172858,8 на 100 тыс. населения данного возраста, отмечен рост на 6,4% в сравнении с показателем 2017 года (162390,4 на 100 тысяч населения).
В целом по Российской Федерации доля лиц старше трудоспособного возраста в общем количестве госпитализированных больных выросла с 35,2% в 2017 году до 35,9% в 2018 году. В Калининградской области доля госпитализированных лиц старше трудоспособного возраста от общего количества поступивших больных составляет 35,9% в 2017 и 2018 годах.
12. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2016 года N 38н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия" и региональным проектом "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" определены основные приоритетные направления по организации гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской и социальной помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты.
Начиная с декабря 2017 года региональной общественной организацией "Врачебная Палата Калининградской области" проведен обучающий сертификационный цикл по профилю "гериатрия" для 23 врачей-терапевтов и врачей общей практики. В настоящее время еще 4 врача государственных бюджетных учреждений здравоохранения пройдут профессиональную переподготовку по этому профилю. Таким образом, обеспечение врачами-гериатрами будет полностью соответствовать порядку оказания гериатрической помощи на территории Калининградской области.
Также в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 09 января 2018 года N 1 "Об организации гериатрической службы в Калининградской области" в медицинских организациях региона проводится процедура лицензирования кабинетов и отделений амбулаторной гериатрической помощи населению старше 65 лет по профилю "гериатрия". Лицензированы 20 медицинских учреждений Калининградской области, остальные находятся в стадии получения разрешительных документов для профессиональной деятельности в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
13. В Калининградской области специалисты регулярно посещают научно-практические конференции, постоянно повышают уровень своих знаний, на месте применяют приобретенный опыт и навыки общения с пациентами старших возрастных групп и их сопровождения.
В рамках реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Городская больница N 2" (далее - Городская больница N 2) в 2019 году начал работу кабинет амбулаторной гериатрической помощи, который уже принимает своих первых пациентов, где персонал проводит комплексную гериатрическую оценку состояния пациента и вносит определенные коррективы по дальнейшему долговременному диспансерному наблюдению.
С сентября 2019 года в Городской больнице N 2 открыто стационарное гериатрическое отделение на 40 коек круглосуточного пребывания. В корпусе, где осуществляется прием и лечение гериатрических пациентов, проведен качественный ремонт помещений с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических и пожарных норм.
14. Со стороны медицинских организаций осуществляются лечение и наблюдение за пожилыми гражданами сотрудниками первичного звена поликлинических отделений, также осуществляется выезд на дом сотрудников выездной паллиативной службы, что предусматривает оказание стационарозамещающей медицинской помощи, при которой врачом-гериатром и врачами выездной бригады медицинской помощи осуществляется динамическое наблюдение с дальнейшими необходимыми назначениями, а средним медицинским персоналом ежедневно проводятся назначенные врачами медицинские манипуляции.
При предоставлении медицинского обслуживания применяется адресный подход с учетом индивидуальной потребности граждан пожилого и старческого возраста, а также способности к самообслуживанию, способности самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу тех или иных заболеваний, травм.
Не менее 70% лиц старше трудоспособного возраста до конца 2019 года будут охвачены профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию и не менее 90% из этого количества граждан, у которых будут выявлены заболевания и патологические состояния, будут направлены на диспансерное наблюдение, оздоровление и профилактическое лечение.
Однако, несмотря на очевидные достижения в области оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, существует ряд проблем, требующих решения. Необходимо повысить доступность гериатрической помощи в поликлиниках и стационарах. Требует развития координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения, в целях формирования системы долговременного ухода, включающей сбалансированные медицинскую помощь и социальное обслуживание.
Глава 2. Система социального обслуживания граждан старшего поколения
15. В связи с увеличением доли граждан пожилого возраста в структуре населения Калининградской области спрос на оказание гражданам различных видов помощи ежегодно растет.
В настоящее время на территории региона создана развитая система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, включающая в себя:
1) 13 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в возрасте 18 лет и старше, из них 7 психоневрологических интернатов;
2) 4 реабилитационных центра, оказывающие услуги инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
3) 1 госпиталь для ветеранов войн Калининградской области;
4) 2 дома-интерната для умственно отсталых детей;
5) 22 муниципальных учреждения социального обслуживания, которые предоставляют услуги на дому и в отделениях дневного пребывания;
6) 22 социально ориентированных некоммерческих организации (далее - СОНКО), которые оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам и получают возмещение за счет средств областного бюджета.
16. Социальные услуги предоставляются гражданам в 3 формах социального обслуживания на дому, в полустационарной и в стационарной формах.
Приоритетными формами оказания услуг являются надомное и полустационарное социальное обслуживание, на указанные цели в областном бюджете 2019 года предусмотрено 257,5 млн рублей.
За первое полугодие 2019 года более 4 тысяч граждан получили социальные услуги на дому, из них 642 человека, полностью утратившие способность к самообслуживанию и передвижению. С учетом степени утраты способности к самообслуживанию гражданам пожилого возраста и инвалидам организуется помощь на дому при двух-, трех- и пятиразовом посещении социальным работником в неделю.
В рамках реализации приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья" в регионе организована работа по оказанию социальных услуг гражданам, получающим паллиативную медицинскую помощь.
17. Право на бесплатное обслуживание на дому и в полустационарной форме предоставлено следующим категориям граждан старшего поколения:
1) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
2) гражданам, если на дату обращения их среднедушевой доход ниже 1,5-кратной величины прожиточного минимума для пенсионеров;
3) ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны из числа одиноко проживающих в сельской местности вне зависимости от получаемых доходов.
18. В сфере стационарного социального обслуживания 2250 человек из числа пожилых людей и инвалидов 1-й и 2-й групп охвачены постоянным посторонним уходом, из них 1364 - это люди старшего поколения (61%).
19. Учитывая состояние здоровья получателей услуг, учреждения социального обслуживания активно сотрудничают с медицинскими организациями. Приказом Министерства социальной политики Калининградской области, Министерства здравоохранения Калининградской области от 05 июля 2017 года N 395/294 "Об организации деятельности по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний" утвержден регламент межведомственного взаимодействия в связи с реализацией полномочий Калининградской области в сфере социального обслуживания.
20. В регионе реализуется дополнительная мера социальной поддержки в виде прохождения 12-дневного курса оздоровления на Балтийском побережье ветеранами труда, тружениками тыла, ветеранами становления Калининградской области. В текущем году такая возможность предоставлена 260 гражданам старшего поколения, необходимые средства выделены из областного бюджета.
21. На особом контроле Министерства социальной политики Калининградской области находится деятельность государственного бюджетного социально-оздоровительного учреждения Калининградской области "Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области" (далее - госпиталь).
В 2018 году в указанное учреждение органами социальной защиты населения для проведения оздоровительных мероприятий направлено 1362 ветерана.
Услуги по оздоровлению в госпитале получают не только ветераны войн, но и реабилитированные граждане, супруги ветеранов Великой Отечественной войны, ветераны становления Калининградской области. В 2019 году добавлена еще одна категория: ветераны труда старше 70 лет, имеющие доход ниже двукратного прожиточного минимума.
22. В сентябре 2019 года в рамках федерального проекта "Старшее поколение" открыто гериатрическое отделение, в котором получат медицинские и социальные услуги 190 человек. Таким образом, общее количество ветеранов, которые будут получать услуги в госпитале, увеличится с 1362 до 1552 человек.
23. В Калининградской области идет процесс формирования конкурентной среды в сфере социального обслуживания.
На региональном уровне принят ряд мер по обеспечению выхода на рынок социальных услуг негосударственных организаций, которые готовы профессионально и качественно оказывать социальные услуги населению.
В настоящее время в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области включено 90 организаций, их них:
1) 32 государственных учреждения социального обслуживания;
2) 22 муниципальных учреждения социального обслуживания;
3) 35 негосударственных организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации: 32 некоммерческие, 2 коммерческие организации, 1 частная организация.
24. Реестр поставщиков социальных услуг размещен на официальном сайте Министерства социальной политики Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обеспечен свободный доступ граждан к сведениям об организациях социального обслуживания.
25. В настоящее время доля негосударственных организаций составляет 38,2% от общего количества поставщиков социальных услуг Калининградской области, состоящих в реестре, и увеличилась вдвое по сравнению с показателем 2017 года (2017 год - 19,1%).
Как показала практика работы, негосударственные поставщики услуг готовы и уже предоставляют услуги во всех формах социального обслуживания.
26. Наибольшее количество негосударственных поставщиков наблюдается в сфере социального обслуживания на дому. Областной бюджет компенсирует расходы негосударственным поставщикам, оказывающим социальные услуги. Данный порядок утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 02 декабря 2014 года N 807 "О порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг".
С учетом правоприменительной практики и в целях реализации дополнительных механизмов поддержки СОНКО Министерством в 2018 году внедрен отдельный порядок предоставления СОНКО субсидии из областного бюджета с возможностью ежемесячного авансирования, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 22 мая 2018 года N 289 "Об установлении порядка предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение оказания социальных услуг гражданам в форме социального обслуживания на дому".
В 2019 году Министерством социальной политики Калининградской области заключены соглашения с 22 СОНКО на финансовое обеспечение оказания социальных услуг гражданам на сумму 136 646,160 тысячи рублей. По сравнению с 2018 годом объем финансирования увеличился в 3,5 раза (финансирование в 2018 года - 37 726,530 тысячи рублей).
27. Сложившаяся система социального обслуживания в Калининградской области позволяет своевременно предоставлять гражданам различные виды социальных услуг, при этом она постоянно развивается:
1) совершенствуются формы работы с гражданами в целях наиболее полного удовлетворения их потребностей в социальных услугах;
2) идет постоянный поиск и внедрение инновационных технологий социального обслуживания;
3) увеличивается количество организаций социального обслуживания и организаций, предоставляющих социальные услуги;
4) разрабатываются и внедряются новые формы оказания социальных услуг;
5) утверждаются требования к объему и качеству социальных услуг.
28. Основным направлением развития системы социального обслуживания на период 2019-2024 годов станет дальнейшая регламентация межведомственного взаимодействия социальных служб и учреждений здравоохранения, создание с 2022 года системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей старшего поколения, включающей сбалансированные. социальное обслуживание и медицинскую помощь.
Глава 3. Услуги гражданам старшего поколения в сфере досуга, культуры и туризма
29. Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха, их вовлечение в различные виды деятельности (туристическую, культурную, социально-образовательную).
30. В учреждениях культуры Калининградской области с целью вовлечения граждан старшего поколения в культурные процессы разработана и успешно реализуется система льготного посещения учреждений культуры для данной категории граждан. В государственном автономном учреждении Калининградской области "Кафедральный собор" (далее - Кафедральный собор) стоимость билета для пенсионеров по возрасту на экскурсию в музей, на концерты составляет примерно 67% от полной стоимости, один раз в месяц (в последнее воскресенье месяца) установлено бесплатное посещение музея для пенсионеров по возрасту. В этот же день в летний период проводятся концерты социального проекта "Популярный орган" со стоимостью билета для всех 150 рублей.
Организуется посещение на постоянной бесплатной основе (на основе договоров о социальном партнерстве) концертов в Кафедральном соборе членами общественных объединений социальной направленности, большинство которых - пенсионеры.
В 2017 году заключен договор о сотрудничестве Кафедрального собора с муниципальным автономным учреждением социального обслуживания города Калининграда "Комплексный центр социального обслуживания населения в городе Калининграде", на основании которого услуги предоставляются бесплатно получателям социальных услуг.
31. В государственном бюджетном учреждении культуры "Калининградский областной историко-художественный музей" входная плата не взимается с участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Для лиц, достигших пенсионного возраста, установлен льготный билет на посещение музея, экскурсионное обслуживание осуществляется бесплатно.
В государственном бюджетном учреждении культуры "Калининградский областной музей янтаря" последняя среда каждого месяца - день льготного посещения для лиц пенсионного возраста: стоимость билета в постоянную экспозицию и на все временные выставки составляет 20 рублей. В этот же день проходят встречи в рамках проекта "Когда душа молода" для старшего поколения, предусматривающие тематические экскурсии и мастер-классы.
Во всех государственных музеях предусмотрена возможность бесплатного посещения пожилыми людьми церемоний открытия новых выставок, экспозиций, концертов. Ежегодно такие мероприятия посещают более 1500 человек указанной категории граждан.
32. В государственном бюджетном учреждении культуры "Калининградский областной театр юного зрителя "Молодежный" действует предоставление особым категориям граждан индивидуальных скидок на билеты, в том числе: ветеранам и участникам Великой Отечественной войны - бесплатно, пенсионерам по старости - 10%. Учреждение на постоянной основе осуществляет социальное партнерство с Советами ветеранов городов Немана и Советска. По заявкам для данной категории населения проходят дневные спектакли.
Государственное автономное учреждение Калининградский области "Калининградский областной драматический театр" предоставляет льготные билеты на посещение репертуарных и гастрольных спектаклей на основании обращений общественных организаций инвалидов и ветеранов. Театр поддерживает шефские отношения со всеми ветеранскими организациями Калининградской области.
33. Работа с людьми старшего поколения проводится библиотечными учреждениями. В 2018 году в областных библиотеках прошло более 200 мероприятий, которые посетили более 5 000 человек.
С целью организации культурного досуга людей старшего поколения на базе государственного бюджетного учреждения культуры "Калининградская областная научная библиотека" в 2018 году действовали более 14 объединений. Граждане пожилого возраста наиболее активно посещают литературный клуб "Аквилон", библиотеатр, занятия в историко-родословном обществе.
Привлекательным для пожилых людей стал совместный проект государственного бюджетного учреждения культуры "Калининградская областная детская библиотека им. А.П. Гайдара" с государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова" под названием "Музыкальный салон на Бородинской, 13", совмещающий музыкальные и поэтические композиции в концертных мероприятиях.
34. Проведенный анализ показал, что наибольшей популярностью у лиц старшего поколения пользуются следующие формы работы:
1) творческие встречи с писателями;
2) занятия историко-родословного общества;
3) консультации юристов;
4) школы грамотного потребителя;
5) информационные дни с участием специалистов государственных организаций.
35. В Калининградской области благодаря активному участию волонтеров реализуется социально образовательный проект "Университеты третьего возраста", где все желающие могут пройти курсы компьютерной, финансовой, правовой грамотности, освоить основы медицинских знаний, изучить историю родного края.
Ежегодно дополнительные знания, навыки и умения приобретают более 1 000 человек.
36. Традиционными являются торжественные мероприятия, посвященные памятным датам: Дню защитника Отечества, Дню Победы, апрельским дням штурма города Кёнигсберга, Дню России, Дню народного единства, Международному дню пожилых людей. В эти дни проводятся встречи ветеранов, экскурсии, концерты, презентации новых книг, просмотры документальных фильмов, возложение цветов к памятникам.
37. Накануне Международного дня пожилых людей (01 октября) во всех муниципальных образованиях Калининградской области проходит месячник "В защиту старости", в ходе которого пожилым людям оказывается дополнительная адресная помощь, действуют волонтерские отряды по подготовке к осенне-зимнему периоду, проводятся совместные мероприятия с учреждениями образования, культуры, здравоохранения.
38. Одним из приоритетных направлений политики Калининградской области в сфере туризма и отдыха является поддержка и развитие социального туризма. Министерство по культуре и туризму Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области "Туризм" ежегодно организовывает и проводит не менее четырех экскурсионных выездов по региону. Реализация данных мероприятий направлена на организацию досуга в сфере туризма для граждан старшего поколения.
Дальнейшее развитие указанного направления позволит увеличить охват граждан старшего поколения услугами в сферах досуга, культуры и туризма.
Глава 4. Вовлечение граждан старшего поколения в занятия спортом и физической культурой
39. Важными факторами сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно сказываются на общем состоянии здоровья, продлевают активное долголетие.
По итогам 2018 года в Калининградской области систематически занимаются физической культурой и спортом более 13,5 тысячи человек в возрасте от 55 лет и старше, что составляет 6% численности населения указанной категории.
40. Основные проблемы, которые возникают у лиц пожилого возраста, - финансовые и транспортные. Кроме того, не все люди могут заставить себя заниматься спортом в пожилом возрасте. Этому может мешать боязнь травм, отсутствие интереса или мотивации.
Однако спортивные нагрузки положительно сказываются на работе всех систем организма, нивелируют последствия гиподинамии. Физическая активность при условии соблюдения врачебных рекомендаций позволяет сохранять тонус организма на протяжении долгих лет.
В связи с этим необходимо проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, привлечение наибольшего количества граждан старшего поколения к занятиям физической культурой и спортом, а также создание условий для занятия физической культурой граждан старшего поколения, учитывая их возраст и состояние здоровья.
Приоритетными направлениями работы в сфере физической культуры и спорта должны стать:
1) обеспечение доступности физкультурно-спортивных услуг для граждан пожилого возраста;
2) пропаганда физической культуры и спорта среди граждан пожилого возраста;
3) создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста в организациях сферы физической культуры и спорта, социального обслуживания;
4) создание условий для повышения уровня физической активности граждан пожилого возраста, в том числе с использованием Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
5) организация и проведение массовых культурно-спортивных мероприятий всех уровней для граждан пожилого возраста.
Раздел III. Цель, задачи и целевые показатели, основные ожидаемые результаты, сроки реализации региональной программы
Глава 1. Цели региональной программы
41. Цель региональной программы - улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.
42. Региональная программа направлена на систематизацию мероприятий, реализация которых предусмотрена в рамках исполнения государственных программ Калининградской области:
1) государственная программа Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 18 ноября 2013 года N 848;
2) государственная программа Калининградской области "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273;
3) государственная программа Калининградской области "Развитие культуры", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 24 января 2014 года N 23;
4) государственная программа Калининградской области "Туризм", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года N 993;
5) государственная программа Калининградской области "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1027.
Глава 2. Задачи региональной программы
43. Основными задачами региональной программы являются:
1) формирование условий для укрепления здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения;
2) систематизация мер, направленных на повышение качества жизни граждан старшего поколения;
3) развитие и совершенствование методов и форм межведомственного взаимодействия, координация деятельности всех участников региональной программы по достижению постановленной цели;
4) создание условий для получения доступной и качественной медицинской помощи, в том числе гериатрической и паллиативной, гражданами старшего поколения;
5) создание условий для оказания гражданам старшего поколения доступных и качественных социальных услуг, в том числе путем привлечения негосударственных поставщиков социальных услуг, в соответствии с действующим законодательством;
6) создание условий для вовлечения граждан старшего поколения в культурно-досуговую деятельность, занятия физической культурой и спортом, обеспечение равного доступа к посильной трудовой деятельности.
Глава 3. Целевые показатели региональной программы
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателя |
Период, год |
Ответственный за достижение показателя |
|||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Уровень госпитализации на геронтологические койки лиц старше 60 лет на 10 тыс. населения соответствующего возраста |
|
|
12,2 |
39,0 |
52,4 |
52,4 |
52,4 |
52,4 |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
2 |
Количество граждан старшего поколения, получивших гериатрическую помощь на базе Государственного бюджетного социально-оздоровительного учреждения Калининградской области "Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области", чел. |
|
|
80 |
160 |
170 |
180 |
180 |
180 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
3 |
Охват граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в Калининградской области, профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, % |
|
|
23,5 |
28,5 |
34,5 |
55,7 |
65,3 |
70 |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
4 |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, проживающих в Калининградской области, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, % |
|
|
45,1 |
52,9 |
61,3 |
68,9 |
80 |
90 |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
5 |
Численность граждан предпенсионного возраста, проживающих в Калининградской области, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование, чел. |
|
|
331 |
662 |
993 |
1324 |
1655 |
1986 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
6 |
Количество граждан старшего поколения, посещающих культурно-досуговые и культурно-просветительские мероприятия, чел. |
|
|
15000 |
15100 |
15200 |
15300 |
15400 |
15500 |
Министерство культуры и туризма Калининградской области |
7 |
Количество граждан старшего поколения, для которых организованы выездные экскурсии, чел. |
|
|
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
Министерство культуры и туризма Калининградской области |
8 |
Доля граждан старшего возраста (женщины 55-79 лет, мужчины 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста, % |
|
|
10 |
12 |
17 |
20 |
23 |
25 |
Министерство спорта Калининградской области |
9 |
Количество ветеранов труда, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
66418 |
66087 |
66241 |
65596 |
64311 |
64311 |
64311 |
64311 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
10 |
Количество участников Великой Отечественной войны, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
2120 |
1806 |
1513 |
1400 |
1300 |
1200 |
1100 |
1000 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
11 |
Количество лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
293 |
273 |
251 |
225 |
203 |
183 |
164 |
148 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
12 |
Количество тружеников тыла, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
1654 |
1374 |
1068 |
771 |
688 |
605 |
515 |
430 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
13 |
Количество лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, и лиц, пострадавших от политических репрессий, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
1738 |
1696 |
1615 |
1600 |
1500 |
1400 |
1300 |
1200 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
14 |
Количество ветеранов становления Калининградской области, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
454 |
387 |
280 |
260 |
250 |
240 |
230 |
220 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
15 |
Количество лиц, имеющих почетные звания Российской Федерации и других республик СССР, почетные звания СССР, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
7 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
16 |
Количество Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, которым планируется предоставить меры социальной поддержки, чел. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
17 |
Количество ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, ветеранов становления Калининградской области, принявших участие в социально-оздоровительных мероприятиях, чел. |
490 |
261 |
255 |
255 |
255 |
255 |
255 |
255 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
18 |
Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области, % |
19,1 |
38 |
42,5 |
43 |
43,5 |
44 |
44,5 |
45 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
19 |
Доля средств областного бюджета, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, на предоставление услуг, в общем числе средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере социального обслуживания и социального сопровождения, % |
0,5 |
3,4 |
10,0 |
10,5 |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
20 |
Количество граждан старшего поколения, которым оказывается помощь добровольцами, чел. |
|
885 |
885 |
885 |
900 |
950 |
1000 |
1100 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
21 |
Численность граждан старшего поколения, которым предоставлены социальные услуги с использованием стационарозамещающих технологий, чел. |
|
525 |
747 |
800 |
800 |
850 |
900 |
950 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
22 |
Количество граждан старшего поколения / неработающих пенсионеров, прошедших обучение по специальным программам (продления активного долголетия, правовой и экономической культуры, компьютерной и информационной грамотности, прикладного творчества), чел. |
1030 |
912 |
1000 |
1100 |
1150 |
1250 |
1300 |
1400 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
23 |
Количество действующих выездных мобильных бригад для граждан старшего поколения, ед. |
|
|
6 |
6 |
9 |
9 |
12 |
12 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
24 |
Доля граждан, для которых созданы безопасные и комфортные условия получения социальных услуг в результате использования предоставленной субсидии, от общего числа получателей услуг социальных учреждений, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области, % |
|
|
61,0 |
|
|
|
|
|
Министерство социальной политики Калининградской области |
25 |
Количество граждан старшего поколения, представленных к поощрению за активную жизненную позицию и участие в добровольческом движении, чел. |
10 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
26 |
Количество ярмарок вакансий для граждан предпенсионного возраста и пенсионеров, ед. |
|
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство социальной политики Калининградской области |
Глава 4. Ожидаемые результаты региональной программы
44. Основные ожидаемые результаты реализации региональной программы:
1) укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения;
2) реализация комплексного подхода при предоставлении мер, направленных на повышение качества жизни граждан старшего поколения;
3) укрепление межведомственное взаимодействие и координации деятельности всех участников региональной программы по достижению постановленной цели;
4) обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, в том числе гериатрической и паллиативной, гражданам старшего поколения;
5) обеспечение получения гражданами старшего поколения доступных и качественных социальных услуг, в том числе путем привлечения негосударственных поставщиков социальных услуг, в соответствии с действующим законодательством;
6) вовлечение граждан старшего поколения в культурно-досуговую деятельность, занятия физической культурой и спортом, обеспечение равного доступа к посильной трудовой деятельности.
Глава 5. Сроки реализации региональной программы
45. Региональная программа будет реализовываться в период 2019-2024 годов.
Раздел IV. План мероприятий региональной программы
Таблица 5
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Совершенствование системы охраны здоровья граждан старшего поколения, включая развитие медицинской помощи по профилю "гериатрия" |
||
2 |
Открытие гериатрических кабинетов, в которых будет оказываться медико-санитарная помощь в первичном звене здравоохранения для лиц старше трудоспособного возраста |
2019 год |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
3 |
Открытие геронтологических коек круглосуточного стационара для лиц старше трудоспособного возраста |
2019 год |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
4 |
Обеспечение граждан старшего поколения диспансеризацией и профилактическими осмотрами |
2019-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
5 |
Постановка под диспансерное наблюдение граждан старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния |
2019-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
6 |
Проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания |
2019-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
7 |
Реализация мер профилактики причин нарушения здоровья, инвалидизации среди граждан старшего поколения |
2020-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
8 |
Оказание паллиативной медицинской помощи нуждающимся пациентам среди лиц старше трудоспособного возраста |
2019-2024 года |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
9 |
Профессиональная подготовка и дополнительное профессиональное образование специалистов в сфере гериатрии |
2019-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
10 |
Проведение информационно-коммуникативной кампании, направленной на профилактику заболеваний |
2019-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
11 |
Открытие гериатрического отделения в структуре государственного бюджетного социально-оздоровительного учреждения Калининградской области "Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области" |
2019 год |
Министерство социальной политики Калининградской области |
12 |
Создание системы долговременного ухода за лицами старше трудоспособного возраста в части оказания своевременной медицинской помощи |
2022-2024 годы |
Министерство здравоохранения Калининградской области |
13 |
Проведение социально-оздоровительных мероприятий для отдельных категорий граждан: ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан, ветеранов становления Калининградской области |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
14 |
Предоставление мер социальной поддержки гражданам старшего поколения |
||
15 |
Обеспечение социальной поддержки ветеранов труда |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
16 |
Обеспечение социальной поддержки участников Великой Отечественной войны |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
17 |
Обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
18 |
Обеспечение социальной поддержки тружеников тыла |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
19 |
Обеспечение социальной поддержки лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных, лиц, пострадавших от политических репрессий |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
20 |
Обеспечение социальной поддержки ветеранов становления Калининградской области |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
21 |
Обеспечение социальной поддержки лиц, имеющих почетные звания Российской Федерации и других республик бывшего СССР, почетные звания бывшего СССР |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
22 |
Обеспечение социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
23 |
Дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ и их супругам на проезд автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и междугородном сообщении по внутриобластным (межмуниципальным) маршрутам к садовым и огородным земельным участкам и обратно |
2019-2021 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
24 |
Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для лиц, достигших возраста 70 лет, в установленном порядке |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
25 |
Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам старшего поколения |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
26 |
Проведение ярмарок вакансий для граждан старшего поколения |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
27 |
Организация и проведение информационно-разъяснительной работы о возможностях трудоустройства среди граждан старшего поколения |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
28 |
Развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания |
||
29 |
Создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания и участия в нем организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
30 |
Организация работы по включению негосударственных организаций в реестр поставщиков социальных услуг Калининградской области |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
31 |
Проведение конкурсных отборов среди негосударственных поставщиков социальных услуг в целях заключения соглашений на оказание социальных услуг гражданам пожилого возраста |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
32 |
Принятие мер по своевременному предоставлению субсидий некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат некоммерческих организаций в связи с предоставлением ими социальных услуг |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
33 |
Принятие мер, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
34 |
Реорганизация государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области "Громовский психоневрологический интернат" и государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Калининградской области "Большаковский психоневрологический интернат" в целях повышения качества социального обслуживания |
2019 год |
Министерство социальной политики Калининградской области |
35 |
Предоставление государственным бюджетным социально-оздоровительным учреждением Калининградской области "Госпиталь для ветеранов войн Калининградской области" в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации "Региональный центр социального обслуживания населения" для организации оказания социальных услуг на дому нежилого помещения общей площадью не более 50 кв. м в здании, расположенном по адресу: г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 89/91, на срок не более 10 лет |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
36 |
Привлечение негосударственных поставщиков социальных услуг к работе координационного совета по вопросам обеспечения поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Калининградской области |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
37 |
Создание системы долговременного ухода за лицами старше трудоспособного возраста (гражданами пожилого возраста и инвалидами) как составной части мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку семейного ухода |
2022-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; Министерство здравоохранения Калининградской области |
38 |
Совершенствование межведомственного взаимодействия учреждений социального обслуживания и учреждений здравоохранения при оказании социального обслуживания и медицинской помощи гражданам пожилого возраста |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; Министерство здравоохранения Калининградской области |
39 |
Изучение и анализ лучших практик субъектов Российской Федерации по внедрению стационаро-замещающих технологий |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
40 |
Формирование условий для развития родственного ухода за гражданами пожилого возраста с учетом лучших практик субъектов Российской Федерации |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
41 |
Проведение мониторинга удовлетворенности граждан пожилого возраста социальными услугами во всех формах социального обслуживания |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
42 |
Работа методического совета по апробации, обобщению и внедрению в практику отечественного и зарубежного опыта в сфере геронтологического ухода и социальной реабилитации граждан пожилого возраста |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Геронтопсихиатрический центр" |
43 |
Развитие стационаро-замещающих технологий в сфере социального обслуживания граждан старшего поколения |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
44 |
Развитие востребованных ресурсосберегающих методов работы с гражданами старшего поколения во всех формах социального обслуживания с учетом лучших практик субъектов Российской Федерации |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
45 |
Формирование нормативной правовой базы Калининградской области по вопросам внедрения механизма приемной семьи для пожилого человека |
2022-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области |
46 |
Привлечение в сферу социального обслуживания населения социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей, добровольцев |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
47 |
Организация работы выездных мобильных бригад, в том числе в целях доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в учреждения здравоохранения |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
48 |
Организация работы Социальной службы перевозок |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
49 |
Организация предоставления социального обслуживания гражданам, получающим паллиативную медицинскую помощь |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
50 |
Анализ достаточности социальных услуг, предусмотренных региональным перечнем социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Калининградской области |
2019-2020 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
51 |
Повышение профессиональной компетенции и квалификации специалистов социального обслуживания с учетом изучения геронтологических и психологических особенностей граждан старшего поколения |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
52 |
Внедрение системы стимулирования работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
53 |
Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания в целях приведения в надлежащее состояние |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
54 |
Вовлечение граждан старшего поколения в культурную и досуговую жизнь общества |
||
55 |
Предоставление возможности для льготного посещения учреждений культуры гражданами старшего поколения |
2019-2024 годы |
Министерство по культуре и туризму Калининградской области, учреждения культуры |
56 |
Создание условий для реализации творческих способностей граждан старшего поколения, организация и проведение благотворительных культурных программ, приуроченных к празднованию знаменательных событий и памятных дат |
2019-2024 годы |
Министерство по культуре и туризму Калининградской области, учреждения культуры |
57 |
Организация экскурсионных выездов для социально незащищенных слоев населения Калининградской области |
2019-2024 годы |
Министерство по культуре и туризму Калининградской области |
58 |
Проведение ежегодного областного фестиваля "Таланты золотого возраста" |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания; общественные организации |
59 |
Проведение областного чемпионата компьютерной грамотности |
2020-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания; общественные организации |
60 |
Проведение межмуниципального туристического слета среди граждан пожилого возраста, инвалидов и работников социальной сферы |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания; общественные организации |
61 |
Содействие в организации работы социально-образовательных проектов "Университет третьего возраста", "Школа мудрости" |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания; общественные организации |
62 |
Создание условий для приобретения гражданами старшего поколения навыков компьютерной грамотности |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания; общественные организации |
63 |
Проведение мероприятий в рамках месячника "В защиту старости" и Международного дня пожилых людей |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
64 |
Создание для граждан пожилого возраста условий для занятия физической культурой и спортом |
||
65 |
Модернизация материально-технической базы объектов спорта |
2019-2024 годы |
Министерство спорта Калининградской области |
66 |
Организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий |
2019-2024 годы |
Министерство спорта Калининградской области |
67 |
Пропаганда физической культуры и спорта среди граждан пожилого возраста |
2019-2024 годы |
Министерство спорта Калининградской области |
68 |
Организация выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) гражданами пожилого возраста |
2019-2024 годы |
Министерство спорта Калининградской области |
69 |
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в интересах граждан старшего поколения, особенно "серебряного волонтерства" |
||
70 |
Проведение регионального конкурса "Доброволец Калининградской области" с выделением номинации для добровольцев старшего поколения |
сентябрь-ноябрь 2019 года, далее - ежегодно |
Агентство по делам молодежи Калининградской области; государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Калининградский областной центр развития добровольчества" |
71 |
Вовлечение граждан старшего поколения в волонтерскую деятельность, развитие "серебряного волонтерства" |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
72 |
Проведение комплекса обучающих мероприятий для "серебряных" добровольцев в рамках реализации регионального проекта "Социальная активность" (по итогам всероссийского конкурса лучших практик в сфере добровольчества "Регион добрых дел") |
2020 год |
Агентство по делам молодежи Калининградской области; государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Калининградский областной центр развития добровольчества"; автономная некоммерческая организация социальной реабилитации пожилых и инвалидов ЦЕНТР "Добровольцы серебряного возраста" Калининградской области |
73 |
Реализация комплекса мероприятий, направленных на содействие развитию добровольчества, в том числе с привлечением граждан старшего возраста |
В течение 2019 года, далее - ежегодно |
Агентство по делам молодежи Калининградской области; государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Калининградский областной центр развития добровольчества" |
74 |
Проведение акций и мероприятий по оказанию помощи гражданам старшего возраста с привлечением добровольцев |
В течение 2019 года, далее - ежегодно |
Агентство по делам молодежи Калининградской области; государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Калининградский областной центр развития добровольчества" |
75 |
Проведение совместных социальных акций, семинаров, тренингов с автономной некоммерческой организацией социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов ЦЕНТР "Добровольцы серебряного возраста" Калининградской области |
2019-2024 годы |
Министерство социальной политики Калининградской области; учреждения социального обслуживания |
76 |
Проведение регионального форума "серебряного волонтерства" Калининградской области |
2019 год |
Агентство по делам молодежи Калининградской области; Министерство социальной политики Калининградской области; автономная некоммерческая организация социальной реабилитации пожилых и инвалидов Центр "Добровольцы серебряного возраста" Калининградской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью принятой программы является улучшение положения граждан старшего поколения, направленное на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни. Срок реализации программы - с 2019 по 2024 гг. Ожидаемыми результатами реализации являются укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни, обеспечение доступной и качественной медицинской помощью, вовлечение в культурно-досуговую деятельность, занятия физической культурой и спортом, обеспечение равного доступа к посильной трудовой деятельности граждан старшего поколения и т.д.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Калининградской области от 5 декабря 2019 г. N 814 "Об утверждении региональной программы Калининградской области "Поддержка граждан старшего поколения"
Настоящее постановление вступает в силу с 12 декабря 2019 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 декабря 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Калининградской области от 18 июня 2020 г. N 407
Изменения вступают в силу с 25 июня 2020 г.
Постановление Правительства Калининградской области от 30 марта 2020 г. N 164
Изменения вступают в силу с 3 апреля 2020 г.