Решение Алтайского краевого суда от 11 марта 2005 г. N 3-18/05
(извлечение)
См. также Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 51-Г05-13
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующим постановления Алтайского краевого Совета народных депутатов " Об официальном толковании пункта 4 статьи 5 закона Алтайского края " О статусе депутата представительного органа местного самоуправления" N 311 от 01.10.2004 года, установил:
7 июня 1995 года Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон " О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", который вступил в силу с момента официального опубликования (далее по тексту Закон). Опубликован в издании " Сборник законодательства Алтайского края" N 11, 1995 г. На момент рассмотрения дела закон действует в редакции законов Алтайского края от 30.05.1997 N 24-ЗС; от 06.02.1998 N 5-ЗС, от 10.09.1998 N 44-ЗС; от 06.05.1999 N 19-ЗС; от 05.07.2002 N 43-ЗС; от 09.02.2004 N 3-ЗС.
Пунктом 4 статьи 5 указанного закона установлено, что за время участия в работе представительного органа местного самоуправления, а также за время работы на избирательном округе заработная плата депутатам представительных органов, осуществляющим свои полномочия на не освобожденной основе, которым она не сохраняется в другом месте, выплачивается из средств местного бюджета.
01.10.2004 года Алтайским краевым Советом народных депутатов принято постановление N 311 "Об официальном толковании пункта 4 статьи 5 закона Алтайского края "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", пунктом 1, которого утверждено официальное толкование пункта 4 статьи 5 закона Алтайского края "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления" (прилагается). Опубликовано в газете" Алтайская правда" N 277 от 05.10.2004 г.
Указанное постановление (N 311) состоит из 2-х пунктов, пунктом 2 установлено, что толкование подлежит официальному опубликованию в газете "Алтайская правда" и имеет обязательную юридическую силу в правоприменительной практике.
В соответствии с официальным толкованием указанная в приведенных положениях пункта 4 статьи 5 Закона заработная плата (денежная компенсация) выплачивается как в случае, если она не сохраняется по основному месту работы, так и в случае, если заработная плата (денежное содержание) депутата отсутствует (депутат получает пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, признан безработным в установленном порядке, временно не работает и т.п.).
Прокурор обратился в суд с заявлением об отмене пункта 1 названного постановления, ссылаясь на то, что фактически принята новая норма, поскольку расширен круг лиц, имеющих право на получение денежной компенсации за выполнение депутатских обязанностей, что влечет дополнительные расходы бюджетных средств и что в соответствии с требованиями ст. ст. 86, 131 Бюджетного Кодекса РФ допускается только с одновременным внесением изменений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах.
В ходе рассмотрения дела прокурор Ш.М.В. заявленные требования поддержал, дополнил требованиями о признании оспариваемого правового акта в полном объеме, поскольку все пункты постановления взаимосвязаны, с момента вступления в силу.
Представители Алтайского краевого Совета Ф.Е.А. и З.А.С. заявление прокурора не признали. При этом указали, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, действующему законодательству не противоречит.
Выслушав участников по делу, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 73 Устава Алтайского края, статьи 103 Регламента Алтайского краевого Совета народных депутатов Алтайский краевой Совет народных депутатов наделен правом толковать законы Алтайского края.
Статьей 42 Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" N 8-ЗС от 24.08.1995 г. установлено, что толкование законов Алтайского края производится в случае обнаружения неясностей в их содержании, неправильной или противоречивой практики применения этих законов. Толкование законов осуществляется принявшими (издавшими) их правотворческими органами и производится в форме постановлений, принимаемых правотворческими органами. В процессе толкования не допускается внесение в толкуемые законы поправок, дополнений и изменений.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что оспариваемый прокурором правовой акт принят уполномоченным органом и в пределах предоставленных полномочий.
Исходя из содержания, пунктом 4 статьи 5 Закона Алтайского края "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления", установлены гарантии для депутата при осуществлении депутатской деятельности, работающего на не освобожденной основе, условия, при которых производятся выплаты из средств местного бюджета, а именно в случае если заработная плата в другом месте не сохраняется.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы указанная выплата из средств местного бюджета допускается только работающему депутату и в случае, если его заработная плата в другом месте не сохраняется.
Между тем, оспариваемым постановлением утверждено официальное толкование, которым право на получение такой выплаты установлено не только работающим, но и не работающим депутатам, т.е. фактически в пункт 4 статьи 5 Закона внесены дополнения, что противоречит смыслу понятия о толковании нормы, требованиям вышеприведенной статьи 42 Закона Алтайского края "О правотворческой деятельности".
Кроме того, суд соглашается с доводами заявителя, что по смыслу п. 4 статьи 5 Закона, установленная выплата носит компенсационный характер, в связи с чем должна выплачиваться, как утраченный заработок, только лицам, которые в период исполнения депутатских обязанностей лишены права на получение заработной платы. Пенсионеры и безработные права на получение заработной платы не имеют, выплата пенсии, пособия им в этот период не прекращается.
В связи с этим суд находит несостоятельными доводы представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемый акт не создает новую норму, а раскрывает существующую.
Ссылку представителей заинтересованных лиц, о не противоречии оспариваемого акта действующему законодательству, так как федеральное законодательство не ограничивает право на получение указанных в пункте 4 статьи 5 Закона выплат неработающим депутатом, либо находящимся на пенсии суд во внимание также не принимает, как необоснованную, поскольку такое право по настоящему делу заявителем не оспаривается, данные обстоятельства не являются предметом рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим в полном объеме, поскольку все положения по содержанию касаются одного вопроса и не подлежат применению с момента вступления решения в законную силу, в связи с тем, что оспариваемый правовой акт вступил в силу, его действие связано с использованием бюджетных средств.
В соответствии с требованиями статьи 253 ГПК РФ после вступления решения в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Алтайского края удовлетворить.
Признать недействующими постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов "Об официальном толковании пункта 4 статьи 5 Закона Алтайского края "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления" N 311 от 01.10.2004 года с момента вступления решения в законную силу.
После вступления решения в законную силу сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Алтайская правда".
На данное решение прокурором может быть принесено кассационное представление, заинтересованным лицом подана кассационная жалоба в Верховный Суд РФ в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, через Алтайский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 11 марта 2005 г. N 3-18/05
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании