Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. N 884
"О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
В целях реализации государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".
2. Признать утратившими силу:
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. N 2166 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2018 г. N 2429 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. N 2166";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2018 г. N 273 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. N 2166 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2019 г. N 437 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. N 2166";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26 июня 2019 г. N 610 "О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденную Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. N 2166".
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
4. Настоящий Указ вступает в силу с 01 января 2020 года.
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава Республики Саха (Якутия) |
А. Николаев |
12 декабря 2019 года
N 884
Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 12 декабря 2019 г. N 884
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы |
Ответственный исполнитель программы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Соисполнители программы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия); Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Участники программы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия); Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
Иные участники |
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
Подпрограммы программы |
1. Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации. 2. Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). |
Цель программы |
Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений |
Задачи программы |
1. Обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений. 2. Обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), сохранение традиционного образа жизни. 3. Содействие развитию и консолидации российского казачества Республики Саха (Якутия) 4. Создание условий, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма |
Сроки реализации программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений: 2020 год - 73,3%; 2021 год - 73,5%; 2022 год - 73,7%; 2023 год - 74,0%; 2024 год - 74,3%. 2. Уровень общероссийской гражданской идентичности: 2020 год - 73%; 2021 год - 74%; 2022 год - 75%; 2023 год - 76%; 2024 год - 77%. 3. Доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера: 2020 год - 56%; 2021 год - 57%; 2022 год - 58%; 2023 год - 59%; 2024 год - 60%. 4. Количество членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ: 2020 год - 475 чел.; 2021 год - 477 чел.; 2022 год - 479 чел.; 2023 год - 481 чел.; 2024 год - 483 чел. 5. Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности жителей Республики Саха (Якутия): 2020 год - 57,0%; 2021 год - 57,2%; 2022 год - 57,3%; 2023 год - 57,4%; 2024 год - 57,5% |
Сроки реализации Программы |
2020 - 2024 годы |
Объем финансового обеспечения Программы |
Объем финансового обеспечения в целом на реализацию программы - 598 419,37 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 107 714,79 тыс. руб.; 2021 год - 108 880,79 тыс. руб.; 2022 год - 108 880,79 тыс. руб.; 2023 год - 134 658,00 тыс. руб.; 2024 год - 138 285,00 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 464 234,97 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 76 319,99 тыс. руб.; 2021 год - 77 485,99 тыс. руб.; 2022 год - 77 485,99 тыс. руб.; 2023 год - 114 658,00 тыс. руб.; 2024 год - 118 285,00 тыс. руб.; б) за счет средств федерального бюджета - 34 184,40 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 11 394,80 тыс. руб.; 2021 год - 11 394,80 тыс. руб.; 2022 год - 11 394,80 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; в) за счет средств местных бюджетов - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; г) за счет внебюджетных средств - 100 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2021 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2022 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2023 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2024 год - 20 000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации. Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, общероссийской гражданской идентичности, сохранение самобытной культуры, этнокультурное развитие народов Республики Саха (Якутия), в том числе увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности населения Республики Саха (Якутия), до 74,3% |
Паспорт подпрограммы N 1 государственной программы Республики Саха (Якутия)
Наименование подпрограммы |
Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия); Министерство по делам молодежи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
Иные участники |
Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) |
Цель подпрограммы |
Укрепление единства российской нации через сохранение самобытности народов Республики Саха (Якутия) |
Задачи подпрограммы |
1. Укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации; 2. Этнокультурное и духовное развитие народов Республики Саха (Якутия) |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства: 2020 год - 35,8 тыс. чел.; 2021 год - 35,9 тыс. чел.; 2022 год - 36,0 тыс. чел.; 2023 год - 36,1 тыс. чел.; 2024 год - 36,2 тыс. чел. 2. Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России: 2020 год - 38,4 тыс. чел.; 2021 год - 38,5 тыс. чел.; 2022 год - 38,6 тыс. чел.; 2023 год - 38,7 тыс. чел.; 2024 год - 38,8 тыс. чел. |
Сроки реализации подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы - 529 885,72 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 94 904,14 тыс. руб.; 2021 год - 96 070,14 тыс. руб.; 2022 год - 96 070,14 тыс. руб.; 2023 год - 119 957,15 тыс. руб.; 2024 год - 122 884,15 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 429 885,72 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 74 904,14 тыс. руб.; 2021 год - 76 070,14 тыс. руб.; 2022 год - 76 070,14 тыс. руб.; 2023 год - 99 957,15 тыс. руб.; 2024 год - 102 884,15 тыс. руб.; б) за счет средств федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; в) за счет средств местных бюджетов - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; г) за счет внебюджетных средств - 100 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2021 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2022 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2023 год - 20 000,0 тыс. руб.; 2024 год - 20 000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Увеличение количества участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, до 36,2 тыс. человек к 2024 году. Увеличение численности участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России до 38,8 тыс. человек к 2024 году |
Паспорт подпрограммы N 2 государственной программы Республики Саха (Якутия)
Наименование подпрограммы |
Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия); Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Цель подпрограммы |
Обеспечение поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Задачи подпрограммы |
1. Создание условий для участия общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы. 2. Содействие сохранению самобытных культур и традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Численность участников мероприятий клубных формирований самодеятельного народного творчества в местах компактного проживания малочисленных народов Севера: 2020 год - 12 810 чел.; 2021 год - 12 830 чел.; 2022 год - 12 850 чел.; 2023 год - 12 870 чел.; 2024 год - 12 890 чел. 2. Количество общин и иных объединений коренных малочисленных народов Севера, получивших поддержку на развитие традиционных отраслей хозяйства: 2020 год - 35 ед.; 2021 год - 37 ед.; 2022 год - 38 ед.; 2023 год - 39 ед.; 2024 год - 40 ед. 3. Количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов Севера: 2020 год - 1 620 чел.; 2021 год - 1 670 чел.; 2022 год - 1 720 чел.; 2023 год - 1 770 чел.; 2024 год - 1 820 чел. |
Сроки реализации подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы - 53 588,65 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 12 385,65 тыс. руб.; 2021 год - 12 385,65 тыс. руб.; 2022 год - 12 385,65 тыс. руб.; 2023 год - 8 240,85 тыс. руб.; 2024 год - 8 190,85 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 19 404,25 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 990,85 тыс. руб.; 2021 год - 990,85 тыс. руб.; 2022 год - 990,85 тыс. руб.; 2023 год - 8 240,85 тыс. руб.; 2024 год - 8 190,85 тыс. руб.; б) за счет средств федерального бюджета - 34 184,40 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 11 394,80 тыс. руб.; 2021 год - 11 394,80 тыс. руб.; 2022 год - 11 394,80 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; в) за счет средств местных бюджетов - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; г) за счет внебюджетных средств - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Сохранение уровня доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на уровне 2018 года. Активизация деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционное природопользование. Сохранение и распространение культурного наследия коренных малочисленных народов Севера. Увеличение доли граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, до 60% (к 2024 году) |
Паспорт подпрограммы N 3 государственной программы Республики Саха (Якутия)
Наименование подпрограммы |
Поддержка казачьих обществ в Республике Саха (Якутия) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Цель подпрограммы |
Развитие российского казачества в Республике Саха (Якутия) |
Задачи подпрограммы |
1. Содействие привлечению российского казачества к гражданской и иной службе. 2. Развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Количество членов казачьих обществ, прошедших вневойсковую подготовку во время их пребывания в запасе: 2020 год - 282 чел.; 2021 год - 284 чел.; 2022 год - 286 чел.; 2023 год - 290 чел.; 2024 год - 292 чел. 2. Количество участников мероприятий по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ: 2020 год - 3 625 чел.; 2021 год - 3 650 чел.; 2022 год - 3 675 чел.; 2023 год - 3 690 чел.; 2024 год - 3 705 чел. |
Сроки реализации подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы - 7 495,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 385,00 тыс. руб.; 2021 год - 385,00 тыс. руб.; 2022 год - 385,00 тыс. руб.; 2023 год - 3 220,00 тыс. руб.; 2024 год - 3 120,00 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 7 495,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 385,00 тыс. руб.; 2021 год - 385,00 тыс. руб.; 2022 год - 385,00 тыс. руб.; 2023 год - 3 220,00 тыс. руб.; 2024 год - 3 120,00 тыс. руб.; б) за счет средств федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; в) за счет средств местных бюджетов - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; г) за счет внебюджетных средств - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб. |
Ожидаемые |
Повышение уровня безопасности населения и |
результаты реализации подпрограммы |
сохранение общественного порядка, природоохранной и экологической обстановки. Доведение количества членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ, до 483 человек. Укрепление материально-технической базы казачьих обществ, учреждений дополнительного образования, реализующих казачий компонент, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и любви к Отечеству, преемственности поколений, готового достойно служить Родине. Сохранение и развитие самобытной казачьей культуры, традиций и обычаев казачьих обществ. Увеличение количества участников мероприятий по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ до 3 705 человек |
Паспорт подпрограммы N 4 государственной программы Республики Саха (Якутия)
Наименование подпрограммы |
Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Участники подпрограммы |
Министерство по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) |
Цель подпрограммы |
Создание условий, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве |
Задачи подпрограммы |
1. Научно-методическое и информационное сопровождение, реализация мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Саха (Якутия). 2. Профилактика и предупреждение распространения ксенофобии, националистической идеологии, религиозной и расовой нетерпимости, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти, подрыв общественно-политической стабильности и целостности Российской Федерации |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы |
1. Количество участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, в отчетном году: 2020 год - 455 чел.; 2021 год - 485 чел.; 2022 год - 515 чел.; 2023 год - 545 чел.; 2024 год - 575 чел. 2. Доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень Республики Саха (Якутия): 2020 год - 17%; 2021 год - 16%; 2022 год - 15%; 2023 год - 14%; 2024 год - 13% |
Сроки реализации подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы |
Объем финансового обеспечения подпрограммы - 7 450,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 40,00 тыс. руб.; 2021 год - 40,00 тыс. руб.; 2022 год - 40,00 тыс. руб.; 2023 год - 3 240,00 тыс. руб.; 2024 год - 4 090,00 тыс. руб.; а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 7 450,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 40,00 тыс. руб.; 2021 год - 40,00 тыс. руб.; 2022 год - 40,00 тыс. руб.; 2023 год - 3 240,00 тыс. руб.; 2024 год - 4 090,00 тыс. руб.; б) за счет средств федерального бюджета - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; в) за счет средств местных бюджетов - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб.; г) за счет внебюджетных средств - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб.; 2022 год - 0,00 тыс. руб.; 2023 год - 0,00 тыс. руб.; 2024 год - 0,00 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Увеличение количества участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, в отчетном году - до 575 человек к 2024 году. Уменьшение доли конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень Республики Саха (Якутия) |
Раздел 1. Характеристика текущего состояния в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности и этнокультурного развития народов в Республике Саха (Якутия)
Основными документами, определяющими национальную политику в Республике Саха (Якутия), являются:
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";
план мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации основными направлениями работы по укреплению общероссийской гражданской идентичности и этнокультурного развития народов в Республике Саха (Якутия) являются обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, этнокультурное и духовное развитие народов Республики Саха (Якутия), создание условий, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Саха (Якутия), профилактика экстремизма в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Саха (Якутия) проживают представители 129 национальностей. Наиболее крупные этнические сообщества республики: саха (466,5 тыс. человек, 50%), русские (353,7 тыс. человек, 38%), эвенки (21 тыс. человек, 2,2%), украинцы (20,3 тыс. человек, 2,2%), эвены (ламуты) (15,1 тыс. человек, 1,6%), татары (8,1 тыс. человек, 0,9%), буряты (7,0 тыс. человек, 0,8%), киргизы (5,0 тыс. человек, 0,5%), армяне (3,7 тыс. человек, 0,4%), узбеки (3,3 тыс. человек, 0,3%), таджики (2,7 тыс. человек, 0,3%), белорусы (2,5 тыс. человек, 0,3%), азербайджанцы (2,0 тыс. человек 0,2%), долганы (1,9 тыс. человек, 0,2%), башкиры (1,8 тыс. человек 0,2%), молдаване (1,6 тыс. человек, 0,1%), свыше тысячи немцев, мордвы, корейцев, казахов, юкагиров, чувашей.
По данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации на 01 января 2019 г. в Республике Саха (Якутия) зарегистрированы 157 религиозных организаций, 194 кочевые родовые общины коренных малочисленных народов Севера, 17 казачьих обществ. В республике активно работают более 70 общественных объединений, созданных по национально-культурному признаку.
Основным механизмом реализации государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия) в предыдущие годы выступала государственная программа "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы", с 2018 года - государственная программа "Развитие гражданского общества и гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы". Наличие отдельной региональной государственной программы в сфере межнациональных отношений позволяет республике ежегодно получать из федерального бюджета софинансирование на реализацию мероприятий по укреплению единства и этнокультурному развитию народов России и поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в рамках соглашений с Федеральным агентством по делам национальностей России. В 2019 году в рамках государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" получены субсидии на реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России в размере 8,7 млн рублей и на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - в размере 15,5 млн рублей.
Совещательными органами в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений являются Совет по вопросам государственной национальной политики при Главе Республики Саха (Якутия) и Совет по делам коренных малочисленных народов Севера при Главе Республики Саха (Якутия). При главах муниципальных образований Республики Саха (Якутия) образованы советы, комиссии по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений.
Одним из консолидирующих гражданских институтов в обеспечении сохранения и укрепления межнационального мира и согласия является Ассамблея народов Республики Саха (Якутия). Ассамблея имеет 14 отделений в районах республики и объединяет национальные общины, организации коренных малочисленных народов Севера, казачьи общества, общества дружбы с иностранными государствами. С 2015 года Ассамблея народов Якутии совместно с Домом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского реализуют межнациональный проект "Якутия - наш общий дом", способствующий национальному согласию в обществе, воспитанию уважительного отношения к представителям других национальностей. В рамках проекта проводятся обучающие семинары, уроки межнационального общения, встречи с населением, организуются творческие выставки и презентации. За прошедшие годы проведено шесть съездов Ассамблеи народов Якутии.
В системе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества республики в сфере межнационального согласия ключевая роль принадлежит Дому дружбы народов имени А.Е. Кулаковского, основной целью деятельности которого является создание необходимых условий для возрождения, сохранения и развития духовных ценностей народов, проживающих в республике. При Доме дружбы народов действуют 27 творческих коллективов, в том числе коренных малочисленных народов Севера - 10, национальных общин - 10, народных и образцовых ансамблей - 7. Ежегодно Дом дружбы народов проводит более 200 мероприятий, направленных на гармонизацию межэтнических отношений с охватом 70-80 тыс. человек, возрастной состав аудитории: дети и молодежь составляют 47%, средний возраст - 48%, старший возраст - 5%.
В 2015 году при Доме дружбы народов создан ресурсный образовательно-методологический центр в сфере межнациональных отношений, основной целью которого является повышение уровня компетенции руководителей и членов общественных национально - культурных объединений Республики Саха (Якутия) в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, управления организацией, развития проектной деятельности, формирования социального партнерства и межнационального сотрудничества. Центр активно сотрудничает с исполнительными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, различными этнокультурными и межнациональными организациями. Ресурсный центр участвует в проведении мониторинговых исследований этнополитической ситуации в республике, выявляет и распространяет лучшие муниципальные практики в сфере межнациональных отношений. Ежегодно центром проводятся семинары, круглые столы, дискуссионные площадки, на которых обсуждаются актуальные вопросы укрепления межнационального мира и согласия, воспитания культуры межнационального общения, взаимодействия со СМИ, использования существующих новаций и технологий и др.
Защита прав и интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), бережное отношение к их историческому и духовному наследию находятся в числе главных приоритетов государственной политики Республики Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) проживают 16% коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера республики составила 39 936 человек, в том числе 21 008 эвенков, 15 071 эвен, 1281 юкагир, 1906 долган, 670 чукчей. По сравнению с 1989 годом в республике наблюдается рост на 41,6% граждан, относящих себя к коренным малочисленным народам Севера. В наибольшей степени возросла численность долган (на 281,2%), юкагиров (на 60,1%), эвенов (на 42%), чукчей (на 34%) и эвенков (на 32%).
Основным механизмом защиты прав коренных малочисленных народов в республике является Концепция устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года, цели и задачи которой соответствуют основным векторам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В республике создана достаточно обширная нормативная правовая база в области защиты прав малочисленных народов Севера: принято более двадцати республиканских законов и подзаконных актов в сфере обеспечения защиты их прав, территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности.
В условиях расширения промышленного освоения северных и арктических территорий в республике остро стоят вопросы сохранения исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Якутии, их экологическая безопасность.
Активную общественную работу ведут некоммерческие организации коренных малочисленных народов Севера. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), объединяющая этнические союзы, ассоциации, общины и другие общественные объединения, представляет интересы коренных народов Севера на всех уровнях государственного управления, активно участвует в разработке федеральных и республиканских законопроектов. Работа этнических Ассоциаций отличается разнообразием форм и внутренней динамикой содержания.
За счет программных средств проводятся мероприятия, направленные на решение актуальных вопросов изучения и сохранения языков и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), в том числе съезды этнических ассоциаций, форумы, круглые столы, семинары, ежегодно проводятся фестивали ("Кочевье", "Эхо тундры и тайги"), молодежный Суглан (форум), календарные праздники народов Севера ("Цветение тундры", эвенкийский "Бакалдын", эвенский "Эвинек", долганский "Ьэйро", юкагирский "Шахадьибэ", чукотский "Кильвей"). В 2016 и 2018 гг. организованы республиканские соревнования народов Севера "Игры детей Арктики".
В рамках реализации задачи по сохранению исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера осуществляется поддержка деятельности некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера, в том числе кочевых родовых общин. На конкурсной основе на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций и кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера ежегодно выделяются субсидии в том числе за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета. В 2012 - 2019 гг. предоставлены субсидии в размере 92,9 млн. рублей на реализацию 176 проектов некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера. Реализация проектов социально ориентированных некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера, в том числе кочевых родовых общин, способствует решению задач сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, увеличению числа общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, до 197 (в 2011 г. - 91).
По данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации на 01 января 2019 года в Республике Саха (Якутия) зарегистрированы 13 казачьих обществ (в том числе 10 казачьих обществ - в муниципальных районах республики), 4 общественные организации в сфере содействия российскому казачеству и Якутский республиканский общественно-государственный фонд содействия развитию казачества.
Количество членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ, в 2019 году достигло 446 человек, количество участников мероприятий по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ - 3537 человек.
В местах дислокации казачьих обществ работают военно-патриотические казачьи клубы, развиваются фольклорные казачьи коллективы.
Казаки участвуют в патрулировании населенных пунктов во время праздничных и культурно-массовых мероприятий, оказывают помощь сотрудникам ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) во время чрезвычайных ситуаций (пожары, паводок), принимают участие в рейдах Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) в целях предотвращения нарушений природоохранного законодательства.
Казачьими обществами ведется работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в том числе допризывной подготовке казачьей молодежи. Разработана программа "История российского казачества" для факультативных занятий учащихся кадетских и общеобразовательных учреждений, курс лекций по теме "История казачества". Проводятся "Дни казачества" в образовательных учреждениях республики, учебно-полевые сборы членов казачьих обществ, спортивные соревнования, мероприятия по духовному и культурному развитию казачества, республиканский фестиваль казачьей и ямщицкой песни.
Программный подход позволил укрепить материально-техническую базу казачьих обществ в части оргтехники, форменной одежды, поддержать социально ориентированные проекты казачьих обществ, направленные на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры, традиций и обычаев.
В число первоочередных задач развития якутского казачества входят такие вопросы, как принятие закона Республики Саха (Якутия) "О развитии российского казачества в Республике Саха (Якутия)", активизация деятельности казачьих обществ в повышении роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, организация работы с казачьей молодежью и др.
За последние пять лет в республике отмечается тенденция увеличения количества религиозных организаций, действующих на территории республики (2014 г. - 138, 2015 г. - 147, 2016 г. - 153). По состоянию на 13 мая 2019 г. в республике зарегистрировано 159 религиозных организаций, в том числе религиозных организаций Русской Православной Церкви - 92, мусульманских - 8, буддийских - 2, иудаистская - 1. Остальные религиозные организации принадлежат к нетрадиционным (религиозным культам).
По данным социологического исследования "Межнациональная и межконфессиональная ситуация в Республике Саха (Якутия) в 2018 году" 64% опрошенных удовлетворены сложившимися межконфессиональными отношениями. Вместе с тем, проблема культурно-религиозной экспансии религиозных объединений, не являющихся традиционными для России, остается актуальной.
Объем миграционных потоков в Республику Саха (Якутия) является одним из ключевых рисков роста социальной напряженности. По итогам 1 полугодия 2019 года в Республике Саха (Якутия) на миграционный учет поставлено 34 729 иностранных граждан, в том числе зарегистрировано по месту жительства - 1 985, поставлено на учет по месту пребывания первично 15 524, в порядке продления срока пребывания - 17 220.
Основной миграционный поток составляют граждане государств-участников Содружества Независимых Государств, наибольшая доля в числе прибывших мигрантов принадлежит гражданам от общего числа въехавших на территорию Российской Федерации из стран ближнего зарубежья: Таджикистан - 3 679 (23,7%), Кыргызстан - 3 010 (19,4%), Узбекистан - 2 734 (17,6%), Армения - 1 470 (9,5%) и Украина - 1 327 (8,5%).
Данные социологических исследований, проведенные в 2017 - 2018 годах, выявили, что основная граница межэтнического напряжения проходит между местным населением и мигрантами. 60% участников опроса считают, что приезжего населения, мигрантов на территории республики много и выступают за ограничение их въезда. Немногим меньше (40% респондентов) признают существование противоречий, конфликтов между приезжими других национальностей и местными жителями. Вполне закономерно, что наличие конфликтогенных ситуаций выше в городах, чем в селах.
Резонансные события, произошедшие в конце 2018 года - начале 2019 года в республике сильно повлияли на общественный настрой населения республики, стали толчком для разжигания напряженности в межэтнических отношениях в республике.
Наблюдается активная радикализация в молодежной среде, стремление к национально-культурной изоляции, радикальным религиозным или националистическим взглядам на мир, оторванности от общероссийских ценностей. Обращают на себя внимание тенденции бытового национализма, проявляющиеся в межличностных и групповых конфликтах. За последнее время специалистами также отмечается увеличение фактов распространения призывов к экстремистским проявлениям с использованием приложения "WhatsApp". Время от времени возникают резонансные ситуации по вопросам негативного отношения к представителям других национальностей и конфессий, распространяемые через Интернет-ресурсы.
Раздел 2. Цель и задачи государственной программы
Целью государственной программы - укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений в Республике Саха (Якутия).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
2) сохранение самобытной культуры, этнокультурное и духовное развитие народов Республики Саха (Якутия);
3) создание условий, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Саха (Якутия);
4) профилактика экстремизма в Республике Саха (Якутия).
Целью подпрограммы N 1 "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации" является укрепление единства российской нации через сохранение самобытности народов Республики Саха (Якутия)
Для достижения цели подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
1. Укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации.
2. Этнокультурное и духовное развитие народов Республики Саха (Якутия).
Мероприятия подпрограммы, направленные на решение обозначенных задач, предусматривают:
1) информационную поддержку мероприятий, направленных на формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;
2) обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти с национально-культурными объединениями;
3) участие, организация и проведение мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений;
4) мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Саха (Якутия) и доли граждан, не испытывающих негативного отношения к мигрантам;
5) поддержка и поощрение в сфере укрепления мира и дружбы народов;
6) развитие этнокультурного и языкового многообразия, поддержка государственных и официальных языков;
7) государственная поддержка социально значимых проектов национально-культурных объединений и укрепление материально-технической базы домов дружбы;
8) оказание услуг (выполнение работ) в сфере сохранения и развития этнических культурных традиций, национально-культурного взаимодействия, поддержка народного творчества - одного из значимых источников духовного и культурного развития, как важной составляющей уникальности региона.
Целью подпрограммы N 2 "Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" является обеспечение поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Для достижения цели подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
1. Создание условий для участия общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.
2. Содействие сохранению самобытных культур и традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Мероприятия подпрограммы, направленные на решение обозначенных задач, предусматривают:
1) организацию мероприятий, направленных на увеличение вовлеченности общественных организаций коренных малочисленных народов Севера в реализацию государственной национальной политики Российской Федерации;
2) государственную поддержку деятельности некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера, укрепление материально-технической базы общин коренных малочисленных народов Севера и Республики Саха (Якутия);
3) мониторинг участия общественных организаций коренных малочисленных народов Севера в мероприятиях, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Целью подпрограммы N 3 "Поддержка казачьих обществ в Республике Саха (Якутия)" является развитие российского казачества в Республике Саха (Якутия).
Для достижения цели подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
1. Содействие привлечению российского казачества к гражданской и иной службе.
2. Развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества.
Мероприятия подпрограммы, направленные на решение обозначенных задач, предусматривают:
1) проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности казачьих обществ;
2) содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении задач государственного, регионального и местного значения;
3) информационная поддержка и популяризация деятельности казачьих обществ;
4) государственная поддержка социально значимых программ (проектов) по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ;
5) реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры, культурного наследия казачества.
6) реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры, культурного наследия казачества.
Целью подпрограммы N 4 "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма" является создание условий, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество; профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве.
Для достижения цели подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
1. Научно-методическое и информационное сопровождение, реализация мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Саха (Якутия).
2. Профилактика и предупреждение распространения ксенофобии, националистической идеологии, религиозной и расовой нетерпимости, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти, подрыв общественно-политической стабильности и целостности Российской Федерации.
Мероприятия подпрограммы, направленные на решение обозначенных задач, предусматривают:
1) проведение тренингов, лекций по изучению русского языка, культуры, законодательства Российской Федерации;
2) организация мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, формирование положительного образа мигрантов;
3) комплексные интеграционно-адаптационные мероприятия, направленные на включение зарубежных трудовых мигрантов в новую для них культурную среду и систему социальных отношений;
4) мониторинг состояния конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, проведение организационно-профилактических мероприятий по предотвращению экстремизма и терроризма.
Раздел 3. Общая характеристика участия муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в реализации государственной программы
В соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений" к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Законом Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2014 г. 1367-3 N 291-V "О закреплении за сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) вопросов местного значения" также закрепляется ответственность глав сельских поселений в области межнациональных отношений.
Во всех органах местного самоуправления Республики Саха (Якутия) созданы координационные и совещательные органы при главах муниципальных районов и городских округов: консультативные советы по делам национальностей, комиссии по вопросам религиозных объединений, советы по религиозным и национальным вопросам.
В рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" муниципальные образования республики участвуют в решении вопросов по обеспечению межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, сохранению самобытной культуры, этнокультурному и духовному развитию народов Республики Саха (Якутия), созданию условий, способствующих социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Саха (Якутия), профилактике экстремизма.
Раздел 4. Перечень и сведения о целевых индикаторах (показателях) государственной программы
Перечень целевых индикаторов (показателей) содержит прогнозируемые значения целевых индикаторов (показателей), соответствующие целям и задачам в целом государственной программы, подпрограмм и основных мероприятий по реализации государственной программы.
Целевые индикаторы государственной программы:
1. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности населения Республики Саха (Якутия).
2. Уровень общероссийской гражданской идентичности.
3. Доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера.
4. Количество членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ.
5. Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Республики Саха (Якутия).
Целевые индикаторы характеризуют ход реализации, решение основных задач и достижение цели государственной программы и являются целевыми показателями подпрограмм "Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации", "Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)", "Поддержка казачьих обществ в Республике Саха (Якутия)", "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма".
Целевые индикаторы основных мероприятий государственной программы:
Целевые индикаторы (показатели) "Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства", "Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России", "Численность участников мероприятий клубных формирований самодеятельного народного творчества в местах компактного проживания малочисленных народов Севера", "Количество общин и иных объединений коренных малочисленных народов Севера, получивших поддержку на развитие традиционных отраслей хозяйства", "Количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов Севера", "Количество членов казачьих обществ, прошедших вневойсковую подготовку во время их пребывания в запасе", "Количество участников мероприятий по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ", "Количество участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, в отчетном году" и "Доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень Республики Саха (Якутия)" соответствуют целевым показателям (индикаторам), предусмотренным государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Перечень и сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведены в приложении N 1 к настоящей государственной программе.
Раздел 5. Финансовое обеспечение государственной программы
Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Финансирование мероприятий государственной программы также может осуществляться за счет средств:
субсидий федерального бюджета бюджету субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств на реализацию мероприятий по государственной программе;
внебюджетных источников от оказания услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности учреждений, участвующих в реализации мероприятий государственной программы.
Объем финансового обеспечения Программы - 598 419,37 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 107 714,79 тыс. руб.;
2021 год - 108 880,79 тыс. руб.;
2022 год - 108 880,79 тыс. руб.;
2023 год - 134 658,00 тыс. руб.;
2024 год - 138 285,00 тыс. руб.;
а) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 464 234, 97 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 76 319,99 тыс. руб.;
2021 год - 77 485,99 тыс. руб.;
2022 год - 77 485,99 тыс. руб.;
2023 год - 114 658,00 тыс. руб.;
2024 год - 118 285,00 тыс. руб.;
б) за счет средств федерального бюджета - 34 184,40 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 11 394,80 тыс. руб.;
2021 год - 11 394,80 тыс. руб.;
2022 год - 11 394,80 тыс. руб.;
2023 год - 0,00 тыс. руб.;
2024 год - 0,00 тыс. руб.;
в) за счет средств местных бюджетов - 0,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 0,00 тыс. руб.;
2021 год - 0,00 тыс. руб.;
2022 год - 0,00 тыс. руб.;
2023 год - 0,00 тыс. руб.;
2024 год - 0,00 тыс. руб.;
г) за счет внебюджетных средств - 100 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 год - 20 000,00 тыс. руб.;
2021 год - 20 000,00 тыс. руб.;
2022 год - 20 000,00 тыс. руб.;
2023 год - 20 000,00 тыс. руб.;
2024 год - 20 000,00 тыс. руб.
Финансовое обеспечение государственной программы в разрезе источников финансирования реализации государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), подпрограммам, основным мероприятиям, а также по годам реализации государственной программы) приведено в приложении N 2 к настоящей государственной программе.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и иных источников подлежат ежегодной корректировке с учетом возможности государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и объемов иных источников.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Укрепление общероссийской
гражданской идентичности и
этнокультурное развитие народов
в Республике Саха (Якутия) на
2020 - 2024 годы"
Перечень и сведения
о целевых индикаторах (показателях) государственной программы Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
N |
Наименование показателя (индикатора) подпрограммы |
Единица измерения |
Ответственный исполнитель государственной программы (ИОГВ) |
Значения показателей |
||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
"Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" | ||||||||
1 |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общей численности населения Республики Саха (Якутия) |
% |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
73,3 |
73,5 |
73,7 |
74,0 |
74,3 |
2 |
Уровень общероссийской гражданской идентичности |
% |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
3 |
Доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, в общем количестве опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера |
% |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
4 |
Количество членов казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ |
человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
475 |
477 |
479 |
481 |
483 |
5 |
Доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности жителей Республики Саха (Якутия) |
% |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
57,0 |
57,2 |
57,3 |
57,4 |
57,5 |
Подпрограмма N 1. Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации | ||||||||
1.1. Укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации | ||||||||
1.1.1 |
Количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданства |
тысяча человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
35,8 |
35,9 |
36,0 |
36,1 |
36,2 |
1.2. Этнокультурное и духовное развитие народов Республики Саха (Якутия) | ||||||||
1.2.1 |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия |
тысяча человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
38,4 |
38,5 |
38,6 |
38,7 |
38,8 |
Подпрограмма N 2. Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) | ||||||||
2.1. Создание условий для участия общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы | ||||||||
2.1.1 |
Количество участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов Севера |
человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
1620 |
1670 |
1720 |
1770 |
1820 |
2.1.2 |
Количество общин и иных объединений коренных малочисленных народов Севера, получивших поддержку на развитие традиционных отраслей хозяйства |
единиц |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
35 |
37 |
38 |
39 |
40 |
2.2. Содействие сохранению самобытных культур и традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) | ||||||||
2.2.1 |
Численность участников мероприятий клубных формирований самодеятельного народного творчества в местах компактного проживания малочисленных народов Севера |
человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
12810 |
12830 |
12850 |
12870 |
12890 |
Подпрограмма N 3. Поддержка казачьих обществ Республики Саха (Якутия) | ||||||||
3.1. Содействие привлечению российского казачества к гражданской и иной службе | ||||||||
3.1.1 |
Количество членов казачьих обществ, прошедших вневойсковую подготовку во время их пребывания в запасе |
человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
282 |
284 |
286 |
290 |
292 |
3.2. Развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества | ||||||||
3.2.1 |
Количество участников мероприятий по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ |
человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
3625 |
3650 |
3675 |
3690 |
3705 |
Подпрограмма N 4. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма | ||||||||
4.1. Научно-методическое и информационное сопровождение, реализация мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Саха (Якутия) | ||||||||
4.1.1 |
Количество участников мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, в отчетном году |
человек |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
455 |
485 |
515 |
545 |
575 |
4.2. Профилактика и предупреждение распространения ксенофобии, националистической идеологии, религиозной и расовой нетерпимости, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти, подрыв общественно-политической стабильности и целостности Российской Федерации | ||||||||
4.2.1 |
Доля конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений, вышедших на уровень Республики Саха (Якутия) |
% |
Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Саха (Якутия)
"Укрепление общероссийской
гражданской идентичности и
этнокультурное развитие народов
в Республике Саха (Якутия) на
2020 - 2024 годы"
Финансовое обеспечение
реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
N |
Статус структурного элемента |
Наименование целевой статьи (мероприятия государственной программы) |
Источник финансирования |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Программа |
Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы |
Всего: |
107 714,79 |
108 880,79 |
108 880,79 |
134 658,00 |
138 285,00 |
Государственный бюджет РС (Я) |
76 319,99 |
77 485,99 |
77 485,99 |
114 658,00 |
118 285,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
75 469,14 |
76 635,14 |
76 635,14 |
108 807,15 |
112 434,15 |
|||
ГРБС Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) |
850,85 |
850,85 |
850,85 |
5 850,85 |
5 850,85 |
|||
Федеральный бюджет |
11 394,80 |
11 394,80 |
11 394,80 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
20 000,00 |
20 000,00 |
20 000,00 |
20 000,00 |
20 000,00 |
|||
1 |
Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на основе ценностей российской нации |
Всего: |
94 904,14 |
96 070,14 |
96 070,14 |
119 957,15 |
122 884,15 |
|
Государственный бюджет РС (Я) |
74 904,14 |
76 070,14 |
76 070,14 |
99 957,15 |
102 884,15 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
74 904,14 |
76 070,14 |
76 070,14 |
99 957,15 |
102 884,15 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
20 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
|||
1.1 |
Основное мероприятие |
Укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации |
Всего: |
143,70 |
143,70 |
143,70 |
11 893,70 |
11 393,70 |
Государственный бюджет РС (Я) |
143,70 |
143,70 |
143,70 |
11 893,70 |
11 393,70 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
143,70 |
143,70 |
143,70 |
11 893,70 |
11 393,70 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
1.2 |
Основное мероприятие |
Этнокультурное и духовное развитие народов Республики Саха (Якутия) |
Всего: |
94 760,44 |
95 926,44 |
95 926,44 |
108 063,45 |
111 490,45 |
Государственный бюджет РС (Я) |
74 760,44 |
75 926,44 |
75 926,44 |
88 063,45 |
91 490,45 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
74 760,44 |
75 926,44 |
75 926,44 |
88 063,45 |
91 490,45 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
20 000,00 |
20 000,00 |
20 000,00 |
20 000,00 |
20 000,00 |
|||
2 |
Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Всего: |
12 385,65 |
12 385,65 |
12 385,65 |
8 240,85 |
8 190,85 |
|
Государственный бюджет РС (Я) |
990,85 |
990,85 |
990,85 |
8 240,85 |
8 190,85 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
140,00 |
140,00 |
140,00 |
2 390,00 |
2 340,00 |
|||
ГРБС Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) |
850,85 |
850,85 |
850,85 |
5 850,85 |
5 850,85 |
|||
Федеральный бюджет |
11 394,80 |
11 394,80 |
11 394,80 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
2.1 |
Основное мероприятие |
Создание условий для участия общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы |
Всего: |
10 635,65 |
10 635,65 |
10 635,65 |
6 600,85 |
5 850,85 |
Государственный бюджет РС (Я) |
850,85 |
850,85 |
850,85 |
6 600,85 |
5 850,85 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
750,00 |
0,00 |
|||
ГРБС Министерство по развитию Арктики и делам народов Севера РС (Я) |
850,85 |
850,85 |
850,85 |
5 850,85 |
5 850,85 |
|||
Федеральный бюджет |
9 784,80 |
9 784,80 |
9 784,80 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
2.2 |
Основное мероприятие |
Содействие сохранению самобытных культур и традиций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) |
Всего: |
1 750,00 |
1 750,00 |
1 750,00 |
1 640,00 |
2 340,00 |
Государственный бюджет РС (Я) |
140,00 |
140,00 |
140,00 |
1 640,00 |
2 340,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
140,00 |
140,00 |
140,00 |
1 640,00 |
2 340,00 |
|||
Федеральный бюджет |
1 610,00 |
1 610,00 |
1 610,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
3 |
Поддержка казачьих обществ Республики Саха (Якутия) |
Всего: |
385,00 |
385,00 |
385,00 |
3 220,00 |
3 120,00 |
|
Государственный бюджет РС (Я) |
385,00 |
385,00 |
385,00 |
3 220,00 |
3 120,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
385,00 |
385,00 |
385,00 |
3 220,00 |
3 120,00 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
3.1 |
Основное мероприятие |
Содействие привлечению российского казачества к гражданской и иной службе |
Всего: |
145,00 |
145,00 |
145,00 |
1 350,00 |
1 750,00 |
Государственный бюджет РС (Я) |
145,00 |
145,00 |
145,00 |
1 350,00 |
1 750,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
145,00 |
145,00 |
145,00 |
1 350,00 |
1 750,00 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
3.2 |
Основное мероприятие |
Развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества |
Всего: |
240,00 |
240,00 |
240,00 |
1 870,00 |
1 370,00 |
Государственный бюджет РС (Я) |
240,00 |
240,00 |
240,00 |
1 870,00 |
1 370,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
240,00 |
240,00 |
240,00 |
1 870,00 |
1 370,00 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
4 |
Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в Республике Саха (Якутия). Профилактика экстремизма |
Всего: |
40,00 |
40,00 |
40,00 |
3 240,00 |
4 090,00 |
|
Государственный бюджет РС (Я) |
40,00 |
40,00 |
40,00 |
3 240,00 |
4 090,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
40,00 |
40,00 |
40,00 |
3 240,00 |
4 090,00 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
4.1 |
Основное мероприятие |
Научно-методическое и информационное сопровождение, реализация мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов в Республике Саха (Якутия) |
Всего: |
40,00 |
40,00 |
40,00 |
2 740,00 |
3 340,00 |
Государственный бюджет РС (Я) |
40,00 |
40,00 |
40,00 |
2 740,00 |
3 340,00 |
|||
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
40,00 |
40,00 |
40,00 |
2 740,00 |
3 340,00 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
4.2 |
Основное мероприятие |
Профилактика и предупреждение распространения ксенофобии, националистической идеологии, религиозной и расовой нетерпимости, направленных на разжигание межнациональной вражды и ненависти, подрыв общественно-политической стабильности и целостности Российской Федерации |
Всего: |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
750,00 |
ГРБС Министерство по внешним связям и делам народов РС (Я) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
500,00 |
750,00 |
|||
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Местные бюджеты |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
Внебюджетные средства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 г. N 884 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2020 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 декабря 2019 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 20 декабря 2019 г. N 47
Указом Главы Республики Саха от 23 сентября 2021 г. N 2063 настоящий документ признан утратившим силу с 23 сентября 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 г. N 1914
Изменения вступают в силу с 25 июня 2021 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 1681
Изменения вступают в силу с 25 февраля 2021 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2020 г. N 1417
Изменения вступают в силу с 18 сентября 2020 г.
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2020 г. N 1024
Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.